7700

Исторический обзор организационных форм обучения

Лекция

Педагогика и дидактика

Тема: Исторический обзор организационных форм обучения Под организационной формой обучения понимают способ внешней организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения (например: урок, факультатив, экскурсия, консультация, дополнительные ...

Русский

2013-01-27

65.5 KB

65 чел.

Тема: Исторический обзор организационных форм обучения

Под организационной формой обучения понимают способ внешней организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения (например: урок, факультатив, экскурсия, консультация, дополнительные занятия и т.п.)

Индивидуальная форма обучения

Исторически это была самая первая форма обучения (в первобытном обществе, в античных государствах), когда ученик общался с учителем один на один и все задания выполнял индивидуально. В настоящее время эта форма обучения используется при работе с отстающими учениками при репетиторстве.

Достоинства:

  1.  это обучение позволяет индивидуализировать содержание методы, темпы учебной деятельности детей;
  2.  следить за продвижением ребёнка от незнания к знанию, вносить вовремя коррекции как в деятельность ученика, так и учителя.

Недостатки:

  1.  неэкономичность;
  2.  ограниченность влияния учителя;
  3.  ограниченность сотрудничества с другими учениками;

Индивидуально - групповая форма обучения

Учитель занимается с группой детей обычно разного возраста и уровня подготовки. При этом учебная работа оставалась индивидуальной и проводилась учителем с каждым учеником поочередно, остальные ученики занимались своими делами. Эта форма была распространена еще в Средневековье в иезуитских и рыцарских школах.

Прием детей в школы шёл в любое время года. Принимали учащихся любого возраста. Уже к концу 16 началу 17 вв. эта форма обучения не отвечала потребностям общества.

Недостатки:

  1.  подавляющее большинство детей не охвачены обучением
  2.  дети, охваченные обучением, приобретали простейшие навыки чтения, письма, счета

Классно- урочная форма обучения

Развитие промышленности потребовало большого количества квалифицированных кадров, поэтому эта форма пришла на смену индивидуально-групповой. Зародилась она в 16 в. в Украине и в Белоруссии в братских школах (братские школы - это учебные заведения при братствах -объединения православных горожан во Львове, Вальне, Могилёве, Киеве, Луцке).

А в 17в. Я.А. Коменский разработал теоретические основы классно-урочной системы. Достоинства этой формы обучения способствовали её быстрому распространению и сейчас она является преобладающей в школах во всем мире.

Достоинства:

  1.  чёткая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса.
  2.  простое управление этой формой обучения;
  3.  возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, поиска решения задач;

4)  постоянное эмоциональное воздействие личности учителя, их воспитание в процессе обучения:

  1.  экономичность обучения, т. к. учитель работает одновременно с большой группой учащихся;
  2.  систематичность и последовательность в движении от незнания к знанию. Недостатки:
  3.  ограниченное количество обучаемых;
  4.  ориентированность на среднего ученика; высокая трудность обучения для слабого ученика;

3)  торможение развития сильного учащегося

4) невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся — поэтому не прекращаются попытки усовершенствовать урок.

Белл - ланкастерская система

Эта система появилась в начале 19в. в период бурного роста промышленности, потребовавшего большого количества грамотных рабочих в Англии и Индии. Эта система взаимного обучения. При этой системе более успевающие старшие ученики сначала с утра изучали материал под руководством учителя, а затем, получив инструкцию после обеда обучали младших учеников. Это позволяло осуществлять массовое обучение детей малым количеством учителей. Один учитель мог обучать 200-300 учеников разного возраста, что не обеспечивало необходимого уровня подготовки учеников, он был крайне низким.

Мангеймская форма обучения

В конце 19века в Германии в г.Мангейме возникла эта система дифференцированного обучения детей. Автор системы - немецкий педагог И.А. Зиккенгер. По этой системе в школе проводилось деление детей по уровню интеллектуального развития и создавалось 4 вида классов:

1)основной (нормальный 8 лет) для детей со средними интеллектуальными способностями;

2)поддерживающий (класс развития 4 года) - для слабых, малоспособных учеников, которые обычно не заканчивают школу

3)вспомогательный (4 года) - для детей, отстающих в умственном развитии

4)переходный (класс иностранного языка; 6 лет) для наиболее способных учеников, которые желали продолжать обучение в реальных школах и гимназиях.

Отбор детей производился на основе психометрических обследований, характеристик учителей и результатов экзаменов. В начале предполагалось, что в процессе обучения учащиеся из более слабых классов по мере подготовленности смогут переходить в классы более высокого уровня. На практике таких переходов не наблюдалось из-за того, что такая система обучения не давала возможности слабым ученикам быстрее развиваться и достигать более высокого уровня.

Вначале эта система имела много сторонников в разных странах Европы и США. Однако от нее быстро отказались ввиду явных недостатков. Элементы этой системы в наст. время сохранились в школах США, где детей разделяют на классы способных учеников и медленно обучающихся.

В нашей стране элементы этой формы тоже нашли своё отражение в специальных школах для одарённых детей; школах нового типа (гимназиях, лицеях), ведущих обучение учащихся на более высоком уровне общего развития и обученности.

Батавская форма обучения:

Появилась в США в конце 19 в. Она представляла собой попытку исправить недостатки классно-урочной формы, такие как ориентированность на среднего ученика и недостаточный учет индивидуальных особенностей детей. Занятия делились на две части:

1 часть: проведение обычных уроков с целым классом под руководством учителя

2 часть: индивидуальные занятия с теми учащимися, которые не успевают и затрудняются в освоении материала или с теми, кто желает и может глубже изучить предлагаемый материал. Со способными учениками занимался сам учитель, а с отстающими учениками - помощник учителя.

Дальтон план (лабораторная форма обучения)

Он возник в 1905 г. в американском городе Дальтон, от которого и получил свой название. Эту форму ещё называют лабораторной системой обучения или системой мастерских. Автором являлась Елена Паркхерст. Дальтон-план форма индивидуализированного обучения, приспособленная к возможностям и способностям каждого ученика. Обучение организовано так, что преобладает самостоятельная учебная деятельность ученика, а роль учителя состоит в организации этой деятельности. Обычных классов нет - их заменяют предметные лаборатории и мастерские, где ученики выполняют индивидуальные задания и могут получать помощь учителя, который постоянно там находится.

Учащиеся получают в начале учебного года по каждому предмету одно задание, рассчитанное на целый год. Задание разбито по месяцам, неделям и дням с указанием сроков выполнения и отчетов. Ученики также получают все необходимые учебные пособия и различные письменные инструкции, которые содержат подробные указания по выполнению заданий. Жёсткого расписания нет и учащиеся сами выбирают, в каком темпе, чем и когда заниматься. Предусмотрены и общие уроки-конференции по одному часу в день, а также групповые занятия гимнастикой, музыкой, домоводством. Проводится регулярный контроль за выполнением учебного плана. На каждого учащегося вводится специальная карточка и учитель ежемесячно вывешивает для всеобщего ознакомления таблицу с результатами выполнении учащимися заданий.

Дальтон - план вначале привлёк внимание педагогов во всём мире. В СССР в 1920-1930-е гг. он широко применялся в модифицированном виде под названием бригадно - лабораторного метода обучения. Учащиеся разбивались на группы (бригады), которые самостоятельно выполняли задания в лабораториях и мастерских, готовили доклады, решали задачи, а отчитывались об их выполнении коллективно. Роль учителя сводилась в основном к выдаче задания и к контролю. Эта форма обучения вначале стала повсеместно насаждаться как единственная форма в советских школах. Но её применение приводило к обезличиванию работы учеников, снижению роли учителя. Резко снижался уровень подготовки учащихся, т.к. им было трудно самостоятельно справиться с заданиями без объяснения учителя. Поэтому в 1932г. в Постановлении ЦК ВКП (б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» эта форма обучения была подвергнута критике, осуждена и от нее отказались.

Недостатки:

1)  знания учеников были мало систематизированы, часто фрагментарны

2) ученики затрачивали много сил и времени на выполнение отдельных заданий, испытывали трудности при выполнении отдельных заданий.

Достоинства:

1) приспособление темпа обучения к реальным возможностям учеников

2) учёт их индивидуальности

3) развитие самостоятельности и инициативы, умения анализировать работу

Хотя от дальтон-плана отказались, некоторые его элементы и сейчас присутствуют в работе школ США.

Метод проектов

Эту систему обучения создал в США профессор педагогического колледжа У.X. Килпатрик в нач. 20 в. Метод проектов получил широкое распространение в 20-х годах прошлого века в советской школе. В основе системы лежала педагогическая концепция Дж. Дьюи «обучение путем делания» Идея У.X Килпатрика состояла в организации активной деятельности учащихся в социальном окружении. Знания и умения учащиеся должны получить в ходе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий практического характера - проектов. Проекты введены вместо традиционных предметов Темы проектов брались из жизненного окружения, например, «Как тётя Таня выращивает такие прекрасные розы?». Причём темы увязывались с интересами детей и обычно они их сами предлагали. Важным моментом при выборе проекта являлась мотивация учеников.

Метод проектов получил широкое распространение, по нему в 1920-е гг. обучалось до 35 000 детей в каждом американском Штате. Однако уже в те годы этот метод подвергался критике за то, что многие проекты не имеют образовательной ценности.

В советской школе метод проектов наряду с бригадно- лабораторной формой обучения был достаточно распространён в довоенное время. В ходе разработки того или иного проекта учащиеся получали сведения по разным учебным предметам. Например: проект «Отопление»-дети знакомились с существующими способами отопления помещений, с видами топлива, изучали некоторые вопросы теплофизики, гидравлики, химии, горения, черчения, геометрии.

Основной недостаток этой системы - приобретаемые знания отрывочны и мало систематизированы. В последние годы метод проектов вновь привлекает внимание педагогов возможностью придать учебному процессу большую индивидуальную направленность, а ученику проявить инициативу в выборе проекта и его реализации.

Идея свободного воспитания школы М. Монтессори

Эта школа создана итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори после многолетней педагогической работы с психически неполноценными и отстающими в развитии детьми. Считают, что основой обучения младших школьников должны быть занятия с дидактическим материалом в специально организованной окружающей среде, позволяющей осуществить эффективное сенсорное воспитание детей, поэтому главная форма занятий - самостоятельные учебные занятия. Дидактический материал обеспечивает самостоятельное обучение в ходе работы с ним ребёнка: он сам обнаруживает свои ошибки и исправляет их. Взаимодействие учителя и ребёнка основывается на правиле: «Помоги мне это сделать самому. Целенаправленная работа в школе М. Монтессори по развитию у детей зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния и двигательной активности продемонстрировала впечатляющие результаты их общего развития.

Идея свободного воспитания, успешно реализованная в школе М. Монтессори, привлекла в наше время множество сторонников и последователей во всём мире.

Йена — плана — шуле.

Это школьное пед. движение в Зап. Европе- система организации работы школы, разработанная в 1920-х гг. профессором Йенского университета П. Петерсеном (1884-1954). С конца 40-х гг. прошлого века стали открываться такие школы и дет. сады сначала в ГДР, а затем в ФРГ. Особенности этих школ:

1) классно - урочная система заменена «воспитательной общиной», в основе которой лежит уважение к личности ребёнка в сочетании со свободой и самостоятельностью.

2) вместо классов созданы «штамм - группы» из детей 4 -ех возрастов численностью (каждая) до 40 человек. В такой «штамм - группе» каждый год происходит ротация - старшие дети переходят в следующую «штамм - группу», где они станут младшими. В таких группах старшие дети опекают младших, помогают им, командуют ими. Такая организация совместной учёбы и общения детей разного возраста дает большой обучающий и воспитательный эффект.

3) в расписании уроков через каждые 2-3 урока вся штамм - группа собирается вместе в своей комнате, где проводится самоподготовка и взаимопроверка заданий. Обсуждение и выполнение домашних заданий, обмен впечатлениями.

4) домашние задания даются сразу на неделю комплексно

5) учебный день состоит из учебных заданий, выполнения трудовых заданий, бесед, игр. подготовки к праздникам.

6) каждая штамм-группа выпускает свой красочно оформленный календарь на год с описанием состава группы, плана работы на год, увлечениями и интересами детей.

Коллективная система обучения от А. Г. Ривина до Л. Трампа

В 1918г. учитель А.Г. Ривин в сельской школе под Киевом провёл интересный опыт коллективного обучения учеников. Он в течение года обучал 40 детей разного возраста от 10-16 лет. Ученики работали индивидуально, в парах и в микрогруппах: изучали материал по учебникам, конспектировали, решали задачи, разучивали стихотворения, готовили доклады, отчитывались в приобретённых знаниях перед учителем и друг перед другом. Изучив тему, ученики объясняли её другим членам группы, а также сами получали объяснения своих товарищей. Обычного расписания занятий и традиционных уроков не было.

В результате такого обучения за 1 год каждый ученик успел освоить программу 3-4 классов обучения. Коллективное самообучение разновозрастных детей при руководящей роли учителя способствовало быстрому и эффективному развитию учеников: малоразвитые сельские подростки за один год научились логически мыслить, анализировать тексты, доказывать и рассуждать.

Однако этот опыт коллективного обучения не был тогда своевременно замечен и оценен.

В сер. 50-х гг 20 в. в США профессором Л. Трампом была разработана новая форма обучения, получившая название «План Трампа» («обучение в коллективах»). По этому плану в школе вводятся 3 формы организации учебной работы:

  1.  индивидуальная работа в учебных кабинетах и лабораториях
  2.  групповая по 10-15 человек
  3.  лекционная для 100-150 чел.

Лекции читаются профессором и высококвалифицированными преподавателями с использованием современных ТСО. Затем материал лекции прорабатывают и обсуждают в небольших группах учащихся и на семинарах под руководством рядового учителя. Индивидуальная работа проводится в учебных кабинетах и лабораториях. На лекции отводится около 40% учебного времени, на занятия в группах 20%, для индивидуальной работы 40%. Обычных классов и традиционных уроков нет, а состав групп учащихся часто меняется.

Этот план не получил широкого распространения в США и в настоящее время по нему работают лишь некоторые экспериментальные школы.

Вывод: подводя итог краткому рассмотрению истории организационных форм обучения, следует обратить внимание на то, что в истории педагогики очень много поучительных примеров - как надо и как не надо делать, в ней можно найти многое из того, что в наше время выдается за новации. Следует помнить известный педагогический афоризм «В педагогике всё новое - это хорошо забытое старое». Почти всё уже было в школах до нас, перепробовано за прошедшие столетия. И почти всё отменено за ненадобностью и неэффективностью. Школа - это очень консервативный инструмент, благодаря этому она и выстояла, продолжает развиваться. Не следует поддаваться нововведению директоров, стремящихся «прославить» свою школу любыми средствами, кроме одного: добротными знаниями и учениками. Необходимо относиться с осторожностью к нововведениям, опираясь на знания педагогики, учитывать опыт многих поколений учителей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71928. Архитектура Древнего Египта 188.5 KB
  Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм примыкавший к пирамиде с восточной стороны. Заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине строившимся там куда доходили воды нильских разливов.
71929. Николай I 148 KB
  В период царствования Николая I Россия участвовала в войнах: Кавказской войне 1817-1864 гг. Военизированная атмосфера Петербурга с ранних лет определила увлечение Николая военным делом особенно тем что касалось его внешней парадной стороны.
71931. Основные неисправности жестких дисков и способы их устранения 121.5 KB
  Жесткий диск (винчестер) относится к группе устройств, предназначенных для хранения данных. Эта группа достаточно многочисленна, однако жесткий диск по праву занимает в ней первое место по объему информации, которую он способен хранить, и по необходимости присутствия.
71932. Обычаи делового оборота и иные обычаи, их роль в регулировании предпринимательских отношений 36.5 KB
  Следует особо обратить внимание на то что ГК включил новое для кодексов понятие обычаи делового оборота. Несомненно что ниша в правовом регулировании оставленная для обычаев делового оборота является признанием роли децентрализованных мер правового регулирования рынка в целом...
71933. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ 314 KB
  К ним относятся: перечни защищаемых сведений составляющих государственную по тематике государственного заказа если он выполняется организацией и коммерческую тайну; требуемые уровни безопасности информации обеспечение которых не приведет к превышению ущерба...