7700

Исторический обзор организационных форм обучения

Лекция

Педагогика и дидактика

Тема: Исторический обзор организационных форм обучения Под организационной формой обучения понимают способ внешней организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения (например: урок, факультатив, экскурсия, консультация, дополнительные ...

Русский

2013-01-27

65.5 KB

69 чел.

Тема: Исторический обзор организационных форм обучения

Под организационной формой обучения понимают способ внешней организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения (например: урок, факультатив, экскурсия, консультация, дополнительные занятия и т.п.)

Индивидуальная форма обучения

Исторически это была самая первая форма обучения (в первобытном обществе, в античных государствах), когда ученик общался с учителем один на один и все задания выполнял индивидуально. В настоящее время эта форма обучения используется при работе с отстающими учениками при репетиторстве.

Достоинства:

  1.  это обучение позволяет индивидуализировать содержание методы, темпы учебной деятельности детей;
  2.  следить за продвижением ребёнка от незнания к знанию, вносить вовремя коррекции как в деятельность ученика, так и учителя.

Недостатки:

  1.  неэкономичность;
  2.  ограниченность влияния учителя;
  3.  ограниченность сотрудничества с другими учениками;

Индивидуально - групповая форма обучения

Учитель занимается с группой детей обычно разного возраста и уровня подготовки. При этом учебная работа оставалась индивидуальной и проводилась учителем с каждым учеником поочередно, остальные ученики занимались своими делами. Эта форма была распространена еще в Средневековье в иезуитских и рыцарских школах.

Прием детей в школы шёл в любое время года. Принимали учащихся любого возраста. Уже к концу 16 началу 17 вв. эта форма обучения не отвечала потребностям общества.

Недостатки:

  1.  подавляющее большинство детей не охвачены обучением
  2.  дети, охваченные обучением, приобретали простейшие навыки чтения, письма, счета

Классно- урочная форма обучения

Развитие промышленности потребовало большого количества квалифицированных кадров, поэтому эта форма пришла на смену индивидуально-групповой. Зародилась она в 16 в. в Украине и в Белоруссии в братских школах (братские школы - это учебные заведения при братствах -объединения православных горожан во Львове, Вальне, Могилёве, Киеве, Луцке).

А в 17в. Я.А. Коменский разработал теоретические основы классно-урочной системы. Достоинства этой формы обучения способствовали её быстрому распространению и сейчас она является преобладающей в школах во всем мире.

Достоинства:

  1.  чёткая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса.
  2.  простое управление этой формой обучения;
  3.  возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, поиска решения задач;

4)  постоянное эмоциональное воздействие личности учителя, их воспитание в процессе обучения:

  1.  экономичность обучения, т. к. учитель работает одновременно с большой группой учащихся;
  2.  систематичность и последовательность в движении от незнания к знанию. Недостатки:
  3.  ограниченное количество обучаемых;
  4.  ориентированность на среднего ученика; высокая трудность обучения для слабого ученика;

3)  торможение развития сильного учащегося

4) невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся — поэтому не прекращаются попытки усовершенствовать урок.

Белл - ланкастерская система

Эта система появилась в начале 19в. в период бурного роста промышленности, потребовавшего большого количества грамотных рабочих в Англии и Индии. Эта система взаимного обучения. При этой системе более успевающие старшие ученики сначала с утра изучали материал под руководством учителя, а затем, получив инструкцию после обеда обучали младших учеников. Это позволяло осуществлять массовое обучение детей малым количеством учителей. Один учитель мог обучать 200-300 учеников разного возраста, что не обеспечивало необходимого уровня подготовки учеников, он был крайне низким.

Мангеймская форма обучения

В конце 19века в Германии в г.Мангейме возникла эта система дифференцированного обучения детей. Автор системы - немецкий педагог И.А. Зиккенгер. По этой системе в школе проводилось деление детей по уровню интеллектуального развития и создавалось 4 вида классов:

1)основной (нормальный 8 лет) для детей со средними интеллектуальными способностями;

2)поддерживающий (класс развития 4 года) - для слабых, малоспособных учеников, которые обычно не заканчивают школу

3)вспомогательный (4 года) - для детей, отстающих в умственном развитии

4)переходный (класс иностранного языка; 6 лет) для наиболее способных учеников, которые желали продолжать обучение в реальных школах и гимназиях.

Отбор детей производился на основе психометрических обследований, характеристик учителей и результатов экзаменов. В начале предполагалось, что в процессе обучения учащиеся из более слабых классов по мере подготовленности смогут переходить в классы более высокого уровня. На практике таких переходов не наблюдалось из-за того, что такая система обучения не давала возможности слабым ученикам быстрее развиваться и достигать более высокого уровня.

Вначале эта система имела много сторонников в разных странах Европы и США. Однако от нее быстро отказались ввиду явных недостатков. Элементы этой системы в наст. время сохранились в школах США, где детей разделяют на классы способных учеников и медленно обучающихся.

В нашей стране элементы этой формы тоже нашли своё отражение в специальных школах для одарённых детей; школах нового типа (гимназиях, лицеях), ведущих обучение учащихся на более высоком уровне общего развития и обученности.

Батавская форма обучения:

Появилась в США в конце 19 в. Она представляла собой попытку исправить недостатки классно-урочной формы, такие как ориентированность на среднего ученика и недостаточный учет индивидуальных особенностей детей. Занятия делились на две части:

1 часть: проведение обычных уроков с целым классом под руководством учителя

2 часть: индивидуальные занятия с теми учащимися, которые не успевают и затрудняются в освоении материала или с теми, кто желает и может глубже изучить предлагаемый материал. Со способными учениками занимался сам учитель, а с отстающими учениками - помощник учителя.

Дальтон план (лабораторная форма обучения)

Он возник в 1905 г. в американском городе Дальтон, от которого и получил свой название. Эту форму ещё называют лабораторной системой обучения или системой мастерских. Автором являлась Елена Паркхерст. Дальтон-план форма индивидуализированного обучения, приспособленная к возможностям и способностям каждого ученика. Обучение организовано так, что преобладает самостоятельная учебная деятельность ученика, а роль учителя состоит в организации этой деятельности. Обычных классов нет - их заменяют предметные лаборатории и мастерские, где ученики выполняют индивидуальные задания и могут получать помощь учителя, который постоянно там находится.

Учащиеся получают в начале учебного года по каждому предмету одно задание, рассчитанное на целый год. Задание разбито по месяцам, неделям и дням с указанием сроков выполнения и отчетов. Ученики также получают все необходимые учебные пособия и различные письменные инструкции, которые содержат подробные указания по выполнению заданий. Жёсткого расписания нет и учащиеся сами выбирают, в каком темпе, чем и когда заниматься. Предусмотрены и общие уроки-конференции по одному часу в день, а также групповые занятия гимнастикой, музыкой, домоводством. Проводится регулярный контроль за выполнением учебного плана. На каждого учащегося вводится специальная карточка и учитель ежемесячно вывешивает для всеобщего ознакомления таблицу с результатами выполнении учащимися заданий.

Дальтон - план вначале привлёк внимание педагогов во всём мире. В СССР в 1920-1930-е гг. он широко применялся в модифицированном виде под названием бригадно - лабораторного метода обучения. Учащиеся разбивались на группы (бригады), которые самостоятельно выполняли задания в лабораториях и мастерских, готовили доклады, решали задачи, а отчитывались об их выполнении коллективно. Роль учителя сводилась в основном к выдаче задания и к контролю. Эта форма обучения вначале стала повсеместно насаждаться как единственная форма в советских школах. Но её применение приводило к обезличиванию работы учеников, снижению роли учителя. Резко снижался уровень подготовки учащихся, т.к. им было трудно самостоятельно справиться с заданиями без объяснения учителя. Поэтому в 1932г. в Постановлении ЦК ВКП (б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» эта форма обучения была подвергнута критике, осуждена и от нее отказались.

Недостатки:

1)  знания учеников были мало систематизированы, часто фрагментарны

2) ученики затрачивали много сил и времени на выполнение отдельных заданий, испытывали трудности при выполнении отдельных заданий.

Достоинства:

1) приспособление темпа обучения к реальным возможностям учеников

2) учёт их индивидуальности

3) развитие самостоятельности и инициативы, умения анализировать работу

Хотя от дальтон-плана отказались, некоторые его элементы и сейчас присутствуют в работе школ США.

Метод проектов

Эту систему обучения создал в США профессор педагогического колледжа У.X. Килпатрик в нач. 20 в. Метод проектов получил широкое распространение в 20-х годах прошлого века в советской школе. В основе системы лежала педагогическая концепция Дж. Дьюи «обучение путем делания» Идея У.X Килпатрика состояла в организации активной деятельности учащихся в социальном окружении. Знания и умения учащиеся должны получить в ходе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий практического характера - проектов. Проекты введены вместо традиционных предметов Темы проектов брались из жизненного окружения, например, «Как тётя Таня выращивает такие прекрасные розы?». Причём темы увязывались с интересами детей и обычно они их сами предлагали. Важным моментом при выборе проекта являлась мотивация учеников.

Метод проектов получил широкое распространение, по нему в 1920-е гг. обучалось до 35 000 детей в каждом американском Штате. Однако уже в те годы этот метод подвергался критике за то, что многие проекты не имеют образовательной ценности.

В советской школе метод проектов наряду с бригадно- лабораторной формой обучения был достаточно распространён в довоенное время. В ходе разработки того или иного проекта учащиеся получали сведения по разным учебным предметам. Например: проект «Отопление»-дети знакомились с существующими способами отопления помещений, с видами топлива, изучали некоторые вопросы теплофизики, гидравлики, химии, горения, черчения, геометрии.

Основной недостаток этой системы - приобретаемые знания отрывочны и мало систематизированы. В последние годы метод проектов вновь привлекает внимание педагогов возможностью придать учебному процессу большую индивидуальную направленность, а ученику проявить инициативу в выборе проекта и его реализации.

Идея свободного воспитания школы М. Монтессори

Эта школа создана итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори после многолетней педагогической работы с психически неполноценными и отстающими в развитии детьми. Считают, что основой обучения младших школьников должны быть занятия с дидактическим материалом в специально организованной окружающей среде, позволяющей осуществить эффективное сенсорное воспитание детей, поэтому главная форма занятий - самостоятельные учебные занятия. Дидактический материал обеспечивает самостоятельное обучение в ходе работы с ним ребёнка: он сам обнаруживает свои ошибки и исправляет их. Взаимодействие учителя и ребёнка основывается на правиле: «Помоги мне это сделать самому. Целенаправленная работа в школе М. Монтессори по развитию у детей зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния и двигательной активности продемонстрировала впечатляющие результаты их общего развития.

Идея свободного воспитания, успешно реализованная в школе М. Монтессори, привлекла в наше время множество сторонников и последователей во всём мире.

Йена — плана — шуле.

Это школьное пед. движение в Зап. Европе- система организации работы школы, разработанная в 1920-х гг. профессором Йенского университета П. Петерсеном (1884-1954). С конца 40-х гг. прошлого века стали открываться такие школы и дет. сады сначала в ГДР, а затем в ФРГ. Особенности этих школ:

1) классно - урочная система заменена «воспитательной общиной», в основе которой лежит уважение к личности ребёнка в сочетании со свободой и самостоятельностью.

2) вместо классов созданы «штамм - группы» из детей 4 -ех возрастов численностью (каждая) до 40 человек. В такой «штамм - группе» каждый год происходит ротация - старшие дети переходят в следующую «штамм - группу», где они станут младшими. В таких группах старшие дети опекают младших, помогают им, командуют ими. Такая организация совместной учёбы и общения детей разного возраста дает большой обучающий и воспитательный эффект.

3) в расписании уроков через каждые 2-3 урока вся штамм - группа собирается вместе в своей комнате, где проводится самоподготовка и взаимопроверка заданий. Обсуждение и выполнение домашних заданий, обмен впечатлениями.

4) домашние задания даются сразу на неделю комплексно

5) учебный день состоит из учебных заданий, выполнения трудовых заданий, бесед, игр. подготовки к праздникам.

6) каждая штамм-группа выпускает свой красочно оформленный календарь на год с описанием состава группы, плана работы на год, увлечениями и интересами детей.

Коллективная система обучения от А. Г. Ривина до Л. Трампа

В 1918г. учитель А.Г. Ривин в сельской школе под Киевом провёл интересный опыт коллективного обучения учеников. Он в течение года обучал 40 детей разного возраста от 10-16 лет. Ученики работали индивидуально, в парах и в микрогруппах: изучали материал по учебникам, конспектировали, решали задачи, разучивали стихотворения, готовили доклады, отчитывались в приобретённых знаниях перед учителем и друг перед другом. Изучив тему, ученики объясняли её другим членам группы, а также сами получали объяснения своих товарищей. Обычного расписания занятий и традиционных уроков не было.

В результате такого обучения за 1 год каждый ученик успел освоить программу 3-4 классов обучения. Коллективное самообучение разновозрастных детей при руководящей роли учителя способствовало быстрому и эффективному развитию учеников: малоразвитые сельские подростки за один год научились логически мыслить, анализировать тексты, доказывать и рассуждать.

Однако этот опыт коллективного обучения не был тогда своевременно замечен и оценен.

В сер. 50-х гг 20 в. в США профессором Л. Трампом была разработана новая форма обучения, получившая название «План Трампа» («обучение в коллективах»). По этому плану в школе вводятся 3 формы организации учебной работы:

  1.  индивидуальная работа в учебных кабинетах и лабораториях
  2.  групповая по 10-15 человек
  3.  лекционная для 100-150 чел.

Лекции читаются профессором и высококвалифицированными преподавателями с использованием современных ТСО. Затем материал лекции прорабатывают и обсуждают в небольших группах учащихся и на семинарах под руководством рядового учителя. Индивидуальная работа проводится в учебных кабинетах и лабораториях. На лекции отводится около 40% учебного времени, на занятия в группах 20%, для индивидуальной работы 40%. Обычных классов и традиционных уроков нет, а состав групп учащихся часто меняется.

Этот план не получил широкого распространения в США и в настоящее время по нему работают лишь некоторые экспериментальные школы.

Вывод: подводя итог краткому рассмотрению истории организационных форм обучения, следует обратить внимание на то, что в истории педагогики очень много поучительных примеров - как надо и как не надо делать, в ней можно найти многое из того, что в наше время выдается за новации. Следует помнить известный педагогический афоризм «В педагогике всё новое - это хорошо забытое старое». Почти всё уже было в школах до нас, перепробовано за прошедшие столетия. И почти всё отменено за ненадобностью и неэффективностью. Школа - это очень консервативный инструмент, благодаря этому она и выстояла, продолжает развиваться. Не следует поддаваться нововведению директоров, стремящихся «прославить» свою школу любыми средствами, кроме одного: добротными знаниями и учениками. Необходимо относиться с осторожностью к нововведениям, опираясь на знания педагогики, учитывать опыт многих поколений учителей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43234. Інструментальне забезпечення технологічного процесу виготовлення деталі 530 KB
  Навчитись проектувати та проводити аналіз різального інструменту для забезпечення технологічного процесу виготовлення деталі Група: Курс: Студент Керівник проекту Вхідні дані: торець валу 80 матеріал валу сталь 35 Базовий інструмент Етапи виконання роботи Назва етапу Примітки заповнюється керівником роботи за необхідністю Строк виконання Оцінка за етап 1. Аналіз множини вихідних інструментальних поверхонь спряжених з базової поверхнею деталі що обробляється....
43235. Баня на 200 мест в городе Тамбов 421 KB
  Обоснование размещения на участке проектируемого здания Назначение здания особенности функционально-технологического процесса основные группы помещений зоны Конструктивная схема здания Приемы и средства архитектурной композиции и художественной выразительности здания
43236. Разработка привода скребкового транспортёра с одной цепью 1.85 MB
  Выбор твердости термической обработки и материала колес Для изготовления колёс выбираем сталь 45 термообработка улучшение до 192240НВ МПа МПа. Для изготовления шестерен выбираем сталь 40Х термообработка азотирование до 5559HRC твёрдость сердцевины зуба 2630HRC МПа МПа. Для колёс: МПа. Для шестерен: МПа.
43237. Лекции по общим разделам динамики материальной точки и механической системы 9.1 MB
  Дифференциальные уравнения движения материальной точки. Первая и вторая задача динамики. Алгоритмы их решения. Основной закон динамики относительного движения. Понятие о центре масс механической системы. Инерционные параметры твердого тела и механической системы. Дифференциальные уравнения движения механической системы в декартовой системе координат. Теорема о движении центра масс механической системы. Понятие о количестве движения материальной точки и механической системы...
43238. Дробильно-сортировочное предприятие 2.85 MB
  Передняя ходовая тележка состоит из собственной рамы, прицепного устройства, предназначенного для соединения с тягачом, рессор, оси с установленными на ней пневмоколесами. Соединение тележки с рамой агрегата осуществляется с помощью приваренной к раме цапфы, которую вставляют в центральное отверстие опорного основания тележки и крепят ригелем. Конструкция цапфы и ригеля позволяет транспортировать агрегат седельным тягачом. Задняя тележка прикреплена к раме агрегата с помощью подвесок.
43239. Определение нутриентного состава пищевых продуктов 540.5 KB
  В связи с этим в последние годы, к сожалению, безопасность человека в наибольшей степени определяется чистотой и доброкачественностью пищевых продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков, так как многие вредные загрязнители обладают канцерогенными, мутагенными, тератогенными и иммуноугнетающими действиями.
43240. Разработка технологического процесса крышки подшипника 600.5 KB
  Служебное назначение детали и основные технические требования Конструкторский контроль чертежа детали. Анализ технических условий детали Анализ технологичности конструкции детали
43241. Расчет и проектирование сварной металлоконструкции мостового крана 228.5 KB
  В настоящее время крановые конструкции изготавливаются в форме балочных систем, хотя раньше применяли фермы (было распространено в промышленности). Проектирование фермы начинается с выбора её рациональной системы. Система фермы зависит от назначения, основных требований к эксплуатации и общей компоновки конструкции. Часто рациональная система определяется на основе опытного проектирования, сравнения нескольких вариантов и выбора оптимального решения. В данной работе я произвожу расчет и проектирование конструкции мостового крана.
43242. Проектирование и исследование механизма качающегося контейнера 693 KB
  Курсовое проектирование имеет большое значение в развитии навыков самостоятельной творческой работы студентов, так как прививает им навыки научно-исследовательской работы, рационализации, изобретательства, пользования справочной литературой, ГОСТами, нормами, таблицами и номограммами, а также навыки производства расчетов и составления расчетно-пояснительных записок к проектам, их графического исполнения на чертежных листах с соблюдением всех положений, регламентируемых стандартом.