7701

Контроль результатов обучения

Реферат

Педагогика и дидактика

Тема: Контроль результатов обучения. План Функции контроля знаний Виды контроля Методы контроля Формы контроля знаний 1. Функции контроля знаний Контроль - обязательная часть процесса обучения, это инструмент, измеряющий резу...

Русский

2013-01-27

35.82 KB

91 чел.

Тема: Контроль результатов обучения.

План

  1.  Функции контроля знаний
  2.  Виды контроля
  3.  Методы контроля
  4.  Формы контроля знаний

1. Функции контроля знаний

Контроль - обязательная часть процесса обучения, это инструмент, измеряющий результаты учебной работы; он обеспечивает обратную связь, является средством корректировки учебного процесса.

Функции контроля:

  1.  воспитательная: это показ каждому ученику его достижений в работе, побуждение ответственно относиться к учению, воспитание трудолюбия и понимания необходимости систематически трудиться, выполнять все виды учебных заданий.

Особенное значение эта функция имеет в начальных классах, когда у младшего школьника еще не сформированы навыки регулярного учебного труда.

  1.  обучающая: углубление, повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний в ходе контроля; выявление искажений в понимании учебного материала; активизация мыслительной деятельности учащихся.
  2.  развивающая: развитие логического мышления в ходе контроля, когда требуется умение понять вопрос или задание, определить, что является причиной и следствием; развитие умений сопоставлять, сравнивать, обобщать и делать выводы; развитие умений и навыков при  решении графических, практических и экспериментальных заданий.
  3.  диагностическая: показ результатов обучения и воспитания школьников, уровня сформированности умений и навыков; выявление уровня соответствия знаний учащихся образовательному стандарту; установление пробелов в обучении, характера ошибок, объема необходимой коррекции процесса обучения; определение наиболее рациональных методов обучения и направление дальнейшего совершенствования учебного процесса; отражение результатов учительского труда, выявление недочетов в работе учителя; способствование совершенствованию педагогического мастерства учителя

Таким образом, контроль обеспечивает управление процессом обучения.

2. Виды контроля

      В школе применяют следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодический, итоговый.

Предварительный контроль: его применяют для определения исходного уровня обученности учащихся. На основе полученных результатов проводят адаптацию процесса обучения к особенностям данного конкретного учащегося.

Учителю начальных классов очень важно установить исходное соответствие познавательных возможностей каждого отдельного ученика, чтобы рационально организовывать процесс обучения. Трудность для учителя усугубляется тем, что уровень подготовки, поступающих в 1 класс существенно разный. Следовательно, хорошо подготовленных детей приходится искусственно тормозить, а с остальными учениками вести работу по доведению до необходимого уровня.

Предварительный контроль также осуществляется и перед изучением отдельных тем дисциплины, в начале учебного года или четверти. Цель его - ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету.

Текущий контроль: он осуществляется на каждом уроке, следовательно, оперативен, разнообразен по методам и формам. Текущий контроль состоит в наблюдениях за учебной деятельностью учеников, усвоением ими учебного материала, выполнением д/з, формированием учебных умений и навыков. Этот контроль выполняет функцию обратной связи, функцию подкрепления и мотивации.

По результатам текущего контроля учитель дает оценку учебной деятельности ученика и выставляет отметку. При этом следует учитывать возможное воздействие оценки на учебную работу ученика: если учитель решит, что отметка не произведет нужного воздействия, то он может ее не выставлять, а ограничиться оценочным суждением. При вынесении неудовлетворительной оценки учителю следует сначала выяснить причины плохого ответа и после этого решить, выставлять неудовлетворительную отметку или применить прием отсроченной оценки.

      Периодический (тематический) контроль: проводится обычно после изучения важных тем и больших разделов, а также в конце учебной четверти. Его цель - установить, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям учебной программы. Учащиеся в ходе такой проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное.

Специфика этого вида контроля:

  1.  ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать материал, исправить полученную ранее отметку.
  2.   при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний бал, а может учитывать лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие более низкие, что делает контроль более объективным.
  3.  возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его интерес к учению.

Формы проведения периодического контроля:

•      письменная к\р

•      диктант

•      изложение

•      тест

•      зачет и др.

Итоговый контроль:  он проводится в конце учебного года и имеет цель установить уровень подготовки, необходимый для продолжения обучения.

Формы итогового контроля:

•       к\р

•       тесты

•       сочинения

•       экзамены

По его итогам определяется успешность обучения по данному предмету и готовность ученика к дальнейшей учебе.

3.Методы контроля

Под методом контроля понимают способ действия учителя и учащихся для получения диагностической информации об эффективности процесса обучения.

 

Методы контроля:

1.   устный опрос - самый распространенный метод контроля, состоящий в устных ответах учащихся по изученному материалу. Устный опрос на уроке является не столько контролем знаний, сколько одной из разновидностей текущего повторения.

2.   письменный опрос - в нач. классах применяется реже, чем устный опрос; он постепенно вводится со 2-го класса и в старших классах он становится ведущим. Обычно он проводится в форме самостоятельной работы, диктанта, контрольной работы.

3.   проверка домашнего задания - этот метод контроля при обучении в нач. классах является ведущим, позволяющим ежедневно проверять усвоение материала, выявлять пробелы, корректировать  учебную  работу на последующих занятиях.

Формы проверки д/з: проверка всех тетрадей; выборочная беглая проверка тетрадей в ходе урока; взаимопроверка дом. работ, но к такой форме проверки детей надо готовить постепенно.

4.Формы контроля знаний

Традиционные формы контроля знаний:

- диктант                                             - устный зачет по текущей теме                    -тестовый контроль

- самостоятельная работа              - устный опрос у доски

- контрольная работа

Диктант - форма письменного контроля знаний и умений учащихся. С помощью диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся (например, терминологический диктант).

Самостоятельная работа - в качестве заданий могут выступать теоретические вопросы; задачи на проверку умения решать задачи; конкретные ситуации с целью проверить умение учащихся распознавать явления и т. д. Самостоятельная работа может состоять из 1 задания.

Письменная контрольная работа - в школе применяется от 2 до 8 вариантов, т.к. учителя стараются как можно лучше обеспечить самостоятельность выполнения заданий каждым учеником. Следовательно, увеличение количества времени для проверки учителем к/р. Есть трудности, связанные с составлением большого числа вариантов одинаковой сложности. Увеличивать самостоятельность при выполнении к/р следует не увеличением числа вариантов, а улучшением подготовки учащихся к ней. Задачи в к/р могут быть разными по сложности - это позволит учителю проверить, насколько полно учащиеся усвоили изучаемые темы, а если кто - то не справился с заданием целиком, то обладает ли он необходимым минимум знаний по теме или на каком уровне он усвоил материал темы. Задачи могут быть повышенной сложности, не обязательные для выполнения, но за их решение ученики получают дополнительную хорошую отметку, а учитель возможность выявить знания и умения учеников, не входящие в обязательные требования программы.

Устный опрос у доски - организуется по-разному, в зависимости от целей и содержания проверяемого материала: можно проверить выполнение д/з , выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов. При ответе ученику никто не мешает - учитель и класс комментируют ответы потом. Прерывать ученика можно лишь в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону. При оценке ответа ученика обращают внимание на правильность и полноту ответа, последовательность изложения, качество речи.

Тестовый контроль. По англ. слово "test" означает «проба», «испытание». Тест представляет собой набор определенных заданий и вопросов, предназначенных для выявления уровня усвоения учебного материала. Такие тесты называются тестами обученности (тестами достижений). Они направлены на определение уровня достигнутого школьником в процессе обучения.

Для младших классов разработаны комплекты тестов по всем предметам, особенно популярны тесты элементарных умений: скорости чтения, письма, устного счета.

В школе обычно используются тесты с выбором ответа на вопрос из предлагаемых вариантов (избирательный тест). Тесты, где требуется заполнить промежуток в тексте путем подстановки пропущенного слова, числа, формулы, знака (тест - подстановка). Тесты на установление соответствия между несколькими высказываниями (тест на соответствие).

По числу верных ответов можно определить коэффициент усвоения учебного материала.

Применяемые в школе тесты должны быть стандартными, т.е. предназначенными для всех школьников; валидными - т.е. данный тест обнаруживает и измеряет именно те ЗУН, которые хотел обнаружить и измерить автор теста; надежными - данный тест при многократном применении показывает одинаковые результаты в сходных условиях.

Тестирование в нач. школе имеет то преимущество, что позволяет учителю быстро получить срез уровня обученности для всего класса за несколько минут, поэтому тестирование можно использовать практически на каждом занятии. Длительность выполнения теста не должна превышать 8-10 мин в нач. школе.

Нетрадиционные формы контроля:

- матричный контроль

- рейтинговый контроль

Матричный контроль: учащимся раздаются разные варианты заранее заготовленных матриц с вопросами и выбрать надо из всех предложенных в матрице ответов только 1 правильный, фиксируя его знаком (+) или (х). По окончании учащимися работы педагог собирает матрицы с ответами и сравнивает с контрольной матрицей. За очень короткий срок времени можно проверить все работы учащихся и оценить их ответы.

Такой способ контроля знаний позволяет вести анализ типичных ошибок и вовремя корректировать учебный процесс.

Образец карточки заданий с ответами учащихся

Вопросы

Варианты ответов

1

2

3

4

5

+

+

+

Контрольная матрица

Вопросы

Варианты ответов

1

2

3

4

5

\\\

\\\

\\\\

\\\\ - отверстия, прорезанные в матрице для контроля правильных ответов

Достоинства матричного контроля:

  1.  экономия времени при проверке ответов
  2.  безошибочность оценки даже в случае усталости преподавателя

Недостатки:

  1.  большие затраты времени на подготовку матриц и карточек
  2.  большие материальные издержки (расход бумаги и краски на тиражирование карточек)

Рейтинговый контроль. В нашей стране рейтинговая система стала применяться в последние годы в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних общеобразовательных школах в порядке эксперимента.

Суть этой формы контроля состоит определении рейтинга ученика по определенному учебному предмету. Рейтинг понимается как уровень, положение, ранг учащегося, который он имеет по результатам обучения и контроля знаний. Иногда под рейтингом понимают «накопленную отметку».

Определение рейтинга ученика за один урок или даже за систему уроков по теме малопригодно, поэтому целесообразно использование этой формы контроля в системе, при обучении по циклу предметов, или по 1 предмету в течение всего года.

Все виды учебной работы учащихся оцениваются баллами. Заранее устанавливается, какой максимальный балл можно получить. Устанавливаются обязательные виды работ и их количество в четверти и учебном году. Заранее определяется максимальный суммарный балл на каждую календарную дату, за четверть, учебный год. Определяются виды работ, за которые можно получить дополнительные и поощрительные баллы (участие в олимпиадах). В этой системе учащиеся понимают, что добиться высокого рейтинга можно лишь при условии систематической учебы и выполнения всех видов работ.

Регулярно ведется суммарный учет полученных баллов и результаты доводятся до сведения учащихся. Затем определяется рейтинг учащегося, т.е. его положение по сравнению с другими учениками в классе, и делается вывод об успешности или нет результатов обучения. Обычно результаты выносятся для всеобщего обозрение на специальный лист, где указывается максимально возможный балл рейтинга на данную календарную дату и средний балл рейтинга по классу. Такая информация позволяет легче ориентироваться школьникам, учителям и родителям в результатах рейтингового контроля.

Регулярное определение рейтинга школьников значительно активизирует их, вносит элементы соревновательности.

Таблица рейтинга видов учебной работы по физике в 8 классе за четверть

Методы контроля

Кол-во   работ   в четверти

Максимальный   балл   за   один   вид контроля

Всего

1

Письменный опрос

10

8

80

2

к\р

2

15

30

3

с\р

2

10

20

4

лабораторные работы

2

5

10

5

вопросы учеников учителю

-

-

20

6

ведение тетради

1

10

10

7

устные ответы на вопросы учителя

-

-

-

сумма

170

Таблица перевода баллов рейтинга в отметку за четверть

рейтинг

Отметка за четверть

Менее 85   (менее 50% от суммы)

85 - 110      (50 - 65% от суммы)

1 1 – 145    (65 - 85 % от суммы)

Выше 145  (выше 85% от суммы)

2

3

4

5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21656. Оптимизация структуры доходов бюджета Российской Федерации 358 KB
  Раскрыть теоретические вопросы понятия «доходы бюджета», его сущность и структуру; раскрыть особенности нормативно - правовой базы доходов бюджета; провести анализ доходов и расходов бюджета Российской Федерации, его основных поступлений; разработать рекомендации по оптимизации структуры доходов бюджета Российской Федерации.
21657. ЗАТУХАНИЕ 160 KB
  ЗАТУХАНИЕ Важнейшими параметрами световода являются оптическое потери и соответственно затухание передаваемой энергии. Собственные потери волоконных световодов состоят в первую очередь из потерь поглощения и потерь рассеивания т. Потери на поглощение существенно зависят от частоты материала и при наличии посторонних примесей могут быть значительными. Потери обусловлены комплексным характером показателя преломления nдjnм который связан с тангенсом угла диэлектрических потерь выражением .
21658. Гидрология болот 114 KB
  Вместо высоких камышей и тростников развиваются мелководные растения хвощи осоки и многие другие водолюбивые растения отложения которых хотя и поднимаются над поверхностью воды в озере но затопляются весенними и летними высокими водами отлагающими принесенные или взмученные частицы ила. В климатических условиях северной половины России осадков выпадает больше чем расходуется влаги на испарение поэтому излишек воды скапливается на поверхности болота сначала в форме мочажин а затем в виде вторичных озер и русел...
21659. Гидрология подземных вод 318 KB
  Долгое время существовали две теории отрицавшие одна другую: теория инфильтрации в которой утверждалось что скопление подземной воды есть результат просачивания атмосферных осадков в почву и грунт теория конденсации доказывающая что источником происхождения подземных вод является водяной пар атмосферы который вместе с воздухом попадает в холодные слои земной коры и там конденсируется. Воды возникают на больших глубинах из диссоциированных ионов Н и О2 или паров воды поднимающихся из магматической или метаморфической зоны....
21660. Гидрология рек 346.5 KB
  Главные реки и их притоки. Речная система включает в себя одну главную реку ряд притоков главной реки притоки этих притоков и т. Реки непосредственно впадающие в главную реку называются притоками первого порядка. Притоки второго порядка по отношению к главной реке реки впадающие в притоки первого порядка и т.
21661. ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОКЕАНОВ И МОРЕЙ 78.5 KB
  Приливноотливные движения периодические поднятия и опускания уровня воды в океанах и морях возникают в результате того что Земля испытывает притяжение Луны и Солнца. РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОРЯ Разрушительная деятельность моря называется абразией. К тому же между подводной абразионной террасой и клиффом возникает пляж представляющий гряды или насыпи гальки гравия иногда песка полого спускающиеся в сторону моря. При поперечном подходе волн к берегу в зоне прибоя в пределах пляжа часто формируются валы из...
21662. Химические и физические свойства природных вод 117 KB
  Основные физические свойства воды снега и льда Общие сведения. При анализе гидрологических явлений принимается что количество свободной воды на Земле сохраняется постоянным. Вода в результате некоторых процессов вступает в прочные соединения с другими веществами и перестает существовать как свободное образование однако в глубоких слоях земной коры имеют место и обратные процессы: при высоких давлениях и температурах вновь образуется некоторое количество воды. Температура замерзания дистиллированной воды принята за 0 С а температура...
21663. Гидрология озер 174 KB
  Гидрология озер Происхождение типы и морфология озерных котловин Озерами называются котловины или впадины земной поверхности заполненные водой и не имеющие прямого соединения с морем. Согласно приведенному определению к озерам могут быть отнесены и такие крупные водоемы как Каспийское и Аральское моря а также сравнительно небольшие временные скопления воды в понижениях местности образующиеся например в период весеннего снеготаяния. Иногда в отличие от текущих вод рек озера определяют как водоемы с замедленным стоком или с...
21664. Гидрология водохранилищ 70.5 KB
  Водохранилища в зависимости от их морфологических и гидрологических особенностей можно разделить на несколько групп. Течения в этих водохранилищах связаны больше всего с ветрами. Поэтому озерные водохранилища не имеют четко выраженной русловой формы и многократного превышения длины над максимальной шириной. Основными параметрами водохранилища являются объём площадь зеркала и амплитуда колебания уровней воды в условиях его эксплуатации.