7702

Методы педагогического исследования и опыт их применения студентами

Доклад

Педагогика и дидактика

ТЕМА: Методы педагогического исследования и опыт их применения студентами. Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, ме...

Русский

2013-01-27

45.3 KB

5 чел.

ТЕМА: Методы педагогического исследования и опыт их применения студентами.

«Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет, предсказывает факты и явления». (В. А Сластенин).

«Методы педагогических исследований - это пути, способы изучения пед, явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построение научных теорий». (В А Сластенин)

Метод исследования - это способ, который выбирает исследователь для получения интересующей его информации.

Методика исследования - это совокупность конкретных способов и приемов получения необходимой информации об особенностях протекания тех или иных процессов.

Все методы исследования разделяются на:

1, Теоретические (теоретич. анализ и синтез, индукция и дедукция, конкретизация и идеализация, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение).

2 Эмпирические (наблюдение, методы опроса, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности, пед.зксперимент, изучение педагогического опыта, рейтинг (оценки компетентных судей), самооценка.

3. Статистические (регистрация, ранжирование, шкалирование).

Исследователю необходимо выбрать такие методы исследования, которые обеспечивают максимальный эффект.

1 – ая группа методов теоретического исследования:

Теоретический анализ и синтез:

Анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, свойств педагогических явлений.

Синтез - анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы:

Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу.

Дедуктивный метод от общего суждения к частному выводу.

Сравнение-это нахождение общности или различия между педагогическими явлениями.

Абстрагирование-это отвлечение от несущественных признаков, явлений и выделение  в  них  основного, главного.

Обобщение-это объединение общих предметов или явлений по какому- то общему признаку.

Конкретизация -это движение мысли от общего к частному.

Классификация- отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений, это подведение частного под общее.

Аналогия вывод делается на основании частного сходства между явлениями, без достаточного  исследования всех условий.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формирования гипотезы для оценки собранных фактов.

2-ая группа методов эмпирического исследования.

Наблюдение - целенаправленное восприятия какого-либо педагогического явления.

Этапы наблюдения:

  1.  определяются задачи и цели, выделяется объект, разрабатывается наблюдение;
  2.  обязательно фиксируются результаты;
  3.  обрабатываются полученные данные;
  4.  результаты сопоставляются с известными и проверяются с помощью др. методов.

Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование.

А) Беседа - это метод  получения сведений  о  человеке  в  общении  с  ним, в результате  его  ответов  на  вопросы.

Разъяснение того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа ведется по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Б) Интервьюирование – разновидность беседы, используемая для получения  информации  не  только  о  самом  интервьюируемом, но  и  о  других  людях, событиях.

В) Анкетирование - метод получения  информации  на  основании  ответов  на  специально подготовленные  вопросы с помощью анкеты. Даются письменные ответы на вопросы.

Таким образом, беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование – заочным  опросом.

Изучение школьной документации (личных  дел учащихся, медицинских карт,  классных журналов, протоколов собрании, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Изучение  продуктов  деятельности  учащихся – письменных, графических, творческих  и  контрольных  работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей. Эти  работы  могут  дать  необходимые  сведения  об  индивидуальности  учащихся, о  достигнутом  уровне  умений  и  навыков  в  определенной  области.

 Эксперимент – специально организованная проверка гипотезы, метода, приема работы для  выявления  его  пед.эффективности.

Виды  эксперимента:

  1.  констатирующий - проводится обычно в  начале исследования, его цель: выяснение дел по изучаемой проблеме.
  2.  созидательно-преобразующий (формирующий)  -в процессе которого конструируются новые педагогические явления; это преобразования состояния дел в лучшую сторону.
  3.  контрольный- это применение апробированной методики в работе др. школ.
  4.  естественный - в условиях обычного образовательного процесса.
  5.  лабораторный - создание искусственных условий.

Изучение  и  обобщение  передового  педагогического  опыта.

Этот метод основан на  изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей. Эмпирически, т.е. опытным путем, учителя нередко подходят к важным методическим позитивным результатам, которые зачастую не были известны в педагогике. Если эти новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа, они так и останутся достоянием  отдельных педагогов.

3-ия группа методов – статистические:

Математические  и  статистические  методы  педагогики  применяются  для  обработки  полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают теоретические обобщения, наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование Результаты обработки с помощью этих методов позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Таким образом, с помощью различных  методов исследования педагоги добывают информацию о том, как протекают процессы воспитания, обучения  и образования, анализируют полученные данные, выводы включают в систему научных знаний. Ни один метод, взятый отдельно, не гарантирует надежности выводов. Следовательно, методы всегда применяются в сочетании.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29325. Анализ цветовых характеристик оригинала 50 KB
  Определяем цветовой охват оригинала и сопоставляем его с возможным цветовым охватом репродукции. Частотные параметры оригинала При анализе оригинала в первую очередь бросается в глаза градация во вторую цвет в третью резкостные параметры изображения то с какой точностью воспроизводятся мелкие детали изображения К частотным параметрам относятся и шумы. Могут быть детерминированные шумы примером которых может служить растровая структура полиграфической репродукции если в качестве оригинала выступает полиграфический оттиск.
29326. Технологические преимущества и недостатки сканеров различных типов 44 KB
  Высокая разрешающая способность которая может быть осуществлена на этих сканерах. Необходимость использования выносных барабанов и их прицензионности сильно увеличивает стоимость сканера. Это главный недостаток сканера. Если разрешение сканера RCK равно 5 тысяч ppi а число элементов в линейке N равно 8 тысяч p то: Планшетные сканеры требуют правильного размещения информации на оригиналодержателе.
29327. Технологическая настройка сканера по оригиналу процесса 59.5 KB
  Если необходимо сканировать штриховые изображения то в этом случае RC выбирают по следующим законам. Это значит что при такой частоте изображения функции передачи модуляции объекта приходят практически к нулевому значению. Это приводит к более грубому квантованию оригинала что может стать заметным в процессе дальнейшей обработки изображения то есть возможно проявление эффекта пастеризации появление следов квантования. Для этого предварительно строят гистограммы изображения по ним находят черную и белую точки и к этим точкам привязывают...
29328. Классификация по организации светового пучка 68 KB
  В принципе световым пучком можно управлять путем импульсного управления попиксельная запись и возможно осуществлять запись методом строчной записи когда не каждый пиксель пишется отдельно. Поскольку в этих системах осуществляется сканирование то соответственно в этих системах записи формируются строки с помощью записывающего пятна следовательно используется кадровая развертка. Чтобы обеспечить сплошность записи строки должны частично перекрываться диметр пятна должен быть больше периметра записи на 20 то есть диметр пятна...