7702

Методы педагогического исследования и опыт их применения студентами

Доклад

Педагогика и дидактика

ТЕМА: Методы педагогического исследования и опыт их применения студентами. Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, ме...

Русский

2013-01-27

45.3 KB

5 чел.

ТЕМА: Методы педагогического исследования и опыт их применения студентами.

«Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет, предсказывает факты и явления». (В. А Сластенин).

«Методы педагогических исследований - это пути, способы изучения пед, явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построение научных теорий». (В А Сластенин)

Метод исследования - это способ, который выбирает исследователь для получения интересующей его информации.

Методика исследования - это совокупность конкретных способов и приемов получения необходимой информации об особенностях протекания тех или иных процессов.

Все методы исследования разделяются на:

1, Теоретические (теоретич. анализ и синтез, индукция и дедукция, конкретизация и идеализация, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение).

2 Эмпирические (наблюдение, методы опроса, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности, пед.зксперимент, изучение педагогического опыта, рейтинг (оценки компетентных судей), самооценка.

3. Статистические (регистрация, ранжирование, шкалирование).

Исследователю необходимо выбрать такие методы исследования, которые обеспечивают максимальный эффект.

1 – ая группа методов теоретического исследования:

Теоретический анализ и синтез:

Анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, свойств педагогических явлений.

Синтез - анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы:

Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу.

Дедуктивный метод от общего суждения к частному выводу.

Сравнение-это нахождение общности или различия между педагогическими явлениями.

Абстрагирование-это отвлечение от несущественных признаков, явлений и выделение  в  них  основного, главного.

Обобщение-это объединение общих предметов или явлений по какому- то общему признаку.

Конкретизация -это движение мысли от общего к частному.

Классификация- отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений, это подведение частного под общее.

Аналогия вывод делается на основании частного сходства между явлениями, без достаточного  исследования всех условий.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формирования гипотезы для оценки собранных фактов.

2-ая группа методов эмпирического исследования.

Наблюдение - целенаправленное восприятия какого-либо педагогического явления.

Этапы наблюдения:

  1.  определяются задачи и цели, выделяется объект, разрабатывается наблюдение;
  2.  обязательно фиксируются результаты;
  3.  обрабатываются полученные данные;
  4.  результаты сопоставляются с известными и проверяются с помощью др. методов.

Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование.

А) Беседа - это метод  получения сведений  о  человеке  в  общении  с  ним, в результате  его  ответов  на  вопросы.

Разъяснение того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа ведется по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Б) Интервьюирование – разновидность беседы, используемая для получения  информации  не  только  о  самом  интервьюируемом, но  и  о  других  людях, событиях.

В) Анкетирование - метод получения  информации  на  основании  ответов  на  специально подготовленные  вопросы с помощью анкеты. Даются письменные ответы на вопросы.

Таким образом, беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование – заочным  опросом.

Изучение школьной документации (личных  дел учащихся, медицинских карт,  классных журналов, протоколов собрании, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Изучение  продуктов  деятельности  учащихся – письменных, графических, творческих  и  контрольных  работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей. Эти  работы  могут  дать  необходимые  сведения  об  индивидуальности  учащихся, о  достигнутом  уровне  умений  и  навыков  в  определенной  области.

 Эксперимент – специально организованная проверка гипотезы, метода, приема работы для  выявления  его  пед.эффективности.

Виды  эксперимента:

  1.  констатирующий - проводится обычно в  начале исследования, его цель: выяснение дел по изучаемой проблеме.
  2.  созидательно-преобразующий (формирующий)  -в процессе которого конструируются новые педагогические явления; это преобразования состояния дел в лучшую сторону.
  3.  контрольный- это применение апробированной методики в работе др. школ.
  4.  естественный - в условиях обычного образовательного процесса.
  5.  лабораторный - создание искусственных условий.

Изучение  и  обобщение  передового  педагогического  опыта.

Этот метод основан на  изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей. Эмпирически, т.е. опытным путем, учителя нередко подходят к важным методическим позитивным результатам, которые зачастую не были известны в педагогике. Если эти новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа, они так и останутся достоянием  отдельных педагогов.

3-ия группа методов – статистические:

Математические  и  статистические  методы  педагогики  применяются  для  обработки  полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают теоретические обобщения, наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование Результаты обработки с помощью этих методов позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Таким образом, с помощью различных  методов исследования педагоги добывают информацию о том, как протекают процессы воспитания, обучения  и образования, анализируют полученные данные, выводы включают в систему научных знаний. Ни один метод, взятый отдельно, не гарантирует надежности выводов. Следовательно, методы всегда применяются в сочетании.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80475. Квадрат. Застосування різних прийомів знаходження суми двоцифрових чисел 128 KB
  Мета: закріпити поняття «геометричні фігури», формувати поняття« квадрат», вчити знаходити різницю між квадратом та прямокутником, вдосконалювати навички знаходження периметра фігури, розв’язування складених задач, закріплювати вміння обчислювати різними прийомами суму двоцифрових чисел...
80476. Упражнения на усвоение таблицы умножения и деления на число 8 (закрепление). Задачи 258.5 KB
  Цель: закреплять у детей знание таблицы умножения и деления на число 8; формировать умение выполнять задания на применение табличного деления и нахождение части числа; отрабатывать умение решать задачи на способ сведения к единице; развивать логическое мышление, внимание, интерес к математике.
80477. Математические загадки лесных жителей 369 KB
  Цель: повторить прием составления таблицы деления отработать решение задач на два действия. Развивать мышление, память, внимание, творческое воображение, последовательность рассуждений при решении примеров, задач. Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.
80479. Письмове додавання трицифрових чисел без переходу через розряд. Прості задачі на додавання. Розширена задача на спосіб зведення до одиниці 51.5 KB
  Ознайомити учнів із прийомом письмового додавання трицифрових чисел без переходу через розряд; удосконалювати вміння учнів розвязувати прості задачі на зведення до одиниці; узагальнювати вміння розвязати рівняння; розвивати мислення; виховувати інтерес до математики та казок
80480. Запис і читання трицифрових чисел. Випадки додавання й віднімання трицифрових чисел, пов’язаних з нумерацією 1.31 MB
  Мета: формувати вміння читати і записувати трицифрові числа в нумераційну таблицю, закріпити додавання і віднімання розрядних чисел та додавання і віднімання одиниці, вдосконалювати вміння розв’язувати складені задачі на «зменшення», «збільшення» на кілька одиниць, задач геометричного змісту...
80481. СУСПІЛЬНО-ПОЛІТИЧНИЙ ЛАД І ПРАВО УКРАЇНИ ПІСЛЯ ПЕРЕМОГИ ЛЮТНЕВОЇ ДЕМОКРАТИЧНОЇ РЕВОЛЮЦІЇ (лютий—жовтень 1917 р.) 38.27 KB
  Тимчасовий уряд та його органи в Україні. Законодавство Тимчасового уряд. За згодою між лідерами Тимчасового комітету і керівництвом Петроградської Ради робітничих і солдатських депутатів був утворений Тимчасовий уряд. Через кризи прорахунки та помилки коаліційний Тимчасовий уряд представлений кадетами народними соціалістами меншовиками та есерами вів країну до Установчих зборів котрі як він сподівався мали розвязати кардинальні питання її нового буття.
80482. УКРАЇНСЬКІ ЗЕМЛІ ПІД ВЛАДОЮ РЕЧІ ПОСПОЛИТОЇ 106.5 KB
  ЗАГАЛЬНИЙ ІСТОРИЧНИЙ ОГЛЯД Після Люблінської унії 1569 року Велике князівство Литовське втратило не лише свої землі а й державне значення. Перше велике козацькоселянське повстання вибухнуло у 1591 році і тривало до 1593 року. Восени 1595 року все українське Правобережжя і ПівденноСхідна Білорусія опинилися в руках повстанців. Згідно зі статтями Переяславської угоди від 29 травня 1630 року козаки визнавали свою провину однак не підлягали покаранню за участь в повстанні.
80483. УКРАЇНСЬКА ДЕРЖАВА ТА ПРАВО В РОКИ ВИЗВОЛЬНОЇ ВІЙНИ. ЕВОЛЮЦІЯ ДЕРЖАВНО - ПРАВОВОЇ СИСТЕМИ (середина ХVІІ – ХVІІІ ст.ст.) 218 KB
  Політичне та економічне становище України було дуже тяжким. Український історик і юрист Андрій Яковлів підкреслював що українським проектом договору гарантувалася повнота внутрішньої автономії держави й усувалося будьяке втручання влади московського царя у внутрішні справи України. Самостійність України визнавалась і на міжнародній арені. Спочатку і Москва ставилась до України як до вільної держави.