7702

Методы педагогического исследования и опыт их применения студентами

Доклад

Педагогика и дидактика

ТЕМА: Методы педагогического исследования и опыт их применения студентами. Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, ме...

Русский

2013-01-27

45.3 KB

5 чел.

ТЕМА: Методы педагогического исследования и опыт их применения студентами.

«Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет, предсказывает факты и явления». (В. А Сластенин).

«Методы педагогических исследований - это пути, способы изучения пед, явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построение научных теорий». (В А Сластенин)

Метод исследования - это способ, который выбирает исследователь для получения интересующей его информации.

Методика исследования - это совокупность конкретных способов и приемов получения необходимой информации об особенностях протекания тех или иных процессов.

Все методы исследования разделяются на:

1, Теоретические (теоретич. анализ и синтез, индукция и дедукция, конкретизация и идеализация, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение).

2 Эмпирические (наблюдение, методы опроса, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности, пед.зксперимент, изучение педагогического опыта, рейтинг (оценки компетентных судей), самооценка.

3. Статистические (регистрация, ранжирование, шкалирование).

Исследователю необходимо выбрать такие методы исследования, которые обеспечивают максимальный эффект.

1 – ая группа методов теоретического исследования:

Теоретический анализ и синтез:

Анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, свойств педагогических явлений.

Синтез - анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы:

Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу.

Дедуктивный метод от общего суждения к частному выводу.

Сравнение-это нахождение общности или различия между педагогическими явлениями.

Абстрагирование-это отвлечение от несущественных признаков, явлений и выделение  в  них  основного, главного.

Обобщение-это объединение общих предметов или явлений по какому- то общему признаку.

Конкретизация -это движение мысли от общего к частному.

Классификация- отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений, это подведение частного под общее.

Аналогия вывод делается на основании частного сходства между явлениями, без достаточного  исследования всех условий.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формирования гипотезы для оценки собранных фактов.

2-ая группа методов эмпирического исследования.

Наблюдение - целенаправленное восприятия какого-либо педагогического явления.

Этапы наблюдения:

  1.  определяются задачи и цели, выделяется объект, разрабатывается наблюдение;
  2.  обязательно фиксируются результаты;
  3.  обрабатываются полученные данные;
  4.  результаты сопоставляются с известными и проверяются с помощью др. методов.

Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование.

А) Беседа - это метод  получения сведений  о  человеке  в  общении  с  ним, в результате  его  ответов  на  вопросы.

Разъяснение того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа ведется по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Б) Интервьюирование – разновидность беседы, используемая для получения  информации  не  только  о  самом  интервьюируемом, но  и  о  других  людях, событиях.

В) Анкетирование - метод получения  информации  на  основании  ответов  на  специально подготовленные  вопросы с помощью анкеты. Даются письменные ответы на вопросы.

Таким образом, беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование – заочным  опросом.

Изучение школьной документации (личных  дел учащихся, медицинских карт,  классных журналов, протоколов собрании, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Изучение  продуктов  деятельности  учащихся – письменных, графических, творческих  и  контрольных  работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей. Эти  работы  могут  дать  необходимые  сведения  об  индивидуальности  учащихся, о  достигнутом  уровне  умений  и  навыков  в  определенной  области.

 Эксперимент – специально организованная проверка гипотезы, метода, приема работы для  выявления  его  пед.эффективности.

Виды  эксперимента:

  1.  констатирующий - проводится обычно в  начале исследования, его цель: выяснение дел по изучаемой проблеме.
  2.  созидательно-преобразующий (формирующий)  -в процессе которого конструируются новые педагогические явления; это преобразования состояния дел в лучшую сторону.
  3.  контрольный- это применение апробированной методики в работе др. школ.
  4.  естественный - в условиях обычного образовательного процесса.
  5.  лабораторный - создание искусственных условий.

Изучение  и  обобщение  передового  педагогического  опыта.

Этот метод основан на  изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей. Эмпирически, т.е. опытным путем, учителя нередко подходят к важным методическим позитивным результатам, которые зачастую не были известны в педагогике. Если эти новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа, они так и останутся достоянием  отдельных педагогов.

3-ия группа методов – статистические:

Математические  и  статистические  методы  педагогики  применяются  для  обработки  полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают теоретические обобщения, наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование Результаты обработки с помощью этих методов позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Таким образом, с помощью различных  методов исследования педагоги добывают информацию о том, как протекают процессы воспитания, обучения  и образования, анализируют полученные данные, выводы включают в систему научных знаний. Ни один метод, взятый отдельно, не гарантирует надежности выводов. Следовательно, методы всегда применяются в сочетании.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28793. Октябрьский манифест 1905г. Начало парламентаризма в России 16.9 KB
  Был учреждён Парламент состоящий из Государственного Совета и Государственной Думы. Председателем I Думы стал кадет С. Впоследствии Ленин признал бойкот I Думы ошибкой так как революция в это время уже развивалась по нисходящей линии. Оно вопреки уже принятому решению Думы соглашалось только на добровольное отчуждение.
28794. Политическая деятельность П.А.Столыпина. Замысел и воплощение. Значение аграрной реформы 14.37 KB
  Значение аграрной реформы. Цели реформы: Социальноэкономические Завершить аграрный переворот свободную рабочую силу направить в промышленность. Результаты реформы: Рост посевных площадей по стране на 10.
28795. Каково значение вузовского курса «Отечественная история»? Охарактеризуйте предмет, методы и функции исторической науки 16.36 KB
  старинные летописи и хроники Функции исторической науки: познавательная воспитательная прогностическая Методы изучения истории: Историкогенетический метод. Историкотипологический метод. Историкосравнительный метод.
28796. Каково место методологии истории в структуре исторического знания? Основные направления развития исторической науки в 20в. 14.95 KB
  Методология изучение истории есть основная теоретическая база исходя из которой определяются методы исследования. Отсюда жизнедеятельность крупных собственников господствующих классов освещалось только как враждебная обществу; недооценивалась роль духовной культуры и человека в истории общества; линейный подход в развитии формации продолжал идею передовых и отсталых народов; европоцентризм т. В нашей стране негативные значения формационного подхода усиливались тем что он стал содержанием политики советского государства его правительство...
28797. Дайте сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению прошлого 15.23 KB
  Сравнительная характеристика подходов Лучше всего выявить достоинства и недостатки цивилизационного и формационного подходов помогает взаимная критика между сторонниками данных подходов. Таким образом плюсы и минусы сторонников подходов доказывают то что преимущества двух подходов носят взаимодополняющий характер и благодаря их сочетанию можно более глубоко понять историю.
28798. Выявите черты сходства и различия в цивилизационных концепциях Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, Л.Гумилева 16.03 KB
  Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа немецкого философа и культуролога Освальда Шпенглера Закат Европы 1918.[13] Книга Шпенглера содержала не так уж много теоретических новаций в сравнении с опубликованными ранее работами Рюккерта и Данилевского однако она имела шумный успех поскольку была написана ярким языком изобиловала фактами и рассуждениями и была опубликована после завершения Первой мировой войны вызвавшей полное разочарование в западной цивилизации и усилившей кризис...
28799. Какими характерными чертами отмечено социально-культурное развитие восточно-славянских племен в 6-9вв 19.3 KB
  Предки славян принадлежали к древнему индоевропейскому единству. Одним из них и стали славяне. Позднее в славянском массиве возникают западные венеды и восточные анты ветви.
28800. Как происходило образование Древнерусского государства? Какие точки зрения по этому вопросу вам известны 21.64 KB
  Образование государства у восточных славян длительный процесс растянутый во времени благодаря чему сохранились пережитки племенной демократии. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 1. К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения которые ускоряли становление княжеской власти повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.
28801. Государство Киевская Русь и его цивилизационные особенности (социально-политический строй, экономика, законодательство, культура) 16.04 KB
  на Руси распространялись славянские азбуки кириллица и глаголица созданные Кириллом и Мефодием. На Руси широкое распространение получила грамотность также ставшая результатом принятия христианства и появления литературы на славянском языке. Было принято христианство означавшее включение Руси в христианский мир. Для Киевской Руси характерно было слабое юридическое развитие недостаточность развития государственных начал отсутствие единства приведшее к последующему распаду.