7702

Методы педагогического исследования и опыт их применения студентами

Доклад

Педагогика и дидактика

ТЕМА: Методы педагогического исследования и опыт их применения студентами. Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, ме...

Русский

2013-01-27

45.3 KB

5 чел.

ТЕМА: Методы педагогического исследования и опыт их применения студентами.

«Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет, предсказывает факты и явления». (В. А Сластенин).

«Методы педагогических исследований - это пути, способы изучения пед, явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построение научных теорий». (В А Сластенин)

Метод исследования - это способ, который выбирает исследователь для получения интересующей его информации.

Методика исследования - это совокупность конкретных способов и приемов получения необходимой информации об особенностях протекания тех или иных процессов.

Все методы исследования разделяются на:

1, Теоретические (теоретич. анализ и синтез, индукция и дедукция, конкретизация и идеализация, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение).

2 Эмпирические (наблюдение, методы опроса, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности, пед.зксперимент, изучение педагогического опыта, рейтинг (оценки компетентных судей), самооценка.

3. Статистические (регистрация, ранжирование, шкалирование).

Исследователю необходимо выбрать такие методы исследования, которые обеспечивают максимальный эффект.

1 – ая группа методов теоретического исследования:

Теоретический анализ и синтез:

Анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, свойств педагогических явлений.

Синтез - анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы:

Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу.

Дедуктивный метод от общего суждения к частному выводу.

Сравнение-это нахождение общности или различия между педагогическими явлениями.

Абстрагирование-это отвлечение от несущественных признаков, явлений и выделение  в  них  основного, главного.

Обобщение-это объединение общих предметов или явлений по какому- то общему признаку.

Конкретизация -это движение мысли от общего к частному.

Классификация- отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений, это подведение частного под общее.

Аналогия вывод делается на основании частного сходства между явлениями, без достаточного  исследования всех условий.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формирования гипотезы для оценки собранных фактов.

2-ая группа методов эмпирического исследования.

Наблюдение - целенаправленное восприятия какого-либо педагогического явления.

Этапы наблюдения:

  1.  определяются задачи и цели, выделяется объект, разрабатывается наблюдение;
  2.  обязательно фиксируются результаты;
  3.  обрабатываются полученные данные;
  4.  результаты сопоставляются с известными и проверяются с помощью др. методов.

Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование.

А) Беседа - это метод  получения сведений  о  человеке  в  общении  с  ним, в результате  его  ответов  на  вопросы.

Разъяснение того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа ведется по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Б) Интервьюирование – разновидность беседы, используемая для получения  информации  не  только  о  самом  интервьюируемом, но  и  о  других  людях, событиях.

В) Анкетирование - метод получения  информации  на  основании  ответов  на  специально подготовленные  вопросы с помощью анкеты. Даются письменные ответы на вопросы.

Таким образом, беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование – заочным  опросом.

Изучение школьной документации (личных  дел учащихся, медицинских карт,  классных журналов, протоколов собрании, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Изучение  продуктов  деятельности  учащихся – письменных, графических, творческих  и  контрольных  работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей. Эти  работы  могут  дать  необходимые  сведения  об  индивидуальности  учащихся, о  достигнутом  уровне  умений  и  навыков  в  определенной  области.

 Эксперимент – специально организованная проверка гипотезы, метода, приема работы для  выявления  его  пед.эффективности.

Виды  эксперимента:

  1.  констатирующий - проводится обычно в  начале исследования, его цель: выяснение дел по изучаемой проблеме.
  2.  созидательно-преобразующий (формирующий)  -в процессе которого конструируются новые педагогические явления; это преобразования состояния дел в лучшую сторону.
  3.  контрольный- это применение апробированной методики в работе др. школ.
  4.  естественный - в условиях обычного образовательного процесса.
  5.  лабораторный - создание искусственных условий.

Изучение  и  обобщение  передового  педагогического  опыта.

Этот метод основан на  изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей. Эмпирически, т.е. опытным путем, учителя нередко подходят к важным методическим позитивным результатам, которые зачастую не были известны в педагогике. Если эти новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа, они так и останутся достоянием  отдельных педагогов.

3-ия группа методов – статистические:

Математические  и  статистические  методы  педагогики  применяются  для  обработки  полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают теоретические обобщения, наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование Результаты обработки с помощью этих методов позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Таким образом, с помощью различных  методов исследования педагоги добывают информацию о том, как протекают процессы воспитания, обучения  и образования, анализируют полученные данные, выводы включают в систему научных знаний. Ни один метод, взятый отдельно, не гарантирует надежности выводов. Следовательно, методы всегда применяются в сочетании.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63428. Оптимизация работы скважин, оборудованных СШНУ и УЭЦН 518 KB
  В данном пособии подробно рассмотрены осложнения борьба с которыми может осуществляться посредством изменения варианта компоновки оборудования механизированных скважин повышенное содержание свободного...
63429. Рынок труда 64.5 KB
  Одной из наиболее важных задач любой экономики предприятия или домашнего хозяйства является проблема инвестиций размещение капитала между различными возможными сферами вложений для получения максимального дохода в будущем.
63430. Атмосферный воздух и его охрана. Газовый состав атмосферы. Роль живых организмов в формировании современной атмосферы. Причины и следствия загрязнения атмосферного воздуха 149 KB
  Газовый состав атмосферы. Роль живых организмов в формировании современной атмосферы. Для атмосферы характерен постоянный обмен веществом и энергией с гидросферой литосферой живыми организмами и космическим пространством.
63431. БАЗЫ ДАННЫХ И WEB ТЕХНОЛОГИИ 564 KB
  Основы web технологий Архитектура использования БД на Web Серверные технологии Использование языка XML для динамического представления информации Подходы по реализации портала Производительность надежность и безопасность данных...
63433. Роль зеленых насаждений в снижении загрязнения атмосферного воздуха. Правовые основы охраны атмосферного воздуха. Фотохимический смог и причины его образования 98 KB
  Только предприятия России выбрасывают в атмосферу более 70 млн т разнообразных веществ в год. При мощности 1 млн кВт она ежегодно выбрасывает в атмосферу 365 млрд м3 горячих газов содержащих пыль вредные вещества и 1000 млн м3 пара.
63434. УПРАВЛЕНИЕ ДАННЫМИ 328.5 KB
  Управление данными необходимый процесс Основная концепция управления данными Управление данными в экспедициях и экспериментах пунктах измерений Управление данными в центрах обработки данных Управление данными в отдельных проектах Управление данными...
63436. ДОСТОВЕРНОСТЬ И КАЧЕСТВО ДАННЫХ 318.5 KB
  Проблема качества данных Метрики оценки качества БД Источники ошибок Методы контроля данных Оформление результатов контроля данных Организация работ по повышению качества данных. Проблема качества данных Надежная БД должна обеспечивать высокую вероятность...