77025

Нормы административного права: понятие, особенности, структура, виды и их характеристика

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Нормы административного права: понятие особенности структура виды и их характеристика. Административно-правовая норма это мера должного или возможного допускаемого рекомендуемого поведения людей установленная государством и охраняемая специальными средствами...

Русский

2015-02-01

29.53 KB

4 чел.

9.Нормы административного права: понятие, особенности, структура, виды и их характеристика. Административно-правовая норма - это мера должного или возможного (допускаемого, рекомендуемого) поведения людей, установленная государством и охраняемая специальными средствами. Административно-правовая норма - норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности. Нормы административного права направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере управления. Посредством административно-правовых норм определяются правовое положение и компетенция большинства органов исполнительной власти, органов управления, регламентируется их деятельность, ее формы и методы, порядок взаимоотношений с другими субъектами управления. Нормы административного права определяют также правовое положение физических и юридических лиц в сфере государственного управления. Административное законодательство содержит нормы, посредством которых обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений от возможных нарушений. Охранительные нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных действий, регулируют отношения, связанные с применением мер административного принуждения. Основные черты административно-правовых норм:

1. Преследуют цель обеспечения должного функционирования всей системы исполнительной власти, рационального взаимодействия отдельных ее звеньев.

2. Определяют вариант должного поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления.

3. Предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, проведения в жизнь требований законов РФ.

4. Служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях.

5. Имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (административная ответственность за совершенное правонарушение). Защищают не только себя, но и нормы многих других отраслей права (трудового, финансового, земельного и т.д.).

6. Выступают в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника (на основе их определяется порядок взымания налогов).

7. Часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.

Административно-правовая норма, так же, как и нормы других отраслей права, имеют свою структуру, под которой понимаются внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи составных частей, элементов нормы.

В структурном отношении административно-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов: гипотеза, диспозиция и санкция.

-Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.

-Диспозиция — это формулировка правила должного поведения. Этот элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.

-Санкция — это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя. Виды административно-правовых норм. 1.По содержанию:- общие (нормы общего характера, которые охватывают все сферы жизнедеятельности); - особенные, которые регулируют общественные отношения в определенных отраслях, в конкретной сфере управления. 2. По предмету регулирования: - материальные (определенные права и обязанности участников общественных отношений и их ответственность за невыполнение определенных обязательств); - процессуальные (они определяют порядок рассмотрения, разрешения дел, писем граждан и т.д.). 3. По предмету воздействия: - обязывающие (обязывают совершить определенные действия); - запрещающие (например, в ст. 15 Закона «О милиции» указаны случаи, когда сотрудникам милиции запрещено применять оружие); - уполномочивающие (это определенные правовые возможности, например, права сотрудников милиции - ст. 11 Закона о милиции). 4. По действию во времени: - срочные (с указанием срока действия); - бессрочные (устанавливаются на неопределенный срок - до их отмены); - временные (устанавливаются на определенный промежуток времени, например, на время стихийного бедствия). 5. По действию в пространстве: - общероссийские (действуют на всей территории России); - местные (действуют только на определенной территории); - межтерриториальные (действуют сразу же на нескольких территориях, например, на территории Северного Кавказа). 6. По способу выражения: - письменные; - словесные; - конклюдентные (жест инспектора ГИБДД об остановке транспортного средства).