7704

Нестандартные уроки

Доклад

Педагогика и дидактика

ТЕМА: Нестандартные уроки. С середины 1970-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обостре...

Русский

2013-01-27

25.71 KB

34 чел.

ТЕМА: Нестандартные уроки.

С середины 1970-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Урок – динамическая и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом – по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания.

Урок традиционный – урок, который характеризуется порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного материала, сложившимися традициями и стеореотипами.

Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нестандартный урок необычный по замыслу, организации и методике проведения.

Преимущества нестандартных уроков:

  1.  нестандартные уроки восполняют пробелы репродуктивных методов, недостаточность дифференциации;
  2.  мобильность структуры;
  3.  формирование субъективных отношений за счет увеличения деятельности учащихся не только на уроке, но и в период его подготовки;
  4.  изменение эмоционального фона урока;
  5.  оценивание знаний учащихся на всех этапах урока.
  6.  использование коллективных способов работы: обязанности распределяются между членами коллектива с учетом их индивидуальных особенностей и интересов, в процессе коллективной работы ведется поиск оптимальных способов взаимосвязи членов группы, коррекция деятельности отдельных учащихся, если их действия не согласуются с общим планом коллективного труда;
  7.  развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремления к самостоятельному поиску: материал, преподнесенный в новой форме, воспринимается как информация, заставляющая задуматься, понять и запомнить;
  8.  заинтересованное отношение к учебному материалу: при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песни на определенную тематику;
  9.  активизация деятельности учащихся: это уже не простые ученики, а активные участники учебного процесса;
  10.  овладение способами управления коллективной деятельностью: уроки учат слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы;
  11.  становление новых отношений между учителями и учащимися: учащиеся становятся партнерами педагога по творчеству в атмосфере сотрудничества, коллективного труда;
  12.  оценка деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учебе: эта оценка для них подчас более значима, чем оценка педагога.

Недостатки, которые допускаются педагогами при организации нестандартных уроков:    

  1.  стихийность и бессистемность применения;
  2.  отсутствие прогноза положительных изменений, сдвигов в развитии учащихся;
  3.  не все учителя могут определить идею урока, его развивающие возможности;
  4.  преобладание репродуктивных технологий обучения;
  5.  внимание обращается преимущественно на форму, а не на его содержание;
  6.  перегрузка некоторых уроков учебным материалом, нередко фактологическим.

Основные принципы нестандартных уроков.

  1.  отношение взаимопонимания с учеником;
  2.  учение без принуждения;
  3.  принцип трудной цели;
  4.  принцип опоры для ученика, в качестве которой может быть путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи;
  5.  принцип оценки, как уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию, поощрения чувства долга и ответственности;
  6.  принцип самоанализа;
  7.  принцип соответствующей формы;
  8.  принцип интеллектуального фона класса и личностного подхода;
  9.  отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении;
  10.  максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;
  11.  поддержка альтернативности, множественности мнений;
  12.  развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;
  13.  «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям;
  14.  использование оценки в качестве формирующего, а не только результатирующего инструмента.

Типы нестандартных уроков: 

  1.  уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.;
  2.  уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
  3.  уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать»;
  4.  уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
  5.  уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.
  6.  уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
  7.  перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
  8.  интегрированные уроки;
  9.   трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Рекомендации по проведению нестандартных уроков.

  1.  Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся.
  2.  Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения.
  3.  Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания.
  4.  При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16870. Как бы Вы ответили 95 KB
  Как бы Вы ответили Далеко не будучи слепой верой Христианство можно логически защищать. Кен Хэм Кажется что всё в нашей ежедневной жизни имеет своё начало. Законы науки показывают что даже некоторые вещи которые выглядят неизменными и одинаковыми каждый день
16871. Дизайн человеческого глаза 271 KB
  PAGE 1 Дизайн человеческого глаза Др. Курт Декерт Человек обладает одной из наиболее изумительных зрительных систем. Основные свойства человеческого глаза включают: безупречно скорректированный оптический дизайн точная геометрия материалов контрол...
16872. Молекулярные механизмы: экспериментальная поддержка вывода о Разумном Замысле 158 KB
  Молекулярные механизмы: экспериментальная поддержка вывода о Разумном Замысле Др. Майкл Бихи Для Дарвина клетка и каждая микробиологическая функция были непостижимым черным ящиком. Теперь когда мы можем изучить этот ящик можем ли мы применить теорию Дарвина к нем...
16873. Мутации и новые гены. Можно ли утверждать, что они служат материалом макроэволюции 224.62 KB
  Мутации и новые гены. Можно ли утверждать что они служат материалом макроэволюции Алекс Лунный 1. Макроэволюция основное положение эволюционной теории Понятие макроэволюция является одним из краеугольных камней эволюционной теории основы которой в обязательн...
16874. Дарвинизм как догма 126.18 KB
  Дарвинизм как догма The Morley Institute Inc. June 1998преподаватель биохимии в университете Лихай научный сотрудник Института Дискавери Discovery Institute.Залы академии наук расположены довольно далеко от ковбойских салунов но и у профессоров временами пальцы неудержимо тян...
16875. Научные факты которые опровергают теорию эволюции Перемалыватель Эволюции от Evolution Facts, Inc 1.02 MB
  Научные факты которые опровергают теорию эволюции Перемалыватель Эволюции от Evolution Facts Inc Введение. Ученые говорят об эволюции Ведущие ученые могут коечто сказать Вам об эволюции. Такие утверждения никогда не будут найдены в популярных журналах рядом с вели
16876. Проблема возраста Земли 76 KB
  Проблема возраста Земли Данный краткий специальный обзор составлен канд. геол.минер. наук Л.В.Витте по материалам II Российской конференции по изотопной геохронологии 2527 ноября 2003г. Материалы конференции опубликованы в сборнике Изотопная геохронология в решении про
16877. Очерк естествознания 1.28 MB
  Сергей Вертьянов Очерк естествознания Очерк Сергея Вертьянова долгожданное и очень серьезное согласование новейших достижений науки с православной точкой зрения. Он замечателен тем что написан с большой тщательностью и выверен на самом высоком научном уровне. Ав
16878. Размышления физика о тайне творения вселенной 63.5 KB
  PAGE 2 О.В.Петренко Содержание: 1. Вступление. 2. Чудесное рождение вселеннной и ее удивительная природа. 3. Совершенство конструкции человеческого организма. 4. Вероятность случайного появления человека. 5. Свидетельства фундаментальной науки. 6....