7708

Практические методы обучения

Реферат

Педагогика и дидактика

ТЕМА: Практические методы обучения. План Понятие о методах обучения. Выбор методов обучения. Сущность и содержание практических методов обучения. 1. Понятие о методах обучения. Метод (от греч. слова metodos путь к чему-либо) озна...

Русский

2013-01-27

24.84 KB

203 чел.

ТЕМА: Практические методы обучения.

План

  1.  Понятие о методах обучения.
  2.  Выбор методов обучения.
  3.  Сущность и содержание практических методов обучения.

1. Понятие о методах обучения.

Метод (от греч. слова metodos «путь к чему-либо») означает способ достижения цели.

Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос - как учить? - выводит нас на категорию методов обучения. Без них невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью.

Метод - это сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом.

Методы обучения – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. (А.Е.Дмитриев и Ю.А.Дмитриев).

В структуре методов обучения выделяются приемы.

Приемы обучения - это элементы, составные части, детали метода обучения. (Например, инструктаж, выдача задания; в методе обучения беседе составными элементами могут быть приемы постановки вопросов, требования к ответам учащихся; сообщение плана изложения нового материала может стать приемом метода рассказа, объяснения; приемы анализа, синтеза, сравнения используются при объяснении, беседе, рассказе, упражнениях).

2.Выбор методов обучения.

Выбор методов обучения зависит от:

  1.  от конкретных педагогических целей (формирование знаний, выработка умений и навыков, их закрепление, повторение, обобщение);
  2.  от особенностей содержания учебного материала (сложности, новизны);
  3.  от возрастных особенностей и возможностей учащихся;
  4.  от уровня подготовленности учащихся, уровня сформированности у них ЗУН;
  5.  от учебно-материальной оснащенности учебного заведения - наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств (ИКТ);
  6.  от возможностей и индивидуальных особенностей учителя, его личностных качеств, уровня теоретической и практической подготовленности, педагогического мастерства.

Тот метод следует считать лучшим, подчеркивал Л.Н.Толстой, которым лучше владеет педагог.

3. Сущность и содержание практических методов обучения.

Существуют сотни классификаций по различным основаниям. Вот наиболее разработанные из них.

1 классификация: по источнику знаний.

Методы обучения

Источники знаний, умений и навыков, методы их передачи и приобретения

Словесные методы

обучения

Наглядные методы

обучения

Практические методы

обучения

лекция              

рассказ

объяснение

беседа

дискуссия

работа с книгой

наблюдения

иллюстрации

демонстрации

упражнения

лабораторные работы

практические работы

выполнение учебно-трудовых

заданий

живое слово

книга

жизненные явления или

их изображения

практический опыт

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащегося. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные работы, практические работы, выполнение учебно-трудовых заданий.

Упражнения - это многократное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества.

Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащегося. Упражнения по своему характеру подразделяются на:

  1.  устные
  2.  письменные
  3.  графические

Устные упражнения широко используются в процессе обучения. Они связаны с развитием культуры речи, логического мышления, познавательных возможностей учащихся. Назначение их многопланово: овладение техникой и культурой чтения, устного счета, рассказа, логического изложения знаний и т.д. Большую роль играют устные упражнения при изучении языков, особенно иностранных. Постепенно они усложняются в зависимости от возраста и уровня развития учащихся.

Письменные упражнения (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, конспекты, решения задач, описание опытов и т.д.) составляют важный компонент обучения. Их главное назначения - формирование, развитие и упрочнение необходимых умений и навыков.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствовать развитию пространственного воображения.  ч

К учебно-трудовым заданиям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений являются применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Также упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Лабораторные работы проводятся в иллюстративном или исследовательском плане.

Лабораторная работа может быть частью урока, может занимать весь урок и более.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Практический метод отличается от лабораторного тем, что в деятельности учащихся преобладает применение теоретически полученных знаний к решению практических задач. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.

Практический метод лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

Вывод: такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знаний. Ее неоднократно подвергали критике в педагогической литературе. Ее главным недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее, именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73075. Биосоциальная природа человека: духовные и телесные практики формирования человека в процессе цивилизации 34 KB
  Декарт рассматривает тело как сложную машину, части которой находятся во взаимодействии и образуют неделимое целое. Тело – это машина, главной деталью которой является душа. Отсюда для Декарта столь важным был вопрос о месте, где она связана и сообщается с организмом.
73076. Философская антропология (ФА), история развития 33.5 KB
  Фил антропология ФА В широком смысле философское учение о природе сущности человека который служит центральным предметом рассмотрения; в узком смысле течение западноевропейской преимущественно немец философии 1й пол. Философская антропология есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека.
73077. Психоаналитические теории культуры: З.Фрейд, К.Юнг, Ж.Лакан 34 KB
  Юнг швейцарский психолог психиатр. Ученик Фрейда Юнг пришел к выводу о том что типичные образы являющиеся в снах пациентов являются явлением не извне. Юнг выделяет в структуре психики человека не только индивид. Таким образом Юнг приходит к выводу что коллективное бессознательное имеет культурное...
73078. Морфология культуры в XX веке: О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин 40 KB
  Морфология культуры в XX веке: О. В основе каждой культуры лежит общественный идеал или степень культуры кот. Вслед за Данилевским Шпенглер считает что развитие культуры выстраивается по образцу живого организма походит стадии детства юности зрелости старости смерти.
73079. Типология культур Н.Данилевского 32.5 KB
  В основу концепции исторической типологии им положен принцип многообразия локальных цивилизаций циклического развития культуры. Данилевский первым обосновал такой подход к истории мировой культуры. Данилевский отстаивал идею самобытности русской культуры национального характера русского народа и духовных ценностей.
73080. Позитивистские и эволюционные концепции культуры: Г.Спенсер, Э.Тайлор 33.5 KB
  В 19 веке появилась специальная наука об человеческих общностях социология ставшая основой для формирования культурной антропологии социологии культуры и более частных культурологических дисциплин – культурной этнологии и этнографии социологии искусства и т.
73081. Теории развития культуры в эпоху Просвещения. Д.Вико и И.Гердер 36.5 KB
  Просветителей интересовала возможность духовного совершенствования человека, взаимопонимания народов. Эти идеи оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы...
73082. РЕЧЕВЫЕ АКТЫ В СТАНДАРТНОЙ ТЕОРИИ 90 KB
  Речевой акт в понимании Дж. Остина Первой своей задачей при создании теории речевых актов Дж. Остин считал выяснение характера отношений между констативными и перформативными высказываниями и условий удачности перформативов.
73083. Социальная философия и теоретическая социология 272 KB
  В противоположность кайресу следует обозначить состояние которе метафорически можно назвать исторической дремотой сном истории. Сон истории -– это период когда как кажется ничего не происходит. Это и есть ритм истории. Факторы исторического процесса и их соотношение...