77089

Столыпинская реформа в России: необходимость, содержание, итоги

Реферат

История и СИД

В конце 20-начала 21 века. в нашей стране появился важный земельный вопрос: кто и как должен стать собственником земли? Подобная проблема, по сути, и содержанию, стояла перед российским обществом сто лет назад, в начале 20 века.

Русский

2015-02-01

89.5 KB

1 чел.

 

Введение

В конце 20-начала 21 века. в нашей стране появился важный  земельный вопрос: кто и как должен стать собственником земли? Подобная проблема, по сути, и содержанию, стояла перед российским обществом сто лет назад, в начале 20 века. Для решения аграрных проблем и противоречий нач. 20 века также была предпринята попытка сделать крестьян собственниками земли на основе их выхода из сельского общества (общины) в «одно место»- хутор или отруб. В нач. 21 века крестьяне уходят из колхозов для ведения индивидуальных (фермерских) хозяйств. Поэтому изучение истории осуществления агарной реформы, известной, как реформа П.А.Столыпина , на мой взгляд, очень актуально и интересно в настоящее время. Мне бы хотедось найти ответы на некоторые  вопросы. Как проходил процесс выделения общинной земли крестьянам в «единоличное владение»? С какими проблемами пришлось столкнуться реформаторам и крестьянам? Каковы итоги и последствия этой реформы?

исп книги

 Глава 1. Столыпинская реформа в России: необходимость, содержание, итоги

Бурные революционные события конца 19- начала 20 в., быстрая политизация крестьянской массы и начавшиеся волнения привели к существенному изменению отношений правительства к аграрной проблеме, к преосмыслению взгляда на сельскую общину. Как известно, в 1905 г. в России сложились два подхода к решению земельного вопроса: революционеры призывали крестьян к захвату земли, правительственные круги заявляли о готовности решить земельный вопрос без какого бы то ни было насилия. Обе стороны, по сути, признавали необходимость передачи земли крестьянам.( , стр.291)

П.А.Столыпин, будучи Саратовским губернатором, предложил организовать широкое содействие созданию индивидуальных крестьянских хозяйств на государственных и банковских землях. Эти хозяйства по его замыслу должны были стать примером для крестьян и подтолкнуть их к постепенному отказу от общинного землевладения.(3, стр.52)  П.А.Столыпин в этот период не был сторонником быстрого разрушения общины. Проект образования хуторов и отрубов на надельных крестьянских землях был разработан группой чиновников МВД во главе с товарищем министра В.И.Гурко. Основной целью проекта было укрепление надельной земли в личную собственность. П.А.Столыпин поддерживает этот проект, и осуществление его получило название аграрной реформы Столыпина. В августе 1906г. П.А.Столыпин проводит мероприятия по передаче Крестьянскому поземельному банку части государственных и удельных земель для продажи крестьянам.

10 октября 1906г. проект реформы российской деревни рассматривался в Кабинете Министров. 9 ноября 1906г. этот проект был доложен императору Николаю II, который написал резолюцию «Согласен с мнением председателя и 7 членов». Столыпинская аграрная реформа началась.

 Первым актом столыпинского аграрного законодателства стал указ 9 ноября 1906 г. о новом, льготном порядке выдела из общины. Суть закона сводилась к следующему:

  1.  В общинах, где продолжительное время не было общих переделов, общинный порядок землевладения считается ликвидированным, и они признаются перешедшими к подворному порядку землевладжения. Отдельные домохозяева рассматриваются как частные собственники земли, находящейся в их пользовании.
  2.   Каждому  домохозяину предоставляется прво во всякое время требовать закрепления находящегося в его пользовании участка надельной земли в частную собственность.
  3.   Домохозяин может требовать взамен закрепленных за ним череполосных участков выделения ему отруба или хутора, т.е. Сведения всех отдельных участков к одному месту(отрубу) и перенесения туда же усадьбы( хутора).
  4.  Ограничивается  принцип семейной собственности в крестьянском дворе. Собственником земли и имущества двора признается «домохозяин», т.е. глава семьи.

По замыслу инициаторов реформы, значительную роль в ее осуществлении должен был сыграть Крестьянский банк как инструмент разрушения крестьянской общины и насаждения хуторов и отрубов.

К январю 1916 г.из общины в чересполосное укрепление вышло 2 миллиона домохозяев. Им принадлежало 14 млн. десятин земли. 469 тыс. домохозяев, живших в беспередельных общинах, получили удостоверительные акты на владение землей на правах собственности на 2,8 млн. десятин. 1,3 млн. крестьян перешли к хуторскому и отрубному владению (12,7 млн. десятин). 280 тыс. хуторских и отрубных хозяйств образовались на банковских землях. Всего из общины вышло примерно 3 млн. домохозяев (меньше, чем 1/3). Из общинного оборота изъято 22% земель, около 1/2 их пошло на продажу (прил.4а). Составной частью Столыпинской аграрной реформы являлись крестьянские переселения. Основными целями переселенческой политики было ослабление «земельного голода» и революционной борьбы. Из Удмуртии крестьянское население уезжало на Урал и Сибирь. Царское правительство не беспокоилось об устройстве переселенцев. Переселение стало массовым бедствием, превратилось в тяжелое народное горе. Крестьянам-переселенцам полагались определённые льготы, такие как освобождение, от налогов, денежные пособия, освобождение от воинской повинности, им полагалась земельная собственность в размере 15 га,- на главу земли, и плюс 45га.. В результате, за Урал и в Сибирь переселилось 3 040 000 человек, а вернулось обратно 524 000. Что составляло 17,2% всех переселенцев.  

В годы аграрной реформы в России все большее развитие получает кооперация. Основными видами кооперации были потребительская, снабженческо-сбытовая, кредитная и производственная. Основными целями создания кооперативов в деревне были: повышение рентабельности крестьянских хозяйств, взаимопомощь, борьба со скупщиками и спекулянтами сельскохозяйственных продуктов и включение в систему внутреннего и мирового рынка (прил. 5) В частности, для достижения этих целей был создан Союз сибирских маслодельных артелей. В 1913г. Сибирь вывезла 6 млн. пудов масла, в том числе 90% всего российского экспорта, это давало огромные доходы своей стране. В документах сохранились данные о росте числа кредитных кооперативов за годы реформы. Например, в 1901г. было зарегестрированно 837 кредитных кооперативов, а в 1917г.- 16055, следовательно, число кредитных кооперативов увеличилось в 19 раз. Численность потребительских обществ выросла в 33 раза т.д. (прил. 6 )(4,с.57) В 1912г. был создан кооперативный Московский народный банк (МНБ), который осуществлял кредит и поставку крестьянам через кооперацию сельскохозяйственной техники, удобрений, семян. Банк также взял на себя роль координатора деятельности местных кооперативных союзов, которые выполняли роль своеобразного механизма, посредством которого мелкое крестьянское производство включалось в общую систему не только российского, но и мирового рынка.

Кооперация значительно снизила цены на рынке, оказывала помощь не только зажиточным и средним слоям деревни, но и беднякам. На 1 января 1917 года в стране насчитывалось 63 тысячи различных видов кооперативов. Сельская кооперация обслуживала 94 млн. человек, или 82,5% деревенского населения. К 1917 году кооперация дала свои результаты: снижение цен, массовость (63000 кооперативов различных видов), обслуживала 82,5% сельского населения, выход на мировой рынок и создание Московского народного банка в 1912 году.

За годы реформ в России произошли существенные изменения, посевные площади увеличились на 10%, а в районах наибольшего выхода крестьян из общин на 150%. Закупки сельскохозяйственных машин крестьянами выросли в 3,5 раза. Россия в этот период производила 25% мирового экспорта зерна.


Глава 2. Осуществление столыпинских преобразований на территории Удмуртии

 Закон 9 ноября в наиболее экстенсивных областях России не оправдал намерений правительства, предпренявшего разрушение общины с целью расчистить путь земледельческому прогрессу. Выделяться из общины стали прежде всего не дворы сильные, многоземельные, а, напротив, такие, у которых земли было меньше среднего размера общинного надела.  В целом около 80% крестьян по-прежнему остались в общинах, а свыше миллиона малоземельных крестьян лишились земли и разорились. Что касается Вятской губернии и Удмуртии, в частности, здесь число закрепивших землю в личную собственность оказалось наиманьшим, чем где бы тони было в России: в Вятской губернии процент закрепления земли в личную собственность сотсавил 4,3, а в  Удмуртии- 4,2. Хуторские и отрубные хозяйства по Вятской губернии составили  0,8%, по четырем «удмуртским» уездам-0,9%. Около 30% выходцев на хутора и отруба были зажиточными хозяевами, остальные- преимущественно бедного и среднего достатка. Размеры землевладения среди хуторян и отрубщиков отличались большой пестротой: наименьший надел составлял от 0,18 до 22 Дес., средний- от 65 до 115 дес. И наибольший-187 дес. Земельную реформу П. А. Столыпина крестьянство Удмуртии в основной своей массе восприняло как барский закон и оказывало активное противодействие ее реализации.

В Вятской губернии в целом и на территории Удмуртии, в частности, как и в России, создавались кооперативные организации. Кредитные товарищества Вятской губернии только в 1912г. выдали хуторянам ссуд на 10391200 рублей, машин - на 1776 тыс. рублей. Но внедрение машин и усовершенствованных орудий труда шло очень медленно. Все учёные и специалисты единогласно утверждали, что земледельческая техника в крестьянском хозяйстве оставалась крайне низкой. Пахали сохой, боронили бороной с деревянными зубьями, молотили цепами или просто околачивали сноп о бревно. Глазовский уездный агроном отчитывался за 1913год: «Плуг в Глазовском уезде встречается как редкость. Здесь царит сабан, а второе место занимает косуля...о плуге в уезде знают очень немногие крестьяне». Агроном из Шарканского агрономического участка Сарапульского уезда в отчете за 1910г. сообщал, что «плугов у крестьян имеется во всём районе десятка два, да и те лежат без употребления. Малейшая неисправность, и плуг забрасывается. Обработка земли совершается у крестьян при помощи сабанов, которые буквально ковыряют землю»(6, с. 170)

Историки отмечают множество причин, которые привели аграрную реформу 1906года к неудаче, сделали ее недостаточно успешной. Во многом к этому привело состояние удмуртского крестьянства, связанного в общине давними кровно родственными узами, крестьяне не хотели нарушать этих традиций, боялись лишиться поддержки родственников, а также соседей - односельчан. Выходу на хутора и отруба мешала угроза полной изоляции от общины, что являлось страшнее всякого несчастья или наказания. Во-вторых, В Удмуртской деревне были замедленные темпы пореформенного развития, слабое проникновение капиталистических отношений, общий низкий уровень развития экономики. Кроме этого причиной неуспеха Столыпинской реформы среди удмуртского крестьянства являлась национальная политика царизма. Сопротивление национальному гнету, борьба за сохранение своей национальной самобытности развивали моральные источники твердости, упорства и стойкости для противодействия любым начинаниям правительства. В-четвёртых, Столыпинское законодательство не затрагивало крупного землевладения, а проводилось за счет общинных земель, что крестьян не устраивало, равно и удмуртов, и русских.

Заключение

 Высокий естественный прирост населения, отмечавшийся в пореформенные десятилетия, снижение цен на хлеб вследствие мирового аграрного кризиса, усиление административного и финансового контроля со стороны правительство и земств оказали серьезное воздействие на социально-экономическую ситуацию в Удмуртии. С одной стороны, наметились положительные изменения в материальной базе крестьянского хозяйства, распространении улучшеных сельскохозяйственных орудий и новых технологий в производстве сельхозпродукции. С другой- экстенсивное земледелие, слабая материальная база крестьянских хозяйств, высокое налоговое бремя тормозили интенсификацию сельскохозяйственного производства. При определяющей роли общины в перераспределении земли более заметно проявлялась тенденция на уравнение размеров крестьянского землевладения и землепользования в соответствии с трудовыми возможностями семьи. Выход на сельскохозяйственный рынок на этом этапе носил в основном вынужденный характер.

В 19-начале 20 в. в крестьянском хозяйстве Удмуртии в целом сохранялось воспроизводство традиционных методов жизнедеятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74155. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления 16.36 KB
  Виды прав граждан в сфере государственного управления: на участие в управлении государством как непосредственно так и через своих представителей; на поступление на государственную службу; на обращение в органы государственной власти органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально так и коллективно; на свободу передвижения; на неприкосновенность личности; на неприкосновенность жилища; на объединение включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; на проведение собраний митингов...
74156. Административно-правовой статус юридических лиц 19.53 KB
  В отношении общественных организаций запрещаются создание объединений преследующих незаконные цели и осуществление деятельности посягающей на здоровье и нравственность населения права и законные интересы граждан. Обязанности юридических лиц: общие необходимость соблюдения требований законодательства в своей деятельности; обязанность государственной регистрации создания реорганизации ликвидации юридических лиц внесения изменений в уставные документы; специальные регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с...
74160. Исследование эффективности автоматического отключения питания в системе TN-C 69 KB
  При отсутствии нулевого провода А 31 Выводы по разделам Обеспечивает ли защитное заземление защиту от косвенного прикосновения в системе TNC и почему Да защищает путём снижения тока кз отводом в землю Возможно ли автоматического отключение питания при отсутствии нулевого провода и почему Результаты измерений При целом нулевом проводе...
74161. Исследование защитного заземления электроустановок 18.03 KB
  Закрепление теоретических знаний по пожарной безопасности промышленных предприятий; изучение существующих средств тушения пожаров; приобретение навыков по правильному использованию, применению и расчету необходимого количества средств пожаротушения для обеспечения пожарной безопасности объектов железнодорожного транспорта
74162. Исследование параметров микроклимата производственных помещений 17.14 KB
  Изучить методы и приборы для изменения микроклимата производственных помещений, ознакомиться с методами нормирования оптимальных и допустимых значений параметров микроклимата, а также приобрести практические навыки в оценке микроклимата рабочей зоны, и принятие мер по её нормализации
74163. Исследование эффективности средств зашиты от шума. Звукоизоляция ограждающих конструкций 60.5 KB
  Цель работы: Изучить методику измерения и нормирования производственного шума средства и методы защиты расчета и оценки эффективности звукоизоляции ограждающих конструкций производственного оборудования и зданий. Исходные данные: Место проведения измерений шума: кабина машиниста электропоезда Источник шума: тяговые двигатели компрессора стук колёс Рекомендуемое средство звукоизоляции...