7709

Система дидактических принципов и дидактических правил

Доклад

Педагогика и дидактика

ТЕМА: Система дидактических принципов и дидактических правил. В современной науке принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила, основные требования к деятельности, вытекающие изустановл...

Русский

2013-01-28

37.87 KB

64 чел.

ТЕМА: Система дидактических принципов и дидактических правил.

В современной науке принципы — это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила, основные требования к деятельности, вытекающие из установленных наукой закономерностей. 

Принципы обучения, таким образом, отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

Принципы педагогического процесса выводятся из закономерностей. Педагогические принципы есть обобщение законов и закономерностей. В то же время они являются итогом научного осмысления, достижений педагогической мысли прошлого и обобщения передовой современной педагогической практики.

С  принципами педагогического процесса тесно связаны педагогические  правила.

Дидактические правила – это практические рекомендации по реализации  того или иного принципа.

Законы и закономерности обучения позволяют учителю понять лишь общую картину пед.процесса, спроектировать общие подходы в разработке технологии обучения. Дидактические принципы и правила дают учителю непосредственные указания на то, как строить обучение, как его наполнять конкретным содержанием. Сами принципы обучения реализуются на практике через систему пед.правил. Правила раскрывают содержание той или иной стороны соответствующего принципа. Именно в правилах заключен практический опыт обучения.

1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса - ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности.

Правила:

  1.  полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;
  2.  опора  на  положительные  качества  воспитанника;
  3.  создание  ситуации  успеха;
  4.  защищенность  и  эмоциональная  комфортность  воспитанника  в  педагогическом  взаимодействии.

2. Принцип связи теории  с  жизнью и производственной практикой - предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно - полезную деятельность как в школе, так и за ее пределами, участвовать в экскурсиях, походах.

Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью и практикой является вовлечение воспитанников в посильную трудовую и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчества.

Правила:

  1.  организация разнообразной практической деятельности, направленной на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков, привычек;
  2.  самостоятельный подбор примеров, иллюстрирующих теоретическое положение или правильность (ошибочность) его применения на практике;
  3.  организация обучения и воспитания таким образом, чтобы воспитанники самостоятельно переходили от теории к практике и от практики к теории;
  4.   широкое привлечение в учебно-воспитательном процессе краеведческого материала;
  5.  включение воспитанников в общественно - полезную деятельность;
  6.  включение в трудовую деятельность;
  7.  практикой доказывать учащимся необходимость научных знаний;
  8.  показывать, что наука развивается под влиянием потребностей практики;
  9.  помнить, что в процессе практической деятельности усваивается 80% знаний.

3. Принцип научности: в соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие познавательной активности учащихся, на формирование у них умений и навыков научного поиска, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Этому способствует широкое использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций нравственного выбора, специальное обучение воспитанников умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литературу и научно-библиографический аппарат. Он предполагает, что для обучения должны предлагаться только знания, установленные наукой.

Правила:

  1.  отбор содержания образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники – обучать на основе новейших достижений науки, педагогики, психологии, передового педагогического опыта;
  2.  вооружение воспитанников умениями и опытом научного поиска, способами научной организации познавательной деятельности;
  3.  формирование умений наблюдать, анализировать, осуществлять синтез, обобщения, использовать индукцию и дедукцию;
  4.  преподаваемые знания не должны противоречить научным представлениям;
  5.  учить детей использовать общеупотребительные научные термины;
  6.  информировать учащихся о новейших достижениях науки и техники;
  7.  знакомить учащихся с биографией великих ученых и их вкладом в науку;
  8.  поощрять исследовательскую работу школьников;
  9.  формировать умения и навыки самообразования, обучать учащихся работе с литературой и справочным материалами.

4. Принцип преемственности, последовательности и систематичности в обучении, направленное на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.

Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприятие, тот или иной урок являются логическим продолжением ранее проводившейся работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитанника на более высокий уровень развития. Преемственность предполагает  построение определенной системы и последовательности в обучении, так как сложные задачи не могут быть решены в короткий срок. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь больших результатов.

Правила:

  1.  доступность и привлекательность предлагаемой информации;
  2.  выделение существенных, базовых аспектов изучаемого материала, отделение главного от второстепенного и постоянное акцентирование на этом внимания;
  3.  обучение с ранних ступеней разнообразным способам систематического, логического развернутого и сжатого изложения своих мыслей: пересказ, рассказ, ответ по плану, сообщение, небольшое выступление, доклад;
  4.  все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло и пролагало дорогу для завтрашнего (Я.А.Коменский);
  5.  для усвоения учащимися системы знаний использовать структурно-логические схемы, планы, обобщающие таблицы;
  6.  система знаний, умений, навыков – важное средство против забывания.
  7.  осуществление постоянного контроля и объективной оценки результатов обучения и воспитания.

 5. Принцип наглядности. Я. А. Коменский, обосновавший «золотое правило дидактики», согласно которому к обучению необходимо привлекать все органы чувств, писал: «Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности». Согласно этому принципу обучение необходимо проводить на конкретных образцах, которые учащиеся могут непосредственно воспринимать не только через зрительные ощущения, но и посредством моторных и тактильных ощущений. Сам Коменский для реализации этого принципа написал первую в мире иллюстрированную книгу для детей «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках».  

Наглядность в педагогическом процессе обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, диапозитивов, карт, схем и т. п. Наглядность может применяться на всех этапах педагогического процесса.

Современные  исследования показывают, что через органы зрения поступает в 5раз больше информации, чем через органы слуха. В мозге 30% объема занимают нейроны, отвечающие за зрение и только 3% отвечают за слух. Зрительная информация легче обрабатывается мозгом и запоминается, более прочно хранится, поэтому принципу наглядности отводится в дидактике ведущее место.

Правила:

  1.  предметы в натуре (на картинках или моделях) запоминаются быстрее и легче, чем их словесные образы;
  2.  дети мыслят формами, звуками, красками, ощущениями, поэтому учить наглядно, через конкретные образцы, которые они могут непосредственно воспринимать;
  3.  все, что дети могут видеть, представлять для восприятия зрением, все, что дети могут слышать – слухом, доступное осязанию – путем осязания, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом;
  4.  руководство познавательной деятельностью ребят в процессе использования наглядных средств;
  5.  рационально сочетать слово и наглядность;
  6.  применять разумно и в меру наглядность;
  7.  с возрастом учащихся наглядность должна быть более символичной;
  8.  использовать наглядность не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации;
  9.  в совершенстве владеть ТСО (ИКТ) и методикой их применения.

6. Принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания - формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художественной самодеятельности, в организации производительного и общественно полезного труда, в формировании повседневных отношений и поведения.

Правила:

  1.  эстетическое оформление пришкольного участка;
  2.  красиво оформленные классные и рекреационные помещения;
  3.  наличие зелени, цветов и произведений искусства;
  4.  эстетический внешний вид воспитанников и воспитателей;
  5.  организация учебно-воспитательного  пространства.

7. Принцип сознательности и активности учащихся в педагогическом процессе отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе. Активность личности социальна по своей природе, это концентрированный показатель ее деятельной сущности. Однако активность школьников должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний.

Правила:

  1.  необходимым условием сознательного обучения является понимание целей и задач предстоящей работы; показывать учащимся важность, значение и перспективы деятельности;
  2.  создаются  ситуации, содержащие  противоречия, заставляющие  мыслить, самостоятельно  ставить  проблемы и их разрешать;
  3.  отказ от чрезмерной  регламентации, опеки, подавления инициативы, самостоятельности;
  4.  учиться задавать вопросы и выслушивать ответы. Каков вопрос – таков ответ. Как учитель слушает ученика, так ученик слушает учителя.  
  5.  опора на доверие.

8. Принцип прочности и действенности результатов обучения. Только увязывание нового с ранее усвоенным, только введение новых знаний в структуру личностного опыта учащихся обеспечат их прочность. Прочными, как правило, становятся и те знания, которые добываются самостоятельно. Они надолго оседают в сознании и имеют тенденцию переходить в убеждения. Большое значение имеет и эмоциональный фон, сопровождающий изучение и усвоение материала, выработку умений и навыков.

Прочности и действенности результатов деятельности способствуют упражнения в применении знаний, умений и навыков, обсуждения и дискуссии, доказательства и аргументированные выступления и т. п. Прочным достоянием памяти становятся те знания, в которых учащиеся испытывают постоянную потребность, нужду, которые стремятся применить в своей практической деятельности.

Правила:

  1.  не перегружать память учащихся в ущерб их мышлению;
  2.  препятствовать сохранению в памяти неверной информации;
  3.  материал для запоминания заключать в короткие ряды;
  4.  бороться с ленью, бездельем, загружать каждого ученика в полную силу его возможностей;
  5.  приступать к изучению нового материала только после вызова интереса и положительного отношения к нему;
  6.  развивать память учащихся;
  7.  новое связывать со старым;
  8.  не давать легких и однообразных заданий, они утомляют;
  9.  применять современные средства и методы контроля знаний с показом сдвигов в развитии учащихся.

9. Принцип доступности и посильности обучения деятельность школьников должна строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

При предъявлении недоступного для усвоения материала резко снижается мотивационный настрой на учение, ослабевает волевое усилие, падает работоспособность, быстро наступает утомление. Вместе с тем чрезмерное упрощение материала тоже снижает интерес к учению, не способствует формированию учебных навыков и, главное, не содействует развитию учащихся.

Правила:

  1.  переходить от близкого к далекому;
  2.  от легкого к более трудному;
  3.  от известного к неизвестному;
  4.  обучать сообразно возрасту учащихся;
  5.  учить, опираясь на возможности учащихся, с учетом их интересов, жизненного опыта и особенностей развития;
  6.  доступность зависит от ясности изложения и качеств речи учителя;
  7.  учитывать уровень актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми знаниями или требованиями.

10. Принцип учета  возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.

Возрастной подход прежде всего предусматривает изучение уровня актуального развития, воспитанности и социальной зрелости детей. Замечено, что эффективность учебно-воспитательной работы снижается, если предъявляемые требования  отстают от возрастных возможностей учащихся или непосильны для них.

Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложности внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них опыта, а также тех условий, в которых происходило формирование их личности.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности не оставались неизменными на разных возрастных этапах. В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли и переживания воспитанников. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности.

11. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка.

Педагог, предъявляющий требования, должен восприниматься учеником как человек, искренне заинтересованный в его судьбе и глубоко уверенный в прогрессе его личности. В этом случае требовательность будет выступать как необходимость, а не как личный интерес, чудачество или каприз педагога. У хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично соединяется с требовательностью к себе.

Вывод: педагогу  в  своей  работе  необходимо  ориентироваться  не  на  отдельные  принципы  и  соответствующие  правила, а  на  их  систему, которая  дает  рекомендации  по  построению  учебно-воспитательного  процесса. Все  принципы  взаимосвязаны  между  собой  и  действуют  одновременно  в  комплексе. Принципы  направляют  учебно-воспитательный  процесс  и  указывают  педагогу  пути  достижения  хороших  результатов  воспитания  и  обучения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81539. Строение и секреция кортикостероидов. Изменения катаболизма при гипо- и гиперкортицизме 159.94 KB
  Гормоны коры надпочечников кортикостероиды. В коре надпочечников синтезируется более 40 различных стероидов различающихся по структуре и биологической активности. В коре надпочечников образуются предшественники андрогенов из которых наиболее активный дегидроэпиандростерон ДЭА и слабый андростендион. Самый мощный андроген надпочечников тестостерон синтезируется в надпочечниках в небольшом количестве.
81540. Регуляция синтезами секреции гормонов по принципу обратной связи 126.07 KB
  Поддержание уровня гормонов в организме обеспечивает механизм отрицательной обратной связи. Изменение концентрации метаболитов в клеткахмишенях по механизму отрицательной обратной связи подавляет синтез гормонов действуя либо на эндокринные железы либо на гипоталамус. Синтез и секреция тропных гормонов подавляется гормонами эндокринных периферических желёз.
81541. Половые гормоны: строение, влияние на обмен веществ и функции половых желез, матки и молочных желез 133.12 KB
  Биосинтез эстрогенов как биохимический процесс представляет собой ароматизацию С19стероидов катализируемую комплексом ферментов локализованных в микросомах. У женщин детородного возраста основная масса эстрогенов синтезируется в яичнике содержащем зреющий фолликул или желтое тело. Синтез эстрогенов в фолликуле определяется взаимодействием двух стероидпродуцирующих структур зернистого слоя и текаклеток. Синтез эстрогенов в зреющем фолликуле является одним из основных факторов определяющих функцию гипофизарноовариальной системы т.
81542. Гормон роста, строение, функции 102.09 KB
  Гормон роста соматотропин пептидный гормон образуется в соматотропных клетках аденогипофиза. Молекула СТГ состоит из 191 аминокислотного остатка на восемь остатков меньше чем в молекуле пролактина и в отличие от пролактина содержит не три а два внутримолекулярных дисульфидных мостика Гормоном роста соматотропин называют за то что у детей и подростков а также молодых людей с ещё не закрывшимися зонами роста в костях он вызывает выраженное ускорение линейного в длину роста в основном за счет роста длинных трубчатых костей...
81543. Метаболизм эндогенных и чужеродных токсических веществ: реакции микросомального окисления и реакции конъюгации с глутатионом, глюкуроновой кислотой, серной кислотой 144.87 KB
  В ЭР существуют две такие цепи первая состоит из двух ферментов NDPHP450 редуктазы и цитохрома Р450 вторая включает фермент NDHцитохромb5 редуктазу цитохром b5 и ещё один фермент стеароилКоАдесатуразу. Электронтранспортная цепь NDPHP450 редуктаза цитохром Р450. Восстановленный FMN FMNH2 окисляется цитохромом Р450 Цитохром Р450 гемопротеин содержит простетическую группу гем и имеет участки связывания для кислорода и субстрата ксенобиотика. Название цитохром Р450 указывает на то что максимум поглощения комплекса...
81544. Металлотионеин и обезвреживание ионов тяжелых металлов. Белки теплового шока 109.86 KB
  Белки теплового шока. Белки теплового шока это класс функционально сходных белков экспрессия которых усиливается при повышении температуры или при другихстрессирующих клетку условиях. Повышение экспрессии генов кодирующих белки теплового шока регулируется на этапе транскрипции. Чрезвычайное усиление экспрессии генов кодирующих белки теплового шока является частью клеточного ответа на тепловой шок и вызывается в основном фактором теплового шока HSF англ.
81545. Токсичность кислорода: образование активных форм кислорода (супероксид анион, перекись водорода, гидроксильный радикал) 132.6 KB
  К активным формам кислорода относят: ОН гидроксильный радикал; супероксидный анион; Н2О2 пероксид водорода. Активные формы кислорода образуются во многих клетках в результате последовательного одноэлектронного присоединения 4 электронов к 1 молекуле кислорода. Конечный продукт этих реакций вода но по ходу реакций образуются химически активные формы кислорода.
81546. Повреждение мембран в результате перекисного окисления липидов. Механизмы защиты от токсического действия кислорода: неферментативные (витамины Е, С, глутатион и др.) и ферментативные (супероксиддисмутаза, каталаза, глутатионпероксидаза) 114.75 KB
  Активация перекисного окисления характерна для многих заболеваний: дистрофии мышц болезнь Дюшенна болезни Паркинсона при которых ПОЛ разрушает нервные клетки в стволовой части мозга при атеросклерозе развитии опухолей. Изменение структуры тканей в результате ПОЛ можно наблюдать на коже: с возрастом увеличивается количество пигментных пятен на коже особенно на дорсальной поверхности ладоней. Этот пигмент называют липофусцин представляющий собой смесь липидов и белков связанных между собой поперечными ковалентными связями и...
81547. Биотрансформация лекарственных веществ. Влияние лекарств на ферменты, участвующие в обезвреживании ксенобиотиков 105.66 KB
  Гидрофобные соединения легко проникают через мембраны простой диффузией в то время как лекарственные вещества нерастворимые в липидах проникают через мембраны путём трансмембранного переноса при участии разных типов транслоказ. Следующие этапы метаболизма лекарственного вещества в организме тоже определяются его химическим строением гидрофобные молекулы перемещаются по крови в комплексе с альбумином кислым агликопротеином или в составе липопротеинов. В зависимости от структуры лекарственное вещество может поступать из крови в клетку...