77119

СОЦИАЛЬНЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ КИТАЯ

Реферат

Международные отношения

Значительную прослойку господствующего класса составляли чиновники своеобразное личное дворянство феодального Китая служившее опорой централизованной власти. Социальная структура феодального общества Китая несмотря на дробление на мелкие и мельчайшие социальные...

Русский

2015-02-01

70.5 KB

1 чел.

СОЦИАЛЬНЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

В условиях феодализации Китая государственная организация складывалась по образцу древних деспотий, а социальное расчленение общества стало основой для создания сложной иерархической системы.

В обществе как внутри классов, так и внутри социальных групп сложилась строгая иерархия с той особенностью, что все считались вассалами государства. Каждая иерархическая ступень (а число их было велико) имела свои правила поведения и этикета, свое экономическое обеспечение, свой тип одежды, украшений и жилищ.

Высшую группу господствующего класса феодалов составляла привилегированная наследственная аристократия. Знать делилась согласно категориям феодальных титулов и рангов. Каждый титул обеспечивался соответствующим размером полей.

К потомственной знати причислялись некоторые аристократы без титулов, «особо заслуженные», не аристократы по рождению. В Китае не существовало майората и многочисленность семей феодалов приводила к дроблению крупных землевладений и борьбе между титулованной знатью.

Значительную прослойку господствующего класса составляли чиновники, своеобразное личное дворянство феодального Китая, служившее опорой централизованной власти. Они занимали различные ступени на иерархической лестнице чинов и делились на девять рангов,, а внутри ранговых групп — на более мелкие подразделения. По чинам и рангам были строгие разграничения, и каждому рангу соответствовала натуральная оплата в виде земельного владения или жалованья. Ни звание, ни ранг, ни право на должностное землевладение не передавались по наследству. Новые поколения чиновничества пополнялись за счет семей тех же чиновников: лишь сдавший экзамены и получивший степень учености мог стать кандидатом на должность, в государственном аппарате. Только материально обеспеченному влиятельному чиновнику было под силу продвинуть своих отпрысков сквозь экзаменационные рогатки. Так осуществлялась преемственность в занятии высших государственных должностей представителями господствующего класса, формально лишенными прямого права наследования.

Класс эксплуатируемых также не был единым. Большая часть крестьян в VII в. причислялась к так называемому «доброму народу». В их обязанности входили обработка земли и своевременное выполнение всех видов повинностей. Подавляющее большинство «доброго народа» составляли бедняки. К меньшей группе принадлежали деревенские старосты, богатеи, главы родов, которых можно было приравнять к непривилегированным мелким помещикам. Некоторые семьи из «доброго народа», накопив значительное количество земли, использовали труд лично-зависимых, «пришлых» и рабов. В Китае занятие земледелием считалось почетным.

Исключительная регламентация, учет и вмешательство в хозяйственные дела крестьян характеризуют китайское феодальное общество. Нарушение традиций и правил сурово каралось. Земледелец - податной был совершенно бесправным и не мог покинуть места приписки. К «доброму народу» причисляли и ремесленников, и купцов, облагаемых податями и повинностями так же, как и крестьян.

В самом низу социальной лестницы находился «подлый народ», включавший держателей земли частных лиц, лично-зависимых, слуг, рабов. Все они были совершенно бесправны.

Социальная структура феодального общества Китая, несмотря на дробление на мелкие и мельчайшие социальные группы и воздвигнутые между ними перегородки, не исключала передвижения по иерархической лестнице. Даже выходец из рядовых налогоплательщиков теоретически мог вступить в ряды низших слоев господствующего класса. Имело место и обратное движение, когда сановника понижали в должности или, более того, разжаловали в простолюдины.

Система государственного устройства и бюрократический аппарат складывались на основе развития опыта, накопленного в древние века. Монархическое правление с ярко выраженными признаками деспотии оставалось характерной чертой средневековых империй.

Верховная власть концентрировалась в особе императора, который, обладая неограниченными правами, должен был править страной на основе традиций и законов, опираясь на разветвленный бюрократический аппарат. По традиции, государь считался сыном Неба, иначе говоря, представителем высших небесных сил и проводником их воли. От него требовалось, чтобы он вступал в контакт с великими предками.

При Ли Шимине учредили государственный совет, куда входили родственники императора и видные сановники. Ближайшими помощниками сына Неба были два цзаясяна. Их должности занимали члены императорского дома или влиятельные сановники. Управление страной осуществлялось через три палаты. Главная из них ведали органами исполнительной власти, а две другие готовили и обнародовали указы императора, устраивали в его честь приемы и торжественные церемонии.

Первой палате были подчинены шесть ведомств. Ведомство чинов назначало и увольняло чиновников, перемещало по должности и награждало. Ведомство обрядов следило за соблюдением этикета и обрядов, за нравственностью, образованием, религиозными организациями, финансовое — вело учет податных и наделов, следило за обложением и сбором налогов.

Военное ведомство занималось военными чинами, войсками, охраной границ, военными поселениями на окраинах империи. Ведомству наказаний были подчинены суды, тюрьмы, судопроизводство. Ведомство работ вело учет казенной барщины, определяло трудовые повинности и организацию самих работ на строительстве, при устройстве дорог и перевозках.

При дворце были особые управления по обслуживанию персоны императора, императорских палат, гаремов, охране имущества казны, организации приема иностранных послов и посылки посольств.

Особое место занимали палата инспекторов и цензорат. Обязанностью инспекторов было обследование бюрократического аппарата как в столице, так и в провинции. Они подавали доклады непосредственно государю, минуя промежуточные инстанции. Само существование такого контрольного органа должно было служить централизации власти и противодействовать сепаратистским тенденциям чиновников и феодальных властителей.

В начале династии Тан империя была разделена на 10 провинций, в свою очередь подразделявшихся на округа и уезды, различавшиеся по категориям в зависимости от числа податных и массы налоговых сборов.

Важной функцией государственного аппарата была организация экзаменов трех степеней. Испытания проводили начальники местной администрации; столичные экзамены проводились при императорском дворе. Экзаменационная система и институт установления степени образованности обеспечивали элементарную грамотность всех служащих. Высшая степень учености давала право на 1, 2 и 3-й ранги чинов, а вместе с тем и на замещение крупных постов. Экзаменационная система служила методом проверки благонадежности кандидатов в чиновники и воздействия на направление умов образованной части общества.

Ниже уездных центров стояли деревенские организации, возглавляемые деревенскими жителями — старостами. Продолжая борьбу с общинно-родовой организацией, власти признали низшей единицей объединение четырех или пяти дворов, далее шли более значительные общинно - административные деревенские организации.

Старосты вели учет населения, наблюдали за возделыванием полей и шелководством, за своевременной уплатой налогов, трудовой повинностью, обеспечением круговой поруки, отвечали за порядок и спокойствие в деревне, отправление религиозных церемоний. Им надлежало следить, чтобы не было беглых разбойников и контрабандистов.

При Танах осуществилось кодифицирование средневекового права. В 653 г. был составлен, а в 737 г. опубликован «Тан люй шуи» — всеобъемлющий кодекс, оказавший влияние не только на юридическую мысль Китая на протяжении нескольких столетий, но и ставший образцом в законодательстве сопредельных с Китаем стран Дальнего Востока.

Его теоретической основой было конфуцианство, облекающее полной юридической компетенцией лишь императора. Главным принципом имперского правления стала детально разработанная регламентация всех сторон жизни, строгая социальная иерархия и административная субординация. Жестоко карались малейшие нарушения порядка во дворце и проступки против сына Неба.

В духе юридических норм, определенных еще в древности, кодекс отождествлял этические отношения в государстве с этикой семейной. Конфуцианская мораль нашла отражение в признании отцеубийства тягчайшим преступлением. Свод уголовных законов определял прежде всего отношения между родственниками, хозяевами и рабами. Большинство статей кодекса посвящено привилегиям и обязанностям «любимых сыновей» сына Неба и одновременно «пастырей народа» — чиновников. Уложения, касавшиеся этой прослойки, достигли в кодексе полноты и отточенности, впоследствии уже непревзойденных.

С одной стороны, чиновничество, обладавшее рангами, занимало привилегированное положение: личный ранг определял должность и реальный правовой статус чиновника. Чиновники могли избежать физических наказаний путем понижения их ранга, должности или титула. Правда, это означало нежелательную для конфуцианцев «потерю лица», что морально наказывало провинившегося. Родство с чиновником становилось источником привилегий.

С другой стороны, действия чиновника находились под неусыпным контролем. Как уголовные преступления равно квалифицировались как убийства и грабежи, так и нарушения нормативных сроков обработки документов.

Кодекс стоял на страже интересов господствующего класса. Степень наказания имела ситуационный характер и зависела от статуса виновного и жертвы. Так, хозяина за убийство провинившегося раба наказывали ста ударами большой палки, а неумышленное убийство господина рабом или слугами каралось смертной казнью.

Танская империя обладала значительными военными силами; армия состояла из крестьян, которые призывались на военную службу и проходили обучение. Каждая провинция и округ выставляли воинов, выделенных сельскими организациями. Войско обеспечило империи Тан успех обширных завоевательных походов. Армия была разделена на соединения, которые несли службу как в столице, так и в провинции. Императорский дворец и столицу охраняли гвардейцы. На границах воины военных поселений занимались хлебопашеством и несли службу. Широко использовалась конница кочевников. Военные, считавшиеся ниже гражданских чиновников, имели меньшее экономическое обеспечение.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ВНЕШНИЕ ОТНОШЕНИЯ

Консолидация внешнего положения рассматривалась правящим классом как средство упрочения своих позиций внутри страны. Тем же целям служила и дипломатия: натравливание одних племен на другие, разжигание внутриплеменной розни, задабривание титулами и подарками племенной верхушки, династийные браки, приглашение членов правящих родов почетными заложниками ко двору императоров. Эти методы наиболее ярко проявлялись в отношениях с Тюркским каганатом, распавшимся на Восточный и Западный ко времени образования в Китае единой империи Суй. В борьбе за объединение страны в конце VI в. некоторые китайские феодалы признавали зависимость от тюрок. Первые танские императоры одно время даже платили им дань. Но уже в 628 — 630 гг. был осуществлен грандиозный поход против тюрок. За ним последовала целая серия захватнических походов по Великому шелковому пути. В 640 г. танские войска уничтожили мирное государство Гаочан, расположенное в Турфанской низменности. Затем вели многолетнюю войну против уйгур. В 657 г. с их помощью, а в 679 г. в союзе с Восточным каганатом они нанесли окончательный удар Западному каганату.

Китайские гарнизоны были размещены в населенных пунктах по Великому шелковому пути вплоть до Урумчи. Вместе с караванами из государств Средней Азии в Китай и из танской столицы в Среднюю Азию и далее на запад шли послы, путешественники, паломники. В 648 г. прибыла посольская миссия от киргизов.

Продвижение китайцев в Центральную Азию облегчалось распадом державы Сасанидов. Последний сасанидский царь Йездигерд III просил заступничества у Китая.

Действия китайцев на северо-востоке ставили целью овладеть Ляонином и морскими путями в Желтом море.

Объектом захватнической политики империи Суй стали государства Когурё и Пэкче (в северной и юго-западной частях Корейского полуострова). Государство Силла (на юго-востоке полуострова) выступало союзником китайцев. В наиболее ожесточенной войне 612—614 гг. китайцы трижды совершили неудачные походы в Корею. Тяготы военных походов и особенно неудача корейских войн послужили одним из толчков к широкому выступлению народных масс, которое привело к падению династий Суй.

При танском Ли Шимине продолжалось завоевание Кореи. В 645 г. китайские войска приблизились к г. Пхеньяну, но под натиском сил противника были вынуждены отступать. В 660 г. 130-тысячная китайская армия высадилась на юге Кореи и разгромила Пэкче. Его окончательное падение произошло в 663 г., когда китайцы в союзе с государством Силла нанесли поражение японскому флоту, прибывшему на помощь Пэкче. Одновременно китайские армии вторглись и с севера. В 668 г. китайские войска захватили Пхеньян. Государство Силла признало себя вассалом Китая. Территории Когурё и Пэкче были разделены на девять военных губернаторств и формально присоединены к Китаю. Борьба корейского народа против поработителей привела к объединению Кореи во главе с государством Силла. Китайцам пришлось отступить. Ту же традиционную политику разжигания вражды между племенами китайские власти вели в отношении киданей и мохэ. Когда же в 698 г. было провозглашено новое государство Бохай, китайские дипломаты тщетно пытались использовать его против корейцев. В 705 и 713 гг. между Бохаем и Танской империей завязались торговые отношения.

С начала VII в. Китай установил первые официальные связи с Японией. В 607 г. оттуда прибыли послы для переговоров. Сильный китайский флот совершил экспедиции на острова Тайвань и Рюкю. Позднее с островитянами поддерживались посольские отношения.

В начале VII в. китайские войска разгромили племя тогонцев, родственных сяньбийцам (в районе провинции Цинхай), включив их земли в состав Танской империи. В 634 г. в Чанъань прибыли послы из Тибета. Несколько лет между Китаем и Тибетом шла борьба из-за тогонцев, и лишь в 647 г. был заключен мир, скрепленный браком Сронцзангамбо с китайской принцессой Вэнь Чэн. В Лхасе поселились китайские чиновники, военные, купцы.

Начало отношений между Китаем и Индией относится к VII в. В 641 г. в Чанъань прибыли послы из северного государства Харши. Посольский обмен был прерван распадом державы Харши. Когда китайские послы Ван Сюаньцэ и Цзян Шижэнь в 645 г. направились в Индию из Лхасы, на них было совершено нападение. Ван Сюаньцэ удалось бежать в Тибет, откуда он осуществил победоносный поход в долину Ганга. В VIIVIII вв. посольства в Китай приходили из Кашмира, Магадхи, Гандхары, из княжеств Южной Индии и Цейлона.

Частые военные столкновения с соседними племенами происходили на юго-западе с племенами айлао, образовавшими в Юньнани государство Наньчжао. Эти войны, как правило, кончались поражением Китая.

Захватническая политика китайских феодалов распространялась на юг. В 602 — 603 гг. их войска вторглись в северную часть современного Вьетнама, а затем направились к государству Тямпа, откуда они вскоре были вытеснены. В Северном Вьетнаме в 679 г. было учреждено наместничество Аньнань (Умиротворенный Юг).

С Камбоджей, островной империей Шривиджайей, Читу (на юге Малакки) Китай поддерживал посольские связи.

Китайское правительство пыталось использовать обмен посольствами для поддержания своего авторитета как на международной арене, так и внутри страны. Основы дипломатии, выработанные еще в древности, в VIIIX вв. приобрели законченность, сложились в стройную систему. Сутью ее был китаецентризм, т. е. признание Китая главенствующим в мире государством, которому в лице императора должны подчиняться все зарубежные страны. Прибывающие обязаны были изъявлять покорность Китаю, а привезенные дары называть данью. Сложился особый церемониал приема послов, долженствующий символизировать сюзеренитет Китая. Властители стран, приславшие посольства, объявлялись вассалами императора. В знак особой милости им передавали ритуальные регалии власти, подарки, китайскую одежду. Такой чисто внешний и номинальный сюзеренитет признавался лишь китайцами. Сами государства рассматривали свои отношения с империей как равные. Однако в некоторых случаях имел место вассалитет как определенная форма зависимости, обусловленная давлением и военной угрозой со стороны Китая.

Вполне реальными были зависимость от Китая вождей некоторых тюркских и других племен после их разгрома, временный вассалитет государства Силла и государства Наньчжао в момент его ослабления.

Рост внешних связей Китая в VIIVIII вв. расширил внешнеторговые и культурные связи с зарубежными странами. В Китай приезжали посольства византийского императора, неоднократно прибывали и посланцы арабских халифов. Оживленные торговые связи поддерживались с Передним Востоком не только через Великий шелковый путь, но и морем. Один из. таких путей протянулся от Гуанчжоу до Багдада. Одновременно с арабскими купцами в Китай проникло и мусульманство, появились христианские проповедники несторианского толка.

Значительное расширение связей с внешним миром объяснялось подъемом экономики и культуры не только Китая, но и многих государств Востока.

КУЛЬТУРА

Социальные конфликты и нашествия кочевников, происходившие при переходе от рабовладения к феодализму, не нарушили преемственности китайской культуры, хотя и вызвали некоторый её упадок. Были разгромлены столичные училища и богатые библиотеки. Из шелковых свитков с произведениями древних авторов кочевники шили одежду и мешки. Несмотря на военные условия, на Севере, как и на Юге, интеллектуальная деятельность продолжалась. В Цзянькане — столице Восточной Цзинь — жили видные ученые и писатели. В области математических знаний прославился ученый Цзу Чунчжи. Известный философ Фань Чжэнь критиковал идеализм и мистику: в трактате «О смертности духа» (507) он опровергал тезис о бессмертии души. Историки собирали документы — памятники прошлых лет — и вели записи о современных им событиях. Видным ученым в этой области знаний был Фань Е — составитель «Поздней истории Хань». Свои имена прославили поэты, критики. Наиболее ярким талантом выделялся Тао Юаньмин (365—427) — автор утопии «Персиковый источник».

Южное государство имело довольно широкие связи с народами Индокитая и Индии. Вместе с религиозными буддийскими миссиями прибывали купцы из далеких стран. В Индию из Китая постоянно отправлялись на поклонение святым местам буддийские монахи. Внешние связи стимулировали развитие мореплавания и судостроения. К V в. относятся изобретения в области плавки металлов.

С объединением страны открылись новые возможности для развития научных знаний, искусства, литературы; расширялись знания о тайнах природы. Алхимики в поисках эликсира бессмертия раскрывали свойства металлов и минералов. Лекари постигали целебные свойства растений, совершенствовали медицину, перемежая научные знания волшебством и магией. Средневековые инженеры и математики прославились своими познаниями при строительстве городов, каналов и крепостных стен. Наблюдения за сменами сезонов, за небесными светилами расширяли астрономические знания. Астрологи составляли гороскопы и предсказания. Буддийский монах И Хан (VIII в.) внес немалый вклад в астрономию.

Развитие географических знаний было связано с паломничеством ученых-монахов к святым местам. Китайский монах Фа Сянь, совершив путешествие в Индию в 399—415 гг., составил «Записки о буддийских царствах». В VII в. монах Сюаньцзан свое путешествие в Среднюю Азию и Северную Индию (через Гиндукуш) описал в «Записках о западных страных периода великой династии Тан» — ценнейшем источнике для изучения истории народов Средней Азии и Индии. Знаменитый автор отказался от светских должностей, удалился в монастырь, где усердно трудился над переводами санскритских и других источников. Монах И Цзин оставил после себя «Повествование о плавании по южным морям и о внутреннем законе», в котором описал путешествие из Гуанчжоу к берегам Суматры и через Бенгальский залив — в Индию. Широко развилось в VII в. историописание. При Ли Шимине средневековое государство монополизировало составление историй. Чиновники-историки подготовили для опубликования истории предыдущих эпох, сформировав их по образцу «Исторических записок Сыма Цяня». На ос было создано 13 историй, охватывавших период I — начало VII в. н. э. Историки-архивариусы собирали и обрабатывали сведения о текущих событиях и отдельных деятелях. Материалом для них служили императорские указы, отчеты ведомств, доклады с мест и другие документы. Составленные ими сборники хранились до конца царствования династии. Новая династия окончательно дорабатывала их и выпускала в свет истории царствования своих предшественников. Исторические труды содержали сведения об экономике, государственном правлении, культуре, календаре, этике, войнах, народных восстаниях, стихийных бедствиях, космических явлениях, о соседях Китая и о далеких странах. Первым критиком исторических трудов стал Лю Чжицзи, создатель в 710 г. труда «Проникновение в историю».

Ученые работали над восстановлением древних трудов. Большого подъема достигло искусство каллиграфии. Непревзойденным мастером в этой области был Ван Сичжи (307—365).

Для подготовки учащихся к экзаменам из древних конфуцианских канонических трудов были составлены сборники под общим названием «Четырехкнижие».

При дворе императора в VIII в. было создано высшее собрание ученых, позже получившее название академии Ханьлинь. Была предпринята публикация копий указов и распоряжений, которая постепенно, превратилась в своеобразный правительственный вестник. Ученый Ду Ю (755—812) составил первый сборник энциклопедического характера «Тундянь».

Высокого расцвета достигла поэзия. Ее прославила целая плеяда блестящих талантов. Традиции Тао Юаньмина, автора социальной утопии «Персиковый источник» продолжили великие поэты Ли Бо (699-762) и Ду Фу (712-770).

В живописи особую школу создал Ван Вэй. Распространилась живопись на шелке и на бумаге в виде свитка. На развитии искусства и архитектуры сказалось влияние буддизма. Свидетельство тому — многоэтажные каменные пагоды, скульптурные изображения будд и религиозная роспись пещерных буддийских храмов. При императорском дворе развивалось светское искусство, в стихах и красках прославлялись радость жизни, природа и веселье. Появился театр пантомимы. С расширением внешних связей в империю проникли и стали достоянием Китая достижения культуры других народов. В искусстве, в знаниях и некоторых отраслях производства (например, сахароварении) отразились индийские, среднеазиатские влияния, а также влияние культур других народов.