77131

Вклад Петра Самсоновича Коссовича в развитие почвоведения

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Петр Самсонович Коссович родился в Белоруссии в г. Горки 16 сентября 1862 года. Рос он в очень образованной и агрономической семье. Его отец, Самсон Семенович, был агрономом и занимал должность директора Московской земледельческой школы, был председателем Общества агроном...

Русский

2015-02-01

1.15 MB

7 чел.

Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Факультет почвоведения

Реферат по истории и методологии почвоведения

на тему:

Вклад Петра Самсоновича Коссовича в развитие почвоведения

Выполнила студентка 5 курса

Кафедры физики и мелиорации почв

Сусленкова М.М.

Москва

  1.  


Оглавление

Оглавление 2

Биография П.С. Коссовича 3

Общественно-исторические условия конца XIX – начала XX веков 5

Ситуация в науке на момент жизни П.С. Коссовича. Учителя, предшественники и современники 6

Вклад П.С. Коссовича в развитие почвоведения 9

Ученики и последователи П.С. Коссовича 13

Библиография П.С. Коссовича 14

Заключение 15

Список литературы 15


Биография П.С. Коссовича

Петр Самсонович Коссович родился в Белоруссии в г. Горки 16 сентября 1862 года. Рос он в очень образованной и агрономической семье. Его отец, Самсон Семенович, был агрономом и занимал должность директора Московской земледельческой школы, был председателем Общества агроном, а мать, Анна Александровна, приходилась сестрой крупнейшему агроному И.А.Стебуту.  Поэтому  еще в детстве Петр Самсонович познакомился с сельским хозяйством.

П.С. Коссович получил хорошее образование, хотя обучение шло неблестяще из-за особого склада ума и наклонности во всем добиваться полной ясности. В 1883 году он поступил в Московский университет и начал изучать там естественнонаучные основы земледелия. Во время учебы в университете П.С.Коссович был удостоен золотой медали за работу об усвоении азоты бобовыми растениями. Дипломная работа, которую он написал под руководством В.П.Марковникова, называлась «Нафтеновые кислоты». После окончания университета в 1887 году Петр Самсонович продолжил свое образование  в Петровской сельскохозяйственной академии (ныне Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева), которую успешно закончил в 1889 году.

После Петровской академии П.С.Коссович  уехал на стажировку за границу: сначала он 2 года провел во Франции в Институте Пастера, где проходила его стажировка по бактериологии, а затем поехал в Германию, где проходил стажировку у А.Коха (1892-1893 г.г.).

Петр Самсонович Коссович кроме научной деятельности вел еще и преподавательскую. Он преподавал химию в одном из московских училищ, вел курс «Биологические процессы в почве» в Московском университете. По заданию Министерства изучал работу опытных сельскохозяйственных станций в России.

С 1894 года  и до конца своей жизни П.С.Коссович работал в Лесном институте под Санкт-Петербургом сначала приват-доцентом, а с 1902 года  - профессором кафедры почвообразования и земледелия. В 1905-1907 и 1909-1911 годах Петр Самсонович был избран директором института. Он был первым выборным директором института, оба раза оставлял свой пост, когда считал невозможным вследствие реакционной политики царского правительства руководить институтом так, как, по его мнению, было бы правильно.

Современники вспоминали П.С. Коссовича как худого, долговязого в молодые годы, медлительного человека, который носил очки в простой железной оправе и имел манеру смущенно покашливать, перед тем как вступить в разговор. Он имел суровый вид, что изначально настраивало его собеседников настороженно.

Петр Самсонович очень любил экспериментальную работу и в постановке опытов проявлял большую изобретательность. Он был хорошим лектором  и зарождал творческое начало в своих учениках, при этом он всегда оставался строгим экзаменатором. Его ученик С.А.Захаров писал, что 1) Коссович обладал критическим складом ума и именно поэтому не мог быть адептом какой-либо школы; 2) его вопросы и возражения всегда были глубокие и неожиданные, деятельность – последовательна и систематична, характер в свою очередь отличался твердостью, а взгляды – независимостью.

П.С.Коссович  долго возглавлял Общество помощи студентам, а когда был недостаток средств у Общества, то восполнял его из своего профессорского жалования.

Петр Самсонович был аскетом и настоящим человеком науки, он так и не создал семью. Умер Петр Самсонович Коссович 13 августа 1915 года. Согласно завещанию, он был похоронен в своем имении Сестрино в Смоленской губернии, где любил проводить свой отпуск.


Общественно-исторические условия в конце XIX – начале XX века

Петр Самсонович Коссович жил на рубеже двух столетий (в конце XIX – начале XX вв.). Этот период стал переломным рубежом в истории Российского государства.

В 1861 году императором Александр II подписал указ об отмене крепостного права, после чего в Российской империи стал устанавливаться капиталистический режим.  Россия этого периода относилась к странам второго эшелона (также как и Япония, Турция, балканские государства и т.д.). Развитие капиталистических структур в этих государствах происходила гораздо позднее, чем в странах третьего эшелона, но при этом интенсивнее, так как была необходимость преодоления этого самого отставания от Запада. Спецификой становления капитализма в России было сохранение пережитков добуржуазных структур. Моментальное возникновение тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта, к которым капиталистические западные страны шли столетиями, привело к конфликтной ситуации в государстве. Потребность в ускорении уменьшения экономической отсталости от стран первого эшелона привело к ужесточению налоговой системы и росту социальной напряженности в Российской империи, все это происходило на фоне голода из-за неурожая.

К неспокойной ситуации во внутренней политике страны в конце XIX – начале XX веков добавился тот факт, что  Россия была втянута  в Первую Мировую войну в 1914 году.

Все это привело  к накипанию социальной и политической обстановки в государстве, что в итоге вылилось в революцию 1917 года и изменение политического строя.


Ситуация в науке на момент жизни П.С. Коссовича. Учителя, предшественники и современники

 Уже к середине XIX в. почвоведами был собран большой объем материалов по изучению почв, но все эта данные были разрозненными, отсутствовало общее представление. Для почвоведения конца XIX столетия характерен большой подъем: произошла  дифференциация науки, стала увеличиваться связь почвоведения с другими науками. В 1888 году в Вольном Экономическом Обществе В.В.Докучаевым была организована почвенная комиссия, 1899  П.В.Отоцкий начал издавать журнал «Почвоведение». Создаются почвенные комитеты, школы почвоведения. Расцвет почвоведения наблюдается не только в России, но и зарубежом, где также в ряде стран (Германия, США и др.) начинаются активные почвенные исследования. Как за границей, так и в России выделяются важнейшие направления исследований: физика почв, химия почв, картография, биология почв, классификация почв. Почвоведение в период конец XIX – начало XX века получает заметное общественное признание как естественноисторическая наука.

Среди выдающихся ученых того времени были учителя, предшественники и современники Петра Самсоновича Коссовича.

  •  Александр Васильевич Советов (1826–1901), который был основоположником травопольной системы в земледелии. Его учеником был великий почвовед - В.В.Докучаев.
  •  Иван Александрович Стебут (1833–1921), его труды были направлены на внедрение в практику известкования почв, полеводства. Его ученик Д. Н. Прянишников развил его труды и содействовал химизации сельского хозяйства.
  •  Василий Васильевич Докучаев (1846–1903)совершил настоящую революцию  в почвоведении. Ему принадлежит честь создания генетического почвоведения. Он рассматривал почву как самостоятельное природное тело, разработал учение о природных и почвенных зонах, о факторах почвообразования, о классификации почв и др. В 1883 г. была опубликована докторская диссертация Василия Васильевича Докучаева «Русский чернозем». Эта работа явилась основой новой отрасли естествознания – почвоведения. В.В. Докучаев установил принцип строения почвенного профиля, закон горизонтальной зональности и высотной поясности почв, разработал новые методы исследования почв и основы их картографии. Он предложил первую научную генетическую классификацию почв.
  •  Николай Михайлович Сибирцев (1860–1900) был учеником В.В.Докучаева и продолжал его работы. Н.М.Сибирцев стал автором первого учебника генетического почвоведения, разработал на основании принципов В.В. Докучаева учение о горизонтальной зональности почв, которое положено в основу его генетической классификации почв.
  •  Георгий Николаевич Высоцкий (1865–1940) также являлся учеником В.В.Докучаева и продолжал его исследования степных почв. Г.Н. Высоцкий создал учение о типах водного режима почв.
  •  Одним из предшественников и учителей Петра Самсоновича Коссовича был Павел Андреевич Костычев (1845–1895).Он провел ряд исследований процессов накопления и разложения органических веществ в почве, заложил основы агрономического почвоведения.


Выдающаяся деятельность русских, российских, советских почвоведов получила международное признание. Президентом Первого Международного конгресса почвоведов был избран русский почвовед К.Д. Глинка. Видные российские почвоведы избирались на ответственные должности в Международной почвоведческой организации и в институтах системы ООН (ЮНЕСКО – организации ООН по вопросам экономики, науки и культуры, ФАО – Продовольственной и агрономической организации).

Среди зарубежных ученых были те, кто исследовал теже вопросы и аспекты в почвоведении, что и П.С.Коссович.

  •  Э. Раманн (1853–1926) – немецкий почвовед, рассматривал почву как продукт внешних условий (в основном климата, установил и изучил тип бурных лесных почв). Он, как и Петр Самсонович Коссович занимался химизмом подзолистых почв.
  •  Б.Фростерус – финский геолог, минеролог. В 1913 году написал работу о генезисе «подзола и глея» на глинистых породах в гумидных метсностях. Вместе с Раманном он занимался химизмом подзолистых почв.
  •  Я. Ван-Беммелен (1830-1911) – голландский химик, также занимался подзолообразованием, но большее внимание уделял поглотительной способности почв.

Безусловно, наибольшее влияние на становление научных взглядов Петра Самсоновича оказали его непосредственные учителя: химик В.П.Марковников и физиолог растений К.А.Тимирязев. Поэтому часть своей научной жизни Коссович посвятил химии, химии почв и физиологии растений с агрономией. Также оргомное влияние на Петра Самсоновича Коссовича оказали его отец, который был агрономом и председателем Общества агрономов, и дядя – величайший агроном И.А.Стебут.


Вклад П.С. Коссовича в развитие почвоведения

Петр Самсонович Коссович был агрономом по образованию, химиком, почвоведом, который занимался химией, физикой и генезисом почв и многим другим. Иванов И.В. предложил всю научную деятельность Петра Самсоновича разделить на несколько периодов.

1 период  1890-1897 г.г. В этот период проходят заграничные стажировки П.С.Коссовича во Франции и Германии, он начинает работать в Лесном институте.

В эти года Петр Самсонович активно проводит свои исследования по физиологии растений и агрономии. Он пытается найти экспериментальное решение вопроса об азотном питании бобовых растений, что приводит его к открытию клубеньковых бактерий и защите магистерской диссертации в Учебном Совете Московского университета по теме: «К вопросу об усвоении растениями свободного азота». В 1894 году после перехода П.А. Костычева  в Министерство земледелия и государственных имуществ П.С. Коссович, в возрасте 28 лет стал преподавать приват-доцентский курс почвоведения с основами земледелия в Лесном институте.

2 период 1898-1901 г.г. П.С.Коссович начал изучение методов химических анализов, выбирая более рациональный из них. В этот же период он организовал химическую лабораторию своей кафедры и сельскохозяйственную химическую лабораторию Министерства земледелия и государственных имуществ, которая в последствие стала методическим центром по химии почв в России. В изданных отчетах лаборатории были опубликованы методические работы П.С.Коссовича, исследования по выяснению потребности почв в питательных веществах с помощью вегетационного метода и результаты анализов почв из разных регионов нашей страны.

Петр Самсонович предложил  систему методов химического анализа с их прописями: валовый анализ, содержание перегноя, механический анализ, водная вытяжка, определение содержания гипса и карбонатов, подвижных форм железа и фосфора и форм других элементов, извлекаемых при помощи вытяжки 1%  HCl. Так же он установил воздействие корневых выделений на химические соединения в почве. П.С. Коссович уделял большое внимание не только самим экспериментам, но и методам прочтения и истолкования  результатов химических анализов, их взаимопроверке и согласованию.

Петр Самсонович являлся основателем и главным редактором на протяжении 16 лет журнала под названием «Журнал опытной агрономии», который с 1900 года начал выходить годовыми томами более 700 страниц. В журнале было 5 разделов: 1) самостоятельные статьи  и работы по всем отделам научного земледелия и соприкосновения специальностей; 2) рефераты по вопросам воздух и почва, обработка почвы, удобрение почвы, физиология растений, частная культура, сельскохозяйственная микробиология, методы сельскохозяйственных исследований; 3) библиография; 4) новые книги; 5) объявления. П.С. Коссович был очень строгим редактором, заставляя переписывать некоторые статьи и рефераты по 2-3, а то  и более раз. При этом большую часть статей и рефератов в журнале он писал сам, будучи и к себе так же очень требовательным.

3 период 1902-1909 г.г. В этот период Петр Самсонович Коссович стал уделять большое внимание экспериментальному изучению взаимодействия почв и растений, плодородию почв, исследованию почвенных процессов и их динамике.

П.С. Коссович выяснил причину падения урожая при внесении неперепревшего навоза и соломы, клевероутомления, а так же роль микроорганизмов в этих процессах.

В основном Петр Самсонович занимался исследованиями: соотношений химических элементов при питании растений, процессов выделений углекислого газа корнями, зависимости распределения корней от температуры почвы. Он проводил детальное исследование методов известкования  почвы различными мелиорантами в разных дозах. П.С.Коссович изучал воздействие известкования на культурные растения, эффективность фосфорных удобрений на разных почвах. В основе всех этих опытов лежали опыты с растениями в вегетационных сосудах  и анализ химических свойств почв.

В 1905 году совместно с С.А.Захаровым провел первые в России исследования влияния солей, встречающихся в солонцах, на развитие растений.

В 1906 году вместе с другим своим учеником, Н.М. Тулайковым, изучал почвы Муганской степи и их засоление в связи с вопросами  орошения.

Петр Самсонович много сделал и в области физики почв. В 1909-1910 он изучал изменение водоподъемной способности почв под влиянием легкорастворимых солей, влияние карбонатов кальция и магния на почвы. П.С. Коссовичем было введено понятие наименьшей влагоемкости.

К концу этого периода у Петра Самсоновича все больше рос интерес к общим вопросам почвоведения и к роли почв в жизни растений.  Идея почвообразования постепенно стала ведущей в его работах.

4 период 1910-1915 г.г. В этот период П.С. Коссович обратился к теоретическим проблемам почвоведения (генезису, классификации, эволюции, геохимии). Петр Самсонович обсуждал вопрос соотношения почвы и коры выветривания, стадийности выветривания, предложил понятие почвенного выветривания, окончательно утвердил представление о почвообразовательных процессах.

П.С.Коссович дал свое определение почвы, близкое к определению Докучаева. К 5 фактором почвообразования по Докучаеву он добавил еще один, по его мнению, немаловажный: принос/вынос веществ в/из почвы(у). Петр Самсонович считал, что именно этот 5 фактор определяет такое свойство почвы, как ее динамизм.

В лаборатории П.С. Коссович изучал круговорот серы и хлора в природе, химический состав (валовый) в разных вытяжках и разных типов почв по профилю. В этот период им были получены первые данные по валовому химическому составу черноземов, показавшие их профильную однородность.

В 1911 году Петр Самсонович издает книгу «Основы учения о почве», в которой предложил перспективную эволюционную схему развития почв от

пустынных к подзолистым с прохождением сначала щелочной (сероземы), а затем кислотной (подзолы) стадии выветривания. П.С. Коссович считал, что черноземы  - это переход от одной стадии к другой. Теоретически черноземы должны образовываться при нейтральной среде, но в действительности образование проходит при весьма слабой щелочной реакции или слабой кислотной, что обеспечивает химическую стабильность черноземов и большое накопление в них гумуса. Когда начинает преобладать кислотное выветривание, карбонаты кальция выщелачиваются и происходит деградация черноземов. Все эти положения, по мнению Коссовича, должны были лечь в основу генетической классификации.

В области классификации он высказал идеи о генетически самостоятельных (элювиальных) и генетически подчиненных (иллювиальных или аккумулятивных) почвах. П.С. Коссович высказал 2 важных положения почвоведения: 1) на разных породах в сходных условиях могут быть сформированы одинаковые почвы; 2) на одинаковых породах в различных условиях формируются разные почвы. Он подчеркивал, что сходные типы почвенных профилей могут формироваться при очень разных сочетаниях факторов почвообразования.

На II Международной агрогеологической конференции в Стокгольме в 1910 году, приуроченной к XI Международному геологическому конгрессу Петр Самсонович Коссович был представителем России и представил там свой доклад об основах классификации почв. Несмотря на то, что усилия П.С.Коссовича и К.Д.Глинки, с которым он разрабатывал данную классификацию, не смогли разрушить агрогеологическую концепцию, они все-таки сумели внедриться в нее.

В 1910-1915 годах по заданию Бюро по земледелию и почвенного Ученого комитета Министерства земледелия и государственных имуществ П.С. Коссович возглавил ряд экспедиции по всей территории России. Оренбургская, Самарская, Черноморская, Вологодская, Воронежская, Пермская, Олонецкая и другие области были досконально изучены.

У Петра Самсоновича были большие планы по работе. Он собирался еще исследовать биологию почв, круговорот веществ в почвах и биосфере в целом, также собирался переиздать почвенную карту Европейской части России 1900 года, составленную Н.М. Сибирцевым. Но этим планами не суждено было воплотиться в жизнь, их прервала смерть Петра Самсоновича Коссовича в 1915 году.


Ученики и последователи П.С. Коссовича

Петр Самсонович Коссович смог привить своим ученикам некоторые черты своего «научного» характера: масштабность в постановке самой проблемы, соблюдение систематичности в исследованиях, проявление оригинальности в постановке и планировании эксперимента, склонность к теоретическим и философским обобщениям.

Его учениками были следующие ученые, которые также оставили подобно своему учителю немалый вклад в развитие науки.

  •  С.Л. Фракфурт стал специалистом по вегетационным опытам, был инициатором первой сети географических опытов с удобрениями.
  •  К.К. Гедройц завершил работы своего учителя по основе химии почв.
  •  С.А. Захаров и А.А. Красюк продолжили разработку систем методов изучения почв в природе и морфологических свойствах почв.
  •  В работах Б.Б. Полынова можно увидеть взгляды П.С. Коссовича по эволюции почв, миграции солей, стадийности выветривания и геохимическим ландшафтам.
  •  Работы П.С. Коссовича также оказали немалое влияние на идеи С.С. Неструева по классификации геохимических ландшафтов.
  •  Под руководством П.С. Коссовича работали А.П. Левицкий, С.А. Яковлев, Н.М. Тулайков.

После смерти Петра Самсоновича Коссовича кафедра почвоведения и сельского хозяйства Лесного института, которую он возглавлял, разделилась на 2.

  1.  кафедрой почвоведения заведовали ученики Петра Самсоновича: сначала С.А. Захаров, а потом К.К. Гедройц.
  2.  кафедрой сельского хозяйства стал заведовать Н.М. Тулайков.


Библиография П.С. Коссовича

Помимо того, что Петр Самсонович Коссович основал и долгое время был редактором журнала под названием «Журнал опытной агрономии», он написал много статей в этом журнале сам. Так как сфера научного интереса П.С. Коссовича была большая, то он писал публикации на совершенно разные темы. Ниже представлен список некоторых его работ.

  1.  Водные свойства почв, 1904 г.;
  2.  Исследование почвенных земельных угодий Вологодского молочно-хозяйственного института (почвы подзолистой зоны), 1915 г.;
  3.  К вопросу об усвоении растениями свободного азота, 1889 г. (магистерская диссертация);
  4.  Краткий курс общего почвоведения, 1912 г.;
  5.  Курс почвоведения, 1903 г.;
  6.  Нафтеновые кислоты, 1887 г. (дипломная работа);
  7.  О круговороте серы и хлора на земном шаре и о значении этого процесса в природе, почве и в культуре сельскохозяйственных растений, 1913 г.;
  8.  Основы учения о почве. Ч. II, вып. 1. Генезис почв, почвенная классификация, почвы пустынь и сухих степей и черноземные почвы, 1911 г.;
  9.  Почвообразовательные процессы как основа генетической почвенной классификации, 1910 г.;
  10.  Растение, фосфорит и почва, 1909 г.;
  11.  Солонцы, отношение к ним растений и методы определения солонцеватости почв, 1903 г.;
  12.  Указания к полевым почвенным исследованиям, 1915 г.

Также П.С. Коссович написал ряд методик по проведению химических анализов.


Заключение

Подводя итог жизни П.С.Коссовича, можно сказать, что он прошел путь от агрономии к генетическому почвоведению, стал крупным теоретиком почвоведения своего времени.

Он был хорошим и в тоже время строгим учителем, методистом, теоретиком и практиком почвоведения в его разных направлениях будь то физика, химия почв или генетическое почвоведение.

Петр Самсонович обладал огромными организационными способностями. Он создал две химических лаборатории, добился строительства различных зданий и сооружений, был директором института, создал несколько общественных организаций, под его руководством стал издаваться «Журнал опытной агрономии».

Вклад П.С.Коссовича в развитие почвоведения можно проследить не только в его работах, но и в работах и деятельности его учеников.
Список литературы

  1.  Виленский Д.Г. История почвоведения в России, М.: Государственное Издательство «СОВЕТСКАЯ НАУКА», 1958, 239с.
  2.  Добровольский Г.В. Лекции по истории и методологии почвоведения.- М.:Издательство Московского университета, 2010, 232 с.
  3.  Иванов И.В. История отечественного почвоведения развитие идей, дифференциация, институциализация в двух книга, М.: «Наука», 2003, 397 с.
  4.  Крупеников И.А. История почвоведения, М.: «Наука», 1981, 329 с.
  5.  Орлов А.С. История России, М.: «Проспект», 2006


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30092. Заде́ржка психи́ческого разви́тия 19.51 KB
  ЗПР нарушение нормального темпа психического развития когда отдельные психические функции память вниманиемышление эмоциональноволевая сфера отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психологопедагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций то речь идёт уже оконституциональном инфантилизме или об умственной отсталости. Синдром психического инфантилизма Церебрастенический...
30093. Микроцефалия 15.16 KB
  Микроцефалия характерна для таких синдромов как: трисомия по 18 хромосоме синдром Эдвардса трисомия по 13 хромосоме синдром Патау синдром кошачьего крика сидром Миллера синдром ПрадераВилли и др. плодный алкогольный синдром Аутосомнорецессивный тип наследования.
30094. Шизофрени́я 17.6 KB
  У лиц страдающих шизофренией обнаруживается повышенная дофаминергическая активность в мезолимбическом пути и сниженная в мезокортикальном. У больных шизофренией с большой вероятностью диагностируются коморбидные расстройства в их числе депрессии и тревожные расстройства; риск алкоголизма и наркомании составляет около 40 . Повышенный риск самоубийства и проблемы со здоровьем обуславливают снижение продолжительность жизни которая у больных на 1012 лет короче по сравнению с людьми не страдающими шизофренией. Есть также данные о возможной...
30095. Наследственные нарушения органов зрения 20.15 KB
  Аниридия иногда сочетается с передней и задней полярной катарактой подвывихом хрусталика и редко – колобомой хрусталика. Эктопия хрусталика – смещение линзы хрусталика. Наиболее типичным примером является эктопия хрусталика наблюдающаяся при семейнонаследственном поражении всей костномышечной системы которое выражается в удлинении дистальных фаланг пальцев рук и ног удлинении конечностей слабости суставов. В глазах при этом обнаруживается симметричное смещение хрусталика.
30096. Наследственные заболевания органов слуха 12 KB
  Наследственные заболевания органов слуха: Наследственные нарушения слуха возникают под действием генетических факторов в том числе в результате врожденных дефектов. Некоторые исследователи в особую группу факторов снижения слуха выделяют факторы патологического воздействия на орган слуха плода не связанные с генетическим фоном. Несиндромальная форма тугоухости – форма тугоухости при которой снижение слуха не сопровождается другими признаками или заболеваниями других органов и систем которые передавались бы по наследству вместе с...
30097. Сложные сенсорные дефекты при наследственных синдромах 12.17 KB
  Дети с задержкой психического развития которая сочетается с дефектами зрения или слуха; Глухие дети с нарушениями соматического характера врожденные пороки сердца заболевания почек печени желудочнокишечного тракта. Кроме того в дефектологической практике встречаются дети с множественными дефектами. Дети с умственной осталостью слепоглухие; 2. Дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха зрения речи или интеллектуальной недостаточностью.
30098. Роль наследственности в паталогии речи 30.74 KB
  Роль наследственности в паталогии речи: Речь как одна из важнейших функций головного мозга не является врожденной как некоторые элементарные формы нервной деятельности а развивается по законам условных рефлексов. Нервные импульсы из области речедвигательного анализатора через черепномозговые нервы приводят в движение органы речи. Итак для нормальной речи и ее развития у ребенка необходимо: а нормальное строение и функция центральной нервной системы и речевых центров; б нормальное состояние органов голосо и речеобразования гортань...
30099. Психогенетические исследования когнитивных фнкций 15.04 KB
  Наименьший коэффициент наследуемости – в изменчивости оценок дивергентного мышления – способности чка генерировать новые идеи альтернативные решения проблем и т. способности близкой к понятию творческости креативности. Максимальное влияние генотипа – в вербальном субтесте – способности к логическому рассуждению в перцептивной скорости и пространственных способностях. когнитивный стиль свидетельствующий о способности чка преодолевать контекст и очевидно являющийся одним из показателей психологической дифференцированности.
30100. Психогенетические исследования темперамента 21.25 KB
  Психогенетические исследования темперамента. Черты темперамента определяют не столько то что человек делает сколько как он это делает т. Концепции темперамента весьма разнообразны. Для психогенетического исследования существенны несколько моментов: 1 В разных возрастах компонентный состав темперамента оказывается разным поскольку некоторые особенности поведения характерные для маленьких детей н р регулярность отправления физиологических функций длительность сна и т.