77133

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО 1917–1920 ГОДА

Реферат

Культурология и искусствоведение

Достаточно вспомнить что в 20е годы ХХ века ожили передвижнические традиции: художественная жизнь страны требовала искусства остросоциального и понятного самым широким не подготовленным эстетически массам.

Русский

2015-02-01

137.5 KB

15 чел.

Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник / Т.В. Ильина. – М.: Высш. шк., 2003. – 407 С.: ил. (281 – 295)

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО 1917 – 1920  ГОДА

Вопросы:

  1.  Общая характеристика
  2.  Скульптура.
  3.  Графика
  4.  Живопись.
  5.  Архитектура.
  6.  Прикладное искусство

1. Общая характеристика

Влияния предыдущего периода

Искусство, которое мы привычно исчисляем с ноября 1917 года, фактически начинает формироваться задолго до октября - не по календарю, точно так же, как культура «серебряного века» и всего петербургского периода не могла перестать существовать в один день и час. Напомним, что не только в 20-х годах еще было ощутимо это влияние, но многие представители «серебряного века» дожили до 60 - 80-х годов, и не только в «дальнем зарубежье», но и в мало благоприятных для них условиях советской действительности. Но и в 20-е годы это, конечно, была уже «остаточная жизнь», доживание культуры петербургской России.

Оживление передвижнических традиций

Наступали другие времена. Более того, многое, что стало к этому времени уже как бы историей, по сути, оказалось живо и активно воздействовало на рождающееся советское искусство. Достаточно вспомнить, что в 20-е годы ХХ века ожили передвижнические традиции: художественная жизнь страны требовала искусства остросоциального и понятного самым широким не подготовленным эстетически массам.

Русский авангард

В эти же годы не только продолжает развиваться, но и переживает истинный расцвет искусство, которое мы называем «русским авангардом»: время революционных катаклизмов, революционных преобразований влечет художников к новым творческим экспериментам.

Не следует забывать, что события Октября, приведшие нашу страну к трагедии и национальной катастрофе, были восприняты - особенно поначалу - большей частью интеллигенции России положительно, и многие художники со всем жаром творческих натур искренне и даже истово стали прославлять революцию и «новую эру человечества». (281)

Военный этап коммунизма

Очень точно написал об этом в 30-е годы русский философ Г. Федотов: «Первый военный этап коммунизма, свирепый, кровавый, был воспет самыми тонкими лириками, декорирован самыми передовыми художниками. В то время как почти вся русская интеллигенция оттолкнула коммунизм, большинство русских поэтов (как и художников, добавим.- Т.И.) его приняли из женственного преклонения перед силой, из жертвенного слияния с народом, из отвращения к старому гибнущему миру. У поэтов перевешивает музыка революции, у левых художников - радость разрушения и возможность творить из ничего, мнимо даруемая революцией. Самый имморализм эстетов предвоенного поколения делает легким для них приятие террора, якшание с убийцами, для иных работу в Чека.

Победа на фронте искусства, быть может, один из самых прочных элементов большевистской победы. Гражданская война будет жить в веках в том обрамлении, какое дано ей искусством. «Двенадцать» Блока навсегда останутся введением в историю «Октября» (1, с. 53).

Художники предыдущего периода

Советское искусство обогатили своим опытом и мастерством художники,

которых в начале века связывали с «русским импрессионизмом», - А. Рылов и К. Юон;

«голуборозовцы» П. Кузнецов и М. Сарьян;

представители «Бубнового валета» П. Кончаловский и И. Машков с карнавальной праздничностью их декоративных по колориту и композиции полотен,

А. Лентулов, заставивший образ русской средневековой архитектуры жить напряженными ритмами современного города.

Аналитическое искусство

В 20-е годы работал Павел Филонов. Опираясь на метод, названный им «аналитическим», он создавал в эти годы свои знаменитые «формулы»

«Формула петроградского пролетариата»

«Формула весны»

символические образы, воплощающие его идеал вечного и постоянного.

Супрематизм Малевича

Свой путь в беспредметничестве продолжал К. Малевич, и супрематизм, развиваемый его учениками И. Пуни, Л. Поповой, Н. Удальцовой, О. Розановой, стал распространяться в прикладном искусстве, архитектуре, дизайне, графике.

Любовь Попова в 1921 года приняла участие (вместе с А. Родченко, А. Экстер, А. Весниным и В. Степановой) в выставке советского дизайна «5 х 5 = 25».

Конструктивизм Татлина

Владимир Татлин в своих сложных поисках форм выражения конструктивизма часто обращался к национальному средневековому искусству, используя знаменитые «контррельефы». Конструктивизму предстояло оказать огромное влияние не только на архитектуру, но и на предметы быта - мебель, одежду, ткани и пр. (282)

Борьба за новую культуру

На какое-то время общими задачами «борьбы за новую культуру» революция объединила, таким образом, самых разных художников. В эти годы

художники участвовали в праздничном оформлении городов, демонстраций,

скульпторы осуществляли «ленинский план монументальной пропаганды»,

графики активно работали над массовыми дешевыми изданиями классиков русской и зарубежной литературы.

По разные стороны баррикад

С другой стороны, происходил процесс как бы противоположный: 1917 год поляризовал политические взгляды художников даже одного или близких направлений и они оказались «по разные стороны баррикад». Так,

В. Кандинский в итоге окончательно покинул Россию,

а, казалось бы, столь родственный ему по пониманию изобразительной формы, пластических идей К. Малевич считал себя «художником революции».

Остался на родине и долгие годы с успехом работал один из основателей «Мира искусства. Е.Е. Лансере,

тогда как А. Бенуа и К. Сомов уехали за рубеж.

Художники общества «Жарцвет» (1923 – 1929)

Скажем сразу, что традиции самого «Мира искусства» не исчезли в 20-е годы. Их продолжали художники общества «Жарцвет», основанного в Москве в 1923 году. В него вошли

и старые мастера «Мира искусства» - М. Добужинский, А Остроумова-Лебедева, К. Богаевский, М. Волошин, В. Фалилеев,

и члены так называемого московского салона - М. Добров, И. Захаров, М. Харламов и др.

Общество объединило живописцев и графиков и за шесть лет своего существования (оно распалось в 1929 году) устроило пять выставок, на которых продемонстрировало былую «мирискусническую» живописную культуру и мастерство рисунка при общем тяготении к декоративной стилизации.

Объединения «Бытие» и «НОЖ»

Традиции «Бубнового валета» в 20-е годы продолжали художники вошедшие в объединения «Бытие» и «НОЖ» (Новое общество живописцев). Они также использовали приемы примитивизма, традиции лубка и обращали свои живописные искания преимущественно в жанр пейзажа и натюрморта, как и «валетовцы». Были близки «бубнововалетовцам и члены Общества московских художников.

Общество «Четыре искусства» (1924 – 1931)

Традиции и «Мира искусства», и «Голубой розы» повлияли на программу общества «Четыре искусства» (1924 - 1931), в которое входили помимо

живописцев (П. Кузнецов, А Кравченко, Тырса, Сорин и др.)

и скульпторов (Мухина, Матвеев)

архитекторы (Жолтовский, Щусев, Щуко и др.).

«Четыре искусства» решительно выступали против авангардизма.

Объединение «Маковец» (1921 – 1926)

За высокую духовность, философскую направленность искусства и традиционный монументализм форм ратовал «Маковец» (1921 - 1926) - не только объединение, но и журнал под этим же названием. В объединение входили В. Чекрыгин, Л. Жегин, Н. Чернышев, В. Фаворский, А. Фонвизин, А. Шевченко, С. Герасимов и даже философ - отец Павел Флоренский. (283)

УНОВИС (1919 – 1920)

От имени русского авангарда выступали «Утвердители нового искусства» - УНОВИС (1919 - 1920), обосновавшиеся сначала на базе художественной школы Витебска (Малевич, Шагал, Лисицкий, Лепорская, Стерлигов и др.), а затем распространившиеся в другие города.

ГИНХУК и ИНХУК

На почве УНОВИСА в 1923 году в Петрограде был создан ГИНХУК (Государственный институт художественной культуры). В Москве ИНХУК существовал еще с 1920 года. Сначала его председателем был Василий Кандинский, за ним Александр Родченко, затем Осип Брик. Члены УНОВИСА и ИНХУКА были резко агрессивны к традиционному искусству прошлого и проповедовали «коммунистическое коллективное творчество». (284)

Пролеткульт

Как ни странно внешне, эти авангардистские объединения именно в отношении к традиционной национальной культуре смыкались с все набиравшим силу Пролектультом, организованным еще в 1917 году в Петрограде усилиями Луначарского и Горького и провозглашающим новую пролетарскую культуру на смену «никому не нужной буржуазной». Недаром первыми комиссарами отделов ИЗО Наркомпроса были все те же Малевич, Шагал, Штеренберг и др.

Различное проявление авангарда

Разнохарактерные и противоречивые явления русской культуры начала ХХ века: символизм, «мирискусничество», кубизм, конструктивизм, лучизм, супрематизм, футуризм, кубофутуризм и пр., как видим, не исчезли с началом новой эпохи на одной шестой части планеты.

Реалистическое искусство

Реализм пока ничем не выделялся в потоке этих направлений, ему еще предстояло завоевать свои позиции в этом новом мире. Реалистическое искусство опиралось на огромный опыт критического реализма XIX столетия; но не могло также не считаться и с находками нового искусства авангарда. Опыт авангардизма, метод воплощения и художественного претворения реальности в экспрессионизме, сюрреализме, футуризме и пр. безусловно является антиподом реализму, но именно их идейный и художественный спор, столь острый в искусстве первых лет советской власти, делает картину художественной жизни такой напряженной.

Сам реализм в первые годы революции имеет, кстати, разную «окраску» в творчестве разных художников:

символическую - у Кустодиева, Юона, Коненкова,

агитационную - у Маяковского или Моора, Чехонина,

романтическую - у Рылова.

Новая многонациональная культура

Обращаясь к истории искусства советского периода, следует помнить, что Российская империя была разрушена и на ее руинах формировалась новая, ведомая идеократией гигантская многонациональная держава. Новая культура создавалась народами разных национальностей, на огромной территории, от Крайнего Севера до Закавказья, от западных границ до Сахалина, разными народами, находившимися на разных уровнях развития и художественной жизни в частности. (285)

Русскую живопись, театральное или музыкальное искусство революция застала в зените. Но в формировании нового искусства принимали участие и такие национальности, культурный расцвет которых либо остался в далекой древности, либо официальное искусство которых вообще не существовало, а находилось на уровне устного народного творчества. Все это нужно иметь в виду при изучении путей развития советского искусства.

Ряд декретов по искусству

Каково же было это новое, служащее революции и революционному государству искусство? Уже в первые месяцы советской власти правительство принимает ряд декретов:

17 июня 1918 года – «Об охране библиотек и книгохранилищ»,

5 октября 1918 года – О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений»,

26 ноября 1918 года - О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях», признававшихся государственным достоянием. 

Национализация музеев

3 июня 1918 года В.И. Ленин подписал декрет о национализации Третьяковской галереи. Были национализированы Эрмитаж и Русский музей (бывший Музей императора Александра III), многие частные собрания, соборы Кремля превращались в музеи, как и царские резиденции под Петроградом и Москвой. Еще в ноябре 1917 года при Наркомпросе была создана Коллегия по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. Учрежденный государственный музейный фонд систематизировал музейные ценности и распределял их по музеям.

2. Скульптура

Ленинский план монументальной пропаганды

12 апреля 1918 года был опубликован декрет СНК «О памятниках Республики», вслед за которым началось осуществление «ленинского плана монументальной пропаганды», на идею которого Ленина натолкнула книга утописта Томмазо Кампанеллы «Город Солнца». Ленин считал, что нужно широко использовать все виды монументального искусства как мощное средство политической пропаганды.

Например, скульптуре здесь должно быть отведено одно из первых мест. В соответствии с выработанным  планом монументальной пропаганды были убраны памятники, не представлявшие, по мнению новой власти, ни исторического, ни художественного интереса, и стали создаваться памятники (бюсты, фигуры, стелы, памятные доски)

героям революции,

общественным деятелям,

а также ученым, писателям, поэтам, художникам, композиторам, артистам,

то есть, по выражению Ленина, «героям культуры».

Разрушение памятников

Памятные доски с лаконичными надписями играли также немаловажную роль в пропаганде. Так, на стене Исторического музея был повешен картуш с изречением Ф. Энгельса: «Уважение к древности есть несомненно один из признаков истинного просвещения». (285) Заметим сразу, что это верное соображение (как и гуманность декретов о сохранении национального достояния) самым удивительным образом уживалось с варварским уничтожением ценнейших памятников, расхищением или в лучшем случае запрятыванием их в запасники (как было, например, с монументом Александра IП Паоло Трубецкого), несколько позднее, особенно в 30-е годы, - с разрушением памятников древнерусского зодчества и церковной утвари. Потери, которые принес «разгул революционной стихии», а затем и намеренное, сознательное, планомерное варварское уничтожение, - невосполнимы.

Новые памятники скульптуры

В создании новых памятников принимали участие скульпторы самых различных направлений и возрастов: Н.А. Андреев, А. Т. Матвеев, В.А Синайский, вплоть до студентов художественных училищ. «Задачу, выдвинутую перед нами В.И. Лениным, мы выполняли с энтузиазмом, насколько у нас хватало сил и умения»,- вспоминал скульптор Л.В. Шервуд (2, с. 52). Первые памятники были разными по трактовке образа и формы:

от традиционно-реалистических, иногда натуралистических до открыто формалистических, 

от портретных до обобщенно-символических.

Открытие памятника было всегда и актом пропаганды. Обсуждение проектов вызывало горячие творческие дискуссии.

22 сентября 1918 года был открыт первый такой памятник

Л.В. Шервуд. Памятник А.Н. Радищеву. 1918

установленный перед Зимним дворцом в Петрограде. Второй гипсовый отлив этого памятника был изготовлен для Москвы. Он занял место на Триумфальной площади в том же году.

7 ноября 1918 года был открыт еще ряд памятников:

А.Т. Матвеев. Памятник К. Марксу перед Смольным. 1918 (не сохр.)

В.А. Синайский. Памятник В. Лассалю. 1918 (не сохр.)

«героическая фантазия на тему о пламенном народном трибуне», - как писали в

прессе в Петрограде (не сохранились).

  •  С.Д. Меркулов. Памятник Ф.М. Достоевскому на Цветном бульваре в Москве. 1918

Н. Зале. Бюст Джузеппе Гарибальди у Московской заставы в Петрограде. 1918

исполненный латышским скульптором Н. Зале.

Т. Залькалн.  Бюст Н.Г. Чернышевского в Петербурге. 1918

Т. Залькалн. Бюст О. Бланки в Петербурге. 1918

С 1918 по 1920 год в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде - 15. Многие памятники не сохранились в основном потому, что были исполнены во временных материалах (гипс, бетон, дерево и пр.). Другие являли собой пример откровенной халтуры. Были примеры кубистических поисков формы, как

Б. Королев. Памятник Бакунину

 не понравившийся «общественности» и по ее требованию вскоре убранный.

До 1940 года еще стоял в Москве на Советской площади обелиск

Н.А Андреев. «Советская конституция». 1919 (не сохр.)

(арх. д.п. Осипов). Вдохновленный «революционным временем», Андреев создал в обелиске символическую фигуру Свободы. (287)

Рельеф

М. Манизер. Рабочий. 1920 (гипс)

установленный на фасаде здания Постоянной промышленной выставки ВСНХ в Москве (теперь Петровский пассаж, рельеф сохранился), исполнен в академических традициях, что характерно для этого мастера.

По всей стране, не только в Москве и Петрограде, создавались памятники согласно плану монументальной пропаганды, положившему начало «революционному преобразованию искусства», созданию искусства новой эры. Далеко не все образы были глубокими, даже в тех случаях, когда скульпторы стремились к воплощению нового революционного содержания через постижение классического наследия и преодоление влияний формализма, как это делали Матвеев, Мухина, Лебедева, Шадр, которые неустанно работали над совершенствованием мастерства и культуры над спецификой материала, выразительными средствами пластики.

3. Графика

Самый оперативный вид искусства

В тяжелые для страны годы Гражданской войны и иностранной интервенции самым мобильным, оперативным, быстрее всего откликающимся на новые идеи и самым распространенным видом искусства была графика. Она особенно ярко выразила всю пеструю картину борьбы и столкновения разнообразных мнений, острейших дискуссий, в которых происходило становление советского искусства. 

Из всех жанров плакат быстрее всего откликался на события, оперируя языком лапидарным и остро выразительным. Он печатался большими тиражами на разных национальных языках и потому проникал в самые отдаленные уголки страны. Так, первый плакат издательства ВЦИК

Царь, поп и кулак. 1918

вышел сразу на 10 языках. Лаконизм линии, силуэта, цвета, надписи, нарочитый примитивизм языка способствовал быстрой доходчивости того, что изображалось на плакате, его остро агитационной направленности. Плакат был доступен для малограмотных и вовсе неграмотных, звал на борьбу с врагом в форме, понятной для всех.

Сатирическая журнальная графика 

Первыми плакатистами этого времени чаще всего были те художники, которые проявили себя в сатирической журнальной графике еще в революцию 1905 - 1907 годов. Они использовали свой опыт и традиции, свое умение остро, с агитационной страстностью трактовать тему уже на новом материале, воплощая идеи новой эпохи. У русского народного лубка плакат первых лет советской власти учился занимательности, яркой декоративности, точности детали.

   Революционный плакат

Революционный плакат создавался в борьбе с коммерческим рекламным плакатом. (288)

В годы Гражданской войны развиваются два типа плаката 

героический

и сатирический;

оба прошли определенную эволюцию, приобретая все большую остроту, конкретность и художественную образность, преодолевая многословие изобразительного языка и иллюстративность. Выразителями этих двух направлений были Моор и Дени.

   Моор (Дмитрий Стахиевич Орлов) 1883-1946

Моору (Дмитрию Стахиевичу Орлову, 1883 - 1946) принадлежат те политические плакаты, которые стали классикой советской графики:

Ты записался добровольцем? 1920

в упор вопрошающая зрителя фигура красноармейца, красным силуэтом выделяющаяся на серо-черном фоне заводских труб

Помоги! 1921 – 1922

В плакате, посвященном голодающим в Поволжье, чисто изобразительными средствами, без всякой повествовательности достигнуто настроение необычайного драматизма, даже трагичности. На черном фоне помещена скелетообразная фигура старика в белой рубахе с воздетыми руками, перечеркнутая сломанным колосом, а внизу на белом фоне черными буквами - как душераздирающий крик - слово «Помоги!».

Дени (Виктор Николаевич Денисов) (1893 - 1946)

Плакаты Дени (Виктора Николаевича Денисова, 1893 - 1946), сотрудничавшего до революции в «Сатириконе», построены совсем по другому принципу. Они

сатиричны, 

иногда грубо шаржированы,

всегда повествовательны, 

сопровождаются стихотворными текстами:

Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала. 1919

На могиле контрреволюции. 1920

Кулак-мироед. 1921

Учредительное собрание. 1921

В их откровенно-занимательной для широкой публики завязке и звучности цвета особенно заметно влияние народного лубка. Дени широко исповедует и прием портрета-шаржа. Рядом с Моором и Дени работает целая армия плакатистов.

Окна сатиры РОСТА (1919 – 1921)

Особое место в плакате тех лет занимала новаторская форма агитационного искусства - «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства), в которых большую роль играли М. Черемных, В. Маяковский, Д. Моор. «Это протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. Это телеграфные ленты, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушками. Это новая форма, введенная непосредственно жизнью», - характеризовал Маяковский «Окна РОСТА» (3, с. 321)

Плакаты типа

«Товарищи, не поддавайтесь панике!». 1920

«Надо быть готовым!». 1920

исполненные по трафарету и раскрашенные от руки в два-три цвета, совмещающие на одном листе несколько взаимосвязанных эпизодов и сопровождаемые острым текстом, откликались буквально на все события времени, на самые злободневные вопросы. Они

призывали к обороне страны, 

клеймили дезертиров,

разъясняли события,

агитировали за новое в быту.

Это было тенденциозное, в необходимом политическом «ключе» пропагандистское искусство. (289)

«Окна РОСТА» просуществовали с осени 1919 года до 1921. Сначала они исполнялись в одном экземпляре, потом стали размножаться до нескольких сотен экземпляров и расклеивались в витринах 47 отделений РОСТА или окнах магазинов, в клубах, на вокзалах. Владимир Лебедев, работая в «Окнах РОСТА», сумел проявить огромный талант графика. Исходя из лубка, он нашел свой собственный стиль, которому суждено было совершенствоваться и расцвести в последующие десятилетия.

«Окна РОСТА» были неизвестной до этого времени формой политической пропаганды, оказавшей большое влияние на графику времени Великой Отечественной войны 1941-1945 годов («Окна ТАСС»).

Петроградские «окна»

В петроградских «Окнах РОСТА» работал В.В. Лебедев, В. Козлинский, Л. Бродаты, А. Радаков, Н. Радлов; в «Югроста», одним из организаторов которых был Б. Ефимов, сотрудничали Э. Багрицкий, Ю. Олеша, В. Катаев, М. Кольцов. Такие же «окна» выпускались в Грузии, Армении, Азербайджане и т. д.

Петроградские «окна» исполнялись в технике литографии и печатались в мастерской бывшей Академии художеств тиражом до двух и более тысяч экземпляров.

Владимир Лебедев

Для Лебедева характерна

безукоризненная выверенность острого жеста,

чеканная пластика фигур,

сочность цветового пятна,

лаконизм,

«мудрое самоограничение», сочетающееся в решении образа с едкой насмешкой.

Сатирическая бытовая графика

Советский политический плакат оказал огромное воздействие на все виды графики, новое содержание получила и газетно-журнальная, и книжная, и станковая, и прикладная графика. Она хотя и не развивалась столь интенсивно, как плакат, но пути ее развития уже наметились именно в этот период. Особое развитие получила сатирическая бытовая графика. С 1922 года стал издаваться один из многих сатирических журналов тех лет «Крокодил», рисунки которого, по определению исследователей, явились «сатирической летописью тех лет» (вполне «законопослушно» отражали эволюцию политической программы развития нашей страны).

Зарисовки Ленина с натуры 

К 1918 - 1920 годам относятся портретные зарисовки Ленина с натуры, выполненные Н.А. Андреевым, И.И. Бродским, Г.С. Верейским, Л.О. Пастернаком, Н.И. Альтманом, Ф.А. Малявиным. 

««Ленинана» Андреева

Лениниана» Андреева (около 200 рисунков) послужила, так же, как и его скульптурные этюды, отправной точкой для работы скульптора над статуей вождя

Андреев. Статуя Ленина для зала заседаний в Кремле. 1931 - 1932 (мрамор)

но несомненно имеет и самостоятельное значение как образец станковой графики. Оговоримся сразу, чтобы более не возвращаться к этому вопросу, что скульптуру Андреева отличает обобщенность форм - без упрощения и схематизма, сильная и уверенная лепка. Но и его рисунки, и его окончательный скульптурный вариант послужили «каноном» для бесконечного «тиражирования» образа вождя (без андреевской выразительности и убедительности придуманного им мифа), став целым направлением официального искусства «Ленинианы». (290)

Народная библиотека

В 1918 году было предпринято массовое издание классиков русской и мировой литературы под названием «Народная библиотека». В изданиях Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Лескова, Некрасова приняли участие многие уже известные художники большой профессиональной культуры: Б. Кустодиев, А Бенуа, В. Конашевич, Д. Кардовский, В. Лебедев, Н. Купреянов и другие, в основном петербургской школы.

«Народная библиотека», как бы стремясь продолжить толстовскую линию «народного чтения», предполагала вместо роскошных дореволюционных изданий для узкого круга издания дешевые, но строго выверенные, без искажений цензуры, для истинно народного читателя (например, с иллюстрациями Б. Кустодиева вышла повесть Пушкина «Дубровский»).

Станковая графика

В станковой графике, в технике цветной ксилографии и акварели работает А.П. Остроумова-Лебедева. Она утверждает в этих гравюрах, посвященных архитектуре Петрограда, непреходящую ценность классического искусства, против которого яростно выступали тогда многие.

Это же делает в линогравюре и в торцовой гравюре на дереве И.Н. Павлов, изображающий старую Москву и провинцию. В основном портретным жанром занимаются Г. Верейский, Н. Тырса, В. Лебедев. Серии последнего

В. Лебедев. Серия «Натурщицы»

В. Лебедев. Серия «Балерины»

и по сей день удивляют

своим поразительным артистизмом, 

безукоризненной пластикой форм 

и смелыми обобщениями.

Лебедев и Тырса, каждый по-своему, несколько раз исполняли портрет

В. Лебедев. Портрет А.А Ахматовой.

Н. Тырса. Портрет А. А. Ахматовой.

Гравюры, посвященные родному городу и Армении, делает петербуржец П. Шиллинговский.

Многие «чистые» живописцы в 20-е годы оставляют богатое графическое наследие (П. Кузнецов, К. Петров-Водкин, А Шевченко, М. Сарьян и др.).

Прикладная графика

В прикладной графике над эскизами новых денежных знаков, марок, эмблем, гербов работают П.В. Митурич, С.В. Чехонин, С.Д. Лебедева.

Революция попыталась использовать новые художественные формы:  украшение

манифестаций, шествий, массовых празднеств (что восходит, напомним, своими корнями еще к массовым торжествам времени Французской революции 1789 - 1794 годов),

агитпоездов

и агитпароходов.

Особое значение имело украшение агитпоездов и агитпароходов. Монументальные панно, эскизы оформления площадей, улиц, домов исполняли такие известные мастера, как К.С. Петров-Водкин, К-Ф. Юон, Е.Е. Лансере, Н.А Касаткин, И.И. Бродский, Б.М. Кустодиев, Н.И. Альтман, и совсем неизвестные, только вступившие на путь искусства художники. Интересно отметить, что многим из них работа по живописному оформлению массовых празднеств помогла в дальнейшей творческой деятельности. (291)

4. Живопись

Влияние футуристов

Пути становления станковой живописи были сложнее прежде всего потому, что в первые послереволюционные годы на нее было оказано сильное влияние футуристов. Их пафос разрушения, презрение к традиции (у нас редко цитируют строки Маяковского:

Я над всем, что сделано, ставлю nihil

Никогда ничего не хочу читать. Книги? Что книги?..

находили прямой отклик в тяготении многих молодых художников к авангарду как форме революционно-разрушительной по отношению к традиционной культуре прошлого. Футуристы, имевшие большой вес в искусстве этого периода, отвергали станковую картину как «продукт буржуазного строя».

«Беспредметники»

«Беспредметники», естественно, вообще отрицали фигуративную живопись, среди сторонников которой не было никакого единства, тогда как футуристы, кубисты, абстракционисты были инициативнее и сплоченнее, они держали в своих руках многие печатные органы и выставочные помещения. Достаточно назвать некоторые из выставок тех лет:

«Беспредметное творчество и супрематизм»

«Цветодинамос и тектонический примитивизм»

Со всеми этими трудностями и приходилось бороться тем художникам, которые стремились создать новую живопись, продолжающую сугубо реалистические традиции, в основном повествовательно-литературного, передвижнического толка.

Язык символов

Первоначально многим из художников всю сложность чувств перед лицом трагических событий всемирно-исторического значения легче было выразить языком символов, в образах аллегорических. Склонность к метафоре, к гиперболе, к символике была характерна и для литературы.

Революция справедливо представлялась многим из художников, особенно старшего поколения, как космический, вселенский катаклизм, и из этих настроений появляется кустодиевский «Большевик»

Кустодиев. Большевик. 1917

- гигантская фигура со знаменем в руках, шагающая через улицы и переулки оживленного города.

Прием разномасштабнocти 

Прием разномасштабнocти, примененный Кустодиевым, не нов, он известен был еще искусству средневековья. Подобным восприятием революции навеяна картина

К. Юон. Новая планета.

Озаренная красным светом, новая планета появляется на небосклоне в ореоле золотых лучей. Одни приветствуют ее, другие в ужасе от нее бегут - в пластическом образе здесь было выражено настроение самих художников этой поры, их отношение к революционным событиям.

В картине 1919 года

Филонов. Корабли. Ввод в мировой расцвет. 1919

Филонов, следуя своему «аналитическому реализму», подвергал глубокому живописному анализу каждый сантиметр холста, слагал частные элементы в общее, доводя, как он говорил, до степени «сделанности». (292)

Символизм Петрова-Водкина

Символична и картина

К.С. Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. 1920

или, как ее стали называть позднее, «Петроградская мадонна» - образ извечного материнства и женственности во все времена. Петров-Водкин и в более поздние годы остался верен своему поиску возвышенного нравственного идеала, имеющего общечеловеческую ценность и выраженного в обобщенной художественной форме.

Символ свободы

Свежим ветром, романтикой дальних странствий и великих открытий, ощущением свободы как бы вновь рожденного человечества веет от картины

А. Рылов. В голубом просторе. 1918

со всем ее героико-романтическим строем. Вольный полет могучих белых птиц над океаном, над снежными вершинами скал, над легким парусником - это символ свободы, это выражение мечты художника об идеальном, гармоническом мире, недостижимой, как всякая мечта.

Черты новой жизни

Наряду с полотнами символическими, аллегорическими в эти годы создаются и картины, в которых художники стремились достоверно запечатлеть характерные черты нового в жизни, в облике людей, во всем, что так решительно меняла революция. Ценность этих произведений - в стремлении к документальной точности. Но по изобразительному языку это более чем скромные, весьма непритязательные произведения. К сожалению, подобного рода живопись, тяготеющая к натуралистической передаче достоверности, оказала пагубное влияние на развитие живописи в следующем десятилетии.

В первые революционные годы выступили и такие мастера, как И.И. Бродский, М.Б. Греков, С.В. Малютин, но наиболее прославившие их произведения им предстояло создать в следующий период - в 20-е годы.

5. Архитектура

Утопические планы городов будущего

Масса замыслов в эти годы была у архитекторов. Они создавали гигантские планы строительства невиданных ранее городов будущего (вспомним проекты Леду времени Французской революции). Но возможностей для осуществления этих проектов пока не было.

Конструктивизм

Большое влияние на архитекторов в эти годы оказал конструктивизм. В 1919 году В.Е. Татлин спроектировал своеобразное произведение

В. Е. Татлин. Башня III Интернационала

Это должна была быть огромная конструкция, вокруг наклонной оси которой вращались стеклянные помещения. Совершенно справедливо замечено исследователями, что, хотя идея Татлина и не воплотилась реально, она не была, однако, такой уж фантастической: в той или иной степени современные архитекторы используют ее если не в архитектуре, то в сфере того, что мы называем теперь современным индустриальным дизайном. (293)

6. Прикладное искусство

Агитационный фарфор

Нужно сказать, что революционная эпоха затронула все виды искусства, включая и прикладное, особенно фарфор. Такие художники, как С. Чехонин, вводили в рисунок на фарфоре лозунги, революционные даты и пр. (294)

Насквозь новаторское искусство

Так в стране Советов рождалось искусство «насквозь новаторское», как называл его один исследователь, смело воплощавшее образные принципы и обобщения, выдвинутые революцией. Мы не должны забывать, однако, что наши суждения базируются на произведениях официально признанных, «воспевавших» революцию и потому сохранившихся, что многие талантливые художники работали для себя, «в стол», и постепенно ушли в забвение и небытие. Таким образом, история советского искусства, может быть, более, чем всякая другая, восстанавливается по фрагментам, а налицо - ее, так сказать, «официальная часть».

В огне и грохоте Гражданской войны была разрушена старая жизнь. Рабочие, крестьяне и принявшая революцию интеллигенция должны были строить новый мир, на что потребовалось огромное напряжение человеческих сил. Искусство играло в этой борьбе за новую жизнь одну из важных ролей.

Образование СССР

Образование (1922) многонационального государства создало не виданный еще в мире прецедент - сложения многонациональной культуры, которая мыслилась в будущем как интернациональная революционная культура нового мира. Определение «социалистическая по содержанию и национальная по форме» - плод «социалистического реализма» сталинского времени - было еще впереди. (295)

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12417. Определение термического коэффициента сопротивления и ширины запретной зоны полупроводника 100 KB
  Отчет. К лабораторной работе 6.6. Определение термического коэффициента сопротивления и ширины запретной зоны полупроводника. Цель работы: Определить ширину запретной зоны полупроводника и коэффициенты β для полупроводника и металла. Приборы и инструменты ...
12418. Изучение внешнего фотоэффекта, лабораторная работа 267.5 KB
  Отчет. К лабораторной работе 6.12. Изучение внешнего фотоэффекта. Цель работы: изучить внешний фотоэффект. Приборы и инструменты № Название Предел измерения Цена деления Аб...
12419. Интеллектуальные информационные системы 339.5 KB
  Методические указания к лабораторным работам и семинарским занятиям по дисциплине Интеллектуальные информационные системы Содержание Методические указания к лабораторным работам 3 Лабораторная работа №1. Семантические сети 4 Последовательность в...
12420. Исследование явления интерференции света при помощи бипризмы Френеля 309.5 KB
  Отчет. К лабораторной работе 7.1. Исследование явления интерференции света при помощи бипризмы Френеля. Цель работы: Определение длины световой волны. Приборы и инструменты № Название Пр
12421. Исследование явления интерференции света при помощи колец Ньютона 69 KB
  Отчет. К лабораторной работе 7.2. Исследование явления интерференции света при помощи колец Ньютона. Цель работы: Определение радиуса линзы при помощи колец Ньютона. Приборы и инструменты № Название ...
12422. Определение концентрации водного раствора сахара с помощью поляриметра 347 KB
  Отчет. К лабораторной работе 7.4. Определение концентрации водного раствора сахара с помощью поляриметра. Цель работы: Ознакомиться с явлением поляризации света и его применением на примере измерения концентрации раствора сахара Используя раствор с известно...
12423. Изучение явления дисперсии и исследование зависимости показателя преломления от длины волны света 100.5 KB
  Отчет. К лабораторной работе 7.5. Изучение явления дисперсии и исследование зависимости показателя преломления от длины волны света. Цель работы: Изучить явление дисперсии и исследовать зависимость показателя преломления от длины волны света Приборы и...
12424. Определение показателя преломления и средней дисперсии жидкостей и твердых тел с помощью рефрактометра Аббе 409.5 KB
  Отчет. К лабораторной работе 7.6. Определение показателя преломления и средней дисперсии жидкостей и твердых тел с помощью рефрактометра Аббе. Цель работы: Исследование зависимости показателя преломления раствора от концентрации. Приборы и инструмент
12425. Техническое обслуживание систем смазки технологического оборудования 92.17 KB
  Лабораторная работа №4 по дисциплине: Эксплуатация и обслуживания машин на тему: Техническое обслуживание систем смазки технологического оборудования Цель работы: Освоение методики выполнения технического обслуживания систем смазки технологического обору...