77136

ИСКУССТВО В 1941-1945 ГОДАХ

Реферат

Культурология и искусствоведение

В течение войны было организовано много выставок среди них две всесоюзные Великая Отечественная война Героический фронт и тыл и 12 республиканских. В первые два года войны плакат имел драматическое даже трагическое звучание.

Русский

2015-02-01

120.5 KB

2 чел.

ИСКУССТВО В 1941-1945 ГОДАХ

На фронте и в тылу

С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие - в партизанские отряды и народное ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники

  •  были пропагандистами, 
  •  устраивали выставки, 
  •  они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее.

Организация выставок

В течение войны было организовано много выставок, среди них две всесоюзные 

  •  «Великая Отечественная война»
    •  «Героический фронт и тыл»

и 12 республиканских.

1. Графика

Журнал Боевой карандаш»

В зажатом в кольцо блокады Ленинграде художники выпускали журнал литографических эстампов «Боевой Карандаш» и вместе со всеми ленинградцами показали всему миру беспримерное мужество и силу духа.

1.1 Плакат

Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Причем явственно прослеживаются два этапа в его развитии. В первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание.

Первый военный плакат

Уже 22 июня появился плакат

  •  Кукрыниксы. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». 1941

Он обрушивал народную ненависть на вторгшегося противника, требовал возмездия, призывал к защите Родины. Главной была мысль об отпоре врагу, и она была выражена суровым, лаконичным изобразительным языком, независимо от творческих индивидуальностей.

Отечественные традиции

Широко использовались отечественные традиции. Так, в плакате

  •  И. Тоидзе. Родина-мать зовет! 1941

с аллегорической женской фигурой на фоне штыков, держащей в руках текст военной присяги, и по композиции, и по цвету (красное, черное, белое) перекликается с мооровским «Ты записался добровольцем?».

Призывом к мщению звучал плакат

  •  В.Г. Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!» 1942

в котором также использованы традиции революционных летфотомонтаж, как это делал А. Родченко. Не было не только ни одного бойца, но, кажется, ни одного человека вообще, кого бы не пронзила трагическая сила этого образа женщины, в ужасе прижавшей к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. Плакат стал как бы клятвой каждого бойца.

Нередко художники прибегали к образам наших героических предков 

  •  Кукрыниксы. «Бьемся мы здорово, колем отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева».  1941

«Освободи», «Отомсти!» - взывают с плакатных листов изображения детей и стариков. (330)

Второй этап плаката

На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и настроение, и образ плаката. В.С. Иванов изображает солдата на фоне переправы через Днепр, пьющего воду из каски:

  •  В.С. Иванов. «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!». 1943

Оптимизмом, народным юмором проникнут плакат Л. Голованова

  •  Л. Голованова. «Дойдем до Берлина!». 1944

образ героя которого близок Василию Теркину.

1.2 Окна ТАСС

С первых дней войны по примеру «Окон РОСТА» начинают выходить «Окна ТАСС». Создаваемые вручную - нанесением красок на бумагу через трафарет - в яркой, броской цветовой гамме они мгновенно откликались на все важнейшие военные и политические события. Из мастеров старшего поколения в «Окнах ТАСС» сотрудничали М. Черемных, Б. Ефимов, Кукрыниксы, которые также много работали в журнально-газетной карикатуре.

1.3 Журнально-газетная графика

Журнально-газетная карикатура

Весь мир обошла их знаменитая карикатура

  •  «Потеряла Я колечко... (а в колечке 22 дивизии)» -

на разгром немцев под Сталинградом (1943).

Журнал «Фронтовой юмор»

Политуправлением Западного фронта выпускался специальный журнал « Фронтовой юмор». Его художественным руководителем до 1942 года был Н. Радлов, а с 1942 года до конца войны - В. Горяев. В. Лебедев делал рисунки к стихам С.Я. Маршака.

Агитационные листовки

Наподобие ленинградского «Боевого карандаша» грузинские художники стали издавать серии небольших агитационных листов под названием «Штыком и пером», в которых большую роль играл литературный текст. В этом издании участвовали среди художников Л.Д. Гудиашвили, среди поэтов - Табидзе. 

Подобные агитационные листовки исполнялись украинскими художниками и забрасывались на оккупированную территорию. Грузинская и украинская агитационная графика имеет в основном героический и драматический оттенок, в сатирическом ключе работали по сложившейся еще до войны традиции азербайджанские художники.

1.4 Станковая графика

В годы войны появились значительные произведения станковой графики, причем многообразие впечатлений породило многообразие форм. Это и быстрые документально-точные фронтовые зарисовки, разные по технике, стилю и художественному уровню. Это и портретные рисунки бойцов, партизан, моряков, санитарок, командиров - богатейшая летопись войны, впоследствии переведенная частично в гравюру

  •  литографии Верейского,
  •  гравюры С. Кобуладзе,
  •  акварели А. Фонвизина,
  •  рисунки М. Сарьяна и т. д.

Это и пейзажи войны, среди которых особое место занимают изображения блокадного Ленинграда 

  •  гуаши Я. Николаева и М. Платунова,
    •  акварели и пастели Е. Белухи и С. Бойма и пр.

Серия графических листов Шмаринова

Наконец, это целые серии графических листов на одну тему. Так появилась графическая серия

  •  Д. Шмаринов. «Не забудем, не простим!». 1942 (уголь, черная акварель)

возникшая из зарисовок, которые он делал в только что освобожденных городах и деревнях, но окончательно завершенная уже после войны:

  •  пожарища,
    •  пепелища,
      •  плачущие над телами убитых матери и вдовы –

все сплавилось в трагический художественный образ. (331)

Серии Сойфертиса

Совсем иные по духу серии Л.В. Сойфертиса

  •  Л.В. Сойфертис. Севастополь. 1941  -1942
    •  Л.В. Сойфертис. Крым. 1942 – 1943
    •  Л.В. Сойфертис. Кавказ. 1943 – 1944

Сойфертис изображает не трагические стороны войны, а только быт. Будни войны, которые ему, черноморскому моряку, были хорошо знакомы. Исполненные черной акварелью, изящные рисунки Сойфертиса полны юмора, острой наблюдательности. Сделанные правдиво, но в ином ключе, чем шмариновские, они прославляют героизм советских людей.

  •  Л.В. Сойфертис. Лист «Некогда!». 1941

например, изображает моряка, опершегося на афишную тумбу, которому в короткую передышку между боями сразу двое мальчишек ловко чистят сапоги.

Автолитографии Алексея Пахомова

  •  А.Ф. Пахомов. Ленинград в дни блокады и освобождения

так называется серия более чем из трех десятков автолитографий А.Ф. Пахомова (1908 -1973), которую он начал в 1941 году и завершил уже после войны. Пахомов сам пережил блокаду, и его листы полны трагического чувства, но и восхищения перед мужеством и волей соотечественников. Весь мир обошел его

А.Ф. Пахомов. Лист «На Неву за водой» 

изображающий закутанных девочек, с огромными глазами, добывающих последними усилиями воду из Невы.

1. 5 Историческая тема

Особое место в военной графике занимает историческая тема. В ней раскрывается наше прошлое, жизнь наших предков (гравюры В. Фаворского, А. Гончарова, И. Билибина). Представлены также архитектурные пейзажи прошлого.

2. Живопись

2.1 Живописная зарисовка

Фиксация увиденного

В живописи военных лет тоже были свои этапы. В начале войны - в основном фиксация увиденного, не претендующая на обобщение, почти торопливая «живописная зарисовка». Художники писали по живым впечатлениям, а в них недостатка не было. Не всегда удавалось задуманное, картинам не хватало глубины в раскрытии темы, силы обобщения. Но всегда была

  •  большая искренность,
  •  страстность,
  •  восхищение людьми, стойко выдерживающими нечеловеческие испытания,
  •  прямота и честность художественного видения,
  •  желание быть предельно добросовестным и точным.

Быстрота зоркого наброска, этюда не исключала серьезности и глубины мысли.

Блокадный Ленинград

Этюды художников, оказавшихся в блокадном Ленинграде,- В. Пакулина, Н. Pутковского,  Раевской, Н. Тимкова и др.- это бесценнейшие живописные документы и по сей день

  •  Я. Николаев. За хлебом. 1943
  •  В. Пакулин. Набережная Невы. Зима. 1942

Молодые художники

В годы Великой Отечественной войны выдвинулось много молодых художников, они сами были участниками боев под Москвой, великой битвы за Сталинград, они форсировали Вислу и Эльбу и брали штурмом Берлин.

2.2 Портретный жанр

Конечно, в первую очередь развивается портрет, потому что художники были потрясены мужеством - нравственной высотой и благородством духа наших людей. Сначала это были предельно скромные портреты, лишь фиксирующие черты человека военной годины, - 

  •  белорусских партизан Ф. Модорова
  •  и воинов Красной Армии В. Яковлева,
  •  портреты тех, кто боролся за победу над фашизмом в тылу,
  •  целая серия автопортретов обыкновенных людей, вынужденных взяться оружие, проявивших в этой борьбе лучшие человеческие качества, стремились запечатлеть художники.

Позже появились парадные, торжественные, иногда даже патетические изображения, как, например,

  •  П. Корин. Портрет маршала Г.К. Жукова. 1945

В этом жанре в годы войны много работает П. Кончаловский. Он создает оптимистические, жизнелюбивые характеры в своей обычной декоративной, насыщенной цветом манере. Но в

  •  П. Кончаловский. Автопортрет. 1943

хотя он и исполнен в соответствии с привычными художнику приемами, хочется отметить особую проницательность взгляда на полном тяжелого раздумья лице, как бы отвечающем самому нелегкому времени, которое переживает вся страна. (333)

Замечательно тонкий по настроению портрет

  •  В.М. Орешников. Портрет известного искусствоведа Н.Н. Пунина. 1944

Портреты Сарьяна

Особой значительностью, монументальностью образа отличаются написанные в годы войны М. Сарьяном портреты интеллигенции 

  •  Портрет академика И.А Орбели. 1943
    •  Портрет композитора А.И. Хачатуряна. 1944
    •  Портрет поэта-переводчика М. Лозинского. 1944
    •  Портрет писательницы М. Шагинян. 1944

В годы войны Сарьян занимался также и пейзажем, и натюрмортом. Следует отметить один особенный натюрморт, названный им

  •  Армянам-бойцам, участникам Отечественной войны. 1945

изображающий плоды и цветы Армении:

  •  как дар и благодарность воюющим и побеждающим,
    •  и как память погибшим далеко от родины,
    •  как надежду на будущую мирную жизнь.

2.3 Бытовой жанр

Аркадий Пластов

В 1941 - 1945 годах развивается и бытовой, и пейзажный жанр, но они всегда так или иначе связаны с войной. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные годы принадлежит А. Пластову. Оба жанра как бы объединены в его картине

  •  Фашист пролетел. 1942

молодые березы, серое небо, далекие, знакомые каждому из нас поля. На фоне этого мирного осеннего пейзажа еще более чудовищным кажется злодеяние фашистского летчика, убившего мальчика-пастушка и коров, которых он пас. Говорят, зрители застывали перед этой картиной, когда она была экспонирована на выставке «Великая Отечественная война» в 1942 году.

Кисти Пластова принадлежат также очень яркие, проникновенные пейзажи нашей родины. В последний год войны А. Пластов написал прекрасную картину

  •  Жатва. 1945

серьезные и усталые старик и дети обедают у сжатых снопов - те, кто остался в тылу и кто кормил бойцов. Живопись Пластова сочная, манера письма широкая, щедрая, в пейзаже нет той скорбной, щемящей ноты, которая звучит в предыдущей картине. (334)

2.4 Пейзажный жанр

В жанре пейзажа в военные годы работают

  •  и старейшие мастера (В. Бакшеев, В. Бялыницкий-Бируля, Н. Крымов, А Куприн, И. Грабарь, П. Петровичев и др.),
    •  и более молодые, вроде Г. Нисского, создавшего несколько экспрессивных, очень выразительных полотен.

Среди них

  •  Г. Нисский. На защиту Москвы. Ленинградское шоссе. 1942

Выставки пейзажистов в годы войны говорят об осмыслении ими пейзажа в новом образе, принадлежащем суровому военному времени. Так, эти годы сохранили и почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром, как

  •  К.Ф. Юон. «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года

запечатлевший тот памятный для всех советских людей день, когда бойцы прямо с заснеженной площади шли в сражение - и почти все погибли.

2.4 Сюжетная картина

Сергей Герасимов

Лаконизм, простота изобразительных средств, но и досадная прямолинейность отличают сюжетные картины 1941 - 1942 годов. Характерна в этом отношении картина Сергея Герасимова

  •  С. Герасимов. Мать партизана. 1943

получившая высокую оценку современников скорее в связи с актуальностью темы, чем за художественные достоинства. Герасимов развивает «конфликтную линию» вслед за Иогансоном, но делает это еще более иллюстративно. (335)

Женская фигура читается светлым пятном на темном фоне, тогда как фигура допрашивающего ее фашиста выступает темным пятном на светлом, и это должно, по мысли автора, звучать символически: женщина, как бы вросшая в родную землю, но и как монумент возвышающаяся над дымом пожарища, воплощает собой силу народной боли, страдания и непобедимости. Это выражено вполне ясно, лаконично, но и иллюстративно «литературно». Фигура пытаемого сына кажется уж совершенно излишней. И так мысль ясна и предельно понятна.

Александр Дейнека

Не лишена определенной плакатности, столь чуждой искусству живописи, и картина

  •  А.А. Дейнека. Оборона Севастополя. 1942

созданная в дни, когда шел «бой... святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». В самой теме причина огромного эмоционального воздействия картины. Хотя зрителю известно, что Севастополь был оставлен нашими войсками, но эти сражающиеся насмерть матросы воспринимаются как победители. В итоге они и стали ими. 

Страшное напряжение боя Дейнека передает не иллюзорными деталями, реалиями обстановки, а определенными,- чисто живописными приемами, гиперболизацией. Срезая ряд штыков краем картины, художник создает впечатление лавины вражеских войск, хотя изображает лишь небольшую группу фашистов, рвущихся к берегу, движения фигур нарочито стремительны, ракурсы резки.

Контраст колорита

Ожесточение боя «святого и правого» передано прежде всего колоритом. Блузы моряков ослепительно белые, их фигуры читаются на темном фоне, фигуры немцев темные на светлом фоне. Справедливо замечено, что лица моряков открыты зрителю, мы видим их выражение, как, например, лицо моряка на переднем плане, готовящегося бросить во врага связку гранат. Его фигура - символ яростной битвы. Лиц врагов мы не видим. При одном колористическом приеме в картине нет той прямолинейности, которая есть в «Матери партизана». (336)

Контраст в композиции

Не только колорит, но и композиция построена на контрасте. На втором плане смертельно раненому моряку противопоставлена фигура убитого немца.

 Третий план - штыковой бой, где бойцы сошлись в последней смертельной схватке. Героическое содержание Дейнека раскрывает через главное, игнорируя второстепенные детали. Плакатно-литературным, но и напряженно-экспрессивным художественным языком создается образ жестокой битвы.

Новый военный пейзаж

Дейнеке принадлежит и главная роль в утверждении нового, военного пейзажа, отмеченного острым ощущением времени 

  •  Дейнека. Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года

Названный пейзаж, изображающий пустынные московские улицы, перегороженные надолбами и стальными «ежами», передает незабываемую атмосферу тех грозных дней, когда враг рвался к Москве и был у ее порога. (337)

Простая жанровая картина

Знаменательно, что дух войны, пронизанность одной мыслью о войне - передается художниками иногда в характере простой жанровой картины. Так, Б. Неменский изобразил женщину, сидящую над спящими бойцами, и назвал свое произведение

  •  Б. Неменский. Мать. 1945

она может быть и матерью, охраняющей сон своих собственных сыновей-солдат, но это и обобщенный образ всех матерей тех воинов, что сражаются с врагом.

Неменский был одним из первых, кто в те трудные для искусства годы решительно отказался от патетической героизации. Через обыкновенное, а не исключительное изображает он повседневный подвиг народа в этой самой кровопролитной из всех бывших на земле войн. В программном, по сути, произведении выражена новаторская роль художника.

КУКРЫНИКСЫ

В последние годы войны одно из лучших своих живописных произведений создали Кукрыниксы, обратившись к образу древности - Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли

  •  Кукрыниксы. Бегство фашистов из Новгорода. 1944 – 1946

На фоне израненного снарядами величественного фасада собора жалкими кажутся суетящиеся поджигатели, и взывает к мщению груда искореженных обломков памятника «Тысячелетие Россию». Художественные недостатки этой картины искупаются ее искренностью и подлинным драматизмом.

2.5 Историческая картина

В исторической живописи появляются образы героев славного прошлого нашей Родины, вдохновлявшие советских воинов на борьбу с врагом, напоминавшие о неизбежности гибели, бесславном конце завоевателей.

Триптих Павла Корина

Так, центральную часть триптиха П. Корина занимает фигура Александра Невского, в рост, в доспехах, с мечом в руке на фоне Волхова, Софийского собора и стяга с изображением «Нерукотворного Спаса»

  •  П. Корин. Александр Невский. 1942 - 1943

Позже художник скажет: «Я писал его в суровые годы войны, писал непокоренный гордый дух нашего народа, который «в судный час своего бытия» встал во весь свой гигантский рост». Главное для Корина не археологическая достоверность исторических деталей, а раскрытие духовной сущности героя, его целеустремленности, не ведающей преград на пути к победе.

Правая и левая части триптиха

  •  Северная баллада
    •  Старинный сказ

это картины о мужественном и душевно стойком русском человеке. Но они явно слабее центральной части, справедливо замечено, что им вредит и известная «зашифрованность» сюжета. Живописно-пластическое решение характерно для Корина: формы предельно обобщены, пластика фигуры жесткая, контур графичен, колорит построен на локальных, контрастных сочетаниях. (338)

В историческом жанре много работает старейший художник Е.Е. Лансере. Н. Ульянов пишет картину о войне 1812 года

  •  Н. Ульянов. Лористон в ставке Кутузова. 1945

Изменения в исторической картине

Но в историческом жанре военных лет, особенно к концу войны, так же, как и в других, намечаются изменения:

  •  картины становятся сложнее,
    •  тяготеют к многофигурности, так сказать, «разработанной драматургии».

Стоит сравнить в этом смысле уже упоминавшуюся лаконичную, величественную композицию «Александра Невского» с полотном А.П. Бубнова (1908-1964)

  •  А.П. Бубнов. Утро на Куликовом поле. 1943 – 1947

или с картиной М. Авилова

  •  М. Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем. 1943

чтобы понять, что «народность» в историческом полотне достигается отнюдь не количеством изображаемых лиц.

2.6 Монументальная живопись

Монументальная живопись, конечно, имела немного возможностей в годы войны. Но даже и в это время тяжелейших испытаний искусство «вечных материалов», фрески и мозаики, продолжало свое существование и развитие. Знаменательно, что в блокадном Ленинграде в мозаичной мастерской Академии художеств набираются мозаики для метро по картонам Дейнеки.

3. Скульптура

Несмотря на более сложные условия труда ваятеля в сравнении с живописцем и графиком (нужны особые приспособления для работы, более дорогие материалы и т. д.), советские скульпторы с первых дней войны активно работали, участвовали и в передвижных выставках 1941 года, и в выставках

  •  «Великая Отечественная война» (1942),
  •  «Героический фронт и тыл» (1944) и пр.

3.1 Портретный жанр

ВЕРА ИГНАТЬЕВНА МУХИНА (1889 – 1953)

В скульптуре военных лет даже явственнее, чем в живописи, ощутим приоритет портретного жанра. Скульпторы стремятся прежде всего запечатлеть образ героя войны, сделать его правдивым, лишенным внешнего эффекта. Совсем не «героически-вдохновенно» лицо летчика - полковника И.Л. Хижняка,

  •  Портрет полковника И.Л. Хижняка. 1942 (гипс)

под шквальным спасшего эшелон боеприпасов,

или отмеченное шрамами лицо полковника Б.А. Юсупова

  •  Портрет полковника Б.А. Юсупова. 1942 (гипс)

«Наша Отечественная война,- писала В.И. Мухина,- родила такое количество новых героев, дала пример такого яркого и необычайного героизма, что создание героического портрета не может не увлекать художника. Русские богатыри старинного нашего эпоса опять воскресают в советском человеке и эпические образы живут с ним и среди нас...»

Композиция ее портретов проста и ясна, как и четкая пластическая лепка. Главное в лице акцентировано богатой светотеневой игрой. Так, сгущаются тени в нижней части лица Хижняка, на щеках, на скулах, усиливая сосредоточенность, суровость и цельность образа. Никаких лишних деталей, даже изображение боевого ордена вынесено на подставку. (339)

  •  Портрет Н.Н. Бурденко. 1943 (гипс)

Более драматическая характеристика дана в портрете Н.Н. Бурденко (гипс, 1943), она построена на контрасте внутренней эмоциональности и сдерживающей ее железной воли.

Эти портреты Мухиной счастливо выделяются своей простотой и искренностью на фоне будущих ложно-героических помпезных решений, свойственных столь многим мастерам, особенно послевоенного времени. Но и у самой Мухиной есть такие работы в эту же военную пору, в которых она как будто стремится обобщить свои наблюдения, создать некий собирательный образ многих патриотов, сражавшихся с фашистами, но впадает при этом в слащавую идеализацию, как, например, в работе

  •  Партизанка. 1942 (гипс)

этом «образе гнева и непримиримости к врагу», «русской Нике», как ее, тем не менее, называли в те годы.

Большую роль сыграли опыты Мухиной с различными современными материалами, которые она совмещает в одном произведении, используя их разнообразную фактуру и, главное, разный цвет 

  •  Портрет Х. Джексона. 1945 (алюминий, цв. медь и пр.)

Художник как бы заново открыла возможности использования цвета в скульптуре, хотя они и известны человечеству с древнейших времен. Важны также и опыты Мухиной в стекле, использование ею стекла в скульптуре.

САРРА ДМИТРИЕВНА ЛЕБЕДЕВА (1892 – 1967)

В ином ключе, в иных приемах, с совершенно иным подходом к модели работает в годы войны С. Лебедева, создавшая не менее значительные образы. Ее аналитический строй ума, вдумчивость позволяют ей передать

  •  напряженность внутренней жизни модели,
  •  высокий интеллект,
  •  оттенки душевного состояния,

как в бюсте

  •  Бюст А.Т. Твардовского. 1943 (гипс)

военного корреспондента в те годы (гипс, 1943). Легким наклоном головы, противопоставленном в движении развороту плеч, скульптор умело, но не прямолинейно акцентирует силу его характера, позволившего ему отстаивать позиции поэта и гражданина до конца своих дней.

В скульптуре так называемых малых форм, статуэтки, получившей развитие в основном после войны, Лебедева оставляет незабываемо0острые, поэтические образы

  •  Сидящий Татлин. 1943 – 1944 (гипс)

Скульпторы национальных школ

Над образами воинов работают скульпторы всех республик и национальных школ

  •  А. Саркиcян - в Армении,
    •  Я. Николадзе,
      •  Н. Канделаки - в Грузии

Среди этих работ выделяется необычайностью композиции образ Н.Ф. Гастелло белорусского скульптора А. Бембеля

  •  А. Бербель. Н.Ф. Гастелло. 1943 (бронза)

треугольник полуфигyры с взметенной вверх рукой на блоке подставки - в этой композиции художник запечатлел трагический и величественный момент броска горящей машины на вражеский эшелон.

В осажденном Ленинграде работает старейший скульптор В. Лишев, ученица Матвеева В. Исаева.

Идеализированные портреты

Со временем, как и в живописи, в скульптурном портрете над индивидуально-конкретным берет верх идеальное, возвышенно-героическое, нередко откровенно-идеализированное. В таком ключе делает портреты героев Советского Союза Н.В. Томский, еще более эффектно-романтическое начало подчеркнуто в портретах Е.В. Вучетича, достаточно сравнить портреты генерала армии И.Д. Черняховского обоих мастеров.

  •  Н.В. Томский. Портрет генерала И. Д. Черняховского. 1950
    •  Е. В. Вучетич. Портрет генерала И. Д. Черняховского. 1945

3.2 Памятники

Во время войны не было возможности сооружать памятники. Но именно в дни войны у многих скульпторов рождаются новые замыслы и проекты. Так, Мухина работает над над памятником

  •  В. Мухина Памятник П.И. Чайковскому (арх. А. Заварзин)

поставлен около Московской консерватории уже в 1954 году.

Еще в 1943 году был задуман и сразу после окончания войны, в 1946 году, в Вязьме сооружен исполненный Е. Вучетичем

  •  Е. Вучетич. Памятник генерал-майору М.Г. Ефремову. 1946

погибшему здесь в первый год войны. Композиция памятника состоит из пяти фигур: в центре ее генерал Ефремов, продолжающий сражаться смертельно раненым, когда его и оставшихся в живых бойцов со всех сторон окружили враги. В этом образе скульптор не избег элементов повествовательности и иллюстративности, но правдивость, искренность, даже страстность в передаче атмосферы последнего боя, в котором люди проявляют столько мужества, определяют художественное значение этого памятника. (341)

Вучетичем же исполнена после войны (1945-1949) знаменитая 13-метровая бронзовая фигура солдата с ребенком на одной руке и с опущенным мечом в другой для грандиозного мемориала

  •  Е. В. Вучетич. Мемориал Воину-освободителю. 1946 – 1949

в Трептов-парке в Берлине (арх. Я.Б. Белопольский и др.).

Пространственная архитектурно-скульптурная композиция в парковой планировке включает две аллеи и партер с захоронениями, завершающийся курганом с мавзолеем. У начала аллей, ведущих к кургану, поставлена фигура Матери-Родины из полированного красного гранита. Из этого же материала исполнены знамена с бронзовыми фигурами коленопреклоненных воинов на пропилеях.

Мавзолей венчает фигура воина с ребенком на руках - центральная фигура мемориала. Появление подобного монумента сразу после войны было закономерным: оно отражало роль нашего государства в победе над фашизмом.

В 1941 - 1945 годах, в годы великой битвы с фашизмом, художниками было создано немало произведений, в которых они и выразили всю трагедию войны, и прославили подвиг победившего народа.

PAGE  9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49247. Програма пошуку оптимального варіанту купівлі нерухомості 2.26 MB
  Моя головна сторінка буде складатися з чотирьох блоків які реалізовуватимуться за допомогою тегу div. Тег div це так званий контейнер блок який може містити форматований текст зображення та ін Важливою особливістю блоків є їх здатність накладатися один на одного при верстці. Верстка div активно використовує CSS для гнучкого й зручного форматування елементів вебсторінок.Застосування тегу div Другий блок складатиметься з двох частин які будуть розміщенні вертикально одна відносно іншої.
49249. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ 79.83 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА МТП И ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ РАСЧЕТ ТРУДОЕМКОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРОСТОЕВ ТРАКТОРОВ НА ТО Усвоить методику и приобрести...
49254. Редуктор двухступенчатый червячный 370.19 KB
  Коэффициент потерь одной зубчатой пары при тщательном выполнении и надлежащей смазке не превышает обычно 001. Коэффициент нагрузки: Cg= 1.45 Мпа; SH – коэффициент безопасности SH = 11; ZN – коэффициент долговечности учитывающий влияние ресурса. – продолжительность смены; kг=085 – коэффициент годового использования; kс=06 – коэффициент суточного использования.
49255. Редуктор червячно-цилиндрический двухступенчатый 361.5 KB
  Поиск путей снижения массы проектируемых объектов является важнейшей предпосылкой дальнейшего прогресса, необходимым условием сбережения природных ресурсов. Большая часть вырабатываемой в настоящее время энергии приходится на механические передачи, поэтому их КПД в известной степени определяет эксплуатационные расходы.