77137

ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ 40-Х КОНЦА 50-Х ГОДОВ

Реферат

Культурология и искусствоведение

Художественная жизнь в эти годы необычайно активна. Местные передвижные, городские, республиканские, межреспубликанские выставки перемежаются со всесоюзными, обычно приуроченными к знаменательным датам. Например, в 1947 году всесоюзная выставка проходила в залах Третьяковской галереи.

Русский

2015-02-01

141.5 KB

1 чел.

ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ 40-Х - КОНЦА 50-Х ГОДОВ

Вопросы:

  1.  Общая характеристика
  2.  Живопись.
  3.  Графика
  4.  Скульптура
  5.  Архитектура

1. Общая характеристика

Активная выставочная деятельность

Художественная жизнь в эти годы необычайно активна. Местные передвижные, городские, республиканские, межреспубликанские выставки перемежаются со всесоюзными, обычно приуроченными к знаменательным датам. Например, в 1947 году всесоюзная выставка проходила в залах Третьяковской галереи.

Культ Сталина

Следует помнить, однако, что в послевоенные годы продолжался процесс нарушения общественных норм жизни, демократических свобод. Культ Сталина расцвел пышным цветом.

Наступление на космополитов

На нашей памяти - развернутое в конце 40-х годов наступление на так называемых

космополитов и постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград», выносящие несправедливый приговор такой замечательной поэтессе, как А.А. Ахматова, и такому тонкому сатирику, как М.М. Зощенко.

Теория бесконфликтности

Подобная общественная обстановка не могла благотворно влиять на атмосферу творческую, и пути искусства этой поры были так же нелегки, как сама жизнь. Наметившиеся еще в предвоенное десятилетие опасные для него тенденции:

  •  псевдогероики,
    •  театрального пафоса,
    •  настроения «шапкозакидателъства» - 

продолжали развиваться. В итоге возникла «теория бесконфликтности», драматическая коллизия произведения строилась на «борьбе хорошего с лучшим».

Мелкотемье и штампованность

Этот процесс охватил все искусство, не только изобразительное, но и литературу, театр и кино. Создавалось огромное количество работ, удручающих своим мелкотемьем и штампованностью формы. В преодолении этих нелепостей, в борьбе с ложной романтикой старались работать лучшие художники, находя истинные пути и формы. Сама жизнь властно влекла их в водоворот событий, диктовала новые темы, ставила перед ними сложные вопросы, решала их творческие судьбы.

2. Живопись

2.1 Тема войны

В бытовом ключе

Тема войны, тема нравственного и физического испытания советских людей, из которого они вышли победителями, и в послевоенные годы остается одной из самых актуальных. Но теперь она часто дается «в бытовом ключе»,

  •  как в написанном в реалистических традициях полотне
    •  Ю.М. Непринцев. Отдых после боя («Василий Теркин»). 1951
      •  как в полотне украинского живописца
    •  В.Н. Костецкий. Возвращение. 1945-1947

украинского живописца В.Н. Костецкого

  •  или в вызывавшей многочисленные споры своей живописной иллюзорностью, скрупулезной точностью натуры и определенной инсценированностью картине  
    •  А.И. Лактионов. Письмо с фронта. 1947

Не стилистикой, а жанровыми особенностями близок Лактионову Б. Неменский в своей картине

  •  Б. Неменский. О далеких и близких.

Образ простого человека

Ю.М. Непринцев в своей картине

  •  Ю.М. Непринцев. Отдых после боя («Василий Теркин»). 1951

живописными средствами добивался такой же жизненности образа, его «обыкновенности», какую сумел создать А Т. Твардовский: 

«Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый,

снег шершавый, кромка льда...

Кому память, кому слава,

кому темная вода, -

ни приметы, ни следа».

Твардовский и вслед за ним Непринцев увековечили своими произведениями, каждый своими средствами, память о таких-вот обыкновенных парнях, которые и победили в войне. В своей работе художник шел по пути «уточнения биографии» каждого из действующих лиц, и в особенности главного героябалагура и острослова, души компании и бесстрашного воина. (344)

Опираясь на традиции русской классической живописи, полотен Репина и Сурикова (как здесь не вспомнить «Запорожцев»!), художник создал неповторимые, индивидуальные образы, целую галерею характеров и вместе с тем один цельный образ - боевого братства. Как говорил сам художник: «В своей картине я хотел дать коллективный портрет... солдат великой армии-освободительницы. Подлинный герой моей картины - это русский народ».

Обобщенный образ

Наоборот, в полотне Костецкого

  •  В.Н. Костецкий. Возвращение. 1945-1947

отсутствуют какие-либо подробности «повествования», все решено живописно-пластически ясно, энергично промоделированы центральные фигуры солдата и обнявшей его жены (зрительно видны лишь ее руки). Светотеневые контрасты сообщают изображаемым внутреннее движение.

Драматизм сцены встречи усиливается фигурой мальчика, прижавшегося к шинели солдата, и старой женщины в дверях. Успех картины в ее обобщенности. За этим «возвращением» сотни и тысячи других «возвращений» и «невозвращений», четыре года страшной войны, пережитой миллионами людей, - эта тема была понятна всем и всеми выстрадана.

Мы уже говорили, что такие произведения, как «Теркин» или «Возвращение», широко используют традиции русского искусства, прежде всего передвижников, и вполне закономерно говорить о программности этого использования.

В батальном жанре

В послевонные годы, естественно, создается не так уж много произведений чисто батального жанра, да и те часто грешат

  •  одноплановостью характеристик,
  •  иллюстративностью,
  •  отсутствием обобщенного образа,
  •  еще чаще - недостаточно высоким художественным уровнем.

2.2 Историко-революционный жанр

Многофигурные полотна

Среди многих памятных нам «шумных», патетических многофигурных полотен, создаваемых часто «бригадным способом», выделяется некоторыми формальными достоинствами (композиция, колорит) картина Б.В. Иогансона (в соавторстве с молодыми художниками В.В. Соколовым, Д.К Тегиным, Н.Н. Чебаковым, Н.П. Файдыш-Крандиевской)

  •  Б.В. Иогансон. Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола.

Следует признать, однако, что и в выражении лиц изображенных, как и в самой ситуации, здесь все ложь и фальшь - вечные и неизбежные спутники творческой несвободы в тоталитарном обществе, в подцензурном мире.

Дореволюционная история русского пролетариата нашла воплощение в картинах

  •  Ю.Н. Тулин. Лена. 1912 год. 1957
    •  Б.С. Угаров. На рудниках (1912 год). 1957

2.3 Исторический жанр

Помимо историко-революционного развивается чисто исторический жанр. Примером может служить работа украинского мастера

  •  Р.С. Мелихов. Молодой Тарас Шевченко у художника К.П. Брюллова. 1947

написанная свободно, в звучном цельном колорите. (344)

2.4 Бытовой жанр

Тема мирного труда

Мирный труд, о котором мечтали долгие военные годы воевавшие на фронтах и в тылу люди, стал основной темой бытового жанра. Это и понятно. Главной задачей советского народа после войны было восстановление разрушенного врагом. В эти годы были написаны

  •  самые жизнерадостные по цвету, 
  •  наиболее полнозвучные живописные произведения –
    •  ставшая классикой советского искусства картина молодой тогда украинской художницы Т.Н. Яблонской
    •  Т.Н. Яблонская. Хлеб. 1949 -

красочный гимн труду;

  •  картина А.А. Мыльникова
    •  А.А. Мыльников. На мирных полях. 1953

похожая скорее на монументальное полотно, чем на станковое произведение;

  •  работы А. Пластова, посвященные крестьянскому труду с подчеркнутостью его извечности, непреходящести, одухотворенные чувством непоколемой связи с землей, утверждающие полнокровность жизни и красоту человеческого труда 
    •  Сенокос. 1945
    •  Ужин трактористов. 1951

Повествовательное искусство

Рядом с пластовской «живописной стихией» в эти годы продолжает существовать искусство, тяготеющее к повествовательности, идущей от традиций передвижничества, прежде всего от В. Маковского, а затем ахрровцев. Это картины

  •  Ф. Решетников. Прибыл на каникулы. 1948
    •  Ф. Решетников. Опять двойка. 1952
    •  С. Григорьев. Вратарь. 1949
    •  С. Григорьев. Прием в комсомол. 1949
    •  С. Григорьев. Обсуждение двойки. 1950

полюбившиеся непритязательному зрителю 

  •  достоверностью типажей и обстановки,
  •  похожестью ситуации,
  •  жизнеподобием (заменяющим истинную «правду искусства»). (345)

Художники союзных республик

В 40-50-е годы интересно работают художники из многих республик нашей страны, например

  •  С.А. Чуйков. Утро. 1947
  •  С.А. Дочь Чабана. 1956
  •  Я.Я. Осис. Латышские рыбаки. 1956

казахские живописцы С. Мамбеев, К. Тельжанов, М. Кенбаев, азербайджанцы М. Абдуллаев, А. Джафаров, эстонец В. Лойк, армянин О. Зардарян, грузин Ц. Джапаридзе и др.

2.5 Пейзаж

В гармонии с человеком

В послевоенные годы пейзаж тоже претерпевает некоторые изменения. На смену образу земли, взорванной войной, все чаще приходит изображение природы умиротворенной, находящейся в гармонии с человеком. Все явственнее тяготение к монументализму в пейзажах М. Сарьяна. Недаром целый цикл пейзажей 50-х годов он назвал

  •  М. Сарьян. Серия «Моя Родина». 1950-е

Лирические картины Ромадина

Эпическое начало появляется даже в глубоких лирических, левитановской традиции, картинах природы Н. Ромадина 

  •  Н. Ромадин. Серия «Времена года». 1953
  •  Н. Ромадин. «Северная серия». 1954

Разнообразие пейзажа

  •  Героической романтикой дышит природа Прибайкалья у Ю.С. Подлясского.
    •  Просторы Каспия с упоением писал Я. Ромас.
      •  Природа, преображенная трудом человека и увиденная современником, своеобразно показана в пейзажах Г.Н. Нисского (хотя следует признать, что художник использует довольно однообразный композиционный прием).  В 50-е годы складывается его строгая, почти аскетическая манера.
  •  Спускаемые со стапелей корабли,
  •  линии высоковольтных передач,
  •  железнодорожные пути,
  •  летящие в высоком небе самолеты –

все предстает

  •  в неожиданных ракурсах,
    •  в напряженном динамическом ритме,
    •  в резких цветовых контрастах,

подчеркивающих волю человека, вторгшегося в мир природы и изменившего ее. (346)

  •  Суровой Балтике и мужеству ее моряков посвящены многие пейзажи ведущего латвийского мариниста Э. Калныньша
    •  Э. Калныньш. Седьмая Балтийская регата. 1954
      •  Величавый покой, необъятность своей земли передает узбекский пейзажист Ц. Тансыкбаев в широко известной картине
  •  Ц. Таксынбаев. Вечер на Иссык-Куле. 1951
    •  Проникнутые глубоким лирическим чувством разные состояния природы по-прежнему интересуют такого поэтического живописца, как А. Грицай 
  •  А. Грицай. Серия «Весна». 1955 - 1957

2.6 Натюрморт

С такой же любовью к родной земле, воспевая щедрость природы, работают художники и в жанре натюрморта – каждый в соответствии со своим видением и отпущенным ему даром колоризма (М. Абегян, М. Асламазян, В. Тетерин, Ю. Пименов, Л. Лaнгинен и многие другие).

2.7 Портрет

Интересно развивается в послевоенном искусстве портрет.

В этом жанре продолжают работать М. Сарьян, И. Грабарь, П. Корин.

Павел Корин

В своей скупой выразительной манере, всегда остро подчеркивая индивидуальное в модели, Корин исполняет портреты близких ему людей художественной среды:

  •  Портрет С. Коненкова. 1947
  •  Портрет М. Сарьяна. 1956
  •  Портрет Р. Симонова. 1956
  •  Портрет Кукрыниксов. 1957 – 1959

прекрасные «живописные монументы», по образному определению одного из исследователей.

Создает изысканные по цвету, лирические по характеру портреты В.М. Орешников 

  •  В.М. Орешников. Портрет балерины А.Я. Шелест. 1949

Свои лучшие работы исполнил на склоне лет Фальк

  •  Фальк. Автопортрет в красной феске. 1956

Образы рабочих интересуют ленинградского художника Л. Кабачека. М. Сарьян одним из первых изобразил генерала армии Баграмяна в «непарадном виде», без обычных для того времени «котурнов»

  •  М. Сарьян. Портрет генерала армии Баграмяна. 1947

2.8 Монументальная живопись

В 40-50-е годы в связи с восстановлением разрушенных городов и новым строительством интенсивно развивается монументально-декоративное искусство. Монументальная живопись находит применение в украшении общественных зданий, усиливая торжественность и нарядность интерьеров. Но постепенно (особенно со второй половины 50-х годов) монументально-декоративная живопись проникает в небольшие помещения (кафе, клубы, детские сады и т. д.) и экстерьеры зданий.  (347)

Ведущими мастерами в этой сфере изобразительного искусства были и старейшие художники – А. Дейнека, Фаворский, П. Корин, и молодые.

Мозаики для метрополитена

Дейнека и Корин исполняли мозаики для метрополитена. Корину принадлежат

  •  А. Дейнека, П. Корин. Плафонные мозаики станции Московского метро «Комсомольская-кольцевая». 1951 (арх. А.В. Щусев)

посвященные образам великих русских полководцев - Александру Невскому, Минину, Пожарскому, Суворову, Кутузову;

  •  А.А. Мыльников, А. Королев и В. Снопов. Мозаика «Изобилие» для вестибюля станции «Владимирская» Ленинградского метро. 1955

Это примеры лучших монументальных произведений послевоенного времени.

Монументальная живопись

Но в этот период создавалось и много росписей, грешащих излишней детализацией, противопоказанной монументальной живописи. Эти недостатки в монументально-декоративной живописи стали активно преодолеваться со второй половины 50-х годов. Появились новые имена, художники вводили в жизнь забытые техники сграффито и витраж. Монументально-декоративная живопись была представлена на Международной выставке в Брюсселе 

  •  А.Дейнека. Оформление советского павильона на Международной выставке в Брюсселе. 1956

3. Графика

3.1 Станковая графика

В графике послевоенных лет почти равномерно развиваются как станковые формы, так и иллюстрация и политический плакат. Большую роль здесь играют художники, сами прошедшие войну, как, например, Б.И. Пророков (1911-1972). (348)

Борис Пророков

С публицистическим пафосом он исполняет серию сатирических листов

  •  Б. Пророков. «Вот она, Америка». 1947 - 1949
  •  Б. Пророков «Маяковский об Америке». 1947 – 1949

на стихи В. Маяковского. Они не похожи на иллюстрации, скорее это вполне самостоятельные произведения.

В 1950-1951 годах он создает новую серию на тему

  •  Б. Пророков. «За мир!». 1950 – 1951

Но наиболее выразителен его поздний цикл

  •  Б. Пророков. «Это не должно повториться!». 1958 – 1959

Листы

  •  «У Бабьего яра»,
  •  «Мать»,
  •  «Хиросима»,
  •  «Тревога»

и другие - всего 10 рисунков темперой и тушью, чуть оживленные акварелью и цветными карандашами, - отличаются

  •  напряженной экспрессией,
  •  лаконизмом
  •  и обобщенностью в выражении одной главной идеи,
  •  что придает им монументальный характер.  

Все листы серии глубоко трагичны, некоторые –

  •  «У Бабьего яра»
    •  или «Хиросима» -

вообще звучат как реквием, как напоминание живущим о том, что «не должно повториться». Эта трагичность подчеркивается контрастами белого поля бумаги и динамичных черных силуэтов. Пророкову не изменяет вкус, предельная страстность и напряженность никогда не переходит в крик, надрыв. (349)

В жанре политической карикатуры продолжают активно работать Кукрыниксы, Л. Сойфертис, В. Горяев.

3.2 Печатная станковая графика

Плакат послевоенных лет

Плакат послевоенных лет посвящен в основном трудовой теме. После накала, напряженности героических лет войны, на общем фоне казенной лакировки действительности наступает заметный упадок его искусства.

Расцвет эстампа

50-е годы - это расцвет эстампа - печатной станковой графики в разных техниках: 

  •  и ксилографии,
  •  и линогравюры,
  •  и литографии,
  •  и офорта.

Естественно, что он разнообразен и по тематике:

  •  это трудовые будни, связанные с огромной важности процессом восстановления и развития народного хозяйства,
    •  портрет,
    •  пейзаж,
    •  натюрморт,
    •  бытовые, жанровые сцены и пр.

Недостатки послевоенной гравюры

Станковой гравюре послевоенных лет свойственны, по сути, те же недостатки, что и живописи: она нередко грешила

  •  описательностью, натурализмом, прямолинейностью, с одной стороны,
    •  и идеализацией, академической «заглаженностью» - с другой.

Иногда это диковинным образом уживалось вместе.

Лучшие работы

Но рядом существовали, например, и замечательные портретные литографии Г. Верейского

  •  Г Верейский. Портрет К. Рудакова. 1946

Особый тип репрезентативного романтического портрета создает в эти годы работающий в Грузии В. Шухаев.

Это время

  •  прекрасных пейзажей старого Таллина и других городов Эстонии, которые создают И. Линнат и Э. Лепп,
  •  блестящих по художественному мастерству натюрмортов В. Конашевича, исполненных в акварели и гуаши.

Интересно работают графики Украины, Средней Азии, Казахстана. (350)

Образ новой Москвы

Певцом новой Москвы, ее новостроек стал Ю. Пименов, исполнивший несколько серий черной и цветной акварелей. Его образ столицы всегда очень лиричен, овеян поэтичностью. В. Горяев, который тоже любит в эти годы изображать в жанровой станковой композиции жизнь Москвы, подмечает комические черты и ситуации.

«Свою Москву» рисует Л. Сойфертис. Для каждого из них характерна и своя остроиндивидуальная манера.

3.2 Книжная иллюстрация

В мирные годы кажется естественным бурное развитие книжной иллюстрации, которое также было неоднозначно:

  •  в первое время господствовала иллюстрация-картина с подробно разработанным сюжетом,
  •  затем художники занялись созданием целостного графического произведения, составляющего вместе с текстом «единый книжный организм».

Несомненными удачами этих лет являются разнообразные, несущие печать яркого индивидуального дарования

  •  А. Пластов. Иллюстрации к произведениям Н. Некрасова. 1945 – 1946
    •  С. Герасимов. Иллюстрации к «Грозе» А.Н.Островского. 1948 – 1951
    •  С. Герасимов. Иллюстрации «Делу Артамоновых» М. Горького. 1953
    •  О. Верейский. Иллюстрации к «Тихому дону» М. Шолохова. 1952
    •  О. Верейский. Иллюстрациик «Василию Теркину» А. Твардовского. 1945 – 1961
    •  А. Лаптев, А. Каневский. Иллюстрации к Н.В. Гоголю.

В технике перового рисунка и акварели

В технике перового рисунка и акварели создаются изысканные иллюстрации

  •  Н. Кузьмин. Иллюстрации к драме «Маскарад» Лермонтова
    •  Н. Кузьмин. Иллюстрации к повести «Левша» Лескова.

Кукрыниксы исполняют цикл иллюстраций

  •  Кукрыниксы. Иллюстрации к «Фоме Гордееву» М. Горького. 1948
    •  Кукрыниксы. Иллюстрации к «Даме с собачкой» А.П. Чехова. 1946

Очень лирические и проникновенные рисунки к Чехову стали классикой по своей адекватности настроению литературного произведения.

  •  Д. Шмаринов. Иллюстрации к «Войне и миру» Л.Н. Толстого. 1955
    •  Е. Кибрик. Иллюстрации к «Тарасе Бульбе» Н.В. Гоголя. 1944 - 1945
    •  Д. Дубинский. Иллюстрации к произведениям Гайдара и Куприна.

В. Фаворский

Наконец, в эти годы В.А. Фаворский заканчивает свои последние - одни из лучших

  •  В. Фаворский. Ксилографии к «Слову о полку Игореве». 1950
    •  В. Фаворский. Ксилографии к «Борису Годунову». 1954

эпически-величественные и классически-строгие.

  •  А. Гончаров. Иллюстрации к произведениям Шекспира и Гете.

Классикой стали работы для детей В. Лебедева, Е. Чарушина, Ю. Васнецова, Т. Мавриной, Е. Рачева, В.Конашевича. (351)

4. Скульптура

4.1 Мемориалы и бюсты героев

В скульптуре послевоенных лет основное место занимают мемориалы и бюсты героев войны. Здесь, к сожалению, открываются огромные возможности для искусства «приподнято-вдохновенного», отмеченного чертами ложной романтики и экзальтированной (неуемной) патетики.

  •  Н. Томский. Монумент генералу армии И.Д. Черняховскому. Вильнюс. 1950

на месте захоронения героя (перенесен в г. Воронеж в 1993 году). Он изображает его спокойно стоящим на башне танка с биноклем в руке.

  •  Памятник в честь гвардейских дивизий, взявших штурмом Кенигсбергскую крепость. Калининград.

исполнен литовскими скульпторами во главе Ю.И. Микенасом. Это первый монумент, который стал создаваться буквально по следам идущих боев. Памятник представляет собой пятигранный обелиск с рельефами, окруженный стеной с погребениями и бюстами героев. По бокам - две скульптурные группы. (352)

Группа «Победа», созданная Микенасом, изображает двух бойцов, одного - со знаменем в руке, другого - с автоматом, идущих в бой (арх. М. Мельчаков и С. Накущьян).

Монументы советским воинам

В. Цигаль, Л. Кербель исполняют два монумента

  •  В. Цигаль, Л. Кербель. Монумент советским воинам. Берлин. 1945 - 1946
  •  В. Цигаль, Л. Кербель. Монумент советским воинам. Брест. 1945 – 1946

Л. Кербель еще во время войны на Северном флоте работает над портретами моряков-героев. «Военная» тема завершается им в 1960 году

  •  Л. Кербель. Монумент маршалу Ф.И. Толбухину. Москва. 1960 (бронза, гранит, арх. Г. Захаров).

4.2 Станковая скульптура

В станковой скульптуре тему подвига, совершенного советским народом в Великой Отечественной войне, раскрывает композиция молодого тогда скульптора Д. Фивейского

  •  Д. Фивейский. Сильнее смерти. 1957 (гипс)

изображающая трех бойцов перед расстрелом. Каждый из них резко индивидуален, но у них одно общее - все сыновья родной земли. Эта общность подчеркнута, как бы предваряя будущий суровый стиль 60-х годов, цельностью пластики и четкостью фронтальной композиции.

Всегда чувствующий нерв времени Вучетич в 1957 году откликается

на ширящееся движение борьбы за мир скульптурной группой у здания ООН

в Нью-Йорке

Монументы историческим деятелям

Создаются монументы историческим деятелям и деятелям культуры.

  •  С.М. Орлов, А.П. Антропов и Н.Л. Штамм. Памятник Юрию Долгорукову в Москве. 1953-1954

перед зданием Моссовета

В. Мухина в 1952 году завершает работу над памятником

  •  В. Мухина. Памятник М. Горькому. Горький. 1952
  •  А.П. Кибальников. Памятник Чернышевскому в Саратове. 1953
  •  А.П. Кибальников. Памятник В. Маяковскому в Москве. 1958

Памятник Пушкину

На площади Искусств в Ленинграде, у здания Русского музея, в 1957 году был поставлен памятник -

  •  М.К. Аникушин. Памятник А.С. Пушкину. 1957

Скульптор М.К. Аникушин долго работал над образом, замысел возник еще в студенческие годы. Было создано множество различных вариантов решения образа. Такая кропотливая работа может найти аналог разве только у Родена (Бальзак) и Бурделя (Бетховен). (353)

Аникушин исполнил «Пушкина» в лучших традициях классического монумента: в простых и лаконичных формах передан душевно-ясный и изящно-благородный облик великого поэта. Пьедестал (арх. В. Петров) выверен и соразмерен фигуре. Монумент находится в полной гармонии с прекраснейшим россиевским ансамблем площади. Традиционный «портретный» памятник имеет длительную традицию в искусстве прошлого, и Пушкин Аникушиналучший тому пример.

Шаблон в жанре портрета

Но следует признать также, что в конце 40-х - в 50-е годы в портретном решении создаваемых монументов появляется

  •  шаблон,
    •  однообразие приемов,
    •  иногда явный натурализм,
    •  черты описательности.

Ни дробная измельченная форма, ни внешняя импозантность не способствовали раскрытию образа того, кому этот памятник посвящали.

4.3 Портретный жанр

Идеализация и салонность

Бытовизма, внешней описательности, а иногда, наоборот, идеализации и салонности не избежал чисто портретный жанр станковой скульптуры, активно развивающейся в 50-е годы.

Редкие удачи Томского

Однако были и редкие удачи, о чем свидетельствует мастерски исполненный Томским бюст

  •  Н. Томский. Бюст латышского скульптора Т. Залькална. 1957 (бронза)
  •  Н. Томский. Портрет Ж. Гельтона. 1954

отличающийся психологической глубиной и высоким профессионализмом.

Сарра Лебедева

По-прежнему разнообразна в пластических решениях и психологических характеристиках С. Лебедева. Во всех жанрах, в том числе и в портретном

  •  Портрет Б. Пастернака. 1961-1963
  •  Портрет художницы Н.А. Удальцовой. 1953 (бронза)
  •  Портрет архитектора Полторацкого. 1954 (бронза)
  •  Портрет писателя К. Паустовского. 1956 (бронза)

Сергей Коненков

В это время работает вернувшийся из Америки на родину С. Коненков. Правда, ни одна его работа не имеет такой силы образности, как

С. Коненков. Портрет Достоевского. 1933 (гипс)

но все же большой удачей Коненкова являются портреты

  •  Портрет Павлова. 1952 (бронза)
  •  Портрет М.П. Мусоргского. 1953
  •  Автопортрет. 1954

в котором исследователи справедливо видят при всей конкретности облика черты эпичности.

5. Архитектура

Массовое жилищное строительство 

Архитектура этих лет прежде всего решала проблему восстановления разрушенного за годы войны жилого фонда. Начинается массовое жилищное строительство. Огромное значение для дальнейшего развития архитектуры имело начавшееся в эти годы строительство из крупных бетонных блоков (но прямого отношения к искусству это уже не имеет). (354)

Восстановление городов

Создаются проекты новых городов. Сталинград, Киев, Минск, Новгород, по сути, были построены заново, при этом были учтены недостатки их прежней, довоенной застройки.

Высотные дома

Начинается строительство высотных домов в Москве. Наиболее удачным можно считать

  •  Здание Московского университета (арх. Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков).

В высотных зданиях Москвы советские архитекторы в какой-то степени пытались продолжить традицию древнерусских зодчих, столь умело располагавших свои постройки в ландшафте. Высотные сооружения тех лет прочно вошло в облик современной Москвы. Вместе с тем они

  •  несоразмерны человеку и страдают излишним украшательством; 
    •  огромные колонны, громоздкая лепнина делают их тяжеловесными, помпезными. 

Сталинский ампир

Начало этому было положено «сталинским ампиром» еще 30-х годов. Кроме того, в их сомнительной красоте есть художественная неправда, отражающая ложь всей идеологизированной жизни тоталитарного государства, с легкостью разрушившего древнерусскую архитектуру.

Указ об «излишествах»

В ноябре 1955 года ЦККПСС и Совет Министров приняли постановление об устранении излишеств в архитектуре и строительстве, «противоречащих демократическому духу жизни и культуры нашего общества» (до «демократического духа», правда, было еще очень далеко). Так указом сверху с «излишествами» было покончено.

PAGE  7


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45419. Действие уголовного закона во времени. Обратная сила уголовного закона 44.5 KB
  9 УК РФ; временем совершения преступления признается время совершения соответствующих действий бездействия независимо от времени наступления последствий ч. В зависимости от законодательной конструкции состава преступления время его совершения будет различным. Это может быть например групповой способ совершения преступления тяжесть наступивших последствий определённые социально значимые характеристики потерпевшего например совершение преступления в отношении несовершеннолетнего и т. Так к преступлениям с материальным составом...
45420. Необходимая оборона 28 KB
  Необходимая оборона Необходимая оборона это правомерная защита лицом своих прав и интересов других лиц общества или государства от общественно опасного посягательства путем вынужденного причинения вреда нападающему если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны. Уголовный закон устанавливает условия правомерности необходимой обороны которые делятся на условия относящиеся к посягательству и на условия относящиеся к защите. Признак действительности нападения позволяет отграничить его от мнимого нападения и...
45421. НЕОКОНЧЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ 80 KB
  Оконченное и неоконченное преступления 1. Преступление признается оконченным если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления предусмотренного настоящим Кодексом. 29 признает преступление оконченным если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления предусмотренного УК. Момент определения окончания преступления зависит от особенностей законодательной конструкции того или иного преступления в первую очередь его объективной стороны то есть от того как в уголовном законе определено...
45422. Неосторожность и ее виды 31.5 KB
  26 УК РФ преступление признается совершенным по легкомыслию если лицо его совершившее предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего действия бездействия но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение. 26 УК интеллектуальный элемент преступного легкомыслия характеризуется указанием на предвидение только возможности наступления общественно опасных последствий и ничего не сказано об осознании лицом факта совершения им общественно опасных действий. Однако при этом следует...
45423. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды и размеры наказаний, назначаемых несовершеннолетним (ст. 87—88 УК РФ) 27 KB
  Виды и размеры наказаний назначаемых несовершеннолетним ст. 87 88 УК РФ Несовершеннолетними в соответствии со ст. Существенно сокращен перечень видов наказаний которые могут применяться к несовершеннолетним. Кроме видов наказаний которые могут назначаться несовершеннолетним в ст.
45424. Понятие и признаки объективной стороны преступления 24 KB
  Понятие и признаки объективной стороны преступления Объективная сторона преступления это основной элемент состава преступления характеризующийся как внешнее проявление общественно опасного посягательства протекающего в определенных условиях месте и времени и причинившего вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям. При анализе объективной стороны различают следующие признаки: общественно опасное деяние в форме действия или бездействия; общественно опасное последствие; причинная связь между деянием и последствием; ...
45425. Причинная связь 22 KB
  Причинная связь Причинная связь в уголовном праве это объективно существующая связь между преступным деянием и наступившими общественно опасными последствиями наличие которой является обязательным условием для привлечения лица к уголовной ответственности если состав преступления по конструкции объективной стороны является материальным. Если причинение вреда объекту уголовноправовой охраны обусловлено не деянием лица а действиями третьих лиц влиянием внешних сил то совершённое деяние не может быть признано преступным влекущим причинение...
45426. Каналы передачи данных 308.5 KB
  Эти 4 группы относятся к многоканальным каналам. Затухания для канала связи изменяется в Децибелах. Для простого канала тональной частоты величина среднего отклонения во времени остаточного затухания от его среднего значения на частоте 800 Гц должно быть не более 1дБ. Характеристика которая описывает эту зависимость – амплитудночастотная характеристика канала.
45427. Концептуальные основы технологии АТМ 994 KB
  АТМ относится к технологии с асинхронным режимом передачи. 1 – коммутация каналов с одной фиксированной скоростью; 2 – многоскоростная система с коммутацией каналов; 3 – выскоскоростная система с коммутацией каналов; 4 – технология АТМ или асинхронный режим передачи; АТМ – synchronous Trnsfer Mode. Для систем передачи с коммутацией каналов характерна постоянная скорость передачи и отсутствие всплесков нагрузки. Если пользователь генерирует в какойто момент времени более интенсивный поток информации чем способна передавать система с...