77138

ИСКУССТВО РОСИИ 1960-Х ГОДОВ

Реферат

Культурология и искусствоведение

На рубеже 50-60-х годов активизируется художественная жизнь страны. В 1957 году состоялся Первый Всесоюзный съезд советских художников, собравший делегатов от более чем 7000 художников и искусствоведов, на котором были подведены итоги прошедшего и определены...

Русский

2015-02-01

160 KB

0 чел.

ИСКУССТВО РОСИИ 1960-Х ГОДОВ

Вопросы:

  1.  Общая характеристика.
  2.  Живопись.

2.1 Суровый стиль

2.2 Портрет

2.3 Бытовой жанр

2.4 Групповой портрет

2.5 Исторический жанр

2.6 Виктор Попков

2.7 Пейзаж

2.8 Национальные живописные школы

2.9. Монументальная живопись

  1.  Графика.
  2.  Скульптура.
    1.  Мемориалы
    2.  Памятники
    3.  Декоративно-парковая скульптура
    4.  Станковая скульптура
  3.  Архитектура.

1. Общая характеристика

Первый Всесоюзный съезд художников

На рубеже 50-60-х годов активизируется художественная жизнь страны. В 1957 году состоялся Первый Всесоюзный съезд советских художников, собравший делегатов от более чем 7000 художников и искусствоведов, на котором были подведены итоги прошедшего и определены пути дальнейшего развития советского искусства.

Всесоюзная художественная выставка 

В этом году состоялась Всесоюзная художественная выставка, экспозиция которой была построена по республикам. В ней приняли участие художники как старшего поколения, так и молодые. Тогда впервые зрители познакомились с работами Г. Коржева, Т. Салахова, братьев А и С. Ткачевых, Г. Иокубониса, И. Голицына и многих других.

Новые журналы

Появились новые журналы по искусству –

  •  «Творчество»,
    •  «Декоративное искусство СССР»,
    •  «Художник»

и новое издательство - «Художник РСФСР».

Обмен с другими странами

Начинается обмен выставками с другими социалистическими странами. В декабре 1958 года в Москве была устроена большая выставка работ художников социалистических стран. Советское искусство стало широко пропагандироватъся в Западной Европе, США, в Индии, Сирии, Египте и др.

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе многие советские художники получили высокие награды. (355)

Так называемая «оттепель»

Несомненна активизация художественной жизни в эти годы, но сам художественный процесс был далеко не однозначным. Не забудем, что время так называемой «оттепели» было недолгим и в самом себе имело печальные рецидивы предшествующей эпохи: в культуре и искусстве продолжалась «борьба с буржуазной идеологией», примером чего является хотя бы факт исключения из Союза писателей Бориса Пастернака в 1958 году. 

Без наигранного пафоса

Однако так или иначе с выставок стали постепенно исчезать ложно-патетические, повествовательно-натуралистические произведения. Высокогражданственного звучания в картинах и скульптурах художники стремились достичь без декламации и наигранного пафоса.

2. Живопись

60-е годы - это время наиболее плодотворной творческой работы тех художников, которых сегодня относят к старшему поколению.

Евсей Моисеенко

В своей широкой экспрессивной манере Евсей Моисеенко создает овеянные «революционной романтикой» полотна о Гражданской и Великой Отечественной войнах

  •  Е. Моисеенко. Цикл «Годы боевые». 1961
    •  Е. Моисеенко. Красные пришли. 1963 – 1964

Б.С. Угаров пишет картину о блокадном городе на Неве –

  •  Б.С. Угаров. Ленинградка. В сорок первом. 1961 (356)

Поиски новых выразительных средств 

Идут поиски новых выразительных средств в каждом из видов изобразительного искусства,

  •  поиски динамичности,
    •  лаконизма,
      •  простоты фабулы,
      •  обобщенности при эмоциональности и остроте самого характерного.

2.1 Суровый стиль

Без парадности

Художники разрабатывают новый, так называемый суровый стиль (этот термин принадлежит советскому искусствоведу А. Каменскому). Ибо именно в это время выявилось стремление художественного воссоздать действительность 

  •  без обычной в 40-50-е годы парадности, сглаживания всех трудностей,
    •  без поверхностной фиксации бесконфликтных малозначительных сюжетов, 
    •  без укоренившейся манеры изображать борьбу «хорошего с лучшим»,
    •  а также без иллюстративности, «литературщины», ставших почти нормой,
    •  т. е. без всего того, что лишает произведение глубины и выразительности, пагубно влияя на образное содержание и художественное мастерство.

Художники сурового стиля

Художники П. Никонов, Н. Андронов, В. Попков, Т. Салахов, Д. Жилинский, В. Иванов, М. Савицкий, братья А. и П. Смолины, П. Оссовский, А. Васнецов, Т. Нарманбеков, М. Аветисян и другие в поисках «правды жизни» обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме, отвергнув всякую описательность.

  •  Композиция, как правило, лапидарна, 
    •  рисунок жесток и лаконичен,
      •  цвет условен, не отвечает натурным соотношениям. (357)

Правдивость суровых трудовых будней

Героическое начало в произведениях этого стиля рождается из правдивости в передаче суровых трудовых будней (отсюда и название стиля). Оно раскрывается

  •  не прямым действием героев, а самим эмоциональным строем картины,
    •  не описанием, а авторской позицией, высказанной в произведении
    •  Н. Андронов. Плотогоны. 1959-1961
    •  П. Никонов. Наши будни. 1960
    •  В. Попков. Строители Братской ГЭС. 1961
    •  Бр. Смолины. Полярники. 1961
    •  Бр. Смолины. Стачка. 1964
    •  Т. Салахов. Ремонтники. 1963

Отрицательная оценка Хрущева

Вокруг некоторых из этих работ, представленных на выставке 30-летия МОСХа («Наши будни» Никонова, «Плотогоны» Андронова), развернулась жесткая полемика, и искусство этих художников несправедливо получило резко отрицательную официальную оценку не только руководителя государства Хрущева, но и в специальном постановлении пленума ЦК КПСС от 1963 года.

Порождение «оттепели»

«Суровый стиль» был порождением «оттепели» и свидетельствовал как будто бы об определенных шагах по пути демократизации общества. Это были первые попытки заговорить в искусстве «человеческим языком» - после помпезных произведений послевоенного времени.

Живописные издержки 

Однако во многом художники еще оставались в плену мышления предшествующего десятилетия - это тоже была своего рода мифологизация, только уже не отдельной личности, а «коллектива». Кроме того, процесс поиска сопровождался определенными живописными издержками. Ряд мастеров воспринимали

формальные приемы (монументализма, например) поверхностно. Поиск лапидарности языка привел некоторых художников даже к известному схематизму, у одних выраженному более, у других менее. (358)

От монументального к станковому

Но вместе с тем лаконизм средств одновременно сблизил многие станковые произведения «сурового стиля» с искусством монументальным. Не случайно в этот период не монументальное искусство заимствует нечто от станкового, а происходит обратный процесс взаимообогащения - от монументального к станковому. Это сказалось

  •  и в гиперболизации образов, в которых опущено все случайное, мимолетное,
  •  и в повышенной декоративности 
  •  и напряженной эмоциональности колорита,
  •  и даже в большом, как правило, размере холста. 

Но это не означает, конечно, что все художники указанного направления похожи один на другого. Никонова не спутаешь с Андроновым, а Попкова - с Коржевым, как не спутаешь Эдуарда Мане с Эдгаром Дега, а Клода Моне с Огюстом Ренуаром, хотя все они объединены в истории искусства под именем импрессионистов.

В жанре портрета

Художников «сурового стиля» связывает воедино время и его герой, которого они изображают. Недаром все они много занимаются жанром портрета. Это понятно, ибо искусство прежде всего исследователь человеческой души. Отличительной чертой портрета является, пожалуй, некоторая подвижность его границ.

Портрет часто вбирает в себя свойства других жанров или сам вторгается в них. Эго особенно заметно в автопортретах: как правило, они широко представлены на выставках 60-х и позже 70-х годов. В них поражает

  •  острый самоанализ,
    •  иногда беспощадная ирония, 
      •  безжалостность приговора самому себе.

Все это, однако, не исключает многоликости современного портрета, и философски осмысляющего жизнь, и сурово анализирующего ее, и выражающего лирическое, поэтическое чувство радости бытия

  •  О. Филатчев. Автопортрет в красной рубахе. 1965
    •  П. Андронов. Автопортрет с кистью. 1966
      •  В. Ватенин. Житие живописца Ватенина. 1968
        •  К. Добрайтис. Автопортрет в юрте. 1976
        •  Л. Кириллова. Автопортрет. 1974

2.2 Портрет

Эволюция портрета от 60-х к 70-м

Можно увидеть определенную эволюцию в развитии портрета от 60-х к 70-м и последующим годам. Поиск сурового лаконичного образа сменяется более углубленной психологической характеристикой, но в целом художники остаются верны открытому выражению драматических переживаний и сложных психологических состояний 

  •  Т. Салахов. Портрет композитора Кара-Караева. 1960
    •  Т. Салахов. Портрет Д. Шостаковича. 1976
      •  И.А. Серебряный. Портрет Д. Шостаковича. 1964
        •  И.А. Серебряный. Портрет С. Рихтера. 1966.

Знаменательно, кстати, что все они близки даже композиционно. В последующие 10-15 лет в портрете все больше побеждает камерность. Темой изображения становятся все чаще дом, семья, любовь.

Свое восприятие современности со всеми ее проблемами художники пытаются выразить в незамысловатых сюжетах бытового жанра или группового портрета. Примерами этого могут служить

  •  Т. Яблонская Вечер в старой Флоренции. 1973
    •  Бр. Смолины. Вечер. 1974

Дмитрий Жилинский

  •  Д. Жилинский.  «Семья художника Чернышева. 1969
    •  Д. Жилинский. Под старой яблоней. 1969
      •  Д. Жилинский. Семья Капицы. 1969

В последнем художник показал себя и своих коллег-живописцев в знаменитом римском кафе, где еще в прошлом столетии собирались художники и вели извечные разговоры о смысли жизни и искусства. Живописец и его друзья погружены в состояние раздумья, внутренней сосредоточенности, вместе с тем они находятся в некоем духовном единстве.

Их объединяет и атмосфера этого кафе, которое посещали когда-то Гоголь и Александр Иванов, где на стене висят гравюры с изображением «Вечного города», и сам этот город с его вековой культурой, и, наконец, их общая вера в свои творческие силы, в святость избранного пути. Недаром этот простой групповой портрет исследователи назвали «образом поколения». (360)

2.3 Исторический жанр

Естествен интерес художников «сурового стиля» к жанру историческому и историко-революционному. Историческое осмысление судеб России претерпевало у них такие же изменения, какие испытало наше общество в целом. И это ни в коей мере нельзя назвать конъюнктурой - это серьезные и вдумчивые попытки разобраться в сложной судьбе нашей страны.

ГЕЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ КОРЖЕВ (1925)

Примером является творчество Г.М. Коржева, его путь от триптиха

  •  Коммунисты. 1957 – 1960

в котором через изображение единичного факта и вымышленного героя художник стремился передать суровое время «классовых боев», до его картины

  •  Беседа. 1975 – 1985

трактовка которой вряд ли может быть однозначной и которая как бы приглашает зрителя к размышлению.

Искусство Коржева типично для «шестидесятнического» осмысления истории, типично

  •  раздумьем о своем времени,
    •  своей гражданственностью, 
      •  вторжением в жизнь,
      •  определенной публицистичностью. 

Оно современно и способом выражения, своим выразительным строем:

  •  простотой композиции, в которой виден путь от конкретного, фактического, к большому, обобщенному, к строгому отбору деталей,
    •  напряженностью и смысловой наполненностью цветовых соотношений,
      •  смелыми композиционными средствами,
        •  своей недосказанностью. (361)

Тема памяти

Тема памяти трактуется в современном искусстве чаще всего не прозаически-предметно, а символически. Иногда даже живописец не выявляет четко границы жанра. Так, Т. Яблонская пишет

  •  Т. Яблонская. Безымянные высоты. 1969

по мотиву изображения это даже скорее пейзаж, чем «история», но по теме и идее – картина историческая.

Многочастные произведения

Художникам иногда трудно выразить мысль с помощью только одной картины, они прибегают к многочастным произведениям - диптихам, триптихам:

  •  триптих молдавского художника М. Греку 
    •  М. Греку. История одной жизни. 1967
      •  испанский триптих А. Мыльникова
        •  Тореадор. 1981
        •  Распятие в Кордове. 1981
        •  Смерть Гарсиа Лорки. 1981

Художникам иногда трудно выразить мысль с помощью только одной картины, они прибегают к многочастным произведениям - диптихам, триптихам:

  •  триптих молдавского художника М. Греку 
    •  М. Греку. История одной жизни. 1967
      •  испанский триптих А. Мыльникова
        •  Тореадор. 1981
        •  Распятие в Кордове. 1981
        •  Смерть Гарсиа Лорки. 1981

2.4 Виктор Попков

ВИКТОР ЕФИМОВИЧ ПОПКОВ (1932 - 1974)

Интересно творчество В.Е. Попкова (1932-1974). Этот рано погибший художник, который за короткий срок превзошел в мастерстве многих своих коллег художников, вообще обладал обостренным чувством ответственности за все происходящее в мире. К какому бы жанру ни обращался Попков, каждое его произведение звучит остросоциально.

В автопортрете

  •  Шинель отца. 1972

Мы видим пример тонкой художественной метафоры, соотнесение прошлого и будущего.

У мастера множество автопортретов-картин:

  •  Работа окончена. 1971
    •  Павел, Игорь и я. 1970
      •  Мать и сын. 1970
        •  Ссора
        •  Приходите ко мне в гости

Язык этих картин символичен. В «Шинели отца» колорит тревожный, темно-зеленый с сине-лиловым; сложно нюансированный красный – в картине «Мать и сын».

Тема войны

Прошедшая война продолжает волновать как людей старшего поколения, так и молодежь, тех, кто не принимал в ней участия, а  в иных случаях еще тогда и не родился. Но знаменательно, что и те, и другие изображают войну прежде всего как величайшую трагедию человечества.

В 1966 - 1968 годах В. Попков создает триптих

  •  Триптих «Ой, как  всех мужей побрали на войну». 1966 – 1968

в который вошли следующие картины:

  •  Воспоминание. Вдовы
    •  Одна
      •  Северная песня

Этот триптих стал живописным памятником всем вдовам, старым и молодым, не дождавшимся прихода своих мужей с полей сражений.

Раздумья о жизни

  •  Мысли о жизни и смерти, вечности и мгновенности, преходящести бытия,
    •  интерес к старости,
      •  размышление над человеческой жизнью вообще –

вот что питает творчество Попкова.

Его картина

  •  «Хороший человек была бабка Аксинъя». 1971

Это живописными средствами выраженная мысль о том, что жизнь не бесследна, небессмысленна. Как и природа, человек возрождается - в хороших делах, в своих детях, он остается на земле. У Попкова тема смерти трактуется по-пушкински, как «печаль», которая «светла». Как верно замечено исследователями, он первым из поколения, вошедшего в искусство в 60-е годы, сделал эти раздумья о жизни основной темой живописи.

Тема истории

И к истории, к памяти Попков обращается по-своему. В 1974 году он пишет одно из лиричнейших своих произведений, пронзительных по чистоте тона (хочется сказать: звука),-

  •  Пушкин в Михайловском. 1974

Для многих художников историческое прошлое связывается прежде всего с великим именем Пушкина, и немало мастеров слова и кисти уже обращалось именно к этому периоду жизни поэта. Но Попков нашел свое решение, чтобы показать высочайший полет духа. (362)

2.5 Пейзаж

В пейзаже работали многие художники и не пейзажисты. В пейзажном жанре по-своему отразился процесс осознания национальных корней, интерес к истории. Пейзажи А.А. Мыльникова отличает неизменный профессионализм и, что представляется особенно важным, традиционная именно для русского искусства поэтизация натуры. (363)

Северный пейзаж

Особое место в отечественном пейзаже тех лет занимает северный пейзаж. Еще в 60-е годы началось буквально паломничество живописцев на Север, открывший художникам свою неброскую красоту. Художники возвращались из поездок с массой этюдов или уже готовых картин. Так появляются проникновенные пейзажи Никонова, Андронова, Стожарова.

Разные пейзажи

  •  Полны глубокого покоя, некоторой сказочной таинственности пейзажи Е. Зверькова
    •  Е. Зверьков. В лесном краю. 1974
  •  философским раздумьем о малости нашей планеты в мироздании проникнуты
    •  Н. Ромадин. Млечный путь. 1965-1969
      •  И. Орлов. Летний вечер. 1973
  •  Больше интересует городской пейзаж Т. Насипову, А Волкова, Н. Нестерову 
    •  Н. Нестерова. Арбат. 1977

Пейзаж концепционный

Наконец, свое место в искусстве занял «пейзаж концепционный», т. е. сочиненный, как у В. Сидорова

  •  В. Сидоров. День победы. 1975

дом, дерево, человек представлены в простой устойчивой композиции, четко обрисованы, это только знак, символ, рассчитанный на ассоциации зрителя.

2.6 Национальные живописные школы

Еще одна особенность искусства 60 – 80-х годов – расцвет национальных живописных школ Закавказья, Средней Азии, Прибалтики, Украины, Белоруссии, каждая из которых имеет свою самобытную основу. Широко используя народные традиции, работают

  •  азербайджанец Т. Салахов,
  •  туркмен И. Клычев,
  •  грузины Т. Мирзашвили и Р. Тордия,
  •  армянин М. Аветисян и т. д.

Многие художники нередко обращаются к искусству лубка, вывески, к народной игрушке

  •  Т. Яблонская. Лето. 1967

Обращение к традициям

Искусство трудно ограничить рамками одного направления, и далеко не все художники двух последних десятилетий испытали влияние «сурового стиля». Многие из них обращаются к традициям

  •  древнерусского искусства,
    •  искусства XVIII - начала ХХ в.,
      •  к проторенессансу,
      •  к искусству «малых голландцев»,
      •  к французскому классицизму
      •  и, конечно, к фольклору. 

Не всегда ретроспекция ведет к удачам, дает интересные результаты, но обращение к наследию в самом широком смысле, освоение различных пластов искусства, несомненно, обогатило творческую лабораторию художников. Благотворно обращение к народным, национальным истокам искусства. (364)

В традициях русского авангарда

Одним из направлений, оппозиционных официальному искусству, помимо «сурового стиля» явилось искусство, продолжающее в какой-то степени традиции русского авангарда (И. Калинин, В. Сидур и т. д.).

Выставки последних лет «Советское искусство 20 - 30-х годов», выставки, посвященные творчеству П. Филонова, К. Малевича, М. Шагала, возвратили зрителю запрещенные или замалчиваемые имена.

2.7. Монументальная живопись

Расширились творческие возможности художников-монументалистов в связи с интенсивным строительством как общественных зданий, так и жилых домов. Они выполняют работы самого разного характера:

  •  панно экстерьеров и интерьеров,
  •  витражи,
  •  лепнину и рельефы на стенах многочисленных зданий.

Вместе с тем следует признать, что современные архитектурные формы далеко не всегда обеспечивают удачное взаимодействие архитектуры с живописью и скульптурой. Отсюда неоднократные дискуссии последних десятилетий о самоценности монументальной живописи.

Три основных направления

В монументальной живописи нашего времени условно можно выделить три основных направления:

  •  живопись, связанную с общественно важными темами;
  •  монументально-декоративную живопись таких сооружений, как кафе, рестораны, дворцы культуры и пр.;
  •  чисто декоративную. (370)

На рубеже 50-60-х годов для будущего развития мозаики многое уже было сделано А. Дейнекой, что в последнее время как-то стало забываться.

  •  А.А. Дейнека. Мозаика «Хорошее утро». 1959 - 1961

по сути, явилась предтечей «сурового стиля» в живописи.

  •  А.А. Дейнека. Хоккеисты. 1959 – 1961

Монументализм 60-х годов

У монументалистов 60-х годов была несомненно трудная задача - изменить очень скучное, как правило, пространство стены, используя иллюзорность, перспективные сокращения. Нужно сказать, что они сделали немало для того времени:

  •  вынесли живопись в экстерьер,
    •  ввели новые материалы,
      •  стали широко использовать цвет,
      •  совмещать живопись с рельефами (как подлинными, так и иллюзорными, живописными).

Примером может служить уже мозаика

  •  Мозаика «Земля» паркового фасада корпуса Дворца пионеров в Москве. 1961 (группа Дервиз и др.)

В технике мозаики решал те же проблемы, что и художники-станковисты «сурового стиля», Ю. Королев на огромном пространстве в 100 кв. м в вестибюле Центрального музея Вооруженных Сил (1965).

Этапные произведения

Несомненно, что возможности монументальной живописи в последние десятилетия используются недостаточно. В большой степени это вина самих архитекторов. Однако в монументальной живописи можно назвать и этапные произведения. Это

  •  А. Васнецов. Мозаика «Покорители космоса» в Музее истории космонавтики в Калуге А. Васнецова (арх. Б. Бархин и др.). 1967
    •  О. Филатчев. Фреска в дегустационном зале павильона «Сармат» в Новочеркасске. 1969
      •  И. Пчельников, И. Лавров. Роспись «История театра» в фойе Дворца культуры в Темиртау. Конец 60-х - начало 70-х годов

где, кстати, изменено пространство благодаря иллюзорным перспективным сокращениям и совмещениям подлинных и живописных рельефов. (371)

3. Графика

B 60-е годы в графике, как и в других видах изобразительного искусства, начинается новый период. Ведущим

  •  в искусстве графики становится рисунок, 
    •  а в печатной графике - эстамп. 

В эстампе этих лет (чаще всего это линогравюра, по технике дающая возможность обобщения формы) наиболее распространен пейзаж, передающий ощущение ритма жизни современным человеком - жителем большого города, и облик этого быстро растущего города.

В городской «ведуте» (назовем по старинке) выделяются имена

  •  двух московских графиков - Г. Захарова и И. Голицына,
  •  ленинградского художника А. Ушина, 
  •  литовской художницы А. Макунайте, 
  •  латышского Ф. Паулюса. 

Своеобразно развивается станковая графика Латвии, Литвы, Эстонии. Каждая из этих школ имеет, конечно, свое лицо, но всех вместе их объединяет высокий профессионализм и образность, которую хотелось бы назвать монументально-декоративной (А. Кютт, В. Юркунас, В. Валюс и др.) (374)

Деревенские мотивы

В 70-е годы в эстампе на смену бешеным ритмам больших городов все чаще приходит поэзия и тишина деревень и маленьких старинных городков. Это происходит не только в эстампе с его широким набором всех техник:

  •  линогравюры (особенно любимой графиками в 60-е годы),
    •  литографии,
      •  ксилографии,
        •  офорта и пр.,
          •  но и в уникальном виде графики - карандашном рисунке, акварели, темпере (творчество И. Голицына, И. Бруни, М. Митурича и др.).

Циклы рисунков и гравюр

Еще одна черта графики нового периода: графическое наследие обогащается циклами рисунков и гравюр, посвященных зарубежным впечатлениям:

В. Курдова - о Монголии,

О. Верейского – о Сирии, Исландии,

Н. Пономарева - о Вьетнаме и пр.

Книжная иллюстрация

Не менее активно развивается в эти десятилетия иллюстрация. Она перестает быть собственно иллюстрацией, или, вернее, только иллюстрацией. Художников, как правило, интересует искусство книги в целом как художественного произведения. Художники-иллюстраторы «повествовательного стиля» тоже меняются и меняют свой подход к литературному произведению.

Так, искусство Д. Шмаринова становится более лаконичным и острым, что доказывают его

  •  Д. Шмаринов. Иллюстрация к «Ромео и Джульетте» Шекспира. 1958 - 1960 

Корифей книжной графики В. Фаворский в гравюрах

  •  В. Фаворский. Иллюстрации к «Маленьким трагедиям» Пушкина

создал как бы образец синтеза в «прочтении» литературного произведения, ибо его иллюстрации и текст книги - единое вдохновенное целое, составляющее искусство книги.

Автолитографии

Заметен интерес графиков к эпосу, к народным легендам, примером чего могут служить автолитографии

  •  эстонского художника Э. Окаса к «Калевипоэгу». 1959
  •  и грузинского художника А. Бандзеладзе к «Песни об Арсене». 1957

Дмитрий Бисти

В книжной иллюстрации 60-х годов ведущее место принадлежит таким мастерам, как Д. Бисти, художнику, по складу своего мышления наиболее близкого живописцам «сурового стиля». Бисти работал в основном в ксилографии и офорте. Для него характерна

  •  острота пластических средств,
  •  а главное, тонкое проникновение в характер образного мышления автор иллюстрируемого им произведения
    •  Д. Бисти. Иллюстрации к «Новеллам» Акутагавы Рюноскэ. 1974
    •  Д. Бисти. Иллюстрации к «Илиаде» Гомера. 1978

обе - ксилография;

  •  Д. Бисти. Иллюстрации к «Песнь о Роланде». 1976 (офорт).

Безукоризненны по чувству стиля иллюстрируемого произведения его работы в издании 200-томной «Библиотеки всемирной литературы». Наконец, ему принадлежит одно из самых последних и глубоких художественных «прочтений»

  •  Д. Бисти. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве». 1987 (375)

4. Скульптура

4.1 Мемориалы

Архитектурно-скульптурный комплекс

В скульптуре последнего тридцатилетия все большее место по глубине идеи, по силе и оригинальности художественного выражения - занимает архитектурно-скульптурный комплекс, мемориал. Начало им было положено еще в 40-е годы мемориальным комплексом Вучетича

Вучетич. в Трептов-парке в Берлине

и памятником Микенаса, воздвигнутым в честь гвардейских полков, погибших при взятии Кенигсбергской крепости.

В 1960-е годы мемориалы воздвигаются

  •  на месте лагерей смерти,

скульптор В. Цигаль еще раньше, в конце 50-х годов, создал полный глубокого драматизма памятник в Маутхаузене

  •  В. Цигаль. Памятник генералу Карбышеву в Маутхаузе

мраморная, как бы ледяная глыба и многофигурные рельефные композиции в бронзе, положенные на камень стел (арх. Л. Голубовский);

  •  Г. Иокубонис. В память жертв фашизма в деревне Пирчюпис. 1960 (арх. В. Габрюнас, Литва)
    •  Л. Буковский, Я. Заринь.  В память жертв фашизма в деревне в Саласпилсе около Риги. 1967
      •  на месте массовых казней 

в сожженной фашистами Хатыни

  •  С. Селиханов. Мемориал в Хатыни под Минском. 1968-1969 ( арх. Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин);
    •  в честь героической обороны города
      •  Зеленый пояс Славы вокруг Санкт-Петербурга
        •  как единая композиция-музей 
          •  Брестская крепость
            •  Е. Вучетич. Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. 1963-1967
              •  или же мемориалы на кладбищах 
                •  В. Исаева, Р. Таурит. Мемориал на Пискаревском кладбище в Санкт- Петербурге. 1960

Во всех этих памятниках в соответствии с замыслом и талантом художников по-разному разработаны проблемы синтеза, взаимосвязи скульптуры и архитектуры.

Закавказским скульпторам принадлежит одно из первых мест не только в мемориальных композициях, но и в монументальной скульптуре в целом. Еще в 1950 году в грузинском городе Чиатура на здании театра

  •  В. Топуридзе. Победа. На здании тетра. Город Чиатура (Грузия). 1950 (бронза)

воздвигнул выразительную в своей экспрессивности фигуру «Победа». К сожалению, ее импульсивная патетика, страстность жеста, динамичность совершенно не находят поддержки в архитектурных членениях. (376)

4.2. Памятники

Монументальные памятники Еревана

В 1959-1960 годах в Ереване известным живописцем и графиком Е. Кочаром был исполнен

  •  Е. Кочар. Конный монумент Давида Сосунского. Ереван. 1959 – 1960 (арх. Масманян)

справедливо оцененный и критикой как один из выдающихся памятников города. Кочар использовал и творчески переработал национальные традиции древнеармянской миниатюры и резьбы по камню. Динамичный, полный героического пафоса и страстного напряжения, памятник построен на контрастах движения коня и всадника, света и тени –

  •  в моделировке формы, всегда крупной, 
  •  не измельченной даже в декоративных элементах одежды, оружия и сбруи.

В эти годы в Ереване создается много монументальных памятников. (377)

Памятники Грузии, Азербайджана

В органичном сочетании с ландшафтом Э. Амашукели создал гигантскую фигуру

  •  Э. Амашукели. Мать-Грузия. Тбилиси. 1957 - 1967
    •  Э. Амашукели. Памятник Вахтангу Горгосалу. Тбилиси. 1959 - 1961
      •  Т. Мамедов, О. Эльдаров. Памятник поэту Физули в Баку. 1962 (бронза) (377)

4.3. Декоративно-парковая скульптура

Мастера Прибалтики

К чисто декоративным решениям тяготеют многие мастера Прибалтики. С работы

  •  Р. Антинис. Эгле - королева ужей. Паланга. 1959 (гипс)

установленной в парке курорта Паланга, можно вести начало оригинального развития декоративно-парковой скульптуры последних десятилетий.

Скульптура вновь «вышла» на открытый воздух, в городские ансамбли, сады и парки. О ее разнообразных выразительных возможностях свидетельствовали выставки

  •  «Скульптура на открытом воздухе»,
  •  «Скульптура и цветы» и пр.

эти традиции продолжают Кузма, Вильджюнас. (378)

4.4 Станковая скульптура

Освобождение от помпезности

Станковая скульптура проходит в основном те же пути, что и станковая живопись этих лет. Она стремится освободиться от парадности и помпезности, патетики и фальши. Скульпторы, как и живописцы, приходят к языку лапидарному, сдержанному, лишенному повествовательности. Еще одна важная характерная черта - постоянное совершенствование художественного мастерства и, как и в монументальной скульптуре, тяготение к разнообразию форм и материалов, от бронзы и кованой меди до шамота и терракоты.

От 60-х годов осталось много этюдов - художники как бы набирали материал «с натуры», чтобы позже использовать его в обобщенных образах

  •  Лео Лангинен. Строители. 1960 – 1961 (379)

5. Архитектура

Блочное строительство

С середины 50-х годов в архитектуре началась «эра блочного строительства»: важнейшее место занимает типовое жилищное строительство из крупнопанельных блоков и строительство из объемных блоков, т. е. сформированных на заводе частей зданий - комнат, кухонь, отдельных элементов лестничных клеток. (381)

Архитекторы стремятся найти наиболее конструктивные решения, покончить не только с практикой украшательства, но и со скукой однообразных плоскостей, в результате чего здание, будь то общественное или жилое, органически бы вливалось в ансамбль города, не уродуя его. Своеобразными вехами на этом пути стали такие сооружения, как

  •  В. Егоров, В. Кубасов. Московский дворец пионеров и школьников. 1962
    •  Д. Бурдин, М. Шкуд, Л. Щипакин. 553-метровая башня Центрального телевидения в Останкине. 1967

новые станции метрополитена в Москве и Ленинграде, в национальных республиках (где, кстати, современное строительство более органично увязывается с национальными традициями). Сегодня, однако, ясно, насколько эти решения оказались малохудожественными.  (382)

PAGE  12


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26551. ВСЭ И САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА МЯСА ВЫНУЖДЕННО УБИТЫХ ЖИВОТНЫХ ПРИ НЕЗАРАЗНЫХ БОЛЕЗНЯХ (ТИМПАНИЯ, ОЖОГИ, АСФИКСИЯ, ТРАВМЫ) 15.16 KB
  ВСЭ И САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА МЯСА ВЫНУЖДЕННО УБИТЫХ ЖИВОТНЫХ ПРИ НЕЗАРАЗНЫХ БОЛЕЗНЯХ ТИМПАНИЯ ОЖОГИ АСФИКСИЯ ТРАВМЫ. ВСЭ и санитарная оценка мяса вынужденно убитых животных при незаразных болезней. ВОСПАЛЕНИЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ а также бронхиты пневмонии плевриты бронхопневмонии и плевропневмонии незаразной этиологии регистрируют чаще у молодняка и реже у взрослых убойных животных. Наиболее частые причины болезней содержание животных в сырых холодных помещениях на сквозняках цементном полу; скармливание заплесневелых кормов...
26552. ВСЭ И САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА МЯСА ПРИ АКТИНОМИКОЗЕ И НЕКРОБАКТЕРИОЗЕ. НЕКРОБАКТЕРИО3 11.61 KB
  Больные овцы хромают; при поражении обеих передних ног они ползают на путовых или карпальных суставах при поражении задних конечностей овцы подставляют их далеко под живот; при глубоком поражении тканей нередко спадает роговой башмак. При поражении нескольких органов удовлетворительной упитанности туши решение о возможности использования мяса и внутренних органов принимают после проведения бактериологического исследования на наличие патогенной кокковой микрофлоры и сальмонелл. При поражении костей на месте губчатого костного вещества...
26553. ВСЭ И САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА МЯСА ПРИ БРУЦЕЛЛЕЗЕ 5.19 KB
  При ветеринарносанитарной оценке мяса от бруцеллезных животных учитывают клинические признаки заболевания патологоанатомические изменения и данные серологических исследований. Мясо полученное от убоя животных всех видов которые имели клинические или патологоанатомические признаки бруцеллеза выпускают после проварки. Голова печень сердце легкие почки желудки и другие внутренние органы полученные от убоя животных всех видов реагирующих на бруцеллез или имеющие клинические признаки бруцеллеза выпускать в сыром виде запрещается; их...
26554. ВСЭ ПРОДУКТОВ УБОЯ ДИКИХ ПРОМЫСЛОВЫХ ЖИВОТНЫХ 8.84 KB
  ВСЭ ПРОДУКТОВ УБОЯ ДИКИХ ПРОМЫСЛОВЫХ ЖИВОТНЫХ В зависимости от вида диких животных их мясо отличается по органолептическим признакам морфологическому и химическому составу вкусовым и кулинарным качествам. У одних животных его мало лось заяц и такое мясо относится к тощему у других бывают значительные отложения медведь северный олень кабан. У большинства диких животных сразу после снятия шкуры мясо красного цвета. МЯСО ЛОСЯ темнокрасного цвета мышцы на разрезе грубоволокнистые однородного цвета покрыты плотными хорошо...
26555. ВСЭ ПРОДУКТОВ УБОЯ ЖИВОТНЫХ ПРИ ЛУЧЕВОЙ БОЛЕЗНИ,ВЫЗВАННОЙ ВНЕШНИМ ГАММА-ОБЛУЧЕНИЕМ 3.55 KB
  ВСЭ ПРОДУКТОВ УБОЯ ЖИВОТНЫХ ПРИ ЛУЧЕВОЙ БОЛЕЗНИВЫЗВАННОЙ ВНЕШНИМ ГАММАОБЛУЧЕНИЕМ. При внешнем облучении и первом начальном периоде болезни возбуждение сменяется угнетением и общей слабостью снижается атшетит 'появляется тахикардия гиперемия слизистых оболочек одышка 'повышение температуры на 03 05 С усиливается перистальтика возможны рвота и . Третий период разгар болезни характеризуется лихорадкой снижением аппетита общим угнетением поносом с кровью j нарушениями в органах кроветворения и сердечнососудистой...
26556. ВСЭ ПРОДУКТОВ УБОЯ ПРИ ВНУТРЕННЕМ ПОРАЖЕНИИ РВ 2.97 KB
  Выздоровление длится более 3 мес а при крайне тяжелой степени наступает смертельный исход.При хроническом течении различают три степени болезни: легкую среднюю и тяжелую. При легкой степени наблюдаются функциональные изменения в сердечнососудистой системе и органах пищеварения дистоння. При средней степени снижается количество лимфоцитов и нейтрофилов с общей лейкопенией проявляется тромбоцитопения и умеренная эритропения.
26557. ВСЭ ПРОДУКТОВ УБОЯ ПРИ ЛЕПТОСПИРОЗЕ И ЛИСТЕРИОЗЕ 8.32 KB
  Если имеются дегенеративные изменения мускулатуры или желтушное окрашивание не исчезающее в течение двух суток тушу и все внутренние органы направляют на техническую утилизацию. При отсутствии дегенеративных изменений в мускулатуре но при наличии в ней желтушного окрашивания исчезающего в течение двух суток тушу а также внутренние органы не имеющие патологических изменений выпускают после проварки. Кишечник и патологически измененные органы направляют на техническую утилизацию. Патологически измененные органы кровь и головы от...
26558. ВСЭ ТУШ И ОРГАНОВ ВЫНУЖДЕННО УБИТЫХ ЖИВОТНЫХ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ ОРГАНИЧЕСКИМИ И МИНЕРАЛЬНЫМИ ЯДАМИ. ПРИЧИНА ОТРАВЛЕНИЙ И ПИЩЕВАЯ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ МЯСА ОТРАВИВШИХСЯ ЖИВОТНЫХ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА 21.73 KB
  ВСЭ ТУШ И ОРГАНОВ ВЫНУЖДЕННО УБИТЫХ ЖИВОТНЫХ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ ОРГАНИЧЕСКИМИ И МИНЕРАЛЬНЫМИ ЯДАМИ. ПРИЧИНА ОТРАВЛЕНИЙ И ПИЩЕВАЯ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ МЯСА ОТРАВИВШИХСЯ ЖИВОТНЫХ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. В практике встречаются случаи отравлений сельскохозяйственных животных минеральными удобрениями ядовитыми растениями хлоридом натрия и другими солями минеральными ядами мышьяк медь и др. Особо опасны при отравлениях животных фосфорорганические хлорорганические карбаматные ртутьсодержащие и другие пестициды ядохимикаты} которые используют в борьбе с...
26559. ВСЭ И САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ РОЖЕ СВЕНЕЙ 7.89 KB
  Мускулатура туши иногда гиперемирована и с кровоизлияниями. В случае обнаружения в мясе или внутренних органах этих бактерий туши обеззараживают проваркой а внутренние органы направляют на техническую утилизацию или уничтожают. Кроме того такие туши можно направлять на изготовление вареноконченых грудинок и кореек. В случаях убоя животных туши со всеми внутренними органами и шкурой уничтожают.