77139
ИСКУССТВО РОССИИ 70 – 80-Х ГОДОВ
Реферат
Культурология и искусствоведение
Конечно, каждое новое поколение отличается от предыдущего, и те, кто вступил на стезю искусства в 70-80-е годы, работают и видят мир иначе, чем те, кто, скажем, менял лицо советского искусства в 60-е.
Русский
2015-02-01
119 KB
6 чел.
ИСКУССТВО РОССИИ 70 80-Х ГОДОВ
Вопросы
1. Живопись
Отсутствие единого стиля
Конечно, каждое новое поколение отличается от предыдущего, и те, кто вступил на стезю искусства в 70-80-е годы, работают и видят мир иначе, чем те, кто, скажем, менял лицо советского искусства в 60-е. В современной живописи
Палитра выразительных средств
«За плечами» современных художников богатейший опыт поисков и находок, использование традиций древней живописи и приемов фото- и киномонтажа, как это делал в 20-е годы А. Родченко.
Вся эта широкая палитра выразительных средств, если только она не самоцельна, выявляет разные творческие индивидуальности и служит созданию художественного образа.
Семидесятники
В 70-80-е годы на арену выступает поколение, которое во многом определяет лицо советской живописи и сегодняшнего дня: Т. Назаренко, О. Булгакова, Н. Нестерова, А. Волков, В. Рожнев, А. Ситников. В. Орлов и другие талантливые мастера. Современные художники много и интересно - на языке изобразительного искусства - размышляют
Они иначе, чем художники предыдущего десятилетия, понимают образно-выразительные средства и возможности искусства:
Им близок язык символов. Их живописная форма богата театральной зрелищностью, иногда внешними эффектами, но всегда необыкновенно артистична, виртуозна, фантастически изощренна. В ней нет места прямолинейной повествовательности 50-х годов, противопоказанной природе изобразительного искусства.
1.1. Московская школа
Татьяна Назаренко
Не случайно среди портретов, исторических и бытовых картин, пейзажей, натюрмортов появляется тема праздника, маскарада, как, например, в картинах Т. Назаренко
Художник ищет нетрадиционные формы и для исторической картин!. Так, в полотне
персонажи на заднем плане воспринимаются лишь как видение, возникшее у мастера после чтения книг, которые вместе с бумагами и саблями изображены на переднем плане в качестве главных «действующих лиц». (366)
Александр Ситников
Метафора, притча являются обычными формами пластического языка А. Ситникова. Гармония тихого мира его первых картин нарушается настоящей фантасмагорией, начиная с середины 70-х годов. Исследователи его творчества правильно пишут, что картинное пространство у него становится «полем борьбы
Он сумел материализовать, пластически выразить духовно-психологические явления эта черта представляется вообще одной из характерных в искусстве 80-х годов. Цвет у Ситникова никогда не отражает натурных, предметных соотношений, он условен и экспрессивен, построен на напряженных диссонансах, создающих настроение драматическое, мятежное
Ольга Булгакова
Фантасмагорично и искусство О. Булгаковой. Как и Ситникову, ей чуждо
Ее образы слагаются из сложного ассоциативного строя мыслей и представлений, они также глубоко символичны. Так предстает перед нами в смертных пеленах Николай Васильевич Гоголь,
одинокий и непонятный, окруженный лишь мучающими его, рожденными собственной фантазией персонажами.
Это мучительное раздумье, даже скорбь характерны и для карнавальных тем Булгаковой
Наталья Нестерова
Сюжеты Н. Нестеровой, наоборот, как будто бы очень просты:
За ее разноликой, разнообразной манерой письма - мир совсем непростой, противоречивый, полный тревожных вопросов, неразрешимых проблем. Один из исследователей верно подметил, что художник намеренно часто использует мотив закрытого лица - книгой, букетом и т. д.
Иван Лубенников
Радостный, ясный, гармоничный мир создает в своих полотнах и монументальных панно И. Лубенников. Не прибегая к иносказанию, исходя прежде всего из цельности живописного пятна, при помощи которого он искусно разрабатывает поверхность холста, Лубенников пластическими средствами говорит о ценности человеческих отношений, о красоте внешнего мира. (367)
Николай Смирнов
Интерес к предметному миру, можно сказать, восторг перед ним очень своеобразно выражен в «исторических натюрмортах» Н. Смирнова. Искусствовед, начавший заниматься живописью уже после 30 лет, Смирнов прекрасно знает отечественное искусство. Его натюрморты написаны в традициях русской «обманки» XVIII века.
С виртуозным мастерством, с ювелирной точностью переданы предметы материального мира:
Но эти вещи выбраны с художнической точностью и претворены в емкий образ, характеризующий не вещи, а мировоззрение художника. Скрупулезная выписанностъ каждой детали не самоцелъна, она отражает согретое большим человеческим чувством отношение к жизни.
В более жесткой манере
В более жесткой манере работает ряд других мастеров. Через достоверную деталь, выписанную подчеркнуто жестко, к условному образу-символу идет В. Самарин
диптих «Это»:
В традициях живописи Николая Акимова работает В. Балабанов
фантазией живописца наряженного в костюм персонажей Салтыкова-Щедрина, которого Васильев иллюстрировал в 1983 году.
Связь с фольклором
Связь с фольклором, влияние примитива обнаруживает искусство А. Кулинича. В его творчестве часто возникает сказочный и глубоко символичный мотив родного дома. Например, дом с руками или дом, сквозь крышу которого пророс верзила-парень и
старики-родители срочно достраивают дом мансардой. В этих работах много чисто народного юмора, тонкого понимания гиперболизации. (368)
Не все решения современных художников кажутся бесспорными, но лучшие из них, думается, оставят свой след в искусстве.
Две тенденции
Отметим две любопытные в искусстве последних десятилетий детали:
Мы рассказали в основном только о московской школе молодых художников, а их много - и разных - на обширной территории бывшего Советского Союза.
1.2. Национальные школы
Джемма Скулме
Разные жанры в разных национальных школах развиваются в различных стилевых направлениях. Латвийская художница Джемма Скулме тяготеет, например, к аллегоричности, к народному быту, к фольклору. В ее картинах полностью отсутствует всякий намек на повествовательность. Живописца привлекают обобщенные цветовые планы. Язык Скулме суров:
Он близок языку «сурового стиля», хотя к этому поколению художница не принадлежит. (369)
Т. Нариманбеков
Наоборот, совсем иначе стал работать художник, который начал свой путь в 60-х годах как живописец «сурового стиля»,- Т. Нариманбеков. Певец труда больших строек, рыбаков Каспия, нефтяных вышек Апшерона, он не утратил интереса к образам смелых и сильных людей, но отошел
В его последующих работах более подчеркнуто чувственное, сенсуалистическое восприятие мира. Цветовые сочетания становятся яркими, сочными, предельно насыщенными, линия - более раскованной. Мастером широко используются традиции народного азербайджанского искусства с его юмором, наивностью, предельной декоративностью всего изобразительного строя
Такие примеры разнообразия стилевых направлений, многоплановости, богатства палитры современной живописи можно было бы продолжить. (371)
1.3 Монументальная живопись
Работа за рубежом
В эти же годы советские монументалисты начинают активно работать за рубежом
Свой почерк
У каждого из художников-монументалистов свой почерк, своя манера. Если Васнецову, например, свойственна конструктивность композиции, графически ясная моделировка, то в росписи М. Савицкого
побеждает метафорическое мышление. Это одна из наиболее интересных работ в области монументальной живописи 70-х годов, экспрессивность и драматизм которой достигаются прежде всего цветом, предельно скупой цветовой гаммой: черное, красное и охры.
Совершенно в ином ключе решена Филатчевым роспись
где на одной плоскости представлены сцены из жизни студенчества с сохранением правдоподобия в деталях одежды и прочих предметах быта.
Часть мемориала
Особая страница в монументальной живописи - произведения, составляющие органическую часть мемориала, как, например,
В лучших традициях школы Фаворского выполнена мозаика
В чем-то она напоминает графику 20-х годов, что ничуть не умаляет истинной монументальности этого произведения.
Флорентийская мозаика
Для 70-80-х годов характерно обращение монументалистов к разного вида мозаикам, в частности к флорентийской
В этой же технике успешно работает В. Эльконин
В интерьерах разного назначения
Монументально-декоративная живопись широко используется в интерьерах самого разного назначения. (372)
Выполненная в традициях древнеармянской миниатюры
Декоративная мозаика
Примером чисто декоративной мозаики может служить работа З. Церетели
Гобелен
Все большее значение в интерьерах приобретает гобелен
Литовский витраж
Совершенно оригинальным, ярким национальным явлением в монументальной росписи явился литовский витраж
За последние десятилетия изменилось само местоположение витража - от классического оконного до самостоятельной витражной композиции в пространстве (Стошкус ). От традиционных классических художники уходят
В самом стекле художники ищут тонкие градации разных тонов.
Литовский витраж оказал огромное влияние на искусство витража всех бывших республик
Б. Талъберг одним из первых показал, что витражу, как и всему монументальному искусству, доступно решение вечных проблем человечества
В этой работе можно усмотреть аналогии и с мексиканской стенописью, и с росписями Пикассо, и с графикой Красаускаса, но все это органично переплавлено в совершенно самостоятельный художественный образ. (373)
От «сурового стиля» 60-х годов до сегодняшнего дня живопись прошла немалый путь развития. Ей свойственны различные стилевые концепции:
Проблема стилей
Исследователи справедливо говорят, что проблема стилей в современном искусстве еще ждет своего теоретического осмысления. Сосуществование, взаимопроникновение, взаимообогащение и переработка стилевых направлений в национальные формы это процесс очевидный, а главное, полезный для искусства в целом.
За последнее время, как уже говорилось, стало заметно,
Это вообще черта нашего времени. Уже замечено критиками, что
В изобразительном искусстве стирание границ жанров и сближение видов искусства - процесс закономерный, отражающий общий ход развития современной культуры. (374)
2. Скульптура
2.1 Мемориалы
Стилевые концепции
Монументальная мемориальная скульптура наших дней, как и все монументальное искусство, имеет разные стилевые концепции. Пример жанрового решения в скульптурной композиции 70-х годов, представляющей собой как бы развернутый рассказ о героических днях блокады, дает
В центре композиции - обелиск, справа и слева от него располагаются скульптурные группы, олицетворяющие будни тыла и фронта. Внизу в замкнутом круговом пространстве - группа «Блокада». Памятный зал украшает фриз с 900 (по числу блокадных дней) негасимыми факелами в форме снарядных гильз.
В торцах зала помещены мозаики, как уже говорилось, исполненные под руководством А. Мыльникова: «Блокада, 1941год» и «Победа», изображающая встречу войск Ленинградского фронта у Нарвских ворот.
О возможностях камерного, лирического образа в монументальной скульптуре свидетельствует
с одинокой лошадью без всадника в горах. (376)
С другой стороны, примером символического решения с конструктивными элементами может служить посвященное блокаде же и «Дороге жизни»
Закавказские мастера
В мемориальной пластике 70-80-х годов особенно интересно работают закавказские мастера. Это чаще всего символический образ, экспрессивно-напряженный, как
исполненный для Марнеули в 1975 г. (арх. Г. Бакрадзе); фигура женщины с двумя мальчиками, держащими огромный меч, - образ матери, отдающей своих сыновей на ратное дело, навеянный древней грузинской историей, но решенный современными средствами, и мыслью, и пластикой обращенный к современнику.
Это и очень интересный по пластическому решению
в котором неожиданно меняется взаимоотношение двух основных частей - фигуры и постамента и где архитектурной части монумента придано самостоятельное эстетическое значение.
Проблема синтеза искусств
Проблемы синтеза скульптуры и архитектуры в эти десятилетия были поставлены в искусстве со всей остротой, но далеко не всегда находили убедительное художественное разрешение на деле. Они остаются главной проблемой монументального искусства и сегодняшнего дня. Наибольшие успехи в решении этой проблемы, на наш взгляд, принадлежат именно Закавказью.
2.2 Памятники
Скульпторы стараются обогащать изобразительные средства, используют декоративные возможности фактуры и цвета разных материалов, ищут оригинальное неканоническое решение образа, как
Фигура «Музы» поставлена у здания тбилисской филармонии.
Широкое распространение получает памятник портретный, органически связанный с ландшафтной средой, как, например, поэтичнейший
Жанровая линия
В монументальной скульптуре находит развитие даже жанровая линия
Камерное начало в некоторых случаях не лишает скульптуру монументальности, как естественность поз и жестов - исторической правды образа.
2.3 Декоративно-парковая скульптура
Соотношение с ландшафтом
Органическое соотнесение с ландшафтом, с природой характерно
для декоративных композиций В. Клыкова в зимнем саду гостиницы в Ялте -
Широко используются в монументально-декоративной скульптуре новые способы обработки материала, что
Религиозная тема
Наконец, с началом общественно-политического «пробуждения», с попыткой восстановить порванную «связь времен», заглянуть в глубинные истоки отечественной культуры связано появление религиозной темы в искусстве конца 80-х с начала 90-х годов
Один из последних памятников, установленных в Санкт-Петербурге,-
памятник решен сугубо символически.
Общие черты скульптуры
В целом монументальную скульптуру последних трех десятилетий объединяет ряд черт. Несомненно, что для нее характерно
2.4 Станковая скульптура
Поэтический документализм
В 70-х годах в советской скульптуре появилось направление, которое исследователи стали условно называть «поэтическим документализмом». (379)
К нему можно отнести такие работы, как
Изображение рояля и занавеса в первом портрете и настоящего хирургического инструмента во втором в какой-то мере оправдывает название направления.
Новая концепция пространства
В скульптуре возникает «новая концепция пространства» - физическое пространство осмысливается как эстетическая категория, равнозначная скульптурному объему. Отсюда создание особого, «интерьерного поля», некоей сценической площадки
И хотя на этом пути молодые скульпторы подчас грешат
сознание роли пространства в формировании художественного образа - новый этап в развитии скульптуры наших дней.
2.5 Скульптура малых форм
Столь же разнообразна «палитра» скульптуры малых форм, где истинные находки лежат и в условном решении
и в повествовательном, подразумевающем черты подобия, схожести
Интерес к истории
Во всех видах изобразительного искусства наблюдается интерес к истории. Современные скульпторы широко используют приемы ведущих стилей прошлого в историческом портрете. Так, несомненно под впечатлением барокко - и даже несколько нарочито исполнен В. Думаняном
В лучших традициях русской пластики Коненкова, Голубкиной сделан В. Клыковым остропсихологический
Жанр портрета
Обогащение пластических средств, отказ от канонизации особенно заметны в жанре портрета. Углубление портретной психологической характеристики естественно, ведь именно от человека, от его нравственности и силы духа зависит сохранение цивилизации и жизни на земле. (380)
Татьяна Соколова
Т. Соколова умело сочетает декоративность формы с психологической глубиной в постижении внутреннего мира своих моделей
эта работа говорит о тонком понимании мастером греческой архаической пластики).
Аделаида Пологова
В самостоятельном осознании принципов мировой современной пластики, и в частности пластики британского скульптора Генри Мура, рождалась работа А. Пологовой
Сравните с работой «Король и королева» Г. Мура. Пологова избирает вечные темы искусства - материнство, юность - и находит свое остроиндивидуальное решение
Нередко скульптор прибегает к раскраске
Психологизм образа
В современном портрете психологизация образа достигается чисто изобразительными средствами, без всякой «литературщины»:
как это делают В. Вахрамеев, Т. Соколова, А. Пологoва. В портрете начальника отдела метростроя
Пологова использует контррелъеф, как это практиковал Татлин в 20-е годы
ДПИ и дизайн
В тесной связи с архитектурой и архитектурно-декоративной скульптурой развивается декоративно-прикладное искусство и дизайн, та сфера прикладного искусства, которая связана исключительно с промышленностью (оформление станков, машин, приборов, предметов быта, витрин и пр.). Вместе с тем взаимоотношениям архитектуры с монументально-декоративным искусством еще очень далеко до гармонии. (381)
3. Архитектура
Синтез искусств
В 70 -80-е годы особую страницу в строительстве представляют проектированное создание общественных зданий, прежде всего культурного назначения театры, музеи, в которых наиболее удачное разрешение получает синтез искусств.
В последние годы все сложнее становятся «взаимоотношения» архитектуры со скульптурой и живописью. Роль монументально-декоративного искусства заметно повышается в общем ансамбле.
Интересное решение найдено в оформлении
Многофигурные композиции
Спорно, но не лишено оригинальности решение многофигурных композиций в фойе
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
42357. | Опрацювання результатів вимірювання при виконанні лабораторних робіт фізичного практикума з використанням математичної системи MCAD | 1.22 MB | |
Метою математичної обробки результатів прямих вимірювань є обчислення найбільш достовірного значення вімірюваної величини та оцінка її точності. Така обробка основана на методах теорії ймовірності та математичної статистики яка передбачає випадковий характер зміни величини що аналізується. Основними характеристиками випадкової величини є математичне сподівання середнє значення випадкової величини усереднення якої здійснюється для великої кількості вимірювань та дисперсія кількісна міра флуктуацій випадкових величин що... | |||
42358. | ЭЛЕКТРОННЫЕ И КВАНТОВЫЕ ПРИБОРЫ СВЧ | 190 KB | |
Управление и контроль за ходом выполнения работы осуществляется с помощью выводимых на экран дисплея базового меню и меню отдельных этапов работы. Организация начального этапа выполнения работы Исполнимый модуль запускается средствами предусмотренными данной операционной системой после чего на экране дисплея появляется базовое меню. Выполнение работы начинается с набора и ввода номера соответствующего пункта базового меню которым на начальном этапе является номер 2 номер 1 используется для завершения работы в целом или ее... | |||
42359. | Technologies of the aircraft systems refilling by the special gases | 2.54 MB | |
Brief theoreticl dt The onbord ircrft systems re refilled by the following specil gses: medicl oxygen for brething of crew nd pssengers in the cse of cockpit depressuriztion; nitrogen is refilled in chmbers of shock bsorbers of lnding ger gseous chmbers of hydrulic ccumultor tnks superchrging system for the hydrulic system nd fuel system; compressed ir for refilling in chmbers of shock bsorbers of lnding ger nd wheels tires. Refilling of the onbord ircrft systems by medicl oxygen is the most difficult nd dngerous technologicl... | |||
42360. | Technologies of the aircraft systems refilling by the special liquids | 4.27 MB | |
Technologies of the ircrft systems refilling by the specil liquids The purpose of work is to study the technologicl equipment nd fetures of its ppliction technology for refilling of the ircrft onbord systems by the specil liquids Brief theoreticl dt 1. Servicer by the specil liquids ZSG66 is intended for refilling of the ircrft onbord systems by synthetic nd minerl oils oil mixtures strting fuel gsoline hydrulic mixtures. Servicer by the specil liquids cn crry out the following procedures: refilling of own tnks by the own pump; ... | |||
42361. | Air start up of aviation engines | 487.5 KB | |
ir strt up of vition engines The purpose of work is fmiliriztion with equipment intended for ir wy jet engines strt up. Brief theoreticl dt To perform n ir gs turbine engine strt up without uxiliry power unit PU running specil selfpropelled or towed ir Strt Units SU re pplied. They deliver compressed continuous ir strem to the ircrft onbord strter inlet for driving the ir strting turbine wheel locted on ech jet engine tht rottes the high pressure engine stge shft ccomplishing the gs turbine engine strt up procedure. Intention generl... | |||
42362. | Electric power start up of aviation engines | 689 KB | |
Electric power strt up of vition engines The purpose of work is fmiliriztion with the equipment intended for ircrft onbord power circuit supply for engine strt up nd power delivery of onbord consumers. Brief theoreticl dt To supply the prticulr electric power proper to the ircrft onbord power circuit when the min engines nd uxiliry power unit re not running specil selfpropelled or towed Ground Power Units re pplied for tht purposes. It lso llows performing n electricl power strt up of min ircrft jet engines by spinning the high... | |||
42363. | Technologies of towbar towing of aircraft | 2.32 MB | |
Technologies of towbr towing of ircrft The purpose of work is fmiliriztion with the bsic technologicl fetures of ircrft towing nd pushbck procedure sfety of towing procedure lbour precution issues. Filure to do so cn result in dmge to the ircrft cncelltion of flight delys or disruption of trvel for our customers pssengers s well s potentil dngerous dmge to other ircrft or vehicles. Fmiliriztion with the equipment nd towbrs being used including prctice with the pushbck vehicle nd ttched towbr to chieve necessry control to follow... | |||
42365. | Двумерные графики. Дифференцирование. Интегрирование функции одной переменной. Интегрирование функции многих переменных. Действия с матрицами | 218 KB | |
Построить на отдельных рисунках графики функций Бесселя первого рода Jn(x) для различных ее номеров n в интервале. Функции Бесселя вызываются командой BesselJ(n,x), где n – номер функции Бесселя, x – независимая переменная. Построить первые 6 функций Бесселя для. Как они выглядят и чем отличаются друг от друга Сделать подписи осей курсивом | |||