77139

ИСКУССТВО РОССИИ 70 – 80-Х ГОДОВ

Реферат

Культурология и искусствоведение

Конечно, каждое новое поколение отличается от предыдущего, и те, кто вступил на стезю искусства в 70-80-е годы, работают и видят мир иначе, чем те, кто, скажем, менял лицо советского искусства в 60-е.

Русский

2015-02-01

119 KB

5 чел.

ИСКУССТВО РОССИИ 70 – 80-Х ГОДОВ

Вопросы

  1.  Живопись
    1.  Московская школа
    2.  Национальные школы
    3.  Монументальная живопись
  2.  Скульптура.
    1.  Мемориалы
    2.  Памятники
    3.  Декоративно-парковая скульптура
    4.  Станковая скульптура
    5.  Скульптура малых форм
  3.  Архитектура

1. Живопись

Отсутствие единого стиля

Конечно, каждое новое поколение отличается от предыдущего, и те, кто вступил на стезю искусства в 70-80-е годы, работают и видят мир иначе, чем те, кто, скажем, менял лицо советского искусства в 60-е. В современной живописи

  •  нет единого стиля, как един был, например, «суровый стиль»,
  •  нет жестких канонов в применении тех или иных выразительных средств и приемов.

Палитра выразительных средств

«За плечами» современных художников богатейший опыт поисков и находок, использование традиций древней живописи и приемов фото- и киномонтажа, как это делал в 20-е годы А. Родченко.

  •  Планы могут быть смещены,
  •  перспектива нарушена,
  •  объемы уплощены,
  •  воздушность и игра светотени изгнаны вовсе,
  •  как и тонко нюансированный цвет, уступающий иногда место резко ограниченному, локальному;
  •  вместо единой «точки схода» может возникнуть несколько, как в древнерусской иконе.

Вся эта широкая палитра выразительных средств, если только она не самоцельна, выявляет разные творческие индивидуальности и служит созданию художественного образа.

Семидесятники

В 70-80-е годы на арену выступает поколение, которое во многом определяет лицо советской живописи и сегодняшнего дня: Т. Назаренко, О. Булгакова, Н. Нестерова, А. Волков, В. Рожнев, А. Ситников. В. Орлов и другие талантливые мастера. Современные художники много и интересно - на языке изобразительного искусства - размышляют

  •  о традициях,
  •  об истории,
  •  о понимании красоты в современном мире. (365)

Они иначе, чем художники предыдущего десятилетия, понимают образно-выразительные средства и возможности искусства:

  •  колорита,
    •  композиции,
    •  линейного и ритмического строя.

Им близок язык символов. Их живописная форма богата театральной зрелищностью, иногда внешними эффектами, но всегда необыкновенно артистична, виртуозна, фантастически изощренна. В ней нет места прямолинейной повествовательности 50-х годов, противопоказанной природе изобразительного искусства.

1.1. Московская школа

Татьяна Назаренко

Не случайно среди портретов, исторических и бытовых картин, пейзажей, натюрмортов появляется тема праздника, маскарада, как, например, в картинах Т. Назаренко

  •  Встреча Нового года.  1976

Художник ищет нетрадиционные формы и для исторической картин!. Так, в полотне

  •  Декабристы. Восстание Черниговского полка. 1978

персонажи на заднем плане воспринимаются лишь как видение, возникшее у мастера после чтения книг, которые вместе с бумагами и саблями изображены на переднем плане в качестве главных «действующих лиц». (366)

Александр Ситников

Метафора, притча являются обычными формами пластического языка А. Ситникова. Гармония тихого мира его первых картин нарушается настоящей фантасмагорией, начиная с середины 70-х годов. Исследователи его творчества правильно пишут, что картинное пространство у него  становится «полем борьбы 

  •  добра и зла,
    •  любви и зависти,
    •  разума и глупости,
    •  красоты и безобразия,
    •  борьбы и смирения,
    •  жестокости  и доброты,
    •  варварства и бессмертия».

Он сумел материализовать, пластически выразить духовно-психологические явления – эта черта представляется вообще одной из характерных в искусстве 80-х годов. Цвет у Ситникова никогда не отражает натурных, предметных соотношений, он условен и экспрессивен, построен на напряженных диссонансах, создающих настроение драматическое, мятежное

  •  Сон. 1978
    •  Шостакович. «Золотой век». 1985

Ольга Булгакова

Фантасмагорично и искусство О. Булгаковой. Как и Ситникову, ей чуждо

  •  прямое изображение действительности,
  •  визуальный реализм,
  •  «пересказ» того, что видит глаз художника.

Ее образы слагаются из сложного ассоциативного строя мыслей и представлений, они также глубоко символичны. Так предстает перед нами в смертных пеленах Николай Васильевич Гоголь,

  •  Гоголь. 1980
  •  Страшная ночь. Памяти Гоголя. 1982

одинокий и непонятный, окруженный лишь мучающими его, рожденными собственной фантазией персонажами.

Это мучительное раздумье, даже скорбь характерны и для карнавальных тем Булгаковой

  •  Представление. 1979
    •  Застолье при луне. 1980

Наталья Нестерова

Сюжеты Н. Нестеровой, наоборот, как будто бы очень просты:

  •  прогулки,
  •  игры,
  •  тихие раздумья.

За ее разноликой, разнообразной манерой письма - мир совсем непростой, противоречивый, полный тревожных вопросов, неразрешимых проблем. Один из исследователей верно подметил, что художник намеренно часто использует мотив закрытого лица - книгой, букетом и т. д.

Иван Лубенников

Радостный, ясный, гармоничный мир создает в своих полотнах и монументальных панно И. Лубенников. Не прибегая к иносказанию, исходя прежде всего из цельности живописного пятна, при помощи которого он искусно разрабатывает поверхность холста, Лубенников пластическими средствами говорит о ценности человеческих отношений, о красоте внешнего мира. (367)

Николай Смирнов

Интерес к предметному миру, можно сказать, восторг перед ним очень своеобразно выражен в «исторических натюрмортах» Н. Смирнова. Искусствовед, начавший заниматься живописью уже после 30 лет, Смирнов прекрасно знает отечественное искусство. Его натюрморты написаны в традициях русской «обманки» XVIII века.

С виртуозным мастерством, с ювелирной точностью переданы предметы материального мира:

  •  оружие, кираса, кивер, ментик, барабан, гравюра, изображающая бегство Наполеона, - в натюрморте
    •  1812-й год
      •  или морской устав, судовые инструменты, книги, чертежи кораблей - в натюрморте
      •  «Виват, царь Петр Алексеевич!»

Но эти вещи выбраны с художнической точностью и претворены в емкий образ, характеризующий не вещи, а мировоззрение художника. Скрупулезная выписанностъ каждой детали не самоцелъна, она отражает согретое большим человеческим чувством отношение к жизни.

В более жесткой манере

В более жесткой манере работает ряд других мастеров. Через достоверную деталь, выписанную подчеркнуто жестко, к условному образу-символу идет В. Самарин 

диптих «Это»:

  •  «Рядовой Мухин с войны не вернулся»
    •  «Васильевна. Утренний свет»

В традициях живописи Николая Акимова работает В. Балабанов

  •  Портрет художника А. Васильева

фантазией живописца наряженного в костюм персонажей Салтыкова-Щедрина, которого Васильев иллюстрировал в 1983 году.

Связь с фольклором

Связь с фольклором, влияние примитива обнаруживает искусство А. Кулинича. В его творчестве часто возникает сказочный и глубоко символичный мотив родного дома. Например, дом с руками или дом, сквозь крышу которого пророс верзила-парень и

старики-родители срочно достраивают дом мансардой. В этих работах много чисто народного юмора, тонкого понимания гиперболизации. (368)

Не все решения современных художников кажутся бесспорными, но лучшие из них, думается, оставят свой след в искусстве.

Две тенденции

Отметим две любопытные в искусстве последних десятилетий детали:

  •  Первая (несмотря на несомненное усиление интереса к вопросам формы и совсем не умаляя этот интерес) – для многих художников и, подчеркнем, особенно для художников России остаются очень важными, первостепенными в искусстве проблемы социальные. Мы долго уходили от социальных проблем, как бы навязанных нам «извне». Мы к ним самостоятельно, «изнутри», пришли. Особенно это нашло свое проявление в живописи, как жанровой, так и исторической
    •  Т. Назаренко. Танец. 1980
      •  Т. Назаренко. Декабристы. 1978
      •  Т. Назаренко. Диптих «Старость». 1986
      •  Н. Нестерова. Метро. 1980
      •  Н. Нестерова. Манекены. 1986
      •  Сундуков. Очередь.
        •  И вторая - это начало нового «витка» в церковной живописи - появление современных иконописцев вроде отца Зенона, что является уже фактом истории, а не случайностью.

Мы рассказали в основном только о московской школе молодых художников, а их много - и разных - на обширной территории бывшего Советского Союза.

1.2. Национальные школы

Джемма Скулме 

Разные жанры в разных национальных школах развиваются в различных стилевых направлениях. Латвийская художница Джемма Скулме тяготеет, например, к аллегоричности, к народному быту, к фольклору. В ее картинах полностью отсутствует всякий намек на повествовательность. Живописца привлекают обобщенные цветовые планы. Язык Скулме суров:

  •  фронтально поставленные фигуры,
  •  строгий ритм вертикалей и горизонталей,
  •  застылость и имперсональность героев
    •  Д. Скулме. Народная песня

Он близок языку «сурового стиля», хотя к этому поколению художница не принадлежит. (369)

Т. Нариманбеков 

Наоборот, совсем иначе стал работать художник, который начал свой путь в 60-х годах как живописец «сурового стиля»,- Т. Нариманбеков. Певец труда больших строек, рыбаков Каспия, нефтяных вышек Апшерона, он не утратил интереса к образам смелых и сильных людей, но отошел

  •  от лаконизма,
  •  сдержанности
  •  и некоторого аскетизма «сурового стиля».

В его последующих работах более подчеркнуто чувственное, сенсуалистическое восприятие мира. Цветовые сочетания становятся яркими, сочными, предельно насыщенными, линия - более раскованной. Мастером широко используются традиции народного азербайджанского искусства с его юмором, наивностью, предельной декоративностью всего изобразительного строя

  •  Песня. 1970
    •  Портрет дирижера Назима Рзаева. 1982
    •  Роспись в театре кукол в Баку

Такие примеры разнообразия стилевых направлений, многоплановости, богатства палитры современной живописи можно было бы продолжить. (371)

1.3 Монументальная живопись

Работа за рубежом

В эти же годы советские монументалисты начинают активно работать за рубежом 

  •  Д. Мерперт. Мозаика «Новая эра» во внутреннем дворике посольства СССР в Стокгольме.  1970

Свой почерк

У каждого из художников-монументалистов свой почерк, своя манера. Если Васнецову, например, свойственна конструктивность композиции, графически ясная моделировка, то в росписи М. Савицкого 

  •  М. Савицкий. Роспись «Отечественная война. 1944 год» в Музее истории Великой Отечественной войны в Минске. 1971

побеждает метафорическое мышление. Это одна из наиболее интересных работ в области монументальной живописи 70-х годов, экспрессивность и драматизм которой достигаются прежде всего цветом, предельно скупой цветовой гаммой: черное, красное и охры.

Совершенно в ином ключе решена Филатчевым роспись

  •  О. Филатчев. Фреска в фойе Института нефтехимической промышленности в Москве. 1975 

где на одной плоскости представлены сцены из жизни студенчества с сохранением правдоподобия в деталях одежды и прочих предметах быта.

Часть мемориала

Особая страница в монументальной живописи - произведения, составляющие органическую часть мемориала, как, например,

  •  С. Репин, Н. Фомин, И. Уралов. Мозаика «1941 год» и «Победа» Памятного зала памятника Победы в Ленинграде. 1974 – 1978 (под руководством А. Мыльникова).

В лучших традициях школы Фаворского выполнена мозаика

  •  Н. Андронов, А. Васнецов. Мозаика «История печати» в здании «Известий». 1978

В чем-то она напоминает графику 20-х годов, что ничуть не умаляет истинной монументальности этого произведения.

Флорентийская мозаика

Для 70-80-х годов характерно обращение монументалистов к разного вида мозаикам, в частности к флорентийской 

  •  В. Замков. Портрет Франсиско Миранды. 1976

В этой же технике успешно работает В. Эльконин

  •  В. Эльконин, Ю. Александров. Прометей. Мозаика на стене гидростанции в Ивано-Франковске. 1974 (бетон, смальта)

В интерьерах разного назначения

Монументально-декоративная живопись широко используется в интерьерах самого разного назначения. (372)

  •  Н. Игнатов. Посвящается Пиросмани. Зал приемов в Тбилиси. 1972
    •  М. Аветисян. Роспись заводского здания в Ленинакане

Выполненная в традициях древнеармянской миниатюры

  •  М. Авитисян. Роспись «У источника». Город Кумайри. 1972

Декоративная мозаика

Примером чисто декоративной мозаики может служить работа З. Церетели

  •  З. Церетели. Мозаика «Морская сказка». Детский бассейн в Адлере. 1972 - 1973

Гобелен

Все большее значение в интерьерах приобретает гобелен 

  •  В. Гусаров, Л. Романова. Гобелен «Воспоминание о Павловске». Гостиницы «Прибалтийская» в Санкт-Петербурге. 1977 - 1981

Литовский витраж

Совершенно оригинальным, ярким национальным явлением в монументальной росписи явился литовский витраж 

  •  К. Моркунас. Витраж в Пирчюписе. 1962
  •  К. Моркунас. Витраж в Мемориале Советской Армии в Крижкалнисе. 1972

За последние десятилетия изменилось само местоположение витража - от классического оконного до самостоятельной витражной композиции в пространстве (Стошкус ). От традиционных классических художники уходят

  •  к современным формам стеклоделия,
    •  к литому стеклу, приобретающему самостоятельный художественный образ.

В самом стекле художники ищут тонкие градации разных тонов.

Литовский витраж оказал огромное влияние на искусство витража всех бывших республик

  •  А. Королев. Витраж «За власть Советов». Станция «Гостиный двор» Санкт-Петербургского метрополитена

Б. Талъберг одним из первых показал, что витражу, как и всему монументальному искусству, доступно решение вечных проблем человечества

  •  Б. Тальберг. Витраж «Берегите жизнь на Земле». Музей боевой славы в Великих Луках. 1971

В этой работе можно усмотреть аналогии и с мексиканской стенописью, и с росписями Пикассо, и с графикой Красаускаса, но все это органично переплавлено в совершенно самостоятельный художественный образ. (373)

От «сурового стиля» 60-х годов до сегодняшнего дня живопись прошла немалый путь развития. Ей свойственны различные стилевые концепции:

  •  и лирико-эпические,
  •  и лирико-романтические,
  •  и течения декоративное, ретроспективное и др.

Проблема стилей

Исследователи справедливо говорят, что проблема стилей в современном искусстве еще ждет своего теоретического осмысления. Сосуществование, взаимопроникновение, взаимообогащение и переработка стилевых направлений в национальные формы это процесс очевидный, а главное, полезный для искусства в целом.

За последнее время, как уже говорилось, стало заметно,

  •  как стираются, размываются границы между жанрами,
    •  сближаются и виды искусства.

Это вообще черта нашего времени. Уже замечено критиками, что

  •  игровое кино использует приемы документального,
    •  музыкальный театр совмещается с драматическим.

В изобразительном искусстве стирание границ жанров и сближение видов искусства - процесс закономерный, отражающий общий ход развития современной культуры. (374)

2. Скульптура

2.1 Мемориалы

Стилевые концепции

Монументальная мемориальная скульптура наших дней, как и все монументальное искусство, имеет разные стилевые концепции. Пример жанрового решения в скульптурной композиции 70-х годов, представляющей собой как бы развернутый рассказ о героических днях блокады, дает

  •  М. Аникушин. Памятник героическим защитникам Ленинграда. 1975 (арх. С. Сперанский, В. Каменский).

В центре композиции - обелиск, справа и слева от него располагаются скульптурные группы, олицетворяющие будни тыла и фронта. Внизу в замкнутом круговом пространстве - группа «Блокада». Памятный зал украшает фриз с 900 (по числу блокадных дней) негасимыми факелами в форме снарядных гильз.

В торцах зала помещены мозаики, как уже говорилось, исполненные под руководством А. Мыльникова: «Блокада, 1941год» и «Победа», изображающая встречу войск Ленинградского фронта у Нарвских ворот.

О возможностях камерного, лирического образа в монументальной скульптуре свидетельствует

  •  Д. Цораев. Памятный ансамбль «Доблестным сынам Куртатинского ущелья, павшим за родину в годы Великой Отечественной войны». 1970

с одинокой лошадью без всадника в горах. (376)

С другой стороны, примером символического решения с конструктивными элементами может служить посвященное блокаде же и «Дороге жизни»

  •  К.Симун. «Разорванное кольцо». Ленинград

   Закавказские мастера

В мемориальной пластике 70-80-х годов особенно интересно работают закавказские мастера. Это чаще всего символический образ, экспрессивно-напряженный, как

  •  М. Бердзенишвили. Памятник в честь 30-летия Победы. Город Марнеули (Грузия). 1975

исполненный для Марнеули в 1975 г. (арх. Г. Бакрадзе); фигура женщины с двумя мальчиками, держащими огромный меч, - образ матери, отдающей своих сыновей на ратное дело, навеянный древней грузинской историей, но решенный современными средствами, и мыслью, и пластикой обращенный к современнику.

Это и очень интересный по пластическому решению

  •  Э. Амашукели. Мемориал Славы героям-морякам в Поти (Грузия). 1979 (железобетон, арх. В. Давитая)

в котором неожиданно меняется взаимоотношение двух основных частей - фигуры и постамента и где архитектурной части монумента придано самостоятельное эстетическое значение.

Проблема синтеза искусств

Проблемы синтеза скульптуры и архитектуры в эти десятилетия были поставлены в искусстве со всей остротой, но далеко не всегда находили убедительное художественное разрешение на деле. Они остаются главной проблемой монументального искусства и сегодняшнего дня. Наибольшие успехи в решении этой проблемы, на наш взгляд, принадлежат именно Закавказью.

2.2 Памятники

Скульпторы стараются обогащать изобразительные средства, используют декоративные возможности фактуры и цвета разных материалов, ищут оригинальное неканоническое решение образа, как

  •  М. Бердзенишвили. Муза. Тбилиси. 1971 (арх. Чхенкели)

Фигура «Музы» поставлена у здания тбилисской филармонии.

  •  Т. Мамедов, О. Эльдаров. Памятник поэту Физули в Баку. 1962 (бронза)

Широкое распространение получает памятник портретный, органически связанный с ландшафтной средой, как, например, поэтичнейший

  •  Э. Амашукели. Нико Пиросманишвили. Тбилиси. 1975 (бронза)
    •  В. Вильджюнас. Памятник Чюрлёнису в Друскининкае. 1975 (бронза) (377)

Жанровая линия

В монументальной скульптуре находит развитие даже жанровая линия 

  •  О. Комов. Памятник А.Г. Венецианову в Вышнем Волочке. 1980 (бронза, гранит, арх. Н. Комова)
  •  О. Комов. Памятник Пушкину в Твери. 1974 (Болдине, 1979; Пскове, 1983; все в соавторстве с Н.И. Комовой).

Камерное начало в некоторых случаях не лишает скульптуру монументальности, как естественность поз и жестов - исторической правды образа.

2.3 Декоративно-парковая скульптура

Соотношение с ландшафтом

Органическое соотнесение с ландшафтом, с природой характерно

  •  для декоративных скульптур русского художника Б. Свинина для г. Навои
  •  Б. Свинин. Фонтанные скульптуры «Фархад», «Три реки». Город Навои

для декоративных композиций В. Клыкова в зимнем саду гостиницы в Ялте -

  •  В. Клыков. Декоративная композиция «Времена года». Гостиница. Ялта.

Широко используются в монументально-декоративной скульптуре новые способы обработки материала, что

  •  расширяет возможности многообразных пластических решений,
    •  дает большую пластическую выразительность. (378)

Религиозная тема

Наконец, с началом общественно-политического «пробуждения», с попыткой восстановить порванную «связь времен», заглянуть в глубинные истоки отечественной культуры связано появление религиозной темы в искусстве конца 80-х – с начала 90-х годов

  •  В. Клыков. Памятник протопопу Аввакуму
  •  В. Клыков. Памятник Серафиму Саровскому

Один из последних памятников, установленных в Санкт-Петербурге,-

  •  П. Шевченко, С. Алипов. Памятник Нобелю. 1991 (арх. Жуйков)

памятник решен сугубо символически.

Общие черты скульптуры

В целом монументальную скульптуру последних трех десятилетий объединяет ряд черт. Несомненно, что для нее характерно

  •  возрастание роли архитектуры в образном решении,
  •  в ней отчетливо тяготение к обобщению скульптурных форм,
  •  а также расширение круга использованных материалов (кроме традиционной бронзы, мрамора, металла - бетон, из техник излюбленная закавказскими мастерами выколотка и т. д.).

2.4 Станковая скульптура

Поэтический документализм 

В 70-х годах в советской скульптуре появилось направление, которое исследователи стали условно называть «поэтическим документализмом». (379)

К нему можно отнести такие работы, как

  •  В. Вахрамеев. Святослав Рихтер и Нина Дорлиак. 1976 – 1977 (бронза)
    •  Ю. Чернов. Портрет хирурга Г.А. Илизарова. 1975 (кованая медь)

Изображение рояля и занавеса в первом портрете и настоящего хирургического инструмента – во втором в какой-то мере оправдывает название направления.

Новая концепция пространства 

В скульптуре возникает «новая концепция пространства» - физическое пространство осмысливается как эстетическая категория, равнозначная скульптурному объему. Отсюда создание особого, «интерьерного поля», некоей сценической площадки

  •  В. Вахрамеев. Семья Древиных. 1975 (бронза)
    •  Д. Митлянский. Виктор Попков и его муза. 1973

И хотя на этом пути молодые скульпторы подчас грешат

  •  тенденциозностью,
    •  манерностью,
      •  нарушением – когда они обращаются к исторической теме - принципа историзма
        •  О. Баранов. Пушкин. 1981 (гипс)
          •  О. Баранов. Шекспир. 1976
            •  И. Блюмель. Н. Гоголь и А. Пушкин. 1981

сознание роли пространства в формировании художественного образа - новый этап в развитии скульптуры наших дней.

2.5 Скульптура малых форм

Столь же разнообразна «палитра» скульптуры малых форм, где истинные находки лежат и в условном решении 

  •  А. Марц. Стадо антилоп. 1973 (металл)

и в повествовательном, подразумевающем черты подобия, схожести

  •  Т. Каленкова. Изба. 1969 (бронза)
    •  В. Купреянов. У окна. (Ожидание). 1975 (бронза)

Интерес к истории

Во всех видах изобразительного искусства наблюдается интерес к истории. Современные скульпторы широко используют приемы ведущих стилей прошлого в историческом портрете. Так, несомненно под впечатлением барокко - и даже несколько нарочито исполнен В. Думаняном

  •  В. Думанян. Бюст Петра I (гипс).

В лучших традициях русской пластики Коненкова, Голубкиной сделан В. Клыковым остропсихологический

  •  В. Клыков. Портрет И. Стравинского. 1981 (бронза)

Жанр портрета

Обогащение пластических средств, отказ от канонизации особенно заметны в жанре портрета. Углубление портретной психологической характеристики естественно, ведь именно от человека, от его нравственности и силы духа зависит сохранение цивилизации и жизни на земле. (380) 

Татьяна Соколова

Т. Соколова умело сочетает декоративность формы с психологической глубиной в постижении внутреннего мира своих моделей

  •  Т. Соколова. Портрет С. Зеленской. 1964 (кованая медь)
  •  Т. Соколова. Портрет М. Цветаевой. 1970 (бронза)
  •  Т. Соколова. Амазонка. 1981 (шамот)

эта работа говорит о тонком понимании мастером греческой архаической пластики).

Аделаида Пологова

В самостоятельном осознании принципов мировой современной пластики, и в частности пластики британского скульптора Генри Мура, рождалась работа А. Пологовой

  •  А. Пологова. В. Фаворский с дочерью. 1967 (гипс)

Сравните с работой «Король и королева» Г. Мура. Пологова избирает вечные темы искусства - материнство, юность - и находит свое остроиндивидуальное решение

  •  А. Пологова. Мальчики. 1970 (дерево)

Нередко скульптор прибегает к раскраске

  •  А. Пологова. Художник Б. Кочейшвили. 1973

Психологизм образа

В современном портрете психологизация образа достигается чисто изобразительными средствами, без всякой «литературщины»:

  •  фактурой материала,
  •  цветом,
  •  использованием возможностей пространства внутри самой скульптуры,

как это делают В. Вахрамеев, Т. Соколова, А. Пологoва. В портрете начальника отдела метростроя

  •  А. Пологова. Портрет начальника отдела метростроя А.В. Калнита. 1977 (кованая медь)

Пологова использует контррелъеф, как это практиковал Татлин в 20-е годы

ДПИ и дизайн

В тесной связи с архитектурой и архитектурно-декоративной скульптурой развивается декоративно-прикладное искусство и дизайн, та сфера прикладного искусства, которая связана исключительно с промышленностью (оформление станков, машин, приборов, предметов быта, витрин и пр.). Вместе с тем взаимоотношениям архитектуры с монументально-декоративным искусством еще очень далеко до гармонии. (381)

3. Архитектура

Синтез искусств

В 70 -80-е годы особую страницу в строительстве представляют проектированное  создание общественных зданий, прежде всего культурного назначения театры, музеи, в которых наиболее удачное разрешение получает синтез искусств.

В последние годы все сложнее становятся «взаимоотношения» архитектуры со скульптурой и живописью. Роль монументально-декоративного искусства заметно повышается в общем ансамбле.

Интересное решение найдено в оформлении

  •  Д. Шаховской, И. и А. Васнецовы, А. Красулин. Драматический театр в Туле.
    •  И. и А. Васнецовы. Музей имени А. Матросова в Великих Луках.

    Многофигурные композиции

Спорно, но не лишено оригинальности решение многофигурных композиций в фойе

  •  А. Александров. Вологодский драматический театр. 1975
  •  Л. Баранов. И. Савранская. Красноярский театр оперы и балета. (381)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62793. Аппликация из природного материала 16.55 KB
  Приклеиваем траву которую мы вырезали так чтобы она была чуть ниже середины картона чтобы у нас оставалось место для нашей речки. Волнообразно приклеиваем нитки к картону. Приклеиваем. Приклеиваем по середине нашей речке.
62794. Работа с бумагами и картоном. Аппликация «Снеговик» 46.71 KB
  Цели урока: Образовательная: создать условия навыки работы с бумагой и картоном грамотного использования инструментов. 4 1 Оформление красной доски: 2 3 Тема урока Наглядные материалы ЭКГ Домашнее задание...