77242

Экстрапирамидная система. Современные представления о строении и связи с другими отделами ЦНС

Доклад

Биология и генетика

Нейроны клетки коры полушарий мозжечка 2 нейроны клетки зубчатых ядер аксоны которых переходят на противоположную сторону в среднем мозге перекрёст Вернекинга и заканчиваются на нейронах красного ядра. Аксоны переходят на противоположную сторону decusstio tegmenti dorslis фонтановидный Мейнерта. rubrospinlis пучок Монакова обеспечивает выполнение сложных привычных движений ходьба бег делая их пластичными способствует длительному сохранению позы и поддержанию тонуса мускулатуры;...

Русский

2015-02-02

16.55 KB

1 чел.

Экстрапирамидная система. Современные представления о строении и связи с другими отделами ЦНС.

Экстрапирамидные тракты – эфферентные проводящие пути, берущие начало от нейронов интеграционных центров ствола головного мозга. По этим путям проводятся нервные импульсы, обеспечивающие тонус мускулатуры и сложные безусловнорефлекторные двигательные акты.

Красное ядро – основной двигательный координационный центр экстрапирамидной системы, имеет связи с корой полушарий большого мозга (tr. corticorubralis), со стриопаллидарной системой (tr. corticostriatus et striorubralis), таламусом (tr. thalamorubralis), нейронами чёрного вещества, гипоталамической областью и мозжечком («поправочная» деятельность за счёт tr. cerebellorubralis – двухнейронного: 1 нейроны – клетки коры полушарий мозжечка, 2 нейроны – клетки зубчатых ядер, аксоны которых переходят на противоположную сторону в среднем мозге – перекрёст Вернекинга – и заканчиваются на нейронах красного ядра).

Медиальные ядра таламуса – подкорковый чувствительный центр экстрапирамидной системы

Основные экстрапирамидные тракты:

  1.  tr. tectospinalisбезусловнорефлекторные двигательные реакции на внезапные сильные зрительные, слуховые, тактильные и обонятельные раздражения. Первые нейроны в верхних холмиках – подкорковом интеграционном центре среднего мозга (туда информация из ядер верхнего холмика, нижнего холмика, сосочкового тела и коллатералей от проводящих путей общей чувствительности – lemniscus spinalis, medialis, trigeminalis). Аксоны переходят на противоположную сторону – decussatio tegmenti dorsalis (фонтановидный, Мейнерта). Часть волокон оканчивается на ядрах черепных нервов – fasciculus tectonuclearis – защитные реакции с участием мышц головы и шеи. Путь идёт в дорсальной части ствола, затем в переднем канатике
  2.  tr. rubrospinalis – пучок Монакова, обеспечивает выполнение сложных привычных движений (ходьба, бег), делая их пластичными, способствует длительному сохранению позы и поддержанию тонуса мускулатуры; аксоны (его и tr. rubronuclearis) в покрышке среднего мозга сразу переходят на противоположную сторону – перекрёст Фореля. Путь проходит в покрышке ствола, затем в боковом канатике.
  3.  tr. vestibulospinalisбезусловнорефлекторные двигательные акты при нарушениях равновесия. Образован аксонами ядер Дейтерса и Роллера, идёт в дорсальном отделе продолговатого мозга, затем на границе переднего и бокового канатиков
  4.  tr.reticulospinalisдля выполнения сложных рефлекторных актов (дыхательные, хватательные движения), координационная роль: может активировать и тормозить мотонейроны двигательных ядер передних рогов, а также передавать импульсы на гамма-мотонейроны, обеспечивая тонус скелетной мускулатуры. Первые нейроны в ретикулярной формации ствола, аксоны в переднем канатике
  5.  tr.olivospinalisбезусловнорефлекторное поддержание тонуса мышц шеи и поддержание равновесия. 1 нейроны – нижнего оливного ядра (у оливы связь с корой лобной доли – tr. cortocoolivaris, красным ядром – tr. rubroolivaris, корой полушарий мозжечка – tr. olivocerebllaris). Проходит в боковом канатике.
  6.  fasciculus longitudinalis medialisнисходящие и восходящие волокна, обеспечивают согласованные движения глазных яблок и головы за счет связи между двигательными ядрами III, IV, VI (мышцы глазного яблока), XI пар, двигательных ядер передних рогов шейных сегментов спинного мозга (мышцы шеи) и ядром Дейтерса (центр равновесия). Работу этих центров координируют ядра ретикулярной формации – Кахаля и Даркшевича. В среднем мозге и в мосту идет в дорсальной части, в продолговатом отклоняется вентрально, в спинном  идет в переднем канатике. В среднем мозге туда поступают волокна от заднего продольного пучка, объединяющего вегетативные центры -> вегетативные реакции при вестибулярных нагрузках; аксоны идут к ядру III пары своей и IV противоположной стороны. В мосту принимает аксоны клеток ядра Дейтерса (идут к интерстициальному ядру вверх), отдаёт аксоны к ядру VI пары; в продолговатом и спинном мозге отдает аксоны к ядрам XI пары и двигательных рогов 6 верхних сегментов. Кроме того, обеспечивает сочетанный поворот глаз в сторону.
  7.  fasciculus longitudinalis posterior – пучок Шютца – связывает вегетативные центры ствола головного мозга и спинного мозга, начинается от клеток задних ядер гипоталамуса – их аксоны объединяются на границе промежуточного и среднего мозга. В среднем мозге часть идет к добавочным ядрам III пары, в мосту – к слезному и верхнему слюноотдделительному ядрам VII пары, в продолговатом – к нижнему слюноотделительному ядру XI и дорсальному ядру X, в спинном – на нейронах промежуточно-латеральных симпатических ядер. Волокна, обособившиеся в поясничных сегментах вблизи центрального канала – fasciculus paraependimalis – его волокна заканчиваются на нейронах крестцовых симпатических ядер.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7762. Сущность проблемного обучения 72.5 KB
  Сущность проблемного обучения. Определение сущности проблемного обучения. Его основные понятия. Одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности учащихся, развития у них познавательных интересов, творческих способностей самостоят...
7763. Дидактическая система развивающего обучения 63 KB
  Дидактическая система развивающего обучения. Из истории становления развивающего обучения Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию. Теория развивающего обучения берет...
7764. Сущность личностно-ориентированного образования школьников 59.76 KB
  Сущность личностно-ориентированного образования школьников. Сущность личностно-ориентированного образования в школе (определение, цель, принципы) Определение. Личностно-ориентированный образовательный процесс представляет собой не аккумуляти...
7765. Теория и практика воспитания детей и учащейся молодежи 135.5 KB
  Теория и практика воспитания детей и учащейся молодежи. Теоретические основы воспитания: закономерности, цели, принципы. В условиях социальных преобразований в обществе к человеку предъявляются требования активности, мобильности, готовности жить...
7766. Воспитание учащихся в духе ненасилия и мира 99.5 KB
  Воспитание учащихся в духе ненасилия и мира. Сущность концепции культуры мира. Педагогика мира В последние десятилетия обострились глобальные проблемы человечества, связанных с мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографичес...
7767. Гражданское образование школьников 92 KB
  Гражданское образование школьников. Сущность гражданского образования и модели его реализации в учебно-воспитательном процессе школы. Гражданин - это одна из основных социальных ролей человека, которая охватывает широкую сферу социальных отно...
7768. Профессиональная педагогическая деятельность: сущность, структура, особенности 90.5 KB
  Профессиональная педагогическая деятельность: сущность, структура, особенности. Требования к личности учителя и структуре педагогической деятельности В условиях реформирования высшей и средней школы, при которых вариативность и дифференциаци...
7769. Педагогика. Краткий терминологический словарь 52 KB
  Краткий терминологический словарь Активные методы обучения - это методы обучения, основанные на самостоятельной творческой деятельности учащихся по разрешению задач и ситуаций. Активные методы обучения повышают степень мотивации и эм...
7770. Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов 87 KB
  Тема: Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Цель: Закрепить знания о состояниях тел. Задачи: Рассмотреть свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Сформировать представления о деформации, упругости, пластичности. Ход урока. Орган...