77255

Блуждающий нерв, п. vagus

Доклад

Биология и генетика

В его пределах имеются две ветви. В этом отделе имеются следующие ветви. Глоточные ветви rmi phryngei смешанные по составу волокон двигательные чувствительные преганглионарные парасимпатические. Двигательные ветви из этого сплетения иннервируют констрикторы глотки а также мышцы мягкого нёба за исключением tensor veli pltini.

Русский

2015-02-02

17.93 KB

0 чел.

Блуждающий нерв, п. vagus, — X пара черепных нервов, смешанный по составу волокон. Он содержит чувствительные, двигательные и парасимпатические волокна. Его чувствительные волокна представлены периферическими отростками псевдоуниполярных клеток, расположенных в верхнем и нижнем чувствительных узлах, ganglion superius et ganglion inferius. Центральные отростки этих клеток в составе многочисленных корешков направляются в продолговатый мозг и заканчиваются на нейронах ядра одиночного пути, nucl. solitarius, являющегося общим для VII, IX и X пар черепных нервов. Двигательные волокна являются аксонами клеток двойного ядра, nucl. ambiguus, также общего ядра для IX и X пар. Преганглионарные парасимпатические волокна идут от дорсального (заднего) ядра, nucl. dorsalis n. vagi. Эти волокна преобладают над чувствительными и двигательными и составляют большую часть блуждающего нерва. Блуждающий нерв выходит из продолговатого мозга также 5—6 корешками из средней части дорсолатеральной борозды. Корешки соединяются в единый ствол вблизи яремного отверстия, через которое нерв покидает полость черепа. В яремном отверстии находится верхний узел (чувствительный), ganglion superius. Под отверстием располагается нижний узел (чувствительный), ganglion inferius.

По ходу нерва в связи с особенностями его топографии выделяют 4 отдела: головной,шейный, грудной и брюшной.

Головной отдел блуждающего нерва простирается от продолговатого мозга до верхнего узла. В его пределах имеются две ветви.

1. Менингеальная ветвь, ramus meningeus, чувствительная, отходит на уровне верхнего узла, иннервирует твердую оболочку головного мозга в области задней черепной ямки.

2. Ушная ветвь, ramus auricularis, чувствительная, ответвляется от блуждающего нерва под верхним узлом, получает соединительную ветвь от языкоглоточного нерва, иннервирует кожу задней стенки наружного слухового прохода и кожу наружной поверхности ушной раковины.

Шейный отдел блуждающего нерва простирается от нижнего шейного узла до apertura thoracis superior. В этом отделе имеются следующие ветви:

1. Глоточные ветви, rami pharyngei, смешанные по составу волокон (двигательные, чувствительные, преганглионарные парасимпатические). Участвуют в образовании глоточного сплетения, plexus pharyngeus. Двигательные ветви из этого сплетения иннервируют констрикторы глотки, а также мышцы мягкого нёба, за исключением tensor veli palatini. Чувствительные и парасимпатические волокна иннервируют слизистую оболочку глотки и мягкого нёба.

2. Верхние шейные сердечные ветви, rami cardiaci cervicales superiores, в количестве 2—3, содержат чувствительные и преганглионарные парасимпатические волокна. Они соединяются с симпатическими шейными сердечными нервами и направляются к сердцу вдоль обшей сонной артерии. Участвуют в образовании сердечного сплетения.

3. Верхний гортанный нерв, п. laryngeus superior, смешанный по составу волокон, ответвляется от блуждающего нерва в области нижнего узла, спускается вниз и на уровне подъязычной кости делится на наружную — двигательную, и внутреннюю — чувствительную ветви. Наружная ветвь, ramus externus, иннервирует одну из мышц гортани — перстнещитовидную. Внутренняя ветвь прободает шитоподъязычную мембрану и осуществляет иннервацию слизистой оболочки гортани выше голосовой щели, слизистой оболочки корня языка и надгортанника. В составе этой ветви также проходят  парасимпатические волокна к железам слизистой оболочки.

Грудной отдел блуждающего нерва соответствует по протяженности заднему средостению, в котором он проходит. Ветвями грудного отдела являются:

1. Возвратный гортанный нерв, п. laryngeus recurrens, смешанный по составу волокон (двигательный, чувствительный и парасимпатический).

Правый возвратный гортанный нерв отходит от блуждающего нерва на уровне правой подключичной артерии, огибает ее снизу и поднимается в область шеи по латеральной поверхности трахеи.

Левый возвратный гортанный нерв отходит над дугой аорты, проходит по ее передней поверхности, охватывает снизу и поднимается кверху в борозде между пищеводом и трахеей. От возвратного гортанного нерва отходит ряд ветвей:

— трахейные ветви, rami tracheales, — к слизистой оболочке и гладкой мускулатуре стенки трахеи;

— ветви щитовидной железы, rami glandulae thyroideae, — к щитовидной железе;

— пищеводные ветви, rami esophagei, — к слизистой оболочке пищевода и поперечнополосатой мускулатуре верхней трети пищевода;

— нижние шейные сердечные ветви, rami cardiaci cervicales inferiores, участвуют в образовании сердечных сплетений.

Конечной ветвью возвратного гортанного нерва является нижний гортанный нерв, п. laryngeus inferior, который возвращается в область шеи. Он иннервирует все мышцы гортани, кроме перстнещитовидной, и слизистую оболочку гортани ниже голосовой щели.

2. Трахейные и бронхиальные ветви, rami tracheales et bronchioles, направляются к корню легкого, соединяются с бронхиальными ветвями симпатического ствола и формируют легочное сплетение, plexus pulmonalis, которое по стенкам бронхов проникает в легкие.

3. Грудные сердечные ветви, rami cardiaci thoracici, направляются к сердцу, участвуют в формировании сердечных сплетений.

4. Пищеводные ветви, rami esophagei, выходят из пищеводного сплетения, plexus esophageus, образованного многочисленными соединениями правого и левого стволов блуждающих нервов на поверхности пищевода. Иннервируют слизистую оболочку и гладкую мускулатуру стенки пищевода.

Брюшной отдел блуждающего нерва начинается ниже пищеводного отверстия диафрагмы. Он представлен передним и задним стволами блуждающих нервов, которые выходят из пищеводного сплетения.

Передний блуждающий ствол, truncus vagalis anterior, спускается на переднюю поверхность желудка, отступая 1-1,5 см от малой кривизны. От этого ствола отходят:

— передние желудочные ветви, rami gastrici anteriores, образующие между собой переднее желудочное сплетение, plexusgastricus anterior,

— печеночные ветви, rami hepatici, направляющиеся между листками малого сальника к печени.

Задний блуждающий ствол, truncus vagalis posterior, спускается с пищевода на заднюю стенку желудка и также проходит вдоль малой кривизны. От него отходят задние желудочные ветви, rami gastrici posteriores, образующие заднее желудочное сплетение, plexus gastricus posterior. От этого ствола также начинаются чревные ветви, rami coeliaci, которые идут по ходу левой желудочной артерии вниз и назад и достигают узлов чревного сплетения. Чревные ветви блуждающих нервов транзитом проходят через чревные узлы и по сосудам направляются к органам: печени, селезенке, поджелудочной железе, почке, тонкой и толстой кишке (до левого изгиба ободочной кишки). К ним присоединяются симпатические волокна из чревного сплетения. В указанных органах формируются соответствующие нервные сплетения.

Парасимпатический компонент блуждающего нерва на всем протяжении до органа представлен преганглионарными волокнами. В органах находятся интрамуральные вегетативные узлы, от которых идут короткие постганглионарные волокна.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78783. Робота з базами даних в MS Excel 2010 1.88 MB
  Excel вміє складати, віднімати, множити, ділити і виконувати безліч інших операцій. Excel дає можливість попередньо проаналізувати наслідки прийняття тих чи інших рішень при конкретних обставинах. Excel дозволяє автоматизувати не тільки розрахунки як такі...
78784. ФАКТОРЫ РИСКА ХРОНИЧЕСКИХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В НЕОРГАНИЗОВАННОЙ ПОПУЛЯЦИИ МУЖЧИН ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА 2.48 MB
  В процессе диспансеризации неорганизованной популяции мужчин трудоспособного возраста изучить особенности структуры и распространенность факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, их динамику в условиях пятилетнего проспективного наблюдения...
78785. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ 2.02 MB
  Исходя из этого для обеспечения конкурентоспособности авиакомпаниям требуется проводить постоянный поиск новых или совершенствование известных форм методов моделей рекламной деятельности в системе маркетинговых коммуникаций на предприятиях авиационной отрасли позволяющих...
78786. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ БАЗИСНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В ТЕКСТЕ: ПОЗИЦИОННЫЙ АСПЕКТ 3.64 MB
  Данная диссертационная работа посвящена экспериментальному исследованию восприятия базисных частей речи в позиционной структуре текста и выполнена в русле общей теории текста с учетом знаний, накопленных в области теории языка, психолингвистики и лингвосинергетики.
78787. Формирование траектории устойчивого развития региональной социально-экономической системы 861 KB
  Социально-экономическое развитие общества в XX веке, ориентированное в основном на быстрые темпы экономического роста, нанесло огромный ущерб окружающей природной среде. По существу развитие отождествлялось с экстенсивным вовлечением природных ресурсов в экономику, индустриализацией промышленности...
78788. Сім’я буде щасливої коли… 156 KB
  Завдання для груп: І група Відшукати словничок свого роду. ІІ група Що робити щоб були злагода щастя і радість Знайти відповіді з народних джерел. ІІІ група Скласти кросворд ребус про сімю родину. Самостійна пошукова робота учнів: Група 1 Віками складається й передається...
78789. Голос рідної природи серцем слухати навчись (інтегрований урок) 371.5 KB
  Мета: вдосконалювати навички виразного читання, навички чітко і повно відповідати на запитання, збагачувати словниковий запас образними висловами, розвивати усне мовлення учнів; розширювати уявлення про поняття птахи, ознайомити учнів із зимуючими птахами своєї місцевості...
78790. Скарб над скарбами. Казки народів світу. Пагінець місячного дерева (Японська народна казка) 3.93 MB
  Завдання проекту. Розширити і поглибити знання про народні казки світу. Розвивати вміння оцінювати вчинки персонажів і визначати мотиви їхньої поведінки. Учити здійснювати проектну діяльність на основі відбору інформації з довідкової літератури.
78791. Мова – дивний скарб 63.5 KB
  Мета: формування ключових компетентностей: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної – дотримуватися норм мовленнєвої культури, зв’язно висловлюватися в контексті змісту; соціальної – здатність працювати в групі, в парі, з усіма в колективі...