77298

ПСИХОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗРАБОТКИ МАССОВЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРФЕЙСОВ

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Теория деятельности связана прежде всего с именами Леонтьева и Рубинштейна. При анализе деятельности предшествующем проектированию интерфейса необходимы выявление целей деятельности способов достижения той или иной цели установление уровня понимания этой цели работником определение его мотивов. Согласно теории деятельности устанавливается иерархия: деятельность осознанные действия операции. Деятельностный подход к проектированию человеко-компьютерного взаимодействия предполагает анализ поставленной задачи и описание деятельности...

Русский

2015-02-02

39 KB

0 чел.

ПСИХОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗРАБОТКИ

МАССОВЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРФЕЙСОВ

Авербух В.Л., Авербух Н.В. (Екатеринбург)

Человеко-компьютерные интерфейсы (Human-Computer Interfaces - HCI) активно развиваются последние десятилетия со времени появления в 60-ых годах прошлого века значительного числа устойчиво работающих компьютеров (ЭВМ). В первое десятилетие истории HCI число активных пользователей исчислялось тысячами. Теперь возможности человеко-компьютерного взаимодействия доступны в той или иной мере почти всему населению Земли. В тоже время, ситуация с человеко-компьютерным взаимодействием не выглядит однозначной. В ряде случаев использование интерфейсов при компьютеризации процессов управления приводит к росту очередей и сложностям в работе учреждений. Многие массово применяемые интерфейсы неудобны, вынуждают пользователей тратить значительные усилия на освоение и использование и даже приводят к серьезным стрессам у некоторой части пользователей. Проблемы связаны, по нашему мнению, с недостаточной проработкой того, что традиционно относится к человеческому фактору (human factor). Далее, говоря о проектировании человеко-компьютерного взаимодействия, мы будем иметь в виду проектирование элементов, обеспечивающих учет "человеческого фактора" для интерактивных систем. Преодолеть возникающие проблемы может анализ, основанный на теории (точнее теориях) человекокомпьютерного взаимодействия. Основываться такой набор теорий должен на подходах, развитых в разработанную в нашей стране в середине XX века. Теория деятельности связана, прежде всего, с именами Леонтьева и Рубинштейна. "Деятельностный" подход, активно разрабатываемый с конца 80-ых годов, является одним из основных подходов к созданию теории человеко-компьютерного взаимодействия. Целая серия важных работ на эту тему была написана в 90-ые и 2000-ые годы). Совсем недавно появилась монография Виктора Каптелилина и Бонни Нарди, посвященная деятельностному подходу к интерфейсам [1]. Деятельность рассматривается как сознательный и целенаправленный процесс. При анализе деятельности, предшествующем проектированию интерфейса, необходимы выявление целей деятельности, способов достижения той или иной цели, установление уровня понимания этой цели работником, определение его мотивов.

Согласно теории деятельности устанавливается иерархия: деятельность - осознанные действия - операции. Деятельность распадается на набор осознаваемых и мотивированных действий, которые, в свою очередь, реализуются набором операций.

Всю деятельность системы, так и ее всевозможные изменения можно представить целиком в терминах результата, что еще более подчеркивает его решающую роль в поведении системы.

Деятельностный подход к проектированию человеко-компьютерного взаимодействия предполагает анализ поставленной задачи и описание деятельности по ее решению. Эта деятельность сводится к набору осознанных, мотивированных достижением цели действий, которые в свою очередь, сводятся к наборам операций. На каждом уровне иерархии необходимо выявление и четкое определение целей, которые связаны с осуществлением деятельности.

Отметим, что цели в рамках того или иного интерфейса не должны достигается за счет сложных действий, превращаясь в самостоятельную деятельность. Задача проектировщика состоит в том, чтобы минимизировать сложность деятельности в рамках интерфейса. Проектирование деятельности, действий и операций требует знаний по психофизиологии. Необходим учет психомоторных факторов при проектировании операций и действий.

Особенно важную роль играет простота и эргономичность работы в массовых интерфейсах.  Рассмотрим в связи с "деятельностным" подходом "инструментальные" интерфейсы.

Под "инструментальными" профессиональными интерфейсами будем понимать интерфейсы для специалистов в таких областях, где существенной частью деятельности является работа с людьми. То есть в этом качестве мы рассматриваем интерфейсы для служащих различных категорий, медицинских работников, продавцов, других специалистов использующих их как инструмент для осуществления своей профессиональной деятельности.

К классу массовых инструментальных интерфейсов мы отнесем интерфейсы общего назначения, например, для систем бронирования и покупки билетов, пользования медицинскими, банковскими, социальными и государственными услугами и пр.

Вне нашего внимания остаются как интерфейсы, служащие для развлечения или общения, так и интерфейсы профессионалов в области информационных технологий.

Для "инструментальных" интерфейсов не подходят критерии качества и usability, используемые при оценке развлекательных сайтов и социальных сетей, таких как, время пребывания на странице, количество "кликов" по той или иной картинке, субъективные оценки небольшого числа опрошенных и т.п. Критерии в данном случае должны основываться на оценках результатов деятельности пользователей.

Качество для "инструментальных" массовых интерфейсов можно измерить, учитывая потраченное пользователем для получения результата время и уровень напряжения (стресса) при достижении результата. В этом плане необходимы лаконичные интерфейсы с минимальными требованиями к памяти и вниманию пользователя. Отсюда вытекает необходимость запоминания и восстановления текущего состояния и контекста интерфейса. Интерфейсы, использующие принципы меню или какие-либо методики программирования деятельности в этом плане малопригодны.

Для "инструментальных" профессиональных интерфейсов критерий качества может быть оценен через количество людей, удовлетворенных работой учреждения в течение заданного отрезка времени. То есть мы рассматриваем количество клиентов, покупателей, пациентов и пр., получивших удовлетворяющий их результат и не получивших серьезного стресса. Тем самым косвенно измеряется и уровень стресса у профессионала, использующего данный интерфейс.

Измерить стресс можно как за счет опросов пользователей или посетителей того или иного учреждения, так и за счет измерения в лабораторных и "полевых" условиях их физиологических показателей, отражающих уровень стресса.

Выбор отрезка времени зависит от срока, требуемого для решения данной задачи, например, в каких-то случаях это рабочий день, в каких-то - неделя, месяц или даже год.

В случае "массовых" интерфейсов проектировщик, формулируя требования к интерфейсу, участвует в формировании будущей деятельности. Пользователь не может отказаться от использования соответствующей системы, так как через нее он получает доступ к важным для своей жизни услугам, ресурсам, информации и т.п. "Массовый" интерфейс должен ориентироваться на "слабое" звено, то есть с ним должен успешно справляться человек с минимальными возможностями по восприятию и анализу информации.

В случае "профессиональных" интерфейсов цель деятельности пользователя предопределена заранее. Постановка задачи в целом диктует требования к интерфейсу. "Профессионал" также не может отказаться от использования интерфейса, так как его деятельность строго регламентирована. Проектировщик интерфейса должен изучить цели и особенности данной деятельности с тем, чтобы не исказить ее и не вносить в нее дополнительные сложности. В "профессиональные" интерфейсы по нашему мнению не следует включать сложных настроек, и вообще всего того, что может в каком-либо смысле рассматриваться как программирование, так как программирование является самостоятельной деятельностью, дополнительной к основным обязанностям "профессионала".

В ходе деятельности профессионал (служащий, медицинский работник, продавец сложной техники) имеет дело с некоторым набором сущностей. Он обрабатывает личные документы, заполняет формы внутренних документов, взаимодействует с посетителями, иногда принимает деньги и выдает квитанции. Компьютеризация добавляет новый тип деятельности и порождает новую сущность - взаимодействие с программой. Существуют примеры интерфейсов, которые непрерывно переключают внимание работника, мешают ему взаимодействовать с посетителями, перегружая его дополнительными задачами. Количество сущностей, с которыми имеет дело профессионал, необходимо сокращать, а не увеличивать, поэтому спроектированный интерфейс должен полностью брать на себя функции работы с той или иной сущностью. Тогда интерфейс не станет новой, дополнительной и осложняющей сущностью в деятельности профессионала.

Среди других психологических оснований человеко-компьютерного взаимодействия следует отметить важную роль теории гештальта, которая активно используется при проектировании образов на экране компьютера [2-3]. На этой базе, а также на базе учета психомоторных факторов можно получить теоретические основы эргономики интерфейсов.

Необходимо также изучать принципы дизайна как составную часть изучения тех аспектов психологии, которые должны использоваться при проектировании средств человеко-компьютерного взаимодействия и визуализации. Принципы художественного дизайна во многом основаны на принципах восприятия (но ими не исчерпываются). Принципы проектирования интерфейса основаны на общих принципах дизайна и "визуальных искусств", но не исчерпываются ими. При дизайне интерфейсов обычно учитывается только статика. Даже динамика перехода от одного вида отображения к другому изучена слабо. Тем более, не хватает рекомендаций по созданию динамической визуализации. В этом плане важен опыт теории кинематографа. Возможно использование идей теории драмы и кино для создания интерфейсов и визуализации. (Отметим одно из первых в мире исследований [4], где с позиций истории драмы осмысливались первые результаты развития интерфейсов.) Нужна совместная работа специалистов в области психологии вместе с проектировщиками интерфейсов, чтобы получить теоретические основания проектирования правильного человеко-компьютерного взаимодействия.

Литература

1. Kaptelinin, V., Nardi, B. Activity Theory in HCI: Fundamentals and Reflections. Synthesis Lectures on Human-Centered Informatics. Morgan & Claypool. 2012.

2. Graham L. (2008) Gestalt Theory in Interactive Media Design // Journal of the humanities and social sciences, 2(1), pp. 1-12.

3. Fraher R., Boyd-Brent J. (2010) Gestalt Theory, Engagement and Interaction // Proceedings of the 28th of the international conference extended abstracts on Human factors in computing systems ACM, pp. 3211-3216.

4. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим... Очерки о человеческом общении. - М., 1990


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39404. Разработка бизнес-плана малого предприятия 240 KB
  Бизнесплан выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в тоже время необходимый инструмент проектноинвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. Целью составления бизнесплана может быть: получение кредита или привнесение инвестиций; определение стратегических и тактических ориентиров фирмы и т. Разработчиками бизнесплана выступают фирмы...
39405. ГПТ от привода бесконечной мощности с независимым возбуждением 138.57 KB
  Литература Объект регулирования генератор постоянного тока от привода бесконечной мощности с независимым возбуждением далее ГПТ Цель регулирования – разработка компьютерной модели ГПТ и исследование динамических режимов и характеристик Задача исследования – исследование переходных процессов в ГПТ при включении и сбросенабросе нагрузки исследование процесса регулирования напряжения по цепи возбуждения с целью стабилизации выходного тока.1 Выбираем СК связанную со статором так как в ГПТ поле статора неподвижно СК dq для...
39406. Совершенствование процесса кредитования физических лиц коммерческим банком в России 188 KB
  Экономическая сущность кредитных операций коммерческого банка. Кредитование физических лиц как приоритетное направление деятельности коммерческого банка. Анализ финансовоэкономического положения банка ОАО Росгосстрах Банк Балльная оценка факторов характеризующих заемщика Введение На современном этапе развития экономических процессов в стране наблюдается тенденция к увеличению коммерческих банков.
39407. Статистика Методические указания по выполнению курсовой работы 2 MB
  Цель работы – закрепление и углубление теоретических знаний полученных в ходе изучения курса Статистика формирование у студентов – будущих специалистов обучающихся по специальности Государственное и муниципальное управление теоретических знаний и практических навыков по сбору обработке и анализу статистической информации выявление эффективных вариантов принимаемых управленческих решений развитие у студентов творческой инициативы и навыков исследовательской деятельности. Примерные темы курсовых работ Статистикоэкономический...
39408. Проектирование цифрового частотомера 840.51 KB
  В роли источника питания может выстапать гальванический элемент или аккумулятор напряжением 15 В. С помощью преобразователя напряжения это значение повышают до 5 В напряжение необходимое для стабильной работы устройства. Вход Рисунок 2 – Функциональная схема В состав блока формирователя импульсного напряжения входит: входное гнездо XS1 на которе подают импульсное или переменное напряжение частоту которого нужно измерить; резисторы R1 ограничивает входной ток R2 R3 устанавливает нижний предел напряжения входного сигнала R4;...
39409. Проект полігонометрії 4 класу 192 KB
  Розграфлення – система поділу топографічних карт на частини з метою одержання листів карт більш крупного масштабу. Основою для створення всіх крупно масштабних карт є карта масштабу 1:1000000. Для того щоб отримати карту масштабу 1:1000000 вся поверхня земної кулі умовно поділяється на колони через 6˚ по довготі від меридіана 180˚ та паралелями на пояси через 4˚ по широті на північ та на південь від лінії екватора. Утворення карти масштабу 1:1000000 Правило подальшого розграфлення листів топографічних карт полягає в постійному поділі листа...
39410. Геодезія, картографія та кадастр 349.5 KB
  070908 Геоінформаційні системи і технології€ ВСТУП Поряд з теоретичною підготовкою з курсу Організація планування і управління топографогеодезичним виробництвом і інших спеціальних дисциплін в лабораторних і індивідуальних заняттях складається курсовий проект для надбання студентами практичних навиків в плануванні і організації геодезичних робіт. Зміст технічних проектів на виконання робіт регламентується Положенням про складання технічних проектів і програм на виконання загальнодержавних топографогеодезичних і картографічних робіт€ та...
39411. Знімальні мережі 345.5 KB
  Мензульне і тахеометричне знімання При мензуальному або тахеометричному зніманні пункти планової знімальної мережі є одночасно пунктами висотної знімальної мережі і служать безпосередньо для встановлення на них мензули з кіпрегелем або теодоліта якими здійснюється набір пікетів для створення контурної частини плану і рельєфу місцевості. В цьому випадку пункти знімальної основи закріплюють на місцевості центрами тривалого збереження з таким розрахунком щоб на кожному планшеті було не менше трьох точок при зніманні в масштабі 1:2000...
39412. Проект робіт при оновленні топографічних карт масштабу 1:10000 515 KB
  Київський Державний Університет Будівництва та Архітектури КУРСОВИЙ ПРОЕКТ з дисципліни Організації управління і планування топографогеодезичного виробництва на тему: Проект робіт при оновленні топографічних карт масштабу 1:10000€ Виконала:...