77313

СИСТЕМНЫЕ И ВИЗУАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СТЕНДА

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Важную роль в большинстве этих системах играют средства визуализации связанные со сложной вычислительной моделью. Причем система визуализации служит в тоже время и средством управления численным экспериментом. Успех компьютерного эксперимента во многом зависит от средств визуализации которые могут использовать технологии виртуальной реальности как в ldquo;чистомrdquo; виде так и в варианте ldquo;расширеннойrdquo; ugumented реальности. Известная схема получения результата в области численного компьютерного моделирования...

Русский

2015-02-02

84.5 KB

1 чел.

СИСТЕМНЫЕ И ВИЗУАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СТЕНДА

В.Л. Авербух, Н.В. Авербух, М.О. Бахтерев, П.А. Васёв,
А.В. Зырянов, Д.В. Манаков, И.С. Стародубцев, А.А. Щербинин

ИММ УрО РАН, УрФУ, г. Екатеринбург

Аннотация.

Идея виртуального испытательного стенда связана с проведением вычислительного эксперимента и возможностью многократного пропуска программы, моделирующей процессы с различными параметрами. Такие модели возникают в исследованиях, где натурный эксперимент либо сложно организовать, либо он невозможен, и требуют использования параллельных и распределенных вычислений. Наши исследовательские интересы связаны с двумя основными областями – (1) визуализация, человеко-компьютерное взаимодействие, исследования особенностей пользователя и (2) программная реализация распределенных вычислений и организация этих вычислений для виртуального испытательного стенда. Приводится обзор имеющихся в нашем коллективе результатов в этих областях, которые позволяют перейти к реализации системной и визуальной компонент среды виртуальных испытаний.

1. Введение.

Компьютерное моделирование давно стало привычным методом исследований и опытных разработок для различных областей науки и техники. Используются методики численного (компьютерного) эксперимента, которые особенно важны, когда натурный эксперимент сложно организовать либо он вообще невозможен. Один из подходов к организации компьютерного эксперимента связан с идеей виртуального испытательного стенда, то есть программно-аппаратной среды, обеспечивающей возможность многократного пропуска моделирующих программ с различными параметрами. В нашей стране годах идея виртуальных испытаний активно обсуждалась в связи с проблемами разработки новых атомных технологий [1]. Однако области приложения таких сред могут быть самыми различными. Возможны и различные сценарии виртуальных испытаний. Например, в первой половине 90-ых годов в NASA для моделирования космических челноков была разработана специализированная система - виртуальная аэродинамическая труба [2]. Предполагалось, что исследователь может многократно менять как параметры вычислительного эксперимента (“обдува” модели), так и точки установки виртуальных “датчиков”. При подобных сценариях организация сложных вычислительных экспериментов требует использования параллельных и распределенных вычислений в режиме “большого счета”, когда имеет накопление огромных объемов данных, а для получения единичного результата зачастую требуются часы, и даже сутки счета на самых мощных суперкомпьютерах. Известны разработки сред поддержки вычислительного эксперимента на базе сопряжения реальных объектов и их компьютерных моделей. (Например, сопряжение живых клеток с их математическими моделями в различных вариациях [3].) Возможны реализации систем, в которых моделированию подлежат данные, полученные в ходе реальных испытаний того или иного изделия. Виртуальные испытательные стенды достаточно давно используются на практике, в частности, “виртуальные аэродинамические трубы” в настоящее время используются в автопромышленности, в том числе в нашей стране [4].

Важную роль в большинстве этих системах играют средства визуализации, связанные со сложной вычислительной моделью. Причем система визуализации служит в тоже время и средством управления численным экспериментом. Важен выбор технологий вывода графики. Успех компьютерного эксперимента во многом зависит от средств визуализации, которые могут использовать технологии виртуальной реальности как в “чистом” виде, так и в варианте “расширенной” (augumented) реальности.

Известная схема получения результата в области численного (компьютерного) моделирования предусматривает этапы разработки физической и математической моделей; алгоритмизации, программной реализации; организации вычислений по программе; визуализации, интерпретации и анализа результатов. Таким образом, при создании среды проведения компьютерных экспериментов надо осуществить целый комплекс исследований и разработок. Наши исследовательские интересы связаны с двумя основными областями:

1) визуализация, человеко-компьютерное взаимодействие, исследования особенностей пользователя.

2) программная реализация распределенных вычислений и организация этих вычислений для виртуального испытательного стенда.

2. Специализированные системы визуализации.

Можно сказать, что решающим этапом в цикле вычислительного эксперимента является этап анализа и интерпретации результатов моделирования, который и обеспечивает визуализация. Виртуальный испытательный стенд представляет собой классический случай, когда возникает необходимость в специализированной системы визуализации. Разработка таких систем требует как учета особенностей определенной прикладной области и конкретной задачи, так и изучение реального пользователя среды моделирования и визуализации. Стенд представляет собой совокупность специализированных или даже персонализированных систем визуализации, которые объединяются не одинаковой графикой и образностью, а технологическими возможностями, например, on-line визуализацией параллельных и распределенных программ [5].

В ИММ УрО РАН был разработан целый ряд специализированных систем научной визуализации различного назначения [6]. В одних случаях разработанные нами специализированные системы легко адаптировались для представления объектов в иных математических задачах. В других, элементарную адаптацию провести не удалось. Причина этого заключается в специфике самих математических объектов, а также в отличающихся от раза к разу задачах пользователей по обеспечению анализа и интерпретации изображений. Иногда по имеющемуся образцу удаётся сравнительно быстро создать новую специализированную систему, успешно выполняющую свои функции. Но всегда требуется большая работа специалистов по реализации рендеринга, интерфейсов и других составляющих графической системы.

В качестве альтернативы был реализован инструмент разработки, значительно упрощающий решение возникающих технических проблем. Он включает в себя пользовательский интерфейс, а также ядро, позволяющее хранить трехмерную сцену и динамически работать с ней посредством программного интерфейса. Создание подобной среды существенно сокращает ресурсы, требуемые на разработку специализированных систем визуализации. Разработка системы визуализации из сложного проекта, включающего в себя множество рутинных технических задач, превращается в процесс настройки, адаптации и расширения имеющегося «конструктора систем визуализации» в едином стандарте [7].

3. On-line визуализация.

On-line визуализация – методика визуализации, обеспечивающая наблюдение и контроль за выполняющейся вычислительной программой. Наблюдение подразумевает визуальное представление текущего состояния модельных сущностей и программы с тем, чтобы оценить прогресс и качество счёта. Контроль подразумевает возможность управления вычислительной программой – изменение её переменных, влияние на распределённые данные, а также подачу особых команд.

Типовой сценарий проведения вычислительного эксперимента с применением on-line визуализации выглядит следующим образом.

Пользователь подготавливает начальные данные и запускает вычислительную программу. После запуска программа становится доступной для взаимодействия, при этом собственно вычислительный процесс может, как работать, так и находиться в режиме ожидания пользовательских команд. Пользователь открывает систему визуализации, в которой отображается текущее состояние программы. Визуальное представление может обновляться автоматически по ходу вычислений. Кроме средств отображения и анализа, в системе визуализации могут присутствовать средства обратной связи: для изменения данных в памяти программы, подачи различных команд и пр. Команды и изменения поступают в вычислительную программу. Реакция программы, в свою очередь, отображается в системе визуализации. По завершении вычислений изучение результатов её работы может быть продолжено уже без непосредственного участия вычислительной программы.

Разработанная система on-line визуализации состоит из трёх компонент: (1) вычислительных процессов (параллельной программы), (2) сервиса-посредника и (3) программ визуализации. Вычислительные процессы – это процессы счётной программы с внедрёнными в неё специальными вызовами функций, которые соединяют её с системой визуализации. Посредник принимает команды от программ визуализации и направляет их к вычислительным узлам. Программы визуализации, набор программ, реализующих графический интерфейс пользователя, которые отображают текущее состояние параллельной программы и позволяют управлять ею. Для каждой параллельной программы подразумевается наличие своей собственной программы визуализации. При этом возможны и унифицированные решения [6].

4. Удалённая визуализация.

Удалённая визуализация – методика визуализации, при которой система визуализации создаёт графическое изображение на отдельном компьютере и передает его по сети на компьютер пользователя. Пользователь может взаимодействовать с данным изображением. Необходимость применения удалённой визуализации в научных и инженерных вычислениях обуславливается следующим фактором. Как правило, процесс вычислений происходит на специальной вычислительной системе. Результаты вычислений сохраняются в этой же системе. Чтобы проанализировать результаты, необходимо провести процесс их визуализации. Визуальное отображение должно проводиться на устройстве, непосредственно доступном исследователю – станции визуализации (персональном компьютере, системе виртуальной реальности и т.д.). Процесс передачи данных от вычислительной системы к станции визуализации может вызвать значительную задержку по времени. Такая передача может оказаться просто невозможной, при сверхбольших объемах данных. Именно для таких случаев применяется методика удалённой визуализации.

Разработанная система удалённой визуализации, удовлетворяющая поставленным выше требованиям, состоит из трёх уровней: (1) модулей визуализации, (2) сервиса-посредника и (3) интерфейсов пользователя. Каждый модуль визуализации (программа рендеринга) – это один или несколько процессов, ответственных за загрузку и графическое представление экспериментальных данных определённого типа. Сервис-посредник - это серверный процесс, он принимает команды от интерфейса пользователя и направляет их к программам рендеринга. Интерфейсы пользователя построены на веб-технологиях. Они отображают графические представления и взаимодействуют с пользователем. Модуль визуализации не привязан к конечному типу оборудования. Это может быть отдельное приложение на сервере визуализации или параллельное приложение, работающее на вычислителе. Более того, функции модуля визуализации может выполнять часть узлов вычислительной программы. Таким образом, система позволяет варьировать архитектуру для модуля визуализации и может применяться как для off-line, так и для on-line визуализации. Разработанный вариант системы удаленной визуализации использовался применительно к инженерным вычислениям [6].

5. Решения в области человеко-компьютерного интерфейса.

Трехмерные среды визуализации активно используют устройства: виртуальной реальности. Полноценное восприятие и интерпретация визуализации требуют взаимодействия с визуальными объектами. Средства ввода, средства манипуляции визуальными объектами должны быть адекватны возможностям современных систем вывода графических данных. Однако в случае ввода в таких средах пока не предложено способов, которые могут предложить полноценную замену мыши и клавиатуре. В этом плане развитие устройств ввода на сегодняшний день отстаёт от развития устройств вывода, хотя работы в этом направлении активно идут.

Нами проведена разработка простых и дешевых аппаратных и программных средств трехмерного ввода данных, которые можно использовать в средах виртуальной реальности. Важным результатом такой работы является создание так называемого интерфейса фонарика, относящегося к системам “захвата движения”. В качестве датчика света используется стандартная веб-камера. Важное преимущество фонарика заключается в том, он является не точечным, а протяжённым источником света. Камера рассматривает фонарик не как точку, а как объект, имеющий площадь. Эта особенность позволяет вычислять расстояние до объекта на основе анализа изображения всего одной камеры. Поэтому в начале работы не требуется производить калибровку, а сама камера может быть размещена совершенно произвольно. Разработанный интерфейс удобен и обладает достаточной точностью [8].

В настоящее время идут разработки программного комплекса, реализующего манипулятивный интерфейс для сред расширенной реальности. Начаты экспериментальные разработки комплексного устройства ввода-вывода. Для визуализации предполагается использовать стерео очки или шлемы, так как они в наименьшей степени ограничивают свободу пользователя, как манипулятивную, так и пространственную. Для взаимодействия с виртуальными объектами и навигации в виртуальном пространстве предполагается использовать визуальную информацию на базе расширенной реальности и распознавание жестов, т.е. использование в качестве манипулятора различных предметов или рук пользователя, что обеспечит интуитивную понятность, естественность и простоту использования. После ряда экспериментов для распознавания  жестов было выбрано использование карт глубины в комбинации с поиском на основе трёхмерной модели [9].

6. Исследование пользователей среды виртуальной реальности.

Как уже говорилось выше, научные вычисления предполагают анализ большого объема данных, полученных в результате работы компьютерной программы. Пользователь должен взаимодействовать с моделью, интерпретируя за счет сложной интеллектуальной деятельности абстрактные образы. Ставится вопрос о влиянии среды виртуальной реальности на мыслительную деятельность, ответ на который позволяет отделить воздействие психологических эффектов от воздействия чисто технических средств. Поэтому вместе с исследованием присутствия необходимо изучение влияния виртуальной реальности на решение интеллектуальных задач. Была разработана методика, в которой испытуемым предлагалась задача на пространственное преобразование объекта. У части испытуемых было зафиксировано состояние присутствия. Вместе с тем проведенные исследования показали, что состояние присутствие как таковое не оказало значимого влияния на время и правильность решения теста. Возможно, переживание состояния присутствия не будет оказывать влияние и на решение других интеллектуальных задач сходного типа и может не приниматься во внимании при проектировании виртуальных сред, предназначенных для сложной умственной деятельности.

Виртуальная реальность, будучи принципиально новой компьютерной средой, воспринимается пользователями иначе, чем вывод информации на привычный экран. Взаимодействие с ней нуждается в пристальном изучении со стороны психологов, так как не исключено, что именно психологические факторы будут влиять если не на эффективность работы в виртуальной реальности, то на готовность взаимодействовать с ней. Также разработчикам необходимо учитывать возможность появления у некоторых пользователей сред виртуальной реальности “киберболезни” и проявления побочных негативных эффектов, вызванных “гиперприсутствием” и связанных с потерей представления о реальном состоянии, месте и времени [10].

7. Организация распределенных вычислений для виртуального испытательного стенда.

Распространенные средства параллельного программирования, такие как MPI, OpenMP или GLOBUS, требуют от программиста подробного описания большого количества сущностей. Необходимо заботиться о распределении вычислительных задач, синхронизации, обмене данными и так далее. В связи с этим, программирование с использованием этих средств является трудоемкой задачей, отвлекающей на себя существенную часть рабочего времени программиста-математика. Программы создаются долго, получаемые коды сложны и громоздки, их сопровождение и развитие оказывается затратным процессом. Другой проблемой распространенных средств параллельного программирования является их ориентация на конкретные классы вычислительных систем: с общей памятью, кластерные системы либо распределенные системы. Программы, написанные с помощью таких средств, способны выполняться на подразумевавшемся типе параллельной системы, но не способны эффективно работать с системой другого типа. Кроме того, данные средства, как правило, не содержат встроенной поддержки ускорителей (GPU, ПЛИС и т.д.), а также концепций облачных вычислений и SaaS.

Существуют различные подходы к упрощению процесса программирования и исполнения параллельных вычислений. Создаются универсальные средства по автоматизации распараллеливания программ (как для исполнения в системах с общей памятью, так и в многомашинных конфигурациях). Создаются и среды для решения определенных классов задач. В основном это касается задач, для которых применим параллелизм «по данным». Также разрабатываются универсальные инструменты, пытающиеся упростить технические аспекты процесса программирования. Иногда при создании подобных решений используется модель потоков данных (dataflow). В различных вариантах методики, основанные на моделях потоков данных, применяются для создания процессорных архитектур, суперкомпьютеров в целом, для программной организации вычислительных потоков в рамках одного процесса и взаимодействия процессов в распределенной вычислительной среде.

В результате проведенных в коллективе исследований и разработок в области операционных  систем для распределенных вычислений [11], создана методика программирования в распределенных вычислительных средах, имеющая целью устранить ряд проблем и упростить процесс параллельного и распределенного программирования.

Основные критерии, на которые опирается разработка данной методики, следующие:

– методика должна предоставить универсальный механизм параллельного программирования, более простой в применении, чем существующие универсальные средства;

– вычислительные программы, реализованные с помощью разрабатываемой методики, должны выполняться не менее эффективно, чем при использовании других средств;

– методика должна ориентироваться на создание и эффективное исполнение программ на всех типах вычислительных систем, в первую очередь в распределенных вычислительных средах;

Под универсальными средствами параллельного программирования понимаются средства, способные обеспечить создание разнообразных параллельных программ, не привязанных к какому-либо методу обеспечения параллелизма. Это важное и серьезное требование к разрабатываемым средствам программирования, с одной стороны позволяющее решать максимально широкий спектр задач, но затрудняющее разработку этих средств с другой стороны.

Требование более простого режима использования, чем существующие универсальные средства, не нуждается в отдельном комментарии. Аналогично не нуждается в пояснении и требование эквивалентной эффективности исполнения вычислительных программ.

При рассмотрении последнего критерия отметим, что существующие универсальные средства параллельного программирования, как правило, ориентированы на какой-то один конкретный тип вычислительной среды. Вместе с тем особый интерес представляет создание такого универсального средства, которое бы обеспечивало возможность разработки и эффективного исполнения программ во всех типах вычислительных сред, а также в их смешанных конфигурациях. Создаваемая методика должна учитывать аспекты работы различных вычислительных сред. Наиболее сложной задачей из встречающихся в разработке параллельных программ является программирование распределенных вычислительных сред. Необходимо также учесть те аспекты, которые связанные с другими типами вычислительных сред. При работе в кластерных средах необходимо учитывать и эффективно использовать наличие быстрых связей между узлами и возможно – быстрых параллельных файловых хранилищ. В системах с общей памятью – необходимо задействовать возможность доступа к данным без их копирования, складирования или передачи по сети. Разумеется, необходимо обеспечить и возможность совместного, смешанного варианта использования различных типов вычислительных систем: например, распределенная среда может состоять из набора кластеров, каждый из которых, в свою очередь, объединяет набор многоядерных машин с общей памятью. Кроме того, необходимо учесть и наличие таких устройств, как GPGPU, ПЛИС, Cell. В рамках методики следует обеспечить удобное программирование данных устройств.

Предлагаемая методика базируется на понятиях хранилища, задач и правил.

Хранилище содержит в себе именованные данные, по отношению к которым доступны три операции – создание (запись), чтение и удаление. Хранимые данные являются самодостаточными - это не очереди, но некие цельные единицы информации с уникальными именами. Допускаются операции частичного чтения данных.

Задачей называется программа, которая во время исполнения считывает данные с определенными именами из хранилища и в результате своего исполнения формирует новые данные, которые записываются в хранилище.

Правилом называется такая конструкция, которая определяет условия и параметры запуска задач. Правило содержит в себе:

1. Список имен данных, необходимых для выполнения задачи.

2. Список соответствия глобальных имен данных (находящихся в хранилище) локальным именам (с которыми и будет работать задача).

3. Список задач (программ), которые необходимо запустить.

4. Действия, совершаемые в случае успешного выполнения задач.

Правило считается готовым к исполнению, когда в хранилище присутствуют все данные с именами из списка (1). После успешного исполнения правило удаляется из списка выполняемых правил.

Процесс программирования и проведения вычислений в реализованной среде [12] происходит следующим образом. Прежде всего, разрабатываются программные коды задач, из которых состоит вычислительный эксперимент. Каждая такая задача на этапе инициализации должна считать данные из хранилища, а затем по ходу выполнения сформировать и записать новые данные в хранилище. В рамках одного вычисления могут использоваться любые комбинации языков, а также целевых аппаратных сред для создания задач. Например, часть задач можно реализовать на графических ускорителях, а часть – на обычных процессорах. После создания вычислительных программ (задач) программист описывает начальные правила системы. В дальнейшем эти правила могут дополняться – при выполнении задач или финализации правил. Также указываются начальные данные, которые помещаются в хранилище. После подачи команды на запуск вычислительная среда ищет правила, готовые к исполнению, и запускает указанные в них задачи на подходящих свободных вычислительных ресурсах. В результате часть правил исполняется, формируя новые данные и освобождая ресурсы для других правил. Среда продолжает поиск и выполнение правил вплоть до исчерпания всех правил, приостановки работы с внешней стороны или выявления ошибки. Методика позволяет достаточно просто и эффективно реализовать проведение вычислительного эксперимента на гибридных архитектурах. Возможны динамические изменения количества вычислительных узлов по ходу вычислений. Прозрачным для программиста образом автоматизируется создание контрольных точек, приостановка и продолжение вычислений.

8. Заключение.

Главный вывод из представленного короткого обзора состоит в том, что имеется достаточно предпосылок для создания виртуального стенда. Кроме рассмотренных в работе результатов в нашей стране имеется множество разработок в области математического моделирования, создания численных методов, параллельного программирования и компьютерной графики. Существующие реализации целого ряда систем могут рассматриваться как реализация компонент будущего стенда. Все это показывает осуществимость проекта виртуального испытательного стенда.

Литература.

1. Иван Денисович Софронов. Воспоминания, очерки, статьи. (сб. под ред. Е.В. Соколовской). Саров. ФГУПРФЯЦ-ВНИИЭФ”, 2009.

2. Bryson S., Levit C. The Virtual Wind Tunnel // IEEE Computer Graphics and Applications, July 1992.

3. Protsenko Y.L., Routkevitch S.M., Gur'ev V.Y., Katsnelson L.B., Solovyova O., Lookin O.N., Balakin A.A., Kohl P., Markhasin V.S. Hybrid duplex: a novel method to study the contractile function of heterogeneous myocardium // Am. J. Physiol. Heart Circ. Physiol. 289: H2733-H2746, 2005.

4. Шабров Н.Н. Параллельные компьютерные технологии в системах виртуального окружения. Цели и задачи // Суперкомпьютерные технологии в науке, образовании и промышленности, М. Изд. МГУ, 2011.

5. Авербух В.Л., Байдалин А.Ю., Бахтерев М.О., Васёв П.А., Зырянов А.В., Казанцев А.Ю., Манаков Д.В. К обоснованию проекта визуализационной компоненты виртуального испытательного стенда // Параллельные вычислительные технологии (ПаВТ'2010). Челябинск. ЮУрГУ, 2010, с. 378-386.

6. Авербух В.Л., Байдалин А.Ю., Бахтерев М.О., Васёв П.А., Казанцев А.Ю., Манаков Д.В. Опыт разработки специализированных систем научной визуализации // Научная визуализация. Том 2. Номер 4. 2010. Стр. 27-39.

7. Васёв П.А., Кумков С.С., Шмаков Е.Ю. О создании среды для быстрой разработки систем научной визуализации // Современные проблемы математики. Тезисы 42 Всероссийской школы-конференции. Екатеринбург. ИММ УрО РАН. 2011, стр. 280-282. 

8. Зырянов А.В Самокалибрующаяся масштабируемая система ввода тр.хмерных жестов // Системы управления и информационные технологии. 2010. 1.1 (39). стр. 135-139.

9. Starodubtsev I.S.. Fast Marker Tracking Based on Opencv Library for Augmented Reality Applications // Международный Российско-Корейский семинар. 29-31 мая 2011. Abstract of reports. Екатеринбург. УрФУ, 2011. Стр. 10-11.

10. Averbukh Natalia V., Scherbinin Alexandr A. Psychological Aspects of Virtual Environments Using // Международный Российско-Корейский семинар. 29-31 мая 2011. Abstract of reports. Екатеринбург. УрФУ, 2011. Стр. 11-12.

11. Бахтерев М.О. Описание параллельных вычислений при помощи замыканий // Тезисы 10-го Международного семинара "Супервычисления и Математическое моделирование", РФЯЦ-ВНИИЭФ, Саров, 2008, С. 31-32. 

12. Бахтерев М.О., Васёв П.А., Казанцев А.Ю., Альбрехт И.А. Методика распределенных вычислений RiDE // Параллельные вычислительные технологии (ПаВТ’2011): труды международной научной конференции Челябинск. ЮУрГУ, 2011, с. 418–426.

Работа выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 14 "Интеллектуальные информационные технологии, математическое моделирование, системный анализ и автоматизация" при поддержке УрО РАН, проект  09-П-1-1003.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42358. ЭЛЕКТРОННЫЕ И КВАНТОВЫЕ ПРИБОРЫ СВЧ 190 KB
  Управление и контроль за ходом выполнения работы осуществляется с помощью выводимых на экран дисплея базового меню и меню отдельных этапов работы. Организация начального этапа выполнения работы Исполнимый модуль запускается средствами предусмотренными данной операционной системой после чего на экране дисплея появляется базовое меню. Выполнение работы начинается с набора и ввода номера соответствующего пункта базового меню которым на начальном этапе является номер 2 номер 1 используется для завершения работы в целом или ее...
42359. Technologies of the aircraft systems refilling by the special gases 2.54 MB
  Brief theoreticl dt The onbord ircrft systems re refilled by the following specil gses: medicl oxygen for brething of crew nd pssengers in the cse of cockpit depressuriztion; nitrogen is refilled in chmbers of shock bsorbers of lnding ger gseous chmbers of hydrulic ccumultor tnks superchrging system for the hydrulic system nd fuel system; compressed ir for refilling in chmbers of shock bsorbers of lnding ger nd wheels tires. Refilling of the onbord ircrft systems by medicl oxygen is the most difficult nd dngerous technologicl...
42360. Technologies of the aircraft systems refilling by the special liquids 4.27 MB
  Technologies of the ircrft systems refilling by the specil liquids The purpose of work is to study the technologicl equipment nd fetures of its ppliction technology for refilling of the ircrft onbord systems by the specil liquids Brief theoreticl dt 1. Servicer by the specil liquids ZSG66 is intended for refilling of the ircrft onbord systems by synthetic nd minerl oils oil mixtures strting fuel gsoline hydrulic mixtures. Servicer by the specil liquids cn crry out the following procedures: refilling of own tnks by the own pump; ...
42361. Air start up of aviation engines 487.5 KB
  ir strt up of vition engines The purpose of work is fmiliriztion with equipment intended for ir wy jet engines strt up. Brief theoreticl dt To perform n ir gs turbine engine strt up without uxiliry power unit PU running specil selfpropelled or towed ir Strt Units SU re pplied. They deliver compressed continuous ir strem to the ircrft onbord strter inlet for driving the ir strting turbine wheel locted on ech jet engine tht rottes the high pressure engine stge shft ccomplishing the gs turbine engine strt up procedure. Intention generl...
42362. Electric power start up of aviation engines 689 KB
  Electric power strt up of vition engines The purpose of work is fmiliriztion with the equipment intended for ircrft onbord power circuit supply for engine strt up nd power delivery of onbord consumers. Brief theoreticl dt To supply the prticulr electric power proper to the ircrft onbord power circuit when the min engines nd uxiliry power unit re not running specil selfpropelled or towed Ground Power Units re pplied for tht purposes. It lso llows performing n electricl power strt up of min ircrft jet engines by spinning the high...
42363. Technologies of towbar towing of aircraft 2.32 MB
  Technologies of towbr towing of ircrft The purpose of work is fmiliriztion with the bsic technologicl fetures of ircrft towing nd pushbck procedure sfety of towing procedure lbour precution issues. Filure to do so cn result in dmge to the ircrft cncelltion of flight delys or disruption of trvel for our customers pssengers s well s potentil dngerous dmge to other ircrft or vehicles. Fmiliriztion with the equipment nd towbrs being used including prctice with the pushbck vehicle nd ttched towbr to chieve necessry control to follow...
42365. Двумерные графики. Дифференцирование. Интегрирование функции одной переменной. Интегрирование функции многих переменных. Действия с матрицами 218 KB
  Построить на отдельных рисунках графики функций Бесселя первого рода Jn(x) для различных ее номеров n в интервале. Функции Бесселя вызываются командой BesselJ(n,x), где n – номер функции Бесселя, x – независимая переменная. Построить первые 6 функций Бесселя для. Как они выглядят и чем отличаются друг от друга Сделать подписи осей курсивом
42366. Разработка программного обеспечения управления технической системой 694.5 KB
  Необходимо разработать алгоритм и программу управления угловым движением спутника по углу тангажа в процессе поддержания нулевых угловых отклонений относительно заданного положения. Для обеспечения проверки правильности и отладки этих алгоритмов необходимо разработать имитационную математическую модель внешней среды. Алгоритм управления должен быть реализован в управляющей БЦВМ. Она эмулируется в ПК. В рамках этой эмуляции реализуется заданная дискретная во времени работа управляющего алгоритма. В рамках данной работы недостижима отладка на системной ЦВМ.