77313

СИСТЕМНЫЕ И ВИЗУАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СТЕНДА

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Важную роль в большинстве этих системах играют средства визуализации связанные со сложной вычислительной моделью. Причем система визуализации служит в тоже время и средством управления численным экспериментом. Успех компьютерного эксперимента во многом зависит от средств визуализации которые могут использовать технологии виртуальной реальности как в ldquo;чистомrdquo; виде так и в варианте ldquo;расширеннойrdquo; ugumented реальности. Известная схема получения результата в области численного компьютерного моделирования...

Русский

2015-02-02

84.5 KB

1 чел.

СИСТЕМНЫЕ И ВИЗУАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СТЕНДА

В.Л. Авербух, Н.В. Авербух, М.О. Бахтерев, П.А. Васёв,
А.В. Зырянов, Д.В. Манаков, И.С. Стародубцев, А.А. Щербинин

ИММ УрО РАН, УрФУ, г. Екатеринбург

Аннотация.

Идея виртуального испытательного стенда связана с проведением вычислительного эксперимента и возможностью многократного пропуска программы, моделирующей процессы с различными параметрами. Такие модели возникают в исследованиях, где натурный эксперимент либо сложно организовать, либо он невозможен, и требуют использования параллельных и распределенных вычислений. Наши исследовательские интересы связаны с двумя основными областями – (1) визуализация, человеко-компьютерное взаимодействие, исследования особенностей пользователя и (2) программная реализация распределенных вычислений и организация этих вычислений для виртуального испытательного стенда. Приводится обзор имеющихся в нашем коллективе результатов в этих областях, которые позволяют перейти к реализации системной и визуальной компонент среды виртуальных испытаний.

1. Введение.

Компьютерное моделирование давно стало привычным методом исследований и опытных разработок для различных областей науки и техники. Используются методики численного (компьютерного) эксперимента, которые особенно важны, когда натурный эксперимент сложно организовать либо он вообще невозможен. Один из подходов к организации компьютерного эксперимента связан с идеей виртуального испытательного стенда, то есть программно-аппаратной среды, обеспечивающей возможность многократного пропуска моделирующих программ с различными параметрами. В нашей стране годах идея виртуальных испытаний активно обсуждалась в связи с проблемами разработки новых атомных технологий [1]. Однако области приложения таких сред могут быть самыми различными. Возможны и различные сценарии виртуальных испытаний. Например, в первой половине 90-ых годов в NASA для моделирования космических челноков была разработана специализированная система - виртуальная аэродинамическая труба [2]. Предполагалось, что исследователь может многократно менять как параметры вычислительного эксперимента (“обдува” модели), так и точки установки виртуальных “датчиков”. При подобных сценариях организация сложных вычислительных экспериментов требует использования параллельных и распределенных вычислений в режиме “большого счета”, когда имеет накопление огромных объемов данных, а для получения единичного результата зачастую требуются часы, и даже сутки счета на самых мощных суперкомпьютерах. Известны разработки сред поддержки вычислительного эксперимента на базе сопряжения реальных объектов и их компьютерных моделей. (Например, сопряжение живых клеток с их математическими моделями в различных вариациях [3].) Возможны реализации систем, в которых моделированию подлежат данные, полученные в ходе реальных испытаний того или иного изделия. Виртуальные испытательные стенды достаточно давно используются на практике, в частности, “виртуальные аэродинамические трубы” в настоящее время используются в автопромышленности, в том числе в нашей стране [4].

Важную роль в большинстве этих системах играют средства визуализации, связанные со сложной вычислительной моделью. Причем система визуализации служит в тоже время и средством управления численным экспериментом. Важен выбор технологий вывода графики. Успех компьютерного эксперимента во многом зависит от средств визуализации, которые могут использовать технологии виртуальной реальности как в “чистом” виде, так и в варианте “расширенной” (augumented) реальности.

Известная схема получения результата в области численного (компьютерного) моделирования предусматривает этапы разработки физической и математической моделей; алгоритмизации, программной реализации; организации вычислений по программе; визуализации, интерпретации и анализа результатов. Таким образом, при создании среды проведения компьютерных экспериментов надо осуществить целый комплекс исследований и разработок. Наши исследовательские интересы связаны с двумя основными областями:

1) визуализация, человеко-компьютерное взаимодействие, исследования особенностей пользователя.

2) программная реализация распределенных вычислений и организация этих вычислений для виртуального испытательного стенда.

2. Специализированные системы визуализации.

Можно сказать, что решающим этапом в цикле вычислительного эксперимента является этап анализа и интерпретации результатов моделирования, который и обеспечивает визуализация. Виртуальный испытательный стенд представляет собой классический случай, когда возникает необходимость в специализированной системы визуализации. Разработка таких систем требует как учета особенностей определенной прикладной области и конкретной задачи, так и изучение реального пользователя среды моделирования и визуализации. Стенд представляет собой совокупность специализированных или даже персонализированных систем визуализации, которые объединяются не одинаковой графикой и образностью, а технологическими возможностями, например, on-line визуализацией параллельных и распределенных программ [5].

В ИММ УрО РАН был разработан целый ряд специализированных систем научной визуализации различного назначения [6]. В одних случаях разработанные нами специализированные системы легко адаптировались для представления объектов в иных математических задачах. В других, элементарную адаптацию провести не удалось. Причина этого заключается в специфике самих математических объектов, а также в отличающихся от раза к разу задачах пользователей по обеспечению анализа и интерпретации изображений. Иногда по имеющемуся образцу удаётся сравнительно быстро создать новую специализированную систему, успешно выполняющую свои функции. Но всегда требуется большая работа специалистов по реализации рендеринга, интерфейсов и других составляющих графической системы.

В качестве альтернативы был реализован инструмент разработки, значительно упрощающий решение возникающих технических проблем. Он включает в себя пользовательский интерфейс, а также ядро, позволяющее хранить трехмерную сцену и динамически работать с ней посредством программного интерфейса. Создание подобной среды существенно сокращает ресурсы, требуемые на разработку специализированных систем визуализации. Разработка системы визуализации из сложного проекта, включающего в себя множество рутинных технических задач, превращается в процесс настройки, адаптации и расширения имеющегося «конструктора систем визуализации» в едином стандарте [7].

3. On-line визуализация.

On-line визуализация – методика визуализации, обеспечивающая наблюдение и контроль за выполняющейся вычислительной программой. Наблюдение подразумевает визуальное представление текущего состояния модельных сущностей и программы с тем, чтобы оценить прогресс и качество счёта. Контроль подразумевает возможность управления вычислительной программой – изменение её переменных, влияние на распределённые данные, а также подачу особых команд.

Типовой сценарий проведения вычислительного эксперимента с применением on-line визуализации выглядит следующим образом.

Пользователь подготавливает начальные данные и запускает вычислительную программу. После запуска программа становится доступной для взаимодействия, при этом собственно вычислительный процесс может, как работать, так и находиться в режиме ожидания пользовательских команд. Пользователь открывает систему визуализации, в которой отображается текущее состояние программы. Визуальное представление может обновляться автоматически по ходу вычислений. Кроме средств отображения и анализа, в системе визуализации могут присутствовать средства обратной связи: для изменения данных в памяти программы, подачи различных команд и пр. Команды и изменения поступают в вычислительную программу. Реакция программы, в свою очередь, отображается в системе визуализации. По завершении вычислений изучение результатов её работы может быть продолжено уже без непосредственного участия вычислительной программы.

Разработанная система on-line визуализации состоит из трёх компонент: (1) вычислительных процессов (параллельной программы), (2) сервиса-посредника и (3) программ визуализации. Вычислительные процессы – это процессы счётной программы с внедрёнными в неё специальными вызовами функций, которые соединяют её с системой визуализации. Посредник принимает команды от программ визуализации и направляет их к вычислительным узлам. Программы визуализации, набор программ, реализующих графический интерфейс пользователя, которые отображают текущее состояние параллельной программы и позволяют управлять ею. Для каждой параллельной программы подразумевается наличие своей собственной программы визуализации. При этом возможны и унифицированные решения [6].

4. Удалённая визуализация.

Удалённая визуализация – методика визуализации, при которой система визуализации создаёт графическое изображение на отдельном компьютере и передает его по сети на компьютер пользователя. Пользователь может взаимодействовать с данным изображением. Необходимость применения удалённой визуализации в научных и инженерных вычислениях обуславливается следующим фактором. Как правило, процесс вычислений происходит на специальной вычислительной системе. Результаты вычислений сохраняются в этой же системе. Чтобы проанализировать результаты, необходимо провести процесс их визуализации. Визуальное отображение должно проводиться на устройстве, непосредственно доступном исследователю – станции визуализации (персональном компьютере, системе виртуальной реальности и т.д.). Процесс передачи данных от вычислительной системы к станции визуализации может вызвать значительную задержку по времени. Такая передача может оказаться просто невозможной, при сверхбольших объемах данных. Именно для таких случаев применяется методика удалённой визуализации.

Разработанная система удалённой визуализации, удовлетворяющая поставленным выше требованиям, состоит из трёх уровней: (1) модулей визуализации, (2) сервиса-посредника и (3) интерфейсов пользователя. Каждый модуль визуализации (программа рендеринга) – это один или несколько процессов, ответственных за загрузку и графическое представление экспериментальных данных определённого типа. Сервис-посредник - это серверный процесс, он принимает команды от интерфейса пользователя и направляет их к программам рендеринга. Интерфейсы пользователя построены на веб-технологиях. Они отображают графические представления и взаимодействуют с пользователем. Модуль визуализации не привязан к конечному типу оборудования. Это может быть отдельное приложение на сервере визуализации или параллельное приложение, работающее на вычислителе. Более того, функции модуля визуализации может выполнять часть узлов вычислительной программы. Таким образом, система позволяет варьировать архитектуру для модуля визуализации и может применяться как для off-line, так и для on-line визуализации. Разработанный вариант системы удаленной визуализации использовался применительно к инженерным вычислениям [6].

5. Решения в области человеко-компьютерного интерфейса.

Трехмерные среды визуализации активно используют устройства: виртуальной реальности. Полноценное восприятие и интерпретация визуализации требуют взаимодействия с визуальными объектами. Средства ввода, средства манипуляции визуальными объектами должны быть адекватны возможностям современных систем вывода графических данных. Однако в случае ввода в таких средах пока не предложено способов, которые могут предложить полноценную замену мыши и клавиатуре. В этом плане развитие устройств ввода на сегодняшний день отстаёт от развития устройств вывода, хотя работы в этом направлении активно идут.

Нами проведена разработка простых и дешевых аппаратных и программных средств трехмерного ввода данных, которые можно использовать в средах виртуальной реальности. Важным результатом такой работы является создание так называемого интерфейса фонарика, относящегося к системам “захвата движения”. В качестве датчика света используется стандартная веб-камера. Важное преимущество фонарика заключается в том, он является не точечным, а протяжённым источником света. Камера рассматривает фонарик не как точку, а как объект, имеющий площадь. Эта особенность позволяет вычислять расстояние до объекта на основе анализа изображения всего одной камеры. Поэтому в начале работы не требуется производить калибровку, а сама камера может быть размещена совершенно произвольно. Разработанный интерфейс удобен и обладает достаточной точностью [8].

В настоящее время идут разработки программного комплекса, реализующего манипулятивный интерфейс для сред расширенной реальности. Начаты экспериментальные разработки комплексного устройства ввода-вывода. Для визуализации предполагается использовать стерео очки или шлемы, так как они в наименьшей степени ограничивают свободу пользователя, как манипулятивную, так и пространственную. Для взаимодействия с виртуальными объектами и навигации в виртуальном пространстве предполагается использовать визуальную информацию на базе расширенной реальности и распознавание жестов, т.е. использование в качестве манипулятора различных предметов или рук пользователя, что обеспечит интуитивную понятность, естественность и простоту использования. После ряда экспериментов для распознавания  жестов было выбрано использование карт глубины в комбинации с поиском на основе трёхмерной модели [9].

6. Исследование пользователей среды виртуальной реальности.

Как уже говорилось выше, научные вычисления предполагают анализ большого объема данных, полученных в результате работы компьютерной программы. Пользователь должен взаимодействовать с моделью, интерпретируя за счет сложной интеллектуальной деятельности абстрактные образы. Ставится вопрос о влиянии среды виртуальной реальности на мыслительную деятельность, ответ на который позволяет отделить воздействие психологических эффектов от воздействия чисто технических средств. Поэтому вместе с исследованием присутствия необходимо изучение влияния виртуальной реальности на решение интеллектуальных задач. Была разработана методика, в которой испытуемым предлагалась задача на пространственное преобразование объекта. У части испытуемых было зафиксировано состояние присутствия. Вместе с тем проведенные исследования показали, что состояние присутствие как таковое не оказало значимого влияния на время и правильность решения теста. Возможно, переживание состояния присутствия не будет оказывать влияние и на решение других интеллектуальных задач сходного типа и может не приниматься во внимании при проектировании виртуальных сред, предназначенных для сложной умственной деятельности.

Виртуальная реальность, будучи принципиально новой компьютерной средой, воспринимается пользователями иначе, чем вывод информации на привычный экран. Взаимодействие с ней нуждается в пристальном изучении со стороны психологов, так как не исключено, что именно психологические факторы будут влиять если не на эффективность работы в виртуальной реальности, то на готовность взаимодействовать с ней. Также разработчикам необходимо учитывать возможность появления у некоторых пользователей сред виртуальной реальности “киберболезни” и проявления побочных негативных эффектов, вызванных “гиперприсутствием” и связанных с потерей представления о реальном состоянии, месте и времени [10].

7. Организация распределенных вычислений для виртуального испытательного стенда.

Распространенные средства параллельного программирования, такие как MPI, OpenMP или GLOBUS, требуют от программиста подробного описания большого количества сущностей. Необходимо заботиться о распределении вычислительных задач, синхронизации, обмене данными и так далее. В связи с этим, программирование с использованием этих средств является трудоемкой задачей, отвлекающей на себя существенную часть рабочего времени программиста-математика. Программы создаются долго, получаемые коды сложны и громоздки, их сопровождение и развитие оказывается затратным процессом. Другой проблемой распространенных средств параллельного программирования является их ориентация на конкретные классы вычислительных систем: с общей памятью, кластерные системы либо распределенные системы. Программы, написанные с помощью таких средств, способны выполняться на подразумевавшемся типе параллельной системы, но не способны эффективно работать с системой другого типа. Кроме того, данные средства, как правило, не содержат встроенной поддержки ускорителей (GPU, ПЛИС и т.д.), а также концепций облачных вычислений и SaaS.

Существуют различные подходы к упрощению процесса программирования и исполнения параллельных вычислений. Создаются универсальные средства по автоматизации распараллеливания программ (как для исполнения в системах с общей памятью, так и в многомашинных конфигурациях). Создаются и среды для решения определенных классов задач. В основном это касается задач, для которых применим параллелизм «по данным». Также разрабатываются универсальные инструменты, пытающиеся упростить технические аспекты процесса программирования. Иногда при создании подобных решений используется модель потоков данных (dataflow). В различных вариантах методики, основанные на моделях потоков данных, применяются для создания процессорных архитектур, суперкомпьютеров в целом, для программной организации вычислительных потоков в рамках одного процесса и взаимодействия процессов в распределенной вычислительной среде.

В результате проведенных в коллективе исследований и разработок в области операционных  систем для распределенных вычислений [11], создана методика программирования в распределенных вычислительных средах, имеющая целью устранить ряд проблем и упростить процесс параллельного и распределенного программирования.

Основные критерии, на которые опирается разработка данной методики, следующие:

– методика должна предоставить универсальный механизм параллельного программирования, более простой в применении, чем существующие универсальные средства;

– вычислительные программы, реализованные с помощью разрабатываемой методики, должны выполняться не менее эффективно, чем при использовании других средств;

– методика должна ориентироваться на создание и эффективное исполнение программ на всех типах вычислительных систем, в первую очередь в распределенных вычислительных средах;

Под универсальными средствами параллельного программирования понимаются средства, способные обеспечить создание разнообразных параллельных программ, не привязанных к какому-либо методу обеспечения параллелизма. Это важное и серьезное требование к разрабатываемым средствам программирования, с одной стороны позволяющее решать максимально широкий спектр задач, но затрудняющее разработку этих средств с другой стороны.

Требование более простого режима использования, чем существующие универсальные средства, не нуждается в отдельном комментарии. Аналогично не нуждается в пояснении и требование эквивалентной эффективности исполнения вычислительных программ.

При рассмотрении последнего критерия отметим, что существующие универсальные средства параллельного программирования, как правило, ориентированы на какой-то один конкретный тип вычислительной среды. Вместе с тем особый интерес представляет создание такого универсального средства, которое бы обеспечивало возможность разработки и эффективного исполнения программ во всех типах вычислительных сред, а также в их смешанных конфигурациях. Создаваемая методика должна учитывать аспекты работы различных вычислительных сред. Наиболее сложной задачей из встречающихся в разработке параллельных программ является программирование распределенных вычислительных сред. Необходимо также учесть те аспекты, которые связанные с другими типами вычислительных сред. При работе в кластерных средах необходимо учитывать и эффективно использовать наличие быстрых связей между узлами и возможно – быстрых параллельных файловых хранилищ. В системах с общей памятью – необходимо задействовать возможность доступа к данным без их копирования, складирования или передачи по сети. Разумеется, необходимо обеспечить и возможность совместного, смешанного варианта использования различных типов вычислительных систем: например, распределенная среда может состоять из набора кластеров, каждый из которых, в свою очередь, объединяет набор многоядерных машин с общей памятью. Кроме того, необходимо учесть и наличие таких устройств, как GPGPU, ПЛИС, Cell. В рамках методики следует обеспечить удобное программирование данных устройств.

Предлагаемая методика базируется на понятиях хранилища, задач и правил.

Хранилище содержит в себе именованные данные, по отношению к которым доступны три операции – создание (запись), чтение и удаление. Хранимые данные являются самодостаточными - это не очереди, но некие цельные единицы информации с уникальными именами. Допускаются операции частичного чтения данных.

Задачей называется программа, которая во время исполнения считывает данные с определенными именами из хранилища и в результате своего исполнения формирует новые данные, которые записываются в хранилище.

Правилом называется такая конструкция, которая определяет условия и параметры запуска задач. Правило содержит в себе:

1. Список имен данных, необходимых для выполнения задачи.

2. Список соответствия глобальных имен данных (находящихся в хранилище) локальным именам (с которыми и будет работать задача).

3. Список задач (программ), которые необходимо запустить.

4. Действия, совершаемые в случае успешного выполнения задач.

Правило считается готовым к исполнению, когда в хранилище присутствуют все данные с именами из списка (1). После успешного исполнения правило удаляется из списка выполняемых правил.

Процесс программирования и проведения вычислений в реализованной среде [12] происходит следующим образом. Прежде всего, разрабатываются программные коды задач, из которых состоит вычислительный эксперимент. Каждая такая задача на этапе инициализации должна считать данные из хранилища, а затем по ходу выполнения сформировать и записать новые данные в хранилище. В рамках одного вычисления могут использоваться любые комбинации языков, а также целевых аппаратных сред для создания задач. Например, часть задач можно реализовать на графических ускорителях, а часть – на обычных процессорах. После создания вычислительных программ (задач) программист описывает начальные правила системы. В дальнейшем эти правила могут дополняться – при выполнении задач или финализации правил. Также указываются начальные данные, которые помещаются в хранилище. После подачи команды на запуск вычислительная среда ищет правила, готовые к исполнению, и запускает указанные в них задачи на подходящих свободных вычислительных ресурсах. В результате часть правил исполняется, формируя новые данные и освобождая ресурсы для других правил. Среда продолжает поиск и выполнение правил вплоть до исчерпания всех правил, приостановки работы с внешней стороны или выявления ошибки. Методика позволяет достаточно просто и эффективно реализовать проведение вычислительного эксперимента на гибридных архитектурах. Возможны динамические изменения количества вычислительных узлов по ходу вычислений. Прозрачным для программиста образом автоматизируется создание контрольных точек, приостановка и продолжение вычислений.

8. Заключение.

Главный вывод из представленного короткого обзора состоит в том, что имеется достаточно предпосылок для создания виртуального стенда. Кроме рассмотренных в работе результатов в нашей стране имеется множество разработок в области математического моделирования, создания численных методов, параллельного программирования и компьютерной графики. Существующие реализации целого ряда систем могут рассматриваться как реализация компонент будущего стенда. Все это показывает осуществимость проекта виртуального испытательного стенда.

Литература.

1. Иван Денисович Софронов. Воспоминания, очерки, статьи. (сб. под ред. Е.В. Соколовской). Саров. ФГУПРФЯЦ-ВНИИЭФ”, 2009.

2. Bryson S., Levit C. The Virtual Wind Tunnel // IEEE Computer Graphics and Applications, July 1992.

3. Protsenko Y.L., Routkevitch S.M., Gur'ev V.Y., Katsnelson L.B., Solovyova O., Lookin O.N., Balakin A.A., Kohl P., Markhasin V.S. Hybrid duplex: a novel method to study the contractile function of heterogeneous myocardium // Am. J. Physiol. Heart Circ. Physiol. 289: H2733-H2746, 2005.

4. Шабров Н.Н. Параллельные компьютерные технологии в системах виртуального окружения. Цели и задачи // Суперкомпьютерные технологии в науке, образовании и промышленности, М. Изд. МГУ, 2011.

5. Авербух В.Л., Байдалин А.Ю., Бахтерев М.О., Васёв П.А., Зырянов А.В., Казанцев А.Ю., Манаков Д.В. К обоснованию проекта визуализационной компоненты виртуального испытательного стенда // Параллельные вычислительные технологии (ПаВТ'2010). Челябинск. ЮУрГУ, 2010, с. 378-386.

6. Авербух В.Л., Байдалин А.Ю., Бахтерев М.О., Васёв П.А., Казанцев А.Ю., Манаков Д.В. Опыт разработки специализированных систем научной визуализации // Научная визуализация. Том 2. Номер 4. 2010. Стр. 27-39.

7. Васёв П.А., Кумков С.С., Шмаков Е.Ю. О создании среды для быстрой разработки систем научной визуализации // Современные проблемы математики. Тезисы 42 Всероссийской школы-конференции. Екатеринбург. ИММ УрО РАН. 2011, стр. 280-282. 

8. Зырянов А.В Самокалибрующаяся масштабируемая система ввода тр.хмерных жестов // Системы управления и информационные технологии. 2010. 1.1 (39). стр. 135-139.

9. Starodubtsev I.S.. Fast Marker Tracking Based on Opencv Library for Augmented Reality Applications // Международный Российско-Корейский семинар. 29-31 мая 2011. Abstract of reports. Екатеринбург. УрФУ, 2011. Стр. 10-11.

10. Averbukh Natalia V., Scherbinin Alexandr A. Psychological Aspects of Virtual Environments Using // Международный Российско-Корейский семинар. 29-31 мая 2011. Abstract of reports. Екатеринбург. УрФУ, 2011. Стр. 11-12.

11. Бахтерев М.О. Описание параллельных вычислений при помощи замыканий // Тезисы 10-го Международного семинара "Супервычисления и Математическое моделирование", РФЯЦ-ВНИИЭФ, Саров, 2008, С. 31-32. 

12. Бахтерев М.О., Васёв П.А., Казанцев А.Ю., Альбрехт И.А. Методика распределенных вычислений RiDE // Параллельные вычислительные технологии (ПаВТ’2011): труды международной научной конференции Челябинск. ЮУрГУ, 2011, с. 418–426.

Работа выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 14 "Интеллектуальные информационные технологии, математическое моделирование, системный анализ и автоматизация" при поддержке УрО РАН, проект  09-П-1-1003.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54855. Тварини. Домашні улюбленці 36 KB
  Boys and girls, today we are going to study a new topic Pets and animals, I am sure youll be very glad to study it, because all of you have some pets at home and love them very much. And by the end of the lesson youll be able to describe them in English. So, lets start our lesson.
54856. Восприятие искусства. Пейзажный жанр. Воссоздание настроения природы при помощи художественных техник («монотипия», техника работы «по сырому») 350.5 KB
  Воссоздание настроения природы при помощи художественных техник монотипия техника работы по сырому. Воссоздание настроения природы при помощи художественных техник монотипия техника работы по сырому. Ознакомить учащихся с особенностями работы в технике монотипии и по сырому; вырабатывать умения и навыки учащихся при работе в разных художественных техниках. Оборудование: Работы художников: И.
54857. Пейзаж «Я закоханий в дерево зеленовіте» 291.5 KB
  Наочні матеріали: репродукції пейзажних творів творчі роботи учнів. Уже в епоху неоліту зустрічалися умовні позначення неба земної поверхні частин світу к розписах Стародавнього Сходу присутній пейзаж у сценах полювання рибальства війн. Важливе місце пейзаж займає в мистецтві Китаю де його вважали наочним втіленням світового закону життя.
54858. Добро пожаловать в Photoshop 4 13.54 MB
  Коррекция цвета Коррекция на глазок Коррекция теней бликов средних тонов и насыщенности Клиппирование Сохранение и загрузка параметров коррекции Гистограммы Уровни и кривые Коррекция яркости с помощью команды Уровни Levels Команда Кривые Curves Цветовой баланс Коррекция яркости и контраста Цветовой тон и насыщенность Коррекция цветового тона и насыщенности Изменение цвета выделенного объекта Подкрашивание Общие сведения о каналах изображения Добавление нового канала Копирование канала Разделение каналов ...
54859. Нормативно-правова база з військових питань 557 KB
  Мета: ознайомити учнів з Воєнною доктриною України основними принципами будівництва Збройних Сил України структурою військової організації держави та сучасними зразками озброєння та техніки; пояснити учням що основою військової організації держави виступають Збройні Сили України; прищіліти інтерес до служби у Збройних Силах України; продовжити формування розгорнутої навчальної діяльності вміння самостійно здобувати знання; удосконалювати такі загально пізнавальні навички: аналізувати систематизувати виділяти головне та інші;...
54861. Створення електронних підручників 46.5 KB
  Стрімкий процес інформатизації шкіл на основі сучасних компютерів що поступають в навчальні заклади країни відкриває в освіті шлях електронним підручникам. Сучасні методи представлення інформації в компютерах містять в собі не тільки текст малюнки графіку креслення але й звукові та відео фрагменти що забезпечує наочність підручника. Окремі аспекти електронного підручника досліджувались у роботах А. Вони мають такі загальні ознаки а саме: – навчальний матеріал висловлюється з певної області знань та освітлюється на сучасному рівні...
54862. Мультиказковий феєрверк 321.5 KB
  Протилежні числа. Координатний промінь Тема модуля: Додатні та від’ємні числа. Протилежні числа.
54863. Слово. Значение слова 1.76 MB
  Значение слова. Фундаментом знаний является материал заложенный в первом классе где дети в доступной форме познакомились со словами предметами признаками предметов действиями словами которые служат для связи слов в предложении заменяя данные понятия на слова-художники слова работяги слова узелки.