77338

К проблеме психологического влияния сети Интернет

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Начало XXI века ознаменовалось значительным ростом аудитории сети Интернет. Вместе с этим растет и время проводимое пользователями в сети появились и продолжают появляться разнообразные сервисы в том числе направленные на общение и взаимодействие между людьми. Однако до сих пор не существует единой точки зрения относительно психологического влияния сети Интернет.

Русский

2015-02-02

16.5 KB

1 чел.

К проблеме психологического влияния сети Интернет

А.А. Щербинин

On the problem of psychological influence of the Internet

A.A. Scherbinin

Начало XXI века ознаменовалось значительным ростом аудитории сети Интернет. Вместе с этим растет и время, проводимое пользователями в сети, появились и продолжают появляться разнообразные сервисы, в том числе направленные на общение и взаимодействие между людьми. Однако до сих пор не существует единой точки зрения относительно психологического влияния сети Интернет. Более того, некоторые исследователи полагают, что интернет может являться объектом аддикции, приводить к отказу от «реального» общения в пользу «виртуального».

Для того, чтобы оценить характер и объемы использования сети среди различных ее пользователей, а также оценить влияние на социальную сферу, было проведено онлайн-исследование. В нем приняли участие 142 человека из трех групп: «профессиональных пользователей» (студенты, аспиранты и научные сотрудники в сфере компьютерных технологий), пользователей социальных сетей и блогов, игроков в онлайн-игры. В исследование были включены опросники на характер и частоту использования различных онлайн-сервисов, количество собеседников и друзей в рамках интернет-коммуникации, на увлеченность компьютерными играми, а также инструментарий для оценки психологических характеристик: социальной тревожности, субъективного одиночества, копинг-стратегий.

В результате были получены данные по нескольким векторам исследования проблемы использования интернета. Анкеты и опросы, касающиеся характера и частоты использования, позволяют лучше понять его структуру и основные тенденции. Так, например, использование социальных сетей отличается как большой частотой, так и равной распространенностью среди всех исследуемых групп и возрастов. Говоря иначе, социальные сети являются одним из основных видов активности в сети Интернет и получили широкое распространение среди пользователей.

Анализ результатов опросников на социальную тревожность, субъективное одиночество и копинг-стратегии позволяет дать ответ на вопрос о влиянии интернета. Его использование в целом не связано с отрицательными последствиями в рамках исследуемых характеристик. В то же время отдельные виды сетевой активности (например, бесцельное блуждание по страницам или онлайн-покупки) могут быть связаны с более высокими уровнями социальной тревожности. Однако, изучая полученные данные в контексте теорий социальной тревожности и сопоставляя данные о частоте подобного поведения, мы можем сделать вывод, что это поведение является не столько причиной, сколько следствием. К примеру, люди с высокой социальной тревожностью испытывают дискомфорт в обычных магазинах из-за возникающих ситуаций социального взаимодействия.

Увлеченность компьютерными играми также является не причиной, а следствием более высокой социальной тревожности. Более того, связь между этими характеристиками присутствует лишь у однопользовательских игр и отсутствует у онлайн-игр. Также увлечение играми носит нерегулярный характер: периодические всплески интереса, связанные с наличием свободного времени, выходом новых игр и так далее. Постепенно активность игрока угасает, оставаясь на постоянном, довольно низком уровне. Это еще раз ставит под сомнение термин «игровая компьютерная зависимость» и принадлежность данного поведения к классу аддикций.

Таким образом, на основании проведённого исследования можно сделать вывод, что сеть Интернет сама по себе не ведёт к негативным психологическим последствиям, а в случаях злоупотребления онлайном следует в первую очередь разрешать проблемы в общении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62307. Структура урока производственного обучения 16.53 KB
  Тема урока: Цели: Обучающая: обучить приёмам и навыкам. Задачи: Тип урока: Теоритический формирование новых знаний Практический формирование умений навыков Комбинированный Обобщение систематизация знаний умений навыков Урок по проверки знаний умений навыков Методы обучения: словесныйобъяснение беседа диалог наглядные методы ТСО Оборудование Межпредметная связь: технология и материаловедение рисунок народные художественные промыслы. Ход урока: 1.