77338

К проблеме психологического влияния сети Интернет

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Начало XXI века ознаменовалось значительным ростом аудитории сети Интернет. Вместе с этим растет и время проводимое пользователями в сети появились и продолжают появляться разнообразные сервисы в том числе направленные на общение и взаимодействие между людьми. Однако до сих пор не существует единой точки зрения относительно психологического влияния сети Интернет.

Русский

2015-02-02

16.5 KB

0 чел.

К проблеме психологического влияния сети Интернет

А.А. Щербинин

On the problem of psychological influence of the Internet

A.A. Scherbinin

Начало XXI века ознаменовалось значительным ростом аудитории сети Интернет. Вместе с этим растет и время, проводимое пользователями в сети, появились и продолжают появляться разнообразные сервисы, в том числе направленные на общение и взаимодействие между людьми. Однако до сих пор не существует единой точки зрения относительно психологического влияния сети Интернет. Более того, некоторые исследователи полагают, что интернет может являться объектом аддикции, приводить к отказу от «реального» общения в пользу «виртуального».

Для того, чтобы оценить характер и объемы использования сети среди различных ее пользователей, а также оценить влияние на социальную сферу, было проведено онлайн-исследование. В нем приняли участие 142 человека из трех групп: «профессиональных пользователей» (студенты, аспиранты и научные сотрудники в сфере компьютерных технологий), пользователей социальных сетей и блогов, игроков в онлайн-игры. В исследование были включены опросники на характер и частоту использования различных онлайн-сервисов, количество собеседников и друзей в рамках интернет-коммуникации, на увлеченность компьютерными играми, а также инструментарий для оценки психологических характеристик: социальной тревожности, субъективного одиночества, копинг-стратегий.

В результате были получены данные по нескольким векторам исследования проблемы использования интернета. Анкеты и опросы, касающиеся характера и частоты использования, позволяют лучше понять его структуру и основные тенденции. Так, например, использование социальных сетей отличается как большой частотой, так и равной распространенностью среди всех исследуемых групп и возрастов. Говоря иначе, социальные сети являются одним из основных видов активности в сети Интернет и получили широкое распространение среди пользователей.

Анализ результатов опросников на социальную тревожность, субъективное одиночество и копинг-стратегии позволяет дать ответ на вопрос о влиянии интернета. Его использование в целом не связано с отрицательными последствиями в рамках исследуемых характеристик. В то же время отдельные виды сетевой активности (например, бесцельное блуждание по страницам или онлайн-покупки) могут быть связаны с более высокими уровнями социальной тревожности. Однако, изучая полученные данные в контексте теорий социальной тревожности и сопоставляя данные о частоте подобного поведения, мы можем сделать вывод, что это поведение является не столько причиной, сколько следствием. К примеру, люди с высокой социальной тревожностью испытывают дискомфорт в обычных магазинах из-за возникающих ситуаций социального взаимодействия.

Увлеченность компьютерными играми также является не причиной, а следствием более высокой социальной тревожности. Более того, связь между этими характеристиками присутствует лишь у однопользовательских игр и отсутствует у онлайн-игр. Также увлечение играми носит нерегулярный характер: периодические всплески интереса, связанные с наличием свободного времени, выходом новых игр и так далее. Постепенно активность игрока угасает, оставаясь на постоянном, довольно низком уровне. Это еще раз ставит под сомнение термин «игровая компьютерная зависимость» и принадлежность данного поведения к классу аддикций.

Таким образом, на основании проведённого исследования можно сделать вывод, что сеть Интернет сама по себе не ведёт к негативным психологическим последствиям, а в случаях злоупотребления онлайном следует в первую очередь разрешать проблемы в общении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78025. Страхование «Автокаско» 72.5 KB
  Страхование автотранспорта является имущественным страхованием и подразделяется на страхование транспорта как имущества (совокупности устройств и механизмов) и страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства как источника повышенной опасности.
78026. Задачи и методы специальной психологии 75.5 KB
  Специальная психология изучает причины сущность и закономерности отклоняющегося нарушенного психического развития психологические особенности детей с недостатками в развитии познавательной деятельности и эмоционально волевой сферы личности.
78027. Молекулярная биология: исторические вехи и перспективы развития в XXI веке 1.09 MB
  Перекрываясь с другими смежными областями биологии и химии а именно с генетикой и биохимией молекулярная биология изучает взаимодействия между различными системами живой клетки включая процессы синтеза таких жизненно важных биополимеров как ДНК РНК и белков а также взаимодействия регулирующие эти процессы.
78028. Информатика. Понятие, роль, сущность 193.5 KB
  Термин информационные технологии появился в конце 70-ых годов и его стали широко применять в связи с использованием современной электронной техники для обработки информации. Понятие информатики охватывает области связанные с разработкой созданием использованием...
78030. История развития компьютерной техники 1950-1970 годов 55 KB
  Утверждение В.М. Глушкова о том, что С.А. Лебедев - независимо от ученых Запада - разработал принципы построения компьютеров с хранимой в памяти программой - принципиально важный момент. Именно хранение программы в оперативной памяти стало завершающим шагом в развитии первых компьютеров.
78031. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАТЕГИЙ РОССИИ И США НА БОЛЬШОМ БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ: ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА И СОПЕРНИЧЕСТВА 1.69 MB
  Совместные же усилия наших двух стран в преодолении последствий этой агрессии обусловили формирование новой системы отношений в регионе, практически сведя на нет риски масштабного военного взрыва между главными в прошлом антагонистами – Израилем и арабскими странами.
78032. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка 113 KB
  Система современного образования не активирует в достаточной степени внутренние мотивы учения. Она диктует ребёнку свои условия и не оставляет места для его вопросов. В результате школьник перестаёт их задавать, теряет интерес к окружающему миру и, соответственно, к обучению.