77352

Общение в Интернете: реальность или уход от нее

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Строятся предположения о том что постоянные пользователи интернета с его помощью избегают социальных контактов или возможно изза посещения сети Интернет пользователи теряют способность к живому общению и взаимодействию с другими людьми. Также был использован инструментарий для оценки социальной тревожности измеряемой как сумма страха перед социальными контактами и избегания социальных контактов. Обнаружена отрицательная корреляция между избеганием социальных контактов и количеством друзей знакомых только через интернет интернетдрузья....

Русский

2015-02-02

17 KB

2 чел.

Общение в Интернете: реальность или уход от нее?

Н.В. Авербух, А.А. Щербинин (Екатеринбург)

Communication on the Internet: reality or escape from it?

N.V. Averbukh, A.A. Scherbinin (Ekaterinburg)

Многие сегодня задаются вопросом о том, не является ли сеть Интернет подменой реальности, не уходят ли посетители онлайн-сервисов в виртуальное пространство, отказываясь жить «настоящей» жизнью. Строятся предположения о том, что постоянные пользователи интернета с его помощью избегают социальных контактов или, возможно из-за посещения сети Интернет пользователи теряют способность к живому общению и взаимодействию с другими людьми.

В нашем исследовании приняли участие более 140 испытуемых в возрасте от 13 до 60 лет, постоянно использующих Интернет-технологии. Им было предложено участие в опросе, пункты которого касались числа и важности контактов, устанавливаемых и поддерживаемых в интернете и в обычной жизни. Также был использован инструментарий для оценки социальной тревожности, измеряемой как сумма страха перед социальными контактами и избегания социальных контактов. Следует уточнить, что вопросы в опроснике социальной тревожности касались только контактов в реальной жизни, а не общения посредством сети Интернет. Кроме того, испытуемые заполняли опросник на определение субъективно воспринимаемого одиночества.

Были получены данные, позволяющие выявить связь между социальной тревожностью и общением посредством сети Интернет.  Обнаружена отрицательная корреляция между избеганием социальных контактов и количеством друзей, знакомых только через интернет (интернет-друзья). Также избегание социальных контактов отрицательно коррелирует с технологии Skype и т.п.. Страх перед социальными контактами отрицательно коррелирует с общением посредством социальных сетей (например, «В Контакте», «Одноклассники» и т.п.). Социальная тревожность как общий показатель отрицательно коррелирует с общением в социальных сетях и по сотовому телефону.

Таким образом, мы можем предположить, что люди, склонные избегать социальных контактов или боящиеся их, не не склонны заводить друзей в интернете и поддерживать  отношения с другими людьми посредством  новых способов коммуникации.

Субъективно воспринимаемое одиночество отрицательно коррелирует с общением по сотовому телефону, с общением в социальных сетях, с количеством друзей в социальных сетях и в телефонной книге, при этом показатели одиночества положительно коррелируют с социальной тревожностью.

Также интересно, что количество интернет-друзей положительно коррелирует с количеством друзей среди контактов в телефонной книге сотового телефона. Это позволяет нам сделать предположение, что есть значительное пересечение реального круга общения и круга общения в социальных сетях.

Таким образом, проведённый анализ опровергает предположение о том, что общение с помощью интернета заменяет реальную жизнь и что с помощью онлайн-сервисов люди избегают социальных контактов вне сети. По нашему мнению, среди пользователей интернета происходят качественные изменения в самой структуре  общения, а также в понятиях «знакомство» и «дружба», их распространение на общение онлайн. Однако по своей сути общение через интернет в различных его формах является лишь продолжением «реального» общения. Интернет же служит  инструментом для его осуществления, точно так же, как и другие современные технические средства, например, телефон.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32802. Философия Августина Аврелия (Блаженного). И Фомы Аквинского 14.95 KB
  Учение о Боге и мире. Бог рассматривается им как начало всего сущего как единственная причина возникновения вещей. Бог вечен и неизменен. Мир созданных богом вещей изменчив и пребывает во времени.
32803. Особенности философии Возрождения. Её связь с наукой и искусством. Учения о природе и познании 18.84 KB
  Особенности философии Возрождения. Эпоха Возрождения Ренессанса – переходный период от Средних веков к Новому времени XV [в Италии с XIV] XVI вв. Возрождение –художественноэстетическая эпоха провозгласившая что высшее призвание человека в мире – быть творцом и созидателем Этапы развития и характерные черты философии Возрождения. В философии эпохи Возрождения можно выделить 3 этапа: гуманистический сер.
32804. Эмпиризм и сенсуализм в философии нового времени 16.32 KB
  Локк подчеркивает особую роль органов чувств в процессе познания.Бэкон сделал научное познание в центре его внимания вопросы о целях и методах научного познания.Однако он утверждает что на пути познания имеется множество заблуждений препятствующих получению достоверного знания. Бэкон выделяет 4 вида идолов познания: 1 идолы рода являются следствием ограниченности человеческого ума несовершенством органов чувств; 2 идолы пещеры обусловлены индивидуальными особенностями человека: каждый человек имеет свой внутренний субъективный мир...
32805. Рационализм в философии нового времени 17.35 KB
  Эти две субстанции пересекаются и активно взаимодействуют однако их взаимосвязь является лишь механической. В человеке материальная и духовная субстанции проявляются как тело и душа. В понятии единой субстанции т. Спиноза называет следующие свойства единой субстанции: независимое ни от чего существование; вечность; бесконечность; является внутренней причиной самой себя и всего сущего.
32806. Субъективный идеализм в философии Н.В. (Дж.Беркли, Д.Юм) 14.1 KB
  Джордж Беркли 1685 – 1753 гг. Беркли внес весомый вклад в теорию познания четко поставив вопрос о соотношении объективного и субъективного в ощущениях об объективности причинности и о видах существования. Беркли утверждал что мир не существует независимо от человека а представляет собой комплекс ощущений и восприятий. Философия Беркли основывается на следующих основных принципах: 1 существовать значит быть воспринимаемым; 2 я не в состоянии помыслить ощущаемые вещи или предмет независимо от их ощущения и восприятия; 3 мы никогда не...
32807. Философия французского Посвящения 17.75 KB
  Философия Просвещения опиралась на достижения наук: биологии физики медицины – которые стали естественнонаучным основанием раскрытия сущности и природы человека. Просветители развивали материалистические взгляды на природу и человека. Дидро уподоблял человека инструменту наделенному чувствительностью и памятью а Ламетри проводил аналогию между человеком и машиной. Однако французские материалисты обращали внимание и на роль социальнокультурных факторов появления человека уделяли внимание роли языка как средства общения и познания мира.
32808. Особенности становления и основные черты немецкой классической философии 11.99 KB
  Немецкая философия конца ХVIII первой трети ХIХ веков представлена именами Канта Фихте Шеллинга Гегеля Фейербаха и представляет собой важный этап в развитии мировой философской мысли. Произведения Шиллера и Гете философские труды Канта и Гегеля отразили противоречивость эпохи. Маркс назвал философию Канта теорией буржуазной революции.
32809. Философия И. Канта: субъективный идеализм и агностицизм 14.27 KB
  Канта: субъективный идеализм и агностицизм. Основателем немецкой классической философии считается Иммануил Кант 1724 – 1804 гг. Основное содержание своей философии Кант изложил в виде следующих вопросов: Что я могу знатьЧто я должен делатьНа что я могу надеятьсяЧто есть человек. В творчестве Канта принято выделять 2 периода: 1 докритический до 70х гг.
32810. Философия Гегеля: абсолютный идеализм и диалектика 14.28 KB
  Диалектика в творчестве Гегеля – это теория развития всего сущего и метод познания действительности. В ходе своего саморазвития Абсолютная идея проходит ряд ступеней развиваясь от простого к сложному от абстрактного к конкретному. Высшая ступень развития – абсолютный дух. Причем философия означает завершение итог развития Абсолютной идеи: по определению Гегеля философия – это духовная квинтэссенция эпохи самосознание эпохи.