77407

Семейное право в правовой системе РФ

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие и признаки семьи. Семья в Российском праве не является субъектом S является лишь члены семьи. Понятие семьи даётся социологическими науками понимается и как сожительство разнополых особей но и как различного степени родства людей или находящихся в свойстве родственниками по крови они не являются. В российском праве нет единого определения семьи которое бы имело значение для всех отраслей российского права.

Русский

2015-02-02

40 KB

4 чел.

НПА:

  •  Семейный кодекс
  •  Гражданский кодекс

Учебники:

  •  Крошенинников (под редакцией)
  •  Пчелинцева Л.М. «Семейное право России» \учебник\курс лекций\
  •  Нечаева А.М. «Семейное право»
  •  Под ред. Толстого и Сергеева (но издавался до 2006г.)

Тема: Семейное право в правовой системе РФ.

Понятие и признаки семьи.

Семья в Российском праве не является субъектом, S  является лишь члены семьи.

Понятие семьи даётся социологическими науками, понимается и как сожительство разнополых особей, но и как различного степени родства людей, или находящихся в свойстве (родственниками по крови они не являются).

Традиционное определение: Малая группа лиц, основанная на браке \ родстве \ принятии ребёнка на воспитание, связанных взаимными интересами, общностью жизни, моральной и материальной поддержкой.

Для социологии, прежде всего, важны социальные связи (общность жизни, моральная поддержка).

В российском праве нет единого определения семьи, которое бы имело значение для всех отраслей российского права. Т.к. нет единого определения, нет и единого мнения, кто является членами семьи: в жилищном законодательстве – проживают вместе и ведут совместное хозяйство; наследственно – могут являются племянники \  племянники и иждивенцы. Понятие семьи не закреплено легально нигде.

Семья (в юридическом смысле) – круг лиц, основанный на браке, родстве, принятии ребёнка в семью на воспитание, связанных правами и обязанностями, вытекающими из семейного законодательства.

Признаки:

  1.  Особый юридический факт, порождающий данные отношения (принятие ребёнка в семью (усыновление, заключение брака, установление родства);
  2.  Наличие юридической связи, вытекающая из юридического законодательства.

Исходя из этого определения следует, что членами одной семьи, по юр. смыслу, те лица, состоящие в зарегистрированном браке.

Круг членов семьи в семейном праве является более узким, чем в других отраслях права. Чаще всего в СП членами семьи не являются свойственники, а только близкие родственники (родители, дети, дедушки, внуки).

Место семейного права в системе отраслей российского права.

Семейное право, как самостоятельная отрасль, выделилась после Октябрьской революции. Выделилась из Гражданского права, чтобы оградить от влияния рыночной экономики и капитала в целом.

Но ещё раньше цивилисты замечали, что эти семейные отношения не строятся на рыночных отношениях, а основаны на каких-то своих устоях.

После революции одними из первых актов, выпущенных советским правом, были декреты, регулирующие семейные правоотношения (Декрет «О расторжении брака»,  «О гражданском браке, о детях и актах гражданского состояния», Кодекс законов об актах гражданского состояния (1918г.)).

С принятием в 1995 году Семейного кодекса говорят, что нужно СП вернуть в лоно Гражданского права, т.к. изменился предмет и метод.

Две точки зрения:

  1.  СП не является независимой наукой, обладает методом и предметом ГП:
    •  Предметом ГП являются имущественные и личные неимущественные отношения, а СП как имущественные, так и личные неимущественные отношения. По мнению сторонников данной позиции – основная часть, которая регулируется в семье – это имущественные отношения (т.к. личные неимущественные трудно поддаются регулированию, а в семье они и не нуждаются в регулировании). Но этот факт не означает, что ГП и СП имеют тождественные предметы.
    •  Все отношения, регулируемые СП основаны на возмездных эквивалентных началах.
    •  Все имущественные отношения, регулируемые СП, имеют, как и в ГП, стоимостный характер.
    •  Диспозитивный метод, основанный на началах равенства сторон, автономии воли и имущественном равенстве участников.

  1.  СП – самостоятельная отрасль, имеющая свой предмет и метод регулирования:
    •  Предмет СП составляют, прежде всего, личные неимущественные отношения, а имущественные отношения производны от них и их характер определяется содержанием личных неимущественных отношений между членами семьи.
    •  Отношения складываются между узким кругом субъектов – между членами семьи.
    •  Не всегда имеют эквивалентный и возмездный характер.
    •  Метод правового регулирования отличается от ГП – равенство сторон, автономия воли и имущественная самостоятельность субъектов не свойственна для СП в той же степени, что характерна для ГП. (например, это несовершеннолетний субъект)
    •  Диспозитивность в СП вопрос спорный – преобладают более императивные нормы, считают некоторые учёные; остальные считают, что в СП императивный метод правового регулирования; сочетают императивный и диспозитивный метод, определяют как императивно-дозволительный; в СП больше диспозитивных норм, метод – диспозитивно императивный или диспозитивный в чистом виде.

Метод СП является комплексным, он сочетает в себе как императивные так и диспозитивные начала. При этом императивных начал в СП явно больше чем в других частноправовых отраслях (т.к. имеют публичную окраску, имею публичный интерес в своём правовом регулировании, некоторые субъекты не могут самостоятельно защищать свои интересы). Кроме сочетания императивных и диспозитивных начал, он  отмечен ситуационностью – к каждой семье нельзя подходить с общих мерок (суд решает с кем останется ребёнок, судит по его привязанности и прочему).

Принципы семейного права.

Принципы права необходимы, чтобы понять сущность данной отрасли, для толкования определённых норм, имеют значения и для законодателя (определяют направления).

Исходя из содержания ст. 1 СК выделяют:

  1.  Принцип признания только зарегистрированного брака (брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа, приравнивается  и брак, заключённый по религиозным обрядам, если был заключён до 18 января 1918, заключённые по церковным обрядам на  оккупированной территории ВОВ).
  2.  Добровольность брачного союза мужчины и женщины. Т.е. брак может быть заключён только между мужчиной и женщиной. Никто не может быть принуждён к вступлению в брак, а выбирает сам, как, когда и с кем заключать брачный союз.
  3.  Равенство прав супругов в семье. Мужчина и женщина имеют в семье равные права и как супруги и как родители в отношении общих детей (но существуют ограничения – муж не может развестись в период беременности и в течении года после рождения ребёнка без согласия жены).
  4.  Решение вопросов, возникающих внутри семьи, по взаимному согласию её членов. Все вопросы, затрагивающие интересы того или иного члена семьи должны быть решены с учётом его мнения и при его согласии (выслушать обязан, но не должен поступать в соответствии с его мнением).
  5.  Приоритетная защита интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Члены семьи не только решают вопросы с учётом мнения, но и при учёте нетрудоспособности.
  6.  Принцип невмешательства кого-либо в частные дела семьи. Принцип обращён к гос. органам, т.е. не вмешиваться в частные дела семьи. Те случаи, когда органы могут вмешиваться чётко прописаны и указаны в законодательстве.
  7.  Принцип охраны семьи, материнства, отцовства и детства государством. Социальная политика государства характеризуется через этот принцип. Проведение медосмотров и прочего предоставляется малоимущим семьям, например.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57590. Жанри інструментальної музики Скерцо. Ноктюрн 35 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про творчість Ф. Шопена. З’ясувати значення понять «ноктюрн», «скерцо». Розвивати слухацьку уяву, образно-асоціативне мислення учнів. Виховувати інтерес до творчості Ф. Шопена, ціннісне ставлення до класичної музики.
57591. Техническое обслуживание и ремонт сцепления КамАЗ-4310 22.81 MB
  Трансмиссия предназначена для передачи энергии двигателя ведущим колесам автомобиля или трактора, рабочим органом машин и привода управления, распределении мощности между ними, регулирования скорости движения и развиваемого ими тягового усилия путем изменения частоты вращения и вращающих моментов на ведущих колесах движителей.
57592. Экономическая эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятий городского хозяйства (на примере МУП “Жилкомсервис” Володарского района города Брянска) 953.5 KB
  Функционирование городов и городских поселений предусматривает наличие двух крупных сфер деятельности: градообразующей, ориентированной на развитие данной территории, и градообслуживающей, нацеленной на обеспечение жизненно важных потребностей этой территории в ресурсах, товарах и услугах.
57593. Реализация категории фантазии в системе характеров главных героев романа Ю.Олеши «Зависть» 197 KB
  Изучению вопроса реализации фантазии в художественной литературе не уделялось достаточно внимания, несмотря на то, что категория фантазии неразрывно связана с искусством и с процессом творческой деятельности как таковой.
57594. Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов 2.73 MB
  Цели урока: Выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роли в грозные годы. Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать что поэзия как самый оперативный жанр соединяла высокие и патриотические чувства...
57595. Треугольники 5.19 MB
  Какую цель урока они бы перед собой поставили; Где встречаются треугольники Как данная тема урока используется в жизни для чего ее нужно изучать. Так как понятие треугольник уже знакомо учащимся то целесообразно организовать изучение нового материала в виде поисковой работы.
57596. Ее величество - Картошка 658 KB
  Определение темы и цели проекта Картофель второй хлеб. Формулирование проблемы Какой путь прошел картофель чтоб появиться на нашем столе Гипотеза и ее решение Картофель хлебу подспорье. Как выращивают картофель.
57597. КИЇВСЬКА РУСЬ НАПРИКІНЦІ Х – У ПЕРШІЙ ПОЛОВИНІ ХІ СТОЛІТТЯ 88 KB
  МЕТА - узагальнити і систематизувати знання учнів з історії Київської Русі, а також про видатних історичних осіб - київських князів і державців; закріпити в ігровій формі уміння учнів працювати з поняттями, хронологією
57598. Культура Украины в XVI веке 67 KB
  Цель: определить условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке охарактеризовать влияние данных условий на развитие образования книгопечатания и искусства; развивать у учащихся умение самостоятельно работать с разными источниками информации...