77418

Особенности государственных и муниципальных предприятий

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Об унитарных предприятиях унитарное предприятие может иметь гражданские права соответствующие предмету и целям его деятельности предусмотренные в уставе этого предприятия и нести обязанности. Это говорит о том что унитарные предприятия обладают специальной правоспособностью а не общей. Предприятия являются унитарными т. Виды государственных и муниципальных предприятий В РФ создаются и действуют следующие виды: Унитарные предприятия основанные на праве хозяйственного ведения Федеральное государственное государственное и...

Русский

2015-02-02

66 KB

18 чел.

Особенности государственных и муниципальных предприятий

  1.  Данные субъекты осуществляют хозяйственную деятельность не на базе своей собственности, а на базе государственной или муниципальной (на ограниченном вещном праве)
  2.  Они обладают правом хозяйственного ведения или правом оперативного управления на свое имущество (не являются собственником имущества)
  3.  Наделяются специальной правоспособностью

Этот вопрос неоднозначный, так как некоторые считают, что это общая правоспособность, но ограничена законом

Согласно ст.3 ФЗ «Об унитарных предприятиях» унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренные в уставе этого предприятия, и нести обязанности. Это говорит о том, что унитарные предприятия обладают специальной правоспособностью, а не общей.

  1.  Предприятия являются унитарными, т.е. их имущество не может быть распределено по вкладам.

Виды государственных и муниципальных предприятий

В РФ создаются и действуют следующие виды:

  1.  Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

Федеральное государственное, государственное и муниципальное предприятия

  1.  Основанные на праве оперативного управления

Федеральная казенное, казенное (субъект) и муниципальное казенное

По действующему законодательству – создавать УП обоих видов, вправе как Федерация, так и субъект с муниципалитетом.

В зависимости от имущества, лежащего в основе деятельности этого предприятия: ***

Особенности

В отличие от государственных предприятий казенные предприятия не могут быть объявлены банкротами. Эти правила объясняются тем, что государства несет дополнительную ответственность по обязательствам казенных предприятий, при недостаточности его имущества.

Наделены имуществом на праве оперативного управления. Данный вид права предоставляет правообладателю гораздо более узкий перечень правомочий.

Не вправе самостоятельно распоряжаться как движимым, так и недвижимым имуществом. Для такого распоряжение необходимо получения согласия собственника.

Отличия по уставному фонду: казенные предприятия не нуждаются в нем по сути, так как государство отвечает + дополнительная ответственность собственника, а унитарные – нужно конечно.

Учреждение предприятий

Унитарное предприятия – РФ, субъект РФ  и муниципальное образование

Казенные предприятия – Правительство РФ

Решение об учреждении унитарного предприятия должны определяться цели и предметы (так как правоспособность специальная, т.е. есть ограничения по занятию деятельностью, прямо закрепленной в уставе).

Ст.8 ФЗ «о государственных (унитарных) предприятиях» устанавливает цели создания унитарных предприятий. Обобщает эти цели то, что целями являются те виды деятельности, которыми не могут заниматься другие предприятия (обработка наркотических средств, оружие). Перечень ограниченный, однако судебная практика является противоречивой.

Для УП

  •  Необходимость использование имущества, приватизация которого запрещена
  •  Необходимость осуществления деятельности для решения социальных задач (оказание услуг, выполнения работ и т.д)
  •  Осуществление определенных видов деятельности, которые по закону могут осуществлять только УП.

Казенные предприятия могут быть созданы в случае:

  1.  Если преобладающая часть производимой продукции предназначена для нужд муниципального образования
  2.  Необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач
  3.  Отдельных видов продукции, изъятые из оборота
  4.  Ведение убыточного производства
  5.  Осуществление отдельных дотированных видов деятельности

Унитарные и казенные предприятия занимаются теми объектами, которые изъяты или ограничены в обороте.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского Округа №А69-98/09

«ст. 8 определяет случаи создания унитарного предприятия и не ограничивает перечень видов деятельности».

Учредительные документы

Ими являются устав. В его содержание входит: полное наименование, сокращенное, нахождение, цели осуществление деятельности, порядок назначения на должность руководителя, должностные лица, перечень фондов, создаваемых унитарным предприятиям, сведения об органа, осуществляющих правомочия собственника. (Закон «О государственных (унитарных) предприятиях»).

Если мы говорим об уставе государственного унитарного предприятия – также включаются сведения об уставном фонде, порядке его формирования, порядке использования прибыли. Неказенные предприятия – сведения о порядке распределения прибыли, использовании + сведения о размере уставного фонда.

В устав Казенного предприятия – сведения о порядке распределения и использовании доходов.

УП на праве хозяйственного ведения обязаны отдавать учредителю определенную, заранее установленную, долю от своих доходов.

Видом коммерческой организации является гос и муницип унитарные предприятия. Правовое положение определяется нормами ГК и специальными положениями закона о гос и муницип предприятия.

Унитарным предприятием признаётся – коммерческая организация не наделённая правом собственности на имущество которое закреплено за предприятием собственником.

Слово «унитарное» происходит от лат. Унитаз – единство, составляющее одно целое. Создание унитарных предприятий возможно на основе имущества государственного (на основе федерального имущества). Имущества субъекта, или муниципалитета. Создание предприятие путём объединение имущества нескольких субъектов запрещено законом. Унитарное предприятие имеет одного учредителя. Его имущество является неделимым. Его имущества не может быть разделено по вкладам, долям или паям.

Права собственника в унитарных предприятиях осуществляет уполномоченные гос и муницип органы. Отличие предприятий от иных коммерческих организаций:

  1.  Не является собственником имущества. Ведут хоз деятельность на ограниченном вещном праве хоз введенье или оперативное управления. Обладает специальной правоспособностью.
  2.  Унитарные предприятие может иметь права и обязанности  соответствующие  предмету и цели деятельности данного предприятии (обязательно они указываются в уставе.)

Виды ГУПЫ иМ УПЫ

В РФ создаются и действуют следующие виды УП:

По виду ограниченного вещного права, на котором принадлежит имущество:

1. основанные на праве хозяйственного ведения – не казенные предприятия.

2. основанные на праве оперативного предприятия – казенные предприятия.

По принадлежности имущества, составляющего основу хоз деятельности:

1. федеральные

2. субъекта

3. муниципальные

Первоначально принятый закон «об УП» предусматривал возможность создания казенных предприятий только на основании федеральной собственности. В последствие в 2002 г. были внесены изменения, перечь субъектов, имеющих право создавать казенные предприятия был расширен. Сейчас и Субъекты РФ и МО. Был разработан проект ФЗ, который вновь предусматривал отказ от создания УП на основе оперативного управления, но он не получил силу закона. По проекту ГК ст. 115 предусматривает, что казенные предприятия могут быть созданы на базе государственного имущества.

Особенности казенных предприятий в сравнении с иными УП:

1. наделены ограниченным вещным правом оперативного управления на имущество, данный вид права значительно уже, чем право хозяйственного ведения. Объем правомочий правообладателя права оперативного управления Уже.

2. Не вправе распоряжаться самостоятельным имуществом. Для распоряжения необходимо получить согласие собственника

3. Государственные казенные предприятия не могут быть объявлены банкротами.

4.Собственник имущества казенного предприятия несет дополнительную ответственность по обязательствам данного предприятия

5. Не формируется уставный фонд.

Учреждение унитарного предприятия

Процесс регулируется ст. 8 З об «УП», создается на основе административного акта, т.е. решения уполномоченного государственного или муниципального органа. Если федеральные – Правительство РФ.

В решении об учреждении должны определяться цели и предмет унитарного предприятия. Для унип на праве хоз ведения цели:

  1.  Необходимость использования имущества приватизация которого запрещена
  2.  Необходимость осуществления деятельности для решения социальных задач.
  3.  Осуществление деятельности которая законом дозволяется только унип.

Цели и предмет деятельности казённых предприятий:

  1.  Значительная часть продукции. Работ, услуг предназначена для гос или муницип нужд.
  2.  Для производства отдельных видов продукции изъятых или ограниченных в обороте
  3.  Необходимость ведения убыточных производств

В законе отсутствует указание на открытый характер перечня. Поэтому перечень видов деятельности ограничен.

Учредительным документ унитарного предприятие является устав. Цели и предмет виды деятельности. Порядок назначения руководителя. перечень фондов создаваемых предприятиям.

Порядок и устойчивость формирование направление, источники, прибыль.

Казённые предприятия сами не могут тратить свои деньги.

Управление унип.

Особую роль в управлении унип имеет собственник имущества, а точнее органы осуществляющие полномочия собственника. В ст. 20 закона закреплены права собственника:

  1.  Воля собственника является решающей при учреждении унип.
  2.  Собственник имеет специальные полномочия по осуществления управления:
    1.  Утверждает планы финансово-хозяйственной деятельности
    2.  Утверждает бухгалтерскую отчётность, назначает на должность руководителя, заключает с ним трудовой договор.
    3.  Собственник даёт согласие на приёму на работу главного бухгалтера.
  3.  Полномочия собственника по распоряжению имуществом:
  4.  даёт согласие на распоряжение недвижимым имуществом.
  5.  Даёт согласие на свершение определённых вдов сделок.
  6.  Дёт согласие на распоряжение как движимым так и не движимого имущества.
  7.  Ведёт контроль за сохранностью имущества предприятия.
  8.  Перечень прав собственника может быть расширен.

Дополнительные полномочия собственника казённого предприятия:

  1.  Изымать не используемое или давно не используемое имущество.
  2.  Утверждать смету доходов и расходов.
  3.  Доводить до казённого предприятия заказы.
  4.  

Руководитель вправе представлять интересы предприятия действовать без доверенности.

Правоспособность унитарного предприятия

В соответствии со ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Цели деятельности юридического лица (в отличие от правоспособности граждан) по общему правилу очерчивают пределы его правоспособности.

Изъятие из этого общего правила ГК допускает только в отношении коммерческих организаций, правоспособность которых не зависит от целей создания: коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Таким образом, объем правоспособности унитарного предприятия, как и любого иного юридического лица, может определяться только одним критерием - целями деятельности, установленными уставом.

Согласно   ст. 113 ГК РФ (абз. 2 п. 1)  унитарного предприятия должен содержать сведения не только о целях, но и о предмете деятельности.

Кроме  того, п. 3 ст. 9  Закона предписывает уставу унитарного предприятия в обязательном порядке содержать сведения не только о целях, предмете, но и о видах деятельности.

 Цели деятельности в отдельных случаях могут совпадать с целями создания унитарных предприятий (п. 4 ст. 8 ). Четко определенные цель и предмет деятельности конкретного унитарного предприятия должны быть указаны в решении собственника об учреждении унитарного предприятия (п. 5 ст. 8) и его уставе (п. 3 ст. 9).

Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Учредительным документом казенного предприятия также является  его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

 Устав унитарного предприятия должен содержать:

полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;

указание на место нахождения унитарного предприятия;

цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;

сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;

наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);

порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;

иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.

Устав государственного или муниципального предприятия, кроме того, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли.

Устав казенного предприятия  должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.

Унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц».

 Органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является МНС и его территориальные подразделения в соответствии с Постановлением  Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц»1.

Руководитель не в праве быть учредителем участником ЮЛ. Заниматься иной оплачиваемой деятельностью в гос органах и органах МСУ в коммерческих и не коммерческих организаций.

Руководитель не вправе заниматься предпринимательской деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45161. Кризис государственной власти и начало конца дворянской управленческой элиты 23.61 KB
  Кризис государственной власти и начало конца дворянской управленческой элиты Почему же относительно легко был сокрушен монархический строй в России Среди главных причин нужно назвать десакрализацию верховной власти потерю ею своего авторитета. В период кризиса власти негативную роль сыграло отсутствие у монарха качеств государственного лидера. Продвижение к власти осуществлялось по критерию личной преданности царю. Назреванию кризиса самодержавной власти способствовала мировая война кровавый воз которой Россия тянула с августа 1914 г.
45162. Двоевластие и его сущность. Кризисы Временного правительства: причины и последствия 16.38 KB
  Кризисы Временного правительства: причины и последствия 27 февраля был образован Петроградский совет рабочих депутатов в количестве 250 человек избравший свой исполнительный комитет. 1 марта между Исполнительным комитетом Совета и Временным комитетом Государственной Думы начались переговоры об образовании Временного правительства....
45163. Новая экономическая политика 30.19 KB
  Сущность НЭПа Сущность НЭПа была понятна не всем. При самом различном понимании НЭПа многие партийные деятели сходились в том что в конце гражданской войны в Советской России сохранилось два основных класса населения: рабочие и крестьяне а вначале 20 годов после ведения НЭПа появилась и новая буржуазия носительница реставраторских тенденций. Ленин понимал неизбежные противоречия опасности развития на пути НЭПа. Не отказываясь от конечной цели создания нерыночной системы экономики НЭПа большевики прибегли к использованию...
45164. Сталинская командно-административная система 23.45 KB
  В ЗОе годы совсем оформилась та административно командная система управления русским обществом которая тесновато связана с функционированием гос партии обладающей возможностями верховной власти в стране.Процесс преобразования коммунистической партии России в государственную партию начался в годы гражданской войны когда наряду с Советами призванными после Октября 1917 года осуществлять власть в центре и на местах стали создаваться в каждом уезде волости губернии и партийные комитеты. Опыт большевистской партии рассчитанный на...
45165. Влияние войны на политические настроения 28.1 KB
  Своими глазами увидели и смогли оценить тот мир о разложении и близкой гибели которого им говорили до войны. После окончания войны в сентябре 1945 г.Состоялись выборы в местные Советы Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР в результате чего обновился депутатский корпус не менявшийся в годы войны.
45166. ГУ СССР периода стагнации(60-80гг 20 века) 16.14 KB
  ГУ СССР периода стагнации 60-80 гг 20 века Отставка с руководящих партийных и государственных постов Н. экономическая реформа разработка и реализация которой была связана с именем председателя Совета Министров СССР А. Тупик опасный ибо отрыв развитой экономики мира от экономики СССР неуклонно увеличивался. эта концепция была законодательно закреплена в новой Конституции СССР.
45167. Попытки реорганизации советской системы управления во второй половине 1980х гг 28.13 KB
  СССР пытался в одиночку выдержать гонку вооружений против США и НАТО. Андропов оставил пост председателя КГБ СССР сохранив фактический контроль за этой организацией и стал вторым секретарем ЦК КПСС официальным наследником Брежнева. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР провозгласившее курс на введение сухого закона. Удар по бюджету был столь значителен что он так и не был преодолен до последних дней существования СССР.
45168. Современная система государственного управления в России 26.07 KB
  Мирная преемственность власти это важнейший элемент политической стабильности о которой мы с вами мечтали к которой стремились которой добивались.Отставка правительства Примакова приход к власти премьер-министра Степашина углубил государственный кризис в стране и только утверждение в должности нового Президента России привело к укреплению государственных институтов власти всех уровней. Новая команда Президента поставила перед собой цель: выстроить четко работающую исполнительную вертикаль власти добиться правовой дисциплины и...