77466

Понятие правовой конструкции «доминирующие положения» по антимонопольному законодательству и ее правовое значение

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Механизм включения хозяйствующих субъектов в реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю на рынке определенного товара более 35.5 – это такое положение субъекта группы лиц нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара которое дает им возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на рынке устранять или затруднять доступ на данный товарный рынок. Предполагается доминирующее положение субъекта если доля его на рынке определенного товара превышает 50.е субъект имеет возможность доказать отсутствие у...

Русский

2015-02-02

17.51 KB

1 чел.

  1.  Понятие правовой конструкции «доминирующие положения» по антимонопольному законодательству и ее правовое значение. Механизм включения хозяйствующих субъектов в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%. Злоупотребление доминирующим положением: понятие и формы.

Ключевым понятием для уяснения термина «монополистическая деятельность» является понятие «доминирующее положение».

Доминирующее положение ст.5 – это такое положение субъекта, группы лиц, нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, которое дает им возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на рынке, устранять или затруднять доступ на данный товарный рынок.

При определении доминирующего положения законодателем используется 2 критерия:

1) качественный. Его содержание раскрывается в возможности субъекта оказывать влияние на рынок, т.е ограничивать конкуренцию или нарушать интересы, права др субъектов.

2) основной для на. Количественный. Суть состоит в установлении зависимости между наличием доминирующего положения и долей товарного рынка, принадлежащего субъекту.

Для определения доли рынка законом используются формальные признаки. Предполагается доминирующее положение субъекта, если доля его на рынке определенного товара превышает 50%. Это первый критерий.

Данная презумпция является опровержимой, т.е субъект имеет возможность доказать отсутствие у него доминирующего положения, если он не может в одностороннем порядке воздействовать на условия обращения товара.

В странах европейского союза определяется соотношение.

Товарные рынки определены территориальными границами и товаром.

Второй критерий от 35 до 50%. Эти субъекты мб признаны, занимающими доминирующее положение. Это устанавливает антимонопольный орган исходя из размера долей, принадлежащих иным конкурентам, исходя из возможности доступа на товарный рынок исходя из критериев, характеризующих сам рынок.

ПП РФ от 19 дек 2007 № 896 утверждает правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке товара более 50% и занимающих доминирующее положение.

Формирование и ведение реестра относится к ведению ФАС (фед антимон службе), ее территор органам. Полномочия на включение информации в реестр распределены между ФАС и ее террит органами. ФАС вправе включать, изменять и исключать из реестра информацию, если доля хозяйствующего субъекта более 35% товарного рынка РФ.

Товарным рынок-  рынок, географические границы которого выходят за пределы осуществления своих полномочий территориальными органами.

В реестр включ-ся: наимен, место нах-я; ИП- ФИО, место жит, дата гос регистрации, наименование производимого товара, доля на товарном рынке, географические границы товарного рынка, № приказа ФАС.

Решение о включении в реестр принимается по результатам анализа состояния конкуренции на рынке и закрепляется в аналитическом отчете, который мб подготовлен по разным основаниям:

1) при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

2) при рассмотрении ходатайства о даче согласия на осуществление дела или при получении уведомления о совершении сделок.

3) Основания для подготовке аналитического отчета по итогам рассмотрения заявления самого хозяйствующего субъекта;

4) При проведении анализа конкуренции на рынке по собственной инициативе;

5) Решение суда.

Сведения реестра являются открытыми и общедоступными. Заинтересованные лица могут обратиться за получением выписки. Срок предоставления 3 дня, предоставляется безвозмездно.

Информация реестра подлежит опубликованию на официальном сайте ФАС. Все обновления реестра должны отражаться на сайте не позднее 10 дней.

 

ПП ВАС от 30.06.2008 №30 суды не могут отказывать в признании за субъектом доминирующего положения только по тому основанию, что лицо не включено в реестр. Доля лица на товарном рынке на ее основе факт занятия доминирующего положения мб установлены на основании иных документов.

Приказ от 3 июня 1994 № 67 утвердил методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

П.1.5 определяет необходимость в установлении доминирующего положения:

1) при осуществлении предварительного гос контроля;

2) при проведении спец исследования товарного рынка

3) при нарушении антимонопольного законодательства при принудительном разделении хозяйствующего субъекта.

Так же закрепляет основные этапы определения доминирующего положения:

1) установление конкретной продукции и рынка товара, на котором действует хозяйствующий субъект

2) определение границ данного рынка

3) определение возможностей хозяйствующего субъекта влиять на данный рынок в плане ограничения конкуренции.

Закон не запрещает занимать доминирующее положение. Закон запрещает злоупотреблять данным доминирующим положением.

Согласно закону о защите конкуренции не мб признано доминирующим положение субъекта, доля рынка которого не менее 35%.

10 ст. закона о защите конкуренции устанавливает запрет на злоупотребление доминирующим положением, т.е такие действия, бездействия субъекта, имеющего доминирующего положения, если результатом может стать недопущение ограничения, устранения конкуренции, ущемление интересов др лиц.

Формы монополистической деятельности:

1) установление монопольно высокой или монопольно низкой цены

2) изъятие товара из оборота, если результатом является повышение цены

3) навязывание контрагенту условий, не выгодных для него

4) необоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на товар есть спрос и имеется возможность его производить

5) Необоснованный отказ от заключение договора с отдельным покупателем

6) Необоснованное установление различных цен на 1 и тот же товар

7) Препятствие доступа на товарный рынок

8) Препятствие выходу из товарного рынка

9) Нарушение порядка ценообразования


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13598. Эссе по курсу обществознания, Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей 15.26 KB
  Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех которые можно выжать из покупателей. А. Смит Данное высказывание затрагивает экономическую проблему негативных последствий наличия в обществе монополий. На рубеже XIX-XX вв. произошел широкомасштабный ...
13599. Эссе по курсу обществознания, Экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга 17.05 KB
  Экономическая конкуренция – это не война а соперничество в интересах друг друга. Э. Каннан Выбранное мною высказывание раскрывает сущность значение такого важного регулятора в рыночной экономике как экономическая конкуренция. Ни одна рыночная система многих
13600. Экономическая свобода – эта свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность 14.53 KB
  Экономическая свобода – эта свобода любой деятельности включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность. Ф. фон Хайек Выбранное мной высказывание раскрывает сущность экономической свободы и ее роль как основы хозяйственной деятельности. Эконом
13601. О будущем демократического общества не нужно узнавать по звездам, его можно прочесть в лицах избирателей В. Швебель 16.94 KB
  О будущем демократического общества не нужно узнавать по звездам его можно прочесть в лицах избирателей. В. Швебель В выбранном мною высказывании автор обращается к проблеме позиции электората в демократическом обществе. Эта проблема несомненно важна и актуальна...
13602. Государство растит людей: прекрасное – хороших, противоположное – дурных 19.45 KB
  Государство растит людей: прекрасное – хороших противоположное – дурных Сократ Выбранное мною высказывание затрагивает проблему связанную с пониманием того как государственный строй политическая система связаны с воспитанием нравственных гражданских качеств....
13603. Прекращение юридического лица 158 KB
  В данной работе акцентируется внимание на прекращение юридического лица, а именно её реорганизацию и ликвидацию. Если человек умирает, то после его смерти, остаются о нем только воспоминания, и его смерть ни как не причиняет имущественного вреда посторонним лицам.
13604. Политология. «Государство растит людей: прекрасное - хороших, противоположное - дурных» 18.41 KB
  Политология. Государство растит людей: прекрасное хороших противоположное дурных. Сократ Тема выбранная мною раскрывает проблему того как государственные порядки устои влияют на формирование нравственных качеств. Человечество издревле волновал вопрос
13605. Лозунг истинной демократии - не «Пусть это сделает правительство», а «Дайте нам сделать это самим» 32.5 KB
  Лозунг истинной демократии не Пусть это сделает правительство а Дайте нам сделать это самим. Д. Эйзенхауэр Выбранное мною высказывание затрагивает вопрос о сущности демократии задачах демократического правления. Данная тема крайне актуальна в современном
13606. Деспотизм не может существовать в стране до тех пор, пока не уничтожена свобода прессы, подобно тому, как ночь не может наступить, пока солнце не зашло 34 KB
  Деспотизм не может существовать в стране до тех пор пока не уничтожена свобода прессы подобно тому как ночь не может наступить пока солнце не зашло. Ч. Колтон Выбранное мною высказывание роль и значение свободы печати как гарантию сохранения демократических поря...