77484

ПРОХОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Отпуск на гражданской службе. В отношениях связанных с трудом гражданских служащих закон о гражданской службе ввел ряд новых терминов применительно к общепринятым понятиям трудовые отношения трудовой договор и др. Право поступления на гражданскую службу имеют исключительно граждане Российской Федерации достигшие возраста 18 лет в то время как Трудовой кодекс предусматривает прием на работу с 15 лет владеющие государственным языком Российской Федерации согласно статье 68 Конституции РФ...

Русский

2015-02-02

125 KB

0 чел.

ТЕМА 8. ПРОХОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

1. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданского служащего по конкурсу

2. Аттестация гражданских служащих и квалификационный экзамен

3. Служебная дисциплина и дисциплинарные взыскания

4. Служебная проверка

5. Индивидуальные служебные споры и порядок их рассмотрения

6. Служебное время и время отдыха

7. Отпуск на гражданской службе

8. Оплата труда гражданских служащих

1. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданского служащего по конкурсу

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (статья 16) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом. В случае и порядке, которые установлены законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

•  избрания (выборов) на должность;

•  избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

•  назначения на должность или утверждение в должности;

•  направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;

•  судебного решения о заключении трудового договора;

•  фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

В отношениях, связанных с трудом гражданских служащих, закон о гражданской службе ввел ряд новых терминов применительно к общепринятым понятиям «трудовые отношения», «трудовой договор» и др. Тем самым в законодательном порядке закреплен особый порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений с гражданским служащим. Одно из новшеств в указанном законе относится к главе 4 Закона «Поступление на гражданскую службу», в то время как положения главы 11 Трудового кодекса Российской Федерации регулируют «Заключение трудового договора».

Право поступления на гражданскую службу имеют исключительно граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет (в то время как Трудовой кодекс предусматривает прием на работу с 15 лет), владеющие государственным языком Российской Федерации (согласно статье 68 Конституции РФ государственным на всей территории РФ признается русский язык) и соответствующие квалификационным требованиям, установленным законом о государственной гражданской службе. При этом Закон ограничил пребывание на гражданской должности предельным возрастом - 65 лет.

В отличие от общего порядка заключения трудового договора порядок поступления на гражданскую службу имеет свои особенности, связанные, прежде всего, с тщательным отбором кандидатов на замещение должностей гражданской службы, что вызвано особым характером должностных обязанностей, выполняемых гражданскими служащими на любом уровне, и высокой ответственностью за выполнение этих обязанностей.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется, как правило, по результатам конкурса.

В соответствии со статьей 22 (пункт 2) закона о государственной гражданской службе конкурс не проводится:

•  при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категории «руководители» и «помощники» (советники);

•  при назначении на должности гражданской службы категории 2 «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

•  при заключении срочного контракта;

•  при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве, сформированного на конкурсной основе;

•  в других случаях, указанных в законе о государственной гражданской службе.

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утвержденному указом Президента Российской Федерации.

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Для проведения конкурса правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия, в состав которой входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие различных подразделений (по вопросам кадров, юридического и др.) и подразделения, в котором проводится конкурс, а также представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов.

Во всех случаях состав конкурсной комиссии должен формироваться таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в установленном законом порядке.

Поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по государственному органу (распоряжением или иным актом руководителя органа, аппарата соответствующего органа) о назначении его на государственную должность государственной службы.

Этот приказ - юридический акт, являющийся основанием для вступления гражданина в должность с предоставлением ему общих прав и возложением на него обязанностей, предусмотренных соответствующим положением о государственном органе или должностной инструкцией.

2. Аттестация гражданских служащих и квалификационный экзамен

Государственный служащий должен постоянно поддерживать уровень своей квалификации.

Уровень квалификации определяется при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

Аттестация государственных служащих, как общее правило, проводится один раз в три года.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» условия и порядок проведения аттестации государственных служащих устанавливаются Федеральным законом и законами субъектов.

Аттестация федеральных государственных служащих проводится в соответствии с Положением о проведении аттестации федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации.

Для проведения аттестации создаются специальные аттестационные комиссии. Численный и персональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются руководителем государственного органа, принимающего решение о назначении на должность или об освобождении от должности.

В зависимости от специфики должностных обязанностей государственных служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

Сроки, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем государственного органа и доводятся до сведения всех аттестуемых не менее чем за месяц до начала аттестации.

В графике указываются:

•  наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация;

•  дата и время проведения аттестации;

•  дата предоставления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за такое представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

В очередную аттестацию не включаются государственные служащие:

•  гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)» в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт;

•  беременные женщины;

•  находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв на подлежащего аттестации государственного служащего, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

Государственный служащий, подлежащий аттестации, заранее, не позднее чем за две недели до заседания аттестационной комиссии, должен быть ознакомлен с представленным на него отзывом.

Аттестация проводится в присутствии аттестуемого. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа служащего от аттестации, он привлекается к дисциплинарной ответственности, а аттестация переносится.

Решение принимается в отсутствие аттестуемого открытым или тайным голосованием простым большинством голосов. При равенстве голосов служащий признается соответствующим занимаемой должности.

По результатам аттестации комиссии принимается одно из следующих решений:

•  соответствует   замещаемой  должности  гражданской службы;

•  соответствует  замещаемой  должности  гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

•  соответствует замещаемой должности  при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

•  не соответствует замещаемой должности.

Оценка деятельности государственного служащего, прошедшего аттестацию, и рекомендации аттестационной комиссии заносится в аттестационный лист.

Материалы аттестации не позднее семи дней после ее проведения передаются руководителю государственного органа для принятия соответствующего решения. Наряду с аттестацией государственных служащих, аттестационная комиссия проводит и государственные квалификационные экзамены.

Такие экзамены проводятся для присвоения государственным служащим квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга). Заседания аттестационной комиссии для принятия государственных квалификационных экзаменов проводятся не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год.

Аттестационная комиссия проводит государственный квалификационный экзамен в следующих случаях:

•  по инициативе государственного служащего без последующего перевода его на другую государственную должность;

•  при переводе государственного служащего на государственную должность иной группы и иной специальности;

•  при назначении впервые на государственную должность.

По результатам государственного экзамена или аттестации государственным служащим в зависимости от занимаемой ими государственной должности присваиваются соответствующие квалификационные разряды.

Квалификационные разряды государственных служащих указывают на соответствие уровня их профессиональной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп.

3. Служебная дисциплина и дисциплинарные взыскания

С момента заключения служебного контракта гражданский служащий поступает в распоряжение представителя нанимателя и несет обязанность подчиняться его воле в процессе гражданской службы, что вытекает из требований статьи 15 закона о государственной гражданской службе. Выполнение указанной обязанности обеспечивается властными полномочиями представителя нанимателя по применению санкций за ненадлежащее выполнение гражданским служащим своей служебной функции.

В соответствии с частью 1 статьи 56 закона о государственной гражданской службе служебная дисциплина на гражданской службе - это обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Служебная дисциплина является необходимым условием совместного труда в сфере управления, поддержания правопорядка в служебных отношениях.

Как элемент служебного контракта служебная дисциплина проявляется: в установлении должного поведения конкретных гражданских служащих в общей сфере управления данного государственного органа, в индивидуализации их служебных обязанностей в связи с заключенным служебным контрактом; в фактическом поведении сторон служебного контракта и т.д.

Таким образом, обязанность соблюдать служебную дисциплину является одной из основных обязанностей гражданского служащего. Эта базовая обязанность выражает общие требования должностного поведения гражданского служащего в сфере управления.

В то же время представитель нанимателя в соответствии с частью 2 статьи 56 закона о государственной гражданской службе, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины.

Следовательно, соблюдение служебной дисциплины зависит не только от гражданских служащих, но и от представителя нанимателя и, прежде всего, от выполнения им установленных законодательством (часть 2 статьи 23 закона о государственной гражданской службе) основных обязанностей по обеспечению нормальных условий прохождения гражданскими служащими гражданской службы.

Соблюдения служебного распорядка обеспечивает определенную согласованность во взаимоотношениях между гражданскими служащими и представителем нанимателя, а также между самими гражданскими служащими.

Служебный распорядок составляет основу служебной дисциплины на гражданской службе. Для того, чтобы требования служебного распорядка приобрели общеобязательную силу, они нуждаются в правовом закреплении. Следовательно, служебный распорядок включает в себя систему нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления служебной деятельности в определенном государственном органе.

Служебный распорядок - это локальный нормативный акт государственного органа, регламентирующий главным образом режим службы и времени отдыха гражданских служащих данного государственного органа.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей (за дисциплинарный проступок) трудовым законодательством установлен ряд дисциплинарных взысканий, таких как замечание, выговор, увольнение, Закон о государственной гражданской службе предусматривает разнообразную систему мер воздействия на лиц, нарушающих установленный правопорядок в государственном органе и значительно расширяет перечень мер дисциплинарного воздействия на гражданских служащих. Так, наряду с выше перечисленными, закон предусматривает следующие меры:

1)  предупреждение о неполном должностном соответствии;

2)  освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

3)  увольнение с гражданской службе по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктом «а» — «2» пунктом 3, пунктами 5, 6 и 7 части 1 статьи 37 закона о государственной гражданской службе.

а)  неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

б)  однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей:

•  прогул (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более 4 часов подряд в течение служебного дня);

•  появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

•  разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

•  совершения по месту службы хищения, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

в)  принятие   гражданским   служащим,   замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

г)  однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации;

д)  предоставление гражданским служащим представителю нанимателю подложных документов или заведомо подложных сведений при заключении служебного контракта.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

К мерам правового воздействия относится также увольнение гражданского служащего в связи с утратой к нему доверия (пункт 4 статья 37 закона о государственной гражданской службе). При установлении в предусмотренном законом порядке факта совершения хищения, взяточничества и иных корыстных правонарушений гражданские служащие могут быть уволены по основаниям утраты к ним доверия.

Придавая исключительное значение этой норме права в обеспечении сохранности имущества государственного органа и борьбе с бесхозяйственностью, следует сказать, что увольнение, связанное с утратой доверия, допускается только по отношению к тем гражданским служащим, которые непосредственно обслуживают товарные или денежные ценности, и при условии, что ими совершены такие виновные действия, которые давали представителю нанимателя основание для утраты доверия к ним.

Реализация дисциплинарной ответственности в сфере государственной гражданской службы осуществляется в соответствии с порядком, регламентированным статьей 58 Закона о государственной гражданской службе, который предусматривает целый ряд правовых гарантий для гражданских служащих в целях недопущения необоснованного привлечения их к ответственности.

Процедура наложения дисциплинарного взыскания должна включать следующие стадии:

1. Выявление дисциплинарного проступка и расследование представителем нанимателя (или другим уполномоченным должностным лицом) дела.

На этой стадии представитель нанимателя до применения дисциплинарного взыскания должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. При этом отказ гражданского служащего дать указанное объяснение в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. В этом случае составляется соответствующий акт.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка, которая должна объективно установить:

а)  факт совершения дисциплинарного проступка;

б)  вину гражданского служащего;

в)  причины и условия, сопутствующие совершению проступка;

г)  характер и размер причиненного вреда;

д)  обстоятельства, послужившие поводом для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Порядок проведения служебной проверки регламентируется статьей 59 закона о государственной гражданской службе.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка имеет право:

•  давать устные и письменные объяснения, представлять заявления и т. д.;

•  обжаловать решения и действия гражданских служащих, проводящих служебную проверку; • ознакомиться по окончании проверки с заключением и другими материалами.

Заключение подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадрам и другими участниками служебной проверки.

2.  Вынесение представителем нанимателя решения о необходимости привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности и выбор применяемой меры ответственности.

На этой стадии в отношении нарушителя служебной дисциплины избирается мера дисциплинарного взыскания, о чем издается соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске гражданского служащего, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

3.  Исполнение дисциплинарного взыскания.

4.  Обжалование взыскания.

5.  Прекращение дисциплинарного дела в связи с окончанием срока действия дисциплинарного взыскания или досрочным его снятием.

В силу закона о государственной гражданской службе (части 8 и 9 статьи 58), если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

 

4. Служебная проверка

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

При проведении служебной проверки должны быть полностью объективно и всесторонне установлены:

а)  факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

б)  вина гражданского служащего;

в)  причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

г)  характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

д)  характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

е)  обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его 01 участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

а)  давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

б)  обжаловать решения и действия (бездействия) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, нанимателя, назначившему служебную проверку;

в)  ознакомиться   по   окончании   служебной   проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

а) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

б) предложения о принятии к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

В соответствии с настоящим федеральным законом служебная проверка проводится в каждом случае нарушения служебной дисциплины.

Решение об организации служебной проверки в отношении гражданского служащего, независимо от того, по чьей инициативе она проводится, принимается в виде соответствующего акта (приказа, распоряжения). В акте указываются: факты, послужившие основанием для принятия решения об организации служебной проверки; состав лиц, проводящих проверку, с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств; должность, фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого проводилась проверка; дата начала и сроки проведения служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, при определении состава проверяющих должен учитывать следующие обстоятельства:

а)  в состав проверяющих включаются представители подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа;

б)  в состав проверяющих не включаются: сотрудник, в отношении которого поступили материалы, явившиеся основанием для принятия решения об организации в государственном органе служебной проверки; родственник лица, в отношении которого проводится проверка; сотрудник, прямо подчиненный по службе лицу, в отношении которого проводится проверка; иные лица по решению руководителя государственного органа;

в) если в государственном органе не создан профсоюзный орган, то проверка проводится без участия профсоюзных работников.

Лица, проводящие проверку, должны быть заинтересованы в выявлении объективной истины по фактам проверки. В случае участия в проведении служебной проверки лица, прямо или косвенно заинтересованного в иных ее результатах, результаты служебной проверки считаются недействительными, состав проверяющих переформируется и проводится повторная проверка.

Служебная проверка проводится в целях:

•  установления наличия или отсутствия самого факта противоправного деяния государственного служащего;

•  установления обстоятельств, причин и условий нарушения сотрудником требований законодательства Российской Федерации и правовых актов государственного органа;

•  установления конкретного лица, допустившего правонарушение, и других причастных к его совершению лиц;

•  установления вины сотрудника;

•  определения масштабов ущерба, причиненного государственному органу в связи с правонарушением;

•  выработки предложений о мерах дисциплинарной или иной ответственности гражданского служащего за допущенное нарушение;

•  выработки рекомендаций по организации и проведению в государственном органе мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению нарушения. Проверка должна быть завершена в месячный срок. Проверяющие работают над контролем представителя нанимателя и, по окончании проверки, сообщают ему о ее результатах в письменном виде. Закон не предусматривает возможность продления служебной проверки.

Представитель нанимателя по предложению подразделения, проводящего служебную проверку, приказом по государственному органу может временно (на время проведения проверки) отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей. При временном отстранении гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей должны быть приняты меры, исключающие его несанкционированный доступ к служебным документам и материалам, средствам вычислительной и оргтехники. Одновременно принимаются меры, обеспечивающие нормальную работу подразделения, проводящего служебную проверку, и невозможность воздействия на его членов, воспрепятствования его работе иным способом.

Отстранение гражданского служащего на период служебной проверки производится с сохранением его денежного содержания.

Гражданскому служащему, в отношении которого проводится служебная проверка, предоставляются гарантии его права на объективное рассмотрение обстоятельств дела. Гражданский служащий имеет возможность активно участвовать в разбирательстве дела: давать устные и письменные объяснения; предоставлять документы и материалы; Подавать заявления об отводе включенных в состав подразделения, проводящего служебную проверку, членов (или члена); знакомиться с материалами служебной проверки и заключением по ее результатам в части, касающейся допущенного нарушения; обращаться в ходе служебной проверки к представителю нанимателя с жалобами на неправомерные действия членов подразделения, проводящего служебную проверку, с изложением соответствующих доводов или доказательств.

Проведение служебной проверки завершается подготовкой заключения по материалам служебной проверки, которое должно отвечать требованиям. Результаты служебной проверки, оформленные должным образом в виде письменного заключения, приобщаются к личному делу гражданского служащего.

5. Индивидуальные служебные споры и порядок их рассмотрения

В защите трудовых прав работников существенную роль играют органы по рассмотрению трудовых споров, а право на судебную защиту является одной из важнейших гарантий трудовых прав работников.

Взаимодействие работников и работодателей, встречающаяся противоположность их интересов в трудовых отношениях иногда приводит к различной оценке ими тех или иных явлений, возникающих в процессе труда, порождают разногласия и конфликты. Предметом разногласий могут быть вопросы установления новых или изменения существующих условий труда, применения норм трудового законодательства, включая локальные нормативные акты, применение коллективных договоров, соглашение и т. д.

Определение индивидуального трудового спора дано в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой, индивидуальный спор есть неурегулированное разногласие между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению трудовых споров.

Из данного определения следует, что не всякое разногласие является индивидуальным трудовым спором, а только такое, которое не было урегулировано сторонами трудового договора в ходе непосредственных переговоров и в связи с этим было передано на рассмотрение соответствующего органа, наделенного определенными полномочиями по их рассмотрению (юрисдикционного органа).

Трудовой кодекс Российской Федерации установил, что «если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем», то индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам.

В качестве основных принципов рассмотрения индивидуальных трудовых споров следует выделить следующие:

•  бесплатность, доступность и удобство обращения работников в юрисдикционный орган, рассматривающий трудовой спор;

•  законность, гласность, объективность и полнота исследования доказательств по делу;

•  быстрота рассмотрения трудового спора, которая обеспечивается более краткими процессуальными и исковыми сроками;

•  для рассмотрения индивидуальных трудовых споров созданы следующие специализированные органы трудовой юрисдикции;

•  комиссия по трудовым спорам (КТС) - орган досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров;

•  судебный орган (суд общей юрисдикции и мировой судья).

Общие принципы рассмотрения трудовых споров, возникающих из трудовых отношений и указанных в трудовом законодательстве, в полной мере распространяются и на гражданских служащих.

Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируются законом о государственной гражданской службе (глава 16) и другими законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Комиссия по служебным спорам образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.

Комиссия по служебным спорам имеет свою печать. Организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам осуществляется государственным органом.

Комиссия по служебным спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам указанного срока комиссия может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.

Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией и его исполнения регулируются федеральным законом. Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе:

•  о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы;

•  об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы без согласия гражданского служащего;

•  об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы.

По письменному заявлению представителя нанимается в судах рассматриваются служебные споры о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры:

•  о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;

•  по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

В случае освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным законом о государственной гражданской службе, или с нарушением установленного порядка освобождения от занимаемой должности гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести Решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

6. Служебное время и время отдыха

Трудовая деятельность каждого работника независимо от специфики его трудовой функции проистекает во времени. Поэтому время, затрачиваемое работником на труд, является основным источником трудового процесса. Это обстоятельство определяет значение рабочего времени как экономико-правовой категории, а также обуславливает необходимость его учета применительно к каждому работнику.

Рабочее время, с одной стороны, закрепляет меру труда, с другой - обеспечивает работнику предоставление времени для отдыха.

Таким образом, рабочее время и время отдыха - взаимосвязанные правовые категории.

Правовое регулирование рабочего времени основано на нормировании его продолжительности, то есть определении продолжительности времени, подлежащего отработке в течение конкретного календарного периода.

Статья 91 Трудового кодекса Российской Федерации определяет рабочее время как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.

Не включается в рабочее время:

•  неоплачиваемый перерыв для отдыха и питания, но от его продолжительности зависит время окончания рабочего дня;

•  отпуска без сохранения заработной платы, а также прогулы, опоздания, преждевременный уход с работы. В централизованном порядке установлены максимальные нормы продолжительности рабочего времени, основные положения о порядке и способах его распределения в течение  суток, недели и т. д., о запрещении в качестве общего правила   работы в нерабочее время и порядок привлечения к работе в исключительных случаях сверх установленной продолжительности рабочего времени, в выходные и праздничные дни. Соблюдение норм трудового законодательства о рабочем времени и времени отдыха является обязанностью как работодателя, так и работников.

В трудовом законодательстве помимо общего понятия рабочего времени по тем или иным признакам различаются также его виды:

1)  нормальное время, продолжительность которого не   может превышать 40 часов в неделю;

2)  сокращенное время, устанавливается для определенных категорий работников;

3)  неполное время - часть нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени.

По общему правилу продолжительность рабочего времени не может превышать нормальную кроме случаев, прямо предусмотренных трудовым законодательством.

Так, Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает за пределами нормальной продолжительности рабочего времени как по инициативе работодателя, так и по инициативе работника, но при этом должны соблюдаться необходимые условия:

•  наличие письменного согласия работника (при производстве работ, носящих исключительный, непредвиденный характер и перечисленных в части 2 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации);

•  наличие письменного согласия работника и соблюдение работодателем процедуры учета мнения выборного профсоюзного органа данной организации. Основным для привлечения к внеурочной работе является приказ работодателя. Если такого приказа нет, но будет установлено, что было устное распоряжение работодателя, то такую работу следует считать внеурочной.

Режим рабочего времени - это порядок распределения рабочего времени в организации в рамках определенного календарного периода (рабочего дня, недели, месяца и др.). Он устанавливается самими организациями в правилах внутреннего трудового распорядка или коллективных договорах в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и т. д.

Так, закон о государственной гражданской службе установил для гражданских служащих нормальную продолжительность служебного времени, которая не должна превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная неделя.

Кроме того, гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы устанавливается ненормированный рабочий день, а для гражданских служащих иных групп ненормированный рабочий день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

Что касается времени отдыха, то в соответствии с трудовым законодательством под ним понимается время, в течение которого гражданский служащий в соответствии с законом и правилами внутреннего трудового распорядка, служебным контрактом должен быть свободен от работы и которое может использовать по своему усмотрению.

Федеральное законодательство закрепляет порядок предоставления времени отдыха, его продолжительность, возникающие в связи с этим обязанности представителя нанимателя и гражданского служащего. Нор- мы трудового права о времени отдыха относятся ко всем работодателям независимо от их организационно-правовых форм.

Согласно статье 107 Трудового кодекса Российской Федерации ко времени отдыха относятся:

•  перерывы в течение рабочего дня;

•  ежедневный отдых (междусменный);

•  выходные дни;

• нерабочие праздничные дни;

• отпуска.

7. Отпуск на гражданской службе

Отпуска гражданским служащим устанавливаются в соответствии с Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который установил, что гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков за выслугу лет и за тяжелую, ненормированную службу.

Закон предусматривает, что гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, а для гражданских служащих иных групп - 30 календарных дней.

Дополнительно оплачиваемый отпуск за выслугу лет доставляется из расчета один день за каждый год службы, но не более десяти дней. Таким образом, общее количество дней отпуска для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы не должен превышать 45 дней, а для гражданских служащих других групп - 40 календарных дней. Ежегодно оплачиваемый отпуск и дополнительно оплачиваемые отпуска суммируются и предоставляются гражданскому служащему единовременно. По просьбе гражданского служащего отпуск может дробиться. Обязательным условием такого дробления должно быть то, что каждая часть отпуска не должна быть менее 14 календарных дней.

Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утвержденным представителем нанимателя. При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.

8. Оплата труда гражданских служащих

Для гражданских служащих установлена особая система оплаты труда. В отличие от Трудового кодекса Российской Федерации, где говорится о заработной плате, оплата труда гражданских служащих именуется денежным содержанием.

Говоря об особой системе оплаты труда гражданских служащих, следует подчеркнуть, что правовая природа оплаты труда гражданских служащих и оплата труда работников организаций, регламентируемая Трудовым кодексом РФ, едина. Несмотря на различное наименование это, по существу, оплата труда осуществляемого по определенной специальности, квалификации и должности. И в том, и в другом случае оплата труда состоит из постоянной части (должностной оклад, тарифная ставка) и переменной части (надбавки к должностному окладу и премии). Их соотношение, условия и порядок выплаты основаны на общих требованиях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Отмечая некоторые особенности оплаты труда тех или иных категорий гражданских служащих следует отметить, что оплата труда зависит от уровня квалификации гражданского служащего и продолжительности стажа его гражданской службы.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации, а государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

К дополнительным выплатам относятся:

•  ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

•  при стаже от 1 года до 5 лет - 10%;

•  от 5 лет до 10 лет - 15 %;

•  от 10 лет до 15 лет - 20%;

•  свыше 15 лет- 30%;

• ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200% этого оклада;

•  ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

•  премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента;

•  ежемесячное денежное поощрение;

•  единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об индексации размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации.

Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъектов Российской Федерации также ежегодно индексируются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции.

Источником оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, является фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

В соответствии со статьей 51 закона о государственной гражданской службе при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

•  оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;

•  ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере четырнадцати должностных окладов;

•  ежемесячный процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну - в размере полутора должностных окладов;

•  премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;

•  ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;

•  единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20234. Розсіяння світла в рідинах. Формула Ейнштейна – Смолуховського 90 KB
  Розсіяння світла в рідинах. Розсіяння світла – це зміна якоїсь характеристики потоку оптичного випромінювання світла при його взаємодії з речовиною. Цими характеристиками можуть бути просторовий розподіл інтенсивності частотний спектр поляризація світла. Теорію пружного розсіяння світла розробив Ейнштейн базуючись на ідеях Смолуховського.
20235. Теплопровідність газів 36.5 KB
  При теплопровідності перенос енергії відбувається в результаті безпосередньої передачі енергії від часинок що володіють більшою енергією до частинок з меншою енергією. Теплопровідність газів описується рням Фур’є: æ=–коефіцієнт теплопровідності [æ]=Вт мК [q]=дж с=Вт де λ – середня довжина вільного пробігу молекули газа дорівнює шляху що пройшла молекула за час поділеному на кількість співударів за цей час де середня швидкість теплового руху молекули густина газу – кількість теплоти що переноситься за одиницю часу...
20236. Основи методу молекулярної динаміки 104.5 KB
  Вивчається положення та швидкість різних частинок комірки. Одночасна зміна положення частинок в усіх комірках. ABCDположення частинок в різні моменти часу. Задача: зв’язати ці положення: Ейлер запропонував замінити на кут який утворює дотична KA до траєкторії руху тої частинки в т.
20237. Ефект Джоуля-Томсона 88.5 KB
  Ефект ДжоуляТомсона Ефект ДжоуляТомсона – це зміна температури газу в результаті адіабатичного дроселювання€ – постійне протікання газу під дією постійного перепаду тиску газів крізь пористу перегородку яка розміщена на шляху потоку. В дослідах Джоуля і Томсона вимірювалась температура в двох послідовних перерізах неперервного і стаціонарного потоках газу до дроселя та за ним. Дійсно при взаємному притяганні молекул внутрішня енергія газу включає як кінетичну енергію молекул так і потенціальну енергію їх взаємодії. Робота...
20238. Поширення пружних хвиль у рідинах. Залежність швидкості поширення та коефіцієнта поглинання від термодинамічних параметрів 115.5 KB
  Щоб описати розповсюдження хвилі в середовищі необхідно записати хвильове рівняння. Для цього: 1 Записати рівняння руху частинки середовища – макроскопічно малого об’єму середовища лінійні розміри об’ємчику набагато менші довжини хвилі звука; 2 Записати реологічне рівняння для середовища. 3 Підставити реологічне рівняння в рівняння руху → хвильове рівняння для данного середовища. Реологічне рівняння – це рівняння яке пов’язує тензор напруг з тензором деформацій і тензором швидкості деформацій.
20239. Міжмолекулярна взаємодія в газах та рідинах 62.5 KB
  Вона базується на припущеннях: міжмолекулярна взаємодія є слабкою – розміри частинок набагато менше за відстань між ними; адіабатичне наближення – електростатичне поле сусідньої молекули збурює енергетичні стани лише електронів; наближення мультипольного розкладу – електричні заряди в молекулі по об’єму розповсюджені нерівномірно і можуть бути вільні заряди: монополі диполі квадруполі октуполі. Енергія міжмолекулярної взаємодії – це потенціальна енергія однієї молекули в електростатичному полі другої молекули. Маємо дві молекули А і В...
20240. Розсіяння нейтронів як джерело інформації про динаміку молекул 101 KB
  Розсіяння нейтронів як джерело інформації про динаміку молекул Існує загальний метод опису динаміки речовини – просторовочасові корелятивні функції. Одним із шляхів визначення корелятивних функцій є розсіяння нейтронів. Візьмемо двічі диференційний переріз розсіяння нейтронів – кількість нейтронів що вилетять із зразка під певним кутом в елемент тілесного кута і при цьому зміна енергії нейтронів потрапляє в інтервал від до де пр – пружне нп – непружне ког – когерентне нк – некогерентне. Наслідком цього є розбиття перерізу...
20241. Понятие, предмет, задачи дисциплины «охрана труда в отрасли» 108 KB
  Охрана труда как социально-экономический фактор и область науки. Этапы развития охраны труда. Понятие охраны труда в законодательстве Украины. Предмет, содержание и задачи дисциплины охраны труда в отрасли. Взаимодействие охраны труда с другими дисциплинами.
20242. Основи методу Монте-Карло 146.5 KB
  точки та розрахувати в кожному полож. точки її енергію з частинками системи. Будується ланцюг випадкових переміщень однієї точки. точки; 2 обрати модель потенціальної енергії; 3задати температуру та довжину кроку відображ.