77485

СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Испытание перевод на иную должность гражданской службы или перемещение. Отстранение от занимаемой должности гражданской службы. Закон о государственной гражданской службе не содержит понятия трудового договора. К ним относятся: наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа; дата начала исполнения должностных обязанностей; права и обязанности гражданского служащего должностной регламент; виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды...

Русский

2015-02-02

119 KB

0 чел.

ТЕМА 9. СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО

1. Заключение, содержание и форма служебного контракта

2. Расторжение служебного контракта

3. Испытание, перевод на иную должность гражданской службы или перемещение

4. Отстранение от занимаемой должности  гражданской службы

1. Заключение, содержание и форма служебного контракта

Основанием возникновения трудового правоотношения является трудовой договор, который позволяет его сторонам (работнику и работодателю) достичь соглашения по условиям договора, то есть по его содержанию, индивидуализировать и конкретизировать эти условия, определить права и обязанности сторон.

Согласно Трудовому кодексу РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка.

Закон о государственной гражданской службе не содержит понятия трудового договора. В отношении гражданских служащих введено новое понятие - «служебный контракт».

Фактически понятие «трудовой договор» и «служебный контракт» идентичны, но поскольку деятельность государственных служащих более специфична, чем деятельность других работников, «служебный контракт» учитывает эти особенности. В остальном статьи трудового договора распространяются на гражданских служащих в полной мере. Содержанием служебного контракта являются его условия, которые следует подразделить на необходимые (или обязательные), по которым соглашение сторон должно быть достигнуто, и дополнительные, которые могут иметь место, если стороны их оговорят.

Содержанием служебного контракта являются все его условия в совокупности.

Например, Закон указывает на необходимость включения в служебный контракт прав и обязанностей сторон.

Обязательным является и указание данных сторон контракта: фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего, наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

Кроме того, Закон воспроизводит необходимые условия, которые именуются как существенные. К ним относятся:

•  наименование  замещаемой  должности  гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

•  дата начала исполнения должностных обязанностей;

•  права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

•  виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

•  права и обязанности представителя нанимателя;

•  условия профессиональной служебной деятельности;

•  компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и опасных условиях;

•  режим служебного времени и времени отдыха;

•  условия оплаты труда;

•  виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью. К дополнительным условиям служебного контракта относятся те, без которых контракт может быть заключен. Закон о гражданской службе предусматривает следующие дополнительные условия:

•  испытание при поступлении на гражданскую службу;

•  неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, и служебной информации, если дополнительным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

•  обязанность лица проходить гражданскую службу после обучения в образовательном учреждении профессионального  образования  не  менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета.

Законом о гражданской службе предусмотрены и иные дополнительные условия.

Все условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон в письменной форме.

В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр передается гражданскому служащему, а другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации.

В соответствии с законом о государственной гражданской службе для замещения должностей гражданской службы представитель нанимателя может заключить с гражданским служащим: служебный контракт на неопределенный срок; срочный служебный контракт. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Срочный служебный контракт заключается в случае:

•  замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители» и «помощники (советники)»;

•  замещение должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с федеральным законом сохраняется должность гражданской службы;

•  замещение  должности  гражданской   службы   после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы.

С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.

Не допускается замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижению им возраста 65 лет, который является предельным возрастом пребывания на гражданской службе.

По достижению гражданским служащим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе и по окончании действия срочного служебного контракта по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина с ним заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации, состояния здоровья, должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин.

Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы. При этом поступающий на гражданскую службу гражданин при заключении служебного контракта обязан в соответствии с законом о гражданской службе предъявить представителю нанимателя:

•  заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу   и   замещение   соответствующей   должности гражданской службы;

•  собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;

•  паспорт;

•  трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная деятельность осуществляется впервые;

•  страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная деятельность осуществляется впервые;

•  свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

•  документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

•  документ об образовании;

•  сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не предусмотрено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служебным контрактом. При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей.

2. Расторжение служебного контракта

В соответствии с законом о государственной гражданской службе служебный контракт приостанавливается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон с освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, оставлением его в соответствующем реестре гражданских служащих и включением в кадровый резерв:

1.  В связи с призывом гражданского служащего на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Призыв на военную службу или направление гражданского служащего на заменяющую альтернативную гражданскую службу осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Служебный контракт в данном случае приостанавливается на основании соответствующей повестки военкомата, представляемой гражданским служащим.

2.  В связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего данную должность.

Следует иметь в виду, что при решении данного вопроса необходимо обязательное решение суда о восстановлении ранее уволенного гражданского служащего на работе.

3.  В связи с избранием или назначением гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, избранием его на выборную должность в орган местного самоуправления либо избранием его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

Юридическим фактом приостановления отношений гражданских служащих в сфере труда в этом случае является акт избрания на соответствующую должность.

4. В связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийных бедствий, эпидемии и др.), если данное обстоятельство признано чрезвычайным Решением Президента Российской Федерации или органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Чрезвычайные обстоятельства, наступление которых может влечь приостановление служебного контракта, перечислены в указанной норме в «открытом» перечне.

Это означает, что стороны служебного контракта не вправе самостоятельно оценивать юридическое значение указанных обстоятельств для приостановления служебного контракта.

Служебный контракт приостанавливается и в иных случаях, связанных с исполнением государственных обязанностей, установленных федеральным законом.

Так, например, служебный контракт прекращается, а гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы в связи со следующими обстоятельствами:

1. Осуждением гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившего в законную силу. Таким наказанием может быть лишение свободы либо запрет занимать определенные должности.

Если к гражданскому служащему были применены иные меры уголовного наказания (например, уголовное осуждение), не исключающие возможность продолжения гражданской службы, его увольнение будет считаться незаконным.

2.  Признанием гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением.

Нужно сказать, что по общему правилу нетрудоспособность гражданского служащего не является основанием для прекращения служебного контракта, однако, если налицо полная утрата трудоспособности, то служебный контракт с гражданским служащим может быть расторгнут.

Факт утраты трудоспособности должен быть установлен медицинским заключением, сделанным специализированным медицинским учреждением, наделенным соответствующей компетенцией (учреждениями медико-социальной экспертизы).

3.  Признанием гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным, установленного решением суда, вступившего в законную силу.

4.  Достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе - 65 лет.

Это связано, прежде всего, с особенностями служебных обязанностей, ответственностью и другими факторами, относящимися к государственной гражданской службе.

Трудовое законодательство Российской Федерации стоит на принципе жесткого и исчерпывающего перечня возможных оснований прекращения трудового договора. Все основания прекращения трудового договора устанавливаются Трудовым кодексом РФ. Вместе с тем, перечень оснований прекращения трудового договора, предусмотренный в статье 77 Кодекса, не является исчерпывающим. Как самим Трудовым кодексом, так и иными федеральными законами могут быть предусмотрены и другие основания. Однако все они могут быть определены только на уровне федеральных законов. Это означает, что ни законы субъектов Российской Федерации, ни подзаконные акты не могут дополнять указанный перечень. Каждое из оснований прекращения трудового договора имеет свои особенности.

Все основания, предусмотренные статьей 77 Трудового кодекса РФ по различным критериям можно разделить на три группы:

•  во-первых, это волеизъявление одной из сторон или же обоюдное волеизъявление;

•  во-вторых, это случаи, когда трудовые отношения не возможно сохранить по определенным обстоятельствам;

•  в-третьих, это случаи, когда трудовые отношения прекращаются по основаниям, не зависящим от воли сторон трудового договора.

Все эти основания в полной мере применимы и к гражданским служащим.

Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от занимаемой должности гражданской службы предусмотрены законом о государственной гражданской службе. Таковыми являются:

1)  соглашение сторон служебного контракта;

2)  истечение срока действия срочного служебного контракта;

3)  расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;

4)  расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;

5)  перевод гражданского служащего по его просьбе и с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

6)  отказ гражданского служащего от предложенной для замещения другой должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки и повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в таких случаях иной должности гражданской службы;

7)  отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;

8)  отказ государственного служащего от перевода на другую должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;

9)  отказ государственного служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10)  обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта;

11)  нарушение установленных федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если эти нарушения исключают возможность замещения должности гражданской службы;

12)  выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации;

13)  несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных федеральными законами;

14)  нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных законом;

15)  отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы оформляется правовым актом государственного органа.

Основные обязательства, предусмотренные законом о государственной гражданской службе, рассмотрим подробнее.

Служебный контракт может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон с единовременным освобождением гражданского служащего от занимаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы.

Нужно отметить, что при расторжении служебного контракта по соглашению сторон не имеет значения вид служебного контракта, будь то срочный или заключенный на неопределенный срок.

Данное основание является весьма удобным средством «цивилизованного расставания» сторон служебного контракта, В случае возникновения споров при прекращении служебного контракта по данному основанию следует иметь в виду, что если такой договор возникает по соглашению сторон, следовательно, по их договоренности он может быть расторгнут в любое время.

Аннулирование такой договоренности относительно срока и основания увольнения возможно лиши при взаимном согласии гражданского служащего и представителя нанимателя.

Применяя данное основание прекращения служебного контракта такое соглашение целесообразно составлять в письменной форме, чтобы в случае необходимости можно было выяснить наличие четко выраженной воли сторон прекратить служебные отношения по взаимному согласию.

Одним из оснований прекращения служебного контракта является истечение его срока. Срочный служебный контракт расторгается по истечению срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней со дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено федеральным законом.

Срочный служебный контракт, заключенный на время выполнения определенного задания, расторгается по завершении выполнения этого задания, и гражданский служащий освобождается от занимаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу. Гражданский служащий, замещающий указанную должность, освобождается от занимаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

По истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории «руководители» или «помощники», гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом.

Законодательство Российской Федерации устанавливает определенный, строго ограниченный перечень оснований, которые предоставляют работодателю право уволить работника по своей инициативе. Работодатель не может уволить работника по основаниям, которых нет в законодательстве.

Это в полной мере распространяется и на гражданских служащих. Перечень оснований расторжения служебных контрактов по инициативе представителя нанимателя закреплен в законе о государственной гражданской службе. Следует иметь в виду, что каждое основание расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя имеет свою специфику.

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от занимаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:

Несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы:

а)  по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б)  вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Расторжение служебного контракта вследствие несоответствия гражданского служащего по состоянию здоровья возможно лишь при стойком снижении трудоспособности, препятствующем надлежащему исполнению служебных обязанностей. Если при этом гражданский служащий надлежащим образом выполняет свои должностные обязанности по занимаемой должности гражданской службы, однако обнаружится, что он нуждается в соответствии с медицинских заключением в предоставлении другой работы вследствие того, что выполняемая работа ему противопоказана или опасна для коллектива гражданских служащих либо обслуживающих им граждан, то представитель нанимателя обязан предложить такому гражданскому служащему работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья.

В случае отказа гражданского служащего от такого перевода либо отсутствие в государственной органе соответствующей должности служебный контракт прекращается. При этом необходимо наличие медицинского заключения, вынесенного специальным медицинским учреждением, препятствующего продолжению выполнения обязанностей по служебному контракту по состоянию здоровья. Не может быть уволен по этому основанию гражданский служащий, трудоспособность которого временно ограничена.

Расторжение служебного контракта в случае несоответствия замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточной квалификации возможно только при отсутствии вины гражданского служащего и связано только с результатами аттестации, то есть для приведения в действие механизма увольнения необходимо проведение аттестации и наличие сделанного в ее результате отрицательного заключения о квалификации гражданского служащего.

Проведение аттестации - неотъемлемое право представителя нанимателя, способ контроля за соответствием квалификации гражданских служащих, а также стимулирование их гражданской службы. Аттестация должна проводиться в порядке, предусмотренном законом о государственной гражданской службе.

Недостаточная квалификация гражданского служащего должна быть установлена на основании объективных данных, полученных в результате аттестации. Выводы аттестационной комиссии о деловых качествах гражданского служащего подлежат оценке в совокупности с другими данными аттестации, относящимся к его профессиональной деятельности.

Неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, также является основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Увольнение по этому основанию может иметь место в случае неоднократного (два и более) неисполнения гражданским служащим должностных обязанностей при одновременном наличии следующих условий:

а)  противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим возложенных на него в установленном порядке должностных обязанностей;

б)  к гражданскому служащему ранее было применено дисциплинарное взыскание, и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин служебных обязанностей оно не снято. В связи с тем, что увольнение по этому основанию является одной из мер дисциплинарной ответственности, при ее применении необходимо соблюдать порядок применения дисциплинарного взыскания, установленного федеральным законом. Несоблюдение этого порядка может стать основанием для признания увольнения гражданского служащего незаконным. Если судом будет установлено, что дисциплинарное взыскание наложено с нарушением закона, этот вывод должен быть мотивирован в решении со ссылкой на конкретные нормы законодательства, которые были нарушены.

Применение к работнику нового дисциплинарного взыскания (в том числе увольнение) возможно, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине государственного гражданского служащего возложенных на него должностных обязанностей продолжалось, несмотря на наложенное дисциплинарное взыскание.

Нужно иметь в виду, что представитель нанимателя вправе применить к гражданскому служащему дисциплинарное взыскание и тогда, когда он до совершения проступка подал заявления о расторжении служебного контракта по своей инициативе, поскольку отношения по прохождению государственной службы в данном случае прекращается лишь по истечении срока предупреждения об увольнении.

Однократное грубое нарушение обязанностей:

а) прогул (отсутствие на рабочем месте без уважительной причины более четырех часов подряд в течение служебного дня).

Принципиальным является вопрос об уважительности причин, по которым гражданский служащий отсутствовал на служебном месте. Следовательно, представитель нанимателя должен выяснить, действительно ли гражданский служащий не находился без уважительных причин на служебном месте в течение указанного срока. Нужно отметить, что отсутствие на служебном месте должно происходить именно четыре часа подряд в течение служебного времени.

Увольнение по данному основанию может быть произведено:

•  за отсутствие гражданского служащего без уважительных причин на служебном месте или ином рабочем месте, где он должен был выполнять порученную ему работу, более четырех часов подряд;

•  за невыход без уважительной причины на службу до истечения срока предупреждения представителя нанимателя о расторжении служебного контракта;

•  за отказ гражданского служащего приступить к выполнению служебных обязанностей по должности, на которую он был переведен в соответствии с действующим законодательством;

•  за самовольный уход в отпуск или самостоятельное использование дней отгулов.

При этом не будет являться прогулом использование гражданским служащим дней отдыха в случае, если представитель нанимателя отказал в их предоставлении, а время использования служащим таких дней не зависело от представителя нанимателя (например, отказ гражданскому служащему, являющемуся донором, в предоставлении в соответствии с законом о донорстве крови и ее компонентов для отдыха после каждого дня сдачи крови и ее компонентов);

б) появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения также является самостоятельным основанием увольнения гражданского служащего.

При этом не имеет значения, был ли гражданский служащий отстранен от выполнения должностных обязанностей в связи с указанным состоянием.

Состояние алкогольного либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть оценены соответствующим органом по рассмотрению служебных споров. Эти обстоятельства могут быть подтверждены в том числе и свидетельскими показаниями. Однако более предпочтительным доказательством будет являться медицинское освидетельствование, составленное специалистом соответствующего медицинского учреждения;

в) разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Увольнение по этому основанию возможно только при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что сведения, которые гражданский служащий разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной или иной охраняемой законом тайне, данные сведения стали известны работнику в связи с исполнением им служебных обязанностей, и он обязывался не разглашать такие сведения.

Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 «Об утверждении сведений конфиденциального характера».

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, и порядок засекречивания этих сведений определен Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203 в соответствии с законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне».

Гражданский служащий не может быть привлечен к ответственности за разглашение сведений, которые в соответствии с действующим законодательством не могли быть отнесены к государственной, служебной или коммерческой тайне.

Увольнение по данному основанию гражданского служащего может быть признано правомерным при наличии следующих условий:

•  если обязанность не разглашать такую тайну прямо предусмотрена должностным регламентом и служебным контрактом с гражданским служащим;

•  если в служебном контракте или в приложении к нему точно указано, какие конкретно сведения, содержащие государственную и иную охраняемую законом тайну, и служебную информацию гражданский служащий обязан не разглашать;

•  если государственная и иная охраняемая законом тайна и служебная информация доведены гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

•  если сведения, которые в соответствии со служебным контрактом гражданский служащий обязуется не разглашать,   согласно   действующему   законодательству, могут быть отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, и конфиденциальную служебную информацию.

При отсутствии хотя бы одного из указанных условий расторжение служебного контракта и увольнение гражданского служащего с гражданской службы не может быть признано правомерным;

г) совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях. В качестве чужого имущества следует расценивать любое имущество, не принадлежащее данному гражданскому служащему, в частности имущество, принадлежащее представителю нанимателя, другим гражданским служащим, а также лицам, не являющимся гражданским служащими данного государственного органа.

Необходимо обратить внимание на то, что увольнение как мера дисциплинарной ответственности должно быть произведено в течение месяца со дня вступления в законную силу приговора суда или постановления о привлечении к административной ответственности. В приказе об увольнении должно быть указание на акт, которым установлено правонарушение; на нарушение гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия, либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

При расторжении служебного контракта по данному основанию необходимо наличие трех условий:

1)  противоправное виновное поведение гражданского служащего;

2)  наличие вредоносного результата или реальная угроза наступления такого вредоносного результата, причем вне зависимости от того, с кем произошел несчастный случай, с самим гражданским служащим или с другим лицом;

3)  причинно-следственная  связь  между  этими  двумя обстоятельствами, то есть должно быть установлено, что именно противоправное виновное поведение гражданского служащего привело к наступлению вредоносного результата.

Только при наличии всех трех условий одновременно возможно увольнение согласно закону о государственной гражданской службе. Важным аспектом является то, что для увольнения необязательно ждать наступления тяжелых последствий - достаточно факта создания реальной угрозы их наступления.

Закон предусматривает увольнение за совершение виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя.

Утрата доверия как основание для увольнения должна быть подтверждена конкретными доказательствами и не может основываться на предположениях. Утрата доверия может основываться как на неоднократном совершении виновных действий, так и на факте единоличного деяния. Доказательством могут служить результаты инвентаризации, ревизии.

Гражданские служащие данной категории могут быть уволены при установлении в законном порядке факта совершения хищения, взяточничества и иных корыстных правонарушений.

Закон о государственной гражданской службе в качестве оснований для увольнения предусматривает принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители» необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа.

Это основание увольнения применяется к строго ограниченному кругу лиц и лишь в случае совершения им конкретных действий. Оно является как бы дополнительным основанием расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.

Вина «руководителей», а также причинная связь между принятым им управленческих решением и наступлением указанных последствий должны быть доказаны в установленном законом порядке. Если представитель нанимателя не предоставил доказательства, подтверждающие наступление неблагоприятных последствий, предусмотренных законом о государственной гражданской службе, и явившихся основанием увольнения, такое увольнение не может быть признано законным.

Основанием для увольнения Закон предусматривает однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководителей»,  своих должностных  обязанностей,  повлекшее за собой причинение вреда государственному органу или нарушение законодательства Российской Федерации.

Федеральный закон не дает определения понятия грубого нарушения. Данное понятие носит оценочный характер и вопрос, является то или иное нарушение грубым, решается лицом, обладающим правом приема на гражданскую службу и увольнения гражданских служащих с гражданской службы.

Необходимо иметь в виду, что увольнение применяется не только за нарушение должностных обязанностей, а за такое, которое повлекло причинение вреда государственному органу или нарушение законодательства Российской Федерации. В случае отсутствия такого факта, то каким бы грубым не было нарушение должностных обязанностей, уволить гражданского служащего по данному основанию будет нельзя.

Предоставление гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта также является основанием для расторжения служебного контракта.

Расторжение служебного контракта по данному основанию возможно в случаях, когда представленные документы или сведения могли оказать существенное влияние на содержание служебного контракта и даже на сам факт его заключения. В качестве примера можно привести случаи предъявления подложных документов об образовании или о наличии специальных знаний. Подложность документа должна быть удостоверена в установленном порядке.

Следует иметь в виду, что не всякие сообщенные гражданским служащим ложные сведения могут служить основанием для расторжения с ним служебного контракта, а только такие сведения, которые повлияли или могли повлиять на принятие представителем нанимателя решения о приеме государственного служащего на гражданскую службу.

Не могут быть признаны ложными сведения, касающиеся возможной дискриминации при приеме на гражданскую службу (в случае если женщина указала, что она замужем, а на самом деле является одинокой матерью), и, соответственно, они не могут послужить основаниями для увольнения.

Прекращение допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям, может быть основанием для расторжения служебного контракта.

Увольнение в связи с прекращением допуска гражданского служащего к государственной тайне возможно, только если наличие такого допуска предусмотрено должностным регламентом.

Условия прекращения допуска должностного лица к государственной тайне определены Законом Российской Федерации «О государственной тайне». Так, например, допуск прекращается в случае однократного нарушения должностным лицом взятых на себя предусмотренных служебным контрактом обязательств, связанных с защитой государственной тайны, или в случае возникновения обстоятельств, являющихся основаниями для отказа должностному лицу или гражданскому служащему в допуске к государственной тайне. Необходимо отметить, что прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну, в том числе и в случае последующего увольнения с гражданской службы.

Решение о прекращении допуска гражданского служащего к государственной тайне может быть обжаловано в межведомственную комиссию по защите государственной тайны или суд.

3. Испытание, перевод на иную должность гражданской службы или перемещение

В соответствии с законом о государственной гражданской службе в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. В отличие от Трудового кодекса, который предусматривает испытание, срок которого не должен превышать трех месяцев, Закон устанавливает срок испытания для гражданских служащих от трех месяцев до одного года.

Отсутствие в акте государственного органа и назначении гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

При поступлении на гражданскую службу испытание не устанавливается:

•  для беременных женщин — гражданских служащих;

•  для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступивших на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

•  для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категории «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;

• для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа, либо сокращением должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от трех до шести месяцев.

В срок испытания не засчитывается период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.

По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина проводится квалификационный экзамен, по результатам которого гражданскому служащему присваивается классный чин в соответствии с законом о государственной гражданской службе.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право: предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы; до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание. До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.

Закон о государственной гражданской службе предусматривает перевод гражданского служащего с его письменного согласия: на иную должность гражданской службы в том же государственном органе, на иную должность в другом государственном органе, в другую местность вместе с государственным органом.

С письменного согласия гражданского служащего допускается его перевод на иную должность гражданской службы в том же органе, в этом случае в служебный контракт вносятся соответствующие изменения. Письменного согласия требует и перевод гражданского служащего в другой государственный орган как по той же должности, которую он замещал, так и на иную должность.

При переводе на иную или аналогичную должность государственный орган с гражданским служащим заключает новый служебный контракт.

При переводе гражданских служащих в другую местность вместе с государственным органом им и членам их семей возмещаются расходы, связанные с переездом. Под другой местностью следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

Перевод на иную должность гражданской службы в том же государственном органе возможен по различным обстоятельствам. При этом инициатива в переводе может исходить как от представителя нанимателя, так и от самого гражданского служащего, а также от медицинских органов (например, в связи с состоянием здоровья гражданского служащего).

В ряде случаев у представителя нанимателя возникает обязанность перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность. Так, гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, представляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы.

Согласно закону не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

4. Отстранение от занимаемой должности

гражданской службы

Отстранение от замещаемой должности - временное недопущение гражданского служащего к должностным обязанностям.

Основания, по которым гражданского служащего могут отстранить от замещаемой должности, перечислены в законе о государственной службе.

В соответствии с Законом представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданского служащего в следующих случаях:

• при появлении гражданского служащего на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Факт нетрезвого состояния гражданского служащего либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтвержден как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, например, свидетельскими. Последние должны быть оформлены актом, составленным с участие представителя нанимателя профсоюза, если гражданский служащий, отстраненный от выполнения должностных обязанностей, является его членом;

•  в случае, если гражданский служащий не прошел в установленном порядке обучения и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности. Обязанность гражданских служащих проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения должностных обязанностей, инструктаж по охране труда закреплена в Трудовом кодексе Российской Федерации. Эта норма применяется к гражданским служащим, поскольку отношения, связанные с охраной на гражданской службе, специально законодательством о государственной службе не урегулированы;

•  при привлечении гражданского служащего в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Отстранение гражданского служащего от замещаемой должности является обязанностью представителя нанимателя. Однако в отличие от Трудового кодекса Российской Федерации обязанность отстранять гражданских служащих, не прошедших обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, закон о государственной гражданской службе ставит в зависимости от наличия или отсутствия в этом вины самого гражданского служащего. Таким образом, можно сделать вывод, что представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской службы (не допускает к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для таких мер по вине гражданского служащего. Вину гражданского служащего в этом случае должен доказать представитель нанимателя. Перечень оснований отстранения гражданского служащего от выполнения им своих должностных обязанностей не является исчерпывающим. Например, представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы либо не допускать к исполнению должностных обязанностей гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов.

Поскольку отстранение от замещаемой должности - это временное недопущение гражданского служащего к выполнению им своих должностных обязанностей, то такое отстранение допускается только на период до устранения причин, послуживших основанием для отстранения.

Так, если гражданский служащий появился на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, то он должен быть отстранен от службы только на тот день, в который находился в указанном состоянии.

Неправомерным в связи с этим будет отстранение служащего от исполнения должностных обязанностей в последующие дни, например, до окончательного решения вопроса о применении к нему дисциплинарного взыскания. Исключение могут составлять случаи, когда в отношении гражданского служащего проводится служебная проверка.

Если гражданский служащий отстранен от исполнения должностных обязанностей в связи с тем, что не прошел проверку знаний и навыков в области охраны труда, то после прохождения такой проверки при положительных ее результатах он должен быть незамедлительно допущен к выполнению своих обязанностей.

Гражданские служащие, отстраненные от должности на основании постановления судьи, должны быть допущены к исполнению должностных обязанностей после отмены в установленном порядке предусмотренных требований об отстранении. Гражданскому служащему, отстраненному от замещаемой должности гражданской службы на законных основаниях, в период отстранения денежное содержание не начисляется. Исключение составляет случаи, предусмотренные федеральными законами. В частности, сохраняется денежное содержание в период урегулирования конфликтов интересов, также сохраняется денежное содержание гражданскому служащему на весь период, в отношении которого проводиться служебная проверка. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32207. Источники информации и тактические основы розыска преступников 44.5 KB
  Источники инфции и тактич основы розыска престков. Последнее предназначено для целенаправленного розыска различных объектов представляющих интерес для расследования. Следователь информирует работников патрульнопостовой службы ГИБДД участковых инспекторов сотрудников служб криминальной милиции в масштабах города на территории которого ведется розыск об индивидуальноопределенных признаках объектов розыска. Нередко важные очевидцы устанавливаются после обращения органов расследования к коллективам предприятий учреждений организаций...
32208. Тактические основы следственного осмотра помещений и участков местности не являющимися местом преступления 37 KB
  Тактич основы след осмотра помещ и участков местности не явл местом происш. Осмотр – следст действие заключающееся в восприятии следлем доз обстановки помещ не явл МП для установления харра и обстоятельств престя установления лиц возможных пределов события. В ходе расслед следлю прих пров осмотр помещ и учков местн не явл МП в целях обнар на них следов престя тела челка для выявлен следов престя или налич особых примет а также иных объектов кот приобщся к УД в качве докв. Следственный осмотр одно из наиболее...
32209. Подготовка следователя к осмотру места происшествия 28 KB
  Вопервых когда преступление уже совершено и осмотр необходим в целях обнаружения следов и других вещественных доказательств выяснения обстановки места происшествия а равно иных обстоятельств имеющих значение для дела. Подготовительные мероприятия к осмотру места происшествия включают постоянную готовность к выезду подготовку к осмотру после того как получено сообщение о происшествии и подготовительные действия осуществляемые непосредственно на месте происшествия. Перед выездом на место происшествия проверить укомплектованность...
32211. Понятие, логич структура и юр природа следственной версии. Классификация 32 KB
  Поэтому по субъектам выдвижения различают следственные оперативнорозыскные экспертные и судебные версии. Оперативнорозыскные версии выдвигаются при проведении оперативнорозыскных мероприятий экспертные в процессе конкретных экспертных исследований. В конечном счете эти версии носят промежуточный характер и служат проверке основных следственных версий а экспертные также способствуют проверке судебных версий.
32212. Структура версионного процесса. Построение следств версий 32 KB
  Построение следств версий криминалистическая версия это логически построенное и основанное на фактических данных предположительное умозаключение следователя других субъектов познавательной деятельности по уголовному делу о сути исследуемого деяния об отдельных его обстоятельствах и деталях направленное на выяснение истинных обстоятельств дела и требующее соответствующей проверки. Процесс построения версий распадается на ряд условных этапов. Началом процесса построения версий обычно являются анализ и синтез имеющихся в распоряжении...
32213. Следственный эксперимент 45.5 KB
  Оценка резтов эксперимента. Значение следственного эксперимента заключается в том что его результаты позволяют подтвердить или опровергнуть собранные по делу доказательства а нередко и получить их. Так в ходе следственного эксперимента по проверке возможности совершения определенных действий могут быть точно оценены предположения о наличии или отсутствии у подозреваемого профессиональных или преступных навыков например в использовании газосварочного оборудования для взлома сейфа открывании замка с помощью отмычек и т. Для производства...
32214. Стадии осмотра МП. Способы и методы осмотра 42.5 KB
  Способы и методы осмотра. Каждый этап осмотра имеет свои цели и реализуется с помощью различных тактических приемов. По результатам сопоставления если нужно вносятся коррективы в план осмотра.
32215. Понятие обыска и выемки, их цели и задачи 57.5 KB
  Понятие обыска и выемки их цели и задачи. В ходе обыска могут и должны решаться следующие задачи: 1 отыскание и изъятие орудий преступления предметов и ценностей добытых преступным путем а также других предметов и документов которые могут иметь значение для дела; 2 обнаружение разыскиваемых лиц преступников и граждан взятых в заложники; 3 отыскание трупа или его частей; 4 выемка имущества на которое может быть наложен арест для обеспечения конфискации или возмещения причиненного преступлением материального ущерба; 5 поиск и...