77491

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

К числу индивидуальных субъектов относятся: граждане Российской Федерации; иностранные граждане и лица без гражданства. Конкретными разновидностями субъектов административного права являются: граждане Российской Федерации; иностранные граждане; лица без гражданства; Президент Российской Федерации...

Русский

2015-02-02

154 KB

3 чел.

ТЕМА 3. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

1. Понятие и виды субъектов административного права

2. Административно-правовой статус граждан

3. Правовой статус органов исполнительной власти

4. Государственная служба в системе исполнительной власти РФ

1. Понятие и виды субъектов административного права

Субъектом административного права признается обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий возложенных на него административным правом.

Круг таких субъектов многообразен, и главное, что объединяет их — это обладание особым юридическим качеством — административной правоспособностью. Лица и организации, являющиеся субъектами административного права, при соблюдении установленных административно-правовыми нормами условий, могут быть субъектами административно-правовых отношений.

Субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Но для этого требуется, чтобы они были наделены административной право- и дееспособностью.

Административная правоспособность — установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.

Административная дееспособность — способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

Еще одно условие, при котором субъект административного права, может стать субъектом административно-правовых отношений, это наличие оснований возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Совокупность прав и обязанностей субъектов административного права, их полномочия, а также гарантии того, что субъект может их реализовать, образуют его правовой статус.

Административное право характеризуется большим числом субъектов. У каждого такого субъекта свои полномочия и по объему, и по структуре, и по свойствам. В связи с этим целесообразно, с точки зрения практики правового регулирования и изучения данной проблемы, классифицировать субъекты административного права на группы, каждая из которой имеет свой административно-правовой статус. К числу индивидуальных субъектов относятся:

—  граждане Российской Федерации;

—    иностранные граждане и лица без гражданства.

Специфическими индивидуальными, субъектами являются должностные лица. Их особенностью является то, что, проявляя себя индивидуально, они, тем не менее, фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти.

К коллективным субъектам относятся различного рода объединения граждан. В их числе различные по своему назначению и статусу организаций — государственные и негосударственные.

Государственные организации как субъекты административного права это:

  •  органы исполнительной власти (органы государственного управления);
  •   государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.);
  •   структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации как субъекты административного права:

  •    общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);
  •    трудовые коллективы;
  •   органы местного самоуправления;
  •    коммерческие структуры;
  •   частные предприятия и учреждения.

Конкретными разновидностями субъектов административного права являются:

  •   граждане Российской Федерации; иностранные граждане; лица без гражданства;
  •   Президент Российской Федерации; президенты субъектов Российской Федерации;
  •   федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  •   государственные служащие; государственные предприятия, учреждения и организации;
  •   негосударственные предприятия; учреждения и организации;
  •   органы местного самоуправления; муниципальные предприятия; учреждения и организации;
  •    фонды; общественные объединения; религиозные объединения;
  •   совместные и иностранные предприятия; учреждения и организации.

2. Административно-правовой статус граждан

Рассмотрим такую категорию субъектов административного права, как физические лица. Это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Под физическими лицами понимаются люди, человек как биологическое существо. В юридическом смысле слова под физическими лицами понимаются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.

Эти категории лиц характеризуются существенными элементами особенностей их правового положения, ибо сами эти понятия являются правовыми.

Гражданин Российской Федерации характеризуется его право связью с Российским государством, иностранный гражданин — с соответствующим зарубежным государством, а лица без гражданства нe имеют такой связи ни с одним из государств.

Особую категорию субъектов административного права образуют физические лица, общегражданский статус которых одновременно сочетается с выполнением государственно-властных полномочий — должностные лица.

Совокупность прав, свобод гражданина и их гарантий, а также его обязанностей составляет содержание его правового статуса.

Административно-правовой статус граждан это часть их общего статуса.

Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Возникает она с момента рождения гражданина.

Все граждане России обладают равным объемом административной правоспособности. Объем административной правоспособности граждан может быть изменен только государством путем издания соответствующих правовых актов.

Административная правоспособность граждан может определяться применительно к возрасту, уровню образования, состоянию здоровья граждан и т.п.

Для отдельных граждан правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определенных законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и другие правоограничения.

Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан, обществом в целом.

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности. Моментом прекращения правоспособности гражданина является его смерть.

Административная дееспособность гражданина — признаваемая за ним способность своими собственными действиями реализовать в сфере исполнительной власти принадлежащие права и возможные обязанности.

Наступление административной дееспособности связывается, как правило, с достижением определенного возраста. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18-летнего возраста. Однако необходимо помнить и о том, что в различных сферах ограниченная дееспособность может возникать до достижения 18-летнего возраста. Так, например, административная ответственность граждан наступает с 16-летнего возраста, до этого момента за административные проступки несовершеннолетних граждан несут ответственность родители или лица, их заменяющие. Определенные меры дисциплинарного взыскания, могут применяться к учащимся образовательных учреждений, вплоть до отчисления из школы, в данном случае мы говорим о частичной дееспособности, которая наступает с семи лет.

При этом необходимо учитывать, что не все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью. Например, не обладают административной дееспособностью лица, страдающие некоторыми психическими заболеваниями, а также граждане, которых в соответствии с законом и на основании судебного решения либо решения иного компетентного органа лишили определенных прав.

На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют свои права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения.

Самой важной сферой реализации административной правоспособности граждан была и остается система исполнительной власти, которая связана с возможностью граждан вступать в административные правоотношения. При этом другой стороной в таких правоотношениях является орган исполнительной власти, должностное лицо либо организация или ее представитель, которые обладают полномочиями административно-правового характера.

Административно-правовые отношения между гражданами и органами исполнительной власти возникают:

а)  в связи с использованием гражданами их прав в сфере исполнительной власти;

б)  в связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей (обязанность по защите Отечества; платить законно установленные налоги и сборы: сохранять природу и окружающую среду и т.д.);

в)  в связи с нарушениями прав и законных интересов граждан, защитой и восстановлением нарушенных прав;

г) в связи с нарушением гражданином его обязанностей перед государством.

Конституция Российской Федерации в ст. 17 закрепляет положение о том, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или негосударственных организации, их должностных лиц.

Права, граждан в сфере государственного управления делятся:

1) в зависимости от механизма их реализации:

абсолютные — права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, а наоборот защищать, например, право на отдых, право на труд и т.д.;

относительные — права, для реализации которых нужен акт государственного органа, например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности и др.;

2) в зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения:

—  общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления, например, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц;

—  специальные права — это права граждан в той или иной сфере или отрасли управления, например, в сфере экономики — каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) по своему содержанию права делятся на три вида:

—  право на участие в государственном управлении. К таковым относятся, например, право на государственную службу, право на получение необходимых документов, пресечение противоправных действий со стороны других граждан и др.;

право на государственное участие,  содействие, помощь компетентных организаций. К таковым можно отнести: право на получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи и др.;

право на защиту. Основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций.

Во взаимодействии с управленческими структурами, гражданами России реализуются, прежде всего, следующие права:

1. Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ). Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ).

3.  Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ).

4.  Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

5.  Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более чем 48 часов (ст. 22 Конституции РФ). Основания и порядок применения административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях.

6.  Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ).

7.  Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и возвращения (ст. 27 Конституции РФ). Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации.

8.  Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ст. 29 Конституции РФ).

9. Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ). Вред, причиненный гражданину незаконными действиями государственных органов, а также должностных лиц при исполнении ими обязанностей в области административного управления, возмещается на общих основаниях, установленных гражданским законодательством.

Имея права, Граждане Российской Федерации, вместе с тем, выполняют возложенные на них Конституцией Российской Федерации обязанности.

Административно-правовые обязанности граждан Российской Федерации подразделяются на два вида:

1)  абсолютные — возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т.п.);

2) относительные — возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля — платить налоги, поступающие в дорожные фонды и т.п.).

Обязанности граждан Российской Федерации как субъектов административного права заключаются в следующем:

—  платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);

—  сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ);

—  защищать Отечество (ст. 59 Конституции РФ);

— не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституция РФ);

— соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Как видно из приведенного нами перечня, все обязанности граждан Российской Федерации закреплены в основном законе — Конституции Российской Федерации.

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

Невыполнение гражданами своих обязанностей в сфере государственного управления влечет за собой применение различных мер воздействия, включая и средства административно-правового характера. В этом случае при наличии достаточных к тому оснований граждане могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Закон является изначальным и универсальным гарантом прав граждан.

Законные права граждан в сфере государственного управления подлежат защите, для чего закон устанавливает специальные гарантии.

Однако закон может выполнить функцию гаранта при соблюдении ряда условии, прежде всего он должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время достаточно стабильным.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - конституционная обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

Экономические гарантии — это материальные условия для фактической реализации прав и свобод граждан.

К политическим гарантиям относятся: принадлежность государственной власти народу; соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина государством; широкие возможности для участия граждан в управлении делами государства и общества.

Организационные гарантии состоят в том, что в своей деятельности государство должно исходить из единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочии между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Организационные гарантии заключаются также в деятельности государственных органов, прежде всего правоохранительных, по практическому претворению в жизнь прав и свобод граждан и возложенных на них обязанностей.

Юридические гарантии — это система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав и свобод граждан, а также средства их охраны и защиты. Ведущее место в этой системе принадлежит конституционным нормам, которые устанавливают, например, гарантии прав и законных интересов граждан путем предоставления им права:

-  обжаловать решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ);

- на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество (ст. 46 Конституции РФ);

- на возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов и их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).

Административно-правовая охрана прав и свобод граждан регламентируется нормами административного законодательства, которые регулируют порядок реализации права граждан на государственную службу, образование и т.д.

Также эти нормы оберегают жизнь и здоровье, честь, достоинство, личную свободу граждан, устанавливая правила поведения в общественных местах, правила пожарной безопасности, правила дорожного движения и другие.

Наряду с наличием административно-правовых норм, содержащих гарантии против любых нарушений прав и свобод граждан, важная роль в их охране административно-правовыми средствами принадлежит органам исполнительной власти и их должностным лицам. Важная роль в защите прав и свобод граждан принадлежит правоохранительным органам: суду, прокуратуре, органам внутренних дел.

Органы милиции призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, их собственность, обеспечивать также их личную безопасность от преступных и иных противоправных посягательств.

Предусматривая государственно-правовые институты обеспечения прав и свобод граждан, Конституция Российской Федерации закрепляет право человека и гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, например, объявление забастовок, также граждане Российской Федерации имеют право на необходимую оборону.

Значительная роль в охране прав и свобод граждан принадлежит общественным объединениям и общественным образованиям (профессиональным и творческим союзам, адвокатуре и др.).

Еще одной важной гарантией защиты законных прав и свобод граждан в государственном управлении является обжалование незаконных действий органов управления и их должностных лиц и осуществление гражданами права жалобы, предусмотренного Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства определяется Конституцией Российской Федерации (статьями 27, 62, 63), международными договорами, а также рядом нормативных документов, принятых правительством Российской Федерации. В том числе основным документом является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Иностранные граждане на территории Российской Федерации подразделяются на три категории:

1.  Постоянно проживающие — имеющие разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

2. Временно прибывающие — иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях.

3.  Проезжающие через территорию Российской Федерации. Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных документов (билетов) или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации. Данные нормы регламентируются Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года.

Согласно Конституции и законодательству, исходной основой определения правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства служит положение о том, что:

—  иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами;

—  находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ;

—  вопросы об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешаются дипломатическим путем. Особенность правового положения иностранцев и лиц без гражданства заключается в том, что на них не распространяются некоторые права и обязанности, которые связаны непосредственно с гражданами России:

- они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности, например. Президента РФ; командира экипажа воздушного суда, работать в милиции;

- они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

-  на них не распространяется воинская обязанность;

- иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением граждан СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде, могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения;

- они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов: видов на жительство, заграничных паспортов и др.;

- для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства;

-  для них предусмотрена такая мера административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, которая заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в ряде случаев, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства их Российской Федерации.

3. Правовой статус органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Исполнительные органы, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт:

— они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

—  они наделены оперативной самостоятельностью;

— они имеют, как правило, постоянные штаты;

—  образуются вышестоящими органами;

—  они подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Они призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других актов органов законодательной власти и Указов Президента.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами (например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации), положениями (например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации).

При этом все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются:

- подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;

- наделение их правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты, в том числе акты нормативного характера;

-  подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в той или иной системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения — вертикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует, например, управление оборонной промышленностью, железнодорожным транспортом и др. Это объясняется спецификой данной отрасли управления;

- оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции. Компетенция органа исполнительной власти, определяемая законодательным или иным нормативным актом, включает: задачи органа, его функции, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности, а также структуру органа.

Задачи и цели органа исполнительной власти: это то, чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему области.

Функции органа указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач.

Основными функциями, присущими компетенции почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и другие.

Права и обязанности определяют границы полномочий органа исполнительной власти в осуществлении каждой из его функций.

Формы и методы работы органа исполнительной власти определяются применительно к его задачам, функциям, правам и обязанностям. Наиболее общими методами и формами работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др.

Как и иные субъекты административного права, органы исполнительной власти наделены административной право- и дееспособностью; возникает она одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.

По своему правовому положению органы исполнительной власти делятся на виды по следующим признакам:

а)  по порядку образования;

б)  по территории деятельности;

в)  по характеру компетенции;

г)   по способу разрешения подведомственных вопросов;

д)  по источникам финансирования.

По порядку образования органы исполнительной власти делятся на две группы:

—  к первой из них относятся органы, образование которых предусмотрено конституциями (это правительства);

—  ко второй группе относятся органы, которые образуются на основе текущего законодательства и подзаконных актов — министерства, государственные комитеты, департаменты, управления, отделы, службы, администрации и другие ведомства.

По территориальным масштабам деятельности органы исполнительной власти делятся на:

а)  федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю территорию России (правительство России, федеральные министерства, федеральные службы и агентства);

б) региональные федеральные органы исполнительной власти, действующие на территории определенных регионов, то есть на части территории России;

в)  органы исполнительной власти субъектов федерации, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.

В масштабе республик действуют правительства, министерства, комитеты и иные ведомства.

В масштабе края, области, города федерального значения и автономного образования исполнительная, управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром).

По характеру компетенции органы исполнительной власти делятся на органы общей компетенции (общего управления), органы отраслевой компетенции и органы межотраслевой компетенции.

Органы общей компетенции — это правительства, администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных образований, они ведают всеми отраслями и сферами управления.

Органы отраслевой компетенции — министерства, некоторые службы, они осуществляют руководство подведомственными им отраслями.

Органы межотраслевой компетенции — органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации и другие, они осуществляют управление, имеющее межотраслевое значение.

По порядку разрешения подведомственных вопросов, органы исполнительной власти делятся на, коллегиальные и единоначальные.

В коллегиальных органах — правительство Российской Федерации, правительства субъектов Федерации, некоторые государственные комитеты — решения принимаются большинством голосов членов коллегии с предварительным обсуждением вопроса и учетом высказанных замечаний.

Таким образом, коллегиальность позволяет избежать однобоких решений и учесть коллективный опыт.

В единоначальном органе, например, министерства, ведомства, управления, отделы, службы, администрация и другие, во главе стоит одно лицо — руководитель, который все вопросы решает лично, несет персональную ответственность за свои решения и деятельность всего подчиненного ему коллектива.

По источнику финансирования — органы исполнительной власти подразделяются на бюджетные и хозрасчетные.

Бюджетные органы не связаны непосредственно с производством и обращением материальных ценностей, лишены имущественной самостоятельности, по их обязательствам несет ответственность государство, а финансируются они соответственно из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации.

Иное правовое положение у хозрасчетных органов. Они наделены основными и оборотными средствами, имеют самостоятельный баланс, таким образом, имущественно обособлены, непосредственно отвечают по своим обязательствам, их деятельность обычно связана с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг и получением прибыли.

Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с принципом федерализма действующая система исполнительной власти состоит из следующих звеньев:

1.  Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации:

—  правительство Российской Федерации;

—  федеральные министерства;

—  федеральные службы России;

—  федеральные  агентства России;

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения автономной области, автономных округов), это:

—  правительства республик и других субъектов Федерации;

—  администрации краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Правовое положение Правительства, его состав, порядок формирования определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», принятым Государственной Думой 11 апреля 1997 года.

Основные правила организации деятельности правительства по реализации его полномочии закреплены в Регламенте правительства Российской Федерации.

Правительство — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Правительство является органом государственной власти Российской Федерации. Оно осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации.

Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Состоит оно из членов правительства Российской Федерации.

Правительство в своей деятельности руководствуется рядом принципов, к которым в частности относятся:

- верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов;

-  принцип народовластия;

-  принцип федерализма;

-  принцип разделения властей;

-  принцип ответственности;

-  принцип гласности;

- принцип, обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров РФ.

Осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Правительство согласно Конституции Российской Федерации обладает широкими полномочиями во всех сферах жизнедеятельности государства.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений правительства. Акты по оперативности и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений правительства.

Постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать и то, что акты правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Для решения оперативных вопросов правительство Российской Федерации по предложению его председателя может образовать президиум правительства РФ.

Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие правительства РФ и других органов государственной власти.

4. Государственная служба в системе исполнительной власти РФ

Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства в целом, является служба. Это понятие употребляется по-разному: как вид деятельности человека, социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность и т.д.

Государственная служба состоит, прежде всего, в обеспечении самого управления, осуществлении государственной деятельности и в социально-культурном обслуживании людей.

Из приведенного следует, что:

1)  государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, то есть деятельность, являющуюся для государственного служащего профессиональной, и, как правило, она связана с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных должностных полномочий;

2)  в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов;

3)  эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;

4)  такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, то есть в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, ибо обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему.

Государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы);

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения. и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

Деятельность государственных служащих проявляется различным образом. В частности государственные служащие:

1)  реализуют полномочия распорядительного и регулирующего характера во всех сферах государственного строительства; следовательно, государственная служба — это осуществление функций государства от его имени лицом, занимающим государственную должность государственной службы в государственных органах и в их структурных подразделениях;

2)  реализуют юрисдикционные действия, то есть применяют меры государственного принуждения к юридическим и физическим лицам;

3)   осуществляют юридически властные предписания для различных субъектов права в системе управленческой иерархии (издают приказы и распоряжения, дают указания и т.д.);

4)  осуществляют действия, направленные на обеспечение и защиту прав и свобод граждан;

5) совершают организационные действия и материально-технические операции (проводят совещания, конференции, заседания и пр.). Учитывая то, что деятельность государственных служащих образует, изменяет и прекращает правоотношения, мы делаем вывод, что она имеет важные правовые последствия.

Основными факторами, которые отрицательно влияют на деятельность государственных служащих, являются:

политическая и организационная нестабильность в органах государственной власти и местного самоуправления;

отсутствие нормативно-правового регулирования деятельности государственных и муниципальных служащих;

неопределенность правового статуса муниципальных служащих;

отсутствие единой кадровой политики как на уровне регионов, так  и на уровне органов местного самоуправления;

слабая профессиональная подготовленность значительной части государственных служащих, особенно в юридических, финансово-экономических и социально-культурных вопросах;

отсутствие внимания, уделяемого при повышении квалификации государственных и муниципальных служащих.

Государственные должности подразделяются  в зависимости от характера и объема полномочий:

1. Представители административной власти — лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, работники милиции).

2. Оперативный состав — государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов, например, юристы-консультанты.

3.  Вспомогательный состав — государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершения действий, которые влекут юридические последствия и влияют на содержание решений данного органа, например, технические секретари.

4. Граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, которые влекут юридические последствия. К данной категории относятся нотариусы.

В квалифицированные требования к служащим, занимающим государственные должности, включаются:

— уровень профессионального образования с учетом группы и специализации государственной должности;

—    стаж и опыт работы по специальности;

— уровень знаний законодательства применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

По результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственным служащим присваиваются квалификационные разряды:

- государственным служащим, занимающим высшие государственные должности — действительный государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го, и 3-го классов;

- государственным служащим, занимающим ведущие государственные должности — государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го, и 3-го класса;

- государственным служащим, занимающим старшие государственные должности — советник государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса;

- государственным служащим, занимающим младшие государственные должности — референт государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса.

Для отдельных видов государственной службы вводятся другие виды квалифицированных разрядов: воинские звания, дипломатические ранги и т.д.

За каждой должностью, которую занимает служащий, закрепляется определенный комплекс полномочий.

Различие в объеме и характере должностных полномочий является основанием для классификации государственных служащих на три основные группы: должностные лица, представители власти, вспомогательные работники.

Государственный служащий имеет следующие права:

1. Право на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности, критерии оценки качества работы, условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, которые необходимы для исполнения им должностных обязанностей.

2. Право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

3. Право на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий учреждений и организаций, независимо от форм собственности.

4.  Право принимать решения и участвовать в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями.

5. Право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности.

6.  Право на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации.

7.  Право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до того, как их внесут в личное дело, а также право на приобщение к личному делу своих объяснений.

8.  Право на переподготовку и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета.

9. Право на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы.

10. Право на проведение по требованию государственного служащего служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.

11.  Право на объединение в профессиональные союзы или ассоциации для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов.

12.  Право вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Государственный служащий вправе обратиться  в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, которые связаны с государственной службой, в том числе по вопросам:

- проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов;

- содержания выданных характеристик;

- приема на государственную службу и ее прохождения; реализации прав государственного служащего;

- перевода на другую государственную должность; по вопросам наложения дисциплинарной ответственности государственного служащего;

- несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего; увольнения с государственной службы.

Наряду с правами государственный служащий наделен и рядом обязанностей:

1. Государственный служащий обязан обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской  Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий.

2.  Также он должен добросовестно исполнять должностные обязанности.

3.  Обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан.

4.  Исполнять приказы, распоряжения и указания, вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением тех, которые противоречат закону.

5. В пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, который установлен федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

6. Соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией.

7. Поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей.

8.  Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Сама по себе государственная служба предусматривает соблюдение ряда ограничений.

Государственный служащий не вправе:

1. Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

2. Быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

3.  Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.

4.  Состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

5. Государственный служащий не вправе быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему.

6.  Не вправе использовать в неслужебных целях средства материально технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество или служебную информацию.

7.  Не вправе получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего.

8.  Получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию.

9.  Принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций.

10.  Не вправе принимать участие в забастовках.

11.  Использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37902. Определение концентрации и подвижности носителей тока в полупроводнике методом эффекта холла 335.5 KB
  Эффект Холла 4 2. Физическая природа эффекта Холла 5 3. Контрольные вопросы 13 Список литературы 13 Лабораторная работа № 98 Определение концентрации и подвижности носителей тока в полупроводнике методом эффекта холла 1.
37903. ИЗУЧЕНИЕ ДИФРАКЦИИ СВЕТА НА ПРОСТЕЙШИХ ПРЕГРАДАХ И ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКЕ 260.5 KB
  Дифракция света на щели. Экспериментальное определение с помощью дифракции света ширины щели и размеров мельчайших круглых частиц. Дифракция света на щели Рассмотрим дифракцию в параллельных лучах дифракцию Фраунгофера на одной щели.2 и пусть b λ это условие позволяет не учитывать так называемые краевые эффекты обусловленные взаимодействием электромагнитного поля падающей световой волны с веществом щели.
37904. КАЧЕСТВЕННЫЙ И ПОЛУКОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПЛАВОВ 4.23 MB
  Определить процентное содержание химического элемента в сплаве. Спектр каждого элемента является строго его индивидуальной характеристикой и поэтому может быть использован для анализа вещества. Атом состоит из положительно заряженного ядра в котором сосредоточена практически вся его масса и отрицательно заряженных электронов число которых в нейтральном атоме совпадает с порядковым номером элемента в периодической системе Менделеева. На энергетических схемах возможные значения энергии атома изображаются горизонтальными линиями причем все...
37905. Исследования полупроводникового диода 566 KB
  С точки зрения зонной теории полупроводниками являются кристаллические вещества у которых при 0 К валентная зона полностью заполнена электронами а ширина запрещенной зоны невелика например для германия она равна 072 эВ. Выясним природу этих носителей на примере полупроводника из германия. Все атомы германия нейтральны и связаны друг с другом ковалентными связями. Чтобы создать проводимость необходимо разорвать хотя бы одну из связей удалив из атома германия электрон и перенеся его в какуюлибо другую кристаллическую ячейку где все...
37906. Изучение статических характеристик и определение коэффициента усиления транзистора 84.5 KB
  Инжекция носителей тока. Инжекция носителей тока В основе работы транзистора лежит явление полупроводников р и n – типа р–n – переход к которому приложено внешнее электрическое поле в пропускном прямом направлении рис.1 В этом случае потенциальный барьер основных носителей на границе р–n – перехода снижается и под влиянием внешнего поля дырки переходят из р в n – полупроводник а электроны в обратном направлении из n в р – полупроводник и в цепи возникает прямой ток. Процесс рекомбинации происходит не...
37907. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЕТАЛЛОВ И ПОЛУПРОВОДНИКОВ 4.96 MB
  Электропроводность зависит от температуры структуры вещества и от внешних воздействий напряженности электрического поля магнитного поля облучения и т. Характер зависимости σ от температуры Т различен у разных веществ. Увеличение температуры приводит к возрастанию тепловых колебаний кристаллической решетки на которых рассеиваются электроны и σ уменьшается. при более низких температурах когда влиянием тепловых колебаний на рассеяние электронов можно пренебречь сопротивление практически не зависит от температуры.
37908. Определение постоянной Планка методом задерживающего потенциала 120 KB
  Михайлов Определение постоянной Планка методом задерживающего потенциала: Методические указания к лабораторной работе № 80 по курсу общей физики Уфимск. Методические указания знакомят студентов с уравнением Эйнштейна для фотоэффекта и с методом задерживающего потенциала позволяющего определять постоянную Планка. Студентам предлагается экспериментально получить график зависимости задерживающего потенциала от частоты падающего на фотокатод света и вычислить постоянную Планка и работу выхода.
37909. ДИФРАКЦИЯ ЭЛЕКТРОНОВ 951 KB
  Гипотеза деБройля 4 2. Контрольные вопросы 11 Список литературы 11 ЭЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 85 ДИФРАКЦИЯ ЭЛЕКТРОНОВ Цель работы Изучение гипотезы деБройля о волновых свойствах микрочастиц. Определение длины волны деБройля электронов дифрагированных на образцах с кубической кристаллической решеткой. Теоретическая часть Гипотеза деБройля В 1924 г.
37910. Исследование зависимости теплового излучения абсолютно черного тела от температуры 104 KB
  Лабораторная работа № 86 Исследование зависимости теплового излучения абсолютно черного тела от температуры 1. Цель работы Исследование зависимости интегральной излучательной способности абсолютно черного тела от температуры и проверка выполнения закона СтефанаБольцмана. зависит от температуры тела. Для спектральной характеристики теплового излучения вводится понятие излучательной способности тела или спектральной плотности излучательности 2.