77493

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие и виды методов управления 2. Понятие и виды методов управления Подчинение воли подвластных воле субъекта власти достигается различными методами под которыми понимаются способы воздействия на людей средства приемы достижения какойлибо цели выполнения задачи. Исходя из приведенной трактовки понятия метод а также рассмотренного в предыдущих темах понятия управления под методами управления можно понимать совокупность способов правил приемов и направлений: 1 теоретического и или практического исследования реальных объектов...

Русский

2015-02-02

95.5 KB

1 чел.

ТЕМА 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ

1. Понятие и виды методов управления

2. Убеждение и принуждение

3. Административные методы

1. Понятие и виды методов управления

Подчинение воли подвластных воле субъекта власти достигается различными методами, под которыми понимаются способы воздействия на людей, средства, приемы достижения какой-либо цели, выполнения задачи.

В Толковом словаре русского языка, несмотря на двойную трактовку, достаточно определенно и емко приводится значение этого слова: "Метод, 1.Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо. 2. Способ действовать, поступать каким-нибудь образом, прием". В словарях слова "метод" и "способ" понимаются как близкие по смыслу.

Представляется, что в юридической литературе метод понимается более широко, чем способ. Метод можно понимать как систему способов осуществления воздействия. А способ в свою очередь состоит из средств, приемов, действий. Средство, способ, метод связаны с целью, достижению которой они служат. Их можно понимать как инструменты достижения целей.

Исходя из приведенной трактовки понятия "метод", а также рассмотренного в предыдущих темах понятия "управления", под методами управления, можно понимать совокупность способов, правил, приемов и направлений:

1) теоретического и (или) практического исследования реальных объектов (явлений) системы управления и управленческих процессов с целью их познания и использования выводов для решения практических задач;

2) практического осуществления воздействия на объекты системы управления и управленческие процессы (только косвенно) в целях реализации субъектом управления своих функций в ходе решения задач, направленных на реализацию целевой функции.

Таким образом, методы управления условно делятся на две основные группы:

1) познавательно-программирующие методы управления;

2) методы воздействия.

Такое деление методов управления обусловлено их взаимосвязью и взаимообусловленностью с той или иной стадией процесса управления: если на первом этапе – стадии процесса выработки управленческих решений используются главным образом познавательно-программирующие методы, необходимые для обоснования и выработки решений, то на втором этапе процесса управления применяются уже главным образом методы воздействия, посредством которых осуществляется непосредственное выполнение поставленных задач и принятых решений.

Познавательно-программирующие методы. Методы управления входящие в эту группу направлены на познание и раскрытие процессов и закономерностей социального управления, выявление и объяснение управленческих проблем, общественного мнения и т.п. Реализация этих методов находит свое применение на практически на всех этапах управленческого цикла, так или иначе связанных со сбором и оценкой информации.

В науке управления познавательно-программирующие методы иногда называют научными методами познания. Их принято делить на общенаучные и специальные (частнонаучные) методы.

В числе общенаучных методов познания выделяются: анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический и логический методы, обобщение, абстракция, гипотеза, эксперимент, аналогия, моделирование, формализация, системный подход, системный анализ.

К числу специальных (частнонаучных) методов познания относят: аналитическое обследование (группировка, ранжирование и др.); социологическое обследование (выборка, контент-анализ, экспертные оценки и др.); статистический  анализ (аппроксимация, экстраполирование и др.); социологические методы (опрос, анкетирование, интервью и др.); функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный); графические методы и др.

Методы воздействия. В своей деятельности субъект управления определенным образом воздействует на сознание объекта управления, с целью подчинения его воли своей. При этом субъект использует различные методы воздействия. Несмотря на то, что данная группа методов управления используется лишь на этапе организации исполнения управленческого решения, а также на этапе регулирования, важность и значение методов воздействия в управленческом процессе очень велики. Это обуславливается прежде всего их сущностью, поскольку именно на этапах организации и регулирования, и именно с применением методов воздействия, субъект управления реализует свое главное предназначение – управлять, добиваться необходимого результата посредством определенных воздействий.

Независимо от содержания и направленности методы воздействия обладают: объективированной организационной формой, под которой понимается вид воздействия, т.е. индивидуальное предписание (приказ) или норма (правило) поведения; характером воздействия (непосредственное воздействие, косвенное воздействие посредством стимулирующих или ограничивающих условий); способом воздействия (единичный, коллегиальный, коллективный); временной характеристикой (краткосрочные и долгосрочные); оперативным (тактическим) и стратегическим характером.

Существование множества методов воздействия обусловлено сложностью процессов управления, их социальной природой. Методы воздействия не исключают, но дополняют друг друга, поскольку каждый метод характеризуется способом реализации целей управления.

В науке управления выделяют два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей: убеждение и принуждение. Иногда их называют всеобщими методами социального управления.

Вместе с тем в управленческой деятельности убеждение и принуждение выражаются в разнообразных вариантах, что позволяет выделить более конкретные виды методов управленческих воздействий.

Хотелось бы отметить, что приводимая в литературе классификация этих методов различна. Выделяют экономические, организационно-административные, социально-психологические, а также комплексные методы управления.

Одним из критериев классификации методов воздействия, наиболее четко отражающим сущность процесса, является характер воздействия субъекта управления на объект – прямой или косвенный.

Методы прямого управляющего воздействия характеризуются односторонним непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых. Субъект управления принимает решение (в форме приказа), исполнение которого носит обязательный характер. Неисполнение решения влечет для объекта управления отрицательные последствия (ответственность). Совершенно очевидно, что в силу самой природы социального управления методы прямого воздействия абсолютно необходимы для нормального процесса управления. Методы прямого воздействия принято называть административными методами управления.

Методы косвенного управляющего воздействия на объект управления состоят в том, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы. Управляемый становится в такие условия, в которых он сам заинтересован действовать должным образом не по прямому предписанию субъекта управления, а в силу того, что такое поведение стимулируется соответствующими средствами. Поскольку стимулирующие средства чаще всего носят материальный характер, то они именуются экономическими методами управления.

Кроме того, в социальном управлении широко используются, наряду с административными и экономическими методам, методы морального, психологического воздействия на человека. В связи с этим выделяются в качестве самостоятельной группы социально-психологические методы управляющего воздействия.

Представляется целесообразным остановиться более подробно на методах убеждения, принуждения и на методах административного воздействия, поскольку именно они составляют основу деятельности государственной администрации.

2. Убеждение и принуждение

Как уже отмечалось выше, убеждение и принуждение являются всеобщими, универсальными методами управленческого воздействия. Поэтому их вариантность присутствует во всех сферах социального управления. При этом на первое место выступает убеждение, а затем принуждение. Такое соотношение методов вытекает из общественной природы нашего государства, из соответствия его целей и задач интересам человека и гражданина, из огромной воспитательной роли убеждения.

Необходимо отметить, что убеждение направлено на добровольное исполнение объектом управления воли субъекта. Благодаря убеждению достигается единство воли субъекта и объекта управления. В этой связи, как нельзя к стати, А.Г. Ковалев в своей работе отмечает: ″Убеждение – это такое воздействие, которое затрагивает ум и эмоции в их единстве, изменяет неправильные взгляды, отношения, формирует новые, соответствующие требованиям науки или моральным требованиям общества… Убеждение, – продолжает он, – по существу, является процессом активного воздействия убеждающего и убеждаемого при ведущей роли первого″.

Убеждение как метод воздействия в деятельности государственной администрации означает моральное, психологическое, материальное воздействие субъекта управления на объект, его волю, поведение людей, которое порождает, укрепляет сознательность, соответствующую целям и задачам этой деятельности, побуждает к осознанному исполнению требований субъекта. Соответственно, как убеждение, так и принуждение могут носить как государственный, так и общественный (негосударственный) характер. Но, здесь есть одна немаловажная особенность, обусловленная правоохранительной функцией государства, которую необходимо помнить и соблюдать. Она заключается в следующем: убеждение применяется всеми субъектами управления, а принуждение – специально уполномоченными субъектами управления – государственными органами и общественными формированиями на основании правовых норм и норм общественных организаций в установленном ими порядке.

Основными видами убеждения в управленческой деятельности органов внутренних дел являются: разъяснение, обсуждение, агитация, предостережение, показ положительного опыта, поощрение и др.

Существенную стимулирующую роль в управлении играет  поощрение моральное и материальное стимулирование. Поощрение – это публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета и т.п. лицу в связи с достигнутыми им успехами в работе или выполнении общественного долга. Меры поощрения могут быть морального, материального и морально-материального характера. В систему мер поощрения, в частности, входит высшая степень отличия – звание Герой российской Федерации, ордена и медали, например, медаль ″За отличие в охране общественного порядка″. В систему мер поощрения входят также почетные звания, например, ″Заслуженный юрист Российской Федерации″ и др.

Правилами внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, а также дисциплинарными уставами и положениями, действующими в ряде отраслей управления, также предусматриваются меры поощрения работников за трудовые успехи. Так, статья 36 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации гласит: ″ За образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются следующие виды поощрений: объявление благодарности; выдача денежной премии; награждение ценным подарком и т.д.

Меры общественного воздействия – это товарищеское влияние трудового коллектива, общественной организации. Эти меры по своей природе носят воспитательный характер. Они воздействуют посредством убеждения, разъяснения, положительного примера, критики и осуждения антиобщественных поступков, в средствах массовой информации, на собраниях трудовых коллективов и т.п. Вместе с тем общественные организации награждают граждан почетными грамотами, Почетными знаками и др.

Но к сожалению, убеждение не всегда оказывается достаточно эффективной мерой воздействия на управляемых. Поэтому субъект для реализации целей управления, в этом случае, вынужден применять принуждение. Принуждение состоит в утверждении воли субъекта управления вопреки воли управляемого. В случае неисполнения воли субъекта управления последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу объекта управления с целью преобразования его воли, подчинения воле своей. Принуждение в управлении выражается в применении государственных и общественных принудительных мер. Например, нарушении норм права влечет юридическую ответственность, а невыполнение требований, содержащихся в нормах общественных организаций может повлечь лишь применение мер общественного воздействия.

К государственным принудительным мерам, которые могут применяться в целях поддержания государственной дисциплины, обеспечения законности и правопорядка субъектами государственного управления, относятся меры дисциплинарного, административного, материального и уголовного принуждения.

Дисциплинарное принуждение связано со служебными отношениями субъекта и объекта управления. Оно применяется в целях обеспечения надлежащего и своевременного выполнения объектом управления, нижестоящим органом и его работниками распоряжений субъекта управления, т.е. вышестоящего органа (должностного лица). Дисциплинарное принуждение находит свое выражение в дисциплинарной ответственности, которая наступает за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых или служебных обязанностей. Так согласно статье 38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: "За нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться следующие виды взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии и т.д.

Административное принуждение применяется уполномоченными на то органами и должностными лицами. Его применение связано рамками служебных отношений. Административное принуждение может применяться независимо от служебной подчиненности. Оно служит общим целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка. Для административного принуждения характерно следующее:

а) как правило, внесудебное применение предусмотренных законом или подзаконными административно-правовыми нормами принудительных мер властью уполномоченных на то исполнительных органов (должностных лиц);

б) применение принудительных мер не всеми без исключения исполнительными органами (должностными лицами), а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти. Эта особенность связана с тем, что меры административного принуждения применяются к третьим лицам, т.е. к тем, кто не находится в непосредственном подчинении (ведении) у полномочных исполнительных органов (должностных лиц). В качестве третьих лиц выступают, как правило, граждане, а в некоторых случаях и юридические лица (например, в области охраны окружающей природной среды, борьбы с монополизмом и т.п.). Исключается применение таких мер руководителями в отношении подчиненных им работников;

в) меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ (например, правила безопасности дорожного движения, обеспечения санитарной безопасности, правила разрешительной системы, природоохранные правила и т.п.);

г) как правило, меры административного принуждения применяются исполнительными органами (должностными лицами), уполномоченными на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и т.п.).

Административное принуждение включает в себя: меры административного предупреждения, меры административного пресечения, меры административно-процессуального обеспечения и административные взыскания. 

Под мерами административного предупреждения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях предупреждения правонарушений и наступления обстоятельств, угрожающих общественной безопасности. Эти меры имеют профилактическое значение. В частности, к мерам административного предупреждения относятся: прекращение движения транспортного средства при возникновении угрозы общественной безопасности или безопасности дорожного движения; запрещения включения в эксплуатацию неисправной отопительной системы, производимое органами государственного пожарного надзора; проверка документов и др.

Под мерами административного пресечения и административно-процессуального обеспечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными органами и должностными лицами в целях прекращения правонарушения и предотвращения его вредных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения виновного к ответственности. К этим мерам относятся: требование прекратить правонарушение; применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; задержание; отстранение от работы лиц, страдающих инфекционными заболеваниями; принудительное лечение венерических заболеваний и другие меры медико-санитарного характера; меры технического характера и др.

Под административным наказанием понимается принуждение, применяемое уполномоченными на то органами и должностными лицами, в целях наказания нарушителя и предупреждения новых правонарушений. Административное взыскание может выражаться в моральном или материальном воздействии на нарушителя либо во временном лишении его специального права. Виды административных взысканий указаны в законодательных и иных административных актах об административных правонарушениях. В частности, к административным взысканиям относятся: предупреждение, штраф, конфискация и др.

Материальное принуждение заключается в возмещении материального ущерба, нанесенного противоправными действиями предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Порядок возмещения материального ущерба регулируется действующим законодательством. Размер нанесенного ущерба определяется, как правило, судом, который выносит по делу соответствующее решение о взыскании материального ущерба. Вместе с тем, в предусмотренных законодательством случаях, решение о возмещении материального ущерба может быть принято уполномоченными на то органами управления или должностными лицами.

Такова вкратце сущность и разновидность методов убеждения и принуждения. Являясь универсальными методами управленческого воздействия, убеждение и принуждение конкретизируются, выражаются в других производных от них методах, к числу которых относятся административные, социально-психологические и экономические методы.

3. Административные методы

Административные методы как методы деятельности государственной администрации характеризуются подчинением воли управляемого воле управляющего, т.е. налицо отношения "власть – подчинение". Субъект управления в рамках предоставленных ему полномочий односторонне через соответствующие формы (акты) выражает свою властную волю, дает обязательные для исполнения предписания, распоряжения, которые управляемые обязаны выполнять. Содержание этих предписаний составляют указания управляемых о том, какие действия, каких образом и в какие сроки надлежит совершить или от совершения каких действий следует воздержаться. Подобные методы совершенно необходимы в целях согласования усилий, достижения целей управления, поддержания порядка и дисциплины.

В административных методах наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности. Использование административных методов в управлении позволяет субъекту управления прямо воздействовать на управляемых, добиваться необходимого в управлении подчинения. Однако, это отнюдь не исключает при использовании административных методов воздействия на управляемых учитывать интересы последних. Напротив, научное управление предполагает учет интересов управляемых при разрешении управленческих ситуаций. Применение административных методов дает наиболее положительный результат в том случае, если команда, исходящая от субъекта управления, соответствует материальным и духовным потребностям управляемых. При использовании административных методов важно учитывать социальные потребности и психологические особенности подчиненных, а также принимать во внимание экономические интересы. Эффективность использования административных методов управления определяется их восприимчивостью коллективом, приемлемостью в данных условиях работы, соответствием другим методам управления. И, наоборот, если цели и интересы руководителя и руководимого не совпадают, последний либо выполняет команду не лучшим образом, либо не выполняет ее вообще. Поэтому субъект управления должен исходить не только из силы приказа, но и учитывать общие и частные интересы управляемых.

Нередко инициатива применения административных методов (принятие односторонних актов, приказов) может исходить от объекта управления, который "ставит вопрос" перед вышестоящим органом о принятии соответствующего распоряжения, приказа и т.п. Кроме того, в управленческой деятельности широко практикуется предварительное обсуждение проектов административных управленческих решений на заседаниях коллегий, советов, на совещаниях, собраниях трудовых коллективов, а также визирование и согласование проектов указанных решений. Односторонне принятое решение нередко оформляет коллективную мысль, является результатом предварительно согласованных действий, поведения.

Рассматриваемые методы в той или иной мере используются повсюду, где осуществляется управление. Они применяются в сфере управления экономикой, в социально-культурной сфере, а также в области социально-политической деятельности. Особую роль административные меры играют в управлении обороной, государственной безопасностью и внутренними делами.

Классификация административных методов может быть проведена по следующим основаниям: по форме выражения; юридическим свойствам; по способу воздействия на поведение объектов управления; по форме предписания.

По форме выражения административные методы подразделяются на административно-правовые и административно-организационные.

Административно-правовые методы выражаются в том, что они носят государственно-властный юридический характер. Указания, распоряжения и т.п. субъекта управления, выраженные в правовой форме, носят обязательный характер для тех, кому они адресованы, и их исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Административно-организационные методы управления обеспечивают единство действий субъекта и объекта управления, их взаимопонимание в процессе решения практических задач. Использование этих методов позволяет упорядочить систему управления, устранить то, что мешает успешному управлению, проявлению творческой инициативы в управлении. Административно-организационные методы находят свое выражение в совершении субъектом управления непосредственных организационных действий, иных мероприятий, которые основываются на авторитете органа, руководителя или иного лица, осуществляющего управление, являющегося организатором деятельности управляемых. К наиболее распространенным административно-организационным методам, применяемым в органах внутренних дел, относятся: согласование; взаимодействие; координация; контроль и проверка исполнения; инспектирование; инструктирование и др.

Согласование – это обсуждение и выработка несколькими органами государственной администрации, их подразделениями или работниками единого мнения по тому или иному вопросу управления или получение от вышестоящего органа, иного заинтересованного в деле органа согласия на совершение каких-либо управленческих действий. Согласование возникает по инициативе одного или нескольких равноправных участников совместной деятельности. В предусмотренных юридическими актами случаях согласование может носить обязательный характер.

Взаимодействие – это взаимное согласование действий двух и более, отдельных, не подчиненных друг другу участников управления, совместно решающих какую-либо общую задачу. Взаимодействие выражается в следующих формах: совместное планирование мероприятий, обмен информацией, совместное проведение мероприятий и др.

Координация, в отличии от взаимодействия, означает не просто достижение единства действий равноправных, не подчиненных друг другу участников процесса управления, а их подчинение совместной деятельности воле координирующего органа или должностного лица.

Контроль и проверка исполнения как административно-организационные методы являются средством обнаружения недостатков, выявления причин, препятствующих реализации решений, и оказания конкретной практической помощи в выполнении поставленных задач. Контроль и проверка исполнения позволяют сопоставить фактическое положение дела с намеченными целями.

Инспектирование как административно-организационный метод является разновидностью контроля. Вместе с тем, инспектирование может иметь и самостоятельное значение. Оно соединяет в себе функции контроля и распорядительства. Инспектирующий может дать указание о том, какие действия необходимо совершить, в какой последовательности и какими способами, а также принять иные меры распорядительного характера по устранению обнаруженных недостатков.

Инструктирование заключается в ознакомлении исполнителей с условиями работы или обстоятельствами порученного дела, объяснении ситуации, задач, возможных трудностей, в предостережении от возможных ошибок и промахов, в даче советов по выполнению тех или иных заданий или видов работ и т.п. Инструктирование может выражаться в оказании методической и информационной помощи, направленной на успешную реализацию задач. Инструктирование может осуществляться посредством личных контактов, телефона, радио, видеоустройства и других средств связи с инструктируемым.

По юридическим свойствам административные методы управления могут быть нормативными и индивидуальными.

Нормативные административные методы рассчитаны на неопределенное число объектов управления (органов, организаций, лиц), которые при наличии условий, предусмотренных гипотезой нормы права, содержащейся в предписании (диспозиции), обязаны действовать в строгом соответствии с правилом нормы. К административным методам этого вида относятся, например, наставления, инструкции, положения, регулирующие деятельность подразделений органов государственной администрации. Эти методы закрепляют организационные связи в системе управления, определяют статус различных должностных лиц, органов, аппаратов, служб и подразделений, их задачи, функции, обязанности и права, ответственность, регламентацию административно-процессуального порядка осуществления управленческих действий (операций), нормирование численности работников, установление норм времени и норм выработки и др.

Индивидуальные административные методы выражаются в виде прямых предписаний адресуемых конкретным исполнителям. Эти распоряжения обязательны для тех, кому они адресованы. Посредством административных предписаний осуществляется текущее оперативное вмешательство в процесс управления в целях направления усилий участников процесса для достижения поставленных задач.

Индивидуальные предписания – это основные способы разрешения конкретных ситуаций как предусмотренных в нормативных актах, так и в случаях, когда возникшая ситуация не укладывается в установленные нормативными актами границы. Административные предписания могут быть приказами, указаниями, распоряжениями, резолюциями. Это не документы как таковые, а виды административного распорядительства. Оно наиболее широко применяется в ходе повседневной организационной работы, когда система управления и ее аппараты уже сформированы, общие правила деятельности аппарата определены, а объект управления функционирует в установленном режиме. Документы с названиями, аналогичными перечисленным названиям административных предписаний являются формами внешнего выражения административного распорядительства.

К группе индивидуальных административных методов относятся также способы дисциплинарного воздействия на управляемых.

По способу воздействия на поведение объектов управления административные методы подразделяются на: обязывающие к совершению определенных действий; уполномочивающие совершать определенные действия; поощряющие совершение социально-полезных действий; запрещающие совершение тех или иных действий.

Обязывающие методы предписывают объекту управления совершать те или иные действия. Данный вид методов реализуется посредством выполнения указанных в предписании действий.

Уполномочивающие методы предоставляют возможность, дозволяют, управомочивают объект на совершение тех или иных действий. Эти методы реализуются путем совершения действий теми, на кого они распространяются.

Поощрительные методы воздействуют на объект управления посредством морального и материального поощрения, стимулов к труду, выполнению служебного и общественного долга. Мерами поощрения могут служить награды, премии, льготы и т.п.

Запретительные методы содержат запрет совершать то или иное действие. Они не способствуют совершению тех действий, которые объективно препятствуют достижению целей и задач управления, наносят вред процессу управления, противоречат общественным интересам. Запретительные методы реализуются путем воздержания от совершения запрещенных действий.

По форме предписания административные методы могут быть подразделены на: категорические (императивные), поручительные, рекомендательные и диспозитивные.

Категорические методы характеризуются однозначностью предписаний, в которых непосредственно определяется поведение объекта управления. В этих случаях управляемому (исполнителю) не представляется выбора, он обязан точно выполнить то, что ему предписано субъектом управления. Вместе с тем категорический метод может выражаться не только в однозначном предписании, исключающем возможность выбора исполнителем варианта поведения.

Поручительные методы обязывают управляемого к разрешению того или иного вопроса или к совершению конкретных действий. Этот вид административных методов встречается преимущественно в сфере взаимоотношений вышестоящих органов с нижестоящими. Вышестоящий орган может поручить нижестоящему органу выполнение таких функций, которые не входят в его компетенцию. В отличие от категорического поручительный метод, предписывая действия, не определяет порядок их совершения. Он предоставляет решение этого вопроса на усмотрение исполнителя.

Рекомендательные административные методы содержат определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения управляемыми тех или иных действий. Рекомендательные методы предоставляют объекту управления возможность самостоятельно определить пути и способы выполнения, реализации содержащихся в них советов и рекомендаций с учетом особенностей его функционирования и фактических обстоятельств, а также сложившейся ситуации.

Диспозитивные административные методы управления содержат предписания, которые предоставляют возможность управляемым по взаимной договоренности самим определять взаимные права и обязанности, связанные с выполнением предписания субъекта управления. Примером использования данного метода является административный договор.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69227. Статистичне зведення та групування 188 KB
  Значення коефіцієнтів наведено в таблиці. Статистичні таблиці їх значення в статистиці види таблиць. Статистичні таблиці призначені для найбільш раціонального наочного та систематизованого викладення результатів зведення і групування статистичних даних.
69228. Індекси. Суть індексів, їх особливості як узагальнюючих показників 143.5 KB
  Термін індекс (іпdех) є синонімом певної узагальнюючої характеристики. Наприклад, індекс реальних доходів населення за рік, індекс курсової вартості цінних паперів за місяць, регіональний індекс злочинності тощо. Кожний індекс є співвідношенням двох значень показника...
69229. Історія формування та розвитку статистики. Статистика у феодальному суспільстві та в епоху відродження. Розповсюдження товарно–грошових відносин та розвиток статистики 74 KB
  Історія вітчизняної соціально-економічної статистики Розвиток державної статистики визначається багатьма умовами і чинниками економічного соціального організаційного характеру. Становлення державної статистики можна віднести до кінця XVII початку XVIII в.
69230. Організація державної статистики в Україні та її структура 128 KB
  Цей Закон регулює правові відносини в галузі статистики і ведення первинного обліку визначає повноваження та функції органів державної статистики і створює основу для ведення державної інформаційної системи України з метою одержання достовірної статистичної інформації...
69231. Організація міжнародної статистики 155.5 KB
  Таким чином послідовна розробка міжнародних рекомендацій в області статистики дозволила МСІ закласти наукові основи міжнародних класифікацій по найважливіших розділах статистики і їх застосуванні але вже опосередковано через діяльність Ліги Націй і через ООН...
69232. Статистика продуктивності праці 120 KB
  Статистика продуктивності праці. Поняття продуктивності праці та завдання її статистичного вивчення. Показники рівня продуктивності праці та методи їх обчислення. Індексний метод у вивченні динаміки продуктивності праці.
69233. Робота з масивами і матрицями 86.72 KB
  При роботі з таблицями часто виникає ситуація, коли необхідно використати одну й ту ж операцію або формулу до деякого діапазону комірок, які утворюють інтервал масиву (масив-інтервал). MS Excel надає різні засоби для розв’язку такого типу задач.
69235. Робота з базами даних (списками) в Excel 19.6 KB
  Загальні відомості Організувавши табличні дані у формі списку бази даних користувач одержує можливість виконувати в Excel дії подібні до процедур обробки баз даних у системах керування базами даних. Створення списку Список це таблиця на робочому аркуші побудована за принципами бази даних.