77495

СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Должности гражданской службы. Реестры должностей государственной гражданской службы РФ. Квалификационные требования к должностям гражданской службы. Должности гражданской службы.

Русский

2015-02-02

185.5 KB

0 чел.

ТЕМА 7. СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

1. Должности гражданской службы. Реестры должностей государственной гражданской службы РФ

2. Государственный служащий: проблема правового статуса

3. Квалификационные требования к должностям гражданской службы

4. Основные права и обязанности гражданского служащего

5. Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой

6. Требования к служебному поведению гражданского служащего

7. Урегулирование конфликтов интересов на гражданской службе

1. Должности гражданской службы. Реестры должностей государственной гражданской службы РФ

Рассмотрение должностей гражданской службы невозможно без предварительного определения самого понятия «должность государственной службы», которое предусматривается Законом о системе государственной службы Российской Федерации.

Под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица государственного органа (службы, учреждения), определяющая содержание и объем полномочий и ответственности занимающего ее лица, а также расходы его нанимателя за выполняемую работу в этом органе. Эта категория присуща только служащим; другие группы населения работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т. д. В штатном расписании государственного органа указывается наименование, место и роль должности.

В соответствии с Законом о системе государственной службы Российской Федерации все должности разделяются на виды, которые могут быть учреждены в федеральных государственных органах.

Государственные должности Российской Федерации, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов.

Эти должности не относятся к должностям государственной службы, а занимающие их лица не являются государственными служащими. К должностям государственной службы, которые учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ для замещения государственными служащими, относятся:

1)  должности  федеральной государственной гражданской службы;

2)  воинские должности;

3)  должности правоохранительной службы.

В федеральных государственных органах могут быть предусмотрены должности, не относящиеся к должностям государственной службы. На таких лиц действие Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законов, регулирующих государственную службу, не распространяется.

Кроме того, должности государственной службы имеют ряд признаков, которые отличают их от других должностей (в частности, негосударственных, муниципальных, выборных должностей в органах местного самоуправления):

1)  круг  должностей  государственной  службы  строго очерчен реестром должностей федеральной государственной службы,  который утверждается Указом Президента Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта федерации.

Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов федерации составляет Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации;

2)  по каждой должности государственной службы, подлежащей замещению государственным служащим, предусмотрено звание определенного вида и ранга.

Необходимость определять и сравнивать должности по такому признаку возникает, когда решается вопрос о назначении впервые на должность и о перемещении по службе государственного служащего;

3)  объем полномочий по конкретной должности, включенной в перечень должностей соответствующего вида государственной службы, ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий того или иного федерального государственного органа. Для определения объема полномочий используется деление должностей государственной службы на категории и группы.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены следующие категории государственных служащих:

•  руководитель;

•  помощник (советник);

•  специалист;

•  обеспечивающий специалист

И группы должностей:

•  высшие должности;

•  главные должности;

•  ведущие должности;

•  старшие должности;

•  младшие должности.

В соответствии с категорией и группой должностей к ним устанавливаются квалификационные требования.

В число квалификационных требований входят требования к уровню профессионального образования, стажу государственной службы, профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для исполнения этих должностей;

4)  определенные должности государственной  службы согласно законодательству Российской Федерации предназначены для осуществления специальных государственно-властных полномочий, в связи с этим государственные служащие в случае нарушения законности несут повышенную ответственность.  Меры дисциплинарной, административной и материальной ответственности применяются к ним в особом порядке;

5) Оплата труда по должности государственной службы осуществляется за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и бюджетом субъектов Федерации.

С понятием должности государственной службы связывается также порядок присвоения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий, размеры денежного содержания, пенсий, права и обязанности и другие вопросы.

Согласно Закону «О системе государственной службы Российской Федерации», федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета, а государственный гражданский служащий субъекта Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта Федерации и получающий денежное содержание за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.

Через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов. Однако состав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение разнообразно и трудятся они в неодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по разным критериям.

1.  В соответствии с конституционным принципом разделения властей различаются государственные служащие органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

2.  По масштабу деятельности органов государственной власти, где они служат, государственные служащие делятся на федеральных государственных служащих и государственных служащих субъектов федерации.

3.  По функциональному предназначению и особенностям службы по ее видам различают государственных гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительной службы.

4.  По объему должностных полномочий государственных служащие подразделяются на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами.

5.  Критерием для классификации государственных служащих являются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.

6.  В зависимости от срока службы можно выделить государственных служащих, назначаемых на должности государственной службы на неопределенный срок, на определенный срок, а также на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Упорядоченность должностей в системе государственной службы обеспечивается не только их делением на категории и группы, но и установлением перечня должностей в форме реестров.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы представляет собой письменный перечень их наименований, разделенный на виды по государственным органам, категориям и группам, а также иным признакам.

В реестре принята цифровая кодификация должностей гражданской службы.

Для эффективной организации гражданской службы важно, чтобы перечень должностей удовлетворял ряду требований. Во-первых, структура реестра должна отражать классификационные признаки должностей государственной гражданской службы, принятые в действующих законах о государственной службе. Во-вторых, реестр призван обеспечивать оптимальное соотношение между должностями по видам и уровням государственной гражданской службы, категориям и группам.

В-третьих, наименований должностей должно быть как можно меньше по количеству, и они должны быть по возможности унифицированы.

Все должности государственной службы и должности государственной гражданской службы, включенные в реестры, являются, соответственно, должностями государственной службы Российской Федерации, в том числе и должностями государственной гражданской службы Российской Федерации. Это означает, что и граждане, замещающие должности государственной службы различных уровней и видов государственной службы, являются, прежде всего, государственными служащими Российской Федерации, а уже затем их статус разделяется в зависимости от уровня государственной власти и вида государственной службы.

2. Государственный служащий: проблема правового статуса

Понятие «государственный служащий» является одной из базовых категорий института государственной службы. Попытки ее осмыслить в прошлом предпринимали многие выдающиеся мыслители. Например, еще в XVII веке выдающийся английский философ Томас Гоббс полагал, что государственным служителем является тот, кому суверен (будь то монарх или собрание) поручает известный круг дел с полномочиями представлять в нем лицо государства. Следуя этой логике, можно говорить о том, что он признавал государственным служащим любое лицо, которое высшая власть в государстве наделяет властными полномочиями и которое действует от имени этой власти и в ее интересах.

В современном российском законодательстве понятие «государственный служащий» заметно трансформировалось, при этом оно закреплено нормативно. В соответствии с частью 1 статьи 3 ФЗ «Об основах государственной службы РФ» государственным служащим признается гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном ФЗ, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ. В части 2 статьи 21 данного ФЗ конкретизируются требования, предъявляемые к гражданину, поступающему на государственную службу.

Как видно, среди формальных требований на первом месте стоит наличие у него российского гражданства. Это требование является общепринятым. Едва ли не найдется государство, которое бы не требовало от своих государственных служащих быть его гражданином. Оно вполне логично вытекает из содержания государственной службы и института гражданства. Действительно, согласно статье 3 ФЗ от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве РФ» гражданство есть устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Именно с наличием у лица гражданства соответствующего государства законодательство связывает обладание им всей полнотой прав, прежде всего, политических. Поэтому любое государство весьма ревностно охраняет прерогативу своих граждан в данной сфере, ограждает ее правовыми средствами от влияния иностранных граждан и лиц без гражданства. Как известно, часть 4 статьи 32 Конституции РФ гарантирует гражданам право на равный доступ к государственной службе. Это право - форма реализации права граждан на участие в управлении государством. Оно относится к области политических прав, так как предполагает наличие определенных властных полномочий. Таковыми согласно статье 11 Конституции РФ могут обладать только установленные государственные органы и, пусть опосредованно, все государственные служащие.

В качестве одного из оснований отказа в принятии на государственную службу ФЗ в пункте 6 части 3 статьи 21 устанавливает наличие у лица гражданства иностранного государства. Правда, здесь же делается оговорка о том, что доступ такого гражданина на российскую государственную службу возможен, если он урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями. Пока таких соглашений нет. Наконец, следует поддержать предложение о заключении в ФЗ нормы, которые бы обязывали гражданина при поступлении на государственную службу сообщать о наличии у него гражданства иностранного государства и предоставлять документы, это подтверждающие. К сожалению, пока такая норма отсутствует, что дает законные основания поступающему на государственную службу не указывать данное весьма важное обстоятельство. Среди оснований для прекращения государственной службы ФЗ устанавливает такое основание, как прекращение гражданства РФ.

Еще одним аспектом проблемы гражданства государственного служащего в России является особенность государственного устройства страны. Как известно, Россия — государство федеральное. Согласно статье 5 Конституции РФ все субъекты федерации равноправны, вместе с тем, та же статья признает статус государства только за республиками в составе России. Поскольку одним из неизменных атрибутов любого государства является гражданство. Следовательно, оно, несмотря на единое гражданство РФ, также может существовать и в республиках как субъектах РФ. Однако наличие или отсутствие гражданства субъекта РФ не может служить основанием для отказа в приеме на государственную службу.

Некоторый интерес представляет такое требование, как владение государственным языком. Видимо, в статье 21 ФЗ следует все же сделать уточнение, что в нем идет речь именно о русском языке как государственном языке РФ. Если говорить о проблеме языка на государственной службе, то она особенно актуальна для республик в составе РФ. Только данные субъекты РФ часть 2 статьи 5 Конституции РФ признает государствами, и на этом основании часть 2 статьи 68 закрепляет за ними право устанавливать свои государственные языки. В этой связи возникает вопрос: должен ли государственный служащий соответствующего субъекта РФ знать наряду с русским языком также язык соответствующего субъекта РФ? Ответ должен быть только отрицательный. Правда в юридической науке трудового права есть и иные мнения. Поэтому на практике в некоторых республиках государственные служащие при поступлении на государственную службу и, не зная языка этой республики- субъекта РФ, порой утрачивают принцип равного доступа к государственной службе.

Но в данном случае совершенно не учитывается то обстоятельство, что право граждан на равный доступ к государственной службе - одно из основных конституционных прав, неотъемлемая составная часть прав и свобод человека и гражданина, которые, как известно, согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ могут быть ограничены не иначе, как Федеральным законом, а не законами субъектов РФ. И еще хочется напомнить, что признание русского языка государственным означает, что на нем, в частности, издаются официальные документы, ведется работа в законодательных и исполнительных органах государственной власти, в судах, то есть там, где по закону осуществляется государственная служба вне зависимости от того, федеральный это уровень государственной службы или региональный. Подобный подход подтверждается нормами закона РФ от 25 октября 1991 года №1807-1 «О языках народов РФ». Например, в части 1 статьи 11 закреплено, что в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком РФ могут употребляться государственные языки республик. Указанная норма даже не носит императивный характер, в данном случае речь идет лишь о дозволении. Таким образом, государственному служащему республики по общему правилу вполне достаточно знать русский язык как государственный язык РФ. Требование для государственного служащего в обязательном порядке знать государственный язык республики неправомерно.

Еще одной особенностью правового статуса государственного служащего является то, что на него распространяются обширные правоограничения, нормативно закрепленные в статье 11 ФЗ. Анализ этих правоограничений с уверенностью позволяет сделать вывод: они, прежде всего, выступают в качестве превентивного средства против возможных, в первую очередь, корыстных злоупотреблений государственных служащих (см. пункт 1, часть 1 статьи 11 ФЗ).

В юридической науке справедливо отмечалось, что ФЗ так и не были закреплены критерии «педагогической, научной и иной творческой деятельности». Поэтому необходимо попытаться выяснить содержание этих понятий.

Действующее законодательство нормативно закрепляет только понятие «научная деятельность». Согласно статье 2 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» таковой признается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная и теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Что касается понятия «педагогическая деятельность», то ее нормативно закрепленное определение в законодательстве отсутствует. Правда, анализ норм ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ от 13 января 1996 года № 12-ФЗ «Об образовании», а именно, понятие «образование», сформулированное в преамбуле данного закона, в принципе, позволяет дать собирательное определение понятия «педагогическая деятельность». Таковой является профессиональная деятельность лиц, имеющих образовательный ценз, установленный типовым положение об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, и имеющая целью осуществление целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Наконец, определение понятия «иная творческая деятельность» вообще определить крайне трудно из-за его широты и многообразия видов такой деятельности. Как видно, та же научная или педагогическая деятельность, очевидно, сами являются по закону одними из видов творческой деятельности.

Говоря о научной и педагогической деятельности, следует отметить, что в настоящее время широко распространенной практикой стало чтение лекций, участие в научно-практических конференциях и семинарах, заведывание кафедрами, членство в ученых советах образовательных учреждений многими государственными служащими, обычно высокопоставленными и лицами, замещающими государственные должности категории «руководители». Очень часто участие высокопоставленных должностных лиц в различных мероприятиях является для них своеобразной визитной карточкой, а для самого мероприятия является рекламой. За участие в престижных мероприятиях его участники (имеются в виду должностные лица) получают весьма солидные гонорары в добавление к материальному обеспечению по государственной должности, причем на вполне легальной основе. При этом удел государственных служащих, замещающих государственные должности среднего и низшего звена, на которых возложена самая трудная, во многом неблагодарная работа, - смиренно исполнять свои должностные обязанности, обеспечивая иногда не только должностные полномочия, но и ту самую «научную, педагогическую и иную творческую деятельность» своих руководителей.

Несмотря на отмеченные недостатки и несовершенство законодательства, нет сомнений в том, что научная, педагогическая и иная творческая деятельность должна быть разрешена государственным служащим. Более того, она должна поощряться. Однако эта проблема до сих пор остается не разрешенной, и решение ее видится в существенном уточнении нормы пункта 11 части 1 статьи 11 ФЗ. Первым шагом в этом направлении могло бы стать закрепление для государственных служащих и лиц, замещающих должность категории «руководители», ограничения заниматься этой деятельность исключительно во внеслужебное время. Желательно было бы даже закрепить промежуток времени в течение суток, когда указанным лицам заниматься такой деятельность запрещено законом. Такой промежуток следует определить в период с 8.30 до 18.30. Мы с вами рассмотрели проблемы только некоторых из правоограничений для государственных служащих, но они имеются и по остальным категориям.

Для определения правового статуса государственного служащего и института государственной службы в целом, исключительное значение имеет понятие «должностное лицо». Нужно признать, что при этом ФЗ его нормативно не закрепил. Данное понятие единственный раз упоминается лишь в части 7 статьи 21, где говорится, что назначение на государственную должность государственной службы первой группы категории «специалисты» осуществляется соответствующим должностным лицом. В настоящее время на федеральном уровне понятие должностное лицо закреплено в примечании к статье 285 УК РФ и в примечании к статье 24 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В литературе по вопросам государственной службы выдвигается предложение о принятии специальных законодательных актов о должностных лицах и их правовом статусе. Но это не выход. Категорию «должностное лицо» нельзя рассматривать саму по себе, в отрыве от категории «юридическая ответственность», а также от самого института государственной службы. Выход из положения видится в закреплении общего понятия «должностное лицо» в законе о государственной службе, а также в уже принятых нормативных правовых актах о видах юридической ответственности. Имеется в виду ФЗ «Об основах государственной службы РФ» и «О системе государственной службы РФ». Данное понятие должно быть общим как для федеральной государственной службы, так и для государственной службы субъектов РФ.

Однако на практике пока имеет место иное. В наибольшей степени рассматриваемое понятие получило отражение в региональном законодательстве о государственной службе.

Если говорить о федеральном уровне, то общее понятие «должностное лицо» предполагалось закрепить в проекте Кодекса государственной гражданской службы РФ (вариант 1998 года). В статье 5 данного законопроекта должностное лицо определялось как гражданский служащий, замещающий должность руководителя, а также должность специалиста, в должностные обязанности которого входит выполнение функций государственного контроля и надзора, и иное лицо, признанное таковым в соответствии с ФЗ. Хорошо видно, что в данном определении законодатель при отнесении того или иного государственного служащего к должностным лицам во главу угла поставил выполнение им определенных функций, реализация которых требует совершения юридически значимых действий, которые предполагают применение мер государственного принуждения.

Такой подход заслуживает внимания и поддержки.

В юридической науке понятие «должностное лицо» начало исследоваться еще с 40-х годов XX века. Наиболее удачным является определение, предположенное известным административистом Ц. А. Ямпольской. Еще в 1949 году она предложила считать должностными лицами тех государственных служащих, которые «при определении своей служебной компетенции имеют право на совершение юридически значимых действий и, в частности, административных актов». Признавая значимость того понятия должностного лица, которое предложила Ц. А. Ямпольская, тем не менее, хотелось бы отметить, что на тех лиц в государственном аппарате, которые уполномочены совершать юридически значимые действия, заметное влияние могут оказывать (и на практике часто оказывают) государственные служащие, которые в силу своего должностного положения совершать такие действия самостоятельно не вправе. Они имеют фактическую возможность принимать участие в совершении юридически значимых действий, оказывают реальное влияние на лиц, уполномоченных их совершать.

Вот почему целесообразно нормативно закрепить статус должностного лица для отдельных групп государственных служащих, которые самостоятельно юридически значимые действия не совершают. Но при этом они уже в силу занимаемой ими должности (например, помощник Президента РФ или советник Правительства РФ). Возможно, имеет смысл нормативно закрепить отнесение к должностным лицам всех лиц, замещающих государственные должности категории «руководитель», и всех государственных служащих, занимающих группы высших и главных государственных должностей государственной службы категории «заместитель» и «специалист». Таким образом, необходимость четкого определения «должностное лицо» связано, главным образом, с совершением законодательства о государственной службе и, в частности, механизма ответственности в государственном аппарате, поскольку именно должностные лица выступают ее самостоятельными специальными субъектами. При этом любая санкция, применяемая к должностным лицам, обычно заметно строже, чем к гражданам и другим государственным служащим. И это логично, поскольку должностное лицо наделено определенными полномочиями и может нанести своими противоправными действиями заметно больший ущерб общественным отношениям, охраняемым соответствующими нормами права. Следовательно, категория «должностное лицо» неотделима от категории «ответственность». Понятие «должностное лицо» в уголовном и административном праве близки, но не тождественны, и это подтверждается в законодательстве. В отличие от понятия должностного лица, закрепленного в УК, КоАП дает более широкое его определение. При этом каждый вид юридической ответственности имеет свои характерные, только ему присущие особенности. Перспектива выработать единое для всех отраслей права определение понятия «должностное лицо» выглядит сомнительно. Сделать это ни в законодательстве, ни в юридической науке пока не удалось. Возможно, в современных условиях в этом и нет необходимости.

Учитывая множественность видов юридической ответственности, уместно поставить вопрос о многоаспектности понятия «должностное лицо». Таким образом, каждому виду юридической ответственности должно соответствовать самостоятельное определение понятия «должностное лицо», отражающее ее специфику и смысловое содержание. Кроме того, целесообразно разделение должностных лиц на публичных и частных. Для государственной службы особое значение имеет определение публичного должностного лица. К публичным следует отнести:

1)  лиц, замещающих государственную должность категории «руководитель» (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, депутаты Государственной Думы, судьи и др.);

2)  государственных и муниципальных служащих;

3)  председателя и членов Совета директоров Центрального банка РФ и служащих ЦБ.

В демократическом государстве возникает необходимость обеспечить соблюдение установленных законодательством правил не только гражданами и хозяйствующими субъектами, но и самим государственным аппаратом. Хорошо известно, что своими бюрократическими действиями он нередко до неузнаваемости искажает суть изначально верных предписаний. Такое положение подрывает авторитет государства в обществе, вызывает у граждан недоверие к институтам публичной власти. Одним из действенных средств, обеспечивающих режим законности в государственном аппарате, является дисциплинарная ответственность государственных служащих. Нельзя не отметить, что дисциплинарная ответственность - это именно тот вид юридической ответственности, меры которой чаще всего на практике применяются к государственным служащим. Вероятность применения к государственному служащему мер дисциплинарной ответственности заметно выше, чем мер административной или уголовной ответственности.

Отличительным признаком дисциплинарной ответственности является то, что ее меры применяются к виновному государственному служащему в порядке подчиненности вышестоящим государственным органам или должностным лицам, уполномоченным назначать государственного служащего на государственную должность. Надлежащая дисциплина в государственном аппарате - необходимое условие его эффективной и стабильной работы. Режим дисциплины предполагает, что каждый государственный служащий неукоснительно соблюдает правила поведения, установленные в государственном органе, своевременно и четко выполняет данные ему вышестоящим руководителем законные поручения.

Особенностью дисциплинарной ответственности государственных служащих в современной России является то, что пока имеет место явно недостаточная регламентация дисциплинарного производства на государственной гражданской службе. Такое положение досталось России от советского периода государственного строительства. В СССР, вплоть до 1991 года, действовали Основы дисциплинарного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденные Постановлением ЦИК СССР и СНГ СССР от 13 сентября 1929 года и, конечно, трудовое законодательство. В настоящее время - смешанное регулирование дисциплинарных отношений. С одной стороны, дисциплинарные отношения частично регулируются специальными нормами, содержащимися в законодательстве о государственной службе, с другой - нормами законодательства о труде, содержащимися в главе 30, которые оказываются общими и для государственных служащих, и для наемных работников.

3. Квалификационные требования к должностям гражданской службы

Квалификационные требования в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливаются именно к должности гражданской службы, поэтому они равно обязательны как для лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы, так и для гражданских служащих. В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» квалификационные требования предъявлялись только к лицам, претендующим на замещение должностей государственной службы. Таким образом, новый закон ужесточает степень требований.

Государственная гражданская служба Российской Федерации, как и иные виды государственной службы, является профессиональной деятельностью, вследствие этого гражданские служащие должны иметь соответствующие замещаемой должности образование, необходимый уровень которого устанавливается данным федеральным законом. Предполагается наличие различных квалификационных требований к должностям гражданской службы в зависимости от категории и группы должностей гражданской службы.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководитель», «помощники», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы необходимо наличие высшего профессионального образования, для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы необходимо наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 (редакция от 21 июля 2005) «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся конституцией достижения обучающимся государством образовательных уровней.

Высшее профессиональное образование может быть получено в высших учебных заведениях - институтах, академиях, университетах как государственных, так и негосударственных, среднее профессиональное - в техникумах и колледжах, а также на первой ступени высших учебных заведений. В Российской Федерации установлены три ступени высшего профессионального образования:

•  высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «бакалавр» (срок обучения - не менее 4 лет);

•  высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист» (срок обучения - не менее 5 лет);

•  высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «магистр».

Действующие требования к лицам, претендующим на замещение государственных должностей федеральной государственной службы, установленные Указом Президента Российской Федерации № 123 от 30 января 1996 года «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы», ориентированы на обязательное наличие квалификации «специалист».

Настоящий Федеральный закон не упоминает об обязательности наличия высшего образования по специальности «Государственное и муниципальное управление», требование которого было ранее установлено Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации». В нем предусматривалась необходимость образования по специальности «Государственной и муниципальное управление» в качестве приоритетного для кандидатов на замещение государственных должностей государственной службы категории «В» старшей и ведущей групп должностей. Так как конкретные требования к Уровню, направлению и специализации образования для должностей гражданской службы должны быть установлены Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, то применять необходимо будет специальные нормы этих актов, не противоречащие настоящему закону.

Общие квалификационные требования к образованию предъявляются по всем категориям и группам должностей гражданской службы, тогда как в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» регламентировались требования к лицам, претендующим на замещение государственных должностей государственной службы категории «В». Требования к лицу, претендующему на замещение государственной должности государственной службы категории «Б» определяло лицо, замещающее государственную должность категории «А».

Квалификационные требования к должностям гражданской службы включают также требования к стажу государственной службы или к стажу работы по специальности. Эти требования настоящим законом не установлены, они должны быть определены для федеральных гражданских служащих - Указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации - законом субъекта Российской Федерации. Они также должны различаться в зависимости от категории и группы должностей гражданской службы.

В Указы Президента Российской Федерации и законе субъекта Российской Федерации, устанавливающих квалификационные требования, должно быть произведено соотнесение данных требований с требованиями к должностям иных видов государственной службы и должностям муниципальной службы.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, устанавливаются актом государственного органа. Они определяются характером задач и функциями должности, местом должности в системе государственного органа.

Требования к профессиональным знаниям и навыкам, а также иные квалификационные требования включаются в должностной регламент, утверждаемый представителем нанимателя и являющийся составной частью административного регламента государственного органа.

4. Основные права и обязанности гражданского служащего

Особенности правового регулирования прохождения государственными гражданскими служащими государственной службы касаются всего комплекса отношений, возникающих между государственным служащим и соответствующим государственным органом как сторонами трудового правоотношения. В частности, прав, обязанностей, непосредственно связанных с исполнением государственной службы, порядка и условий аттестации, переподготовки и повышения квалификации, оплаты труда, ежегодных отпусков, условий и порядка поощрений за добросовестное исполнение государственной службы, гарантий социальной защиты государственных гражданских служащих, а также их ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

Исполнение государственной службы по той или иной государственной должности означает выполнение государственными гражданскими служащими определенных обязанностей, закрепленных в соответствующих законодательных актах, должностных инструкциях и служебных контрактах.

В соответствии со статьей 15 Закона о государственной гражданской службе в период прохождения государственной службы государственный служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2)  исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3)  исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленные законодательством Российской Федерации;

4)  соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5)  соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6)  поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7)  не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8)  беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9)  представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

10)  сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11)  соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим федеральным законом и другими федеральными законами;

12)  сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности   при   исполнении   должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случае и порядке, установленном федеральным законом.

Требования соблюдения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов обязывает гражданского служащего осознанно подчинять свое поведение как на государственной гражданской службе, так и в сфере внеслужебных отношений критериями «конституционного» строя, требованиям закона и законности, государственным интересам.

Любой государственный или муниципальный орган, любая должность государственной гражданской службы учреждаются исключительно в публичном, а не частном интересе, и гражданский служащий, органически связанный с государством, с осуществлением его задач и функций, тем самым обязывается исполнять свою должность в соответствии с принципами Конституции Российской Федерации.

Строгое следование в повседневной правоприменительной деятельности требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов характеризуется не только профессионализм гражданского служащего, но практически всю совокупность его деловых и личностных качеств. Поэтому при аттестации и проведении конкурсного замещения должностей, формировании кадрового резерва выдвижения и т. п. выполнение данного требования выступает важнейшим критерием оценки эффективности деятельности конкретного гражданского служащего.

Требование соблюдать конституцию и иные нормативные акты Российской Федерации и ее субъектов сопряжено с предписаниями исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, а также поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их компетенций.

Должностной регламент включает три группы требований в каждой из категорий и групп должностей гражданской службы:

1)  требования к уровню профессионального образования;

2)  требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности;

3)  требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Результаты исполнения гражданскими служащими требований должностного регламента учитываются при оценке его профессиональной служебной деятельности в рамках процедур аттестации, квалификационного экзамена, включение в кадровый резерв или поощрение гражданского служащего, конечно же, они учитываются и при проведении конкурса на замещение вакантных должностей гражданской службы.

Под исполнением должностных обязанностей, предусмотренных федеральным законом о государственной гражданской службе, понимается исполнение в течение служебного времени гражданским служащим своих должностных обязанностей в соответствии со служебным распорядком органа или с графиком службы, условиями служебного контракта, а также их исполнение в иные периоды, которые действующим законодательством отнесены к служебному времени. К исполнению служебных обязанностей законодательством отнесены также действия по защите государственных интересов от преступных посягательств; пребывание, следование к местам служебной командировки или прохождения лечения и др.

Вместе с тем не является исполнением служебных обязанностей нахождение гражданских служащих на отдыхе, в отпуске, нахождение на государственной службе в периоды отстранения от замещаемой должности до принятия решения о досрочном расторжении служебного контракта, урегулирования конфликта интересов и т. д.

Возлагая на гражданского служащего обязанность исполнения поручения соответствующих руководителей, от него требуется исполнение не любых, а исключительно правомочных поручений, данных в пределах их компетенции. Кроме того, законодатель устанавливает, что в случае исполнения подчиненным неправомерного поручения руководителя оба они - и гражданский служащий, и давший поручение руководитель — несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Выход за пределы предоставленных полномочий означает, что государственный гражданский служащий исполняет свои обязанности недобросовестно. Поэтому в зависимости от тяжести причиненного вреда порядку управления, в одном случае самовольное, вопреки установленным правилам осуществления своего действительного или предполагаемого права квалифицируется как административно-правовое самоуправство, а в другом, если такими действиями причинен существенный вред и их правомерность оспаривается организацией или гражданином. Они образуют состав уголовно-правового самоуправства.

Выход за пределы своей компетенции и использование должностным лицом своих полномочий вопреки интересам службы, если эти действия совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекли существенные нарушения прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства, квалифицируется как злоупотребление должностными полномочиями и образуют состав более тяжкого преступления против государственной власти и интересов государственной службы.

В тех случаях, когда должностное лицо совершает действие, явно выходящее за пределы его полномочий и повлекшее существенное нарушение прав и охраняемых законом интересов граждан, организаций, общества или государства, но не обнаруживает корыстной или иной личной заинтересованности, такие действия образуют состав уголовно-правового превышения должностных полномочий. Если признак причинения существенного вреда отсутствует, то превышение должностных полномочий квалифицируется как дисциплинарный проступок, за который могут быть наложены дисциплинарные взыскания от замечания до освобождения от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы. В период прохождения государственной службы гражданский служащий наделяется целым рядом прав, которые являются неотъемлемой частью его служебной деятельности. Так федеральный закон о государственной гражданской службе устанавливает следующие права:

1)  обеспечение  надлежащих  организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2)  ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных   обязанностей,   показателями   результативности профессиональной служебной деятельности и условиями, должностного роста;

3)отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлениями выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4)  оплата труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5)  получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6)  доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну,  если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7)  доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8)  ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9)  защита сведений о гражданском служащем;

10)  должностной рост на конкурсной основе;

11)  профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12)  членство в профессиональном союзе;

13)  рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14)  проведение по его заявлению служебной проверки;

15)  защита своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16)  медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17)  государственная защита своей жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18)  государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Кроме того, гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

5. Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой

Важной особенностью правового статуса государственного служащего является то, что на него распространяются обширные правоограничения, нормативно закрепленные в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Статья 16 настоящего закона устанавливает запрет на замещение государственных должностей (недееспособными или ограниченно дееспособными гражданами) по решению суда, вступившему в законную силу.

В соответствии со статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин может быть признан судом недееспособным, если вследствие психического расстройства он не может понимать значение своих действий или руководить ими. Согласно статье 30 Гражданского кодекса Российской Федерации ограниченно дееспособными могут быть признаны судом лица, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение.

Дело о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным может быть начато по заявлению членов семьи, профсоюзов и иных общественных организаций, прокурора, органа опеки и попечительства, психологического лечебного учреждения.

В случае осуждения гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей гражданской службы, вступивший в законную силу приговор суда является основанием для отказа в приеме гражданина на государственную службу в течение срока, определенного судом. По истечении срока гражданин может быть принят на гражданскую службу на общих основаниях.

Для граждан, имеющих неснятую или непогашенную в установленном порядке судимость, также исключается возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы. Судимость погашается в отношении лиц:

•  условно осужденных - по истечении испытательного срока;

•  осужденных к более мягким видам наказания, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия наказания;

•  осужденных к лишению свободы за преступление небольшой или средней тяжести - по истечении трех лет после отбытия наказания;

•  осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления — по истечении шести лет после отбытия наказания;

•  осужденных за особо тяжкие преступления - по истечении восьми лет после отбытия наказания. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

Отказ гражданина пройти процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, может служить препятствием для поступления на гражданскую службу только в том случае, если исполнение его должностных обязанностей связано с использованием таких сведений.

Наличие у гражданина заболевания является основанием к отказу в приеме на гражданскую службу в случае, если это заболевание препятствует поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтверждению заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей по той или иной государственной должности, и форма медицинского заключения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Медицинское заключение о состоянии здоровья выдается медицинским учреждением по месту обслуживания гражданина. В заключение должна быть сделана запись об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей по той должности гражданской службы, на которую претендует гражданин.

Лица, состоявшие в близком родстве или свойстве, не могут быть приняты на гражданскую службу или служащий не находится на гражданской службе. Согласно закону о государственной гражданской службе установлен перечень лиц состоящих в близком родстве или свойстве. К ним относятся родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов, причем норма действует, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Гражданство иностранного государства (двойное гражданство) является основанием для отказа в приеме на государственную службу, за исключением следующих условий:

• если двойное гражданство признано официально, то есть если с данным иностранным государством имеется международное соглашение о праве граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих этих государств;

• если право поступать на государственную службу лиц урегулировано на взаимной основе межгосударственным соглашением.

В случае предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу гражданин не может быть принят на гражданскую службу или находиться на гражданской службе. Перечень документов, которые гражданин должен предоставить при поступлении на гражданскую службу, установлен статьей 26 Закона.

Все сведения, предоставленные гражданином при поступлении на гражданскую службу, подлежат обязательной проверке в установленном порядке на предмет их достоверности и полноты.

Если исполнение обязанностей по должности гражданской службы связано с допуском к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законно тайну, то указанная проверка осуществляется в соответствии с требованиями федерального закона о государственной тайне и других нормативных правовых актов, определяющих порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.

На основании полученной информации, которая, в соответствии с требованиями закона, должна быть достоверной, объективной и не нарушающей права и свободы граждан, соответствующая кадровая служба государственного органа составляет заключение о достоверности и полноте представленных сведений и о возможности поступления гражданина на гражданскую службу.

Гражданин, не согласный с результатами, препятствующими принятию его на гражданскую службу, вправе обжаловать решение, принятое на основании таких сведений, в соответствующий государственный орган или суд.

Запреты, установленные Федеральным законом для государственных гражданских служащих связаны с прохождением государственной гражданской службы, их действие ограничено временем прохождения службы, а в особых случаях гражданин обязан соблюдать запреты и после увольнения с гражданской службы. Запрет представляет собой категорическое требование законодателя не совершать каких-либо действий и не вести определенную деятельность, несоблюдение которого влечет за собой юридическую ответственность.

Гражданский служащий не вправе участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией.

Виды органов управления коммерческих организаций, порядок их назначения или избрания, а также их полномочия определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и учредительными документами. Федеральный закон не устанавливает прямой запрет на участие гражданского служащего в деятельности коммерческой организации в качестве работника, не относящегося к органу управления, а также некоммерческой организации, в том числе на платной основе. Следовательно, гражданский служащий может участвовать на платной основе в органе управления некоммерческой организации.

Гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы при избрании назначении на государственную должность, избрании на выборную должность в органе местного самоуправления, избрании на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе. Гражданские служащие, избранные членами Совета Федерации, избранные депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, приостанавливают гражданскую службу на весь период своих полномочий в представительном органе. Приостановление и восстановление на гражданской службе оформляется приказами соответствующих руководителей государственных органов, полномочий зачислять этих лиц на должности гражданской службы и увольнять их на основании заявлений и документов, подтверждающих избрание или назначение.

В соответствии с федеральным законом гражданскому служащему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, то есть производством, реализацией или приобретением продукции или товаров, оказанием услуг, выполнением работ, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности, а именно зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками и т. д.

С запретом заниматься предпринимательской деятельностью связано требование предъявлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Гражданским служащим установлен запрет на приобретение в случаях, установленных федеральным законом, ценных бумаг, по которым может быть получен доход. Наименования ценных бумаг устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Гражданский служащий не может быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы. Гражданский служащий, получивший полномочия представлять интересы третьих лиц в государственном органе, в котором он работает, обязан устраниться от ведения дел от имени государственного органа и доложить об этом представителю нанимателя.

Закон устанавливает, что гражданские служащие не вправе получать вознаграждения от физических и юридических лиц, связанные с исполнением должностных обязанностей. Этот запрет установлен для того, чтобы гражданские служащие не оказывали предпочтения каким-либо лицам на основе семейных, дружеских или иных связей, не были обязанными по отношению к организациям, желающим получить от них конкретную выгоду.

В качестве подарка следует рассматривать материальные или имущественные ценности. Законодатель установил перечень предметов, которые можно отнести к вознаграждениям: подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортные расходы, иные вознаграждения, к которым можно отнести любые материальные или имущественные ценности. Под запрет подпадает также передача вознаграждения супруге или супругу, детям, другим членам семьи, близким родственникам гражданского служащего.

Кроме того, Закон предусматривает порядок, согласно которому подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 576 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственные служащие муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей включены в категорию лиц, в отношении которых допускается получение обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Обычными считаются подарки, связанные с широкими общественными традициями и распространенными поводами отмечать таким образом государственные и религиозные праздники, дни рождения, неординарные события в жизни людей.

Незаконное поощрение гражданским служащим вознаграждений от физических и юридических лиц ведет за собой юридическую ответственность. На гражданского служащего, принявшего подарок, может быть, по решению представителя нанимателя, назначившего на соответствующую должность, наложено дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

При наличии признаков преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, в отношении гражданского служащего возбуждается уголовное дело. В течение месяца он обязан по акту сдать все незаконно полученное, в том числе и подарки в государственный орган, в котором он замещает государственную должность, а также возместить стоимость услуг, которыми неправомерно, воспользовался он сам, члены его семьи, ближайшие родственники.

Гражданскому служащему запрещается выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями. Гражданскому служащему следует воздерживаться от выездов за границу по личным делам за счет принимающей стороны или за счет предприятий, учреждений, организаций, граждан.

Гражданскому служащему запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам. Такого рода деяния влекут применение дисциплинарных санкций вплоть до увольнения. При этом дисциплинарное взыскание может налагаться независимо от привлечений к материальной, административной или уголовной ответственности.

Гражданскому служащему запрещено разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или конфиденциальную информацию, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей.

В соответствии со статьей 139 Гражданского кодекса Российской Федерации информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицом, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к ее конфиденциальности. Правовые способы защиты информации на государственной службе предполагают определение перечня, составляющих конфиденциальную информацию государственного органа, закрепление в должностном регламенте обязанности гражданского служащего не разглашать конфиденциальную информацию, включение в служебный контракт обязанности гражданского служащего о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную, охраняемую законом тайну. Гражданский служащий не должен допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы.

Прямого запрета на публичные выступления гражданского служащего закон не содержит. Следовательно, они допустимы в том случае, если они связаны с реализацией задач служебной деятельности. Для таких выступлений может быть предоставлена служебная информация. При этом гражданский служащий обязан соблюдать правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Гражданскому служащему запрещено законом принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политический партий, других общественных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. Если же в должностные обязанности гражданского служащего не входит взаимодействие с организациями и объединениями, принявшими в отношении него решение о награждении, назначении премии, присвоении почетного или специального звания, то он имеет право получить без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания.

6. Требования к служебному поведению гражданского служащего

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет основные требования, предъявляемые обществом к гражданским служащим как лицам, чья деятельность включает профессиональное  несение службы на государственном уровне. Данные требования обусловлены спецификой государственной гражданской службы, которая заключается в том, что она, с одной стороны, является социально-политическим институтом, а с другой - сферой профессионального слоя управленцев, кроме того, она является властной структурой.

В основе данных требований лежат нравственные категории долга, честности, неподкупности, уважение к правам и свободам гражданина, а также принципы равенства всех перед законом и, безусловно, соблюдения законности как в профессиональной деятельности, так и в частной жизни.

Основное назначение требований к поведению гражданских служащих заключается в обеспечении добросовестного выполнения ими должностных обязанностей, соблюдения установленных законом запретов и ограничений и установлении такого поведения гражданского служащего в любой сфере деятельности, которое соответствует общепринятым этическим нормам и служит примером для окружающих.

Первым требованием является добросовестное и высокопрофессиональное исполнение должностных обязанностей. Это значит, что гражданский служащий обязан в полной мере применять свои способности, знания, опыт в профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Профессионализм применительно к деятельности гражданского служащего следует понимать как работу, характеризующуюся глубоким знанием предмета деятельности и пониманием существа исполняемых функций, наличием специальных умений и навыков. Уровень профессиональной компетентности служащего может быть определен в ходе аттестации либо квалификационного экзамена.

Согласно Конституции Российской Федерации высшей Ценностью в государстве является человек, его права и обязанности. Конституция Российской Федерации гарантирует защиту прав и свобод человека, она запрещает издание законов, нарушающих или уменьшающих права и свободы человека и гражданина. Каждому гарантируется защита прав и свобод в суде. Таким образом, деятельность всех государственных органов, содержание и применение законов определяются закрепленными в Конституции правами и свободами человека и гражданина. В свою очередь основное требование к поведению гражданских служащих заключается в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.

Требование осуществления служебной деятельности в рамках установленной российским законодательством компетенции государственного органа означает, что гражданский служащий обязан обеспечивать реализацию компетенции, то есть полномочий конкретного государственного органа. Для выполнения этого требования гражданский служащий обязан досконально знать функции государственного органа, его задачи и предметы ведения, а также свои должностные права и обязанности, регламентированные нормативными правовыми актами, строго соблюдать процедуру реализации регламентов и инструкций.

Гражданским служащим запрещается в ходе профессиональной деятельности оказывать предпочтение каким-либо общественным, религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям, гражданам. Закон не запрещает гражданским служащим состоять в объединениях подобного рода, однако в своих служебных действиях гражданский служащий должен руководствоваться не интересами каких-либо групп или лиц, а заботой о приоритетах законности и справедливости.

Гражданский служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей, использование служебного положения в корыстных целях является действием, порочащим гражданского служащего. При принятии решений гражданский служащий обязан не допускать столкновения личных интересов и интересов государства.

Закон предусматривает ограничения и запреты, связанные с гражданской службой. Требования соблюдения ограничений и запретов является обязательным и включается в содержание служебного контракта и должностного регламента. Нарушение ограничений и запретов расценивается как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, которое влечет к применению дисциплинарного взыскания в соответствии с законом.

Требование нейтральности при выполнении служебных обязанностей означает, что решения, принимаемые гражданскими служащими, должны быть независимы от влияния политических партий, общественных, религиозных или иных объединений и организаций. Политическая нейтральность гражданского служащего обусловливает обязанность служащего выражать публичные интересы.

Одним из основных моральных требований к гражданскому служащему является требование не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство. Определяя линию своего поведения в любой сфере деятельности, гражданский служащий обязан помнить о том, что он представляет соответствующий государственный орган и на нем лежит ответственность за репутацию данного органа. Поэтому поведение служащего должно укреплять веру граждан в честность, беспристрастность, порядочность всех лиц, состоящих на государственной службе.

Неотъемлемой частью профессиональной деятельности большинства гражданских служащих является прямое либо косвенное общение с гражданами. Такое общение должно подчеркивать уважение гражданского служащего к правам и свободам человека и гражданина, что невозможно без корректности и тактичности. Это касается и общения с подчиненными, коллегами и вышестоящими руководителями. Исключительную актуальность для гражданских служащих представляет требование уважения к обычаям и традициям народов Российской Федерации. Это связано с тем, что население Российской Федерации различается по этнической принадлежности, религиозным убеждениям. Данное требование определяет необходимость уважительного отношения гражданских служащих к тем обычаям и традициям, которые служат стабилизации общества и повышению эффективности гражданской службы. Вместе с тем необходимо пресекать проявления клановости, землячества.

Гражданский служащий обязан знать правила этикета, речевого поведения этнических представителей, социальных групп, с которыми ему надлежит общаться. Это касается особенностей в выборе способов обращения, определении темпа и громкости речи, специфики форм приветствия и прощания, выражения благодарности, выбора элементов одежды.

Гражданский служащий обязан способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

Строгое соблюдение этих принципиальных оснований российского государства является обязательным условием его существования и развития. Этим должны руководствоваться все государственные органы, а в служебной деятельности - все гражданские служащие.

Гражданский служащий должен заботиться о том, чтобы в ходе осуществления должностных обязанностей и выполнения служебных обязанностей не возникло конфликтных ситуаций, которые могли бы привести к снижению авторитета государственного органа. Это требование распространяется и на внеслужебное поведение. Гражданские служащие должны воздерживаться от действий, выступлений, публичных высказываний, которые могут снизить авторитет государственного органа или его работников.

Закон предъявляет определенные требования к публичным выступлениям гражданских служащих. В первую очередь эти требования касаются публичного распространения служебной информации: государственный служащий не должен разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. Нарушение данного требования является одним из оснований применения мер дисциплинарного взыскания - увольнения с гражданской службы.

Требование соблюдения публичных выступлений может быть истолковано и с позиции политической корректности: гражданский служащий должен быть сдержан в публичном выражении оценок и проявлении своих личных симпатий и антипатий.

К гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «руководитель», Закон предъявляет требования не допускать принуждения подчиненных ему по службе к участию в деятельности политических партий, общественных или религиозных объединений. Таким образом, гражданский служащий подчинен своему руководителю исключительно по вопросам исполнения служебных обязанностей. В осуществлении своих гражданских прав и обязанностей гражданский служащий не зависит от руководителя. И всякое принуждение со стороны руководителя является грубым нарушением Конституции Российской Федерации.

7. Урегулирование конфликтов интересов на гражданской службе

Понятие «конфликт интересов» введено Законом «О системе государственной службы Российской Федерации». Порядок разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе урегулирован Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Некоторые положения, касающиеся конфликта интересов на государственной службе, содержатся также в Указе Президента РФ от 24 ноября 2003 года «О Совете Президента Российской Федерации по борьбе с коррупцией». Закон трактует конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникать противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего с одной стороны и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта федерации или Российской Федерации.

Случаи возникновения у гражданского служащего, которые приводят или могут привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организации, общества, субъекта федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, в виде материальной выгоды непосредственно для него, членов его семьи или лиц, находящихся с ним в отношениях близкого родства, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации предусматривает, что гражданский служащий обязан воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении им своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа, где он проходит службу. Нарушение этого требования является правонарушением, влекущим за собой установленную законом ответственность.

Гражданский служащий обязан в случае возникновения конфликта интересов: принять меры по преодолению возникшего конфликта интересов самостоятельно или по согласованию с представителем нанимателя; подчиниться окончательному решению по предотвращению или преодолению конфликта интересов. Гражданский служащий, замещающий должность, на которой высока вероятность возникновения конфликта интересов, обязан заявить представителю нанимателя о характере и размерах своей личной заинтересованности при своем назначении на должность, прохождении аттестации, любом изменении ситуации. Конфликт интересов, о котором заявит кандидат на должность гражданской службы, должен быть урегулирован до назначения или присвоения классного чина.

Гражданский служащий не должен допускать, чтобы перспектива получения другой работы (после завершения государственной службы) способствовала реальному или потенциальному конфликту интересов. В этом случае гражданский служащий обязан: незамедлительно доложить представителю нанимателя о любом конкретном предложении работы после завершения гражданской службы, которое может привести к конфликту интересов, принять согласованное решении о совместимости предложения гражданской службы; сообщить представителю нанимателя о своем согласии на любое такое предложение и принять меры к недопущению возникновения конфликта интересов.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, приводящей к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликтов интересов вплоть до отстранения гражданского служащего, являющего стороной конфликта интересов, от замещаемой должности.

Представитель нанимателя должен принять меры к тому, чтобы гражданскому служащему, информировавшему представителя нанимателя о конфликте интересов добросовестно и на основе разумных подозрении, не было причинено никакого вреда.

При возникновении конфликта интересов предусматривается образование в государственном органе, в федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Комиссия по урегулированию конфликта интересов образуется на постоянной основе правовыми актами государственных органов.

В состав комиссии в обязательном порядке входят представитель нанимателя или уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемых органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Количество экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии. Комиссии должны создаваться таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.

Порядок образования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликтов интересов, их состав, задачи, функции, права и обязанности, а также порядок деятельности определяется положением, утвержденным указом Президента Российской Федерации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48446. Попит, пропозиція, ринкова ціна у функціонуванні економіки. Конспект уроку з економіки 66.5 KB
  Попит пропозиція ринкова ціна у функціонуванні економіки Завдання уроку: дати означення попит пропозиція визначити принципи функціонування ринку та встановлення ринкової ціни. Ринковий попит і ринкова пропозиція Ринкова рівновага та її порушення. Добрий день Сьогодні у нас нова тема Попит пропозиція ринкова ціна у функціонуванні економіки. Суть ринкових відносин зводиться до відшкодування витрат продавців товаровиробників і...
48447. ФОНЕТИЧНА СИСТЕМА УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ. ПРИНЦИПИ УКРАЇНСЬКОЇ ОРФОГРАФІЇ 55.06 KB
  Співвідношення звуків і букв. Ключові поняття: Фонетика фонологія фонема звук класифікація звуків їх зміни в потоці мовлення орфографія орфограма орфоепія орфоепічна норма. Модифікації звуків у потоці мовлення. До них належать: ЗВУК найменший елемент усного мовлення; комплекс артикуляційних рухів і їхній певний акустичний ефект що формує звукову оболонку значущих одиниць мови; СКЛАД частина слова один звук або сполучення звуків що вимовляється одним поштовхом видихуваного повітря; ТАКТ або ФОНЕТИЧНЕ СЛОВО частина мовного...
48448. Філософія і медицина Стародавнього світу 85.83 KB
  Філософія і медицина Стародавнього світу План: Огляд індійських філософських вчень Загальна характеристика китайської філософії Антична філософія: періодизація проблеми особистості Рекомендована література Філософія: Навчальний посібник Л. Практикум з філософії: Методичний посібник для викладачів та студентів ВНЗ. літра по філософії Давньої Греції і Риму Зміст лекції В історії філософської думки існує проблема існування індійської філософії т. актуальним є питання:Чи можна взагалі Для розуміння ролі філософії в індійській...
48449. Загальна характеристика підприємництва 38.3 KB
  за згодою партнерів; ліквідується в разі смерті або виходу з бізнесу одного з партнерів строк дії необмежений якщо корпорація не ліквідується за рішенням відповідних державних органів ...
48451. ЕВОЛЮЦІЯ ТЕРМІНА ПІДПРИЄМЕЦЬ 35.94 KB
  Адам Сміт 1768 Підприємець власник підприємства який простує на економічний ризик із метою реалізації певної комерційної ідеї та отримання прибутку плануючи та організовуючи для цього виробництво. Сей 1803 Підприємець це людина яка вміє поєднувати та комбінувати чинники виробництва. Френсіс Уокер 1876 Підприємець це особа не обов’язково власник що створює підприємство й управляє його діяльністю для отримання доходу.
48452. Теорія ймовірностей 467.82 KB
  Функція розподілу випадкової величини та її властивості. Статистична функція розподілу Лекція 11 Точкові та інтервальні оцінки параметрів розподілу. Довірчі інтервали для параметрів нормального розподілу. Поняття статистичної гіпотези. Функція розподілу випадкової величини та її властивості.
48453. Популяція як елементарна еволюційна одиниця. Елементарний еволюційний матеріал 85.34 KB
  При вивченні еволюційного процесу важливе значення має дослідження генофонду популяції сукупність генотипів усіх особин. Таким чином виникає генетична гетерогенність популяції. Завдяки панміксії вільному схрещуванню складна генетична структура популяції знаходиться в стані динамічної рівноваги. Разом з тим не завжди навіть усередині популяції панміксія буває повною.
48454. Лекція як форма викладення навчального матеріалу 240.5 KB
  Лекція - це логічно викладений, системно послідовний комплекс усних методів навчання (інформаційне повідомлення, пояснення, розповідь, бесіда), спрямований на реалізацію студентами репродуктивної або продуктивної творчої активності.