775

Заболевания слизистой полости рта (стоматиты, молочница)

Лекция

Медицина и ветеринария

Воспалительные заболевания слизистой полости рта. Катаральный стоматит чаще встречается у детей грудного возраста и у дошкольников. Поражение слизистой полости рта грибками рода Candida.

Русский

2013-01-06

160 KB

22 чел.

Лекция № 3

Заболевания слизистой полости рта

(стоматиты, молочница).

Стоматиты – это воспалительные заболевания слизистой полости рта.

Причины – вирусы, кокки, грибки.

Нередко стоматит может быть осложнением ряда заболеваний на фоне сниженного

иммунитета.

Выделяют: катаральный, герпетический, язвенный стоматиты.

Катаральный стоматит чаще встречается у детей грудного возраста и у дошкольников. Причина -  чаще вирусы, способствующий фактор – неправильный

уход за полостью рта.

Клиника: общее состояние нарушается незначительно, температура тела повышается

редко, ребёнок отказывается от приёма пищи, боли при жевании, глотании,

гиперсаливация. При осмотре: слизистая щёк, дёсен, губ, иногда языка яркая,

гиперемирована, отёчна. Может быть кровоточивость дёсен. Из – за плохого аппетита

ребёнок плохо прибывает в массе тела.

Если катаральный стоматит развивается на фоне другого заболевания, то в клинике

преобладают симптомы этого заболевания.

Лечение:

1 .гигиена полости рта – обязательное полоскание полости рта после еды кипячёной

водой

2. щадящее питание (пища тёплая, протёртая)

3. местное орошение слизистой полости рта раствором КмпО – 4 1: 8 000 (резиновым баллончиком), кислородные ванночки (ватным тампоном, смоченным в растворе КмпО -4 1: 8 000 промокаем воспалённую слизистую, затем, тщательно вымыв руки обматываем палец бинтом, смачиваем его в растворе 3% перекиси водорода и промокаем воспалённую слизистую). При реакции перманганата калия и перекиси водорода выделяется кислород, который благотворно влияет на воспалённую слизистую.

Маленьким детям закапываем капустный, томатный соки.

Смазывание слизистой раствором буры в глицерине

4. симптоматические средства (успокоительные, жаропонижающие)

Герпетический стоматит (афтозный) чаще встречается у детей от 6 месяцев до 3 лет. Вызывается вирусом герпеса.

Выделяют 2 фазы -  катаральная и высыпания элементов;

3 степени тяжести: лёгкая, средне – тяжёлая и тяжёлая.

Клиника: начало острое, повышается температура тела до 37,5 – 38 градусов, ко 2 – 3 дню может быть до 39 – 40 градусов. Выражены признаки интоксикации – капризный, вялый, головная боль, отказ от приёма пищи, могут быть тошнота, однократная рвота. При осмотре -  кожа бледная, увеличены подчелюстные, переднее – шейные лимфатические узлы, местно – слизистая оральной поверхности губ, языка, дёсен, иногда твёрдого нёба, щёк ярко гиперемирована, отёчна. На этом фоне появляются афты – беловатые бляшки (налёты) различной величины, окружённые венчиком гиперемии. Они развиваются последовательно: пятно, пузырёк с тонкой стенкой, эрозии с налётом. Количество афт колеблется от 3 – 5 до 30 и более, при тяжёлом течении они сливаются. Заживают без рубца, не рецидивируют. Герпетические высыпания могут быть на коже в области рта, век. Усиливается саливация, может быть кровоточивость дёсен, неприятный запах изо рта. Заболевание длится 7-10 дней. Лечение:

1. изоляция ребёнка в отдельную комнату, за ширму; при тяжёлом течении –госпитализация в инфекционное или детское отделение.

2. гигиена полости рта

3. щадящая диета, обильное питьё

4. местно – также раствор перманганата калия, перекиси водорода, водные растворы анилиновых красителей (1% раствор метиленовой сини или бриллиантовой зелени) Перед кормлением смазывание слизистой 2 – 5% эмульсией анестезина, если нет аллергии – яичным белком на 0,5% новокаине.

5. противовирусные средства – 0,25% оксолиновая мазь, 0,25% флореналевая мазь 3-4 раза в день, лейкоцитарный интерферон.

6. гипоснсибилизирующие средства без седативного эффекта (диазолин, кларитин, глюконат или хлорид кальция)

7. витамины группы В, С в возрастных дозах

8. симптоматические средства (жаропонижающие)

9. для стимуляции иммунитета – пентоксил, метилурацил.

Язвенный стоматит – это тяжёлое заболевание у детей старшего дошкольного и школьного возраста. Проявляется у ослабленных детей при наличии кариозных зубов, недостаточном потреблении витамина С, смене зубов.

Способствуют заболеванию – несоблюдение гигиены полости рта, плохой уход, антисанитарное состояние ДДУ.

Вызывается – микроорганизмами кариозных зубов – спирелла, веретенообразная палочка Винцетта, которые обнаруживаются в мазке, взятом с язв.

Клиника: начало острое, повышается температура до высоких цифр, симптомы интоксикации резко выражены. Значительно увеличены регионарные лимфатические узлы. Местно – вначале отекает и краснеет слизистая дёсен, губ, языка. На краях дёсен появляются мелкие язвочки, дно их покрыто желтовато – серым налётом, окружённым венчиком гиперемии. Язвочки могут увеличиваться в размере, углубляться, могут появляться на других участках слизистой. Дёсны кровоточат, усилено слюноотделение, сильный запах изо рта. Длится заболевание до 2 недель.

Осложнения: гангренозный стоматит, гнойный лимфаденит, тонзиллярный абсцесс. Лечение: общее как при герпетическом стоматите; местно то же + орошение слизистой антибиотиками желательно по чувствительности; санация полости рта.

Молочница – поражение слизистой полости рта грибками рода Candida. Встречается чаще у детей грудного возраста, у часто болеющих, при бесконтрольном, длительном применении антибиотиков, при иммунодефицитах.

Заражение может произойти экзогенным путём (извне), так как споры грибов постоянно находятся в воздухе, размножаются в слабо – кислой среде и эндогенным путём. Способствующие факторы: плохой уход, несоблюдение гигиены, правил обработки посуды, сосок.

Клиника начинается с небольшого покраснения  слизистой полости рта. Затем на её поверхности (в области губ, боковой поверхности языка, иногда на мягком и твёрдом нёбе и даже слизистой глотки и пищевода) образуются мелкие белые бляшки. Они сливаются между собой и образуют крупные, слегка возвышающиеся элементы, похожие на свернувшееся молоко, легко снимаются. Слизистые сухие. При появлении распространённой молочницы затрудняется акт сосания, глотания, ребёнок отказывается от груди, может потерять в весе. Температура тела не повышается, интоксикации нет.

Лечение.

  1.  местно – орошение слизистой 2% раствором натрия гидрокарбоната, смазывание раствором буры в глицерине с нистатином (250 000 ЕД). 1% водными растворами анилиновых красителей, взвесью грудного молока с нистатином (5 мл грудног молока и 1 таблетка нистатина 250 000 Ед), 100% сахарным сиропом.
  2.  общее – полноценное питание, нистатин внутрь в дозе 200 – 3000 тысяч единиц в сутки, комплекс витаминов, тщательная обработка молочных желёз матери, посуды, бутылок, сосок, игрушек.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84341. Характеристика продукции сетевой экономики. Интернет как инструмент маркетинга 167.5 KB
  Изобретение телеграфа телефона радио и компьютера привело к беспрецедентной интеграции всех этих средств в глобальную информационную гипермедийную систему которая одновременно является средой для сотрудничества и общения людей средством общемирового вещания и распространения информации а также мощным инструментом для ведения бизнеса лишенного...
84342. Техника и технология вызова притока заменой бурового раствора (промывки) 644 KB
  После выхода из турбобура буровой раствор омывает забой скважины и как и при роторном способе бурения выносит продукты бурения на устье скважины. Сложность этой конструкции состоит в том что буровой раствор на забой скважины должен проходить через электродвигатель и редуктор. Недостатками турбобуров являются высокая чувствительность к вязкости бурового раствора и высокая частота вращения которая приводит к повышенной разработке ствола скважины при бурении мягких пород а также ускоренному износу ПРИ и следовательно к увеличению...
84343. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Процессуальный порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела 134.58 KB
  Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Процессуальный порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела Поводами для возбуждения уголовного дела служат: ст. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных указывающих на признаки преступления. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
84344. Финансовое регулирование в системе управления финансами 65.89 KB
  Финансовое регулирование осуществляется в целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении. Таким образом финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях...
84345. Функции культуры 98 KB
  Характерно что проблематика различных функций культуры разрабатывалась разными учеными сосредоточившими свое концептуальное внимание на тех или иных сторонах духовной системы. Можно выделить следующие функции культуры: а поддержание преемственности традиции...
84346. Утренняя физическая зарядка 51.94 KB
  Стоя подниматься на носки руки поднять через стороны вверх прогнуться вдох; вернуться в исходное положение выдох. Стоя мах левой ногой назад руки махом вперед кисти расслаблены вдох; исходное положение выдох; повторить то же с правой ноги.
84347. Дробные выражения 160 KB
  Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни. Тема нашего занятия «Дробные выражения».
84348. Поэтика рассказа «Бирюк» 32.9 KB
  Задачи: Продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся их поисковая исследовательская деятельность; Формировать познавательную активность умение решать проблемные ситуации продолжить развитие навыков...
84349. Мостай Кәрим. Уҡытыусыма шиғыры. Сифат тураһында үтелгәндәрҙе ҡабатлау темаһына дәрес 32.21 KB
  Маҡсат: уҡыусыларҙы Башҡортостандың халыҡ шағиры Мостай Кәримдең ҡыҫҡаса биографияһы һәм ижады менән танышыу; Уҡытыусыма шиғырының идея-тематик йөкмәткеһе менән таныштырыу; уҡыусыларҙың сифат тураһындағы белемдәрен нығытыу, телмәрен үҫтереү...