77503

Понятия этики и этикета

Лекция

Этика и деонтология

Понятия этики и этикета Наиболее общая формулировка слова этикет установленный порядок поведения гделибо. Перефразируя ее можно сказать что деловой этикет это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Со времен средневековья эти правила именуются этикетом. Этикет определяет основные формы общения как спорить не задевая чувств собеседника как вести себя в обществе.

Русский

2015-02-02

53.5 KB

1 чел.

Лекция 1. Понятия этики и этикета

Наиболее общая формулировка слова «этикет» — установленный порядок поведения где-либо. Она приводится в «Советском энциклопедическом словаре», изданном в 1985 году. Перефразируя ее, можно сказать, что деловой этикет — это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Правила общения людей вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий. Со времен средневековья эти правила именуются этикетом. Этикет определяет основные формы общения — как спорить, не задевая чувств собеседника, как вести себя в обществе.

Слово "этикет" вошло в обиход со времен французского короля Людовика XIV. Но правила отношений между людьми определялись не только королевскими указами. На формирование этикета воздействовали обычаи и традиции разных народов, уровень развития этики и морали.

Англичане длительное время были законодателями норм этикета. Английский писатель XVIII в. Оливер Голдсмит в книге "Гражданин мира, или Письма китайского философа" подчеркивал, что в каждой стране существуют свои церемонии, но истинная учтивость повсюду одинакова. Порождается она здравым смыслом и добросердечием. Наделенный этими качествами человек, по мнению автора, всегда приятен.

Джонатан Свифт отмечал, что "хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение".

Петр I в предисловии к "Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению" считал, что воспитанного человека украшают три добродетели: "приветливость, смирение и учтивость".

Долгое время считалось, что этикет — зеркало внутренней культуры человека. Это действительно так. Очень многие, если не сказать — почти все, знают со школьных лет знаменитую фразу Антона Павловича Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Однако не все знают ее продолжение, вторую часть. А она заслуживает внимания не меньшего, чем первая. «...Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли — боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами».

Понять сложный, многогранный, многомерный   мир управленческих взаимоотношений, в которые мы ежедневно вступаем, можно прежде всего, поняв человека, с которым ведем непосредственное общение. Понять другого человека — значит войти в его положение, значит   мыс ленно представить, каковы его мотивы, цели, жизненные планы, возможности и наиболее вероятная   направленность его действий.

Поэтому следует постоянно   помнить,   что   каждый человек — это личность, а как каждая личность, он уни кален и хоть в чем-то, но превосходит тебя.   Поэтому общаясь — не подавляй, обучая — учись, отдавая — вбирай, впитывай в себя все то лучшее, что есть у того, с кем ты общаешься. А для того чтобы общение было для тебя не только необходимостью, но и естественной потребностью, проявляй к своему собеседнику неподдельный, искренний и глубокий интерес.

Однако прежде чем говорить «о роскоши человеческого общения», попытаемся осмыслить, что такое общение? Любой ли контакт с человеком может быть назван общением?

1-я ситуация. Руководитель дает распоряжения-указания своим сотрудникам, ставит перед ними задачу и определяет сроки исполнения. Руководитель в данной ситуации выступает как администратор, как субъект управления деятельностью своих сотрудников. А лица, ему непосредственно подчиненные, — объект управления. Назовем эту ситуацию жестким управлением без обратной связи.

2-я ситуация. Руководитель не только ставит задачу перед своими сотрудниками, но и выслушивает их мнение о возможностях ее решения. Или по ходу решения задачи стремится собрать необходимую информацию о том, как решается задача, где возникают затруднения и в чем именно. В данном случае мы имеем пример управления с элементами обратной связи.

3-я ситуация. В выполнении какой-либо производственной задачи между сотрудниками и руководителем возникают ситуации партнерских взаимоотношений, желание помочь друг другу, идет активный диалог и обсуждение того, как лучше решить производственную задачу. Назовем эту ситуацию ситуацией сотрудничества.

4-я ситуация. Руководитель вместе с сотрудниками своего коллектива ищут «слабые» места, противоречия, проблемы в деятельности своего коллектива и ищут неординарное — творческое их решение. Выдвигаются разные версии, подходы, способы решения. Все работают как творческий коллектив единомышленников. Назовем эту ситуацию ситуацией сотворчества.

Нетрудно заметить, что в ситуации № 1 осуществлялось лишь жесткое управление, для которого характерным является формальный контакт руководителя с подчиненным. В ситуации № 2 состоялся уже некоторый обмен информацией, но данный   контакт   еще   нельзя назвать полноценным общением. В   ситуации № 3 уже налицо сотрудничество, а в ситуации № 4—сотворчество.

В общении, как в процессе, могут  быть  выделены следующие этапы (фазы):

1.  Приветствия,   обращения   собеседников    друг к другу                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

2.  Постановки вопроса, проблемы, просьбы, высказывания предложения одной стороной.

3.  Активного слушания и обмена информацией.

4.  Выдвижение идей,   версий,    гипотез,    решении проблем.

5.  Нахождения оптимального способа решения проблемы, задачи.

6.  Принятия решения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

7.  Завершения общения (пожелания взаимных успехов, высказывание о намерениях на будущее и т.д.).

Важно овладеть любой из выделенных  фаз, но особенно важно научиться слушать собеседника.

2. ФУНКЦИИ ЭТИКЕТА

Этикет, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию, или смысл этикета делового человека можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Второй по значению функцией этикета является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Многие считают, что этикет — игра в вежливость, условность. В какой-то мере это справедливо, если не принимать в расчет того, что в большинстве случаев это очень практичная условность. Начиная с мелочей и до самых общих правил этикет представляет собой приближенную к повседневной жизни систему. Тот факт, что многим из его правил десятки, а то и сотни лет, еще не говорит о том, что они уже устарели просто по причине своего возраста. В качестве примера можно привести правило носить два носовых платка — один «под рукой», другой — идеально чистый. Например, для Вашей спутницы, чтобы вынуть попавшую в глаз ресничку, именно второй платок придется как нельзя кстати.

Или закономерности подбора вин. Сотни лет люди пробовали, какое вино лучше всего сочетается по вкусу с тем или иным блюдом. В подборе вин нет ничего случайного, просто вино, «предписываемое» этикетом, подчеркивает достоинства и сглаживает недостатки той пищи, к которой его подают.

Этикет является одним из главных «орудий» формирования имиджа. Повсюду, где присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны.

Это подтверждается долгим опытом работы западных фирм. Гораздо приятнее работать с той фирмой, где соблюдается этикет. Практически во всем мире он стал нормой деятельности. И это не случайно. Дело в том, что сам этикет в силу своей жизненности создает приятный психологический климат, способствующий деловым контактам, и об этом никогда не стоит забывать.

Общие принципы культуры поведения конкретизируются основными требованиями этикета: вежливость, корректность, тактичность, деликатность, скромность, естественность поведения, точность, обязательность. Для делового человека строжайшее соблюдение этих требований — основа достижения успеха.

Вежливость — доброжелательность, приветливость. На Востоке говорят: "Приветливость — это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец". Деловой этикет требует от человека улыбки, в каком бы затруднительном положении он ни находился. Ведь если сам не будешь добрым, человечным, то стоит ли ожидать этого от других. Интересны данные исследования: на вопрос, какие черты человек хотел бы воспитать в себе, 46% респондентов назвали решительность и уверенность, 30% — выдержку и уравновешенность, 30% — целеустремленность и силу воли, 12% — терпимость и 10% — доброжелательность. Другим людям хотели бы добавить доброты и человечности 50% опрошенных, честности и порядочности — 30%, взаимопонимания и сочувствия — 22%, терпимости — 16%, альтруизма и щедрости — 12%. Значит, себе желают больше твердости, а окружающим — больше теплоты. Отсюда — взаимная неудовлетворенность и напряженность. Если вас не понимают, постарайтесь понять других.

В сфере деловых отношений вежливость считают экономической категорией, содействующей повышению прибыли, способом сохранить хорошие отношения, что оборачивается выгодой. Дефицит вежливости создает у людей ощущение дискомфорта, раздраженности, излишней нервозности, которые по правилам этикета необходимо сдерживать. Л. Н. Толстой считал, что если человек, принятый в обществе, имеет бестактность портить удовольствие другим выражением своей скуки, то это доказывает, что он просто не на уровне той среды, в которой находится.

В предпринимательской практике часто приходится иметь дело с человеком, не заслуживающим уважения. Тогда на первый план выходит корректность, умение держ&ть себя в рамках приличий в любых ситуациях. Грубость никогда не приносила хороших результатов. Лев Успенский отмечал, что вежливость — это великое искусство вписываться в общество, умение действовать так, чтобы давать другому все, что сам хочешь получить от него, и не причинять ему огорчений, каких сам не желаешь принять от этого другого.

В успешных деловых отношениях важно проявлять исключительное внимание к человеку, который с вами разговаривает, для него нет ничего более лестного. Дейл Карнеги подчеркивает, что для осознания такого факта незачем учиться четыре года в Гарварде.

Деловые контакты, сделки, поток текущих дел — все способно вызвать у человека нервное перенапряжение. В таком случае важно вовремя задать себе вопрос: "Что дороже — сорванный контракт, разрыв деловых связей или сдержанность?". Человек, выплескивающий свои эмоции на окружающих, живет дольше, в меньшей степени подвержен стрессам и сердечно-сосудистым заболеваниям. Поэтому психическая разрядка всегда должна найти выход, но не в форме гнева. В таких случаях рекомендуются прогулки, ходьба, физические упражнения, счет про себя, отвлечение на другие темы, не связанные с данным делом.

Деловой этикет по сравнению с бытовым более официален. Деловая вежливость обычно не приемлет заверений в расположен ности собеседников друг к другу, длительных благодарностей, извинений за отнятое у человека время. Вежливость предполагает и предупредительность, готовность оказать услугу. Предупредительность не следует смешивать с подобострастием или льстивостью. Вежливый человек сгладит неловкость, поможет человеку выйти из сложной ситуации.

Особое значение имеют тактичность и деликатность. Неизменным спутником и лучшим советчиком бизнесмена должна стать именно деликатность. Деликатность — слово нерусское, но так получилось, что оно очень емко стало выражать то, что мы имеем в виду, когда говорим о чутком, тонком, даже несколько щепетильном отношении к окружающим, к их чувствам. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем не оправданным восхвалениям. Тактичность — чувство меры, которое необходимо соблюдать в личных и служебных отношениях, способность чувствовать границу, которую нельзя переступать во взаимоотношениях с людьми. Важно учитывать духовный мир окружающих, понимать то, что у людей может вызвать негативную реакцию. Тактичный человек твердо знает, в какое время и в каком месте можно совершать те или иные действия. Л. Н. Толстой писал: "Ты можешь быть умным, ты можешь быть глупым, но тактичным ты быть обязан". Дж. Леббок, английский естествоиспытатель утверждал: "При помощи такта можно добиться успеха даже в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы".

Тактичность предполагает осознание того, что может доставить другому человеку неприятность или радость, это способность оценить потребности другого человека. Тактичность предполагает внимание к человеку, основанное на чувстве меры, которое появляется как итог жизненных наблюдений. Тактичный человек старается предупредить ситуации, создающие неловкость.

Чтобы воспитать в себе тактичность, важно ставить себя на место другого человека. Это требование относится и к тактике деловых отношений. "Если здесь и есть какой-либо секрет успеха, — говорил Генри Форд, — то он заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения".  

Очень важное требование этикета — скромность. Признак воспитанного человека — его поведение, приспособленное к окружающей обстановке, способность скромно держаться. Она свидетельствует о цельности личности, ее разностороннем внутреннем мире, умении всегда владеть собой, что располагает к человеку, способствует эффективному решению деловых вопросов.

Важнейшее для делового этикета требование — точность и обязательность. Люди, умеющие ценить время, считают неприличными необязательность и неточность. Пунктуальности и обязательности можно поучиться у японцев. Назначая встречу японцу на три часа, вы смело можете приходить без десяти минут три — он уже будет вас ждать. Можно сказать, что секрет японского процветания — именно пунктуальность и обязательность.

Человек, обещая сделать что-либо, должен быть хозяином своему слову и выполнить обещанное точно в срок. Точность и обязательность — проявление таких качеств человека, как способность анализировать обстановку, оценивать свои и чужие поступки, прогнозировать последующие действия. Деловой человек не дает пустых обещаний. Предварительно взвесив свои возможности, он лишь затем оценит степень своего участия в бизнесе. Точное соблюдение обязательств — лучшая черта делового человека.

Ориентируясь на наиболее часто встречающиеся в практике специалистов по PR деловые ситуации, всю совокупность правил этикета и специфических протокольных процедур целесообразно разделить на три основные группы:

деловой этикет; дипломатический протокол; национальный этикет.

Деловой этикет

Правила этикета относятся к основополагающим элементам человеческого общения и являются ориентирами поведения для воспитанных людей. Развитие экономики и корпоративных структур, вовлечение все большего числа женщин в профессиональную деятельность привели к появлению делового этикета, который регулирует правила поведения в рабочем пространстве. Деловой этикет базируется на следующих основных принципах:

Принцип субординации Это важнейший принцип делового этикета, который различает правила поведения руководителей и подчиненных, определяет их права и обязанности в разных ситуациях и подчеркивает их статус.

Принцип «бесполых профессионалов» В рабочем пространстве нет мужчин и женщин, есть профессионалы и их статусные различия.

Принцип предсказуемости Правила существуют для того, чтобы их соблюдать. Поэтому важнейшим принципом делового этикета является предсказуемость ваших действий в глазах партнеров и коллег. Соблюдение правил создает атмосферу надежности и стабильности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24783. Технологические уклады, основные периоды 54 KB
  Инновации и жизненный цикл продукта. Современный научнотехнический прогресс немыслим без интеллектуального продукта получаемого в результате инновационной деятельности. innovation нововведение новаторство мы понимаем инвестицию в новацию как результат практического освоения нового процесса продукта или услуги. Жизненный цикл нового продукта состоит из семи стадий: разработка нового продукта; выход на рынок; развитие рынка; стабилизация рынка; уменьшение рынка; подъем рынка; падение рынка.
24784. Региональная экономика и управление 100 KB
  Место региональной экономики и управления в современной системе наук. Главными составляющими предмета региональной экономики и управления являются: экономика отдельного региона как субъекта РФ; экономические связи между регионами; региональные системы национальная экономика как система взаимодействующих регионов; размещение производительных сил как процесса стихийного или целенаправленного распределения по территории средств производства и людей занятых в производстве. региональные аспекты экономической жизни госрегулирование...
24785. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ 89 KB
  Территориальные факторы и особенности расселения населения Размещение населения показывает распределение жителей по отдельным частям территории страны. Показателями размещения являются численность населения или доля от общей численности и плотность населения количество жителей на единицу площади. Если динамика населения страны в целом зависит в основном от естественного движения населения то изменение размещения населения внутри России связано в основном с миграционными процессами.
24786. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ 168 KB
  В изучаемом курсе нас будет интересовать общая теория управления. И Кнорринг считает что управление в широком понимании этого термина – непрерывный процесс воздействия на объект управления личность коллектив технологический процесс предприятие государство для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов[19]. Понятие управление используется в следующих значениях: 1 управление как наука – система упорядоченных знаний в виде концепций теорий принципов способов и форм управления; 2 управление как...
24787. Направления административных реформ в странах Запада и в России: сравнительный анализ 75 KB
  Суть административной реформы АР в Российской Федерации в комплексной трансформации системы органов государственного управления с целью обеспечения их большей гибкости и эффективности. Концепция нового государственного управления: мировая практика. Стремление осуществить АР в РФ соответствует идеям и мировой практике совершенствования государственного управления. во многих странах Запада был реализован значительный объем широкомасштабных и комплексных программ реформирования системы государственного управления на основе концептуальных...
24788. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ. Сущность системного подхода к организациям. Синергетический эффект в организациях 97.5 KB
  Системный подход стал фактически тем инструментом который позволил создать современную теорию организации. Можно сказать что теория организации как наука родилась именно в рамках этого подхода. Цели организации задаются извне или вырабатываются внутри нее с учетом этих целей выбираются форма и устройство организации.
24789. УПРАВЛЕНИЕ ПРСОНАЛОМ 147.5 KB
  Набор персонала заключается в комплектовании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности из которых организация отбирает подходящих для нее работников.; составление базы данных по кандидатам на вакантные должности; отбор персонала выявление различий между кандидатами и соответствующими требованиями будущей деятельности выбор лучших кандидатов; решение о приеме на работу; введение в должность адаптация работника. Это более тонкая по сравнению с отбором процедура идентификации характеристик человека и...
24790. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 73 KB
  Требования предъявляемые к управленческим решениям Сущность и виды управленческих решений Решение это выбор альтернативы. Решения принимаемые в процессе управления могут быть классифицированы по различным признакам. По уровню управления различают решения принимаемые на разных уровнях: начальника цеха начальника отдела; заместителя директора; директора; министра.
24791. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ 42 KB
  Организация связей с общественностью в системе государственного и муниципального управления: общее и особенное. управления можно отнести: участие в демократизации государственного управления содействие становлению гражданского общества. Существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями служб PR: в региональных и муниципальных органах власти широко реализуется коммуникативная функция и общение с гражданами постоянно и организованно. Возможности PR могут быть использованы в целях повышения открытости государственного...