77506

Поведение в типичных ситуациях делового общения

Лекция

Этика и деонтология

Если у двери оказались начальник его заместитель и женщина дверь открывает тот кто ближе всего к ней даже женщина. Неплохо если дверь откроет и подержит пропуская своих подчиненных начальник. В данной ситуации как будто нарушена субординация Да но авторитет начальника как воспитанного человека несомненно возрастет. Как должен поступить начальник при встрече с сотрудником которому он должен задать вопрос не требующий обязательного рассмотрения в кабинете Остановив подчиненного он прежде всего здоровается а затем задает...

Русский

2015-02-02

44.5 KB

3 чел.

Лекция 4. Поведение в типичных ситуациях делового общения

По тому, насколько деловой человек знает правила поведения в обществе, следует им, можно судить о степени его воспитанности. Это касается как рядового сотрудника, так и руководителя. В служебном этикете нет мелочей. Поведение человека, будь то мужчина или женщина, на улице, в лифте, на лестничной площадке, в офисе, создает его имидж, свидетельствует о его культуре (или о ее отсутствии).

Рассмотрим правила поведения делового человека на конкретных примерах.

Поведение на улице. Существует правило: если мужчина идет рядом с женщиной, она должна находиться справа от него (и на прогулке в парке, и во время антракта в фойе театра). От этого правила отступают лишь в загсе, в церкви, где невеста стоит слева от жениха. Так же молодожены выходят из храма.

С мужчиной-военным женщина всегда идет слева, потому что правой рукой военный приветствует старшего по званию или отвечает на приветствие младшего офицера

или солдата.

Если мужчина и женщина идут по улице рядом с проезжей частью, мужчина идет со стороны дороги, так как это зона повышенной опасности: у неопытного водителя машина может выскочить на тротуар, а в дождливую погоду идущая очень близко к тротуару машина может обдать грязью.

Когда мужчина сопровождает двух женщин, он должен идти между ними, но так, чтобы старшая по возрасту была справа от него.

Поднимаясь по лестнице, мужчина идет сзади женщины, а спускаясь — перед нею, чтобы она, если оступится, могла опереться на своего спутника.

Поведение у входа в служебное помещение. Если у двери оказались начальник, его заместитель и женщина, дверь открывает тот, кто ближе всего к ней, даже женщина. Однако настоящий джентльмен обязательно перехватит инициативу и, придерживая дверь, пропустит даму вперед. Неплохо, если дверь откроет и подержит, пропуская своих подчиненных, начальник. Тогда сотрудники, которые всегда спешат, боясь опоздать на работу, с «помощью» руководителя явятся на свои рабочие места более или менее своевременно. В данной ситуации как будто нарушена субординация? Да, но авторитет начальника как воспитанного человека несомненно возрастет.

Между прочим, в деловом партнерстве опоздание, тем более систематическое, производит очень плохое впечатление. Его можно рассматривать как неуважение к своему партнеру. Всегда следует помнить слова французского короля Людовика XIV: "Точность — это вежливость королей».

Поведение у лифта, в лифте. Если у лифта стоят люди, С ними обязательно нужно поздороваться. Первым в лифт (зону повышенной технической опасности) входит мужчина, придерживая двери, и тогда могут войти женщина, ребенок.

Любой входящий в лифт должен поздороваться с находящимися там людьми. Мужчина обязательно встает к ним лицом, боком или вполоборота (только не спиной!). Стоять спиной даже в переполненном лифте мужчине неприлично.

Выходить из лифта мужчина должен последним, пропустив вперед себя ребенка или женщину. Только в одном случае он может выйти раньше женщины: тогда, когда он вошел в лифт последним и остался стоять спиной к дверям. Чтобы не мешать стоящим перед ним пассажирам выйти на следующем этаже, мужчине следует выйти первым, обязательно извинившись перед женщинами за то, что не сумел пропустить их вперед.

Поведение в служебном помещении. Входя в помещение, где есть охранник или проверяющий пропуска дежурный, сотрудники — и тем более руководитель учреждения — обязаны поздороваться с охранником (дежурным), гардеробщиком и всеми, кто встречается на пути.

Как должен поступить начальник при встрече с сотрудником, которому он должен задать вопрос, не требующий обязательного рассмотрения в кабинете? Остановив подчиненного, он прежде всего здоровается, а затем задает интересующий его вопрос. Если в это время мимо беседующих проходит другой сотрудник, ему не стоит "гадать", заметил его начальник или нет, и тем более здороваться со спиной, чтобы не оказаться в комичном положении. Если сотрудник все-таки поздоровался, а начальник заметил это, то последний может ответить на приветствие, прежде извинившись перед своим собеседником. Он может и не откликнуться на приветствие: либо он не заметил, что с ним здороваются, либо не мог прервать беседу (через плечо здороваться некультурно). В любом случае обижаться на своего руководителя не стоит. Воспитанный начальник всегда найдет возможность поприветствовать подчиненного.

Конечно, руководитель организации, учреждения запомнить всех, кто встречается ему в коридоре в течение дня (и не раз), не может. Поэтому не будет ничего плохого, если он лишний раз кивнет головой подчиненному.

Поведение в приемной и в кабинете начальника. Представим обстановку обычного рабочего кабинета. Напротив двери обычно стоит рабочий стол начальника. Перед ним приставной столик и два стула. Справа от окна и вдоль стены располагается большой стол, за которым проводятся совещания, планерки, оперативки и т.д.

Если у начальника есть приемная, где сидит секретарь, то именно он(она) регулирует "поток" посетителей к руководителю. Если нет приемной и секретаря, подчиненные не стучатся, приоткрывают дверь и спрашивают позволения войти. Не получив ответа, входить в кабинет нельзя. Когда же сотрудник получает разрешение войти, он должен поздороваться, пройти до приставного стола и остановиться. Без разрешения или приглашения садиться не следует. Если начальник принял принесенные бумаги и поблагодарил подчиненного, тот должен повернуться и выйти. Если в

случае начальник не предложил сотруднику присесть, т.е. не оказал какого-то знака внимания, это не значит, что он невоспитан и невнимателен.

Кстати, начальник не всегда обязан приглашать присесть подчиненного, даже если это женщина. Женщин на работе нет! Женщине на службе следует помнить, что она подчиненная и на нее тоже распространяются правила делового этикета. Деловой этикет очень похож на субординацию в армии. Полковнику может быть 30 с небольшим лет, а капитану — 50, но приветствовать первым будет полковника младший по чину, а не по возрасту. То же самое в деловом этикете. Поэтому женщина не должна претендовать на то, чтобы начальник уделял ей особое внимание. На работе женщина не подает первой руку своему начальнику, как в остальных случаях жизни. Вне работы женщина первой протягивает руку мужчине, если она этого хочет, чего никогда не может быть на работе по отношению к своему начальнику.

Начальник не обязан подавать руку своим подчиненным. Он может просто поприветствовать их кивком головы.

Еще одна ситуация возникает в коллективе, где подчиненными бывают женщины, а начальниками — мужчины. Как должны поступить женщины, если в комнату, где они работают, входит начальник? Должны ли они вставать при входе руководителя? Да, должны, если он впервые пришел познакомиться с персоналом, вернулся из отпуска, командировки или в начале рабочего дня. Но если в обычный рабочий день руководитель входит в комнату много раз, вставать не нужно.

Начальнику тоже иногда приходится вставать, когда к нему вошли  посетители (не подчиненные): он должен встать, застегнуть пиджак, выйти из-за стола, пойти навстречу.

К сожалению, наши мужчины независимо от возраста и должности нередко забывают застегивать пиджак. Однако мужчина-руководитель должен помнить об этом, особенно

выходя из-за  стола навстречу женщине, своему начальнику или знакомому.

Сидя за столом президиума, мужчина может расстегнуть пиджак, но, если ему предоставили слово и он идет на кафедру, должен застегнуть пиджак. То же самое в гостях, на дне рождения, на юбилее, в доме или в ресторане (не имеет значения): если мужчина хочет произнести тост, ему следует встать, застегнуть пиджак и только потом начать говорить.

Нужно усвоить еще одно правило. Какого бы ранга, возраста и пола ни был начальник, при входе в кабинет своего подчиненного не он первым протягивает руку, а хозяин кабинета. Только следует всегда помнить, что идти навстречу с протянутой рукой некрасиво. И совершенно недопустимо протягивать руку через стол {здороваться через стол нельзя!) где бы то ни было: в рабочем кабинете, в гостях, ресторане, кафе, буфете, хотя у нас так поступают зачастую. Жать руку через стол можно при обмене сувенирами, поздравлениями с чем-нибудь, при приветствии после подписания документа о сотрудничестве.

Однако вернемся к ситуации, когда в кабинет входят посетители. Как правильнее поступить? Спокойно подойти к посетителю, протянуть руку для приветствия, предложить ему присесть, но, конечно, не на свое место и не за большой стол для заседаний.

Место для посетителя за приставным столом. Гостю следует предложить место лицом к окну, самому сесть спиной к окну, но лицом к двери. Если же вошла женщина, она выбирает место сама. Ведь иногда женщины не уверены, хорошо ли они выглядят, или чем-то смущены, или просто не хотят садиться лицом к свету, особенно если светит яркое солнце. Даже если начальник уже показал рукой ей на стул, она имеет право сказать: "С вашего разрешения (позволения), я присяду здесь".

Важно также знать следующее. Если женщина входит в комнату, где сидят мужчины, они встают. Разрешается не вставать только очень пожилым людям или людям с какими-то физическими недостатками. В рабочей же обстановке, когда входит женщина рангом ниже присутствующих, мужчины не встают. Женщине вставать не обязательно, ее ли входит мужчина, исключая начальника. В знак особого уважения она может встать и ждать, когда руководитель подаст руку.

В общественных местах руку сослуживцам подавать не обязательно. Достаточно кивнуть головой. Молодые люди должны сделать более глубокий поклон.

Мужчина может подать руку в перчатке только очень близкому человеку или подростку, а также на похоронах (на кладбище). В остальных случаях, например, здороваясь с женщиной, с более пожилым человеком, со старшим по положению, он обязан снимать перчатку. Женщина может подать руку в перчатке, рели она тонкая или снимается с трудом. Но, здороваясь с пожилыми людьми, женщина должна снять перчатку.

Рассмотрим рабочие взаимоотношения типа "начальник — секретарь". Как начальник должен обращаться к свому секретарю (секретарше)? Если он намного старше своего секретаря (разница в возрасте 15—20 лет), допустимо обращение к молодой сотруднице на "вы" и по имени. При небольшой разнице в возрасте лучше всего обращаться по имени-отчеству.

Во время совещания не принято переговариваться друг с другом. Какую-то реплику можно подать, но не следует обсуждать данную тему между собой. Ведь со стороны может показаться, что вы обсуждаете вчерашний телевизионный фильм или прочитанную книгу.

Никогда не следует смотреть на наручные часы. Взгляд, брошенный на часы на руке, очень заметен. Более того, он может быть неправильно понят выступающим. Тот решит, что говорит скучно, не по делу, что сотрудники никак не могут дождаться конца.

Чтобы избежать подобной ситуации, следовало бы повесить в кабинете настенные часы или даже двое часов: перед глазами начальника, проводящего совещание, и в поле зрения подчиненных. Если же часов перед глазами сотрудников нет, а кому-то нужно следить за временем, уместнее снять часы с руки, положить перед собой и иногда поглядывать на них.

Когда сотрудник не может присутствовать на совещании до конца (ранее у него была запланирована деловая встреча), он обязан об этом предупредить руководителя, указав время ухода. Как быть, если предупредить забыл?

Нужно очень осторожно, спокойно и бесшумно встать, тихо открыть дверь и выйти. Точно так же надо поступить в случае опоздания. Войти в помещение, посмотреть на председательствующего. Если он увидел опоздавшего, тот должен извиниться только поклоном головы (можно и словом "извините") и занять свободный стул недалеко от двери. Опоздание не должно отвлекать председательствующего и всех собравшихся, особенно докладчика. Руководитель не должен во время совещания интересоваться причиной опоздания. Это и потому, что не всякую причину уместно сообщать при всех, и потому, что собранию неудобно мешать. Но если начальник требует объяснения, нужно выдержать паузу и сказать: "С вашего разрешения, я объясню причину опоздания после совещания". И все.

После того как руководитель подведет итоги и объявит об окончании совещания, первым встает начальник, хозяин кабинета, за ним подчиненные. Нужно уважать себя и других. Требование дисциплинированности, уважительного отношения друг к другу не только административное, но и нравственное, поскольку оно выражает уровень культуры человека.

Итак, вот вкратце простые правила поведения в учреждении, организации. Прежде чем войти в кабинет начальника, надо спросить разрешения у секретаря. Врываться в кабинет начальника без разрешения нельзя. Если начальник говорит по телефону, надо дождаться, когда он закончит разговор.

Стучаться в кабинет начальника не принято. Надо приoткрыть дверь и попросить позволения войти. Если он молчит, входить нельзя. Если он в этот момент говорит по Телефону и делает рукой приглашающий жест, сотрудник Может войти и недалеко от двери остановиться.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2214. Издательство Виктора Камкина 75.5 KB
  Русское книгоиздание за рубежом получило широкое развитие в XX в., в период так называемых трех волн русской послеоктябрьской эмиграции (1917-30-е гг., 1940-е гг., 1960-1970 е гг.).
2215. Программирование с использованием математического сопроцессора 70.91 KB
  Необходимо разработать и отладить программу на языке Си, реализующую алгоритм вычисления функции (1+x)α, eps=10-17 путем разложения в ряд.
2216. Расчёт транзисторного генератора 343.52 KB
  Краткий обзор генераторов. Классификация и структурная схема генераторов. Понятие о стабилизации частоты автогенератора. Расчет элементов схемы АГ с учетом заданных параметров. Расчет параметров резистивного усилителя с эмиттерной стабилизацией и фиксированным напряжением базы.
2217. Породообразовательный процесс свиней в России и Зарубежных странах 771.79 KB
  Крупная белая порода свиней. Итоги работы по созданию белорусской крупной белой породы свиней. Разведение популяции свиней крупной белой породы в Алтайском крае. Прошлое и настоящее ливенской породы свиней.
2218. Ручне електродугове зварювання металів 912 KB
  Мета роботи: ознайомитися з основними відомостями про ручне електродугове зварювання металів плавким електродом, вибрати режим зварювання, отримати зварне з’єднання та перевірити його якість.
2219. Фінансовий аналіз 42.73 KB
  Аналіз ділової активності підприємства. Аналіз ліквідності балансу. Аналіз показників ліквідності. Аналіз динаміки і структури фінансових результатів. Аналіз фінансової стійкості підприємства.
2220. Расчет параметров кабельной линии и трансформатора 520.4 KB
  По исходным данным рассчитать параметры и подобрать марку скважной кабельной линии, повышающего трансформатора и погружного двигателя.
2221. Эксплуатация баллонов. Оборудование для газопламенной обработки материалов 89.36 MB
  Баллоны для сжатых, сжиженных и растворенных газов. Устройство баллонных запорных вентилей. Общие сведения о газопламенной обработке материалов. Рукава резинотканевые для газопламенной обработки материалов.
2222. Практические расчеты мореходных характеристик судна 61.43 MB
  Посадка судна и определение его осадки по маркам во время эксплуатации. Водоизмещение порожнем и в полном грузу. Изменение средней осадки судна при изменении солености воды. Метацентрическая диаграмма и приближенные формулы для вычисления метацентрического радиуса.