7751

Педагогика в системе современного человекознания

Лекция

Педагогика и дидактика

Педагогика в системе современного человекознания. Возникновение и развитие педагогической науки. Свое название педагогика получила от функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально приставленные к молодым людям из аристократическ...

Русский

2013-01-28

207.5 KB

114 чел.

Педагогика в системе современного человекознания.

  1.  Возникновение и развитие педагогической науки.

Свое название педагогика получила от функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально приставленные к молодым людям из аристократических семей. Рабам родители поручали присмотр за своими детьми, когда те шли в школу или возвращались оттуда домой, а также при прогулках. Таких рабов называли «детоводителями» (греч. «пейда» - ребенок, «гогос» - вести). Позже данный термин закрепился за всеми, кто был профессионально связан с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать и собственно науку.

Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:

  1.  Зарождение педагогических идей в русле философских учений.
  2.  Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.
  3.  Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.

Родоначальником педагогики в Древней Греции считается Сократ, он учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение, приводил его к осознанию абсурдности исходного утверждения, затем наталкивал ученика на правильный путь. Этот метод искания истины, метод обучения называется сократовским или сократовской беседой. Главное в методе Сократа – вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Ученик Сократа – философ Платон – основал собственную школу, где читал лекции. В педагогической теории Платона выделялась главная идея: восторг и познание как единое целое в обучении. Другими словами, процесс обучения должен приносить радость обучающимся. Слово «школа» также имеет греческое присхождение и переводится как досуг.

Аристотель – ученик Платона – имел свою школу – ликей, так называемую перипатетическую школу («перипатое» в переводе с греческого языка означает прохаживаюсь). Аристотель на самом деле любил прохаживаться вместе с учениками и в незаформализованной обстановке в дискуссии и полемике учил их культуре общения, несогласия, доказательства собственной точки зрения. Аристотель обосновал принципы воспитания – принципы природосообразности и природолюбия, ввел возрастную периодизацию, разработал положение о триединой цели воспитания: (физическое, нравственное, умственное воспитание личности).

В России слово «педагогика» появилось вместе с педагогическим, философским, историческим наследием античной цивилизации, педагогическими ценностями Византии и др. стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому миру.

Считается, что впервые педагогика выделилась в самостоятельную отрасль знания в начале XVII в., когда английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон (1561 – 1626) опубликовал свой трактат «О достоинстве и усовершенствовании наук». В нем мыслитель предпринял попытку классифицировать все науки и выделил педагогику, которую он понимал как «руководство чтением». Однако отпочкование педагогики от философии еще не означало создания новой науки.

Исторически сложилось так, что наряду с термином «педагогика» долгое время использовался в том же значении термин «дидактика». Впервые его ввел в научный оборот немецкий педагог В.Ратке (1571 – 1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или Искусство обучения Ратихия». В том же значении употреблял это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670), опубликовавший в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором были разработаны основные проблемы теории и практики обучения. Только после выхода в свет трудов Я.А.Коменского педагогика получила права самостоятельной науки. Чешский педагог впервые выдвинул идею всеобщего обучения, создал систему связанных ступеней обучения, внедрил и теоретически обосновал классно-урочную систему. Им были разработаны ведущие принципы дидактики: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность и посильность. Я.А.Коменский определил главные требования к учебнику, а также сформулировал необходимые качества, которыми должен обладать педагог.

Дальнейшее развитие педагогика получила в трудах многих зарубежных мыслителей (см. таблицы 1 – 9). Швейцарский ученый И.Г.Песталоцци (1746 – 1827) утвердил идею развивающего обучения. 

 

Таблица 1.

Труд начинается с изготовления орудий. Это изготовление и умений владеть орудиями, хотя бы самыми примитивными, требовало уже некоторых указаний со стороны взрослых.                                                                          

                                    Ф.Энгельс

  •  
  •  
  •  


Таблица 2.

СТРАНА – ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ                                            ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ПОЛИС                           ПОЛИС

Лакония                          Аттика

Главный город               Главный город

Спарта                              Афины

В Спарте                                                                В Афинах

                                                 до

  1.  30 лет

лет                                                                                    20 лет

  1.  

18 лет

     лет

 7

лет                                                                                     13-14

                                                                                            лет

                                                                                            

                                                                                            

                                                                                         7 лет

              Таблица 3

ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Педагогическая мысль, как и вся практика воспитания и обучения в эпоху средневекового феодализма, была пронизана духом религиозной идеологии.

  1.  
  2.  
  3.  

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  6.  

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  

  1.  
  2.  
  3.  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  1.  

  1.  
  2.  

  1.  
  2.  
  3.  

  1.  
  2.  
  3.  

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  6.  
  7.  

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  

  1.  
  2.  
  3.  

  1.  
  2.  
  3.  

  1.  
  2.  
  3.  

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  

  1.  
  2.  

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  

  1.  
  2.  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  

  1.  
  2.  

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  6.  

  1.  
  2.  
  3.  


Таблица 4.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Я.А.КОМЕНСКОГО (1592 – 1670) –

СЛАВЯНСКИЙ ПЕДАГОГ-ДЕМОКРАТ, ВЫДАЮЩИЙСЯ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ.

В школы следует отдавать детей «знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, селах и деревнях» (идея всеобщего обучения)

  1.  
  2.  

Возраст, период

Тип школ

Где создается

Кто обучается

Содержание образования и воспитания

  1.  
  2.  
  3.  

До 6 лет детство

Материнская школа

В каждой семье

Все юношество обоего пола.

Развитие органов чувств. Первоначальное представление о природе и общественной жизни. Приучение к хозяйству и труду. Физическое и нравственное развитие.

6 – 12 лет отрочество

Школа родного языка

В каждой общине, семье, городе

Все юношество обоего пола.

Обучение на родном языке. Чтение, письмо, счет, пение. Элементы хозяйства и политики. История, религия, ремесло, учение о нравственности.

12 – 18 лет юность

Школа латинского языка

В городе, уезде

Наиболее успешно окончившие школу родного языка

Семь свободных искусств. Физика, география, история, родной, латинский, греческий и один из новых  языков. Классы: грамматический, физический, этический, Диалектический, математический, риторический.

18 – 24 лет возмужалость

Акаде-

мия

В большой провинции

Будущие ученые

Факультеты: юридический, медицинский, богословский. Кругосветное путешествие.

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  


Таблица 5.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЖОНА ЛОККА (1632 – 1704) –

АНГЛИЙСКИЙ ФИЛОСОФ-МАТЕРИАЛИСТ И ПЕДАГОГ.

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  6.  
  7.  
  8.  
  9.  

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  

  1.  
  2.  

  1.  
  2.  
  3.  

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  


Таблица 6.

ПЕДАГОГИЧЕСККАЯ ТЕОРИЯ ЖАН-ЖАКА РУССО (1712 – 1778)

  •  ФРАНЦУЗСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ И ПЕДАГОГ

Цель воспитания – подготовка к жизни в обществе.


Таблица 7.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИОГАННА ГЕНРИХА ПЕСТАЛОЦЦИ

(1746 – 1827) ШВЕЙЦАРСКИЙ ПЕДАГОГ-ДЕМОКРАТ

Цель воспитания : “Общее развитие … внутренних сил человеческой природы до степени истинной человеческой мудрости”; “Целостное развитие всех задатков нашей природы, так как лишь при этом условии может быть достигнуто облагораживание человека”.

Задачи воспитания: 

  •  содействовать развитию умственных сил человека, способности к логическому мышлению;
  •  воспитывать деятельную любовь к людям;
  •  развивать природные физические силы человека;
  •  вооружить культурой ручного труда, разнообразным навыкам, которые понадобятся в предстоящей профессиональной деятельности.

  •  

  •  

  •  
  •  

  •  


Таблица 8.

Педагогическое учение Адольфа Дистервега

(1790 – 1866) – немецкого педагога-демократа.

  •  
  •  
  •  
  •  


Таблица 9.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИОГАННА ГЕРБАРТА

(1776 – 1841) – НЕМЕЦКИЙ ПЕДАГОГ-ТЕОРЕТИК.

                                                           СХЕМА ОБУЧЕНИЯ

   Ступени обучения

Психологическое состояние

Методы

1.Ясность. Углубление в знания в состоянии покоя

Внимание

Рассказ учителя, показ нового материала.

2.Ассоциация. Углубление в знания в состоянии движения.

Ожидание

Беседа

3.Система. Осмысливание в состоянии покоя. Ученик приводит полученные знания в систему, делает выводы.

Мыслительный поиск

Выводы, обобщение, определения, формулы

4.Метод. Осмысление в состоянии движения.

Действие

Применение правил на практике (решение задач, упражнений и т.д.)


Немецкий педагог-демократ А.Дистервег (1790 – 1866), будучи последователем идей И.Г.Песталоцци, опубликовал ряд трудов по педагогике, в которых раскрыл сущность процесса обучения; издал учебники по математике, естествознанию, немецкому языку и другим предметам.

Из зарубежных педагогов новейшего времени в нашей стране хорошо известен польский писатель, врач, педагог Я.Корчак (настоящее имя – Г.Гольдшмит, 1878 – 1942), который утверждал и реализовывал гуманистический подход к воспитанию детей.

В России и Беларуси педагогические знания и практика имеют также давнюю традицию. При археологических раскопках древнего Новгорода было обнаружено большое количество берестяных грамот с азбукой и началами математики, что неопровержимо доказывает существование школ в 1030 г. Причем многие источники свидетельствуют, что грамота была доступна не только именитым, но и рядовым гражданам.

Значимой была педагогическая деятельность выходца из Беларуси Симеона Полоцкого (1629 – 1680). В 1667 г. он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью, под его наблюдением воспитывался и Петр I. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта уже после его смерти в 1687 г. и расширила систему высшего образования в российском государстве. С.Полоцкий считал главными факторами воспитания личный пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется становление и развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.

Огромный вклад в отечественную педагогику внесли К.Д.Ушинский (1824 – 1870), который разрабатывал проблемы дидактики, принцип народности в воспитании, Н.И.Пирогов (1810 – 1881), который обосновал сущность и принципы воспитания, изучал проблемы развития учащихся посредством обучения, пути формирования нравственной личности и Л.Н.Толстой (1828 – 1910), утвердивший идеи свободной педагогики.

Основоположником научной педагогики в России признан К.Д.Ушинский. Его труды по философии, психологии, педагогике, физиологии, а также литературные произведения послужили задачам создания школы, которая развивала духовные силы, творческие способности человека, способствующие личностной самореализации. Он по праву считается создателем народной школы в России. Великий педагог создал несколько учебников, в их числе можно назвать «Родное слово» и «Детский мир», по которым училось не одно поколение.

Главный фундаментальный труд К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» содержит обоснование содержательно-эвристического понимания педагогики. Педагогика, по его мнению, не отрасль знания, а практическая деятельность, которая нуждается в научном обосновании, поэтому и все науки, изучающие человека, должны иметь педагогический статус. Идея Ушинского о разработке интегральной науки, в основе которой лежит педагогическая деятельность, названная им педагогической антропологией, является актуальной в наши дни и находит свое практическое применение.

Среди более поздней плеяды педагогов наиболее известны С.Т.Шацкий (1878 – 1934), П.П.Блонский (1884 – 1941), А.С.Макаренко (1888 – 1939), В.А.Сухомлинский (1918 – 1970). Труды отечественных педагогов, в которых изложен опыт создания и управления учебно-воспитательным учреждением, разработаны концепции воспитания и обучения, проблемы организации детских и юношеских коллективов, получили мировое признание.

В настоящее время многие педагоги-новаторы разрабатывают новые подходы к воспитанию и обучению. Так, в последние годы получила распространение педагогика сотрудничества, разработанная в книгах Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина и др. Более разнообразной становится система образовательных учреждений. Некоторые школы преобразованы в гимназии, открыты частные школы, лицеи, колледжи, многие педагоги работают по своим авторским учебным программам. Изменения происходят и в вузах: внедряются новые интеллектуалоемкие педагогические технологии (в частности, компьютерные), личностно-ориентированное образование, блочно-модульное, дистанционное обучение и многое другое, интенсивное «погружение» в темы.

Термин «педагогика» употребляется во многих значениях:

Во-первых, выделяется бытовое значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли педагога, т.е. обучает и воспитывает своих детей, членов своей семьи, оказывает влияние на сотрудников по работе, занимается самовоспитанием.

Во-вторых, подчеркивается практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни и труду. При этом необходимо выделить взаимосвязь народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.

В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. Педагогика исследует и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические теории, концепции, модели, методики и технологии строятся только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.

В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретические и практические аспекты обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.

В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного знания входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выделяется в качестве педагогической культуры человека, педагогической готовности специалиста.

  1.  Объект, предмет педагогической науки.

Процесс передачи культурно-исторического опыта стал необходимым и целенаправленным. Он осуществляется в ходе взаимодействия старшего с младшим, более опытного с менее опытным, обучающего с обучаемым. Это взаимодействие получило название педагогический процесс. Сегодня это понятие признается ключевым в педагогике.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, более опытного и менее опытного) в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.

Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.

Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.

Подчеркивая технологическую сущность педагогики, можно следующим образом сформулировать ее предмет: пути и средства передачи-получения человеком культурно-исторического опыта и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей.

Таким образом, педагогика – это наука, которая изучает сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Педагогика – наука о 1) путях, способах, методах саморазвития личности; 2) способах и технологиях косвенного управления развитием личности посредством технолого-прогнозируемых воздействий, направленных на личность.

В процессе функционирования государства и общества, в жизнедеятельности социума, семьи, человека объективно существует то, что оказывает на них влияние и способствует их воспитанию, обучению, развитию – это происходящие педагогические явления, образующие в своей совокупности педагогическую действительность. Педагогическая действительность и выступает предметом современной педагогической науки. По форме существования педагогические явления выступают в виде педагогических закономерностей, педагогических факторов и педагогических механизмов образования, воспитания; обучения и развития личности, общественного сознания, общества в целом.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сформулировать иначе объект и предмет педагогики. Объектом современной педагогики выступают реальности (явления, процессы, факторы) функционирования и жизнедеятельности государства и общества, их структур и учреждений, социума, семьи и каждого человека, которые оказывают влияние на образованность, воспитанность, обученность и развитость граждан и обеспечивают их самосовершенствование и самореализацию, утверждение в обществе идеалов гуманизма, демократии, морали, культуры и права. Предметом педагогики как науки выступают педагогические явления, которые протекают в процессах функционирования и жизнедеятельности государства и общества, всех их сфер и структур, культурно-просветительных и образовательных учреждений, людей, их семей и существуют в виде педагогических закономерностей, факторов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития личности.

  1.  Основные категории педагогики: воспитание, обучение,

образование, развитие.

Категория «воспитание» - одна из самых основных в педагогике.

Воспитание в широком социальном смысле определяют как социальное явление, понимаемое как воздействие на личность и общество в целом.

Воспитание как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

При этом воспитатель:

  1.  передает воспитаннику опыт, накопленный человечеством, приобщает его к общечеловеческим ценностям;
  2.  вводит в мир культуры, формирует мировоззрение, отношения (к себе, окружающему миру, труду и т.п.);
  3.  стимулирует к самовоспитанию;
  4.  формирует способы поведения, коммуникативные умения, направленные на продуктивное общение, разрешение конфликтов и трудных жизненных ситуаций.

В свою очередь воспитанник:

  1.  овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
  2.  работает над собой (самовоспитание, самообразование);
  3.  обучается способам общения и манерам поведения.

Воспитание рассматривают в узком смысле как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в более локальном значении как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание отдельных черт характера, познавательной активности и т.п.). Таким образом, воспитание – целенаправленное формирование личности на основе развития у нее: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающей жизни; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.

Развитие каждого человека общество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Развитие это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое, психическое, социальное, духовное развитие. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Еще одна важнейшая категория педагогики – «обучение» - понимается как процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемого или обучаемых (учителя и учащихся, преподавателя и студентов или слушателей), в результате которого обеспечивается развитие ученика (студента, слушателя).

При этом учитель:

  1.  преподает, т.е. целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
  2.  руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; опытом творческой деятельности;
  3.  создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь ученик:

  1.  учится, т.е. овладевает информацией и выполняет учебные задания (с помощью учителя, в группе, самостоятельно);
  2.  самостоятельно наблюдает и совершает мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и др.);
  3.  проявляет инициативу в поисках новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Следующая категория педагогики – «образование» - понимается как:

  1.  ценность развивающегося человека и общества; средство развития личности, общественного сознания и общества в целом;
  2.  процесс обучения и воспитания человека;
  3.  результат процесса обучения;
  4.  система.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.

Образование как система – это специально организованная система культурно-просветительных, образовательно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием информации и опыта поколений согласно целям, стандартам, планам и программам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего осуществляется управление развитием человека.

обеспечивают

  1.  

  1.  Система педагогических наук

Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают междисциплинарные научные отрасли.

В систему педагогических наук входят:

  1.  Общая педагогика, исследующая основные проблемы воспитания, обучения и развития личности.
  2.  История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.
  3.  Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.
  4.  Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания  человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику профессионального образования, педагогику взрослых (андрогогику).
  5.  Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, формы, методы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в развитии. Специальная педагогика (дефектология) делится на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройствами речи – логопедия.
  6.  Методики преподавания различных дисциплин исследуют специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий учащимся оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.
  7.  Профессиональная педагогика изучает закономерности, разрабатывает теоретическое обоснование, содержание и технологии обучения и воспитания человека, ориентированного на освоение конкретной профессиональной сферы деятельности. Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной подготовки тем, что в ходе ее будущий специалист овладевает наряду с общеобразовательными знаниями, умениями, навыками специальными, и обеспечивается формирование профессионально значимых личностных качеств и развитие профессионального мышления.

В зависимости от профессиональной области различают инженерную, производственную, медицинскую, юридическую и др. педагогику.

Производственная педагогика изучает закономерности, принципы, технологии обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивания на новые профессии.

  1.  Социальная педагогика изучает воспитание человека в социуме, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни. Социальная педагогика призвана содействовать личности в ее социализации, социальной защищенности, разрешению проблем взаимоотношений «личность – среда», «личность – социум», «личность – личность». Многопрофильные образовательно-воспитательные и культурно-просветительные учреждения (клубы, спортивные секции, студии музыкального и театрального искусства и др.) являются средством повышения культуры общества, воспитания и развития личности, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.
  2.  Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретическое обоснование и методику перевоспитания лиц, находящихся в местах лишения свободы за совершенные преступления.
  3.  Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, направленная на разработку теоретического и содержательно-методического обеспечения лечения и обучения учащихся в щадящем режиме.
    1.  Связь педагогики с другими науками.

Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

Педагогика и социология исследуют пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты – семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации.

Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.

Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психологического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, личности и индивидуальности.

Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:

  1.  творческое освоение научных идей синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, системно-деятельностного отношения к развитию личности;
  2.  применение методов других наук, например, математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса;
  3.  использование результатов исследований, полученных различными науками: о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека (физиология); основные личностные психологические новообразования в процессе развития, психологические особенности личности как фактор ее успешной деятельности (психология);
  4.  объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитарных наук для решения общих проблем, например, перехода к систематическому обучению детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболевания; внедрение бакалаврской и магистерской ступеней профессиональной подготовки специалистов;
  5.  разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений, например, диверсификация образования, педагогическая квалиметрия, моделирование.

  1.  Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм в мировой педагогической практике.

Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение как для личности, так и для всего социума. Современному человеку необходимо владеть информацией о стиле поведения, о формах и технологиях обучения и воспитания, системе образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, способах взаимодействия, обеспечивающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами получения, передачи и обмена информацией, способами коммуникации.

В настоящее время изменяются роль и место образования в обществе: образование и воспитание являются центральными звеньями в социальной сфере, обусловливающими стабилизацию общества и уровень его культурного развития; образование выступает средством развития личности, общества в целом.

В мировой и отечественной практике парадигмы образования складывались на протяжении веков. Они являются культурным достоянием общества и выступают критерием культуры личности, социума в целом. К ним относятся: 1) «знаниевая» и «культурологическая», 2) «технократическая» и «гуманистическая», 3) «социетарная» и «человеко-ориентированная», 4) «педоцентристская» и «детоцентристская». Каждая парадигма обучения и воспитания формировались в зависимости от доминирования определенного элемента в системе основных параметров образования как социального феномена и культурной ценности. В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе ее освоения; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности образования в обществе; осознание культурного развития человека; роль образования в социуме; представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе; образ и место растущей личности в структурах воспитания, обучения и образования.

В европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю. Она влияла на определение образовательных задач во взаимосвязи со становлением практического и теоретического опыта человека.

Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры, способов обучения, поведения и общения. В связи с развитием культуры и общества расширяется процесс овладения человеком ценностями: основами физической и эстетической культуры, экологии и права и др.

Сущность технократической парадигмы обучения и воспитания проявляется в формировании мировоззрения, основными особенностями которого являются преобладание средств над целью, задач образования над смыслом, технологии цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.

Альтернативной технократическому вызову, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая традиция. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в образовательных системах. Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека», «все во имя человека». Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество, оказание помощи и поддержки личности.

Педоцентрическая парадигма понимается как альтернатива детоцентрической.

Педоцентрическая парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методика, новаторство и творчество педагога являются определяющими при анализе процессов обучения и воспитаиня. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.

Детоцентристская парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.

В качестве эталона социетарной парадигмы выступают принципы государственного управления обществом. Именно государство определяет характер и цели воспитания и обучения, а управление системой образваония носит сугубо государственный характер.

В рамках же человеко-ориентированной (антропологической) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и образования учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.

Вопросы и задания для самопроверки

  1.  Раскройте происхождение слова «педагогика».
  2.  Какой вклад в становление педагогики как науки внес Ян Амос Коменский?
  3.  Охарактеризуйте этапы становления педагогики. Кто из зарубежных и отечественных ученых разных эпох внес наибольший вклад в развитие педагогической науки и практики?
  4.  В каких значениях в современных условиях употребляется термин «педагогика»?
  5.  Определите объект и предмет педагогической науки.
  6.  Раскройте сущность основных категорий педагогики.
  7.  Назовите основные отрасли педагогики.
  8.  Каковы формы и типы связей педагогики с другими науками?
  9.  Охарактеризуйте основные образовательные парадигмы в мировой педагогической практике, реализация которых определяет общекультурное значение педагогики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2782. Изучение резонанса токов и напряжений 245 KB
  Изучение резонанса токов и напряжений Приборы и принадлежности. Реостат, катушка с выдвигаемым железным сердечником, магазин емкостей, амперметр, вольтметр. Резонанс напряжений. Рассмотрим электрическую цепь, состоящую из соединенных последовательно...
2783. Формирование рациональной структуры технологического объекта с ПИД регулятором 237 KB
  Цель работы: Построение пусковой характеристики технологического процесса. Сравнение способов математического представления звена с запаздыванием. Формирование ПИД - закона регулирования. Определение оптимальных параметров ПИ...
2784. Моделирование следящего электропривода 399.5 KB
  Моделирование следящего электропривода Цель работы: Исследование следящей системы, определение качественных показателей СЭП и построение ЛАЧХ. Формирование корректирующего устройства, улучшающего качественные показатели СЭП. Исслед...
2785. Исследование системы автоматического регулирования мощности турбины 90 KB
  Исследование системы автоматического регулирования мощности турбины Цель работы:  Освоение методики набора динамических объектов на ПК и проведение моделирования систем автоматического регулирования мощности турбин с использованием ППП SIAM...
2786. Моделирование системы регулирования частоты вращения двигателя с двухзонным управлением 386.5 KB
  Моделирование системы регулирования частоты вращения двигателя с двухзонным управлением Цель работы: Изучение принципа построения модели двухзонного управления частотой вращения двигателя. Реализация моденлирования системы на ПК...
2787. Греція - колиска Олімпійських ігор 34.5 KB
  Греція ─ колиска Олімпійських ігор Мета заходу: виховна полягає в тому, щоб виховати в учнів інтерес до різноманітних спортивних змагань та їхньої історії, пізнавальна полягає в тому, щоб учні поглибили свої знання з даної теми та могли застосувати її на інших уроках;
2788. План роботи Класного керівника ФИО з колективом 5-А класу 121 KB
  План роботи Класного керівника ФИО з колективом 5-А класу на І семестр 2011-2012 н.р. І. АНАЛІЗ ВИХОВНОЇ РОБОТИ ЗА 2010-2011 Н. Р. З дітьми у ролі класного керівника працюю перший рік, як вчитель-предметник другий рік. Готуючись прийн...
2789. Я люблю Україну 33.71 KB
  Я люблю Україну - Я вітаю всіх із тим, що саме вам  випала честь розпочати конкурсно-розважальний проект Я люблю Україну! Я впевнена, що серед присутніх не знайдеться жодної людини, яка б хоч раз не дивилась телевізійну версію цього проекту. ...
2790. Внеклассное мероприятие по теме 36 KB
  Внеклассное мероприятие по теме La music Francaise Было проведено студентками-практикантками Дунаевой Еленой и Киселевой Евгенией Класс 5Б и 5В Цели: ознакомить учащихся с музыкальной культурой франции и ее историей. Задачи:  расшир...