77512

Природные факторы опасности

Лекция

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Классификация природных факторов опасности. Стихийные бедствия и явления. Геологические ЧС. Метеорологические опасности. Гидрологические опасности. Природные пожары. Лесные пожары. Торфяные пожары. Степные пожары.

Русский

2015-02-02

27.27 KB

2 чел.

8

Лекция 2

Природные факторы опасности

План лекции

Классификация природных факторов опасности. Стихийные бедствия и явления. Геологические ЧС.

Метеорологические опасности.

Гидрологические опасности.

Природные пожары. Лесные пожары. Торфяные пожары. Степные пожары.

Массовые заболевания. Эпидемии. Эпизоотии. Эпифитотии.

Классификация природных факторов опасности. Стихийные бедствия и явления. Геологические ЧС

К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся:

  1.  геологические,
  2.  метеорологические,
  3.  гидрологические,
  4.  природные пожары,
  5.  массовые заболевания людей (эпидемии), животных (эпизоотии), растений (эпифитотии).

Среди наиболее опасных - геологические ЧС: землетрясения, оползни, сели, извержения вулканов.

Землетрясения. 

Подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний, называют землетрясением.

Интенсивность проявления землетрясения на поверхности земли оценивается в баллах.

Классификация землетрясений по интенсивности колебаний грунта на поверхности земли

Балл

Наименование

Краткая характеристика

1

Незаметное

Фиксируется только сейсмическими приборами.

2

Очень слабое

Ощущается людьми, находящимися в состоянии полного покоя.

3

Слабое

Ощущается лишь частью населения.

4

Умеренное

Легкое дребезжание и колебание предметов, посуды, стекол, скрип дверей.

5

Довольно сильное

Сотрясение зданий, колебание мебели, трещины в стеклах и штукатурке

6

Сильное

Ощущается всеми. Падают со стен картины, откалываются куски штукатурки, трескаются стены, легко повреждаются здания.

7

Очень сильное

Трещины в стенах каменных домов.

8

Разрушительное

Дома сильно повреждаются, частично обрушиваются. Памятники сдвигаются с места.

9

Опустошительное

Сильное повреждение и разрушение каменных домов.

10

Уничтожающее

Разрушение каменных построек. Искривление ж.-д. рельсов. Оползни, обвалы, трещины

11

Катастрофа

Каменные дома совершенно разрушаются. Оползни, обвалы, широкие трещины в земле.

12

Сильная катастрофа

Ни одно сооружение не выдерживает. Огромные трещины в земле. Многочисленные оползни и обвалы. Возникновение водопадов, подпруд на озерах, изменение течения рек

Метеорологические опасности

Ураган - спиралевидное движение воздушных масс разрушительной силы. Скорость ветра может достигать 125 км/час и более. По своему пагубному воздействию ураганы не уступают землетрясениям.

Смерч - циклоническая система ветров. Возникает обычно в грозовом облаке и затем распространяется в виде рукава к поверхности суши или моря. Высота смерча достигает иногда 1 км, диаметр у поверхности земли - от нескольких десятков до сотен метров. Скорость перемещения смерча до 80 км/ч, время жизни - в среднем до получаса, но зарегистрированы и более длительные смерчи.

Снежные бури - характеризуются значительными скоростями ветра, что способствует зимой перемещению по воздуху огромных масс снега. Их продолжительность колеблется от нескольких часов до нескольких суток. Имеют сравнительно узкую полосу действия (до нескольких десятков километров). Снежные бури большой силы бывают на равнинных местах России и в степной части Сибири.

Гидрологические опасности

Наводнения - временное затопление водой местности, городов, населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов. Наводнения могут быть следствием не только естественных причин, но и деятельности человека (разрушение гидротехнических сооружений).

Наводнение - затопление водой прилегающей к реке, озеру или водохранилищу местности, которое причиняет материальный ущерб, наносит урон здоровью населения или приводит к гибели людей.

Многочисленные реки страны отличаются друг от друга различными условиями формирования стока воды, а это в немалой степени определяет и условия возникновения наводнений. Исходя из этого, реки России по условиям возникновения наводнения подразделяются.

Важнейшими основными характеристиками являются максимальный уровень и максимальный расход воды за время наводнения. С максимальным уровнем связаны площадь, слой и продолжительность затопления местности. К одной из основных характеристик относится и скорость подъема уровня воды.

Для осуществления прогноза наводнения необходимо знать и такую характеристику, как скорость течения, которая выражается в м/с.

В зависимости от причин возникновения наводнения подразделяются на четыре группы:

1 -я — наводнения, связанные с максимальным стоком от весеннего таяния снега. Они отличаются значительным и довольно длительным подъемом уровня воды в реке и называются половодьем.

2-я — наводнения, формируемые интенсивными дождями. Они характеризуются интенсивными, сравнительно кратковременными подъемами уровнями воды и называются паводками.

3-я — наводнения, вызванные в основном большим сопротивлением, которое водный поток встречает в реке. Происходит такое, большей частью, в начале или в конце зимы при зажорах и заторах льда.

4-я — наводнения, создаваемые ветровыми нагонами воды па крупных озерах и водохранилищах, а также в морских устьях рек.

Может быть и пятый тип наводнений, связанный с прорывом плотин, но он больше относится к ЧС техногенного характера.

Затор — скопление льда в русле, ограничивающее течение реки. В результате происходит подъем воды и ее разлив.

Затор образуется обычно в конце зимы и в весенний период при вскрытии рек во время разрушения ледяного покрова. Состоит он из крупных и мелких льдин.

Главной причиной образования затора является задержка процесса вскрытия льда на тех реках, где кромка ледяного покрова весной смещается сверху вниз по течению. При этом движущийся сверху раздробленный лед встречает на своем пути еще не нарушенный ледяной покров. Последовательность вскрытия реки сверху вниз по течению является необходимым, но недостаточным условием возникновения затора льда. Основное условие создается только тогда, кода поверхностная скорость течения воды при вскрытии довольно значительна (0,6-0,8 м/с и более). Различные русловые препятствия, как, например, крутые повороты, сужения, острова, изменение уклона поверхности от большего к меньшему, лишь усиливают процесс.

Зажор — явление, сходное с затором льда. Однако, во-первых, зажор состоит из скопления рыхлого льда (шуга, небольшие льдинки), тогда как затор есть скопление крупных и в меньшей степени небольших льдин. Во-вторых, зажор льда наблюдается в начале зимы, в то время как затор в конце зимы и весной.

Зажоры образуются на реках в период формирования ледяного покрова. Необходимым условием образования является возникновение в русле внутриводного льда и его вовлечение под кромку ледяного покрова. Решающее значение при этом имеет поверхностная скорость течения (более 0,4 м/с), а также температура воздуха в период замерзания. Образованию зажоров способствуют острова, отмели, валуны, крутые повороты, сужение русла. Скопление шуги и другого рыхлого ледяного материала, образующегося этих участках в результате непрерывного процесса образования внутри водяного льда и разрушения ледяного покрова, вызывает стеснение водного сечения, вследствие чего происходит подъем воды выше по течению. Ниже — уровни понижаются. Образование сплошного покрова в месте образования зажора задерживается.

Главным критерием является мощность затора или зажора. Поэтому они подразделяются на катастрофически мощные, сильные, средние и слабые.

Нагоны —  подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность. Такие явления случаются в морских устьях крупных рек, а также на больших озерах и водохранилищах.

Ветровой нагон, так же как половодье, затор, зажор является стихийным бедствием, если уровень воды настолько высок, что происходит затопление городов и населенных пунктов, повреждение промышленных и транспортных объектов, посевов сельскохозяйственных культур.

Главным условием возникновения служит сильный и продолжительный ветер, который характерен для глубоких циклонов.

Основной характеристикой, по которой можно судить о величине нагона, является нагонный подъем уровня воды, обычно выражающийся в метрах. Другими величинами служат глубина распространения нагонной волны, площадь и продолжительность затопления.

Продолжительность затопления обычно находится в пределах от нескольких десятков часов до нескольких суток.

Цунами — длинные волны, возникающие в результате подводных землетрясений, а также вулканических извержений или оползней на морском дне. Их источник находится на дне океана.

В 90% случаев цунами возникают из-за подводных землетрясений.

Волна цунами может быть не единственной. Очень часто это серия волн с интервалами в час и более. Самую  высокую из серии называют главной.

Часто перед началом цунами вода отступает далеко от берега, обнажая морское дно. Затем становится видна надвигающаяся. При этом слышны громоподобные звуки, создаваемые воздушной волной, которую водная масса несет перед собой.

Цунами опасными районами у нас являются Курилы, Камчатка, Сахалин, побережье Тихого океана.

Основными характеристиками цунами служат: магнитуда цунами, интенсивность и скорость движения волны.

Природные пожары. Лесные пожары. Торфяные пожары. Степные пожары

Лесные низовые пожары распространяются только по надпочвенному покрову, охватывая нижние части стволов деревьев, мелкий кустарник. Высота пламени слабого пожара составляет 0,5 м, сильного - до 2 м. Фронт низового пожара продвигается со скоростью до 1 км/ч.

Лесные верховые пожары развиваются из низовых, сгорает не только надпочвенный покров, но и полог древостоя. Верховые пожары также могут быть беглыми и устойчивыми. При верховом беглом пожаре огонь продвигается по пологу скачками, отрывается от кромки низового пожара и распространяется со скоростью до 25 км/ч.

При подземном пожаре горит торф, залегающий под лесными массивами. Торф сгорает или частично, или полностью на всю глубину залегания, достигающую иногда 10-12 м. При этом обгорают корни деревьев и имеют место провалы почвы. Возникновение и распространение подземных пожаров обычно связано с низовыми лесными пожарами. При разработке торфяных залежей верхний слой становится сухим и опасным горючим материалом. При складировании торфа возможно его самовозгорание. При торфяном пожаре торф сгорает не полностью, что является причиной сильного задымления прилегающих районов. Характерной особенностью торфяных пожаров является высокая температура в зоне горения.

Массовые заболевания. Эпидемии. Эпизоотии. Эпифитотии.

Инфекционные болезни людей — заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от зараженного человека или животного к  здоровому. Такие болезни появляются в виде эпидемических очагов.

Эпидемический очаг — место заражения и пребывания заболевшего, окружающие его люди и животные, а также территория, в пределах которой возможно заражение людей возбудителями инфекционных болезней.

Эпидемический процесс - явление возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди людей, представляющее непрерывную цепь последовательно возникающих однородных заболеваний. Проявляется он в форме эпидемической и экзотической заболеваемости. Для характеристики интенсивности используются такие понятия, как спорадическая заболеваемость, эпидемическая вспышка, эпидемия и пандемия.

Эпидемическая заболеваемость - постоянно регистрируемая на определенной территории заболеваемость, свойственная дайной местности.

Эпидемическая вспышка - ограниченный во времени и по территории резкий подъем заболеваемости, связанный с одномоментным заражением людей.

Эпидемия — широкое распространение инфекционной болезни, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Пандемия — необычно большое распространение заболеваемости, как по уровню, так и по масштабам распространения с охватом ряда стран, целых континентов и даже всего земного шара.

Для количественной характеристики эпидемического процесса используют такие понятия, как заболеваемость, смертность и летальность.

Чума. Холера. Желтая лихорадка. Брюшной тиф и паратифы А и В Дифтерия. Дизентерия. Вирусный гепатит типа А. Грипп

Среди многих эпидемиологических классификаций наиболее широкое применение получила классификация, в основу которой положен механизм передачи возбудителя.

Все инфекционные болезни подразделяются на 4 группы:

1 — кишечные инфекции;

2 — инфекции дыхательных путей (аэрозольные);

3—кровяные (трансмиссивные);

4—инфекции наружных покровов (контактные).

Эпизоотический очаг—место пребывания источника возбудителя инфекции на определенном участке местности, где при данной ситуации возможна передача возбудителя болея восприимчивым животным. Эпизоотическим очагом могут быть помещения и территории с находящимися там животными, у которых обнаружена данная инфекция.

По широте распространения эпизоотический процесс характеризуется тремя формами: спорадической заболеваемостью, эпизоотией, панзоотией.

Эпизоотия — средняя степень интенсивности (напряженности) эпизоотического процесса. Эпизоотия характеризуется широким распространением инфекционных болезней в хозяйстве, районе, области, стране. Эпизоотии свойственны массовость, общность источника возбудителя инфекции, одновременность поражения, периодичность и сезонность.

Ящур. Классическая чума свиней.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70802. Разработка маркетинговой стратегии продвижения в строительной отрасли услуги по производству промышленных полов на примере ООО «Бетоникум» 1.33 MB
  В основе маркетинга лежит идея человеческих нужд. Нужды людей многообразны и сложны. Они не формируются усилиями рекламных агентств, а исходят от природы человека. Если нужда человека не удовлетворена, то он чувствует себя обездоленным и несчастным.
70804. ОСНОВНІ ТЕХНІКО-ЕКОНОМІЧНІ ПОКАЗНИКИ ДІЯЛЬНОСТІ ПАТ «ОБОЛОНЬ» 75.78 KB
  Завданням даного звіту з виробничої практики є дослідження всіх техніко-економічних показників даного підприємства. На основі даного дослідження розробити висновки, щодо діяльності підприємства.
70805. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ (на примере ЗАО «Роспечать-Алтай») 448.5 KB
  Современные тенденции развития общества и становления российского предпринимательства во многом обусловлены формированием не только экономико-правового фундамента но и базы нормативно-трудового регулирования кадрового обеспечения деятельности организации.
70806. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УБИЙСТВА МАТЕРЬЮ НОВОРОЖДЁННОГО РЕБЁНКА 163.48 KB
  Цели и задачи дипломного исследования. Основная цель дипломного исследования состоит в разработке теоретических основ квалификации убийства матерью новорождённого ребенка путем подробного анализа юридических признаков рассматриваемого преступления...
70807. ОСОБЕННОСТИ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ 492.5 KB
  Цель настоящего исследования заключается в разработке на основе анализа существующей законодательной базы и судебной практики теоретических и практических положений, направленных на совершенствование гражданско-правового регулирования договора продажи жилых помещений.
70808. Развитие ипотечного кредитования в Кыргызской Республике 119.55 KB
  Оценка объектов недвижимости служащих обеспечением ипотечных кредитов. При выполнении дипломной работы были поставлены следующие задачи: Изучить историю возникновения и развития ипотеки; Раскрыть содержание закладной и ее виды; Дать классификацию ипотечного кредитования...
70809. Эффективность откорма крупного рогатого скота в условиях ЗАО «РусАгро-Айдар» Ровенского района Белгородской области 1.44 MB
  В связи с расширением специализации промышленного скотоводства большое значение придается разработке новых и совершенствованию существующих типовых проектов ферм, в частности для боксового содержания коров, доращивания и откорма молодняка рогатого скота.
70810. Познавательная деятельность младших школьников 77.7 KB
  Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения Игра один из тех видов детской деятельности которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников младших школьников обучая их различным...