77528

Термометрия: лихорадка, типы, периоды

Лекция

Медицина и ветеринария

Общие правила измерения температуры тела Температурная кривая объективно отражает течение заболевания помогает глубже определить тяжесть состояния больного эффективность проводимого лечения точнее судить о сроках выздоровления больного.Необходимо строго соблюдать методику измерения температуры тела. Место измерения температуры тела определяют в зависимости от характера заболевания. При заболеваниях прямой кишки поносах или запорах такой способ измерения температуры неприемлем.

Русский

2015-02-02

140 KB

4 чел.

Лекция № 3.2 Термометрия: лихорадка, типы, периоды.

Общие правила измерения температуры тела 

Температурная кривая объективно отражает течение заболевания, помогает глубже определить тяжесть состояния больного, эффективность проводимого лечения, точнее судить о сроках выздоровления больного. Необходимо строго соблюдать методику измерения температуры тела. Температуру тела измеряют медицинским максимальным термометром Цельсия со шкалой, градуированной от 34 до 42 °С с делениями 0,1 °С. Он устроен так, что ртутный столбик при нагревании резервуара показывает цифру, соответствующую температуре тела. Место измерения температуры тела определяют в зависимости от характера заболевания. Основными местами являются подмышечная впадина, паховая складка или прямая кишка. При необходимости термометрию проводят в обеих подмышечных впадинах одновременно или поочередно (например, при выраженном лимфангаите правой руки рекомендуется произвести термометрию в обеих подмышечных впадинах). При гнойном поражении кожи, имеющем распространенный характер, а также поражении лимфатических узлов подмышечных и паховых, рекомендуется измерять температуру в прямой кишке. При заболеваниях прямой кишки, поносах или запорах такой способ измерения температуры неприемлем. Следует иметь в виду, что ректальная температура на 0,3–0,5 °С выше кожной (в паху или подмышечной области). При измерении температуры термометр помещают на 10 мин в подмышечную впадину, он должен плотно прилегать к коже, а плечо должно быть прижато к груди, чтобы подмышечная впадина была закрыта. При измерении температуры в прямой кишке термометр смазывают вазелином и вводят внутрь на 6– 7 см больному в положении лежа на боку на 5–10 мин. Обычно температуру тела измеряют два раза в день — в 7– 8 ч и в 16–17 ч. Показания термометра вносятся в температурный лист, где точками обозначается утренняя и вечерняя температура. По отметкам в течение нескольких дней составляют температурную кривую, имеющую при многих заболеваниях характерный вид. При необходимости производят почасовое измерение температуры и рисуют точками график суточных колебаний температуры.

Нормальная температура тела 

Нормальной температурой при измерении в подмышечной впадине считается 36,4–36,8 °С. В течение дня температура тела может меняться, ниже всего она бывает между 3 и 6 ч утра, выше всего — между 5 и 9 ч вечера. Разница между вечерней и утренней температурой у здоровых людей не превышает 0,6 °С. После приема пищи, больших физических нагрузок и в жарком помещении температура тела несколько повышается.

Понятие о лихорадке 

Лихорадка характеризуется не только повышением температуры, но и нарушением деятельности всех систем организма. Степень повышения температуры имеет важное, но не всегда решающее значение для оценки тяжести лихорадки. Она сопровождается учащением пульса и дыхания, снижением артериального давления, выражены общие симптомы интоксикации: головная боль, разбитость, чувство жара и жажды, сухость во рту, отсутствие аппетита; уменьшением мочеотделения, повышением обмена веществ за счет катаболических процессов. Быстрое и сильное повышение температуры (например, при воспалении легких) обычно сопровождается ознобом, который может длиться от нескольких минут до часа, реже — дольше. При сильном ознобе характерен вид больного: из-за резкого сужения кровеносных сосудов (капилляроспазм) кожа становится бледной, ногтевые пластинки приобретают синюшный цвет (цианоз), испытывая чувство холода, больные дрожат, стучат зубами. Для постепенного повышения температуры характерно небольшое познабливание. При высокой температуре кожа имеет характерный вид: красная, теплая («огненная»). Литическое падение температуры сопровождается обильным потом. При лихорадке вечерняя температура тела обычно выше утренней. Подъем температуры выше 37 °С днем — основание заподозрить заболевание.

Виды лихорадок 

В зависимости от степени повышения температуры различают следующие виды лихорадок: • субфебрильная температура — 37–38 °С: а) малый субфебрилитет — 37–37,5 °С; б) большой субфебрилитет — 37,5–38 °С; • умеренная лихорадка — 38–39 °С; • высокая лихорадка — 39–40 °С; • очень высокая лихорадка — свыше 40 °С; • гиперпиретическая — 41–42 °С, она сопровождается тяжелыми нервными явлениями и сама является опасной для жизни.

Типы лихорадок 

Большое значение имеет колебание температуры тела в течение суток и всего периода.

Основными типами лихорадки являются:

  •  постоянная лихорадка – долго держится высокая температура, в течение суток разница между утренней и вечерней температурой не превышает 1°С; характерна для крупозной пневмонии, 1°С брюшного тифа;
  •  послабляющая (ремиттирующая) лихорадка – температура высокая, суточное колебание температуры превышают 1°С (1-2°С), причем утренней минимум выше 37°С, характерна для туберкулеза, гнойных заболеваний, очаговой пневмонии, II! стадии брюшного тифа;
  •  перемежающаяся (интерметтириющая) лихорадка – кратковременные повышения температуры до высоких цифр строго чередуются с периодами (1-2 дня) нормальной температуры; наблюдается при малярии;
  •  волнообразное (циркулирующая) лихорадка – свойственны периодические нарастания температуры, а затем понижение уровня до нормальных цифр. Такие «волны» следуют одна за другой в течение длительного времени. Характерна для бруцеллеза, лимфогранулематоза;
  •  возвратная лихорадка – строгое чередование периодов высокой температуры с безлихорадочными периодами. При этом температура повышается и понижается очень быстро. Лихорадочная и безлихорадочная фазы продолжаются в течение нескольких дней каждая. Характерна для возвратного тифа;
  •  обратный тип лихорадки – утренняя температура бывает выше вечерней; иногда наблюдается при сифилисе и туберкулезе, бруцеллезе;
  •  неправильная лихорадка – отличается разнообразными и неправильными суточными колебаниями; часто отмечается при ревматизме, эндокардите, сепсисе, туберкулезе. Еще эту лихорадку называют атипичной (нерегулярной) (рис.2).

Рис. 1. Типы лихорадок: а) постоянная, б)послабляющая, в) перемежающаяся, г) возвратная,

д) волнообразная, е) обратная.

В течение лихорадки различают период нарастания температуры, период высокой температуры, период снижения температуры. Резкое снижение повышенной температуры (в течение нескольких часов) до нормы называют кризисом, постепенное понижение (на протяжении нескольких дней) – лизисом (рис. 2). Иногда наблюдается кратковременное повышение температуры в течение нескольких часов (одновременная, или эфемерная, лихорадка), встречается при легких инфекциях, перегревании на солнце, после переливания крови, иногда после внутривенного введения лекарственных веществ.

Рис. 2. а, б. Кризис и лизис.

Лихорадка продолжительностью до 15 дней называется острой, длящаяся больше 45 дней – хронической.

Характеристика лихорадочного периода 

В течении лихорадки различают период нарастания температуры (stadium incrementi), период высокой температуры (fastigium), период снижения температуры (stadium decrementi). Резкое снижение повышенной температуры (в течение нескольких часов) до нормы называют кризисом, постепенное понижение (на протяжении нескольких дней) — лизисом.

Иногда наблюдается кратковременное повышение температуры в течение нескольких часов (однодневная, или эфемерная, лихорадка — febris ephemera, или febriculara) при легких инфекциях, перегревании на солнце, после переливания крови, иногда после внутривенного введения лекарственных веществ. Лихорадка продолжительностью до 15 дней называется острой, длящаяся более 45 дней — хронической. Чаще всего причиной лихорадки бывают инфекционные заболевания и образования продуктов распада ткани (например, очага некроза или инфаркта миокарда). Лихорадка обычно является реакцией организма на инфекцию. Иногда инфекционное заболевание может не проявляться лихорадкой или временно протекать без повышения температуры (туберкулез, сифилис и др.). Степень повышения температуры в значительной мере зависит от организма больного: при одной и той же болезни у разных лиц она может быть различной. Так, у молодых людей с высокой реактивностью организма инфекционное заболевание может протекать с температурой до 40 °С и выше, в то время как это же инфекционное заболевание у лиц старшего возраста с ослабленной реактивностью может протекать с нормальной или субфебрильной температурой. Степень повышения температуры не всегда соответствует тяжести заболевания, а связана также с индивидуальными особенностями реагирования организма. Повышение температуры инфекционного происхождения наблюдается нередко при злокачественных опухолях, омертвении ткани (например, при инфаркте), кровоизлияниях, быстром распаде в крови эритроцитов, введении подкожно или внутривенно чужеродных веществ белковой природы. Значительно реже встречается лихорадка при заболеваниях центральной нервной системы, а также рефлекторного происхождения. При этом подъемы температуры чаще наблюдаются в дневные часы, поэтому возникает необходимость почасовой термометрии.

Гипотермия 

Гипотермия (температура ниже нормы — субнормальная) встречается при различных состояниях: коллаптоидных (тяжелой недостаточности кровообращения) состояниях, при массивных кровопотерях, при голодании и истощении; в период выздоровления после инфекционных болезней, при сильном охлаждении, при критическом падении температуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55390. Міжнародні телекомунікаційні проекти як ефективний засіб формування комунікативної компетенції учнів 402 KB
  Життя ставить перед сучасною освітою завдання виховання та навчання учня, який може гнучко адаптуватися в життєвих ситуаціях, що динамічно змінюються, самостійно здобувати необхідні знання, уміло використовувати їх для вирішення різноманітних проблем на практиці, щоб протягом всього життя мати можливість знайти в ньому відповідне місце
55391. ПРОЕКТНА ДІЯЛЬНІСТЬ УЧНІВ НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ ТА ЛІТЕРАТУРИ 140 KB
  Метод проектів особливо на уроках української мови та літератури передбачає не тільки наявність субєктивно чи соціально значущої для учня проблеми не просто її дослідження пошук шляхів вирішення а й практичне впровадження отриманих результатів у тому чи іншому продукті діяльності.
55392. Проектная деятельность на уроке технологии 86 KB
  Обобщить знания о пищевом рационе режиме питания условиях приёма пищи и сформулировать правила рационального питания. Воспитывать бережное отношение к здоровью и продуктам питания.
55393. Метод проектов на уроках истории и во внеклассной деятельности 396 KB
  Материально-техническое обеспечение проекта: аудио видео стенд. Для подготовки учеников к настоящим проектам необходимо начать их знакомство с данной технологией на уровне второй ступени обучения.
55394. Використання проектної технології як засіб активізації пізнавальної діяльності учнів на уроках інформатики 339.5 KB
  Мій досвід роботи в школі показав що в розвитку зацікавленості до предмета не можна покладатися тільки на зміст виучуваного матеріалу уникаючи залучення учня до активної діяльності.
55395. Творчі проекти у початковій школі 44 KB
  Творчий проект Казка про народнопоетичні символи України Я і Україна 4 клас Мета проекту. Поглибити знання школярів про народнопоетичні символи України; розвивати творчу уяву звязне мовлення школярів; виховувати любов до Батьківщини. Учні ознайомлюються з народнопоетичними символами України; виконують завдання у групах Казкарі та Художники. Завдання Групі казкарів: скласти казки про рослинні та тваринні народнопоетичні символи України: вербу калину тополю соняшник соловейка лелеку та ін.
55396. У пошуках майбутньої професії 63 KB
  Мета: познайомити учнів з деякими професіями, стимулювати стійкий інтерес до здобуття професійних знань;розвивати ерудицію, кмітливість, винахідливість , артистизм, навики ділової гри; формувати свідоме ставлення до вибору професії.
55397. Проект по профориентации 467.5 KB
  С этого момента начинается работа над проектами. Каждый ребёнок получил задание в результате выполнения которого он должен прийти к выводу почему именно эта профессия ему нравится.