7753

Целеполагание в педагогике

Контрольная

Педагогика и дидактика

Целеполагание в педагогике. Понятие цели воспитания Проблема научного обоснования цели воспитания обуславливается объективной зависимостью между осознанием личностью цели деятельности и достижением ее результатов. Чтобы добиться успеха,...

Русский

2013-01-28

178.5 KB

43 чел.

Целеполагание в педагогике

 1 Понятие цели воспитания

 Проблема научного обоснования цели воспитания обуславливается объективной зависимостью между осознанием личностью цели деятельности и достижением ее результатов. Чтобы добиться успеха, надо знать к чему стремиться, чего надо достигать. При этом обеспечивается активность, целенаправленность, плановость самой деятельности, что и является условием результативности деятельности.

 Цель (как научное понятие) – это осознанное представление конечного результата определенной деятельности.

Отмечая эту особенность цели, К. Маркс писал, что самый плохой архитектор отличается с самого начала от наилучшей пчелы тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове.

В физиологии (Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин) имеется понятие модели потребного будущего, которая представляет собой закодированный в мозгу образ требуемого результата, который, в свою очередь,  и определяет отбор целесообразных действий и средств для его достижения.

Под целью воспитания следует понимать заранее определяемые  (прогнозируемые) результаты в личностном развитии воспитуемых, подготовке их к самостоятельной жизни и труду. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать и, естественно, придает его работе необходимую осмысленность и направленность.

Объективный характер цели воспитания (в широком социальном смысле слова) заключается в ее соответствии представлению общества об идеале человеческой личности и нравственно-правовым требованиям социума к личности. Цель воспитания определяется потребностями общественного развития и зависит от уровня развития производительных сил и общественных отношений, складывающихся в процессе производства материальных благ и  духовной деятельности людей.

Цель воспитания носит  исторический характер, так как на всех исторических этапах развития человечества воспитательная цель определялась интересами правящих классов общества. Так, при первобытнообщинном строе, когда не было классового деления, целью воспитания было простое обеспечение существования человека. В эпоху феодализма, крепостного права в старой русской школе одной из целей воспитания было формирование религиозности, послушания, беспрекословного исполнения установленных правил поведения. В этой связи много времени отводилось изучению религии, широко практиковались методы внушения, взысканий и даже наказаний, вплоть до физических. В настоящее время целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы гуманизма, демократии, свободы, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует совсем иной методики воспитательной работы. В современной школе основным содержанием обучения и воспитания является овладение научными знаниями о мире, а методика приобретает все более демократический и гуманистический характер; ведется борьба с авторитарным подходом в воспитании, общении; методы взысканий и наказаний используются все реже  (физическое наказание в современной школе недопустимо).

Многовековая история социального развития показывает, что в качестве идеала воспитания в обществе выступала всесторонняя и гармонично развитая личность.

Выдвижение в воспитательной практике целевой установки на развитие всесторонней и гармоничной личности указывает на объективный и исторический характер цели общественного воспитания. Идея всестороннего развития личности имеет древнюю историю. Она зародилась в античной Греции и принадлежит древнему греческому философу-педагогу Аристотелю. Он обосновал, что целью воспитания  выступает развитие высших сторон души личности – разумной и волевой; природа дает человеку лишь зародыш способностей; необходимо развивать их посредством физического, нравственного, умственного воспитания. Достижение всесторонне развитой личности предполагает, что процесс воспитания осуществляется по основным направлениям, соответствующим условно выделенным сферам личности: сознанию, потребностно-мотивационной, практико-деятельностной. Воспитание гармонично развитой личности означает, что все указанные сферы личности должны формироваться в тесной связи между собой и обеспечивать становление целостной личности (гармония в переводе с греческого языка означает соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое целое.).

В современной образовательной теории и практике проблема разработки и реализации воспитательной цели – всестороннее и гармоничное развитие личности – является центральной.

Во всестороннем и гармоничном развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры.

Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности выступает техническое обучение, в том числе, компьютерное; овладение современными достижениями техники.

Велика роль и нравственного воспитания в развитии и формировании личности. Действительно, прогресс общества могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, добросовестным отношением к труду и собственности. Вместе с тем огромное значение придается личностному духовному росту, приобщению молодежи к сокровищам культуры, формированию у нее высоких эстетических чувств и качеств, что соответствует эстетическому воспитанию.

Таким образом, основными структурными компонентами всестороннего и гармоничного развития личности являются умственное, физическое, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в разнообразную социально-значимую деятельность и производственный труд.

Рассматривая проблему научного обоснования цели воспитания, важным является представление таксономии или иерархии воспитательных целей.

Цели воспитания делятся на:

  1.  общую (генеральную) цель, которая указывает общее направление воспитательной деятельности всех учреждений образования; определяет характер педагогического воздействия на растущую личность. В ходе общественного развития может возникать необходимость уточнения этой общей цели;
  2.  частные (рабочие) цели, связанные с решением определенных воспитательных задач на том или ином этапе формирования личности;
  3.  конкретные (оперативные) цели, в качестве которых могут выступать цели конкретного воспитательного мероприятия, учебного занятия или любой другой формы организации учебно-воспитательного процесса; эти цели направлены на формирование у учащегося определенных знаний, конкретных способов мышления и деятельности, опыта творческой работы, отношений;
  4.  личные цели – это целевые установки каждого участника педагогического процесса; в процессе обучения и воспитания учащихся педагог, с одной стороны, должен учитывать их личные цели для придания образовательному процессу гуманистического, личностно-ориентированного характера; с другой стороны, должен включать воспитанников в формирование собственных целей, обучать их способам разработки целевых установок и проектов деятельности по их достижению. Лично осмысленная и значимая для человека цель всегда отвечает его потребностям и интересам и является средством включения личности в деятельность, что и обеспечивает ее эффективное развитие.

 

2. Содержание целей воспитания и обучения в современной школе

Процессы информатизации и научно-технического прогресса в обществе, переживающего период перехода от тоталитаризма к плюрализму и рыночной экономике, вызывают соответствующие изменения во всей системе образования. Во второй половине восьмидесятых годов XX в. начала изменяться парадигма общественного сознания: происходит перенос акцентов с классового подхода в формировании личности (классовая борьба, воинствующий атеизм, коммунизм) к общечеловеческим ценностям (гуманизм, демократия, свобода, мир и др.). Встают глобальные образовательные задачи – формирование универсальной системы основополагающих человеческих ценностей, связанных с миром, правами человека и демократией. Происходит обновление целей образования с ориентацией на развитие личности на основе общечеловеческих,  гуманистических ценностей. Становление и эффективное развитие личности составляют главную функцию системы образования и воспитания в обществе. Образовательные стандарты, планы, учебные программы и учебники, определяющие содержание обучения, должны включать в себя не только информацию, но и основываться на общечеловеческих, вечных, непреходящих ценностях, а также на способах оценки, выбора и принятия их личностью как собственной ценностной системы.

Общая цель общеобразовательной средней школы состоит в воспитании гражданина, обеспокоенного судьбой страны, ориентированного на прогресс общества и общечеловеческие ценности, непрерывное самообразование и саморазвитие. Это означает: 1) в центр учебно-воспитательного процесса должна быть поставлена личность с ее интересами, потребностями и возможностями; 2) содержание и технологии обучения и воспитания должны способствовать принятию и освоению учащимися ценностей и нравственно-правовых норм; овладению ими не только системой «готовых» знаний, но и способами мышления и деятельности; формированию у школьников охранно-созидательных отношений к окружающему миру, готовности жить и работать в быстроменяющемся мире.

Усиление личностного аспекта в формировании целей образования определяет постановку следующих конкретных образовательных задач: разработка и реализация многовариантных моделей школы; личностно-ориентированных (развивающих) технологий обучения и воспитания; создание условий по предоставлению школе широких полномочий и прав на творческий поиск и образовательный выбор (методов и форм обучения, учебных программ и учебников, видов дифференциации обучения и др.), экономическую свободу.

Цели воспитания определяются общечеловеческим идеалом личности (см. таблицу 11). Цель воспитания в нашу эпоху носит общечеловеческий, гуманистический характер, дополняясь национальными чертами и особенностями. Действительно, мир един по цели существования – сохранения жизни на земле, мирного сосуществования государств, установления взаимопонимания и сотрудничества между странами, народами и отдельными людьми. Так возникает идеал личности для всех социальных систем  или социальный идеал цивилизации – это Человек, Гражданин, Профессионал, обеспокоенный судьбой планеты, гуманист, борец за социальную справедливость. В то же время он должен быть интеллектуальной, творческой личностью, сохранять благородные свойства своего пола – мужчины или женщины.

Социальный идеал цивилизации и общественный идеал конкретного общества и государства определяют цель воспитания, направленность образования, типы и структуры учреждений образования. Совокупность интегративных качеств личности (см. таблицу 12) и образует идеал человека, который выступает как цель воспитания в обществе. В таблице представлена программа формирования общечеловеческих интегративных качеств личности. Качество личности – это устойчивое образование в духовном мире человека, которое определяет образ его мыслей, характер отношений, стиль деятельности и культуру поведения. Можно заключить, что качество личности – это синтез мотива и способа деятельности, средство сознания и поведения. В данной таблице познание включает в себя интеллектуальные качества личности, поведение – нравственные, а их связь определяется эмоционально-волевыми качествами. Достижение воспитательной цели через формирование у школьников прогнозируемых личностных качеств, соответствующих его возрастному периоду, соответствует личностному подходу к воспитанию.

Теоретический анализ работ по возрастной физиологии и психологии показал, что организация воспитания учащихся на основе личностного подхода и формирование указанных личностных качеств в школьные годы является благоприятной основой для возрастного, полового и индивидуального развития воспитанников. Подчеркнем, что личностный подход в воспитании детей и подростков является ведущим по отношению к дифференцированному и индивидуальному. Это соответствует философской концепции взаимосвязи общего, типичного и конкретного при анализе всех явлений реального мира.


                                                                                                                                                                                               Таблица 1

                                                                                                                               ЧЕЛОВЕК   

гуманист                    демократ                               труженик                    интеллигент                    оптимист

творческая личность                                  борец за социальную справедливость                                 внутренне свободная личность

Качества мужчины

мужественность

мастеровитость

деликатность

верность

привлекательность

Качества гражданина  

мужество

ответственность

совесть

национальная честь и достоинство

патриотизм и интернационализм

Качества женщины  

женственность

хозяйственность

разумная уступчивость

верность

обаятельность

                                                                                                                         Профессионал  

профессиональная                                                      высокая работоспособность                                        организованность, деловитость

компетентность  

деловое сотрудничество                                             требовательность к себе и                                           культура и качество труда,

и самодисциплина                                                       другим                                                                           бережливость

 

инициативность                                                            потребность в самообразовании

творческий стиль деятельности                                  самосовершенствовании

Таблица 2

                                                 Программа формирования общечеловеческих интегративных качеств личности

Основные интегративные качества

Ведущие качества личности, выступающие как задачи целостного формирования личности

Качества формирующиеся на основе интегративных

Младшие школьники

Подростки

Старшеклассники

I. Нравственные качества

  

КОЛЛЕКТИВИЗМ

  ГУМАННОСТЬ

 ТРУДОЛЮБИЕ

 ЧЕСТНОСТЬ

II. Интеллектуальные качества

 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

 ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ

 

ЭРУДИРОВАННОСТЬ

СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

III. Эмоционально-волевые качества  

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ К СЕБЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ

ОПТИМИСТИЧНОСТЬ

СОВЕСТЛИВОСТЬ

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

умение согласовывать личное и общественное

Заботливость

Аккуратность, старательность, бережливость и щедрость

Искренность, правдивость

Устойчивый интерес к учению

Наблюдательность

Осведомленность

Применение знаний на практике

Добросовестность

Исполнительность, инициативность

Самоуважение

Чувствительность

Бодрость, мажорность

Стыдливость

Навыки гигиены, привычка к режиму

Ответственность за себя перед коллективом

Вежливость, тактичность, отзывчивость, чуткость

Потребность выполнять работу качественно

Порядочность

Умение учиться,

культура умственного труда

Реалистичность ума

Критическое отношение к информации, самоконтроль, самооценка знаний, умений и навыков

Логическое мышление, задумчивость

Объективная самооценка (самопознание, самоанализ, самокритичность)

Самообладание, самодисциплина

Умение подчиняться и руководить, уверенность в себе

Увлеченность, способность видеть и понимать гармонию и красоту

Жизнерадостность, романтичность

Невосприимчивость к плохому, борьба со злом

Физическая развитость, выносливость

Общественная активность

Благородство

Любовь к избранному труду и профессии

Верность своим убеждениям и долгу

Потребность в самообразовании

Объективность и глубина ума

Свободомыслие

Творческий склад ума

Умение работать над собой, потребность в самовоспитании

Целеустремленность

Смелость, мужество, стойкость

Потребность в прекрасном

Устремленность в будущее

Порядочность, благородство

Опытность

Показатели социальной зрелости

Гражданственность,

патриотизм,

интернационализм

Человеколюбие, миролюбие, миротворчество

Творческое отношение к труду

Принципиальность

Пытливость

Прогностичность

Плюрализм

Демократичность

Интеллигентность

Потребность в профессиональном самосовершенствовании

Свободолюбие, нетерпимость к деспотизму и угнетению

Гражданское мужество

Борьба с аморальностью, духовным уродством

Вера в торжество правого дела

Нетерпимое отношение к идеологии и морали мещанства

Профессиональное мастерство

Таблицы 11,12 разработаны А.И. Кочетовым


3. Цели и задачи образования в зарубежной теории и практике образования

В ХIХ веке приоритетами в формировании образовательных целей выступали (по Г. Спенсеру): сохранение здоровья и утверждение здорового образа жизни, получение работы и обеспечение хорошего заработка, благополучие семейного положения, участие в общественной жизни, организация разумного досуга, принятие нравственных решений. Анализ вышеприведенных целей позволяет заметить, что они могли легко реализоваться на узкой образовательной базе через формирование обыденного сознания личности в отрыве от глобального мышления, научного мировоззрения, общей культуры. В этих целях содержится ценностно-личностный компонент (жизнь, благополучие, здоровье), но, тем не менее, цели были обращены на индивида - функционера для выполнения узкой профессиональной и социальной роли.

Цели и задачи образования школьников в конце ХХ в. изменяются.

Из анализа современных целей общеобразовательных школ разных стран (из доклада ЮНЕСКО, 1995 г.):

1) В настоящее время целями образования в школах США выступают: развитие «Я»-личности, понимание подростком себя, своих возможностей адаптироваться к изменениям в жизни; вооружение базовыми знаниями, языковыми и вычислительными навыками; развитие интереса к непрерывному образованию и умения приобретать знания самостоятельно; экологическое образование и воспитание; развитие мышления и способности принимать самостоятельные решения; подготовка к будущей профессиональной деятельности, карьере и  семейной жизни; эстетическое и нравственное воспитание; развитие умений разумно организовывать досуг; развитие гражданской ответственности, уважения к закону и власти, понимания социально-экономической и политической системы государства; овладение коммуникативными навыками, развитие духа сплоченности и кооперации.

2) Цели школы Германии: подготовить учащихся к широкому разнообразию выбора в жизни и к требованиям мира труда с его задачами и тенденциями; воспитать молодежь нравственно, интеллектуально, физически в соответствии с экономической и социальной ситуацией вокруг нее; обеспечить учащихся знаниями и навыками, которые им нужны в социальной и трудовой жизни; обеспечить умениями и навыками, необходимыми для свободного развития личности, для успеха в трудовой деятельности и для оценки сложных взаимозависимых социальных факторов; сформировать способность мыслить независимо и действовать на свою собственную ответственность; воспитать в духе ответственного использования свободы, быть терпимыми, любящими мир, уважать других людей, развивать желание и способность учиться и работать самостоятельно, индивидуально и в группах, быть независимыми и научиться развивать эти способности после окончания школы.

3) Цели японской средней школы: обеспечить учащихся общим средним образованием в соответствии с уровнем их умственного и физического развития; развить качества, необходимые им как членам государства и общества; представить базовые знания о профессиях, сформировать необходимые навыки, воспитать положительное отношение к труду, сформировать способность выбора будущей профессии; развивать у учащихся широкое и глубокое понимание общества, способность делать разумные и критические суждения об обществе; создавать условия для полного развития личности учащегося, его неповторимой индивидуальности; подготовить молодежь к изменениям в обществе и непрерывному образованию и самосовершенствованию.                                        

1. Таким образом, анализируя содержание современных образовательных целей и задач США, Германии и Японии, отметим, что их определение продиктовано техническим развитием общества, требующим от личности знаний, гибкости мысли, творческих способностей, определенных личностных качеств, которые в первой половине ХХ в. выделялись ограничено, а именно: способность к адаптации, мобильность, динамизм, нравственность, ответственность, понимание общественных явлений, критическое мышление, способность к самореализации, самосовершенствованию. Сопоставляя образовательные цели, сформулированные в ХIХ в. (по Г. Спенсеру), с современными целями и задачами образования в США, Германии, Японии подчеркнем, что в структурировании последних доминирует личностный фактор, связанный с развитием человека. Воспитание личности творческой, инициативной, активной выступает одной из главных задач современного образования.

2. В настоящее время все европейские страны переживают процесс обновления или адаптации своих систем образования к новым социальным и культурным особенностям и потребностям ХХI в.эпохи глобальной истории. Проблемы совершенствования систем образования, профессиональной подготовки, построения оптимальной модели общеобразовательной школы, разработки новых технологий образования уже невозможно разрешить в узких национальных рамках и требуются интенсивное международное сотрудничество и координация. Результаты такого сотрудничества подтверждают, что в проблеме разработки содержания образования наряду с традиционными компонентами содержания (информационными; чему учить?) особое внимание в учебных программах и планах уделяется аспекту общечеловеческих ценностей (как и на основе чего учить?). Цель школьного образования определяется как содействие в достижении всеобщего благополучия молодежи. При этом благополучие людей определяется исходя из таких основополагающих ценностей как выживание, здоровье, счастье, дружба, способность понять других, осознанность жизни, самовоплощение, свобода, чувство справедливости в жизни. Можно констатировать, что в международном сотрудничестве в области образования становятся главными следующие направления: признание многими странами гуманистического, культурного и международного аспекта образования; усиление ценностно-личностного фактора в структурировании целей и содержания образования; включение общечеловеческих ценностей в учебные планы программы; выдвижение образовательной задачи в качестве формирования глобального мышления и соответствующих ему форм поведения личности для её адаптации к современному обществу, становящемуся все более изменяющимся, многообразным и глобальным.

4. Основные направления воспитательной деятельности в современной школе

Формирование у учащихся интегративных личностных качеств в учебно-воспитательном процессе школы требует постановки конкретных воспитательных целей и задач, определения направлений и форм воспитательной работы, разработки и реализации личностно-ориентированных технологий воспитания.

Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности в образовательном учреждении, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.

Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызвать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.

Воспитание в школе – это взаимодействие и сотрудничество педагогов и школьников в сфере их совместного бытия; это – деятельность, органично включенная в целостную среду проживания детьми и подростками своей индивидуальной жизни среди других людей в определенном временном пространстве. Цель воспитания при этом ориентирована на развитие у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизнедеятельности, окружающему социуму, природе, культуре. При этом важной воспитательной задачей становится формирование у учащихся ощущения времени, способов взаимодействия с прошлым и настоящим, прогнозирования будущего, что предполагает:

  •  связь воспитанников с прошлым, наличие у них культурной, исторической памяти;
  •  развитие у них устремленности в будущее, системного видения глобальных проблем, прогнозируемых всем ходом развития человечества и пути их разрешения;
  •  обеспечение полноценной жизнедеятельности в настоящем с учетом интересов индивидуальных особенностей, развитие способности адаптироваться к существующим условиям в органичных для себя индивидуальных формах.

Таким образом, в воспитательном процессе современной школы, педагогу необходимо одновременно обеспечить самореализацию, самоосуществление личности воспитанника и его социализацию, способствующих максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала.

Важнейшими требованиями к воспитательной деятельности педагога выступают диагностика интересов и потребностей ученика, индивидуальных особенностей его развития и создание с учетом этого необходимых условий для их реализации в социуме. При этом реализуются следующие принципы воспитания:

  •  принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;
  •  принцип культуросообразности воспитания;
  •  принцип целесообразности и природосообразности;
  •  принцип креативности, творческого начала в воспитании;
  •  принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;
  •  принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов процесса воспитания;
  •  принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса.

В процессе индивидуально-личностного развития учащихся важным представляется не только количественное освоение ими моделей поведения и общения, а предоставление школьнику самому выбирать социальные сферы для самореализации и саморазвития (семья, школа, класс, город и т.д.). Педагог призван помочь ученику осуществить этот выбор.

В процессе социализации для каждого воспитанника складывается индивидуальная траектория освоения социальных сфер и ролей, потому следует ставить задачи не только формирования заданного перечня личностных качеств. В этой связи актуальной воспитательной задачей для педагога выступает – не «набрать сумму» перечисленных в программе личностных качеств, видов деятельности, направлений работы, а посредством включения школьников в различные виды социально-значимой деятельности обогатить их индивидуальный опыт, в котором могли бы раскрыться ценные человеческие качества каждого воспитанника.

Значимыми в процессе воспитания могут быть следующие направления воспитательной деятельности: гражданско-патриотическое, нравственное, художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, экологическое, трудовое воспитание, воспитание семьянина.

Для примера и дальнейшего обсуждения приведем программу и перспективный план воспитательной работы, разработанные А. Верглинским, учителем школы № 1260 г. Москвы, победителем российского конкурса среди классных руководителей «Самый классный классный» в 2000 г.

Гражданско-патриотическое воспитание школьников

способствует их социализации, содействует формированию у них демократической культуры отношений, правового самосознания, навыков общественной жизни.

Решаемые задачи:

  •  воспитание любви к Родине, ее истории, культуре и традициям;
  •  воспитание гражданской позиции, ответственности и достоинства;
  •  воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни;
  •  воспитание правовой культуры.

Направления воспитательной деятельности:

  •  организация и проведение традиционных праздников на уровне класса, школы, города, государства;
  •  организация и проведение тематических классных часов в форме бесед, дискуссий, диспутов;
  •  проведение встреч с интересными людьми, участниками военных действий, награжденных государственными наградами за мужество и отвагу, известными спортсменами;
  •  организация и проведение экскурсий и походов, посвященных изучению родного края, его истории и культуре;
  •  проведение конкурсов творческих работ учащихся к праздничным датам;
  •  оказание поддержки и шефской помощи ветеранам труда и войны, инвалидам, семьям погибших.

Художественно-эстетическое воспитание

способствует развитию у учащихся потребности в прекрасном, реализует их индивидуальные задатки и способности к художественно-творческим видам деятельности.

Решаемые задачи:

  •  воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
  •  реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.

Направления воспитательной деятельности:

  •  организация и проведение тематических бесед и классных часов, семейных вечеров;
  •  сбор материалов и выпуск классных альманахов и газет;
  •  подготовка и съемки классных клипов, роликов и фильмов;
  •  организация и проведение музыкальных и литературно-художественных фестивалей, праздников, конкурсов спектаклей;
  •  организация и проведение встреч с известными людьми творческих профессий;
  •  организация и проведение экскурсий, походов, поездок по историко-культурным центрам;
  •  посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок.

Физическое и экологическое воспитание школьников

способствует здоровому образу жизни, формирует у них силу, выносливость, красоту человеческого тела, содействует развитию бережного отношения и ответственности за природу, окружающую среду.

Решаемые задачи:

  •  создание условий для физического развития учащихся, укрепления их здоровья;
  •  воспитание у школьников негативного отношения к вредным привычкам;
  •  формирование у них здорового образа жизни;
  •  развитие у учащихся охранно-созидательных отношений к природе, окружающей среде.

Направления воспитательной деятельности:

  •  организация и проведение совместно с учащимися, педагогами, родителями спортивных соревнований, игр, дней здоровья;
  •  организация и проведение тематических классных часов и бесед, родительских собраний, встреч со знаменитыми спортсменами, участниками общественных организаций и движений оздоровительного и экологического направлений;
  •  организация и проведение трудовых десантов по уборке и озеленению территории;
  •  участие в различных акциях регионального, федерального и международного уровней (День борьбы с курением, СПИД и др.).

Трудовое воспитание

способствует формированию у учащихся потребностей в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивает организаторские способности и деловые качества.

Решаемые задачи:

  •  воспитание потребности трудиться, культуры труда;
  •  воспитание самостоятельности в труде и ответственности за качественно выполненную работу.

Направления воспитательной деятельности:

  •  организация и проведение трудовых мероприятий  (субботников, трудовых десантов и рейдов и др.);
  •  дежурства по классу, школе;
  •  оказание поддержки и шефской помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, детям сиротам;
  •  организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выпечки и т.п.;
  •  организация трудовой практики учащихся.

Нравственное воспитание школьников

способствует осмыслению и пониманию ими общечеловеческих ценностей и нравственных норм, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я», развивает рефлексию.

Решаемые задачи:

  •  формировать у учащихся уважение к общепринятым ценностям, нормам, законам;
  •  формировать у учащихся правильную нравственную позицию, правовую культуру;
  •  развивать у них ответственность за свои поступки;
  •  формировать коммуникативные умения, умения сотрудничать.

Направления воспитательной деятельности:

  •  формирование и развитие классных, общешкольных традиций;
  •  организация и проведение тематических бесед, дискуссий, диспутов на нравственные и этические темы;
  •  посещение концертов, театров, кинотеатров с последующим обсуждением увиденного.

Воспитание семьянина

способствует социализации учащихся, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям.

Решаемые задачи:

  •  воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений, осознанно и  ответственно относящегося к своим функциям семьянина, продолжателя рода, создателя и хранителя семейных традиций.

Направления воспитательной деятельности:

  •  совместно с родителями организация и проведение в школе вечеров, праздников, фестивалей, посвященных дню Матери, семьи и др.;
  •  проведение классных часов в форме диспутов по проблемам семьи, воспитания детей, репродуктивного здоровья;
  •  просмотр и обсуждение фильмов, театральных постановок, телевизионных передач (ток-шоу) по вопросам супружества, любви, взаимоотношения родителей и детей и др.

                               


                Таблица 3

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Время проведения мероприятия

Мероприятия городские, районные, школьные

Участие класса в мероприятиях

Классные мероприятия

Ответственные за проведение

Примечание

1-я четверть

1 сентября

Кл. час. «Пушкинский урок»

Кл. рук., творч. группа

Кл. час (орг.)

Кл. рук.

Классный огонек «Мы долго не виделись»

Кл. рук., род. ком., инициат. гр.

День города

Прогулка по городу, парад мэра

Кл. рук.

Родительское собраниее

Кл. рук.

Экскурсия «Пушкин и Москва»

Род. ком.

День учителя

Участие в концерте, выпуск газеты

Творч. группа, кл. рук.

Трудовой месячник

Уборка территории

Кл. рук., староста, отв. за деж.

Поход в Третьяковскую галерею

Кл. рук., род. ком.

40-летие школы

Участие в поисковой работе, выпуск газеты, участие в концерте, трудовой десант

Все

Поход в кинотеатр

Кл. рук.

Кл. час. (итог)

Кл. рук.

Осенние каникулы

Генеральная уборка

Отв. за деж.

Поход в театр

Кл. рук.

Работа над классным альбомом

Инициат. группа

2-я четверть

Кл. час. (орг.)

Кл. рук.

Экскурсия в музей им. А.С. Пушкина

Кл. рук., род. ком.

Кл. час «Права человека»

Кл. рук., группа подготовки

Экскурсия в Минералогический музей

Кл. рук., род. ком.

Неделя театра

Подготовка театрального выступления, выпуск афиши

Все

Поход в театр. Просмотр спект. «Ревизор»

Кл. рук.

Кл. час (итоговый)

Кл. рук.

Новый год

Подготовка конкурсов для школьного праздника-бала

Выпуск газеты

Творческая группа

Зимние каникулы

Семейный вечер

Все

Поход в кинотеатр

Кл. рук.

Спортивные соревнования в СРК «Центр»

Участие в команде болельщиков

Кл. рук.

Работа с классным альбомом

Инициативная группа

3-я четверть

Кл. огонек «Старый Новый год»

Кл. рук., род. ком., инициат. группа

Род. собрание по итогам четверти

Кл. рук.

Выпуск приложения к альманаху

Кл. рук., род. ком.

Кл. час (орг.)

Кл. рук.

Татьянин день

Кл. час «История праздника. Студенческое братство, что это?»

Кл. рук., группа подготовки

Вечер романса

Подготовка музыкального номера

М. Ключников, В. Читлова

Спартакиада школы

Участие команды класса в соревнованиях

Кл. час «Спорт и я»

Кл. рук.; Максимов И., гр. подготовки

День св. Валентина

Выпуск газеты. Организация школьной почты

Съемки фильма о дне св. Валентина

Все (по группам)

23 февраля

Участие в конкурсе, посвященным дню мальчиков

Выпуск газеты. Кл. час  -- поздравление

Девочки. Команда мальчиков

Семейный вечер

Все

8 марта

Участие в концерте

Участие в конкурсе для девочек

Выпуск газеты. Кл. час -- поздравление

Мальчики. Команда девочек

Кл. час – подведение итогов

Кл. рук.

Весенние каникулы

Поход в театр

Род. ком.

Семейный вечер

Все

Работа над классным альбомом

Инициат. гр.

4-я четверть

День смеха

Выпуск газеты

День рождения класса!!!

Подарки, поздравления, чаепитие, конкурс на лучшую выпечку

Все

День космонавтики

Встреча в КИВе

Род. собр.

Кл. рук.

Музыкальная весна

Подготовка музыкального приветствия

Кл. рук., творч. группа

Ярмарка

Поделки и выпечка, оформление классного уголка

Все

Трудовой месячник

Уборка территории, озеленение

Кл. рук., староста, отв. за деж.

2-3-дневная поездка по пушкинским местам

Кл. рук. творч. группа

Последний звонок

Поздравление одиннадцатиклассников

Творч. группа

Туристический слет

2-3-дневный поход

Выпускной пикник

Кл. рук., род. ком., инициат. гр.

Летние каникулы

Трудовая практика

Работа в школе и на пришкольном участке

Кл. рук., староста, отв. за деж.

Поездка в Санкт-Петербург

Кл. рук., род ком.

Поездка в летний лагерь

Кл. рук., род. ком.


Вопросы и задания для самопроверки

  1.  Сравните и проанализируйте содержание целей образования в конце Х1Х в. – нач. ХХ в. с современными целевыми установками процесса воспитания и обучения учащихся.
  2.  Что общего в содержании современных целей и задач обучения и воспитания школьников в разных странах?

  1.  Как Вы понимаете смену акцентов в целеполагании обучения и воспитания: с образования, формирующего культуру полезности (умения, навыки, знания), на образование, формирующее, прежде всего, культуру, духовные гуманистические ценности и обеспечивающее их освоение подрастающим поколением. Как Вы считаете:

- нужно ли внушать ребёнку мысль о том, что есть абсолютные ценности и есть ли они вообще?

- сочетаются ли вечные ценности и педагогический плюрализм?

4. Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которым он придает особое значение и которыми школы должны были бы «вооружить» учащуюся молодежь:

  1.  Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты и ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в развитии демократических институтов.
  2.  Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий.
  3.  Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляция от общества. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, принимающее всевозрастающее значение.
  4.  Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.
  5.  Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Задание 1

  1.  Какие направления воспитательной работы обеспечивают формирование политических и социальных компетенций школьника?
  2.  Как решается эта задача в 837 школе г. Москвы (дир. А.Н. Тубельский)?
  3.  Разработайте модель личности ученика, обладающего достаточным уровнем политических и социальных компетенций.

(Модель личности – это совокупность необходимых личностных качеств, знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности).

Задание 2

  1.  Почему в современных условиях задача формирования межкультурных компетенций школьника является особенно актуальной?
  2.  Какие направления учебной и внеурочной деятельности могут обеспечить формирование межкультурных компетенций?
  3.  Разработайте модель (совокупность знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, личных качеств) личности ученика, обладающего межкультурными компетенциями.

Задание 3

  1.  Как еще называются компетенции, определяющие владение учеником устным и письменным общением? Почему такие компетенции особенно актуальны в современном мире?
  2.  Какие направления урочной и внеурочной деятельности способствуют формированию вышеуказанных компетенций ученика?
  3.  Разработайте модель (совокупность знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, личностных качеств) личности ученика, обладающего достаточным уровнем устного и письменного общения.

Задание 4

  1.  Как еще называются компетенции человека, связанные с возникновением общества информации?
  2.  Какие направления учебной и воспитательной работы обеспечивают формирование вышеназванных компетенций?
  3.  Какими знаниями, умениями, навыками, способами мышления и деятельности, личностными качествами определяются компетенции ученика, связанные с возникновением общества информации?

 

Задание 5

  1.  Как называются компетенции человека, реализующие способность и желание учиться всю жизнь?
  2.  Как Вы понимаете международный девиз в практике образования: «От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь»?
  3.  Какие направления воспитательной работы обеспечивают формирование вышеуказанных компетенций школьника?
  4.  Какими знаниями, умениями, навыками, способами мышления и деятельности, личностными качествами определяются компетенции ученика, реализующие способность и желание учиться всего жизнь?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28786. Выделите основные тенденции и противоречия развития российского государства и общества в первой половине 19в. 14.04 KB
  Главными особенностями развития России в 1й половине XIX века были: 1 рост удельного веса бюрократии гражданской военной и полицейской; 2 замедление экономического развития по сравнению с Европой как следствие тупикового пути крепостного права; 3 противоречие между экономической и политической отсталостью с одной стороны и мощным расцветом культуры и науки – с другой 4 начало идейного и духовного разрыва между монархией и формирующейся интеллигенцией.
28787. Общественная мысль и общественное движение в России в первой половине 19в (декабристы; западники и славянофилы) 20.16 KB
  Источником идей для многих декабристов служили сочинения французских просветителей в которых доказывалась необходимость политических реформ и управления государством на основании твердых и установленных законов а не воли монарха. С другой стороны огромную роль в формировании мировоззрения декабристов сыграла Отечественная война 1812 г. Организации декабристов возникли в 1816 г. Однако в условиях консервативной политики которую проводил Александр I в последние годы своего царствования в организациях декабристов произошел раскол.
28788. Какие предпосылки отмены крепостного права существовали в 50-гг 19в в России? Как готовилась и осуществлялась крестьянская реформа, каковы ее итоги 15.54 KB
  Интенсивное развитие капитотнй начало пром переворота в России В 185758 гг во всех губерниях были созданы двор комитеты кот должны были рассм вопрос о низвержении кр права. В России было отменено рабство крво получило личную свободу 2. рефма способствовала развитию кап отнй в России Негативные последствия: 1.
28789. Какое влияние реформы Александра II оказали на становление рыночных отношений и гражданского общества в России? Дайте характеристику основным направлениям реформирования страны 16.23 KB
  Александр 2 18551881 Предпосылки великих реформ: 1поражение России в Крымской войне 2несоответствие тупикового характера крепостного хозяйства новым потребностям экономического развития стран 3экономическое и военнотехническое отставание от Европы 4необходимость компенсации неудовлетворительного как для дворян так и для крестьян компромисса расширением их гражданина и политических прав Содержание Великих Реформ: 1стала отмена крепостного права 1861 Содержание крестьянской реформы: Крестьяне были освобождении от крепостной зависимости...
28790. Общественное движение 60-70х гг. Возникновение народничества. Почему либеральные реформы привели к радикализации общества 15.33 KB
  Почему либеральные реформы привели к радикализации общества Особенностями революционного движения в России этого периода получившего название народников были: 1 ставка на особый бескапиталистический путь России к социализму через крестьянскую общину вопреки учению К.В России в ходе этого восстания произошел разрыв между революционерами поддержавшими поляков и либералами ставшими на сторону правительства и считавшими что до демократической конституции России предстоит пройти подготовительный путь созревания общества.
28791. Каковы особенности развития рыночной экономики России на рубеже 19-20вв? Чем они порождались и в чем проявлялись? Значение деятельности С.Ю. Витте для модернизации страны 13.73 KB
  Витте для модернизации страны. Витте: Главными мероприятиями Витте в экономической области стали винная монополия 1894 и денежная реформа 1897 установившая золотое обращение рубля. В 19041905 годах Витте добился заключения Портемутского мирного договора с Японией.
28792. Каковы причины революции 1905 года? Опишите ее ход и основные события 15.62 KB
  Каковы причины революции 1905 года Опишите ее ход и основные события. Ход революции: 9 января 1905 года было расстреляно шествие рабочих Петербурга стремившихся подать прошение императору. Пиком революции стало восстание в Москве в декабре 1905 года. Итоги революции: Революция не решила в полном объеме поставленных перед ней проблем но заставило правительство пойти на некоторые уступки обществу.
28793. Октябрьский манифест 1905г. Начало парламентаризма в России 16.9 KB
  Был учреждён Парламент состоящий из Государственного Совета и Государственной Думы. Председателем I Думы стал кадет С. Впоследствии Ленин признал бойкот I Думы ошибкой так как революция в это время уже развивалась по нисходящей линии. Оно вопреки уже принятому решению Думы соглашалось только на добровольное отчуждение.
28794. Политическая деятельность П.А.Столыпина. Замысел и воплощение. Значение аграрной реформы 14.37 KB
  Значение аграрной реформы. Цели реформы: Социальноэкономические Завершить аграрный переворот свободную рабочую силу направить в промышленность. Результаты реформы: Рост посевных площадей по стране на 10.