7754

Общие закономерности развития личности

Лекция

Педагогика и дидактика

Общие закономерности развития личности. 1. Закон развития высших психических функций человека по Л.С.Выготскому. Л.С.Выготский: Общий генетический закон развития высших психических функций человека, который является основой культурно-историчес...

Русский

2013-01-28

101.5 KB

36 чел.

Общие закономерности развития личности.

1. Закон развития высших психических функций человека по Л.С.Выготскому.

Л.С.Выготский: 

Общий генетический закон развития высших психических функций человека, который является основой культурно-исторической концепции развития человека: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды – сперва как деятельность коллективная, социальная, второй раз – как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка»…

«Этот закон, думается нам, всецело приложим и к процессу детского обучения. Мы не боялись бы после всего сказанного утверждать, что существенным признаком обучения является то, что оно создает зоны ближайшего развития, т.е. вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития. Сейчас для ребенка эти процессы возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но, продлевая внутренний ход развития, они становятся внутренним достоянием самого ребенка.

С этой точки зрения обучение не есть развитие, но правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека».

2. Психологические особенности детей и подростков.

Психологические особенности дошкольного возраста

(3 – 6 лет)

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ИГРА, освоение норм поведения и деятельности людей.

  •  3–4 года – самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я сам», «Я сам знаю», нарциссизм – восхваляет себя).

игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры);

  •  5–6 лет – гармонизация отношений со взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами игры-соревнования), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей;
  •  развитие практического мышления, в частности посредством более сложных конструкторских игр;
  •  развитие способностей рисования, музыкальных способностей и умений понимать музыку, петь, танцевать, формирование творческого склада мышления;
  •  эгоцентризм мышления;
  •  развитие восприятия (усвоение перцептивных действий и  эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных к произвольным формам), развитие воли;
  •  развитие любознательности (в 4–5 лет – «почемучки»);
  •  развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному воображению, которое выполняет познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную функции (защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию);
  •  развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам объем слов достигает 14 тысяч, полное овладение грамматическими нормами языка) и эгоцентрической речи (речи для самого себя, которая сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия в 4–5 лет), затем перерастание во внутреннюю речь;
  •  развитие понятий (в 3–5 лет слова – как «штампы», заменяющие предметы или действия, к 6–7 годам слова обозначают существенные признаки предметов – конкретные понятия);
  •  развитие мышления на дооперациональном уровне (Пиаже), постепенный переход к операциональному  уровню;
  •  интерес к половым проблемам, рождению детей:

а) фаллическая стадия психосексуального развития (в 3–4 года);

б) формирование и преодоление Эдипова комплекса (в 5–6 лет), формирование внутренней совести, цензора, моральных суждений;

  •  формирование инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо в случае негативного хода развития – формирование пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам;
  •   формирование готовности к школе;
  •  возникновение первого целостного детского мировоззрения, направленного на попытку осмыслить закономерные отношения (Пиаже показал, что у ребенка складывается артификалистическое мировоззрение, означающее, что все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, является  результат деятельности людей («луну сделали космонавты»));
  •  возникновение первичных морально-этических понятий (что такое хорошо и что такое плохо);
  •  возникновение соподчинения мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям);
  •  возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками);
  •  возникновение личного сознания (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества – хороший, злой, добрый и т.п.).
  •  формирование готовности к школе, которая проявляется не в формальном овладении навыками счета, письма, чтения, а в готовности к школе как результат общего психического развития ребенка, как комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка, а именно:
  •  произвольность поведения – умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам;
  •  учебная мотивация (желание учиться, а не играть, желание идти в школу);
  •  эмоциональная устойчивость;
  •  показатели сформированности интеллектуальной сферы – концентрация внимания, понимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мышления, наличие фонематического слуха, способностей к обобщению, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, зрительно-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев); – умение использовать в деятельности знаково-символические средства; замещение (употребление заместителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет); кодирование, схематизация и моделирование;
  •  личностная и социальная сферы характеризуются способностью к сотрудничеству со сверстниками, сформированностью отношений к взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям, умение учитывать позицию другого человека, ориентироваться  на социальные нормы. (Для психодиагностики уровня готовности ребенка к школе могут применяться тесты Йерасека, А. Венгера, Г. Витцлака, компьютерный пакет «готовность к школе» Улановской Н.И. и др. методики).

Психологические особенности младшего школьного возраста

(6–11 лет)

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – УЧЕБА:

  •  перестройка познавательных процессов, направленная на  формирование произвольности, продуктивности и устойчивости мыслительных процессов, развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего, механической памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению на уровне конкретных понятий), что составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте;
  •  развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли (ребенок научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы, в определенной степени управлять своим поведением);
  •  развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность и оценивать ее результаты);
  •  формирование внутреннего плана действий (ребенок уже может выполнять действия про себя – умственные действия);
  •  развитие саморегуляции поведения, воли;
  •  усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний и опыта;
  •  овладение навыками самообслуживания и домашнего труда;
  •  расширение сферы общения, появление новых авторитетов,  формирование отношений в учебном коллективе;
  •  включенность в развивающие игры, которые занимают второе место после учебы;
  •  формирование самооценки на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки;
  •  формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей, появляются неуверенность в своих силах, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, школьные неврозы.

Психологические особенности подросткового возраста

(11-14 лет)

  •   ведущая деятельность – общение со сверстниками, социально-значимая деятельность, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе:
  •  интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;
  •  неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоциями и настроениями;
  •  самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми;
  •  формирование самооценки, характера;
  •  возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптивных форм поведения;
  •  формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;
  •  отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;
  •  развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, оперированию абстрактными понятиями;
  •  самоконтроль и планирование деятельности еще затруднительны;
  •  склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения;
  •  появление сексуальных влечений и интересов;
  •  формирование самосознания своего «Я», эгоистичности;
  •  избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей;
  •  возникновение «чувства взрослости» (второе психологическое рождение ребенка или страха потери «Я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они);
  •  формирование социального сознания и самосознания, самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни).

Основные психологические особенности в период ранней юности (14 – 18 лет)

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная:

  •  формирование самосознания (представление о себе самом, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств;
  •  соотношение себя с идеалом, развитие способностей к самовоспитанию, самообразованию;
  •  возрастание волевой саморегуляции;
  •  усиление концентрации внимания, увеличение объема памяти, логизация учебного материала, сформированность абстрактно-логического мышления;
  •  развитие умений самостоятельно разбираться в сложных вопросах, принимать решения;
  •  формирование собственного мировоззрения как целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;
  •  увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений;
  •  стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности;
  •  пренебрежение к опыту и советам старших; критиканство, проявление недоверия;
  •  проявление рационализма, практицизма;
  •  готовность к самоуправлению, новому осмыслению всего окружающего, жизненному определению человека; приобретение определенной степени психологической зрелости;
  •  стремление к получению профессии – основной мотив познавательной деятельности;
  •  отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;
  •  завершение полового созревания, формирование отношений к зарождающимся сексуальным желаниям;
  •  появление первого чувства любви, дружбы;
  •  существенная перестройка эмоциональной сферы;
  •  недостаточное осознание последствий своих поступков.

Основные психологические особенности в период поздней юности (18 – 25 лет)

 

  •  зрелость в умственном, нравственном отношении;
  •  убежденность, сложившееся мировоззрение;
  •  чувство нового – смелость, решительность;
  •  самостоятельность, прямолинейность;
  •  критичность  и самокритичность; самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью;
  •  сохраняются максимализм, отрицательное отношение к мнению старших;
  •  скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения;
  •  неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком;
  •  принятие ответственных решений (выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни);
  •  выбор спутника жизни, готовность к созданию своей семьи, активность в сексуальной сфере.

3. Деятельность как фактор развития.

1. Многообразные концепции развития личности можно отнести к двум основным, противоположным по своей сути теориям:

  1.  становление и развитие личности – это самостоятельный процесс, который имеет собственные внутренние силы, действующие независимо от воспитания и обучения. При этом развитие личности происходит спонтанно, личность как бы самостоятельно вызревает, а специально организованные на научной основе процессы воспитания и обучения играют пассивную роль в личностном формировании;
  2.  личность формируется в деятельности, участие растущей личности в деятельности обеспечивает формирование запроектированного образа личности, что предполагает разработку форм и содержания этой деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности, ее интересов и потребностей.

2.Основными видами деятельности для растущей личности являются игра, учение, труд.

Педагогические требования к организации и осуществлению деятельности как фактору развития личности:

  •  формы и содержание деятельности должны соответствовать интересам личности, при этом сама деятельность выступает источником открытий, вдохновения, радости;
  •  по мере участия ребенка в деятельности расширяется его самостоятельность, ответственность за полученные результаты;
  •  деятельность должна иметь творческий характер;
  •  необходимо включение ребенка не только в индивидуальную самостоятельную деятельность, но и в коллективную, направленную на сотрудничество, партнерство, демократический стиль общения;
  •  деятельность должна быть четко спланированной, а ее цели и результаты конкретно определены и приняты учащимися;
  •  в ходе участия ребенка в деятельности необходимо создать для него ситуацию успеха (деятельность обязательно должна быть успешной!!!).
  1.  Ведущий вид деятельности – это такая деятельность, в процессе которой проявляются другие виды деятельности (например, в игре – элементы учебной); возникают частые психические процессы (в игровой – активное воображение, фантазия); усваиваются ценности, нравственно-правовые нормы поведения и общения. Изменение ведущего типа деятельности в соответствии с возрастными периодами ребенка выступает средством его эффективного развития (см. п.4.2., таблицу 14).

Таблица 1.

Периодизация психического развития личности и характеристика психических познавательных процессов

Возрастные периоды

Ведущая деятельность

Направленность личности

Характеристика психических познавательных процессов

Младший школьный возраст

Средний

школьный возраст

Старший

школьный возраст

Учебная деятельность

Общественно-полезная деятельность

Учебно-профессиональная деятельность

Осознание себя как социального существа. Развитие мотива долга, удовлетворения от своих достижений, рефлексии собственного поведения

Стремление утвердить «я» в системе общественных отношений. Появление друга – первое личное достижение подростка. К 10 –11 годам развивается способность к самоанализу, к 14 – 15 годам – саморегуляции.

Формируются идеалы, профориентация.

Формирование творческой индивидуальности, стремление к самореализации. Определение гражданской позиции, осуществление выбора профессии. Развитие инициативы, самостоятельности, ответственности.

Переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Развитие абстрактно-понятийного мышления. Переход от непроизвольного запоминания к запоминанию словесных формулировок. Психические процессы неустойчивы, имеют яркую эмоциональную окраску.

Развитие способности к абстрактным и сложным дедуктивным рассуждениям. Овладение операциями абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации, постоянного оперирования понятиями. Развитие памяти от наглядно-образной к словесно-логической.

Активное развитие теоретического мышления. Овладение приемами опосредованного запоминания. Формируются внимательность и наблюдательность. Внимательность поддерживается даже в неблагоприятных условиях.

  1.  Механизмом развития личности посредством деятельности выступает реализация условий, которые создает педагог в процессе деятельности и которые оказывают позитивное влияние на сознание, чувства, поведение школьников. Такими условиями являются:
  •  внешние условия (создаваемые и реализуемые педагогом), способствующие формированию у обучающихся умений адаптироваться к нормам социального поведения и регулировать в соответствии с ними свои действия и общение;
  •  внутренние условия (реализуемые самой личностью ученика), обеспечивающие процесс самовоспитания, при котором общечеловеческие ценности, нравственно-правовые нормы, действующие в социуме, переводятся (трансформируются) во внутренние установки, привычки, действия.

Таким образом, необходим механизм перевода целей воспитания и развития личности в целевые установки собственной деятельности личности. Этим механизмом выступает мотивация деятельности ученика.

Способы мотивации деятельности ученика:

  •  четкая постановка целей деятельности ученика и принятие ее им;
  •  представление об объеме, способах, времени выполняемой работы, что дает ученику возможность как бы «увидеть» весь процесс от начала и до конца и сформировать собственную установку на темп, ритм, опираясь на свои возможности;
  •  помощь ученику в ходе деятельности, внимание к его работе, что подчеркивает значимость его деятельности, ее необходимость и полезность;
  •  опора на положительное в ученике, что поддерживает его уверенность в достижении результата;
  •  доверие, вера в успех ученика, опора на его самостоятельность; создание ситуации успеха, т.е. разработка такого задания и такой методики, при которой ученик обязательно справится с работой;
  •  определение перспективы личностного роста, учет личного интереса ученика;
  •  повышение социального статуса ученика  в коллективе через освоение новых знаний, опыта, достижение повышенных результатов;
  •  постоянная рефлексия – осознание учеником значимости деятельности для себя и социального окружения, сочетание оценки и самооценки;
  •  создание обстановки, располагающей ученика к творческой деятельности, вызывающей положительные эмоции;
  •  четкая организация труда; включение учеников в деятельность «без раскачки», «охлаждения», создание необходимых условий до начала работы;
  •  включение всех учащихся в активную деятельность, сочетание индивидуальной и групповой работы, взаимопомощь;
  •  гуманная система взаимоотношений в системах учитель - ученик, ученик – ученик при сочетании требовательности и уважения к личности ученика.

Таким образом, соединение внешних педагогических условий с внутренней работой мысли и души ученика через мотивацию его деятельности  становится фактором его социального развития.

4. Сущность учебной деятельности как фактора развития личности ученика

Учение как вид деятельности осуществляется, если действия человека стимулируются и управляются собственной сознательной целью усвоить определенные знания и опыт. Учение – специфическая человеческая деятельность, которая возможна лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. При этом учение предъявляет требования к познавательным процессам личности (память, сообразительность, воображение, гибкость ума), волевым качествам (управление вниманием, регулирование чувств и т.д.), а также к общеучебным умениям, в том числе и аутодидактическим (т.е. учить самого себя).

В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Основные характеристики учебной деятельности:

  1.  направленность на овладение учебным материалом и способами решения учебных задач;
  2.  в ходе учебной деятельности учащимися осваиваются общие способы действий и научные понятия;
  3.  процесс формирования общих способов действий предваряет решению задач;
  4.  учебная деятельность ведет к изменениям в психических свойствах и поведении обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий».

Оригинальную концепцию учебной деятельности предложил В.В.Давыдов. В процессе учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.

В учебной деятельности, в отличие от деятельности исследовательской, человек начинает не с рассмотрения чувственно-конкретного разнообразия действительности, а с уже выделенной другими (исследователями) всеобщей внутренней основы этого многообразия. Таким образом, в учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному.

Главным результатом учебной деятельности учащегося является формирование у него теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых учеником  в ходе дальнейшего обучения способов действий.

По определению И.И.Ильясова, деятельность учения есть самоизменение, саморазвитие субъекта, превращение его из не владеющего определенными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими. Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий. Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются:

  •  интеллектуальные действия, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.);
  •  знаковые языковые средства, в форме которых усваивается знание.

Способы учебной деятельности могут быть разнообразными: репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В.В.Давыдов).

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из: 1) мотивации, 2)учебных задач в определенных ситуациях в различной форме заданий, 3) учебных действий, 4) контроля, переходящего в самоконтроль, 5)оценки, переходящей в самооценку.

Учебная задача  выступает как определенное учебное задание, имеющее четкую цель, но для того, чтобы ее осуществить, надо учесть условия, в которых действие должно осуществиться. По А.Н.Леонтьеву, задача – это цель, данная в определенных условиях. По мере выполнения учебных задач происходит изменение самого ученика. Учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия.

Учебная задача выступает как сложная система информации о каком-то объекте, процессе, в которой четко определена лишь часть сведений, а остальные неизвестны, но требуется их найти, используя имеющиеся знания и алгоритмы решения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками оптимальных способов решения.

Е.И.Машбиц сформулировал основные требования к проектированию учебных задач:

  •  учебные задачи должны обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности;
  •  учебная задача должна конструироваться так, чтобы соответствующие средства деятельности, усвоение которых предполагается в процессе решения задач, выступали как прямой продукт обучения.

Учебная задача дается в определенной учебной ситуации. Учебная ситуация может быть конфликтной (межличностная конфликтная ситуация препятствует обучению) и сотруднической, а по содержанию – проблемной либо нейтральной. Проблемная ситуация задается ученику в форме вопроса: «Почему?», «Как?», «В чем причина, связь этих явлений?».

Задача возникает как следствие проблемной ситуации в результате ее анализа, но если ученик не принял, не понял, не заинтересовался проблемной ситуацией, она не может перерасти в задачу. Решение задачи, выполнение учебной деятельности возможны только на основе осуществления учебных действий и операций.

Учебная деятельность как целое включает в себя ряд специфических действий и операций разного уровня. К исполнительным учебным действиям первого уровня И.И.Ильясов относит:

  1.  действия уяснения содержания учебного материала;

б)   действия обработки учебного материала.

Кроме исполнительных действий по уяснению и обработке материала, осуществляются контрольные действия, характер и состав которых зависят от тех условий, что и состав исполнительных действий (источник и форма получения учебной информации). Наряду с мыслительными, в учебных действиях реализуются перцептивные и мнемические действия и операции, репродуктивные (исполнительские, шаблонные) и продуктивные, направленные на создание нового действия (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Структура учебной деятельности.

ПРЕДМЕТ учебной деятельности (содержание)

Усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся

СРЕДСТВА учебной деятельности

  1.  Интеллектуальные действия, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.),
  2.  знаковые языковые средства, в форме которых усваивается знание,
  3.  фоновые исходные знания

СПОСОБЫ  учебной деятельности

  1.  Репродуктивные,
  2.  проблемно-творческие,
  3.  исследовательско-познавательные действия,
  4.  переход от внешних предметных действий к внутренним умственным действиям

ПРОДУКТ учебной деятельности

  1.  Структурированные знания,
  2.  умение решать научные и профессиональные задачи,
  3.  внутренние новообразования: формирование теоретического мышления,
  4.  накопление индивидуального опыта через усвоение общественно-исторического опыта человечества

РЕЗУЛЬТАТ учебной деятельности

  1.  Сформированность познавательных интересов, потребностей продолжать учение, самообразование, удовлетворенность от учебы либо
  2.  нежелание учиться, отрицательное отношение к учебе, учению,  непосещение занятий, уход из учебного заведения

ВНЕШНЯЯ СТРУКТУРА учебной деятельности

  1.  Учебная мотивация,
  2.  учебная ситуация: учебная задача, решение задачи посредством учебных действий,
  3.  контроль преподавателя,
  4.  оценка преподавателя

УЧЕБНЫЕ ЗДАЧИ

  1.  Условия задачи: отношения между объектами, выдвижение гипотез их решения,
  2.  проект деятельности по решению задачи
  3.  проверка достоверности полученных результатов

ДЕЙСТВИЯ И ОПЕРАЦИИ

  1.  Общие (логические приемы и психологические умения) и специфические (предметные) действия,
  2.  действия целеполагания,
  3.  действия программирования,
  4.  действия планирования,
  5.  исполнительные действия:
  •  вербальные,
  •  материальные, практические,
  •  мыслительно-логические,
  •  перцептивные,
  •  мнемические,
  •  репродуктивные,
  •  продуктивные,
  •  преобразующие,
  •  исследовательские,
  •  исследовательско-воспроизводящие,
  1.  действия контроля (самоконтроля),
  2.  действия оценки (самооценки)

Вопросы и задания для самоконтроля

  1.  Раскройте педагогическую сущность культурно-исторической концепции развития человека по Л. С. Выготскому.
  2.  С учетом каких возрастных психологических особенностей личности школьника Вы будете подбирать учебный материал, способы его изложения для учеников 3 – 4 классов и 7 – 8 классов при изучении понятия процента числа?
  3.  Раскройте основные принципы, приемы и особенности семейного воспитания детей и подростков с учетом их возрастных психологических различий.
  4.  В 5 классе учительница вызвала нарушителя дисциплины во время урока к своему столу и строго сказала: «Стой здесь до тех пор, пока из твоей головы не выйдут все глупости. Тогда сам скажешь». Ученик попал в конфузное положение. Ему было стыдно стоять под насмешливыми взглядами  своих товарищей, и через минуту он сказал: «Все в порядке».

Учительнице понравился этот прием, и она в аналогичном случае поступила так же по отношению к семикласснице. Но здесь дело обернулось по-другому.

«Если я, по-вашему, дура, то и учиться мне у вас незачем!» – воскликнула девочка и, хлопнув дверью, вышла из класса.

Чем Вы объясните столь разные результаты применения одного и того же приема?

  1.  Обоснуйте, почему деятельность выступает важнейшим фактором развития личности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47251. Підвищення якості ангіографічних зображень 7.74 MB
  Коронарная ангиография – исследование коронарных сосудов, питающих мышцу сердца. Эти сосуды наиболее часто поражаются атеросклерозом, их просвет суживается или полностью закрывается, что приводит к развитию стенокардии или инфаркта миокарда. Коронарография – прямой метод распознавания этих болезней.
47253. Сущность и своеобразие педагогической профессии 714.17 KB
  Учитель как субъект педагогической деятельности и профессионально обусловленные требования к нему. Профессиональное творчество в педагогической деятельности педагога. Изучение особенностей профессиональной направленности и пригодности к педагогической деятельности. Герсберг установил что настоящими мотивами деятельности учителя является многообразие труда самостоятельность профессиональный рост осознание важности дела и д.
47254. Электрическая часть ГРЭС 3х320 МВт 580.15 KB
  Место сооружения данной проектируемой ГРЭС находится в Центральном районе. Мощность генераторов установленных на ГРЭС 3х320 МВт. Генератор соединяется в блок с повышающим трансформатором мощностью 400МВ.А. Энергоблоки генератор - трансформатор работают на шины 220 кВ.
47255. Автоматизовані системи управління 391.5 KB
  Методичні вказівки містять вимоги до структури й змісту дипломного проекту за спеціальністю. Викладено вимоги й правила щодо оформлення пояснювальної записки і графічної частини дипломного проекту. Вимоги до структурних елементів вступної частини.
47256. Психологическое сопровождение команды спортсменов с ограниченными возможностями в СДЮСШОР ГБОУ «Балтийский Берег» 1.25 MB
  Особенностями спортсменов с умственной отсталостью атлетов входящих в команду Специальных олимпийцев является высокая степень неразвитости речи низкий уровень концентрации внимания отсутствие возможности к запоминанию последовательности действий стильное недоразвитие мелкой и недостаточное развитие крупной моторики. Чем выше уровень референтности окружающих цели и содержания деятельности тем больше влияние на отдельную личность способна оказать группа. Эффективность тренировочного процесса спортсменов с ограниченными...
47257. Исследование систем управления персоналом и влияние зарубежного опыта на Российскую модель на примере компании ОАО «Ростелеком» Петербургский филиал 137.86 KB
  Понятия подходы и принципы управления персоналом. Понятия управления персоналом. Основные подходы управления персоналом. Основные принципы управления персоналом за рубежом.
47258. ОЦЕНКА И РАСЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 975.5 KB
  Цель такого анализа — исследовать важнейшие аспекты денежного оборота и принять меры по укреплению финансово-экономического состояния хозяйствующего субъекта. Стабильное финансовое состояние предприятия означает своевременное выполнение обязательств перед его персоналом