77544

Крепостное право и кодификация законов

Реферат

История и СИД

Понять, как положение крепостных отражено в праве. Проанализировать, как сочетаются крепостное право и абсолютизм. Разобраться в том, какие права были у помещиков, а какие у крепостных. Найти ответ на вопрос, что представляло собой крепостное право в эпоху оформления законов и сохранения крепостничества.

Русский

2016-09-14

213 KB

13 чел.

Крепостное право и кодификация законов

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………..3

Историография ……………………………………………………..5

Характеристика источников ……………………………………..9

Глава 1.Общее представление о положении дел в период

XIX века.………………………………………………...................12

Глава 2.Правовое положение отдельных групп населения. …..14

2.1.Дворянство……………………………………………………15

2.2.Духовенство…………………………………………………… 18

2.3.Городское население………………………………………….19

2.4.Крестьянство……………………………………………………21

Глава 3.На пути к решению крестьянского вопроса…………… 25

3.1.Секретные комитеты и их деятельность ……………………..25

3.2.НиколайI и крестьянский вопрос ……………………………35

3.3.Деятельность М.М. Сперанского .…………………………….38

Заключение ………………………………………………………...44

Список литературы ………………………………………………..46

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что историки так и не пришли к единому мнению и до сих пор пытаются выяснить, что такое крепостное право, как оно повлияло на развитие России, что повлекло за собой, хорошо ли, что система крепостничества существовала в стране, и каковы последствия ее отмены. Более того, тема моей работы позволяет взглянуть на крепостное право как бы со стороны кодификации законов, понять, как и то и другое совмещалось в один период времени. И если говорить о временных рамках моего исследования, то они охватываютXIX век, время кодификации Русского права.

Что же такое крепостное право? Что оно из себя представляет? Как известно, крепостное право в России — система правоотношений, вытекавших из зависимости крестьянина, то есть земледельца, от помещика, владельца земли, которую крестьяне населяли и обрабатывали.

Крепостное право в России формировалось постепенно. Еще в XV веке крестьяне могли свободно уходить от одного землевладельца к другому. Юридическое закрепощение крестьян проходило поэтапно.

Судебник 1497 года ИванаIII положил начало оформлению крепостного права, ограничив переход от одного землевладельца к другому единым сроком: неделей до и неделей после 26 ноября - Юрьева дня.

Официально юридическое закрепощение подтверждено Соборным уложением 1649 года в царствование Алексея Михайловича.

Стоит отметить, что правительство Александра I и НиколаяI признавало необходимость перемен в крестьянской политике, но в то же время считались незыблемыми основы абсолютизма и крепостничества. Это был период усиления самодержавия, развития товарного производства и одновременно период сохранения феодальных отношений. И хотя перспектива отмены крепостного права и существовала, почему возможным это стало только к 1861г.? Цель моей работы и состоит в том, чтобы дать ответ на этот непростой вопрос.

А что означает понятие кодификация? Кодификация – это деятельность, направленная на создание нового нормативно-правового акта, включающего нормы, которые существенно отличаются от ранее действовавших, с целью создания единого и согласованного нормативного акта. Я постараюсь в своей работе разобрать тему кодификации и соотнести ее с темой крепостничества, что также ставлю целью своего исследования.

Для достижения указанных целей в работе решаются следующие исследовательские задачи:

  1. Понять, как положение крепостных отражено в праве.
  2. Проанализировать, как сочетаются крепостное право и абсолютизм.
  3. Разобраться в том, какие права были у помещиков, а какие у крепостных.
  4. Найти ответ на вопрос, что представляло собой крепостное право в эпоху оформления законов и сохранения крепостничества.

Историография

Теме моего исследования посвящено немало работ.

Для начала стоит обратить внимание на исторический очерк «Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии, 1826-1882.» Петра Михайловича Майкова. Автор освещает много вопросов, но особое значение имеет, как мне кажется, то, что он пишет о Втором отделении Собственной его императорского величества канцелярии, так как Петр Михайлович (22 марта 1833 - 1918) был не просто историком. Майков являлся чиновником II отделения СЕИВК — Собственная его императорского величества канцелярия и заведующим ее библиотекой. В своем труде автор рассказывает об образовании II отделения и задается вопросами: зачем оно было учреждено? Что оно сделало для государства и общества? А это, в свою очередь, необходимо и для моего исследования.

Без такой работы как «Развитие русского права в первой половине XIX века», я бы не справилась с поставленными мной задачами. В этом труде широко описывается, как и отражено в названии, развитие русского права, его особенности, в указанный период времени, в период российского абсолютизма. «Эволюция российского самодержавия протекала в условиях классовой борьбы, которая лежала в основе политических преобразований и, в конечном счете, решала их судьбу» — Развитие русского права в первой половине XIX века. М., 1994. С.3..

Следующая работа, которая представляет интерес для моего исследования – это работаСергея Владимировича Кодана, профессора и доктора юридических наук, «Юридическая политика Российского государства в 1800-1850-е гг.» в двух частях. В своей диссертации Кодан подробно анализируетполитико-правовое развитие страны, совершенствование законодательной деятельности Российского государства в 1800-1850-е гг., что также поможет раскрыть мне тему законодательства. Сергей Владимирович пишет, что «Форма правления в России получила к началуXIX в. достаточно четко правовое и идеологическое оформление в виде абсолютистской модели монархии. В российском варианте оно обозначалось и получило определение “самодержавие” и такой характер организации государственной власти со средоточением в руках царя всей ее полноты являлся определяющим в политике государства» — Кодан С.В.Юридическая политика Российского государства в 1800-1850-е гг. Екатеринбург, 2004.Ч.1. С.42..

Дальше хотелось бы обратиться к трудудоктора исторических наук - Ирины ВладимировныРужицкой «Законодательная деятельность в царствование императора НиколаяI». Ружицкая рассматривает правление НиколаяI как этап движения России к преобразованиям 1860-х гг., как подготовку почвы для крестьянской реформы. Рассматривая крестьянский вопрос, Ружицкая отмечает, что каждое последующее мероприятие имеет связь с предыдущим. Что нельзя не отметить, большое внимание она уделяет и процессу создания законодательных актов. «Очевидно, что постановка и разработка многих насущных вопросов при НиколаеI, в частности, вопросов законодательства, оказали влияние на процесс преобразований в следующее царствование, подготовили для них почву» — Ружицкая И.В. Законодательная деятельность в царствование императора НиколаяI. М., 2005. С.3..

Интересна и совместная монография Натальи Анатольевны Ивановой и Валентины Павловны Желтовой «Сословное общество Российской империи». В работе анализируется оформление основных сословий (дворянства, духовенства, почетных граждан, купцов, мещан, ремесленников, казачества и крестьянства) и их правовой статус, эволюция сословного общества Российской империи. В основе изложения материала у авторов лежала идея важности изучения сословного строя для понимания многих ключевых вопросов исторического развития Российской империи, что является особенно ценным и для моей работы. Желтова и Иванова пишут, что «В имперский период истории страны сословное начало усилиями государства было положено в основу общественных отношений, определяло взаимоотношения власти и общества, служило опорой монархии» — Иванова Н.А., Желтова В.П. Сословное общество Российской империи. М., 2009. С.6..

Чтобы лучше разобраться с темой моего исследования, стоит ознакомиться и с работой доктора исторических наук Игоря Анатольевича Христофорова «Судьба реформы: русское крестьянство в правительственной политике до и после отмены крепостного права (1830-1890-е гг.)». Важным и интересным является то, что Христофоров пишет о том, как складывалась в первой половинеXIX века система контроля над крестьянами со стороны государства и помещиков. Крестьянская реформа 1861г. для него – центральное событие историиXIX века, длительный процесс, который полон непредвиденных поворотов, сопротивлений правовых и административных реалий любым переменам.

И наконец, хотелось бы упомянуть работы, которые сыграют существенную роль для детального рассмотрения проблемы крепостного права и законодательства, позволяя более широко взглянуть на общую картину положения дел. Это такие работы, как работа Леонида Васильевича Милова «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса», «Курс Русской истории» Василия Осиповича Ключевского, «Крестьянский вопрос в России» Василия Ивановича Семевского, Михаила Михайловича Сперанского «Обозрение исторических сведений о своде законов», работа Владимира Борисовича Миронова «История русской и мировой культуры» и Евгения Алексеевича Нефедьева «Причины и цель издания Полного Собрания и Свода Законов с точки зрения Сперанского».

Таким образом, можно сделать вывод, что упомянутая мной литература полностью соответствует заявленной теме, которую я и постараюсь раскрыть с ее помощью. Ценность выбранных мной работ заключается в подробном рассмотрении как положения крепостных, так и помещиков, взглядов властей, их действий, и одновременно политики кодификации.Данная историография дает возможность оценить медленный процесс раскрепощения крестьян: имел ли он отрицательные стороны илизаключал в себе и позитивные стороны ряда мер властей, как например, признание необходимости постепенного продвижения к освобождению крепостных и к необходимости вообще крестьянской реформы.

Характеристика источников

В данном исследовании мною были использованы два основных источника – «Свод законов Российской империи» и «Указатель законов для сельских хозяев» Павла Ивановича Дегая.

Свод законов Российской империи – официальное собрание расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов Российской империи,подготовленноеВторым отделениемпод руководствомМ.М. Сперанского при Николае I. Отбор материала для включения в Свод производился на основе Полного собрания законов — Первое Полное собрание законов появилось в 1830 году и состояло из 45 томов, содержащих 30 920 актов, а также 6 томов приложений.. Впервые Свод законов был напечатан в 1832 году. Манифест 31 января 1833 года объявил Свод законов действующим источником права с 1 января 1835 года.Переиздавался вплоть доОктябрьской революции. Свод состоял из пятнадцати томов, которые включалиосновные законы, законодательство огубернских учреждениях,государственных финансах,правах состояния, акты в сфереадминистративного права,гражданскиеиуголовные законы, а также указатели, вспомогательные материалы и другой справочный аппарат. Между изданиями выходили ежедневные и сводные за несколько лет «Продолжения» к Сводус указанием на упраздненные и измененные статьи. В 1892 году в Свод был добавлен шестнадцатый том, включающий законы осудопроизводстве.В своде законов собраны все реально действовавшие в определенный момент времени законы по тем или иным проблемам права.

Свод законов – этолетопись отечественного законотворчества, это великое достижение русской правовой мысли первой половины XIX века, впервые обобщившее и сформулировавшее многие юридические понятия.

В большой степени Свод можно назвать историческим изданием, по которому можно изучать развитие и направление правительственной мысли в стране.

Свод законов знаменовал собой новый этап в истории развития отечественного права и способствовал становлениюправовой системы России.

Необходимо заметить, что важным юридическим инструментом, а также неотъемлемой составляющей государственного режима становится сословное законодательство. Такое законодательство помогало государству управлять населением страны с помощью политико-правовой связи государства и отдельных групп населения путем оформления сословного статуса этих групп как «состояния» по отношению к государственной власти.

«Сословная структура российских подданных получила вторичное, более четкое и детализированное юридическое оформление в 1800-1820-е гг. с изданием Свода законов Российской империи 1832г., в 9 томе которого (Свод законов о состояниях) были консолидированы узаконения о сословиях…» — Кодан С.В. Указ. соч. С.229..

Свод законов о состоянии людей в государстве как раз наиболее интересен для моего исследования, ознакомившись с которым можно узнать о разных родах состояний и о различии в правах, им присвоенных.

Теперь остановимся на работе Павла Ивановича Дегая «Указатель законов для сельских хозяев». Автор этой работыПавел Иванович Дегай(1792 —1849) — российский государственный деятель, учёный-правовед идокторправа.В своих трудах он давал обилие исторических сведений о государственном праве. К сожалению, об источнике«Указатель законов для сельских хозяев» информации не так много, как о Своде законов. Данная работа Дегая даетточные сведения о существующих постановлениях касательно управления недвижимыми имениями. Его труд – некое содействие хозяевам в усовершенствовании.

Итак, можно сделать вывод, что вышеупомянутые источники позволяют детально исследовать проблему, которую отражает тема моей работы, а именно кодификацию законов и крепостное право.

Глава 1.

Общее представление о положении дел в периодXIX века.

Первая глава моего исследования будет совсем небольшой. Это, скорее, вступление, некий ввод в курс дела.

XIX век - период дооформления абсолютизма. Еще продолжается процесс разложения феодально-крепостнического способа производства, но уже стремительно развивается промышленность, все больше распространяется наемный труд, расширяется внешняя торговля, существенно меняется социально-экономическая структура общества.

На этот период времени приходится два царствования: АлександраI и НиколаяI. Между правлениями обоих императоров много как общего, так и немало различий. Однако, несомненно, общим является идея сохранения крепостничества. Правительства Александра I и Николая I проводили весьма противоречивый курс в отношении крестьянского вопроса: наряду с мерами, целью которых было улучшение положения дворянства, они все же принимали указы, направленные на ослабление крепостного права и ограничение произвола помещиков. Смягчать крепостное право их вынуждали обстоятельства.

Если говорить о странах Западной Европы, то в них уже установился капитализм и парламентарный строй, в то время как в России продолжает сохраняться крепостничество. Для внутренней политики характерна реакция — Реакцией называют движение за сохранение и укрепление существующих порядков и подавление любыхреволюционныхилиоппозиционных сил. Реакция – обычно нелиберальныеилирадикальныетечения, а только течения крайнеконсервативные,стремящиеся восстановить давно отжившие общественные институты (например,крепостное право, как в нашем случае).

.

Что касается государственного аппарата и законодательства, меры по их усовершенствованию принимались под влиянием обострения классовых противоречий и кризиса феодально-крепостнической системы.

Глава 2.

Правовое положение отдельных групп населения.

Без этой главы, как мне кажется, моя работа была бы неполной. Поэтому, думаю, стоит начать с того, что процесс распада феодального общества неоспоримо влек за собой дифференциацию внутри некоторых групп населения, а вместе с ней и необходимость правого оформления этих групп (состояний). В соответствии со Сводом законов: «Различные права состояния в государстве установлены: 1) для природных обывателей, составляющих городское и сельское население; 2) для инородцев; 3) для иностранцев, пребывающих в Империи» — Свод законов Российской империи // Свод законов о состоянии людей в государстве. СПб., 1832. Т.9. С.1. Ст.1.. «В составе городского и сельского населения по различаю прав состояния различаются четыре главных рода людей: 1) дворянство; 2) духовенство; 3) городские обыватели; 4) сельские обыватели» — Там же. С.1. Ст.2.. Право состояния приостанавливается в его действии по душевным недугам, т.е. по безумию и сумасшествию» — Там же. С.1. Ст.6.. «Право состояния приостанавливается также безвестным отсутствием» — Там же. С.1. Ст.7..

Эти «главного рода люди» делились на неподатное состояние (дворяне, духовенство, почетные граждане) и податное (мещане и крестьяне).

Я считаю, что тема моей работы допускает, и как мне кажется, без этого нельзя обойтись, разбор положения всех сословий, их основных прав и обязанностей на рассматриваемый мной период. Такой анализ поможет яснее оценивать права помещиков и крестьян, которые уже непосредственно являются предметом моего исследования.

2.1. Дворянство.

Дворянство по-прежнему оставалось привилегированным сословием. Группа дворянства расширялась, чему способствовало присоединение к России вXIX веке западнорусских губерний. Право иностранцев входить в состав русского дворянства за заслуги перед государем, предусмотренное Табелью о рангах 1722г., подтверждалось Жалованной грамотой на права, вольности и преимущества российского дворянства 1785г.

Система получения дворянства, а «Дворянство разделяется на 1) потомственное, и 2) личное» — Свод законов Российской империи // Свод законов о состоянии людей в государстве. СПб., 1832. Т.9. С.3. Ст.16. совершенствовалась. Со второй четвертиXIX века приобретение дворянства стало зависеть от степени ордена.

С 1803г. одним из способов приобретения дворянства стало получение высшего образования. С открытием в январе 1755г. университета дворян стали отпускать из полков для учебы в нем. С 1831г. юноши до 18 лет не отпускались учиться за границу, но уже с 1834г. для их пребывания за границей был установлен срок в 5 лет.

Наличие высшего образования как сословная привилегия было важным моментом, так как это способствовало созданию потомственного дворянства, которое в свою очередь имело право владеть крепостными людьми.

«Дворянин имеет право по призванию своему считаться как помещиком своих поместий, так и вотчинником родовых, наследственных и жалованных его вотчин» — Там же. С.11. Ст.78..

Дворянин-помещик вел все дела крепостных кроме исков, влекущих лишение всех прав состояния. Помещик имел право отсылать крестьян в тюрьму на срок до двух месяцев, отправлять на смирительные работы, наказывать розгами, но с поправкой: не наносить опасных для жизни увечий. Также распоряжался имущественными делами крестьян. Как гласит «Указатель законов для сельских хозяев» — Сельские хозяева - помещики:

«Дозволяется помещикам в обуздание их крестьян:

  1. употреблять легкое наказание,
  2. удалять и вовсе от себя,
  3. отдавать в рекруты,
  4. просить правительство о наказании и усмирении» — Дегай П.И. Указатель законов для сельских хозяев.СПб., 1845. С.62. П.142..

Однако власть помещиков над крестьянами не была безграничной. Они не имели права ссылать крестьян на каторгу по закону 1802г. Хотя уже в 1822г. закон позволял слыть крестьян в Сибирь, но без разлучения с маленькими детьми.

Если помещик убьет крестьянина, то будет наказан. А в тюрьмах с 1828г. дворянам запрещалось брить полголовы.

Постепенно происходит сдвиг в сторону буржуазного землевладения. Сделки купли-продажи заключались не только между дворянами, но и даже с некоторыми категориями крестьянства. Земля постепенно превращалась в товар.

Итак, в складывании дворянства как сословия наиболее отчетливо выделяются три периода: первый - время реформ ПетраI, в частности Табель о Рангах, второй – на время 60-80-е годовXVIIIв., на которое как раз приходится екатерининская Жалованная грамота дворянству, и, наконец, третий период - первая третьXIXв. Для формирования сословия на этот период особенно большое значение имели Положение о дворянских собраниях и выборах 1831г. и законы о состояниях, содержащиеся в 9 томе Свода законов Российской империи, изданном в 1832г.

Характеризуя данный период, нужно обратить внимание на такую черту как уравнение прав на вотчины и поместья, а также на расширение прав дворянства на землю и крепостных.

Созданная правительством и находящаяся под контролем властей корпоративная организация дворянства окончательно складывается к 30-м годамXIX века. Л.В.Милов в своем труде анализирует эту организацию и отмечает, что в Западной Европе сословная корпоративность дворянства более сильная в сравнении с Россией. «Разбросанность владений, быстрый переход их из рук в руки, несовместимость принципа майората — Майорат -порядок наследования недвижимого имущества (прежде всего земельной собственности), согласно которому оно переходит к старшему вродеилисемье. с реалиями российской действительности – все эти факторы препятствовали складыванию…землевладельческой аристократии» — Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.,1998. С.560..

2.2. Духовенство.

Как и дворянство, духовенство было привилегированным сословием. Состав духовенства не был однородным. Высшее - принадлежало классу феодалов.

Что касается прав духовенства, то подати и повинности на него не распространялись. Духовенство было освобождено от тягла и государственной службы, причем имело собственное управление, а также суд.

Незаселенные земли духовенство могло покупать с 1804г. Имениями могли владеть те, кто имели права дворянства. Согласно закону 1801г. телесное наказание не распространяется на священнослужителей. С 1808г. Это право получили и их жены, а с 1835г. - дети.

Однако церковнослужители вплоть до 1836г. еще подвергались телесным наказаниям.

Подводя итог, отметим важное отличие духовного состояния от дворянства и от других состояний. Отличие заключалось в том, что духовенство существовало на основе не только государственного права, но и канонического церковного права, что обеспечивало устойчивость этого сословия.

2.3. Городское население.

Другими словами городское население - городские обыватели. «Под именем городских обывателей вообще разумеются: 1) все те, кои в городах или старожилы, или родились, или поселились; 2) лица, имеющие в городах дома или иные строения, или место, или землю; 3) записанные в гильдии или в цехи; 4) те, которые были на службе городской, или записаны в мещанство» — Свод законов Российской империи // Свод законов о состоянии людей в государстве. СПб., 1832. Т.9. С.59. Ст.502.. То есть, к этой категории можно отнести дворян, духовенство, купечество, мещан, рабочих людей и почетных граждан.

Почетное гражданство – это сословие, созданное для того, чтобы в некоторой степени уравнять дворян и купцов. Данное постановление было принято в апреле 1832г. Представители этого сословия могли участвовать в выборах и быть избираемыми на городские должности. В свою очередь они не несли телесного наказания и были свободны от подушного оклада.

По судебному приговору права почетных граждан могут быть утрачены.

Теперь несколько слов о купечестве. Купечество уплачивало подати. Указ 1804г. вводил запрет на покупку крестьян без земли тем, кто не принадлежит к дворянам. Купцы не были дворянами и могли владеть населенными землями только при соглашении с крестьянами.

При соблюдении некоторых установок, в купечество могли попасть государственные крестьяне с 1804г., а с 1821г. - удельные. Для этого нужно было проживать в городе, иметь городскую специальность и не иметь задолженностей, и, что важно, внести трехгодичную подать, причем как по состоянию крестьянства, так и купечества.

Далее обратимся к сословию мещан. Данное сословие могло торговать в городах. В основном торговали ветхим товаром вместе с крестьянами. Но не всем мещанам это было позволено. По гильдейской реформе 1824г. определялся разряд мещанских оборотов. Торговать могли те, у кого больше разряд.

Мещане составляли большую часть городского населения. Чтобы принадлежать к мещанам, бывшим крепостным и разжалованным церковникам, детям личных дворян старше 25 лет не требовалось согласия мещанской управы; остальным же оно было необходимо, как и приговор отказа от прежнего общества с одобрением шести благонадежных людей, впрочем, последнее условие было необходимым для всех граждан.

Разобрав права отдельных групп городского населения, сделаем небольшой вывод. ЕкатеринаII хотела выделить в отдельную категорию торгово-промышленное городское население. Однако ее идеи оказались реализованными формально. С 30-х годовXIX века существовали сословия двух типов, а именно привилегированные (купцы, почетные граждане) и непривилегированные (ремесленники, мещане). По мере развития законодательства и перехода аграрного общества в индустриальное возрастало количество почетных граждан и купцов, постепенно входящих в состав интеллигенции, бюрократии и в формирующийся класс буржуазии. Представители непривилегированного сословия в основном оставались мелкими торговцами, рабочими, промышленниками, так и находясь внизу социальной лестницы.

2.4. Крестьянство.

Итак, переходим к феодально-зависимому населению, и, несомненно, самому важному для моего исследования – к крестьянству. Данное сословие относится к состоянию сельских обывателей.

В работе «Развитие русского права в первой половинеXIX века крестьяне рассматриваются как помещичьи и государственные. И, кстати, интересно заметить, что Христофоров в своей работе «Судьба реформы: русское крестьянство в правительственной политике до и после отмены крепостного права (1830-1890-е гг.)» говорит о том, что для понимания крепостного права очень важна параллель между частновладельческой, то есть помещичьей деревней и государственной. «…власть была озабочена прежде всего помещичьей деревней, но не имея возможности прямо вторгаться в отношения помещиков с крепостными, пыталась действовать окольными путями, через реформы в деревне государственной. Последняя рассматривается как своеобразный “полигон” для “испытания” разных способов воздействия на помещиков» — Христофоров И.А. Судьба реформы: русское крестьянство в правительственной политике до и после отмены крепостного права (1830-1890-е гг.). М., 2011. С. 49..

Начнем с указа 1801г., обнародованного 12 декабря в день рождения императора АлександраI. Лицам всех свободных состояний (купцам, мещанам, казенным крестьянам) было позволено приобретать в собственность недвижимые имущества без крестьян вне городов. Закон разрушал землевладельческую монополию дворянства, которое ранее могло приобретать землю в личную собственность. Многие помещики захотели вступить в соглашение со своими крепостными крестьянами и освободить их.

Известно, что граф С.П.Румянцев, сын екатерининского фельдмаршала, решил отпустить на волю около 200 своих крестьян с землей и предоставил правительству проект закона о сделках с крепостными помещиков. Проект был принят правительством, и указ был утвержден 20 февраля 1803г., который получил название «Указ о свободных (вольных) хлебопашцах».

«Три ряда условий допускаются в договорах об увольнении в свободные хлебопашцы:

  1. Крестьянам может быть дана личная вольность с утверждением им земли в собственность за известную сумму, вносимую при совершении отпускной.
  2. Платеж может быть рассрочен в годы, или может быть определено известное число лет, в продолжение которых крестьяне остаются в некоторых известных к помещику повинностях.
  3. Крестьяне могут, оставаясь прикрепленными к земле, заключать с помещиком условия, на основании которых, владея его землей, они обязуются или на известное число лет, или по жизни его, или же навсегда совершать известные повинности, либо платить подать деньгами…» — Дегай П.И.Указ. соч. С. 77. П. 190..

Теперь крестьяне освобождались с землей целыми селениями или отдельными семьями, образовывая так называемый класс «свободных хлебопашцев». Безземельное освобождение крестьян прекратилось. Этот закон считается первым решительным шагом правительства на пути к отмене крепостного права.

Меняются и способы закрепощения людей. Как известно, правило «по робе холоп» — По робе холоп означает, что дети рабыни - холопы. было отменено еще во времена ЕкатериныII. В дальнейшем указ содержал ограничения, но уже в 1815г., все женщины вольного происхождения, вышедшие замуж за помещичьих дворовых людей и крестьян, по смерти своих мужей не должны быть обращены в число крепостных.

Как мы можем заметить, меры по улучшению положения крестьянства принимались. Крестьянам было разрешено не работать по воскресеньям и в праздники. Согласно указу 1811г. крестьяне должны были получать от помещиков хлеб и рабочий скот в неурожайные годы.

Принимались меры и по улучшению условий продажи крепостных. Например, запрещалась продажа людей поодиночке и без земли. С 1833г. запрет на продажу крестьян с дроблением семей. Рассматривался вопрос и о не продаже людей, но продажа за долги все же разрешалась. На ярмарках крестьяне также продавались как и ранее.

Что касается освобождения крестьян, то еще В.В. Голицын задумывался об этом, желая, чтобы Россия встала на один уровень с другими странами. Аналогичное стремление можно увидеть и в Наказе ЕкатериныII. Однако первые шаги на пути к разрешению вопроса о крестьянах начались только при АлександреI, а именно это прослеживается в его указе о вольных хлебопашцах, о чем ранее уже было упомянуто.

Очевидно, что развитие капитализма постепенно подталкивало правительство к принятию мер по освобождению крестьян из крепостной зависимости. Государство, прежде всего, хотело сохранить крестьянина как сельскохозяйственного производителя.Также приходилось учитывать и интересы помещиков, без согласия которых нельзя было осуществить выход крестьян из крепостной зависимости.

Указ "О цене ревизской души", изданный 3 августа 1806г. разрешал дворянам покупать и продавать крестьян исходя из стоимости ревизской души —Ревизская душа —так называлась единица ревизского учёта мужского населения вРоссийской империи. Термин «ревизская душа» появился при заменеподворного обложения —подушной податью. Во время проведенияревизиисоставлялисьревизские сказкина лиц, которые учитывались ревизией и получивших название «ревизские души». Каждая «ревизская душа» считалась в наличии и после смерти до следующей переписи. Мужчину было разрешено продавать не менее чем за 75 рублей серебром, а женщину за половину этой цены. (Со временем цена крестьянина выросла до 100 рублей). Чтобы лучше понять установленные на крестьян цены, стоит обратить внимание на общую картину цен той эпохи. Фрак из сукна высшего качества вместе с панталонами можно было сшить за 40 рублей, купить сапоги или шляпу за 3—5 рублей, билет в театр стоил 1—2 рубля. Если говорить о ценах на продукты, то килограмм сахара стоил около 50 копеек, килограмм мяса — около 35 копеек, коровьего масла и кофе — около 70 копеек, килограмм пшеничной муки — около 8 копеек, гречки— около 6 копеек. Бутылку вина можно было купить за 40 копеек. Корова стоила 20 рублей, теленок же приблизительно 4 рубля. Согласно указу о "торгующих крестьянах", утвержденному 8 декабря 1810г., крестьянам разрешалось заниматься торговлей, но с ограничением. Право торговли давалось в специально отведенных местах. Заниматься постоянной торговлей в городах крестьянам было нельзя, это преимущество было у купцов.

Что касается крепостных,ссылаемых по воле помещиковв Сибирь, то правительства как Александра I, так и Николая I предпринимали неоднократно попытки ограничить произвол помещиков по отношению к ссылкам неугодных крестьян в Сибирь. 10 марта 1809г. был издан указ, который отменял право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за незначительные проступки. Так как этот указ нарушался, 3 марта 1822г.и 30 августа 1827г. были опубликованы еще два указа, ограничивающие произвол помещиков в отношении ссылки крестьян.

Переселяемые в Сибирь крепостные люди без судебного приговора, а лишь по воле их помещиков, не должны быть старше 50 лет, и должны быть без увечий. Более того, запрещалось разлучать мужа с женой, а также с детьми, мальчиками в возрасте до 5 лет и девочками до 10. Также помещик обязывался обеспечить крестьян одеждой и уплачивать за них подати и повинности в казну до ревизии.

Непосредственно крестьян касается и указ об обязанных крестьянах, изданный 2 апреля 1842г. Несколько позже мне бы хотелось уделить этому указу особое внимание.

В данной же главе мне кажется уместным осветить общую картину прав крепостных и их изменений.

Стоит заметить, что крестьяне не имели права жаловаться на помещика. Возмущение крестьян против помещиков было приравнено Уложением 1845г. —Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года - первыйуголовный кодексв истории России, подготовленный сотрудникамиВторого отделения и утверждённый императоромНиколаем I, к восстанию против властей.

По закону 1846г. составлено новое положение о цехах. Цехи делились на «вечные» и «временные». Крепостные могли записываться лишь во временные цехи сроком не менее чем на 2 года.

Думаю, уже на данном этапе можно сделать некоторые выводы как о положении крестьянства в рассматриваемый период, так и об остальных сословиях. Таким образом, хотелось бы подвести итог всей главе.

Законодательство концаXVIII- первой третиXIX в. подтверждало и развивало многие уже ранее принятые правовые акты. Как мы видим, некоторые законы относились сразу ко всем городским гражданам, некоторые же - к отдельным сословиям.

В развитии законодательства можно выделить несколько направлений. Одно из них - определение порядка вступления в состояние городских обывателей. «В состояние городских обывателей могли причисляться все категории свободных сельских обывателей, которые одновременно должны были быть исключены из прежнего звания и оклада. Общими условиями такого перехода являлись выполнение крестьянами всех повинностей по прежнему званию и представление увольнительного свидетельства от крестьянского общества» — Иванова Н.А., Желтова В.П. Указ. соч. С. 384.. «Вступление в городское состояние требовало обязательного согласия городского общества и приписки к нему. Без согласия городского общества в городские обыватели могли записаться: церковники, получившие разрешение на переход у своего начальства, люди, освобожденные от крепостного состояния, питомцы воспитательных домов, выморочные — Выморочное - (относительно имущества) то, на которое после смерти хозяина нет официальных наследников ни по закону, ни по завещанию, т.е. выморочные дворовые люди – это те, которые остались после смерти хозяина дворовые люди и незаконнорожденные, матери которых не числились солдатками и не были приписаны ни к какому податному состоянию, евреи, принявшие христианское исповедание…» — Там же. С. 384..

Другое направление развития законодательства - выделение купечества из городского гражданства и мещанства, а также повышение его правового статуса. По мере получения привилегий купцами назревал вопрос о сближении и в то же время отграничении их от дворянства.

Рассматриваемый период еще и важный этап в становлении сословия цеховых ремесленников. Важно заметить, что городские обыватели имели много преимуществ перед крестьянами в торгово-промышленной сфере. Крестьяне несли повинности и обязанности, как в городе, так и в деревне. Были ограничения у крестьян и в паспортном режиме, т.е. у них были препятствия при передвижении из одного города в другой.

Складывание крестьянского сословия было самым долгим в сравнении с другими. Затянулось оно почти на два столетия и было завершено к концуXIX в. Объяснение столь затяжному процессу можно найти в сохранении крепостного права, а также в наличии разницы в правах у различных групп сельских обывателей.

Глава 3.

На пути к решению крестьянского вопроса

3.1. Секретные комитеты и их деятельность.

Данную главу я бы хотела начать с упоминания осекретных комитетах — Секретные комитеты - временные высшие совещательные органы вРоссийской империив первой половинеXIX века. Основным в работе секретных комитетов был крестьянский вопрос. Так, Николай I поставил во главе секретных комитетов по рассмотрению дел о быте крестьян Графа П.Д. Киселева

Первый Комитет 6 декабря 1826г. (существовалдо1832г.)под председательствомВ. П. Кочубеяимел программное значение для всех последующих секретных Комитетов. В этом Комитете рассматривались проекты личного освобождения крестьян, а также запрета отчуждать их без земли, проекты осоздании новыхсословий,обупорядочениицентральнойиместнойадминистрации.

В секретном Комитете1835-1836г.,ведущаяроль в котором принадлежалаП.Д.Киселеву, Сперанскому,E.P.Канкрину,обсуждалсявопросопостепеннойзамене крепостническихотношенийдоговорными:крестьянампредоставлялосьправосвободногосостояния,авсяземля оставаласьсобственностьюпомещиков. Результатом работы этого Комитета — стала подготовка реформы государственных крестьян.

О Комитете 1839—1842 хотелось бы поговорить более подробно. Прежде всего, этот Комитет имеет особое значение в истории крестьянского вопроса. Как известно,НиколайI опасалсяобщественныхволнений и поэтомуокружил деятельностьсекретных Комитетовглубочайшейтайной,приглашая в них только доверенныелица. Таким образом, «Комитет, по соображениям секретности, назывался “Комитетом о повинностях в казенных имениях западных губерний”» — Ружицкая И.В.Указ. соч.С. 86..

Перед Комитетом стояли такие задачи, как поиск новых условий освобождения крестьян от помещиков, то есть необходимость пересмотреть закон о вольных хлебопашцах. Также обсуждался проектП. Д. Киселевао введении инвентарей —Инвентарная реформа — реформа, цель которой введение обязательныхинвентарейв помещичьей деревне вЛитве,БелоруссиииПравобережной Украине. Проводилась в 40-х годах XIX века в царствование императораНиколая I.Проведение инвентарной реформы в помещичьей деревне было начато законом от 15 апреля 1844 года. Считалось, что реформа должна улучшить положение крестьян. Реформа проводилась только в западных губерниях, потому что в центральных губерниях России было велико сопротивление русских помещиков. В западных же губерниях было немного русских помещиков, а значит, их отношения с властями не подвергались большой опасности. Стоит отметить, что итоги этой реформы неоднозначны. С одной стороны, положение крестьян ухудшилось, так как в инвентарях повинности завышались помещиками. С другой стороны, частновладельческие крестьяне впервые получили возможность жаловаться на помещиков из-за превышения ими норм, закреплённых в инвентарях.

Инициатором Комитета 1839-1842г. был П. Д. Киселев. Он разработал новое положение об освобождении крестьянства. Суть его проекта состояла в том, что помещики больше не могли определять размеры земельного надела для крестьян, а также размеры повинностей. Крестьяне получали от помещиков землю, которая поступала в общинное пользование, а следовательно, не могла уже быть возвращена обратно помещиками. То есть, предлагалось освобождение крестьян с землей. В зависимости от размеров помещичьей земли, передаваемой бывшему крепостному в пользование, устанавливались размеры повинностей. Государство брало под свой контроль соблюдение обязательных соглашений между помещиками и крестьянами. Освобожденные крестьяне назывались обязанными и имели собственные права: права личной свободы, права движимой и недвижимой собственности, право перехода в другие сословия, право защиты в суде. Реакция на данный проект не была только лишь положительной. Стало понятным, что с принятием этого проекта у правительства уже не останется шансов освободить крестьян без земельных наделов, иначе последуют крестьянские недовольства. Более того, помещики вставали под угрозу оказаться совсем без земельной собственности. Члены Комитета, не одобрявшие проект Киселева, настаивали на отстранении государства от вмешательства в дела между помещиками и крестьянами и предпочитали оставить земли за помещиками. Важно, что проект Киселева был практически в шаге от отмены крепостного права и наделением крестьян земельной собственностью. Разногласия по теме проекта вскоре вышли за рамки Комитета, и, согласовавшись с НиколаемI, Киселев был вынужден пойти на уступки. Теперь основная идея проекта заключалась в договорном пользовании крестьянами землей с условием отработки повинностей. Однако члены комитета настояли на том, чтобы к закону о вольных хлебопашцах 1803г. просто добавить Положения об обязанных крестьянах, не останавливаясь на деталях, а дать возможность помещикам действовать по их усмотрению. НиколайI принял такое предложение. На общем собрании Государственного совета обсуждался данный проект, названный бесполезным и неопределенным. «Председатель Совета И.В.Васильчиков на это отвечал, что надо “сделать, по крайней мере, что-нибудь”, чтобы успокоить дворянское общественное мнение и крестьян» — Ружицкая И.В.Указ. соч.С. 92.. Здесь же видно и мнение самого императора о крестьянском вопросе. «Император НиколайI произнес в Совете известную речь, в которой назвал крепостное право “злом для всех ощутительным и очевидным”, но прикасаться к которому “теперь было бы делом еще более гибельным”. Но “всякому благоразумному наблюдателю ясно, что нынешнее положение не может продолжаться всегда”» — Ружицкая И.В.Указ. соч.С. 92.. Несмотря на то, что НиколайI дал понять, что не намерен в данный период времени решать вопрос об отмене крепостного права, Комитет 1839-1842г. был создан именно для осуществления этих замыслов, которые, однако, на этом этапе реализовать не удалось. Был лишь подписан указ 2 апреля 1842г. об обязанных крестьянах, в котором первоначальных идей, таких как предоставление крестьянам личной собственности и инвентаризации помещичьей собственности, уже не было.

И хотя в обязанные крестьяне было переведено малое количество человек по сравнению с общим числом всех крепостных, закон обратил на себя внимание дворянства, а именно на отношения между землевладельцами и крепостными. И как писал В.О.Ключевский, «На почве закона 1842г.только и стало возможно Положение 19 февраля, первая статья которого гласит, что крестьяне получают личную свободу “без выкупа”» —Ключевский В.О. М., 1998. Т.5.Лекция LXXXV. С. 255. .

Дальше хотелось бы остановиться на записке графа Л.А.Перовского —Лев Алексеевич Перовский(20 сентября1792 года —21 ноября1856 года), (с 1849 граф). В 1841-1852 гг. министр внутренних дел,к которому особенно благоволил императорНиколай I., которая носила название «Об уничтожении крепостного состояния в России». Для ее рассмотрения был создан в 1846г. еще один секретный Комитет. Суть проекта Перовского состояла в том, что крестьяне по-прежнему прикреплены к земле, но уже не являются собственностью помещиков. Крестьяне, оставаясь крепостными, должны были выплачивать сумму, установленную законом, обеспечивая таким образом и дворян-хозяев, и государство. Такой проект содержал такие же принципы, как и проект М.М.Сперанского, еще в Комитете 1826г. По задумкам Перовского, помещик должен был превратиться в государственное лицо, чиновника.

Сознание дворян постепенно меняется, приходит понимание ненужности крепостного права, обременительности крестьян. «Помещики перестали бояться экономических последствий отмены крепостного права. Что же мешает немедленному освобождению крестьян?» —Ружицкая И.В.Указ. соч.С.104..И сразу же мы находим ответ на этот важный вопрос.«…часть дворянства, с точки зрения Перовского, уже дозрела до того, чтобы освободить крестьян, их останавливает только склонность народа к анархии» —Ружицкая И.В.Указ. соч.С.104..

Мысли Перовского были одобрены комитетом. Идея постепенного освобождения крестьян от крепостного права, чтобы не будить в обществе опасных волнений, казалось единственно правильной.

Комитет считал необходимым установить некоторые правила: оградить собственность крестьян от притязаний на нее помещиков, определить власть помещика над крестьянами и даровать крестьянам права жаловаться на злоупотребления помещиков. Один шаг касательно этих правил уже был сделан, а именно издание Уложения 1845г. о наказаниях, где разбирались полномочия помещиков в наказании крепостных.

Важным для Комитета представлялся и «Закон о собственности крестьянской» как основное ограничение помещичьей власти.

В решении крестьянского вопроса немалую роль играл и Комитет 1847г. Речь идет об указе 8 ноября «О предоставлении крестьянам имений, продающихся с публичных торгов за долги, права выкупать себя с землею». Иными словами, крестьяне по всей России могли выкупаться на свободу на публичных торгах при внесении выкупной суммы. Такие крестьяне становятся государственными и полученные земли могут и продавать, и обменивать, но только с подтверждения министерства государственных имуществ. Выкупившиеся крестьяне назывались безоброчными, потому что выполняли все повинности, что ложились на плечи государственных крестьян, кроме оброка. (В последующем, было решено называть выкупившихся крестьян «государственными на особом положении»). Николая I эта идея воодушевила, и он высказал одобрение. Стоит отметить, что данный закон уже действовал в Грузии (закон 1824г.), так что теперь стояла задача распространить его на другие части империи.

Интересно обратить внимание на то, что император, Николай I, был во многом уступчив в вопросах крепостничества и, скорее всего, не очень настойчив. Возможно, он не был уверен в своих идеях или же не знал как поступить правильнее. К такому выводу не сложно прийти: «Встал вопрос: как называть выкупившихся крестьян? Император предложил – “крестьяне-собственники”. Однако сначала Орлов, а за ним и другие выступили против: такое название, утверждали они, будет непонятно для простого народа и может дать повод к недоразумениям и превратным толкам. Николай I уступил…» —Ружицкая И.В.Указ. соч.С.129.. « “Я не мог, - заметил Николай Павлович, - не уважить это требование, ибо для всех вас я император, а для меня императором был мой брат Константин”» — Там же. С.147..

После издания закона 1847г. велась активная борьба за его ликвидацию. Что интересно, борьба велась даже теми, кто этот закон и принимал (в их числе П.Д.Киселев, Л.А.Перовский).

Закон 8 ноября 1847 года действовал недолго. Тульский предводитель дворянства В. А. Норов представил Николаю I записку о вреде этого указа, что стало поводом к новому Комитету 1848-1849 годов. В Государственном совете большинство высказывалось за упразднение указа, однако, было решено в конечном итоге составить новое «Положение об описи, и публичной продаже», утвержденное в 1849г. В соответствии с этим Положением выкуп крестьян был сильно ограничен, так как теперь он ставился в полную зависимость от воли помещиков.

В итоге, важным является то, что указ 8 ноября 1847г., как и указ об обязанных крестьянах, подготовил сознание масс к неизбежному освобождению крестьян или, в крайнем случае, к изменениям в системе крепостного права.

Если постараться подвести некий итог вышесказанному, то задумки, связанные с инвентаризацией, были осуществлены в западных губерниях. Далее, до 1835г. крестьяне могли освобождаться без земли, со временем стало понятно, что такое освобождение еще хуже, чем крепостное право. В правление НиколаяI произошло изменение и в сознании дворянства на тему крестьянского вопроса. Крестьяне становятся предметом опеки со стороны государства, власть помещиков над крестьянами ограничивается. Однако же в правовом отношении, положение крестьянства мало изменилось.

Если говорить о законодательстве касательно крестьян, то произошли изменения в паспортной системе: крестьяне могли продлить паспорта в местном казначействе, находясь на заработках, с условием письменного разрешения помещика. Получали паспорта крестьяне теперь не из вотчинной администрации, а из уездного казначейства. Плата за сами паспорта снизилась. «Запрещается выдавать плакатные паспорта: а) слепым, калекам и старикам к работе неспособным; б) людям публично наказанным, на прожитие в столичных и губернских городах; в) кому-либо вместе с женою и детьми; ибо каждое лицо должно иметь свой паспорт» —Дегай П.И.Указ. соч.С.69. П. 166..

Еще при Александре I крестьяне получили расширенные возможности для предпринимательства: можно было учреждать заводы и фабрики, но опять же с разрешения помещиков. «Крепостным людям не запрещается учреждать фабрики и заводы с соблюдением общих для этого правил и с дозволения помещика» —Там же. С.59. П. 132.. Более того «Им дозволяется также вступать временно в цехи, заниматься ремеслом в своих селениях и продавать изделия в городах» —Там же. С.59. П. 132.. С 1848г. крестьянам разрешалось покупать недвижимое имущество, разумеется, так же не без согласия помещиков.

«Крепостным людям не запрещается давать деньги свои другим лицам взаймы и получать от них узаконенные обязательства, но с условием, что они не могут принимать в заклад ни деревень, ни крепостных людей с землей или без земли» —Там же. С.59. Пар 133..

Отметим, что принимаются акты, провозглашающие переход крестьян «по воле помещиков» в свободное состояние. А все потому, что правительство никак не могло решиться на отмену крепостного права, надеясь возложить это в какой-то мере на помещиков.

С 1853г. процесс перевода крестьян в свободные хлебопашцы становится более трудным, а указ 8 ноября 1847г., точнее ограничения, принятые к этому закону, упразднили понятие «свободные хлебопашцы», заменив его «государственными крестьянами».

Как мы помним, существовало правило, запрещающее ссылать крестьян старше 50 лет «по воле помещиков» в Сибирь, теперь это возрастное ограничение снималось. А во второй половине XIX века помещики получили право наказывать своих крепостных.

Однако правительство боялось крестьянских выступлений, и следило, чтобы помещики не злоупотребляли своей властью. С 1853г. введен запрет на ссылку беременных женщин и женщин с грудными детьми «по воле помещика». В случае особой жестокости по отношению к крепостным, помещик лишался управления имением, а также права покупки и продажи крестьян.

3.2. Николай I и крестьянский вопрос

Общее направление политики Николая на сохранение старых порядков мешало освобождению крестьян, но это не значит, что император не понимал необходимости отмены крепостничества. Волнения крестьян нарастали с каждым годом, и даже самые заядлые консерваторы начали задумываться об опасности сохранения крепостного права. В 1839г. шеф жандармов А.Х. Бенкендорф обращался к Николаю: «Крепостное право есть пороховой погреб под государством» — Крестьянское движение в России 1827-1869гг. М., 1931. Вып. 1. С. 31..

Отменить крепостное право следовало хотя бы из экономической целесообразности. При императоре Николае I в России начался промышленный переворот, который и тормозило крепостное право, сдерживающее технический прогресс и мешающее складыванию рынка рабочей силы.

В чем былНиколай I уверен, так это в том, что именно четкое следование всех граждан законам обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование и была проведена кодификация российского законодательства. А вот с крестьянским вопросом, все было иначе. Николай боялся, что отмена крепостничества приведет к«новой Пугачевщине».

Теперь хотелось бы привести сразу несколько довольно объемных по размеру и содержанию цитат на тему НиколаяI и крестьянского вопроса.

«Мысль о необходимости уничтожения рано или поздно крепостного права была не чужда Николаю Павловичу … Впрочем, Николай Павлович пришел, по его собственному свидетельству, к такому выводу, что если его брат (император АлександрI) и намерен был первоначально дать крепостным свободу, то впоследствии он “отклонился от сей мысли, как еще совершенно преждевременной и невозможной в исполнении”…Государь (НиколайI) категорически высказал в разговоре с Киселевым убеждение, что дело это он должен “передать сыну с возможным облегчением при исполнении”, то есть серьезно подготовить его окончательное решение. Сознавая свою неопытность и неподготовленность в этом отношении, император Николай был крайне доволен, что нашел себе такого помощника, как Киселев…».

«…император Николай, при всех своих добрых намерениях в крестьянском вопросе, при ясном сознании необходимости уничтожения крепостного права, если не при нем, то, по крайней мере, в следующее царствование, и настоятельности серьезной подготовки этой меры, обнаружил такую нерешительность в этом отношении, что деятельность 9 «секретных», «келейных» и «особых» комитетов не имела никаких серьезных последствий, так как из числа подготовленных ими мер две, единственно возбуждавшие надежды, — закон об обязанных крестьянах и дозволении выкупаться на свободу при продаже с аукциона, — не принесли почти никакой пользы: первая — вследствие крайней инертности дворянства и равнодушия громадного большинства его к крестьянскому вопросу, а вторая — вследствие ее скорой отмены…». «Одна из главных причин того, что деятельность целого ряда правительственных комиссий осталась бесплодной, была крайняя боязнь гласности, столь необходимой в этом деле, и неосновательная уверенность, что такое сложное дело, как ограничение крепостного права, может быть обсуждено и подготовлено исключительно бюрократическими средствами, без содействия общества и печати…все-таки признание государя, что он обязан по мере возможности действовать в этом направлении, вызвало целый ряд отдельных, хотя и не особенно важных, но зато довольно многочисленных узакониваний, кое в чем ограничивавших помещичью власть и распространение крепостного права» — Семевский В.И. Крестьянский вопрос в России. Спб., 1888. Т. 2. С. 529-535, 568-569..

Более того, император считал, что освобождение крестьян без земли невозможно, так как могла появиться угроза пауперизации населения —Пауперизация - массовое обнищание трудящихся масс, плюс сопротивление ближайшего окружения императора и неготовность дворянства идти на некоторые уступки. К причинам, по которым попытки отмены крепостничества не имели большого успеха можно добавить и то, что Николай I осознавал экономическую ущербность и нравственную несовместимость крепостного права с самодержавными законами. Важным обстоятельством являлось и то, чтоимператор считал невозможным безземельное освобождение крестьян. Нужно было освободить крестьян с землей и при этом не затронуть право помещиков на землю.

Большинство помещиков и знать не хотело об уменьшении своих привилегий. А так как дворянство являлось господствующим сословием и опорой самодержавия, оно отстаивало сохранение крепостничества в нетронутом виде, к чему не могло не прислушиваться правительство. Более того, император призывал население довериться правительству, которое само решит, что и когда следует сделать.

3.3. Деятельность М.М. Сперанского

«Царствующие особы неоднократно подчеркивали свою приверженность закону как средству управления страной, необходимости обеспечения законности как средства обеспечения политической стабильности. АлександрI, например, подчеркивал в манифесте о новом учреждении Государственного совета в 1810г. необходимость “учреждать постепенно образ правления на твердых и непеременяемых основаниях закона”, а НиколайI – неоднократно говорил и подчеркивал в поступках желание “положить в основу государственного строя и управления всю силу и строгость законов”» — Кодан С.В. Указ. соч. С.187..

Как известно, большое значение в рамках законодательства имела программа М.М. Сперанского. Известный реформатор и законотворец не был приверженцем монархического строя, считая, что у всех граждан должны быть одинаковые права вне зависимости от сословий, а власть - поделена, но в то же время он был уверен, что Россия еще не готова к столь радикальным переменам, поэтому предлагал, по его мнению, более подходящий вариант. Наверное, самым главным достижением Сперанского сталосоставление «Полного собрания законов Российской империи» и Свода законов. Я уже упоминала о них в разделе источников. Теперь хотелось бы остановиться на этом несколько подробнее.

Для более детального понимая законодательной политики начну с упоминания о Государственном совете. О его создании было объявлено манифестомимператораАлександра I, изданным 1 января 1810 года, который носил название «Образование Государственного совета». Предшествовал Госсовету Непременный совет, учреждённый30 марта 1801 года. Образование Государственного совета являлось одним из элементовпрограммы преобразования системы власти в России, которую и разработалМ. М. Сперанский. Совет не занимался составлением законопроектов, но члены Совета могли вносить в него изменения и дополнения.

Все законопроекты готовило Второе отделение, которые потом попадали в Государственный Совет. Законопроекты разрабатывались при непосредственном участии Сперанского.

Так как Николай I считал дело составления законов очень важным, он счел необходимым взять его под свой контроль. «Он не признал удобным возлагать дело составления законов и полного их собрания на канцелярию Государственного Совета или особое учреждение при совете состоящее, но признать нужным учредить в собственной Его Канцелярии особое отделение, состоящее в непосредственном его ведении» —Майков П.М. Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии, 1826-1882. СПб., 1906. С. 140..

Так появилось Второе отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое являлось основным законодательным ведомством с 1826г. Начальником отделения, если так можно сказать официальным, был назначен М.А.Балугьянский — Михаил Андреевич Балугьянский, изначальная фамилия — Балудянский(1769 -1847) — российский государственный деятель, правовед и экономист, тайный советник(1828), сенатор (1839).

На деле же, руководил Отделением Сперанский. За время работы Отделения было представлено в Государственный Совет 15 томов Свода законов и 45 томов Полного собрания. И здесь, в делах законодательства, как и отношении крестьянского вопроса, прослеживается неуверенность Николая I, нерешительность к переменам. «…всякое представление о перемене или исправлении, показывая прежнее положение некоторых ведомств, получивших новых начальников…, принимало вид укора или нарекания прошедшему, чему (императору) из личных уважений не хотелось давать гласности» — Ружицкая И.В.Указ. соч. С.211..

Михаил Михайлович предлагал сделать составление законов «троякое, именно: в виде свода, в виде уложения или в виде учебной книги» — Майков П.М. Указ. соч.С.139.. Под «сводом» он имел в виду соединение законов, существующих по какой-либо части, расположенное в хронологическом порядке, то есть по порядку издания или азбучном, когда они располагаются по порядку слов, или в систематическом, когда законы располагаются по предметам и по тому же плану, как в «Уложении». «Уложение» по мнению Сперанского - систематическое изложение законов по их предметам, устроенное таким образом, чтобы законы общие предшествовали частным, а предыдущие в свою очередь носили бы точный смысл последующих и чтобы те законы, которых нет в Своде, были дополнены в Уложении.

Под «учебной книгой» Сперанский подразумевал по сути то же «Уложение», но в большей степени пригодное для преподавания в училищах.

Хотелось бы заметить, что распространено мнение о том, что Николай I отверг идею М. М. Сперанского о создании уложений. Например, П. М. Майков придерживался такой точки зрения. Профессор Евгений Алексеевич Нефедьев же считал что «Это мнение неверно» — Нефедьев Е. А. Причины и цель издания Полного Собрания и Свода законов с точки зрения Сперанского. Казань, 1889. С. 6.

, — он доказывал, что император приказывал не сочинять новые законы, а «собрать сперва вполне и привести в порядок те, которые уже существуют» — Там же. С. 6., то есть он всего лишь изменил порядок систематизации, но от составления уложений не отказался. В доказательство Нефедьев обращается к высказыванию самого Сперанского из его «Введения к своду законов гражданских», которое гласит, что 31 января 1826 года «учрежден новый порядок. Все дело разделено на три части: 1) Собрание законов, 2) Своды или приведение законов в порядок и 3) Составление Уложений» — Нефедьев Е. А. Указ. соч.С.9..

И хотя Николай I не отказался от составления уложений, на практике он все же не спешил следовать этому пути в систематизации законодательства. А если и вставал на него, что было в области систематизации уголовного законодательства, то старался придать уложению максимально консервативный характер.

На общем собрании Государственного Совета, состоявшемся 19 января 1833 года, были официально представлены Николаю Iтома Полного собрания и Свода законов Российской империи. 31 января 1833 года проект манифеста о создании Полного собрания и Свода законов был рассмотрен на заседании департамента законов Государственного Совета и

1 февраля 1833 года император Николай I подписал текст манифеста. Датой его принятия указывалось 31 января 1833 года.

Сперанский видел в полном собрании законов необходимое пособие для разъяснения смысла действующих законодательных актов.

По его инициативе каждая статья свода действующих законов снабжалась указанием на соответствующее узаконение из «Полного собрания законов». «Сии указания нужны не только для того, чтобы дать каждой статье Свода достоверность; они нужны как верный путь к разуму закона, как способ к открытию причин его, как руководство к познанию истинного его смысла в случае сомнений…» — Сперанский М. М. Обозрение исторических сведений о своде законов.СПб. 1857.С. 168.. Таким образом, Сперанский подчеркивал единство, неразрывную прямую связь между«Полным собранием законов Российской империи» и Сводом законов.

Важно отметить, что интенсивная законодательная деятельность этого царствования, способствовала не только совершенствованию кодификационной техники, но и обеспечила подготовку специалистов, подарила бесценный опыт законодателям.

Что касается крестьянского вопроса, то 7 декабря 1845г. состоялась Комиссия для рассмотрения нового Уложения о наказаниях, обсуждением которой стала неполнота правил в определении степени власти помещиков в наказании крепостных. В соответствии со Сводом законов помещики имели право судить крестьян при «маловажных» правонарушениях. Новое Уложение установило, что является «маловажными» правонарушениями, а что уже уголовными преступлениями. В Комиссии же было решено ограничить власть помещиков над «маловажными» правонарушениями. Теперь право суда предоставлялось помещику только в случае совершения преступления крепостными в отношении самого помещика, его семьи или других крепостных. «Домашние средства легкого наказания должны быть употребляемы без увечья, а тем менее с опасностью для жизни» —Дегай П.И.Указ. соч. С 62. П. 143..

По действующему закону, крепостные старше 50-ти лет не могли быть сосланными в Сибирь. Согласно этому положению, многие крестьяне, достигшие данного возраста, позволяли себе нетерпимое поведение. Поэтому помещикам в этом случае разрешалось удалять из имения подобных крепостных.

Вопрос об изменении положения крестьян и власти помещиков над ними уже стал совсем очевидным. Но, как и прежде, страх дать ожидания, размышления и волнения в массы не давал приступить к решению вопросов. В Комиссии заседали дворяне, которые все вопросы касаемо крестьян воспринимали слишком резко, боясь ущемить положение помещиков.

Подводя итог этой главе, было бы интересно отметить, что освободить Россию от крепостного права, казалось бы, должен был именно НиколайI. «Я не хочу умереть, не совершив двух дел: издания свода законов и уничтожения крепостного права», — заявлял Николай I. Законы издать он успел, но уничтожить крепостное право так и не смог» — Миронов В. Б. История русской и мировой культуры / Взлёт и падение Российской империи. М., 2013.С.703.. Однако, как ни странно, освободить крестьян было суждено АлександруII, сыну НиколаяI, который в отличие от своего отца был противником отмены крепостного права.

Заключение

В заключении своей работы мне бы хотелось подвести небольшой итог всему вышесказанному.

В ходе моего исследования стало понятным, что законодательная политика Российского государства формировалась под воздействием ряда факторов, таких как характерное развитие российской государственности, основанное на абсолютистской форме государственного управления и сословной стратификации населения.Николай I хорошо понимал, что отсутствие Свода законов порождало незнание, какие законы сохранили свою силу, а какие были отменены. Подобная ситуация лишала страну возможности планомерного управления, затрудняла деятельность правительственного аппарата, создавая вместе с тем благоприятные условия для воровства и злоупотребления чиновников.

Боясь нарушить покой в стране, положить начало беспорядкам, Николай I так и не завершил решение крестьянского вопроса. Император лишь смог подготовить почву для его дальнейшего решения. Чтобы укрепить страну, и что важно, порядок в ней, Николай I направил все свои силы на другое направление – кодификацию законов. В своем исследовании я достаточно подробно рассмотрела политику кодификации, порой и вне темы, касающейся крестьянского вопроса, чтобы наглядно показать, как императору с успехом удалось систематизировать законы с изданием Свода законов и Полного собрания законов Российской империи и как не хватило решительности, сил и желания решить еще один важный вопрос – крестьянский.

Как мне кажется, вопросы кодификации и крестьянский вопрос тесно связаны между собой, поскольку отмена крепостного права должна была повлечь за собой массовое вовлечение крестьянского населения в сферу гражданского и уголовного законодательства. Поэтому после издания Полного собрания и Свода законов Российской империи и началась кодификация гражданского и уголовного законодательства, продолжавшаяся на протяжении всего царствования императора Николая I.

Я постаралась проследить эволюцию прав крестьян, их положения, временами улучшающегося, временами ужесточающегося, вплоть до их освобождения реформой 1861г. Путь к этой реформе был долгим и сложным. Во время абсолютизма в стране, во время кодификации законов, подробно рассмотрев которые мы и можем судить о положении крестьян; в то время, когда правительство понимало необходимость изменения положения крестьян, необходимость их освобождения, царил страх и неуверенность, нерешительность властей решить крестьянский вопрос раз и навсегда, подавить сопротивление дворян, слепо беспокоившихся за свое положение. Крестьяне были освобождены в 1861г., когда оттягивать это событие уже было некуда. Много споров ведется о реформе раскрепощения крестьян. Но бесспорным остается то, что важный шаг был, наконец, совершен. Страна вступила в новый этап своего развития.

Список литературы

Список источников:

1. Дегай П.И. Указатель законов для сельских хозяев. СПб., 1845.

2. Свод законов Российской империи // Свод законов о состоянии людей в государстве. СПб., 1832. Т.9.

Список остальной литературы:

1. Иванова Н.А. Желтова В.П. Сословное общество Российской империи. М., 2009.

2. Ключевский В.О. Курс Русской истории. М., 1998.

3.Кодан С.В. Юридическая политика Российского государства в 1800-1850-е гг. Екатеринбург, 2004. Ч.1-2.

4. Майков П.М. Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии, 1826-1882. СПб., 1906.

5.Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.,1998.

6. Миронов В.Б. История русской и мировой культуры. М., 2013.

7. Ружицкая И.В. Законодательная деятельность в царствование императора НиколаяI. М.,2005.

8. Семевский В.И. Крестьянский вопрос в России.СПб., 1888.

9. Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о своде законов. СПб., 1857.

10. Христофоров И.А. Судьба реформы: русское крестьянство в правительственной политике до и после отмены крепостного права (1830-1890-е гг.). М., 2011.

11. Нефедьев Е.А. Причины и цель издания Полного Собрания и Свода Законов с точки зрения Сперанского. Казань, 1889.

12. Развитие русского права в первой половине XIX века. М., 1994.

13.Крестьянское движение в России 1827-1869гг. М., 1931.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35085. Управлінське документування: Кредитно – модульний курс 292.5 KB
  Важливим завданням є створення і функціонування системи документів як робочого інструменту будьякої сфери. Зараз перед державою та суспільством постало багато нових завдань і значно зріс обсяг інформації стали жорстокішими вимоги до якості документів термінів їх виконання та доведення до виконавців.1 Призначення та класифікація документів Документ – це засіб закріплення різними способами на відповідному матеріалі інформації про факти події явища об’єктивної дійсності та розумову діяльність людини. Під час...
35086. Понятие и юридическая структура административного правонарушения в области таможенного дела 180 KB
  Законодательство различает посягательства в сфере таможенного дела в зависимости от различных степеней тяжести на преступления и проступки. Под административными правонарушениями в области таможенного деланарушениями таможенных правил понимаются именно проступки.1 КоАП России административным правонарушением признается противоправное виновное действие бездействие физического или юридического лица за которое КоАП России и законами субъектов РФ к административным правонарушениям в сфере таможенного дела – не применимо установлена...
35087. ВАЛЕОЛОГИЯ. Учебник для вузов 2.92 MB
  Так в части требований к уровню подготовленности выпускника педагогического вуза определены следующие условия: владение системой знаний о взаимосвязях физического психического и социального здоровья человека и общества; обладание организационнодеятельностными умениями необходимыми для самоанализа развития своих творческих способностей и повышения квалификации; осознание здоровья как ценности владение знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности; представление о взаимодействии организма и среды месте...
35088. Формирование лихорадочных реакций в фило- и онтогенезе 74.33 KB
  Интеграция температурных сигналов и температуры самого гипоталамуса формирует эффекторные импульсы проходящие преимущественно по симпатическим нервам и определяющие состояние обмена веществ интенсивность периферического кровообращения дрожь одышку. Особое место в биохимии опухолей занимает изучение обмена углеводов и выработки энергии. Нарушение регуляции обмена веществ основного обмена ТИПИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ. НАРУШЕНИЯ РЕГУЛЯЦИИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ Обмен веществ или метаболизм в организме определяется наследственными...
35089. Інформаційне забезпечення юридичної діяльності 3.25 MB
  Вступ В розділах посібника користувачі зможуть отримати поглибленні знання: зі створення інформаційних систем ділового та юридичного призначення у середовищі СУБД MS Access зі створювання електронних шаблонів з полями форм для юридичних та інших документів зі створення серійних документів на основі злиття табличних даних та зразка основного документа зі створювання та використовування макросів для автоматизації підготовки документів у MS Word та MS Excel. До виконання завдань необхідно обов'язково ознайомитися з теоретичними основами баз...
35090. Виды кишечных швов 21.68 KB
  В основе большинства операций на желудочно-кишечном тракте лежит кишечный шов. Под термином кишечный шов подразумевают все виды швов накладываемых на стенку полого органа желудочно-кишечного тракта пищевод желудок кишечник а также и на другие полые органы имеющие брюшинный покров мышечную оболочку подслизистый слой и слизистую оболочку жёлчный и мочевой пузырь. Главные требования к кишечному шву: кишечный шов должен быть прочным т. после наложения шва...
35091. ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРА С ВКЛЮЧЕНИЕМ АНИМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ В ТУРФИРМЕ «WORLD TRAVEL» 903 KB
  Турфирма World Travel является туроператором организующим преимущественно развлекательные туры за рубеж: в Египет Турцию Болгарию; а также на территории курортных районов России. World Travel обеспечивает высокий уровень обслуживания клиентов благодаря: высокому профессионализму команды; собственным чартерным рейсам; собственному автобусному парку; прямым связям с крупнейшими российскими и зарубежными туристскими фирмами отелями и авиакомпаниями. Турфирма предлагает своим клиентам спектр туристских услуг: отдых экскурсионные...
35092. Расчет главной балки 1.26 MB
  Подбор сечения балки настила. Расчёт главной балки. Компоновка сечения главной балки. Изменение сечения главной балки по длине пролета.
35093. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников 1.91 MB
  Евгений Комаровский ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ЕГО РОДСТВЕННИКОВ Я полагаю что мы пришли после других для того чтобы делать лучше их чтобы не впадать в их ошибки в их заблуждения и суеверия. Зачем читать о правилах питания беременной женщины когда у ребенка запор Открываем главу про запор получаем необходимые сведения и с чувством глубокого удовлетворения пытаемся претворить в жизнь советы и рекомендации.