77575

РЕФЛЕКСИЯ И ЕЁ ВИДЫ

Реферат

Психология и эзотерика

Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом а выстроить смысловую цепочку сравнить способы и методы применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока как это принято считать но и на любом его этапе.

Русский

2015-02-03

76 KB

5 чел.

РЕФЛЕКСИЯ И ЕЁ ВИДЫ

 А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. 

             Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

             Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

              В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

                 Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  1.  физическую (успел - не успел);
  2.  сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
  3.  интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения
    испытывал);
  4.  духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов. Таким образом, рефлексия может:

  1.  выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим
    цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная
    рефлексия);
  2.  отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  1.  рефлексия настроения и эмоционального состояния
  2.  рефлексия деятельности
  3.  рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

рефлексия настроения и эмоционального состояния

Что можно применять?

Это: карточки с изображением лица;  показ большого пальца вверх или вниз;  

«Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

     «Радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;

     «Маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.

«Солнышко»

Моё настроение похоже на: солнышко,

солнышко с тучкой,

тучку,

тучку с дождиком,

тучку с молнией.

«Ёлочка настроения»

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение.

«Пик взаимопонимания» (понимания)

Пик-вершина, предел, высшая точка. На вершине стоит ребёнок («понятие») По склону карабкается учитель (ученик). Насколько близко подобрался он сегодня к детям (к пониманию темы урока), как прошла работа, достигнуто ли понимание - это решают дети, помещая фигурку учителя (свою) у подножия, либо выше по склону.

«Моё состояние»

Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.

Комфортно   Уверен в своих силах   Хорошо      Плохо         скверно

«Мишень настроения»

День - это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (прикрепляется) кружок-попадание в одной из цветовых зон. Внутри - дата и мотивация. В конце педели вся мишень «прострелена».

«Музыкальный тест»

По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибалъной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут прикреплять на своих нотных стонах или на общеклассном. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).

«Цветик-многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

« Рисуем настроение»

-Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

Красками на мокром листе нарисовать своё настроение.

На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).

Сказочное дерево (поляна)»

Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне). Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.

Образная рефлексия.

-Дети сравнивают своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).

Рисование образа урока (мероприятия, игры).

Лепка из пластилина (мукосола) соответствующего настроению образа.

«Почта»

В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке.  «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам

рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.(это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)           

Это: «Лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;

«Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;  

 «Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

«Дерево творчества»

По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды - дело прошло полезно, плодотворно:

Цветок - довольно неплохо;

Зелёный листик - не совсем удовлетворён днём:

Жёлтый листик - «пропащий день», неудовлетворённость.

«Светофор»

Дети сигналят карточками:

Зелёной - побольше таких дел, поучительно,

Жёлтой - понравилось, но не всё. интересно,

Красной - дело не понравилось. скучно.

«Радуга»

Семь цветов радуги - семь оценок дела или учебного цикла.

Каждая группа или участники выставляют в цвете свои оценки - прикрепляют бумажные

полоски на трафарет радуги.

   Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

   Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

рефлексия содержания учебного материала

                Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работыДаётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1.  сегодня я узнал…
  2.  было интересно…
  3.  было трудно…
  4.  я выполнял задания…
  5.  я понял, что…
  6.  теперь я могу…
  7.  я почувствовал, что…
  8.  я приобрел…
  9.  я научился…
  10.  у меня получилось …
  11.  я смог…
  12.  я попробую…
  13.  меня удивило…
  14.  урок дал мне для жизни…
  15.  мне захотелось…
  16.  Мои достижения на уроке...
  17.  Сегодня на уроке я научился...
  18.  Мне было интересно..
  19.  Мне было трудно...
  20.  Я понял, что...
  21.  Я почувствовал, что...
  22.  Больше всего мне понравилось...
  23.  Урок навёл меня на размышления... (заставил задуматься)
  24.  Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен). потому что. ,
  25.  Я выбирал эти задания на уроке, потому что:

   -они мне нравятся,

-они легче остальных.

-затрудняюсь ответить.

 Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.

Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать,

Мне больше всего удалось...

А особенно удалось...

Что я получил от этого дня (урока, праздника)?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учителя?

Что думал?

Что чувствовал?

Что приобрел?

Считаете ли вы. что мы не напрасно

Для меня было открытием то. что.

Что, на ваш, взгляд удалось?

Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Поделимся впечатлением о нашем уроке,Мероприятии).

Зачем нам был нужен этот урок?      

Интеллектуальная    рефлексия.

Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. ИР способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.

1) Выбери верное утверждение:1) Я сам не смог справиться с затруднением;

  1.  У меня не было затруднений:
  2.  Я только слушал предложения других:
  3.  Я выдвигал идеи....

2)Всё понял, могу помочь другим.

Всё понял.

Могу, но нужна помощь.

Ничего не понял.

Интересный.

Хороший.

Отличный.

3) Запомню надолго.

Однообразный.

Неинтересный.

Скучный.

День.

Урок.

Праздник.

4) Ощущал себя

Хорошо

Уверенно

Смело

Гордо

Комфортно

Глупо

Неуверенно

Испуганно

Грустно

2.Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение
пропущенными словами
(например, когда каждое третье или пятое слово
пропущены).

3.Синквейн - составление четверостишья по схеме:
первая строка - понятие, выраженное существительным,
вторая строка - описание двумя прилагательными (причастиями).
третья строка - 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию.
четвёртая строка - слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.

4. Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

Мне было интересно...

Мы сегодня разобрались

Я сегодня понял, что...

Мне было трудно...

Завтра я хочу на уроке...

5. Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с целью содержательной     рефлексии:

Как бы вы назвали урок?

Что было самым важным на уроке?

Зачем мы сегодня на уроке...?

Какова тема сегодняшнего урока?

Какова цель урока?

Чему посвятим следующий урок?

Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

Что для тебя было легко (трудно)?

           Доволен ли ты своей работой?

            За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

6. Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию, по просьбе   учителя...):

Что мы хотели выяснить на уроке?

Что нам удалось узнать?

Мы ответили на поставленный вопрос?

Что будем делать завтра?

Что было самым важным на уроке?

Кто хочет кого-нибудь похвалить?

7. Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе)
Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока:

 Сначала мы рассуждали так...

 Потом мы столкнулись с проблемой

 Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)....

Мы увидели (поняли)... Значит...

Теперь мы будем...

Для подведения итогов урока можно воспользоваться:

Упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«
| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.

Метод пяти пальцев

М (мизинец) – мыслительный процесс.

Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели.

Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа.

Каким было сегодня моё настроение, состояние духа?

У (указательный) – услуга, помощь.

Чем я сегодня помог?

Чем порадовал?

Чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма.

Каким было моё физическое состояние?

Что я сделал для своего здоровья?

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

«Огонёк общения»

Дети в кругу, обнявшись за плечи, поговаривают то, что было самым интересным.

Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

-сегодня меня порадовало...

-сегодня меня огорчило...

Ребёнок дарит медальки (цветочки) из трёх разного цвета тем, кому посчитает нужно.

Например,   голубой - самому вежливому в общении: зелёный - самому покладистому

(уступчивому): оранжевый - самому скромному.

У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70383. О хронологических показания Киевской летописи. Хронология событий киевского княжения Всеволода 96.5 KB
  Окончание неудачного вторжения Святослава Ольговича в переяславские владения Андрея Владимировича Лаврентьевская и родственные ей летописи датируют заоутра после битвы между их дружинами а затем добавляют: и на ту нощь загорѣсѧ городъ Переяславль.
70385. Совместимы ли русский национальный характер и модернизация? 1.54 MB
  Показано что детерминированные модели общественного развития базирующиеся на особенностях природной среды и историческом опыте народа имеют крайне ограниченное применение и объясняющую способность. Успенского до современных писателей подталкивают читателя к мысли что менталитет...
70388. Трудовой конфликт. Конгруэнтная эмпатия 118.31 KB
  Полностью согласен с экспертом в том что потенциальный трудовой конфликт начинается с момента подбора персонала. Как правило если нацеленного на конфликт проблемного сотрудника все же приняли руководствуясь тем что он очень понравился руководителю война начинается достаточно быстро.
70389. «Звезды» могут и гаснуть на время... 62 KB
  Личный опыт говорит о том что нельзя нанимать человека на работу руководствуясь симпатиями к нему со стороны руководителя. Любой руководитель который выбирает себе любимчиков рано или поздно понимает что такой подход неэффективен что он вредит бизнесу.
70390. А что вы будете делать, когда сотрудник перестанет вам нравиться? 76.76 KB
  А что вы будете делать когда сотрудник перестанет вам нравиться Начнем с фильтров которые ставит на момент собеседования специалист по персоналу. И наоборот: слишком строгий отсев может привести к тому что вы не увидите в массе песка золотую песчинку.