7758

Научные основы содержания образования в современной школе

Контрольная

Педагогика и дидактика

Научные основы содержания образования в современной школе. Понятие содержания образования, его сущность. Концепция содержания образования по И.Я. Лернеру, В.В. Краевскому, М.Н. Скаткину. Обучение - это социально обусловленный процесс, вызванный...

Русский

2013-01-28

62 KB

78 чел.

Научные основы содержания образования в современной школе.

1. Понятие содержания образования, его сущность. Концепция содержания образования по И.Я.Лернеру, В.В.Краевскому, М.Н.Скаткину.

Обучение – это социально обусловленный процесс, вызванный объективным требованием воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда следует социальная функция обучения, которая заключается в формировании личности, соответствующей социальному заказу. Как известно, «источником» и средством воспитания личности служит мировая культура, отражающая накопленный человечеством культурно-исторический опыт. Каково содержание человеческой культуры и опыта, которые способствуют становлению и развитию личности, а следовательно, определяют содержание образования? Какие факторы и требования влияют на содержание обучения и определяют его?

Требования к содержанию образования:

  •  соответствие содержания образования социальному заказу, образовательным стандартам,
  •  соответствие задачам эффективного развития личности обучающегося и формирования у него готовности к самостоятельной жизни и труду в мире «изменений»,
  •  обеспечение высокой научно-практической значимости учебного материала,
  •  учет состояния школьной практики и реальных возможностей конкретной школы,

Факторы, влияющие на содержание образования:

  •  развитие социальной и производственной сфер общества, культуры, науки и техники,
  •  политика государства в области образования,
  •  учет особенностей развития рынка труда и требования работодателей,
  •  методологическая позиция ученых-педагогов.

В российской дидактике существуют несколько подходов к определению структурных компонентов содержания образования. Широкое признание получила концепция И.Я.Лернера, В.В.Краевского, М.Н.Скаткина, где в основу содержания образования положено понятие «опыт». При этом основными элементами содержания обучения выступают:

  •  знания (о природе, обществе, человеке);
  •  опыт деятельности по известным способам или образцам (установленные и выведенные в опыте способы деятельности);
  •  опыт творческой деятельности;
  •  опыт эмоционально-ценностных отношений (отношения учащихся к изучаемым объектам и реальной действительности, другим людям, самому себе, деятельности).

Другой подход на определении компонентов содержания обучения основан на понимании содержания образования как отражения знаний и опыта в таких сферах самоопределения личности, как:

  •  человек,
  •  общество,
  •  природа,
  •  ноосфера.

Исходя из всего вышесказанного можно заключить, что процесс обучения в своей сущности есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими культуру и опыт человечества.

Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения; это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Можно выделить следующие части общественного опыта: опыт физического развития человека, опыт эстетического отношения к жизни, опыт трудовой и профессиональной деятельности, опыт познавательной и научной деятельности, опыт нравственных отношений. Соответственно выделяются основные направления содержания образования и воспитания: физическое воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание.

Составные части каждого направления образования и воспитания: знания, навыки, умения, отношения, творческая деятельность.

Знания в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, категориях, закономерностях, законах, фактах, идеях, символах, гипотезах, теориях, концепциях.

Умения – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки.

Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов, приемов контроля и приемов регулирования. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной и поисковой деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.

Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни и деятельности.

Творческая деятельность обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.

2. Принципы отбора содержания школьного образования.

  1.  Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
  2.  Содержание образования должно строиться строго на научной основе, соответствовать современному состоянию науки, включать только твердо устоявшиеся в научной области факты и теоретические положения; учебный материал должен способствовать развитию научного мышления.
  3.  Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе той или иной науки, а также строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами.
  4.  В содержании образования теория должна соединяться с практикой, обучение – с производительным трудом.
  5.  Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.
  6.  Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации учащихся. Общее среднее образование имеет своей целью овладение учащихся основами важнейших наук о природе и обществе, развитие у них мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Техническое образование знакомит учащихся в теории и на практике с основными отраслями современного промышленного производства и формирует умения и навыки обращения с наиболее распространенными средствами труда.

Дидакты С.Г.Шаповаленко и М.Н.Скаткин считали, что в процессе технического обучения учащихся необходимо знакомить с электрификацией, механизацией, автоматизацией, химизацией, компьютеризацией производства, способами получения новых видов материалов и технологией их обработки, с различными способами повышения производительности труда. Трудовое обучение направлено на подготовку учащихся к определенной профессиональной деятельности, на усвоение ими необходимой системы знаний и профессиональных практических навыков.

Содержание образования как система может иметь различную структуру изложения. Наиболее распространенными в настоящее время являются: линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения.

При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, т.е. содержание образования (знания) передается один раз в определенной логике. Материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы или в предыдущих учебных курсах.

Концентрическая структура изложения предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз (например, изучение площадей в математике). Другими словами, учебный материал данной ступени в более усложненном виде проходят на последующих ступенях обучения.

Характерной особенностью спиральной системы изложения материала является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постоянно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В ней нет перерывов, характерных для концентрической системы.

При смешанной системе происходит комбинация вышеуказанных структур.

3. Теории образования.

На содержание школьного образования оказывают влияние методологические позиции ученых-педагогов. Рассмотрим основные теории образования, которые влияли в прошлом на содержание школьного образования: теорию материального и формального образования.

Сторонники первого направления (Спенсер и др.) разделяют точку зрения Я.А.Коменского, согласно которой главная цель обучения – в передаче учащимся как можно больше знаний из различных областей. Выпускник должен стать энциклопедически образованным. В соответствии с этой теорией надо обучать преимущественно естественнонаучным знаниям, критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности для жизни и непосредственной практической деятельности учащихся в будущем.

Теория формального образования (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставила целью не столько освоение учениками фактическими знаниями, сколько развитие их ума, способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению, а лучшим средством для этого считалось изучение греческого и латинского языков, математики.

Весьма аргументированно критиковал теории формального и материального образования К.Д.Ушинский. Он отмечал, что так называемое «формальное развитие», оторванное от усвоения знаний, есть пустая выдумка, надо не только развивать учащихся, но и вооружать их знаниями, которые были бы полезны в дальнейшей жизни и деятельности. В то же время нельзя сводить обучение лишь к утилитарной пригодности. Поскольку знания, связанные с жизнью, опосредованно не менее важны, чем прикладные знания. Например, древняя история не может быть непосредственно приложима к практической деятельности людей, но, тем не менее, необходима для обогащения кругозора, для формирования миропонимания и уяснения закономерностей исторического развития человечества.

Известный представитель прагматизма в педагогике Дж.Дьюи внедрял идею о необходимости положить в основу школьного образования организацию практической деятельности детей, вооружив их умениями и навыками в различных сферах жизни. Он утверждал: «Материал обучения нужно брать из опыта ребенка», «Ребенок должен определять как качество, так и количество обучения», «Заранее составленные учебные курсы не нужны». Его последователь У.Килпатрик в 20-е гг. ХХ в. разработал «проектную систему обучения», когда дети, исходя из своих интересов, проектировали вместе с учителем решение какой-либо практической задачи, например, сооружение игрушечного домика, включались в практическую деятельность и в ходе ее овладевали теми или иными сведениями по языку, математике и другим предметам. Нетрудно понять, что эта теория способствовала снижению уровня образования в массовой школе.

4. Документы, определяющие содержание образования.

Содержание образования определяется образовательными стандартами, учебными планами и программами, учебниками и учебными пособиями.

В соответствии с законом Республики Беларусь «Об образовании» в стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является государственным нормативным документом, в обязательном порядке определяющим:

  •  минимум содержания основных образовательных программ,
  •  максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,
  •  требования к уровню подготовки учеников.

Основными принципами введения государственных образовательных стандартов являются:

  •  сохранение единого образовательного пространства Республики Беларусь с учетом региональных особенностей развития;
  •  обеспечение и повышение качества образования, соответствующего международному уровню и социально-экономическим задачам, стоящим перед страной;
  •  защита прав обучающихся на бесплатное полноценное образование;
  •  гарантирование налогоплательщикам соответствующего учебно-технического обеспечения образовательного процесса;
  •  защита здоровья обучающихся от перегрузок.

Деление содержания образования на государственный, региональный и школьный компоненты закладывает нормативные основы большой вариативности содержания образования в школах разного типа.

Это означает, что каждая школа в каждом регионе будет определять тот или иной объем учебного времени на те или иные учебные предметы, глубину и характер их изучения, в зависимости от типа учебного заведения. Итак, на государственном уровне закладывается базовый стандарт образования по разным предметам, т.е. то обязательное, что необходимо изучить.

Содержание учебного материала, необходимого для изучения в конкретной школе, определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, на электронных носителях (кассеты, компьютерные программы).

Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий:

  •  продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
  •  полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;
  •  распределение предметов по годам обучения;
  •  количество часов по каждому предмету на все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;
  •  количество часов в неделю на изучение каждого предмета;
  •  структуру и продолжительность практикумов и пр.

Учебный план опирается на достижения науки, учитывая медицинские и санитарно-гигиенические нормы организации образовательного процесса. Предметы, входящие в план, делятся на обязательные и факультативные. Чаще всего учебные планы обычных общеобразовательных школ являются типовыми и разрабатываются централизованно. Учебные заведения нового типа (гимназии, лицеи, колледжи и пр.) обычно создают свои собственные документы.

На основе учебных планов составляются учебные программы по предметам. Учебная программа содержит:

  •  пояснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к ЗУНам; рекомендуемых формах и методах обучения;
  •  тематическое содержание изучаемого материала;
  •  ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса;
  •  перечень основных мировоззренческих вопросов;
  •  указания по реализации межпредметных связей;
  •  перечень учебного оборудования и наглядных пособий;
  •  рекомендуемую литературу.

В связи с углублением процесса дифференциации образования разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут одновременно применяться несколько вариантов программ. Решение об этом принимают школьные советы.

Учащийся в любой школе может получить образование, соответствующее одному из трех уровней:

  •  базовый уровень – это образование, соответствующее минимальному стандарту общего среднего образования;
  •  повышенный уровень – это образование, превышающее минимальный стандарт среднего образования и соответствующее уровню требований, обеспечивающих поступление в вуз;
  •  промежуточный уровень – это образование повышенного уровня по предметам профилирующего направления и базового уровня по всем остальным.

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: школьные учебники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, справочники, сборники задач и пр. От качества учебника зависит результат обучения, поэтому к ним предъявляется множество требований.

Учебники выполняют ряд дидактических функций:

  •  мотивационную, которая заключается в создании стимулов к изучению предмета;
  •  информационную, позволяющую учащимся расширить объем знаний;
  •  контрольно-коррекционную, которая предполагает возможность проверки и коррекции хода обучения.

Широко внедряются нетрадиционные учебные материалы (видео, компьютерные обучающие программы и учебники), которые обладают рядом преимуществ: образность и наглядность, эмоциональность, уровневость. Освоение такого учебного материала предполагает индивидуальный, самостоятельный характер учебной работы.

5. Основные направления обновления содержания школьного образования

  1.  Гуманизация образования предполагает создание в обществе правовых, материальных, психолого-педагогических условий, направленных на:
  •  признание в одинаковой мере высшей ценностью личность каждого участника образовательного процесса;
  •  защиту достоинств, прав и свобод личности в учебном процессе;
  •  бережное отношение к ребенку и научное изучение его личности.
  1.  Демократизация образования обеспечивает расширение прав, образовательного выбора учителей, учащихся и их родителей; активное их участие в управлении делами своих коллективов, школы в целом; развитие школьного самоуправления.
  2.  Повышение культуросообразности школьного образования предполагает:
  •  максимальное использование в обучении школьников культуры той среды, к которой принадлежит учебной заведение (культуры нации, страны, региона);
  •  учет динамики изменений изучаемых научных идей, теорий в контексте развития мировой культуры;
  •  принятие обучающимися общечеловеческих, культурных ценностей, правовых и нравственно-эстетических норм жизнедеятельности в социуме, развитие у учащихся плюралистического мировоззрения.
  1.  Широкая дифференциация содержания образования в зависимости от типа школ, профиля классов, учебного предмета, которая направлена на более полный учет интересов, возможностей и индивидуальных особенностей учащихся.
  2.  Стандартизация школьного образования, которая призвана обеспечить доступность, эффективность и качество образования.

Вопросы и задания для самопроверки

  1.  Раскройте сущность понятия содержание школьного  образования. Назовите требования и факторы, определяющие содержание образования.
  2.  В чем заключается сущность концепции содержания образования по И.Я.Лернеру, В.В.Краевскому, М.Н.Скаткину?
  3.  Раскройте сущность принципов отбора содержания школьного образования.
  4.  В чем состоят отличительные особенности теорий материального и формального образования? Каким образом они повлияли на разработку содержания современного школьного образования?
  5.  Охарактеризуйте основные документы, определяющие содержание образования.
  6.  Обоснуйте основные тенденции обновления содержания школьного образования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69755. Шукання елемента списку 22.5 KB
  Алгоритм шукання елемента в списку аналогічний до шукання в динамічному рядку. Тому для списку теж складемо логічну функцію, побічним ефектом якої є інформація про першу за порядком ланку, яка містить шуканий елемент.
69756. Поняття про графи і дерева 39 KB
  Графом називають скінченну множину точок - вершин графа, для деяких пар якої налагоджені зв’язки - ребра графа. Розглянемо використання графів для зображення динамічних структур. Нехай є деяка структура, що складається з записів, пов’язаних між собою системою вказівок...
69757. Особливості використання динамічних змінних 26.5 KB
  3 доступ до динамічних змінних відбувається за допомогою змінних з вказівником. Множина операцій над змінними з вказівником визначена типом цих динамічних змінних. Зрозуміло що для реалізації цього алгоритму можна було б не використовувати вказівних змінних і динамічних структур...
69758. Технології передавання повідомлень 38 KB
  Сокет це абстрактна кінцева точка з’єднання через яку процес може відсилати або отримувати повідомлення. Під час обміну даними із використанням сокетів зазвичай застосовується технологія клієнтсервер коли один процес сервер очікує з’єднання а інший клієнт з’єднують із ним.
69759. Сторінково-сегментна організація пам’яті 52 KB
  Оскільки сегменти мають змінну довжину і керувати ними складніше, чиста сегментація зазвичай не настільки ефективна, як сторінкова організація. З іншого боку, видається цінною сама можливість використати сегменти як блоки пам’яті різного призначення змінної довжини.
69760. Атрибути файлів. Операції над файлами і каталогами 34.5 KB
  Кожний файл має набір характеристик - атрибутів. Набір атрибутів змінюється залежно від файлової системи. Найпоширеніші атрибути файла наведено нижче. Ім’я файла, докладно розглянуте раніше. Тип файла, який звичайно задають для спеціальних файлів (каталогів, зв’язків тощо).
69761. Продуктивність файлових систем 87 KB
  Оптимізація продуктивності під час розробки файлових систем Розглянемо яким чином можна оптимізувати продуктивність файлової системи зміною структур даних і алгоритмів які в ній застосовують. У викладі використовуватимемо класичний приклад оптимізації традиційної...
69762. Введення-виведення у режимі користувача 63 KB
  Тут зупинимося на взаємодії підсистеми введення-виведення із процесами режиму користувача та на різних методах організації введення-виведення з режиму користувача. Синхронне введення-виведення У більшості випадків введення-виведення на рівні апаратного...
69763. Таймери і системний час 27.5 KB
  Таймери керують пристроями які передають у систему інформацію про час. Вони відстежують поточний час доби здійснюють облік витрат процесорного часу повідомляють процеси про події що відбуваються через певний проміжок часу тощо.