77584

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ СМК

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Определить состав документации устанавливающий требования ограничения и рекомендации необходимые для результативного выполнения процесса. Определить показатели и спланировать качество и результативность процесса.

Русский

2015-02-03

172.5 KB

3 чел.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ СМК

1. Сущность и содержание процессного подхода к управлению предприятием. (повторить из ВУК или из УК)

2. Технология внедрения процессного подхода в СМК предприятия.

3. Регламентация процессов в СМК предприятия

4. Критерии и методы измерения процессов в СМК предприятия

Вопрос № 2

Технология внедрения процессного подхода в систему менеджмента качества.

В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 для внедрения процессного подхода организации необходимо:

1) Определить (идентифицировать) процессы, необходимые и достаточные в СМК.

При определении процессов СМК нужно исходить из бизнес-целей, а также стратегических планов организации в области качества.

2) Определить последовательность, взаимосвязь и взаимодействие этих процессов.

3) Определить основные процессы с точки зрения стратегических целей и политики в области качества.

Все процессы предприятия можно условно разделить на две группы: основные и вспомогательные. Основные процессы лежат на пути следования продукции. В качестве простой схемы для выделения основных процессов можно использовать схему жизненного цикла продукции. Вспомогательные процессы напрямую не контактируют с продукцией и предназначены для обеспечения нормального функционирования основных процессов.

Для проведения данных работ в организации формируется группа из руководителей и ведущих специалистов, ответственных за соответствующие этапы жизненного цикла продукции.

По результатам их работы должны быть составлены:

- обобщенная карта (графическое описание);

- реестр (табличное описание) процессов предприятии;

- матрица взаимодействия процессов .

Под обобщенной картой процессов понимается графическое описание совокупности процессов предприятия позволяющее определить их укрупненную классификацию, последовательность, точки пересечения и взаимодействия. Пример обобщенной карты процессов представлен в Приложении А. Пример реестра процессов представлен в Приложении Б. Пример матрицы взаимодействия процессов представлен в Приложении В

В соответствии с принципом процессного подхода, каждый из идентифицированных процессов организации должен быть описан, для него должны быть определены критерии управляемости, а также система измерения параметров и характеристик.

4) Определить (назначить) лицо, ответственное за процесс (владельца процесса).

Результаты выполнения данного этапа целесообразно оформлять в виде «Матрицы распределения ответственности за реализацию процессов СМК». 5) Определить входы, выходы, поставщиков и потребителей процесса.

6) Определить ресурсы, необходимые для результативного выполнения процесса.

7) Определить состав документации, устанавливающий требования, ограничения и рекомендации, необходимые для результативного выполнения процесса

8) Определить показатели и спланировать качество и результативность процесса.

По каждому процессу должны быть установлены цели, а также измеримые показатели, используемые для его постоянной оценки, мониторинга и улучшения. Кроме того, на данном этапе необходимо определить периодичность и порядок оценки и анализа соответствия фактических значений показателей установленным (запланированным), а также порядок принятия корректирующих и предупреждающих действий для достижения запланированных результатов.

9) Определить выходные документы по стадиям (этапам) процесса (отчетные данные)

10) Обеспечить наличие информации, необходимой и достаточной для эффективного менеджмента и мониторинга процессов.

11) Осуществлять регулярную оценку, мониторинг и анализ данных и показателей, относящихся к процессам, а также корректирующие и предупреждающие действия, необходимые для достижения запланированных результатов.

Результатом данной работы должны стать модели и описания бизнес-процессов «как есть», которые отражают реально существующие в организации процессы. Их наличие упрощает работы по выявлению проблемных областей в деятельности организации.

12) Подготовка и внедрение изменений в процессах, построение процессно-ориентированной системы управления организацией.

Осуществить оптимизацию организационной структуры и устранением недостатков в организации бизнес-процесса, ведущих к неэффективной работе компании. Результатом данной работы должны стать модели бизнес-процессов «как надо». Затем выполняется переход из состояния «как есть» в состояние «как надо».

Результатом данного этапа должны стать новые, более эффективные бизнес-процессы, комплект документации, регламентирующей процессы, а также организационная структура, соответствующая новым процессам.

№ Наименование риска Причины возникновения риска

Вопрос № 3 Регламентация процессов в СМК предприятия

Сведения по идентифицированным в организации процессам оформляются, как правило, в виде спецификации (описания) процесса.

Под спецификацией процесса понимается документ верхнего уровня, в котором зарегистрированы все результаты планирования процесса: входы и выходы процесса, управляющие документы, ресурсы, показатели измерения и их анализ.

Форма спецификации (описания) процессов (текст, таблица, график) не регламентирована и выбирается предприятием самостоятельно. Форма спецификации (описания) процесса должна быть закреплена в соответствующем документе по предприятию.

Спецификации (описание) процесса должна иметь исчерпывающее содержание и включать ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у участников процесса и тех, кто проводит мониторинг и измерение процесса, а также может проводить корректирующие действия с целью улучшения., т.е. прочитав ее, исполнитель должен получить полную ясность, что и как он должен делать.

Примеры шаблонов спецификации (описания) процесса представлен в Приложении Д.

При составлении спецификаций (описаний) процессов целесообразно использовать различные инструменты графической визуализации процесса, поскольку текстовые формы описания процессов в большинстве случаев получаются громоздкими и запутанными с точки зрения восприятия и понимания сути процесса. Наиболее популярными инструменты визуализации процессов являются: блок-схема (Block-Diagram); диаграмма последовательности (алгоритм, Flow Chart); диаграмма потоков (например, DFD, IDEF0); карта процесса (Process Map); сетевой график (Activity Network Diagram); процессно-функциональная диаграмма (Process/function Diagram); диаграмма процесса принятия решения (Process Decision Program Chart); объективно-событийное описание.

Описанный процесс должен подвергаться анализу на предмет соответствия его структуры требованиям СМК, например, требованиям по идентификации и прослеживаемости, регистрации записей, по корректирующим и предупреждающим действиям и т.д.

Вопрос № 4

Критерии и методы измерения процессов в СМК предприятия

Процессы в организации должны планироваться и осуществляться в управляемых условиях с целью добавления ценности.

МС ИСО 9001:2000 требует проводить мониторинг и измерение процессов (п. 8.2.3) и, отдельно, мониторинг и измерение продукции (п. 8.2.4). Поэтому организация должна обеспечить результативное управление процессами СМК.

Для каждого процесса СМК необходимо:

- определить критерии, необходимые для проведения мониторинга, измерения и анализа;

- выбрать варианты проведения мониторинга процесса;

- определить, какие измерения процесса требуется выполнить;

- определить методы измерения;

- определить точки измерения на входе, внутри и на выходе процесса;

- определить, как лучше анализировать собранную информацию;

- учесть критерии при планировании процессов СМК и процессов жизненного цикла продукции;

- определить методы, наиболее приемлемые для сбора данных;

- определить методы обработки результатов.

Показатели мониторинга устанавливаются на основе целей процессов таким образом, чтобы по ним можно было измерить степень достижения цели. Степень достижения цели может быть одним из критериев оценки результативности процесса. Можно выделить следующие виды показателей:

- Удовлетворённость потребителей,

- Качество планирования,

- Организация процесса,

- Материально-техническая база,

- Взаимодействие с внешней средой,

- Компетентность персонала и т.д.

В зависимости от особенностей процессов, в качестве методов измерения могут использоваться:

- социологические (анкетирование, тестирование),

- экспертные (оценки и заключения специалистов),

- сравнения (сопоставление достигнутых результатов с количественно определёнными целями),

- расчётные (математическая обработка массивов данных или выборок),

- инструментальные (с помощью контрольного или измерительного оборудования).

При разработке показателей процессов следует придерживаться следующих принципов:

  •  однозначная связь со стратегическими целями
  •  «прозрачность» для руководителей организации и смежных подразделений, участвующих в процессе
  •  удобство для владельцев процессов, управляющих своими процессами на основе этих показателей
  •  понятность персоналу, выполняющему процесс
  •  измеримость


Приложение А

Обобщенная карта типовых процессов образовательного учреждения


Пример спецификации (описания) процесса

Вариант 1

Структурный элемент

Содержание

Титульный лист

Лист согласования

Краткое описание процесса

Краткое название процесса. Должно точно отражать его сущность и быть удобным для ссылок.

Код (идентификатор) процесса

Код присваивается в некоторой системе кодирования и используется, в основном, для ссылок.

Назначение процесса

Используется для исчерпывающей идентификации процесса и его специфики.

Тип процесса

Указывается тип процесса со ссылкой на п. стандарта ИСО 9001:2000, установленный картой процессов с указанием группы, к которой относится процесс.

Место процесса в системе процессов

Процесс в системе процессов может быть вспомогательным для других процессов. Приводится перечень таких процессов. Допускается, что описания этих процессов определяют взаимодействие данного вспомогательного процесса с другими вспомогательными процессами, а также его участие в последовательных связях. Следует подробно описать все связи.

Ответственность за процесс

Указывается должность или ролевая функция лица, ответственного за процесс.

Характеристики процесса и их показатели

Процесс может характеризоваться как качественно, так и количественно с применением показателей.

Требования к процессу и его результату (продукции)

К процессу в целом могут предъявляться требования, например, относительно его результативности и эффективности. Требования к продукции должны включать также действия с несоответствующей продукцией

Описание способа осуществления процесса

  •  произвольный текст со ссылками на структурные элементы и другие документы СМК или нормативные документы, устанавливающие способы осуществления деятельности в процессе, например, рабочие инструкции, порядок и метод планирования со ссылками на  документы по планированию
  •  при необходимости перечень вспомогательных операций (функций), которые в СМК не имеют статуса процесса, с описанием их назначения, способа выполнения
  •  при необходимости перечень вспомогательных процессов
  •  описание последовательности процесса и его операций и их взаимодействия, с использованием, в частности, графических средств: блок-схем, функциональных и др. диаграмм
  •  типовые процессы (соответствующие п.п стандарта) описываются по стандарту

Критерии, необходимые для обеспечения результативности при осуществления процесса

Приводятся формулировки соответствующих критериев.

Методы, необходимые для обеспечения результативности процесса

Приводится перечень применяемых методов с их описанием (или ссылками на описания), а также перечень документов, необходимых организации для обеспечения эффективного осуществления процесса.

Мониторинг и измерение процесса

Описываются методы мониторинга, демонстрирующие способность процесса достигать запланированных результатов. При этом определяются ресурсы и информация, необходимые для мониторинга процесса, например:

- требования к процессу

- контрольные точки процесса

- квалификация персонала

- измеряемые параметры

- методики проведения измерений

- формы регистрации измерений

- периодичность мониторинга измерений

- измерительной оборудование

Мониторинг и измерение продукции

Описывается, как осуществляется мониторинг и измерение продукции с целью проверки соблюдения требований к продукции на различных стадиях процесса. Если требования к продукции установлены, то должны быть представлены соответствующие записи.

Контроль процесса

Приводятся формы результатов контроля процесса в виде записей (акты, протоколы), необходимые для обеспечения свидетельства того, что процесс соответствует требованиям.

Создание процессом добавленной ценности

Описывается, какие добавленные ценности создают процесс, и как происходит добавление ценности.

Вариант 2

Титульный лист

Лист согласования

1 Общие положения

2 Использованные нормативные документы

В этом разделе указываются нормативные документы, на которые есть ссылки в данном документе

3 Список терминов и определений

4 Описание процесса

4.1 Владелец процесса

Приводится описание владельца процесса, его ответственность, полномочия. Приводятся ссылки на документ, регламентирующие деятельность владельца – должностная инструкция, приказы, распоряжения и т.д.

4.2 Описание потребителей  и выходов процесса

Приводится табличное описание поставщиков и входов процесса. Приводятся ссылки на спецификации по каждому входу процесса

4.3 Описание поставщиков и входов процесса

Приводится табличное описание поставщиков и входов процесса. Приводятся ссылки на спецификации по каждому входу процесса.

4.4 Описание ресурсов процесса

Приводится табличное описание ресурсов процесса. Приводятся ссылки на спецификации ресурсов процесса.

4.5 Технология выполнения процесса

Приводится текстовое описание процесса, шаблоны документов, заполнение которых предполагается при исполнении процесса, а также графики, диаграммы и схемы, которые облегчают понимание текста и делают процесс более наглядным

4.6 Матрица ответственности за выполнение операций, входящих в состав процесса

В матрице ответственности должны быть определены должностные лица и степень их ответственности за выполнение каждой операции процесса

4.7 Перечень показателей процесса

Приводится перечень целевых показателей по трем группам:

- показатели процесса

- показатели выходов процесса

- показатели удовлетворенности потребителей процесса

4.8 Регламент анализа со стороны потребителей процесса

Приводится порядок действий владельца процесса по:

- оценке соответствия процесса прогнозируемым целям

- принятию корректирующих действий по установленным отклонениям

- принятию предупреждающих действий по предвидимым отклонениям

- установлению целевых показателей процесса на следующий период

4.9 Регламент отчетности владельца процесса

Приводится порядок отчетности владельца процесса перед вышестоящим руководителей, перечень показателей для отчетности, формы отчетности

4.10 Регламент анализа со стороны высшего руководителя

Приводится порядок анализа процесса и приятия решений со стороны высшего руководителя

5 Документирование и архивирование

Указывается место и срок хранения контрольного экземпляра документа во время его действия и после аннулирования.

6 Порядок внесения изменений

Указывается периодичность пересмотра настоящего документа. Ответственность за своевременный пересмотр документа и внесение изменений несет руководитель, утвердивший данный документ.

7 Лист регистрации изменений

Форма листа регистрации изменений документов и его копий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39391. Головний судновий двигун 6S70 MC-C-TII (Ne=18623 кВт, n=91 хв-1) 2.93 MB
  Опис конструкції двигуна його вузлів деталей та систем що його обслуговують. Вимоги які висувають до двигуна даного типу його елементів і систем. Загальна компоновка двигуна. Загальна конструктивна схема побудови остова двигуна.
39392. Изучение системы станционной и поездной радиосвязи 1.04 MB
  Назначение и виды станционной радиосвязи СРС. Организация связи списчиков вагонов. Расчет станционной радиосвязи.
39393. Частотомер c аналоговой индикацией 537.24 KB
  Аналитический расчет печатной платы. Расчет топологических характеристик печатной платы. Чертеж печатной платы. Анализ электрической принципиальной схемы проводиться для выявления электрорадиоэлементов расположенных на печатной плате и вне ее.
39394. Стабилизатор напряжения и тока 481.5 KB
  Расчет коэффициентов вырубки и раскроя. Технические требования к изделию Номинальное входное напряжение В 220 Входное напряжение питания В 18 Номинальная выходная мощность Вт 59 Коэффициент сглаживания пульсации дБ 30 Коэффициент готовности по ГОСТ 27....
39395. Расчет автооператорной линии для нанесения двухслойного покрытия медь-никель стальных деталей на подвеске 44.62 KB
  Рассчитать и скомпоновать автооператорную линию для нанесения двухслойного покрытия медь-никель стальных деталей на подвеске.
39396. Автоматизація технологічних процесів сільськогосподарського виробництва 66.57 KB
  Розрахунковий термін окупності відповідає нормативному, що дає право твердити про ефективність запропонованого проекту.
39397. ЕКОНОМІКА ПІДПРИЄМСТВА 854 KB
  У процесі виконання курсової роботи студенти зобов’язані продемонструвати набуті теоретичні знання, вміння поєднати їх з практикою виробничо-комерційної діяльності підприємства незалежно від форми господарювання, враховуючи особливості ринкового механізму, особливості розподілу та використання фінансових і матеріальних ресурсів
39398. Экономика фирмы 1.29 MB
  Рассчитать основные финансовые коэффициенты. Анализируемый период Изменение Рост прирост Фондоотдача Фондоемкость Рентабельность основных средств Количество оборотов оборотных средств Продолжительность одного оборота оборотных средств Коэффициент загрузки оборотных средств Рентабельность реализации продукции Рентабельность оборотных средств Рентабельность оборотного капитала Таблица № 3. основные финансовые коэффициенты Показатели Нормат. значение Анализируемый ...
39399. Разработка моделей для информационной системы 95.33 KB
  Решение: Были разработаны следующие UMLдиаграммы: диаграмма вариантов использования; диаграмма классов; диаграмма деятельности; диаграмма последовательности; Сценарий: Пользователь решает забронировать авиабилеты. Диаграмма вариантов использования: Диаграмма на которой отражены отношения существующие между актёрами и вариантами использования. Диаграмма классов: Диаграмма которая описывает структуру системы показывая её классы их атрибуты и операторы а также взаимосвязи этих классов. Диаграмма деятельности: Диаграмма на...