77586

Содержание обязательных документированных процедур

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

В каждой организации, независимо от того, намерена ли она внедрять СМК или нет, существует документооборот и соответствующие инструкции по делопроизводству, описывающие порядок управления внутренними и внешними документами.

Русский

2015-02-03

83.5 KB

4 чел.

Содержание обязательных документированных процедур

Управление документацией

В каждой организации, независимо от того, намерена ли она внедрять СМК или нет, существует документооборот и соответствующие инструкции по делопроизводству, описывающие порядок управления внутренними и внешними документами. Обычно, рационализация документооборота заключается в распределении массива документов на документопотоки:

- регистрируемые и нерегистрируемые;

- входящие, исходящие и внутренние.

Для приведения этой инструкции в соответствие требованиям ISO 9001:2000, нужны усилия по идентификации всего массива документов, обращающихся в организации. Модель управления любыми документами организации можно представить в виде схемы: разработка – обращение – актуализация – вывод из обращения. Детализация этой схемы позволит установить общую последовательность действий и организовать управление документом на всех этапах его жизненного цикла.

В зависимости от профиля деятельности организации и принятой системы документооборота, совершенно не обязательно создавать одну такую процедуру. На российских предприятиях можно встретить вместо этой процедуры целый комплект разных документов, которые вполне ее могут заменить. Например:

- управление нормативной документацией внешнего происхождения;

- управление нормативной документацией внутреннего происхождения;

- управление организационно-распорядительной документацией;

- управление кадровой документацией.

Указанный перечень документов, охватывающих процедуру управления документами, не является единственно возможным. На крупных оборонных предприятиях, разрабатываются также процедуры:

- по управлению конструкторской документацией;

-  управлению технологической документацией;

- управлению режимной документацией и пр.

В соответствии с концепцией документирования СМК, документы организации образуют несколько уровней, иерархия которых ориентирована на уровни управления организации. Поэтому, при разработке документированной процедуры организации следует определить количество уровней документов СМК, количество видов документов, входящих в СМК (включая документы, описывающие процессы), дать им точные определения, определить пользователей каждого уровня документов и способы управления ими.

Для того, чтобы определить необходимое количество уровней и видов документов, нужно составить перечень структурных подразделений организации, входящих в СМК, и относящихся к ним функций (видов деятельности) на основе изучения положений о структурных подразделениях. В каждом из видов деятельности необходимо выделить характерные для них требования стандарта к управлению документами.  Например, в малых организациях,  имеющих, как правило, «плоскую» структуру управления, количество уровней и видов документов может быть невелико. Это может быть оправдано существующими традициями документооборота, правилами хорошей практики управления документами и компетентностью персонала, поэтому в данном случае сквозной мониторинг управления документами может обеспечивать достаточную результативность. Во всех случаях следует установить по возможности наиболее простой и эффективный способ управления документами, поскольку люди, обычно не сопротивляясь самому управлению документами, сопротивляются непостоянству и отсутствию гибкости, сопровождающим это управление.

Следует помнить, что стандарт ISO 9001:2000 не предъявляет жестких требований к содержанию и форме документов СМК: «Степень документированности СМК…может отличаться…в зависимости от размера организации, сложности и взаимодействия процессов, компетентности персонала» (п. 4.2). При разработке этих требований в документированной процедуре, следует тщательно продумывать их содержание и изложение не только в виде традиционного текста, но и с применением графических и табличных форм. Однако применение сразу нескольких форм (например, матрица, карта процесса и блок-схема)  может утяжелить разрабатываемый документ, что существенно увеличит его объем и восприятие пользователями, а это не соответствует духу стандарта.

В документированной процедуре необходимо четко определить ответственность и полномочия персонала, а именно:

- кто организует разработку документов СМК;

- кто и по каким формам разрабатывает документы СМК;

- кто проверяет их;

- кто согласовывает и утверждает;

- кто регистрирует, рассылает и информирует;

- как и кем обеспечивается хранение, актуализация и изъятие отмененных документов.

Перечисленные требования к ответственности и полномочиям следует определить в отношении каждого уровня документов СМК.

Таким образом, стандарт ISO 9001:2000 совершенно не требует отказываться от действующих процедур и разрабатывать новые. Вполне достаточно доработать действующие процедуры, чтобы они обеспечивали выполнение необходимого минимума требований, изложенных в п. 4.2.3. Задача данной документированной процедуры – обеспечить глубинное понимание студентом и потенциальными пользователями (сотрудниками организации) назначения, структуры документов СМК и требований к ним.

Управление записями

Кроме внутренней нормативной документации, в организации существует еще и достаточно большой объем документов, которые относятся к записям. Согласно стандарту, запись – это документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности. Это означает, что записи – способ отражения деятельности подразделений и организации в целом. Источником записей служит документация, образующаяся в ходе выполнения процессов и работ. Записи могут использоваться, например, для документирования прослеживаемости, свидетельства верификации, предупреждающих и корректирующих действий. Необходимо отличать документы, содержащие  записи, от других документов, в которых регистрируются свидетельства. Для этого необходимо провести ревизию всех записей организации с целью определения обязательных записей, требуемых стандартом. Остальные записи, необходимые организации, могут иметь статус данных по качеству, управление которыми может отличаться от управления обязательными записями и не входить в документированную процедуру.

Для управления записями стандарт ISO 9001:2000 требует разработать документированную процедуру «Управление записями». Эта процедура устанавливает для организации порядок идентификации, хранения, защиты, восстановления, определения сроков и места хранения записей – документов, содержащих информацию о деятельности процессов и всей организации. Обязательные записи подлежат обязательной регистрации, т.е. им присваиваются соответствующие регистрационные номера для удобства их поиска и управления ими. Поскольку данные по качеству ведутся исходя из собственных потребностей организации и ее подразделений, они могут не регистрироваться.

Следует разделять записи на «первичные», т.е. полученные впервые, например, при опросе по чек-листу, и вторичные, полученные после обработки первичных, например, отчет о проведении аудита. Вторичные записи, как правило, менее объективны, чем первичные, поскольку подвергаются обработке аналитиками, и здесь присутствует человеческий фактор. Во вторичных записях может иметь место преднамеренное «причесывание» и «подгонка» под целевые показатели. Подобные вещи происходят сплошь и рядом, особенно в подведомственных организациях.  Исключение составляют только те случаи, когда данные (первичные записи) преобразуются в информацию (во вторичные записи) непосредственно в процессе ввода их в компьютер, а дальнейшая аналитическая обработка осуществляется автоматически. В настоящее время этот подход внедряется во внешней отчетности перед регулирующими органами, и вводится он сверху, т.е. по инициативе регулирующих органов.

Стандарт ISO 9001:2000 не устанавливает требования к оформлению записей и периодичности их ведения. По усмотрению организации они могут вестись как в произвольном виде, так и с использованием специальных шаблонов и форм. Главное, чтобы записи отвечали требованиям своевременности, объективности и полноты, а также сохранности и возможности восстановления. Шаблоны и формы - бланки на бумажном или электронном носителе. В организации могут использоваться шаблоны и формы записей, установленные:

- во внешних нормативных документах (документах регулирующих органов, ГОСТах, СанПиНах, стандарте ISO 9001);

- в шаблонах и формах документов СМК.

Кроме того, процессуально, шаблоны записей могут быть частью документов СМК.

При определении количества записей применительно к конкретной организации следует провести анализ исключений из раздела 7 и анализ аутсорсинговых процессов с целью определения степени ответственности организации за результаты этих процессов, а значит за эти процедуры и записи. К решению этого вопроса следует подходить с позиций требований стандарта. Например, в ISO 9001:2000 речь идет не о любой собственности потребителя, а только о «предоставленной для использования или включения в продукцию», так называемом «давальческом материале». Очень часто это не учитывается, и к собственности потребителя неоправданно включают любую его собственность.

С целью оптимизации документооборота записей и исключения неоправданного  их количества, необходимо  выявить только обязательные записи, которые должны вестись, отделив от них излишние записи, например записи вспомогательного характера.

С учетом вышеизложенного, сводный перечень обязательных записей и устанавливающих их требований ISO 9001:2000 выглядит следующим образом:

- об анализе СМК со стороны руководства (п. 5.6.1);

- об образовании, подготовке, навыках и опыте персонала (п. 6.2.2);

- результатов анализа требований, относящихся к продукции, и последующих действий (п. 7.2.2);

- входных данных к проектированию продукции (п. 7.3.2);

- результатов анализа проекта и необходимых действий (п. 7.3.4);

- результатов верификации проекта и необходимых действий (п. 7.3.5);

- результатов валидации проекта и необходимых действий (п. 7.3.7);

- результатов оценивания поставщиков и необходимых действий (п. 7.4.1);

- результатов валидации процессов производства и обслуживания, которые не могут быть выявлены последующими измерениями и мониторингом (п. 7.5.2);

- о регистрации идентификации, обеспечивающей прослеживаемость продукции (п. 7.5.3);

- об идентификации, верификации, защите и сохранности собственности потребителя (п. 7.5.4);

- результатов поверки и калибровки измерительного оборудования (п. 7.6);

- о программах, процедурах и результатах внутреннего аудита (п. 8.2.2);

- свидетельств соответствия продукции критериям приемки и лиц, санкционирующих их выпуск (п. 8.2.4);

- о характере несоответствий продукции и последующих действиях (п. 8.3);

- результатов предпринятых корректирующих действий (п. 8.5.2);

- результатов предпринятых предупреждающих действий (п. 8.5.3);

- иных свидетельств соответствия того, что процессы жизненного цикла продукции и сама продукция соответствуют требованиям (п. 7.1).

Если количество записей в организации велико, их сводят в альбом бланков  – сборник типовых бланков, форм действующей отчетности с указаниями по их заполнению и учету.

Управление несоответствующей продукцией

Любая организация рано или поздно сталкивается с ситуацией выпуска продукции, не соответствующей установленным требованиям. В такой ситуации возможно принятие одного из следующих решений: переделка, уменьшение цены, снижение сортности, использование по другому назначению, забраковка или списание затрат на убытки. Стандарт ISO  9001:2000 допускает появление несоответствующей продукции, но требует обязательного наличия в организации документированной процедуры, четко устанавливающей ответственность и полномочия для работы с такой продукцией, варианты принятия решений, виды и содержание соответствующих записей, а также обязательства уведомления потребителей о характере несоответствия.

Назначение этой процедуры заключается в том, что организация должна гарантировать самому «капризному» потребителю то, что ему не будут пытаться продать некачественный продукт, а если после его использования дефект будет обнаружен, она должна принять соответствующие меры, направленные на защиту его прав, как  потребителя. Таким образом, первое назначение этой процедуры – защита потребителя от приобретения некачественной продукции. Так, например, в практике производителей автомобилей вошло понятие «отзыв автомобилей с потенциальным дефектом».

Поскольку несоответствие – это невыполнение требований, все случаи несоответствия продукции должны быть зарегистрированы, поскольку в п.8.3 стандарта имеется на это прямое указание и ссылка на п. 4.2.4 «Управление записями». Количество зарегистрированных несоответствий прямо зависит от степени жесткости установленных требований к продуктам (результатам, выходам) процессов. Чем больше степень жесткости – тем больше несоответствий. Однако большое количество несоответствий указывает на низкую результативность СМК организации, поэтому появляется необходимость в установлении оптимальных выполнимых (соизмеримых с имеющимися ресурсами) требований к продукции и допустимых отклонений для того, чтобы гарантировать их выполнение и снизить количество несоответствий. Для того, чтобы определить, что понимается под несоответствием в отношении конкретной продукции предприятия, студенту необходимо воспользоваться методами бенчмаркинга: сравнить продукцию организации с продукцией конкурирующих организаций. В дальнейшем, требования могут быть пересмотрены в сторону ужесточения с учетом имеющихся ресурсов и требований рынка.

Требования п. 8.3 распространяются на всю продукцию организации, как внешнюю, предназначенную для внешних потребителей (которые платят за нее деньги), так и внутреннюю, являющуюся результатом взаимодействия процессов СМК. Таким образом, требования к несоответствующей продукции автоматически включают также и требования к любым несоответствиям в реализации процедур СМК. Однако не следует толковать это требование в отношении продукции процессов СМК нижнего уровня, например, к составным частям изделия и комплектующим, количество которых может измеряться тысячами. Перечень внутренней продукции, на которую распространяется требование п. 8.3, должен быть определен по принципу Парето 80/20. Такой подход к пониманию требований п. 8.3 используется большинством авторитетных сертификационных компаний.

В большинстве случаев (за исключением организаций, построенных по матричному принципу или использующих проектно-целевой подход к управлению), процессная модель СМК реализуется посредством наложения процессов на функциональную организационную структуру организации. Поэтому следует понимать, что чем крупнее организация, тем больше у нее уровней управления, и, следовательно, административных подразделений, а значит больше внутренних потребителей и внутренней продукции: несоответствующая продукция бывает не только в производственных подразделениях. К несоответствующей продукции, например, может быть отнесен неправильно составленный договор или контракт, или аналитический отчет, который не несет никакой ценности для руководства, принимающего стратегические решения. Отчеты – тоже один из выходов процессов, и у них, как и у всех остальных выходов, есть потребители.

Таким образом, прежде всего, в документированной процедуре студенту необходимо определить перечень внешней и внутренней продукции организации, которая может быть оценена как  несоответствующая согласно п. 8.3, а затем разработать систему мер, которые позволят не только гарантировать регистрацию всех несоответствий, но и снизить их количество, включая перечень возможных несоответствий, их виды, а также необходимые записи. Иными словами, в отношении всех несоответствий, связанных с любыми рисками, отклонениями от норм законов, безопасности и пр., включая потенциально возможные, должны быть предусмотрены эффективные механизмы, способные гарантировать недопущение использования выявленной несоответствующей продукции далее в цепочке поставки.

В документированной процедуре должны быть предусмотрены все действия, связанные с идентификацией и отделением несоответствующей продукции, т.е. помещением ее в другое место. Так, например, если разработанный контракт (договор) все же имеет несоответствие, которое не удается устранить, то получить разрешение у генерального директора на заключение такого контракта с контрагентом (потребителем, поставщиком или аутсорсером) можно только при условии его согласования со всеми заинтересованными сторонами, включая, если это необходимо, регулирующие и надзорные органы. Такие контракты должны идентифицироваться, т.е. быть отделены (помещены в специальную базу данных) от всех типовых контрактов организации.

Таким образом, данная процедура тесно взаимосвязана с процедурой п. 8.5.2 «Корректирующие действия», более того, именно зарегистрированное несоответствие или отклонение запускает механизм корректирующих действий.

Корректирующие действия

Под этим специфическим термином скрываются хорошо знакомые всем «мероприятия по устранению…» какой-либо проблемы. Такие мероприятия разрабатываются и проводятся практически во всех организациях. Как они разрабатываются и выполняются, знает любой руководитель. Требования стандарта только добавляют к ним несколько новых моментов, а именно: в документированной процедуре необходимо определить перечень возможных несоответствий, источники получения о них информации, способы их анализа и выявления причин (со ссылкой на результаты анализа документов, регламентирующих требования к СМК), действия, необходимые для избегания повторения несоответствий, способы документирования несоответствий и контроля их эффективности. При возникновении проблемы руководители и сотрудники должны думать не о том, как проблему скрыть, а о том, чтобы проблема больше не возникала.

Также в документированной процедуре следует установить необходимые записи о целесообразности корректирующих мероприятий и о самих мероприятиях с отметкой о выполнении всех пунктов мероприятий, в т.ч. и проверки устранения причин несоответствия.  Записи должны управляться в соответствии с п. 4.2.4.

При этом необходимо акцентировать внимание на следующих аспектах:

- каждое зарегистрированное несоответствие нужно рассмотреть с точки зрения целесообразности разработки мероприятий по устранению его причин. Это означает, что организации вовсе не требуется устранять все причины всех несоответствий, а только те, затраты на устранение которых были бы адекватны тяжести самого несоответствия. Иными словами, в выполнении этого требования присутствует принцип целесообразности и компромисса, для чего студенту необходимо разработать метод сравнения затрат на устранение с самим ущербом от несоответствия;

- после того, как мероприятия выполнены, необходимо убедиться, что время и ресурсы на устранение причин несоответствия потрачены не зря. Для этого в мероприятиях под названием «корректирующие действия» необходимо установить: кто, как и когда должен проверить, что причина несоответствия действительно устранена и данное несоответствие из-за этих причин больше не возникнет;

- следует различать действия по устранению несоответствий и корректирующие действия. Устранение несоответствий заключается в разрешении возникшей проблемы и описывается в документированной процедуре «Управление несоответствующей продукцией», а корректирующие действия связаны с поиском причин несоответствия и их устранения с тем, чтобы эта проблема не возникала вновь.

Корректирующие действия состоят из нескольких этапов:

- выявление несоответствий путем проведения мониторинга продукции, процессов, удовлетворенности потребителей, внутренних аудитов;

- анализ причин несоответствий;

- планирование, организация, проведение и регистрация корректирующих действий;

- анализ эффективности корректирующих действий.

В документированной процедуре должно быть определено подразделение в структуре организации, ответственное  за анализ эффективности корректирующих действий, результаты которых затем передаются для анализа генеральному директору (директору по качеству).

Таким образом, результаты несоответствий используются для планирования корректирующих действий. Результаты собственно корректирующих действия используются для планирования предупреждающих действий.

Предупреждающие действия

Некачественные продукты и услуги появляются в результате системных сбоев СМК, а они, как известно, находятся в ведении высшего руководства, а не исполнителей. Чаще всего, для исключения возможных системных сбоев проводятся профилактические обучающие мероприятия, по-сути такие, как например, для компьютеров, подключенных к корпоративной сети или Интернету: компьютеры надо не лечить от вирусов, а делать так, чтобы они ими не заражались. В этом заключается концепция подхода «предупреждающих действий».

Как отмечалось выше, результаты анализа несоответствий (например, по результатам аудита) используются для планирования корректирующих действий, и только их реализация и анализ их эффективности может служить источником для прогнозирования дальнейшего развития процесса и его возможные сбои.   Это означает, что если проведенные корректирующие действия будут признаны неэффективными, то несоответствие может опять повториться. Стандарт совершенно определенно не допускает повторы тех корректирующих действий, которые неэффективны. Для предотвращения возникновения несоответствий осуществляются предупреждающие действия, которые состоят из нескольких этапов:

- выявление возможных несоответствий путем анализа данных о состоянии продукции, процессов и СМК в целом (включая такой же анализ конкурентной среды);

- анализ причин возможных несоответствий;

- планирование, организация, проведение и регистрация предупреждающих действий;

- анализ эффективности предупреждающих действий.

В документированной процедуре необходимо определить перечень потенциально возможных несоответствий (которые еще не произошли, но могут произойти), источники информации для прогнозирования несоответствий, способы анализа данных для разработки таких прогнозов, действия, необходимые для избегания повторения корректирующих действий, способы документирования планирования и реализации предупреждающих действий и оценки их эффективности. Записи о целесообразности предупреждающих действий и о самих действиях с отметкой о выполнении всех пунктов мероприятий, должны вестись и поддерживаться в соответствии с п. 4.2.4.

Также должно быть определено подразделение в структуре организации, ответственное  за анализ эффективности предупреждающих действий, результаты которых затем передаются для анализа генеральному директору (директору по качеству).

Примером значительных несоответствий в организации документооборота может служить неисполнение поручений генерального директора, взятых на контроль. Так, например, широко распространенные в организациях автоматизированные системы контроля исполнения поручений предназначены только для фиксации выполненных или невыполненных поручений генерального директора, и фактически, узаконивают возможность неисполнения служебных поручений, несмотря на присутствие повторяющихся корректирующих действий в процессе функционирования системы. Это является явным признаком неэффективности таких систем, поскольку совершенно очевидно, что проведение неэффективных корректирующих действий не приводит к планированию предупреждающих действий. Система контроля исполнений поручений не предусматривает проведение предупреждающих действий, поскольку эта концепция в работу системы не заложена.

Внутренние аудиты

Все предыдущие процедуры в большей или меньшей степени выполняются в любой организации. Единственная процедура из шести обязательных, которая может быть новой для организации – это процедура по внутренним аудитам. Каждая организация должна время от времени проверять свою деятельность и результативность процессов и всей СМК. Согласно ISO 9001:2000 фактически речь идет о процессе сбора и анализа объективных свидетельств того, что документация СМК соответствует требованиям стандарта, а процессы и процедуры реализуются в соответствии с существующей документацией и приводят к запланированным результатам, результативности и эффективности СМК в целом. Внутренние аудиты должны проводиться на основе принципов регулярности, открытости, независимости, единообразия, системности и документированности.

С точки зрения полноты охвата областей аудита, можно выделить основные виды аудитов: аудит процесса (сквозного), аудит подразделения, аудит продукции и аудит СМК (системный, а потому наиболее трудоемкий). Аудиты могут различаться с точки зрения полноты проверяемых требований, установленных стандартом и заложенных в документы СМК и охватывать проверку требований только какого-то раздела или подраздела стандарта. Всевозможные сочетания этих признаков и определяют совокупность различных видов аудитов, реализуемых в организации.

Стандарт требует формирования и управления программой аудитов, под которой понимается совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретные сроки и направленных на достижение определенных целей. В соответствии с программой аудитов могут периодически проводиться аудиты различных подразделений организации, различных видов деятельности, различных процессов и видов продукции, включенных в область сертификации СМК.

Программа аудита также включает все виды деятельности, необходимые для планирования и организации аудитов различного типа и количества, а также для предоставления ресурсов, обеспечивающих их результативное и эффективное проведение в конкретные сроки. В организации может быть установлена одна или несколько программ аудитов.

Для извлечения пользы от проведения аудитов, студенту следует использовать требования стандарта в следующем контексте:

- владельцы процессов могут использовать механизм внутренних аудитов для получения дополнительной информации о ходе своего процесса, проблемах, возникающих при работе и способах их решения. Это означает, что владельцы должны иметь доступ к отчетности по аудитам, и эти информационные потоки должны кем-то обеспечиваться и управляться. Таким образом, компетентные аудиторы и владельцы процессов получат возможность для общения и эффективного разрешения проблем;

- владельцы процессов могут использовать механизм проведения внеплановых аудитов, чтобы не зависимые от них аудиторы проверили их процессы, отдельные области деятельности и подразделения, входящие в СМК, и в отчетности по аудитам отметили необходимость выделения дополнительных ресурсов для решения проблем. Имея на руках отчет независимых аудиторов, владельцам процессов гораздо легче обосновывать перед генеральным директором выделение дополнительных ресурсов;

- по результатам проведенных аудитов должны быть разработаны мероприятия по устранению выявленных несоответствий. Если же аудиты заканчиваются без замечаний и рекомендаций, то это выглядит весьма странным с точки зрения внешних аудиторов;

- система внутренних аудитов предназначена для улучшения деятельности, а не для выявления и наказания виновных. Аудитор – не контролер и не фискал, а квалифицированный помощник генерального директора.

В документированной процедуре должны быть определены формы документов по аудиту и способы управления ими. К документации аудита обычно относят:

- график аудитов;

- планы аудитов;

- чек-листы (опросники);

- протоколы несоответствий и уведомлений;

- отчеты по аудитам (иногда отчеты о несоответствиях);

- планы корректирующих и предупреждающих действий;

- отчеты по последующим аудитам и пр.

При разработке документированной процедуры студенту следует прежде всего определить критерии аудита применительно к той организации, в которой проходила производственная практика. Критерии внутреннего аудита должны быть определены исходя и требований стандарта ISO 9001:2000 и потребностей самой организации. Чтобы документированная процедура достигала своих целей, студентом должны быть проработаны программа аудита и ее элементы, включая необходимые записи для определения свидетельств аудита. К объективным свидетельствам аудита относят такие, которым можно доверять, поэтому способ сбора информации по программе аудита должен обеспечивать ее точность и полноту, а информационные каналы – надежность.

В документированной процедуре должны быть отражены все этапы проведения внутреннего аудита согласно стандарту ISO 19011:2002, включая взаимодействие всех структурных подразделений организации в соответствии с программой аудита в виде матрицы полномочий и ответственности управления программой аудита. Требования к аудиторам выходят за рамки объема курсовой работы, поэтому эти требования в работе можно опустить.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9029. Виды и строение знания. Обыденное, научное и философское знание 34.5 KB
  Виды и строение знания. Обыденное, научное и философское знание Начиная с Демокрита философы занимали себя разделением знаний, попыткой их классификации и, соответственно, установлением связей между обозначенными видами. Современная эпистемология де...
9030. Предмет и типы социальной философии 37.5 KB
  Предмет и типы социальной философии Социальная философия имеет своим объектом познания общество, т. е. занимается познанием социальной действительности. В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе, является социальным...
9031. Глобалистика и ее проблемы. Глобальные проблемы современной цивилизации 42.5 KB
  Глобалистика и ее проблемы. Глобальные проблемы современной цивилизации Исторические типы взаимосвязи природы и общества определяются переходом от присваивающего к производящему хозяйству. Существуют три основных этапа такой взаимосвязи: 1 этап...
9032. Учение Августина 14.58 KB
  Учение Августина. Черты средневековой философии: теоцентризм - единый бог в центре бытия креационизм – разделение бытия на сущее (бога) и сотворенное богом провиденциализм – Бог знает все, все наполняет смыслом традиционализм...
9033. АНТИЧНЫЙ АТОМИЗМ (ДЕМОКРИТ, ЭПИКУР, ЛУКРЕЦИЙ КАР). 16.31 KB
  Античный атомизм (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар). Демокрит (460-360 гг.), продолжая материалистические традиции своих предшественников, в частности Левкиппа, считал, что весь мир состоит из атомов и пустоты. Все атомы создают бытие во всей полноте,...
9034. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ 15.81 KB
  Философские взгляды Аристотеля. Аристотель (также Стогирит, 384-322 г.), один из учеников Платона, во многом заложил основы для выделения философии как самостоятельной науки. Его основные сочинения - Метафизика, О душе, Первая вторая...
9035. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ О БЫТИИ 14.23 KB
  Специфика философских размышлений о бытии. Философия - это знание всеобщего во взаимодействии мира и человека. Объединяющим началом для человека и мира является бытие. Бытие - одна из основных категорий философии, которая изучается со врем...
9036. УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА. 14.05 KB
  Учение Гераклита. Взгляды Гераклита [Темного] (544-480 гг.), уроженца Эфеса, были продолжением учения представителей Милетской школы. Гераклит обращает внимание на динамизм всего сущего и считает динамизм главной характеристикой первоначала. Он пров...
9037. ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ - АТРИБУТЫ МАТЕРИИ. 15.54 KB
  Движение, пространство, время - атрибуты материи. Необходимым условием существования материи является взаимодействие образующих ее элементов. Оно может носить внешний и внутренний характер и приводит к изменению. Любое изменение в философии называют...