77599

Реферат. Написание реферата

Реферат

Архивоведение и делопроизводство

Модели защиты рефератов Как готовить рефераты с помощью интернета Общие требования к реферату методические рекомендации для студента Содержание и оформление разделов реферата Варианты оформления различных видов произведений печати в списке литературы реферата...

Русский

2015-02-03

96.5 KB

0 чел.


Реферат

Реферат

Этапы работы над  рефератом

Содержание работы

Компоненты содержания

Требования к оформлению работы. Компоненты содержания

Виды рефератов

Рецензия на реферат

Модели защиты рефератов

Как готовить рефераты с помощью интернета

Общие требования к реферату (методические рекомендации для студента)

Содержание и оформление разделов реферата

Варианты оформления различных видов произведений печати в списке литературы реферата

Реферат (от лат. rеfеrо - "сообщаю") - краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике.

Многие крупные научные результаты возникли просто из попыток привести в порядок известный материал.

Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.

Классический реферат представляет собой пересказ существующих источников по теме. Основным отличием реферата от сочинения или эссе является то, что его написание не требует оригинальности высказываемых положений, новых идей, индивидуального мнения автора. Проще говоря, реферат - это обзор доступных материалов по искомой проблеме. Разумеется, в реферате допустимо высказывание собственного мнения автора, но в сравнении с позициями других авторов (с точки зрения согласия или несогласия с той или иной концепцией, например). Однако это вовсе не обязательное требование к такого рода работе.

Тематика рефератов определяется преподавателем, а право выбора темы реферата предоставляется самому студенту. Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

Преподаватель должен ознакомить студентов с требованиями, предъявляемыми к форме написания реферата, определить его примерный объем, количество первоисточников, которые будут проанализированы в работе. Помощь в выборе литературы для реферата также входит в компетенцию преподавателя.


Этапы работы над рефератом

  1.  Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
  2.  Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
  3.  Составление библиографии.
  4.  Обработка и систематизация информации.
  5.  Разработка плана реферата.
  6.  Написание реферата.
  7.  Публичное выступление с результатами исследования.

Содержание работы должно отражать

  •  знание современного состояния проблемы;
  •  обоснование выбранной темы;
  •  использование известных результатов и фактов;
  •  полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
  •  актуальность поставленной проблемы;
  •  материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.

Требования к оформлению работы. Компоненты содержания

  •  Работа оформляется на белой бумаге (формат А-4) на одной стороне листа.
  •  Титульный лист.(на титульном листе размещается такая информация: название учебного заведения, тип работы (реферат), наименование дисциплины, тема работы, номер курса и группы, Ф.И.О. студента и преподавателя, дата. При оформлении доклада или эссе титульный лист не требуется. При написании реферата его наличие является обязательным условием. )
  •  Наличие плана (содержания) работы (в нем последовательно излагаются название пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт). План работы отличается от содержания тем, что пункты плана нумеруются и озаглавливаются, а номера страниц не указываются. Содержание не предполагает нумерации разделов работы, однако требует заголовков и указания страниц. Иногда встречается в рефератах оглавление. Употребление данного термина для реферата нецелесообразно. Оглавление предусмотрено в работах более высокого уровня: курсовых и дипломных.
  •  Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность выбранной темы, указывается цель и задачи реферата, дается анализ использованной литературы).
  •  Основная часть (каждый раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из её сторон, логически является продолжением предыдущего, даются все определения понятий, теоретические рассуждение, исследования автора или его изучение проблемы). Отличительной особенностью реферата является наличие таких формулировок, как: "по словам учёного…", "по мнению такого-то автора…", "с точки зрения того-то…", "согласно теории такой-то", "концепция такая-то основывается на…", "сущность высказываемой автором позиции базируется на таких принципах…" и т.п. Использование подобных оборотов свидетельствует о том, что автор реферата знаком с различными видами источников, свободно оперирует необходимыми понятиями, разбирается в различиях тех или иных точек зрения по рассматриваемому вопросу.
  •  Обязательно в реферате должны быть ссылки на используемую литературу.
  •  Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).
  •  Список литературы (в соответствии со стандартами, должна быть соблюдена последовательность написания библиографии.)
  •  Приложения: чертежи, рисунки, графики оформляются черным цветом. Они  входят в общий объем работы .
  •  Объем работы: 25-30 листов машинописного текста.

Виды рефератов.

Существует несколько видов рефератов на сегодняшний день, каждых из которых имеет свою специфику и отличительные особенности, учёт которых необходим при подготовке работы. В настоящее время различают учебные, контрольные, служебные и творческие рефераты.  

1. Учебные рефераты. Учебный реферат - самый распространённый тип письменной самостоятельной работы, использующийся как в вузах, так и в школах. Цель такого реферата заключается в том, чтобы научить студента (ученика) эффективно работать самостоятельно. В навыки самостоятельно работы, которые развиваются при написании реферата, обычно включают умение работать библиотекой (выбирать необходимую литературу из списка), различными видами источников (учебники и учебные пособия, книги, монографии, статьи и т.д.), умение работать с текстом литературных источников (анализ, выделение главного, сравнение позиций различных авторов, сопоставление найденного материала, выделение сходств и различий тех или иных теорий и концепций), умение создавать свой собственный текст (написание плана работы, создание структуры реферата, написание логичного связного текста, формулировка тезисов, выводов). Эффективность уровня развития названных навыков и умений в процессе написания реферата зависит от степени самостоятельности студента.

2. Контрольные рефераты . Сущность контрольного реферата заключается в том, чтобы не только описать существующие подходи к рассматриваемой проблематике, но и показать точку зрения автора реферата через призму представленных теорий. Такой реферат носит более практический характер и призван не столько научить студента раскрывать сущность той или иной позиции, но и выражать своё отношение к ней. Контрольные рефераты применяются преподавателями в качестве своеобразного "сита", через которое отсеиваются несколько наиболее сильных и заинтересованных студентов с которыми целесообразно проводить индивидуальную работу. Умение качественно написать контрольный реферат может пригодиться тем, кто планирует выступление на конференции, оформление статьи для сборника работ студентов и аспирантов вуза, написание реферата для поступления в аспирантуру.

3. Творческие рефераты. Творческие рефераты являются довольно свободной формой письменной работы. Как правило, творческий реферат пишется "по горячим следам" под впечатлением от прочитанной статьи, книги, монографии, просмотренного телевизионного сюжета и т.п. Целью творческого написания реферата может быть подбор материала для будущей конференции, дискуссии, контрольной или дипломной работы. Использовать творческий реферат можно также в процессе подготовки к сдаче экзамена в качестве ответа на экзаменационный вопрос. Иначе говоря, основная цель написания творческого реферата состоит в том, чтобы подобрать, скомпоновать, детально изучить материал, который может пригодиться для предполагаемой будущей работы.

4. Служебные рефераты. Служебный реферат используется не в стенах учебного заведения, а в рамках работы специалиста той или иной организации.

Рецензия на реферат содержит оценку

  •  Эрудированности в рассматриваемой области:

актуальность заявленной проблемы;

степень знакомства с современным состояниям проблемы;

использование известных результатов и научных фактов в работе;

полнота цитируемой литературы.

  •  Собственные достижения автора:

использование знаний вне учебной программы;

степень новизны;

научная значимость проблемы;

владение научным и специальным аппаратом.

  •  Характеристика работы:

грамотность и логичность изложения материала;

структура работы (введение, основная часть, вывод, приложения, список литературы);

соответствие оформления реферата стандартам.

На защите реферата к рецензии могут быть прибавлены следующие критерии:
- умения ясно выражать свои мысли в устной форме
- умения четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные и взвешенные умозаключения. Студенты могут участвовать в оценивании работ, заполняя судейские карточки по нескольким заранее определенным критериям.

Модели защиты реферата

1. «Классическая»
Устное выступление студента сосредоточено на принципиальных вопросах;
- тема исследования
- круг использованной литературы
- новизна работы (исследование новых источников, новые версии)
- основные выводы по содержанию реферата,

2. «Индивидуальная»
Студент раскрывает личностные аспекты работы над рефератом.
- обоснование темы реферата
- способы работы над рефератом
- оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты
- личная значимость проделанной работы
- перспективы продолжения исследования.

3. «Творческая» защита предполагает:
- оформление стенда с документальными и иллюстративными материалами по теме исследования, их комментарии
- демонстрацию видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе реферирования
- яркое, оригинальное представление фрагмента основной части реферата

Как готовить рефераты с помощью Интернета

Для того, чтобы отобрать нужный для работы материал в наше время нет никакой необходимости сидеть в библиотеке. Вполне можно использовать Интернет. Помимо книг и учебных пособий во Всемирной Сети всегда можно найти некоторое количество готовых работ сходной тематики различного уровня (от докладов на 1-2 страницы до дипломных работ объёмом до 100 листов), которые можно использовать в качестве образца или основы для будущего реферата.

Однако стоит опасаться искушения сдать понравившуюся готовую работу вместо того, чтобы написать свою. Большинство преподавателей прекрасно знакомы с различными рефератами, постоянно просматривают появляющиеся новинки в Сети и вполне могут определить источник, откуда была скачана данная работа, а это грозит осложнениями, вплоть до несдачи работы. Кроме того, учебный реферат формирует те теоретические навыки, которые будут необходимы при написании работ более высокого порядка (курсовых, бакалаврских, дипломных и др.). Поэтому стоит попробовать написать хотя бы несколько учебных рефератов самостоятельно. Таким образом, активное использование в современном учебном процессе такой формы работы, как написание реферата, вполне обосновано.

Подходить к написанию реферата следует "с умом": в некоторых случаях достаточно будет сдать готовую работу, найденную в Интернете, в других целесообразно обратиться за помощью к специалисту, а в иных стоит поработать самому. Использование Интернета при самостоятельной подготовке реферата оправдано, так как помогает в достаточно короткий срок (в любое время суток, а также в праздничные и выходные дни, в отличие от библиотеки) получить необходимый материал с минимальными затратами. Если при написании реферата используются не только книги и учебные пособия, найденные в Сети, но и готовые работы, то стоит обратить внимание на их качество. Как минимум, стоит просмотреть готовый текст на предмет соответствия темы и материала, наличие плана работы, списка литературы и объёма. Лучше всего использовать своего рода творческий подход: взять несколько работ одной и той же тематики, сравнить, выбрать наиболее удачные моменты, дополнить материалом из учебников и периодических изданий и взять их в качестве основы для создания собственной уникальной работы.

Помочь в это трудоёмком вопросе могут такие сайты, как:

Коллекция бесплатных рефератов, дипломов и курсовых работ http://kref.ru/ 

Коллекция рефератов на нетехнические темы: http://cclib.nsu./tcd/referats/ 

Коллекция рефератов "На куличках": http://referat.kulichki.net/ 

Московская коллекция рефератов: http://www.referat.ru.referat/ 

Российская коллекция рефератов: http://www.students.ru.referats/ 

Центральный банк российских рефератов: http://dic.miem.edu.ru/referat/ 

Кроме того, каждый может создать свою собственную коллекцию рефератов и обмениваться с другими или даже зарабатывать таким образом деньги.


ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТУ

(методические рекомендации для студента)

Реферат должен быть отпечатан на компьютере с одной стороны листа (формат А4).

Текст должен быть набран в редакторе MS Word версии 7.0 и выше

Необходимо использовать шрифт Times Roman Cyr, размером 14 пт, с одинарным или полуторным междустрочным интервалом. 

Величина верхнего, нижнего и левого полей – 2 см, правого поля – 1 см, выравнивание по левому краю.

На второй странице реферата приводится план.

Общий объем реферата - 25 - 30 страниц. Согласно структуре распределяется объем

каждой составной части:

  •  введение - 1,5 - 2 стр.
  •  каждая из глав по 6- 7 стр. (приблизительно, в зависимости от количества глав)
  •  заключение - 2-3 стр.
  •  список литературы (содержит приблизительно 8-10 источников)
  •  приложения (количество зависит от содержания реферата)

Текст работы следует писать или печатать, соблюдая следующие размеры полей:

  •  левое - не менее 30 мм
  •  правое - не менее 10 мм
  •  верхнее - не менее 15 мм
  •  нижнее - не менее 20 мм

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе написания работы, допускается исправлять закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным или рукописным способом.


СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАЗДЕЛОВ РЕФЕРАТА

 Титульный лист.   Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.

В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается.

Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже указываются фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы.

В нижнем поле указывается год написания реферата / без слова " год " /.

После титульного листа помещают Планв котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.

Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием / …………… / с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.

 Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект / предмет / рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.

 Основная часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.

 Заключительная часть. Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.

 Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.

В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке (более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке), после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания, которое пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д., название издательства, например, Мир, год издания, например, 1996, можно указать страницы, например, с. 54-67. Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, под которым литературный источник находится в списке литературы, например, 7, номер лит. источника, с. 67- 89. Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.

В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы / таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д. /. Каждое приложение должно начинаться с нового листа / страницы / с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами / без знака " № " /, например, " Приложение 1".  Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " / оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки - ( см. прил. 1 ) /.


ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПЕЧАТИ В СПИСКЕ ЛИТЕРАТУРЫ РЕФЕРАТА

Один, два или три автора

Ганус А.А. Тайны земных катастроф. - М. : Мысль, 1985.

Броудай И., Мерей Д. Физические основы микротехнологии. - М.: Мир, 1985.

Красней В.П., Лазовский В.М., Щербакова И.М. Современный белорусский язык. - Минск: Университетеское, 1984.

Четыре и более  авторов

Введение в специальность " Библиотековедение и библиография": Учебное пособие / К.И. Абрамов, А.Я. Айзенберг, И.В. Гранкин и др.; Под ред. К.И. Абрамова. - М.: Высшая школа, 1983.

Коллективный автор

Составление библиографического описания: Краткие правила / Междувед. катологизац. комис. при Гос. б-ке СССР им. Ленина. - М,: Изд - во " Кн. палата", 1991.

Многотомное издание

Толстой А.Н. Собрание сочинений в 10 т.  Т.5. Хождение по мукам. Трилогия. - М.: Худож. лит., 1983.

Стандарт

ГОСТ 7.1 - 84 Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. - М.: Изд-во стандартов, 1984

Инструкция

Инструкция по оформлению диссертаций: Утв. постан. БелВАК 4.10.94 - Мн.,1994.

Карта

Российская Федерация: Адм. террит. деление - на нояб.1993г. - 1:8000000.-М.: ГУГК, 1994 - 1к.

Каталоги

Каталог млекопитающих СССР. Плиоцен - современность / АН СССР, Зоол. ин - т: Под ред. И.М. Громова. - Л.: Наука, Ленинград. отд-ние, 1982.

Диссертации

Петров И.В. Массовые репрессии на территории СССР в 1930 - е годы: Дис…к-та истор. наук: 10.60.07. - Москва, 1994

Автореферат диссертации

Поликарпов В.С. Философский анализ диссертации в научном познании: Автореферат. дис… к-та филос. наук: 09.00.08 /Моск. го. пед. ин-т. - М., 1985.

Препринт

Бункин Ф.В., Коробкин В.В.Четырехканальный измеритель поляризации получения для диагностики лазерной плазмы. - Препринт / Физич. ин-т АН СССР. - М., 1986.

Депонированные научные работы

Панов В.Ф. Модели частиц в сильной гравитации / Ред. журн. " Изв. вузов Физика". Томск, 1982. - 7с. Деп. в ВИНИТИ 27.07.65.

Сборник материалов

Сто памятных дат., 1993: Худож. календарь: Ежегодн. иллюстр. изд. / Сост. А.Д.Сарабанов._ М.: Сов. художник, 1993.

Составная часть книги

а) из сборника

Володин А.М. Пять вечеров / Володин А.М. Осенний марафон: Пьесы. - Л.,1985.

б) из словаря

Педагогика общения // Педагогика: Словарь. - М., 1984.

в) из тома

Локк Д. О злоупотреблении словами // Соч. В 3 т. / М., 1986. - Т.1.

г)  из энциклопедии

Азаревичи:[ О семье белорус. и рус. актеров ] // БелорусскаяССР: Кратк. энцикл. - Минск,1982. - Т.5

Составная часть сериального издания

а)  из газеты

Почивалов Л. В Югославии сегодня: Заметки писателя // Лит. газ. - 1994. - 2 окт.

б)  из журнала

Михнюк В.И. Путем обновления // Полымя. - 1994 - № 12.

в) из сборника

Адаменко А.С. Педагогическое влияние на подростков // Актуальные вопросы педагогической работы. - М., 1993

Отдельные виды составных частей

а)  статья

Гончар О. На пути в грядущий век // Советская культура.- 1991.

б)  глава

Болотнов П.М., Рыжков С.В. Методологические проблемы развития педагогической науки // Болотнов П,М., Рыжков С.В. Проблемы методологии педагогики. - М., 1990. - гл.5.

в)  беседа

Герман А. Другая реальность / Беседу записал ШмыровВ.// Лит.обозрение. - 1990.- №5.

г)  рецензия

Захаров И.О. Старейшая научная библиотека Сибири // Сов. библиотековедение. - 1991. - №4.- Рец. на кн. : Филимонов М.Р. Книжная сокровищница Сибири. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991.



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ

       Критерии оценки рефератов заранее доводятся до сведения студентов.

       Реферат оценивается по нижеприведенным критериям по 3-х бальной шкале от 0 до 2 баллов. Для определения оценки сумму набранных баллов выражают в %, приняв за 100% максимальное количество баллов (например, 20 б.)

      Оценка «5» - 90-100% (18-20 б.)

                    «4» – 80-89%  (16-17 б.)

                    «3» – 70-79%  (14-15 б.)

      При оценке рефератов учитываются следующие критерии:

  1.  Соответствие реферата теме
  •  Соответствует – 2
  •  Частично соответствует – 1
  •  Не соответствует –0

2.     Актуальность:

  •  Работа актуальна -2
  •  Актуальность сомнительна – 1
  •  Неактуальна – 0

3.     Выводы

  •  Выводы полные – 2
  •  Выводы неполные – 1
  •  Выводы отсутствуют – 0
  1.  Нестандартный подход к раскрытию темы:
  •  Работа очень оригинальна – 2
  •  Работа менее оригинальна – 1
  •  Работа традиционна - 0
  1.  Научность:
  •  Работа научна – 2
  •  Имеются ошибки в использовании терминов и т.д. – 1
  •  Ненаучна – 0
  1.  Грамотность и логичность:
  •  Полностью грамотна и логична – 2
  •  Имеются ошибки – 1
  •  Безграмотна, отсутствует логичность в изложении - 0
  1.  Умение держаться:
  •  Внешний вид и манера поведения безупречны – 2
  •  Имеются погрешности – 1
  •  Впечатление негативное – 0
  1.  Качество изложения :
  •  Свободное владение материалом – 2
  •  Придерживается текста – 1
  •  Читает текст – 0
  1.  Использование сестринского процесса (профессиональная тематика):
  •  Правильное использование сестринского процесса  – 2
  •  Сестринский процесс используется не всегда правильно – 1
  •  Отсутствие использования сестринского процесса – 0
  1.  Соблюдение регламента (ГОСТ) доклада (оформления реферата):
  •  Регламент (ГОСТ) соблюден –2
  •  Отступления небольшие – 1
  •  Значительные отступления от регламента (ГОСТа) - 0


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54619. Подорож океанами 1.19 MB
  Варіант оформлення місця проведення: фізична карта світу для тих етапів де потрібно морські пейзажі корабель з паперу на синьому фоні портрети мореплавців емблеми учасникам на морську тематику та інше. Етап Штурманський Проїдьте світовим океаном і визначте координати наступних географічних об’єктів кть об’єктів залежить від кількості учасників наприклад: Маріанський жолоб; о. Врангеля; Етап Історикогеографічний Ф Магеллан Ф. Етап Екологічний...
54620. Внутрішні води Північної Америки 386.5 KB
  Найбільші річки це Міссісіпі разом з найбільшою притокою Міссурі. учитель ділить клас на групи кожній групі своя річка яку необхідно охарактеризувати І група Колумбія відноситься до басейну Тихого океану ІІ група Маккензі Північного Льодовитого океану ІІІ група Міссісіпі Атлантичного океану Проблема забруднення вод Північної Америки.км2 Міссісіпі з Міссурі 6420 3268 Маккензі з р. Річка Міссісіпі Найдовша річкова артерія Північної Америки – Міссісіпі з притокою Міссурі 6420 км площа водозбору якої становить 3300...
54621. Вивчення історико-географічних, культурних характеристик міста на березі Чорного моря учнями початкової школи як один із дієвих способів формування світогляду справжнього громадянина 946.5 KB
  Одеси Медведенко Любові Олександрівни Рідний край – мала Батьківщина †Вивчення історикогеографічних культурних характеристик міста на березі Чорного моря учнями початкової школи як один із дієвих способів формування світогляду справжнього громадянина. Наприклад відповідь на запитання: Чи є майже 400річна історія Хаджибея частиною історії нашого міста чи може вона лише “ передісторія †Одеси Дискусії з цього питання продовжуються і до тепер. Однак незалежно від дискусій науковців сама по собі майже 400річна історія Хаджибея...
54622. Одяг для ляльок 33 KB
  Хід: Вихователь: Доброго ранку малята А тепер давайте привітаємось один з одним за допомогою гарних і приємних слів. Вихователь: Діти я дуже рада вас бачити такими здоровими привітними задоволеними. І от: До магазину учора ходила – Подивіться що я там купила Відкриваю дошку Будуть наші ляльки раді Одягатись приміряти Вихователь: Що це Вихователь: Як назвати одним словом Вихователь: Який ви ще знаєте одяг Вихователь: Що розміщено у верхньому ряду Показую указкою на кофти Вихователь: Якого вони кольору Вихователь: Скільки...
54623. Конкуренция: сущность и методы 22.24 KB
  Конкуренция (от лат. Сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя
54624. Простые предложения 32.5 KB
  Цель урока: Закрепить знания о простом предложении. Задачи: образовательная: учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать; воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка; развивающая: развивать зрительную память, самооценку, внимание.
54625. Громадський огляд знань 70 KB
  Обладнання: картки із завданнями математичне доміно числова мельниця. Кожен із вас отримає оціночний лист додаток №1 в якому ви будете ставити собі бали за виконані завдання. Завдання 1. 54=1 75=12 810=2 Завдання 2 Усний рахунок.
54626. Огонь – друг и враг человека 103.5 KB
  Цель:Рассказать об огне и показать его созидательную и разрушительную силу; дать представление о значении огня в жизни человека, о поведении во время возникновения пожара. Развивать познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение к своей и чьей-то жизни.
54627. Осторожно огонь! 51.5 KB
  А без доброго огня обойтись нельзя и дня Он надежно дружит с нами: Гонит холод гонит мрак. 2 ученик: В работе электросварщика используются полезные свойства огня сюжет о работе электросварщика Ты видел как он управляет огнем Железная маска надета на нем. 3 ученик: Он всегда бывает...