77628

Анализ коммерческих расходов в ООО «Квитэк»

Дипломная

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Тема дипломной работы – учет и анализ коммерческих расходов - выбрана не случайно. Ее актуальность обусловлена тем, что издержки обращения являются одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов.

Русский

2015-02-04

182.86 KB

24 чел.

1.Теоретические основы учета и контроля коммерческих расходов на предприятии

1.1 Понятие коммерческих расходов, их состав  и классификация

1.2. Бухгалтерский и налоговый учет коммерческих расходов

1.3 Контроль коммерческих расходов

2. Бухгалтерский учет и контроль коммерческих расходов в ООО «Квитэк»

2.1. Бухгалтерский учет коммерческих расходов в ООО «Квитэк»

2.2. Контроль коммерческих расходов в ООО «Квитэк»

2.3. Совершенствование бухгалтерского учета и контроля коммерческих расходов в ООО «Квитэк»

3. Анализ коммерческих расходов в ООО «Квитэк»

3.1. Цели, задачи, информационная база экономического анализа коммерческих расходов ООО «Квитэк»

3.2. Факторный анализ коммерческих расходов ООО «Квитэк»

Введение

Организация грамотного учета расходов на продажу в современных условиях является весьма актуальной проблемой для многих предприятий. Торговля, во всех ее проявлениях, занимает все большее место в предпринимательской деятельности экономических субъектов. Закупкой и продажей товаров занимаются не только предприятия сферы торговли, но и производственные организации.

Рыночная экономика требует от предприятий торговли повышения эффективности деятельности, конкурентоспособности реализуемых товаров и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления торговой деятельностью.

Увеличение оборота денежных и материальных ресурсов в торговой отрасли хозяйствования приводит к повышенному вниманию со стороны контролирующих органов к правильности постановки организации и ведения бухгалтерского учета товарных операций и в том числе расходов на продажу. Широкая же номенклатура товаров, различные методы учета, сложный расчет фактический себестоимости, организация учета расчетов с множеством поставщиков и покупателей делает работу бухгалтера торгового предприятия крайне сложной и ответственной.

Учету расходов на продажу в экономической литературе уделяется меньше внимания, чем учету производственных затрат. Однако расходы на продажу являются расходами по обычным видам деятельности и возникают у организаций всех отраслей экономики. Таким образом, управление расходами на продажу является одной из существенных задач менеджмента организации, оно базируется на информации управленческого учета.

Тема дипломной работы – учет и анализ коммерческих расходов - выбрана не случайно. Ее актуальность обусловлена тем, что издержки обращения являются одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов. От их размера и степени изменения зависит прибыльность деятельности организаций.

Издержками обращения называют выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям.

Изучение издержек обращения в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеет большое практическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность, так как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся во все большей зависимости от уровня затрат.

Рассматриваемой проблеме в разное время уделяли внимание такие ученые, как А.Ф. Аксененко, Н.А. Басманов, П.С Безруких, М.А. Бахрушина, Н.Д. Врублевский, В.Г. Гетьман, О.В. Голосов, В.Б. Ивашкевич, Т.П. Карпова, Н.П. Кондракова, М.И. Кутер, М.В. Мельник, А.Ш. Маргулис, С.А. Николаева, В.Д. Новодворский, В.Ф. Палий, О.В. Рожнова, Я.З. Соколов, В.И. Стоцкий, С.А. Стуков, В.А. Терехова, СМ. Шапигузов, А.Д. Шеремет, Л.З. Шнейдман, A.M. Эйдинов, А. Дайле, К. Друри, Э. Майер, Д. Миддлтон, Б. Нидлз, X. Андерсон, Дж. Голдвелл, Р. Энтони, Дж. Рис.

Правильная организация учета  издержек  обращения  дает  возможность выявить резервы их снижения. Учет позволяет своевременно отражать затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом.

Чтобы усилить контроль за издержками обращения торгового предприятия необходимо проанализировать каждую статью издержек обращения. Такой анализ помогает полнее вскрыть резервы сокращения издержек обращения, способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов, труда, основных фондов, топлива, энергии и материалов. Совершенствование учета издержек обращения ведет к более правильному отражению и в свою очередь отысканию дополнительных резервов их сокращения.

Подходы к проведению анализа издержек определяются учетной политикой. При этом задачи проведения анализа практически одинаковы, но глубина анализа, количество рассчитываемых показателей различаются.

При анализе издержек обращения необходимо:

  1. использовать информацию об издержках обращения данной организации и организаций – конкурентов;
  2. учитывать изменение факторов внутренней и внешней среды, влияющих на затраты.

Торговое предприятие ООО «Квитэк», на материале которого была выполнена работа, занимается торговлей недвижимостью.

Предметом исследования  дипломной работы является учет и анализ издержек обращения предприятия.

Основной целью дипломной работы является оценка учета и анализ издержек обращения предприятия, а также выработка рекомендаций по их снижению для  укрепления позиций предприятия на рынке.

Для достижения  поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1.  определить экономическую сущность издержек обращения, их состав и классификацию;
  2.  рассмотреть правила организации учета издержек обращения;
  3.  оценить значение результатов анализа издержек обращения;
  4.  дать оценку учета издержек обращения на предприятии;
  5.  провести анализ состава и структуры издержек обращения;
  6.  провести факторный анализ влияния различных аспектов на изменение общей суммы и уровня издержек обращения;
  7.  оценить издержки обращения по основным статьям и элементам расходов;
  8.  предложить рекомендации по совершенствованию учета издержек обращения и по снижению издержек обращения на предприятии.

Исследование базируется на методологии финансово-экономического анализа, на системном подходе, на методах статистики, а также на экономико-математических методах.

При написании дипломной работы были использованы материалы  законодательных актов Российской Федерации и  научные работы по исследованию издержек обращения ведущих экономистов.  

Высоко оценивая вклад отечественных и зарубежных специалистов в разработку различных аспектов финансового учета, можно сделать вывод, что проблема учета расходов на продажу промышленных предприятий недостаточно проработана и соответственно необходимо ее целенаправленное исследование.

1.Теоретические основы учета и контроля коммерческих расходов на предприятии

1.1 Понятие коммерческих расходов, их состав  и классификация

Исследование коммерческих расходов показало, что они имеют экономические предпосылки возникновения и свою историю. На протяжении веков они были тесно связаны со сферой торговли. Развитие торговли, торговых отношений обмена материальными и духовными ценностями между отдельными лицами, странами и народами всегда составляло важнейший источник жизнеспособности общества, роста его материального и духовного уровня. История торгового предпринимательства на Руси уходит своими корнями в глубь веков. Уже в IX веке торговля становится важной сферой хозяйственной деятельности руссов. По мере развития производительных сил потребность в торговле усиливалась. Торговое дело считалось важным и почтенным делом. С давних времен купцы много путешествовали по городам и ярмаркам, прокладывая торговые пути [9, с.112]. Очевидно, что основными были расходы на транспортировку товаров, которые в настоящее время входят в состав коммерческих расходов. Многократно также упоминаются проездные и торговые пошлины и изъятия от них, установленные в пользу монастырей. Купцы ходили обычно вооруженными караванами, объединяясь внутри каравана в группы, представляя своего рода административные и хозяйственные ячейки. Однако операции по закупке и продаже товара считались личным делом каждого участника торгового предприятия [9, с.116]. 

Древние города росли и развивались, становились центрами хозяйственной жизни, объединяющие окружающие их поместья. По мере их развития в Древней Руси центральным местом в городе становится рынок, и, как правило, торговля сосредотачивается на монастырских и церковных площадях [9, с.143]. На рынке для привлечения внимания покупателей купцы прибегали к разнообразным приёмам предложения своих товаров. Обычно они приглашали за определенную плату зазывалу, который, находясь возле лавок, громко извещал о достоинствах товара и его владельца [9, с.144]. Таким образом, в X - XI вв. на Руси зарождается рекламное дело, и у купцов появляется еще один вид коммерческих расходов – расходы на рекламу.

Вся методология учета коммерческих расходов в России основана на трудах европейских теоретиков. Так в XV веке основоположник современных принципов бухгалтерского учета итальянский математик Лука Пачоли говорил о необходимости открывать отдельный счет торговых расходов, чтобы впоследствии, при выводе остатков, узнать, какова прибыль от дела [13, с.24]. В трактате «О счетах и записях» он пишет: «Счет торговых расходов открывается потому, что не всегда возможно всякую мелочь непосредственно занести на счёт товаров, которые покупаешь или продаешь» [13, с.26].

В XVIII веке известный немецкий предприниматель Ротшильд Майер говорил о том, что приобретение и продажа товара сопряжены для торговца с различными накладными расходами, из которых главнейшие: по доставке товара, по хранению, по уплате пошлин и налогов, по страхованию и прочие [15, с.220]. Все эти расходы, ложась на товар как бы добавлением к цене, по которой он приобретен от поставщика, увеличивают цену товара и, следовательно, должны записываться в счет товара на приход. Ротшильд установил правило: «на приход в счёт товара надо записывать не только суммы, уплачиваемые по счетам поставщиков товара, но и все, что мы затрачиваем косвенным образом на товар, его хранение и продажу» [15, с.220].

В России существовали и иные точки зрения на учет коммерческих расходов. Особенно следует отметить взгляды выдающегося русского бухгалтера XIX века Карла Ивановича Арнольда. В своих трудах он писал о том, что расходы на транспорт и наградные приказчику отражались так: исчислялась продажная стоимость товаров, и из нее вычитались расходы. В учете получала отражение продажная стоимость за минусом расходов, т.е. регистрировалась себестоимость проданных товаров и прибыль [16, с.97].

Однако, несмотря на существовавшие теории, в практике российских бухгалтеров в конце XIX века преобладали западные теории учета, а, следовательно, расходы по доставке и пересылке товаров отражались в приходе и прибавлялись к стоимости товаров.

В Советский период расходы на реализацию учитывались на разных счетах, в зависимости от сферы деятельности предприятия. Для производственных предприятий открывался 43 счет «Внепроизводственные расходы», а для торговых организаций 44 счет «Издержки обращения».

В современном российском бухгалтерском учете для отражения сумм коммерческих расходов используется отдельный счет 44 «Расходы на продажу», независимо от сферы деятельности организации. Однако, состав расходов, относящихся к коммерческим, у торговых и промышленных предприятий несколько различается. Для современных торговых предприятий важной задачей является организация учета товарных операций, а также качественное планирование, анализ и минимизация коммерческих расходов.

В теории и практике бухгалтерского учета коммерческие расходы как объект учета возникли давно, что нашло определение в экономических энциклопедиях и словарях XIX и начала XX веков. В этих изданиях названные расходы связаны со сферой движения товаров или обращения и имеют несколько иной состав по сравнению с действующей в настоящее время практикой. Это правомерно. Развитие техники и технологии влияет на организацию деятельности предприятия и состав расходов.

Под коммерческими расходами понимаются затраты, связанные с реализацией товаров, включающие стоимость тары, оплату упаковки, доставку продукции до места, обозначенного в договоре, оплату транспортных услуг, затраты на рекламу, прочие расходы. [1]

Коммерческие расходы — это расходы, понесенные организацией при продаже выпущенной продукции. Так же их называют расходами на продажу.  Состав коммерческих расходов представлен в Приложении 1.

В связи с различием сфер деятельности организаций, изучаемые  коммерческие расходы будут иметь различный состав для предприятий производства и торговли. Такие различия в составах коммерческих расходов представлены в таблице 1.1.1.

                                                                                                  Таблица 1.1.1

Различие состава коммерческих расходов для промышленной и торговой сферы деятельности

Состав коммерческих расходов

В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность

В организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию

В организациях, осуществляющих торговую деятельность

  1.  затаривание и упаковка изделий на складах;
  2.  доставка продукции на станцию отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;
  3.  комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
  4.  содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи и расходов по продаже в организациях;
  5.  реклама;
  6.  представительские расходы;
  7.  другие расходы
  1.  общезаготовительные расходы;
  2.  содержание заготовительных и приемных пунктов;
  3.  содержание скота и птицы на базах и в приемных пунктах;
  4.  прочие расходы.

  1.  перевозка товаров;
  2.  оплата труда;
  3.  аренда;
  4.  содержание зданий, сооружений, помещений, инвентаря;
  5.  хранение и подработке товаров;
  6.  реклама;
  7.  представительские расходы;
  8.  другие аналогичные по назначению расходы.

Анализируя данные таблицы, отмечается, что состав расходов у промышленных и торговых предприятий несколько различен. В промышленных предприятиях в состав коммерческих включаются расходы, непосредственно связанные с содержанием производственных помещений, складов, заготовительных и приемных пунктов. Данные статьи расходов отсутствуют у торговых организаций, однако у них появляется статья расходов по заработной плате работников, непосредственно связанных со сбытом товаров.

Расходы на продажу занимают большую долю в статье расходов организации. Среди них одними из наиболее затратоёмких являются расходы на рекламу. Реклама оказывает значимое воздействие на эффективность ведения и развития бизнеса. Именно она позволяет привлечь потребителя, а соответственно достигнуть главной цели предпринимательства – получить максимальную прибыль. Таким образом, необходимость и важность рекламы осознают и понимают руководители большинства организаций. 

В России, как и во многих странах, реклама развивается «семимильными шагами». Появляются новые и новые ее виды, различные способы распространения, она становится все более направленной. 

Используемые виды и способы рекламы различны, также как существенно могут отличаться и размеры понесенных расходов на рекламу. В таблице 1.1.2. представлены расходы на рекламу в России в 2011-2012 годах.

                                                                                                    

                                                                                                     Таблица 1.1.2

              Расходы на рекламу в России в 2012 году

Медиа

Доходы от рекламы в 2012 году ( млрд.руб. без НДС)

Изменения к аналогичному периоду 2011 года (%)

Декабрь

Весь год

Январь-март

Апрель-июнь

Июль-сентябрь

Октябрь-декабрь

 Весь год

ТВ

46,1-46,6

143,2

10

7

10,7-12,7

8,6-10

9,3

Радио

5-5,2

14,6

19

27

18,5

30-31,6

23,7

Пресса

12,2-12,4

41,2

1

4

3,5

0

2

в т.ч. газеты

3,1-3,2

9,5

13

17-21

6,7

0

8

журналы

6,4-6,6

20,1

0

2

2,5

1,5-1,6

1,5

рекламно-информационные издания

2,7-2,8

11,6

-4

-3

-3,1

0

-1,7

Наружная реклама

8,1-8,3

37,7

12

8

27,2

-11,5

9,9

Интернет

18,4

56,3

43

46-48

32,4-33,7

20,3-28,7

34,7

Другие медиа

2,3

4,9

18

57

0

15

19,5

Всего

91,8-92,8

297,8

14

13

16,8

10-10,1

13,1

Можно сделать вывод, что расходы на рекламу с каждым годом увеличиваются. На это влияет огромное предложение товаров, их разнообразие, что ведёт за собой высокий уровень конкуренции. Развитие информационных технологий, в частности Интернет сети, делает этот сегмент рынка наиболее популярным в целях размещения рекламы (  56,3 млрд. руб) и увеличение доли вложенных средств на рекламу в Интернете на 34,7% по сравнению с 2011г. Второе место по популярности занимает телевидение. Расходы на рекламу в этой области составили 143,2млрд. руб.. Но поскольку их общий прирост составил всего 9,3%, можно сказать, что с каждым годом набирает популярность и следовательно наиболее затратоёмкой становится Интернет-реклама.

1.2. Бухгалтерский и налоговый учет коммерческих расходов

Заинтересованность предприятий в постоянном росте массы прибыли, самостоятельность и ответственность их за результаты своей деятельности в условиях конкуренции на рынке обуславливают необходимость снижения коммерческих расходов, систематического анализа и прогнозирования затрат на производство продукции на ближайшую и дальнейшую перспективу.

Счет 44 "Расходы на продажу" предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Согласно пунктам 5 и 7 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н, расходы на продажу включаются в состав расходов по обычным видам деятельности.

В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

В организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (свеклу, молоко, шерсть, хлопок, кожевенное сырье, лен, скот, птицу и др.), на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы: прочие расходы; общезаготовительные расходы; на содержание заготовительных и приемных пунктов; на содержание скота и птицы на базах и в приемных пунктах.

Согласно "Основным положениям по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях" в полную себестоимость товарной продукции включаются транспортные расходы на доставку готовой продукции до станции отправления и погрузку ее в транспортные средства. В тех случаях, когда цены на продукцию установлены франко-вагон станция назначения, транспортные расходы на доставку продукции от станции отправления до станции назначения планируются и учитываются особо, без включения их в себестоимость продукции предприятия-изготовителя. В себестоимость продукции не включаются также скидки с цены, предоставляемые производителями продукции в соответствии с условиями поставок и расчетов и уменьшающие выручку от реализации. В тех случаях, когда не вся выпущенная продукция реализуется в месяце ее производства, для определения полной себестоимости выпуска товарной продукции ежемесячно составляется расчет расходов на упаковку и транспортировку, относимых на себестоимость выпущенной товарной продукции. Этот расчет делается исходя из объема выпуска товарной продукции и фактического уровня указанных расходов, выявившегося за отчетный или предыдущий месяц по отгруженной части продукции.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность по дебету счета 44 "Расходы на продажу" собираются все производственные расходы, а по кредиту осуществляется их списание. В конце отчетного периода издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары, списываются на счет 90 "Продажи". При частичном списании в торговых организациях подлежат распределению расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца). Таким образом, по дебету счета 44 "Расходы на продажу" постепенно накапливаются все производственные расходы торгового предприятия, относящиеся как к уже реализованным товарам, так и к товарам, оставшимся на конец месяца еще не проданными. Разграничение расходов между реализованными товарами и товарными запасами осуществляется с помощью ежемесячного расчета издержек обращения на остаток товаров. При расчете соответствующих издержек учитываются транспортные расходы (для торговых предприятий), расходы по заготовке (для заготовительных предприятий). Другие затраты, в силу их незначительности, не выделяются и в полной сумме списываются через счет реализации на финансовые результаты. Сумма издержек обращения на остаток товаров исчисляется по среднему проценту издержек обращения за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) суммируются транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;

2) определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и ос- татка товаров на конец месяца;

3) отношением определенной в подпункте 1 суммы издержек обращения и производства к сумме реализованных и оставшихся товаров (в подпункте 2) определяется средний процент издержек обращения и производства к общей стоимости товаров;

4) умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца;

5) определяется сумма издержек обращения (в части транспортных расходов), списываемых в отчетном периоде на реализацию.

Кроме того, следует отметить, что транспортные и иные аналогичные им расходы могут быть включены предприятием в стоимость приобретенных товаров (применяется при отражении в учетной политике). Предприятию торговли при осуществлении закупок товаров самостоятельно (включая по импорту и по товарообменным операциям) разрешается при исчислении покупной стоимости поступающих товаров включать наряду с ценой, предусмотренной в договоре, транспортные расходы, таможенные пошлины и прочие расходы по закупке и транспортировке. По импортным товарам стоимость определяется исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре (контракте), на дату оприходования на предприятии торговли. 

 Особенностью организации учета на предприятиях общественного питания является то, что стоимость сырья и продуктов, израсходованных на приготовление продукции, учитывается обособленно от издержек производства. Стоимость израсходованного сырья и продуктов списывается со счета 20 "Основное производство" сразу в дебет счета 90 "Продажи". Все остальные издержки производства и обращения, входящие в состав затрат предприятий общественного питания, учитываются на одном синтетическом счете 44 "Расходы на продажу". Это не дает возможности по данным учета установить отдельно размер издержек производства и издержек обращения на предприятиях общественного питания. Классификация издержек общественного питания отражает специфические особенности хозяйственной деятельности этой отрасли торговли. Она отличается от номенклатуры статей издержек обращения оптовых и розничных предприятий наличием статей расходов, имеющих значительный удельный вес в затратах предприятий общественного питания. К ним относятся такие статьи, как "Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других предметов", "Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд". Остальные статьи расходов предприятий общественного питания имеют отличия от расходов в торговле по содержанию и удельному весу, обусловленные особенностями функций, выполняемых предприятиями общественного питания. 

Из этого можно сделать следующий вывод: если организация осуществляет промышленную и иную производственную деятельность, то расходы на упаковку и транспортировку распределяются ежемесячно между отдельными видами отгруженной продукции. Способы распределения могут быть различные, в частности, исходя из их веса, себестоимости и т.п. В торговых и посреднических организациях расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца) также подлежат распределению. Что касается остальных расходов, обусловленных продажей, то их следует ежемесячно списывать на себестоимость реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), отражая это бухгалтерской записью: Дебет сч. 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит сч. 44 «Расходы на продажу». В случае, если продажа продукции, согласно учетной политике, определена по мере оплаты, то расходы на продажу отражают бухгалтерской записью: Дебет сч. 45 «Товары отгруженные» Кредит сч. 44 «Расходы на продажу».

Суммы расходов, связанных с реализацией продукции и товаров, записываются в дебет счета 44 "Расходы на продажу"  в корреспонденции со счетами, отражающими источники этих расходов. Представим типовую корреспонденцию счетов в Приложении .

Следует отметить, что налоговый учет следует вести параллельно с бухгалтерским учетом. Согласно ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного периода на основе данных налогового учета, если статьями главы 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения, установленного правилами бухгалтерского учета. Система налогового учета организуется налогоплательщиками самостоятельно, а порядок его ведения устанавливается в учетной политике в целях налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 318 НК РФ расходы на продажу относятся к косвенным расходам, связанным с производством и реализацией. При этом согласно п. 2 указанной статьи сумма  косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном периоде, в полном объеме относится на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) пе

1.3. Контроль коммерческих расходов

Внутренний контроль - это совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководителями экономического субъекта в качестве средств, для обеспечения эффективного ведения хозяйственной деятельности.

Система внутреннего контроля включает организованные внутри экономического субъекта надзор и проверку: соблюдения требований законодательства: точности и полноты охвата документами фактов хозяйственной жизни; своевременности становления достоверной бухгалтерской отчетности; мероприятий по предотвращению ошибок и искажений; исполнения приказов и распоряжений; обеспечения сохранности имущества организации.

Задачей внутреннего контроля является содействие управлению организацией в виде контроля обеспечения инвестиционной привлекательности организации; достижения прозрачности финансово-экономического состояния организаций для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов; создания эффективного механизма управления организацией и т.д.

При контроле операций по отгрузке и продаже готовой продукции одной из задач является проверка правильности учета расходов, связанных со сбытом и продажей продукции. От их объемов зависит величина прибыли от продажи продукции.

Для эффективного функционирования организации необходим четкий и отлаженный документооборот, который позволит быстро и точно провести контроль и анализ коммерческих расходов. Внутренний контроль документооборота расходов на продажу включает проверку:

  1.  соответствие применяемых в организации форм первичной документации унифицированным формам, утвержденным на законодательном уровне;
  2.  наличие в документах, не являющихся унифицированными (типовыми), обязательных реквизитов;
  3.  правильность заполнения обязательных реквизитов в документах;
  4.  наличие утвержденного руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;
  5.   правильность внесения исправлений в документы и наличие в них незаверенных подчисток и помарок;
  6.  правильность отражения документов в учетных регистрах.

Первичными документами, подтверждающими факт осуществления рекламных работ и услуг, являются:

  1.  договор на оказание рекламных услуг;
  2.  протокол согласования цен на рекламные услуги;
  3.  документация, предоставляющая право размещения средства наружной рекламы и информации;
  4.  акт сдачи-приемки осуществленных работ (оказанных услуг), подписанный рекламораспространителем и рекламодателем;
  5.   счета-фактуры от исполнителя рекламных услуг;
  6.  документы, подтверждающие оплату рекламных услуг (платежное поручение, корешок приходного ордера);
  7.  требование-накладная (ф.М -11) и накладная на отпуск материалов на сторону (ф.М-15); лимитно-заборная карта (форма N М-8) для оформления перемещения материалов, используемых в рекламных целях;
  8.  требование-накладная (унифицированная форма N ТОРГ-12) и накладная на внутреннее перемещение, передачу товара (унифицированная форма N ТОРГ-13) для оформления перемещения товаров, используемых в рекламных целях;
  9.  расчетно-платежная ведомость (унифицированная форма N Т-49) для учета заработной платы, начисленной в связи с производством рекламных расходов;
  10.  акт о списании товаров (готовой продукции) в рекламных целях;
  11.   акт об уценке товаров;
  12.  бухгалтерские справки-расчеты и др. документы.

Расходы на представительские задачи подтверждают следующие документы:

  1.   счета организаций общественного питания;
  2.  товарные чеки;
  3.  чеки ККТ;
  4.  документы, подтверждающие оплату транспортных расходов;
  5.  документы, подтверждающие оплату услуг переводчика;
  6.  накладные, торгово-закупочные акты и т.п.

При документальном оформлении транспортных расходов, связанных с исполнением договора поставки либо купли-продажи товаров, наиболее знaчительными моментами являются следующие:

  1.  в договоре должно быть определено, какая из сторон несет расходы по доставке товаров;
  2.  документальным подтверждением того, что транспортные расходы действительно произведены (не фиктивны), являются соответствующие товаросопроводительные документы.

При контроле правильности отражения операций в бухгалтерском учете иcпoльзуются следующие процедуры проверки оборотов и сальдо по счету 44 «Расходы на продажу».

1. Проверить правильность включения затрат в состав расходов на продажу согласно с действующими нормативными документами.

2. Проверить соблюдение установленных нормативов расходов на рекламу и представительских расходов.

Отдел внутреннего контроля проверяет:

  1.  связаны ли расходы на рекламу с основной производственно-коммерческой деятельностью организации;
  2.  существует ли смета расходов на рекламу, утвержденная руководителем (вопрос о составлении сметы решается на усмотрение руководителя предприятия);
  3.  соблюдается ли порядок признания расходов исходя из принятого метода (начисления либо кассового). При иcпoльзoвaнии метода начисления расходы, связанные с рекламными мероприятиями, как и представительские расходы, должны быть отнесены к тому отчетному периоду, когда они возникли, самостоятельно от времени их оплаты;
  4.  соблюдаются ли нормы расходов на рекламу, включаемых в себестоимость продукции для целей налогообложения, так как в бухгалтерскую себестоимость данные расходы включаются полностью (в полном объеме практически произведенных затрат), а для исчисления налогооблагаемой прибыли составляется корректировка согласно с п. 4 ст. 264 НК Pоссийской Федеpации;
  5.  верно ли отражены в бухгалтерском учете разницы, возникающие по представительским расходам. При этом в отношении представительских расходов не всегда можно сразу сказать однозначно, какая разница возникнет у налогоплательщика: перманентная либо временная. Исключение составляет случай, когда расходы, произведенные налогоплательщиком, не могут считаться с точки зрения НК Pоссийской Федеpации представительскими. Такая разница сразу признается постоянной, формирует постоянное налоговое обязательство, представляющее собой сумму налога, приводящую к возрастанию налога на прибыль в отчетном периоде;
  6.   иcпoльзуются ли вычеты по НДС в отношении представительских расходов. Если налогоплательщик, выполняя представительские расходы, уплачивает сумму налога, предъявленного ему поставщиками при приобретении товаров (работ, услуг), то он имеет право на вычет «входного» НДС, но исключительно в объеме, соответствующем нормативу представительских расходов, установленному п. 2 ст. 264 НК Pоссийской Федеpации.

Бухгалтеру следует проверить расчет клиента по определению предельных объемов рекламных и представительских расходов, соответственно установленным нормам, применяя вместе с этим процедуру пересчета (арифметической проверки).

3. Проверить соблюдение основных положений по учету тары на предприятиях, например, правильное и своевременное документальное отражение операций по заготовлению, поступлению и отпуску тары на складах, в цехах, участках и иных местах ее хранения.

Ученые экономисты считают, что затраты по изготовлению новой тары учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства». Изготовленная тара сдается на склад по приемосдаточным накладным в оценке по себестоимости.

Бухгалтеру следует помнить, что если по технологическому процессу продукция упаковывается в цехах до сдачи ее на склад, то расходы на тару включаются в производственную себестоимость по соответствующим статьям (материалы, заработная плата с отчислениями и др.) и учитываются на счете 20 «Основное производство». На счете 44 «расходы на продажу» затраты на тару отражаются исключительно в тех случаях, когда продукция упаковывается после сдачи ее на склад.

Бухгалтер проверяет списание тары, использованной для упаковки продукции, после завершения процесса производства и сдачи продукции на склад на счет 44 «Расходы на продажу». Он проверяет, обоснованно ли ее стоимость включена в полную себестоимость продукции прямым путем проводкой: Д-т сч. 44 «Расходы на продажу» К-т сч. 10 «Материалы», либо стоимость расходов по таре следовало распределить между отдельными видами реализованной продукции, исходя из их веса, размера, производственной себестоимости, проверяет периодичность этой процедуры.

4. Проверить правильность ведения аналитического учета по счету 44 «Расходы на продажу».

Бухгалтер путем сверки данных первичных расчетно-платежных документов и учетных регистров по счету 44 «Расходы на продажу» выясняет организацию аналитического учета по видам и статьям расходов, а с помощью арифметического контроля - проверяет правильность их распределения между видами отгруженной продукции, если используется вариант частичного списания расходов на продажу. Причем требуется проверить соблюдение требований по списанию коммерческих расходов. Тaким oбрaзoм, согласно с действующими нормативными документами (Планом счетов и ПБУ 10/99 «Расходы организации) списание расходов на продажу в организациях, выполняющих промышленную и иную производственную деятельность, может выполняться по одному из двух вариантов:

  1.  по истечении отчетного периода коммерческие расходы полностью списываются в дебет счета 90 «Продажи»;
  2.   при частичном списании в дебет счета 90 «Продажи» подлежат распределению расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции) каждый месяц, исходя из их веса, размера, производственной себестоимости либо иных соответствующих показателей. Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, списываются каждый месяц на себестоимость проданной продукции.

5. Проверить правильность составления бухгалтерских проводок по учету расходов на продажу.

6. Проверить соответствие записей синтетического и аналитического учета записям в Главной книге и балансе.

Полнота и правильность отражения в учете расходов на продажу изучаются при проверке операций по движению материалов, денежных средств, расчетных и иных операций. В процессе проверки сопоставляются записи о расходах, приведенные в соответствующих журналах-ордерах, с записями в ведомости аналитического учета коммерческих расходов как по общему итогу за месяц, так и по отдельным статьям расходов и, кроме того, с данными счета 44 «Расходы на продажу» и Главной книги.

В форме № 2 расходы на продажу в статью "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг" не включаются, а отражаются по статье "Коммерческие расходы". По этой строке обязана быть записана сумма, которая списана с кредита счета 44 "Расходы на продажу" в дебет счета 90 "Продажи".

В соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету, если организации, выполняющие торговую деятельность, не признают учтенные издержки обращения в себестоимости проданных товаров полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности, сумма издержек обращения (в части транспортных расходов), приходящаяся на остаток непроданных товаров, отражается в форме № 1 по статье "Затраты в незавершенном производстве" группы статей "Запасы".

Таким образом, управление и контроль коммерческих расходов предприятия требует наличия широкого круга информации, определенным образом обработанной и обобщенной.

2. Бухгалтерский учет и контроль коммерческих расходов в ООО «Квитэк»

2.1. Бухгалтерский учет коммерческих расходов в ООО «Квитэк»

Объектом исследования дипломной работы выступает Общество с Ограниченной Ответственностью «Квитэк», которое  зарегистрировано за основным государственным регистрационным № 1091690045743 от 18.09.2010г. МРИ ФНС №18 по РТ. Свидетельство о постановке на налоговый учет 16 №005398372 от 19.09.2009г.

ООО «Квитэк» является субъектом малого предпринимательства.

Форма собственности - частная.

Вид организации по классификации ОКОГУ - организация, учрежденная гражданами.

Учредителями общества являются:

  1.  Сиразова Фирая Фаиховна;
  2.  ООО «СтройИнвест» (ИНН 1657107369 КПП 165701001)

Уставный капитал общества составляет 20 000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.

Руководитель ООО «Квитэк»: директор Шухляева Татьяна Михайловна.

Компания ООО «Квитэк» осуществляет следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации):

- сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества (Основной вид деятельности).

Офис организации находится по адресу : 420075, г Казань, ул Мира д. 32.

Источником формирования имущества ООО «Квитэк» являются:

  1.  доходы, полученные от реализации жилых помещений;
  2.  доходы от реализации имущественных прав на строящиеся жилые помещения;
  3.  безвозмездные или благотворительные взносы;
  4.  иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

Целью и предметом деятельности ООО «Квитэк» является полное удовлетворение потребностей рынка, предприятий, учреждений, организаций и граждан в товарах.

Учет издержек обращения ООО «Квитэк» организуется бухгалтером в соответствии с ПБУ 10/99 и Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства. При этом следует учитывать, что Методические рекомендации применяются в части, не противоречащей действующему законодательству (в частности, ПБУ 10/99), и только в части организации учета расходов в бухгалтерском учете. Налоговый учет затрат организуется исключительно в соответствии с положениями гл.25 НК РФ.

Все производимые организацией расходы, в соответствии с положениями ПБУ 10/99, делятся на расходы по обычным видам деятельности, операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.

В соответствии с положениями п.5 ПБУ 10/99 к расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанные с приобретением и продажей товаров.

Указанные расходы принято называть расходами на продажу. Эти расходы учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» и к ним, в частности, относятся:

  1.  газоснабжение;
  2.  коммунальные услуги;
  3.  поиск клиентов;
  4.  реклама;
  5.  сервисное обслуживание газового котла.

По дебету этого счета в течение месяца собираются все прямые и косвенные расходы, связанные с приобретением и реализацией товаров. В первичных документах указываются места возникновения затрат, наименования, виды и группы товаров и соответствующие статьи затрат. По дебету данного счета фиксируются также резервы предстоящих расходов и соответствующая доля расходов будущих периодов.

В бухгалтерском учете ООО «Квитэк» расходы по обычным видам деятельности оформляются следующими примерными записями:

  1.  дебет счета 44 кредит счета 60 - расходы на рекламу, поиск клиентов;
  2.  дебет счета 44 кредит счета 76 – расходы на коммунальные услуги, газоснабжение, сервисное обслуживание газового котла.

Ежемесячно сумма произведенных в течение месяца расходов должна быть распределена между стоимостью реализованных товаров и числящимся остатком товаров.

Расходы, учтенные на счете 44 «Расходы на продажу», списываются по мере реализации товаров  в дебет счета 90.07.1 « Коммерческие расходы»

Все расходы, включаемые в издержки обращения, не распределяются между оборотами по реализации товаров и их остатком, а относятся на реализацию по итогам каждого отчетного месяца.

Расходы на рекламу учитываются на счете 44.01 в разрезе организаций, которые предоставляют услуги рекламы. Поставщиками рекламы в ООО «Квитэк» являются:

  1.  издательский дом «Казанская недвижимость»;
  2.  «БИЗНЕС МЕДИЯ ХОЛДИНГ», организация, занимающаяся издательской и полиграфической деятельностью:
  3.  «Пронто медиа холдинг. Казань» , организация, выпускающая специализированный журнал о недвижимости «Вся недвижимость».

Расходы на рекламу списываются полностью в конце отчетного периода на проданный товар. Сальдо на начало эта статья затрат не имеет.

Расходы на поиск клиентов для продажи нежилых помещений занимается ООО «Правовая Инвестиционная Компания «СТРОЙКАПИТАЛ». Расходы по этой статье учитывается на счете 44.01. и списываются подобно расходам на рекламу.

Статьи «Коммунальные расходы»,  «Сервисное обслуживание газового котла» и «Газоснабжение» учитываются на счете 44.01. Сумма расходов учитывается раздельно нарастающим итогом по каждой находящейся на продаже квартире. Поэтому вышеуказанные расходы списываются в конце года в сумме, приходящейся на проданный товар, а расходы на непроданные квартиры переходят на следующий год.

В Приложении 2 указана  Оборотно-сальдовая ведомость по счету 44.01 за 2012 г., где раскрыты все коммерческие расходы ООО «Квитэк» в разрезе статей.

По окончании отчетного года бухгалтер ООО «Квитэк» проводит реформацию баланса и в том числе закрывает сальдо по статьям расходов на балансовом счете 44 "Расходы на продажу". Если считать, что приведенная нами оборотно-сальдовая ведомость составлена за декабрь, то 31 декабря бухгалтер сделает такие проводки:

Дебет 44 «Списание на себестоимость»  Кредит 44 «Газоснабжение «;

Дебет 44 «Списание на себестоимость» Кредит 44 "Коммунальные услуги";

Дебет 44 «Списание на себестоимость»  Кредит 44 «Поиск клиентов»;

Дебет 44 «Списание на себестоимость»  Кредит 44 «Реклама»;

Дебет 44 «Списание на себестоимость»  Кредит 44 «Сервисное обслуживание газового котла».

В результате реформации счета конечное сальдо по каждой группе и статье расходов, а также по статье "Списание на себестоимость" будет нулевым, кроме расходов, приходящихся на непроданные квартиры.

2.2. Контроль коммерческих расходов в ООО «Квитэк»

Осуществляя торговую деятельность предприятия несут затраты, связанные с приобретением, доставкой, переработкой товаров и другие. Эти затраты определяют себестоимость торговли. Их называют издержками обращения. Контроль издержек обращения важен тем, что уровень издержек обращения влияет на размер прибыли, а соответственно на размер налогов и платежей в бюджет.

В бухгалтерии  должен  быть обеспечен предварительный контроль за расходованием средств, соблюдением режима экономии; необходимо  предотвратить  расходы,  не  предусмотренные сметой или превышающие ее. В ходе проведения  хозяйственных операций осуществляется текущий контроль за расходами торговых предприятий.  Особое внимание следует уделять на текущий контроль за работой транспорта, за предотвращением излишних потерь товаров и тары,  своевременно предъявлять  претензии. После совершения  хозяйственных операций отражать их на счетах синтетического и аналитического учета.

Затем осуществляется последующий контроль издержек обращения. При проведении этого контроля используются приемы анализа  хозяйственно-финансовой деятельности и в ходе документальных проверок и ревизий. Задачами  последующего  контроля  являются  выявление факторов, оказывающих влияние на величину издержек, установление фактов незаконного  и  нецелесообразного  расходования средств, определение  лиц,  виновных в перерасходе сметы издержек обращения,  разработка мероприятий по  предотвращению такого перерасхода.

Первичными документами по  учету  издержек  обращения являются:

- счета поставщиков товаров, товарно-транспортные накладные, акты на текущий ремонт основных средств, табели учета рабочего времени, приказы, наряды для начисления заработной платы;

- счета, предъявленные за оказание услуг (за электроэнергию, отопление,  водоснабжение,  канализацию,  за охрану объектов, за рекламные объявления дератизацию);

- расчет начисления амортизации основных средств;

- авизо на списание процентов за кредит согласно договоров;

- материалы инвентаризаций и проверок;

- акты на списание товаров;

- расчеты налогов;

- авансовые отчеты и другие документы.

Организация, осуществляя  постановку  бухгалтерского учета: самостоятельно устанавливают  организационную   форму бухгалтерской работы,  исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования;        определяют в  установленном  порядке  форму  и методы бухгалтерского учета,  а также технологию обработки  учетной информации;        разрабатывает систему внутри производственного учета, отчетности и контроля; формирует в установленном порядке свою учетную  политику по  другим вопросам.

Внутренний контроль документооборота расходов на продажу включает проверку:

  1.  соответствие применяемых в организации форм первичной документации унифицированным формам, утвержденным на законодательном уровне;
  2.  наличие в документах, не являющихся унифицированными (типовыми), обязательных реквизитов;
  3.  правильность заполнения обязательных реквизитов в документах;
  4.  наличие утвержденного руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;
  5.   правильность внесения исправлений в документы и наличие в них незаверенных подчисток и помарок;
  6.  правильность отражения документов в учетных регистрах.

В организации ООО «Квитэк» отсутствует обособленный функциональный отдел, организующий и осуществляющий внутренний контроль. Эти функции выполняет главный бухгалтер организации.

Состояние внутреннего контроля издержек обращения в ООО «Квитэк» можно назвать удовлетворительным. Поскольку:

-доступ к актам выполненных работ, счетам-фактурам, договорам, платежным документам и ведомостям начисления заработной платы имеет только бухгалтер;

-записи в бухгалтерской программе «1С: Предприятие» по учету издержек обращения соответствуют данным первичных документов;

-затраты правильно классифицируются по элементам и статьям (реклама, коммунальные услуги  и так далее);

-учет затрат отвечает принципу временной определенности факторов;

-данные аналитического и синтетического учета издержек обращения взаимосвязаны.

Теперь рассмотрим каждую статью коммерческих затрат ООО «Квитэк» в аспекте контроля за их расходованием.

Коммерческие расходы организации учитываются на счете 44.01 «Расходы на продажу» и к ним, в частности, относятся:

  1.  газоснабжение;
  2.  коммунальные услуги;
  3.  поиск клиентов;
  4.  реклама;
  5.  сервисное обслуживание газового котла.

Учет расходов ведётся по каждой квартире отдельно.

Газоснабжение. Контроль данных расходов заключается в проверке квитанций, поступивших от ЭПУ «Казаньгоргаз», суммы, указанной к уплате, а так же строго проверяется количество проживающих, поскольку квартиры, находящиеся на продаже, нежилые.

Коммунальные услуги. В качестве объекта проверки выступают поступившие счет-фактуры от ЖКХ Вахитовского района и проверяются суммы, указанные в квитанциях. Особое внимание уделяется графе «количество проживающих», а так же таких услугам, как: уборка мест общего пользования, вывоз твердых бытовых отходов, содержание контейнерных площадок, лифт и домофон. Суммы по этим статьям должны отсутствовать, поскольку квартиры на момент продажи являются нежилыми.

Поиск клиентов.  Поставщиком услуг в этой области является ООО «ПИК Стройкапитал». Поскольку с этой организацией был подписан договор на оказание услуг и заранее была оговорена их стоимость, поэтому бухгалтер ООО «Квитэк» проверяет  следующие документы:  договор на оказание рекламных услуг,  протокол согласования цен на рекламные услуги, а так же счет-фактуры от исполнителя рекламных работ и платежное поручение.

Реклама. Поскольку ООО «Квитэк» пользуется услугами одновременно нескольких компаний, то аналитический учет, а следовательно и контроль, ведется по каждому поставщику услуг отдельно. Для верного отражения в бухгалтерском учете расходов на рекламу, бухгалтеру необходимо проверить следующие документы:

  1.  договор на оказание рекламных услуг;
  2.  протокол согласования цен на рекламные услуги;
  3.  документация, предоставляющая право размещения средства наружной рекламы и информации;
  4.  акт сдачи-приемки осуществленных работ (оказанных услуг), подписанный рекламораспространителем и рекламодателем;
  5.   счета-фактуры от исполнителя рекламных услуг;
  6.  документы, подтверждающие оплату рекламных услуг (платежное поручение, корешок приходного ордера).

Сервисное обслуживание газового котла. Так как данная статья затрат не зависит от площади жилых помещений, количества проживающих, то бухгалтеру в целях контроля необходимо проверить квитанцию сервисного центра и документы, подтверждающие оплату рекламных услуг (платежное поручение, корешок приходного ордера);

2.3. Совершенствование бухгалтерского учета и контроля коммерческих расходов в ООО «Квитэк»

Научно обоснованная политика в области издержек обращения – важнейшее условие повышения конкурентоспособности торгового предприятия.

Изучив состав, динамику, стоимостное выражение расходов  на продажу ООО «Квитэк» можно сделать вывод, что расходы на рекламу и поиск клиентов имеют наибольший удельный вес в общей массе расходов. Следовательно, резервом снижения коммерческих расходов можно назвать структурное изменение расходов на рекламу и поиск клиентов.

Лишь немногие коммерческие предприятия могут сегодня успешно вести дела без рекламы в том или ином виде.  Многие отрасли народного хозяйства испытывают настоящую потребность в оперативном оповещении потребителей. И эту потребность удовлетворяет целая сеть разных по структуре и возможностям рекламных организаций.

Вряд ли сегодня нужно объяснять кому-то, что умелая реклама является мощнейшим средством наращивания объемов реализации продукции предприятия.  Необходимо чтобы на рынке знали марку вашего предприятия, и не эксперты, пользующиеся специальными каталогами и закрытой информацией, а самые широкие круги потребителей, а сделать это можно только при помощи рекламы: в газетах и на телевидении, на упаковке и средствах доставки грузов и т.д.

По данным российских аналитиков, 2012-й год внес свои коррективы в развитие рекламного рынка. Полный перечень сегментов рекламного рынка и их динамика приведены в Талице 2.3.1.

                                                                                                 

                                                                                                 Таблица 2.3.1

Расходы на рекламу в России в 2012 году

Сегмент

Доход

Прирост в 2012 г.

2012 г., млрд.руб.

Телевидение

143,2

9

Радио

14,6

23

Печатные СМИ

41,2

2

Наружная реклама

37,7

10

Интернет

56,3

45

Прочие медиа

4,9

14

Итого по сегменту

297,8

13

В абсолютных лидерах, как считают эксперты:

- интернет с 56,3 млрд. рублей прибыли (прирост к прошлому году составил 35%), в том числе и контекстная реклама (38,4 млрд. рублей прибыли с приростом 45%к прошлому году),

-  телевидение с 143,2 млрд. рублей (прирост к прошлому году 9%),

- радио с 14,6 млрд. рублей (прирост к прошлому году 23%).

Эксперты отметили небольшой спад в рекламе печатных СМИ (41,2 млрд.рублей прибыли при росте всего в 2%). Связано это с падением в сегменте рекламных изданий.

2012 год, по данным специалистов портала advertology.ru, стал самым успешным для рынка радиорекламы за последние несколько лет. При этом динамика такова, что по темпам роста радио-реклама уступает место лишь интернет-рекламе. В Таблице 2.3.2 приведены статистические данные о численности слушающих указанные радиостанции города Казани. Таблица содержаит сведения о населении в возрасте 12 лет и старше.

                                                                                                          Таблица 2.3.2

Данные по объемам аудитории радиостанций в г.Казань за январь-март 2013г.

Радиостанция

Количество ежедневных слушателей, тыс.чел.

Удельный вес слушателей, %.

БИМ радио

181,1

18,1

Авторадио

156,8

15,7

Радио Шансон

143,5

14,4

Русское Радио

132,7

13,3

Ретро FM

132

13,2

Европа Плюс

131,6

13,2

Милицейская Волна

129,9

13

Love Radio

126,2

12,6

DFM

123,3

12,3

Хит FM

80,1

8

Другие

70

6

Итого

1407,2

100

Можно сделать вывод, что наиболее прослушиваемой радиостанцией казанцев является БИМ-радио. Количество слушателей ежедневно превышает 181 тыс.человек.

Поскольку реклама на радио является развивающимся сегментом рынка, то размещение рекламы на просторах радио будет выгодным вложением средств для продвижения товара до покупателя.

В виду того, что реклама является  информацией, распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной определенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, определим нашего потенциального покупателя.

Так как продажа квартир зависит от множества взаимосвязанных факторов, на основе социологических исследований построим модель принятия решения о покупке и разработаем платформу рекламной кампании.

В ходе маркетингового исследования были установлены ключевые мотивы, влияющие на покупку квартиры, факторы выбора жилья, а также установлены и описаны основные различие в выделенных целевых сегментах. 
По нижеприведенному графику можно заметить, что в возрастных группах 36-40 лет и 46-50 лет доля респондентов, выбирающих квартиру в Казани существенно меньше, чем в остальных, а доли выбирающих квартиру в остальных городах Казани – напротив, выше. Обратная ситуация наблюдается в возрастной группе 41-45 лет.

Рис. 2.3.1.Влияние возраста на выбор покупки

В результате перекрестного анализа было выяснено, что с возрастом срок принятия решения о покупке квартиры увеличивается. В разрезе пола респондентов существенных различий не выявлено.

Рис.2.3.2.Влияние возраста на срок принятия решения

Из приведенного рисунка видно, что в границах статистической значимости с ростом дохода срок принятия решения о покупке квартиры убывает. То есть чем больше уровень дохода, тем меньше времени требуется респондентам на принятие окончательного решения о покупке.

Рис.2.3.3. Влияние дохода на срок принятия решения

Определив потенциального клиента, молодой человек, молодая семья, с достатком высшее среднего,попытаемся дать  обоснование выбору именно радио-рекламы. Опираясь на социологические исследования и опросы, можно сделать вывод, что основное время молодые динамичные зарабатывающие люди проводят на работе или на пути к ней. Так как основное время человек проводит в машине, стоя в пробке или просто направляясь куда-то, то в среднем 97%  времени он слушает радио. Поэтому предприятию ООО «Квитэк» целесообразно разместить рекламу на радио.

Теперь рассчитаем затраты на радио-рекламу.

Поскольку Бим радио является наиболее популярной радиостанцией, то целью ООО «Квитэк» является размещение своей рекламы именно на этой радиостанции. На личном сайте радиостанции можно найти всю необходимую информацию на размещение рекламы. Сравнив среднюю стоимость записи голосового ролика-рекламы по городу, наиболее выгодным является записать рекламу в собственной студии Бим радио,в Приложении указан прайс на изготовление аудиопродукции. Поскольку в рекламе достаточно указать название организации, род деятельности ООО «Квитэк», номер телефона и яркий слоган, то выгодным будет приобретение простого информационного ролика «Эконом -1».

Далее определим время размещения рекламы. Так как радио обычно слушают автомобилисты, как и наш потенциальный покупатель, то наиболее выгодным будет размещение рекламы в утреннее и вечернее время, а именно: с 9 до 10 часов утра и с 17 до 18часов.

Отказавшись выступать спонсором различных радио-программ, целесообразным будет повторение рекламы каждые 20 минут эфирного времени.

Теперь рассчитаем  полную стоимость рекламной услуги в месяц:

1800+2*3*150*30=28800 рублей.

Поскольку для оценки эффективности такой рекламы месяца недостаточно, рассчитаем полугодовую сумму на рекламу:

1800+2*3*150*30*6=163,8 тыс. рублей.

Так как рынок продаж постоянно растёт

3. Анализ коммерческих расходов в ООО «Квитэк»

3.1. Цели, задачи, информационная база экономического анализа коммерческих расходов ООО «Квитэк»

В рыночных условиях хозяйствования, когда организация ООО «Квитэк» осуществляет свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею. Поэтому встает задача определения не только явных бухгалтерских издержек обращения, но и неявных затрат, а также предстоящих издержек и издержек упущенных возможностей (недополучение прибыли).

Анализ издержек обращения рассматривается как один из основных элементов анализа финансовых результатов работы ООО «Квитэк». Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития предприятия, при которой обеспечивается повышение выручки от реализации над текущими затратами. На этом этапе отчетливо прослеживается взаимосвязь между текущими затратами, выручкой от реализации и прибылью.

Основной целью анализа издержек обращения, как основного элемента текущих затрат организации, является определение комплекса показателей, которые позволят оценить роль издержек обращения в системе формирования финансовых результатов работы ООО «Квитэк».

Для принятия управленческих решений по поводу закупки и сбыта товаров, финансов, инвестиций, необходима постоянная деловая осведомленность, аналитическое прочтение исходных данных в зависимости от цели анализа.

Основным методом экономического анализа издержек обращения является дедуктивный метод, т.е. от общих показателей к оценке факторов их формирующих.

Использование материальных трудовых и финансовых ресурсов в сфере товарного обращения требует правильной постановки учета, контроля и анализа. Этим определяются задачи анализа текущих затрат.

Основными задачи анализа издержек являются:

- оценка изменений издержек в сравнении с прошлыми периодами;

- выявление, расчет экономии или перерасхода издержек обращения в целом и по отдельным статьям, элементам затрат, товарным группам или наименованиям;

- изучение влияния факторов на уровень издержек обращения в целом и по отдельным статьям;

- изыскание резервов экономии (снижения) затрат при сохранении или улучшении качественных и количественных показателей в коммерческой деятельности; выявление нерациональных, низкоэффективных, непроизводственных расходов; потерь; разработка мер по их снижению и ликвидации.

Резервами сокращения издержек могут быть:

  1.  рациональное размещение подразделений организации по отношению к местам хранения и закупок товаров с учетом спроса, что минимизирует транспортные расходы;
  2.  рациональная организация перевозок с наименьшими транспортными расходами, поиск партнеров с минимальными тарифами и ставками транспортных услуг;
  3.  оптимизация товарных запасов;
  4.  рациональное расходование средств на рекламу, подработку, подсортировку, упаковку товаров, хранение, на тару;
  5.  минимизация товарных потерь;
  6.   повышение производительности труда, технической оснащенности процессов товарного обращения.

Информационное обеспечение анализа издержек обращения связано, прежде всего, с бухгалтерской отчетностью. В годовой и квартальной отчетности организаций осуществляющих торговую деятельность, предусмотрен «Отчет об издержках обращения». В данном отчете отражаются абсолютные величины издержек обращения по основным статьям и в целом по организации.

В качестве источника информации об издержках в сфере товарного обращения следует использовать данные бухгалтерского учета, первичной документации о расходах, данные аналитического учета затрат, сведения об изменении цен, тарифов и ставок за услуги, уровне инфляции и т.д.; годовой и квартальной бухгалтерской отчетности — форма №2 «Отчете о финансовых результатах», где издержки обращения отражают по строке «Коммерческие расходы»; данные по элементам затрат из раздела «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)» приложения к бухгалтерскому балансу годовой бухгалтерской отчетности (форма №5); а также статистическую отчетность (форма № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации»), строка 32. По строке 43 формы № П-3 приводится сумма издержек обращения, приходящаяся на остаток непроданных товаров, учтенная на счете 44 «Расходы на продажу». Строка 43 соответствует показателю «Затраты в незавершенном производстве», предусмотренному в разделе II графе 4 формы № 1 «Бухгалтерский баланс».

    Анализ издержек может осуществляться по статьям, элементам, товарным группам и наименованиям, по группам расходов, разделяемым по отношению к товарообороту  (переменные, постоянные) и другим классификационным группам.

    Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно в соответствии со ст. 252 части II НК РФ. При этом возможно использование номенклатуры из основных статей издержек, рекомендованных Методическими рекомендациями по учету затрат, включаемых в издержки обращения  и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденными Роскомторгом и Минфином РФ 20.04.95 « 1-550, 32-2».

Таким образом, управление текущими затратами торгового предприятия требует наличия широкого круга информации, определенным образом обработанной и обобщенной. Исходя из этого, система показателей текущих затрат рассматривается как инструмент, посредством которого можно выявлять тенденции их изменения.

Информационной базой изучения и анализа расходов на продажу организации ООО «Квитэк» являются следующие документы:

  1.  Бухгалтерский баланс за 2011 и за 2012гг.;
  2.  Отчет о прибылях и убытках за 2011г. и Отчет о финансовых результатах за 2012г.:
  3.  Отчет о движении денежных средств за 2011 и за 2012 гг.;
  4.  Оборотно-сальдовая ведомость за 2011 и за 2012гг.;
  5.  Оборотно-сальдовая ведомость по счету 44.01 за 2011 и 2012гг.;
  6.  Карточка счета №44.01 за 2011 и 2012гг.

3.2 Факторный анализ коммерческих расходов ООО «Квитэк»

Как уже было отмечено, затраты предприятия складываются из следующих основных статей и групп: расходов на тару, транспортных расходов, расходов на рекламу, расходов на оплату труда, отчислений на социальные нужды и прочих расходов. Их анализ начинается с выявления изменений во времени и анализа явлений динамики.

Основной целью анализа расходов на продажу является определение комплекса показателей, которые позволяют оценить роль расходов на продажу в системе формирования финансовых результатов предприятия.

Анализ расходов на продажу должен проводиться с учетом и без учета расходов по оплате труда, что позволит увязать его результаты с данными изучения финансовых показателей и их распределения.

                                                                                                             Таблица 3.2.1

Данные для анализа издержек обращения ООО «Квитэк» за 2011-2012гг.

Показатели

Ед. измерения

Период исследования

Абсолютное измение, тыс.руб.

Темп роста, %

2011г.

2012г.

2011-2012гг.

1

Товарооборот

тыс.руб.

15656

33371

17715

213,1515

2

Издержки обращения

тыс.руб.

173

561

388

324,2775

 

Уровень издержек обращения

%

1,105007665

1,681100357

0,576092692

152,1347

На основе абсолютных отклонений нельзя дать объективную оценку динамики издержек обращения. С ростом суммы товарооборота растет и сумма издержек обращения и, наоборот, уменьшение объема товарооборота, как правило, приводит к абсолютной их экономии. Таким образом, анализ динамики издержек обращения следует увязывать с изучением изменения объема товарооборота, то есть анализировать не по сумме, а по их уровню в процентах к товарообороту.

Из таблицы 3.1.1 видно, что в ООО «Квитек» темп роста товарооборота увеличился в 2012 году на 113,2%, а сумма издержек обращения возросла в 2012 году на 224,3%, что повысило их уровень на 52,1% в 2012году.

Сумма относительной экономии (перерасхода) исчисляется умножением фактического объема товарооборота на размер снижения (повышения) уровня издержек обращения и делением полученного итога на 100.

Таким образом, по ООО «Квитэк» сумма относительного перерасхода издержек обращения в 2012 году составила 192,249 тыс.рублей.(33371*0,576/100=192,249).

Далее проанализируем динамику расходов на продажу ООО «Квитэк».

                                                                                                  Таблица 3.2.2

Анализ динамики расходов на продажу ООО «Квитэк»  за 2011-2012 гг.

№ п/п

Показатели

Период

Абсолютное отклонение

2 011,00

2 012,00

Сумма, тыс.руб.

Уд.вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд. Вес, %

1.

Газоснабжение

0,71

0,41

31,73

5,65

31,02

2.

Коммунальные услуги

31,72

18,29

154,36

27,49

122,64

3.

Поиск клиентов

78,28

45,13

163,15

29,06

84,87

4.

Реклама

62,76

36,18

199,71

35,57

136,96

5.

Сервисное обслуживание

 

 

12,50

2,23

12,50

6.

Итого

173,47

100,00

561,45

100,00

387,98

Из таблицы 3.1.2 видно, что общие затраты в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличились на 387,98 тыс. руб. Динамику расходов по элементам затрат ООО «Квитэк» представим на рисунке 3.1.1.

Рисунок 3.2.1 – Динамика расходов на продажу ООО»Квитэк» за 2011-2012 гг.

Следующим этапом работы является разбивка затрат на условно-постоянные и условно-переменные, для оценки расходов на продажу. Такую разбивку приведем по ООО»Квитэк» в таблице 3.1.3.

                                                                                               Таблица 3.2.3

Данные по статьям расходов на продажу ООО «Квитэк» 2011-2012 гг.

№ п/п

Статьи затрат

2011 г.

2012 г.

Абсолютное отклонение, тыс.руб.

Отклонение удельного веса, %

тыс.руб

уд. вес %

тыс.руб

уд.вес %

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Условно-переменные расходы, всего

141,04

81,31

362,86

64,63

221,82

-16,68

2

В том числе:       - поиск клиентов

78,28

45,13

163,15

29,06

84,87

-16,07

3

- реклама

62,76

36,18

199,71

35,57

136,96

-0,61

4

Условно-постоянные расходы, всего

32,43

18,69

198,59

35,37

166,16

16,68

5

В том числе: - газоснабжение

0,71

0,41

31,73

5,65

31,02

5,24

6

-коммунальные услуги

31,72

18,29

154,36

27,49

122,64

9,21

7

-  сервисное ослуживание газового котла

0,00

0,00

12,50

2,23

12,50

2,23

8

Итого:

173,47

100,00

561,45

100,00

387,98

0,00

При оценке расходов на продажу в части условно-постоянных расходов в первую очередь анализируются абсолютные значения, а при оценке условно-переменных издержек – их уровни.

По данным таблицы 3.1.3 можно сделать вывод, что на протяжении 2011-2012гг. в структуре издержек преобладают условно-постоянные издержки, их величина составила: в 2011 году – 32,43 тыс.руб., в 2012 году – 198,59 тыс.руб.; условно-переменные издержки составили: в 2011 году. – 141,04 тыс.руб., в 2010 году – 362,86 тыс.руб.

Доля условно-постоянных расходов в общей сумме издержек в 2011 году составила 18,69 %, в 2012 году – 35,37 %. Это связано с тем, что в 2012 году товарооборот был в три раза больше, чем в 2011 году, что повлияло на возрстание доли постоянных издержек.

Далее проанализируем расходы на продажу организации «Квитэк», для этого рассчитаем показатели, которые приведены в таблице 3.1.4.

                                                                                                             Таблица 3.2.4

Анализ динамики показателей расходов на продажу ООО «Квитэк» за            2011-2012 гг.

№ п/п

Показатели

ед. изм.

     Период, год

 

Абсолютное отклонение

2011

2012

1

Условно-постоянные расходы

тыс.руб

32,43

198,59

166,16

2

Условно-переменные расходы

тыс.руб

141,04

362,86

221,82

 

Итого расходы на продажу

тыс.руб

173,00

561,00

388,00

3

Оборот торговли

тыс.руб

15656

33371

17 715,00

4

Уровень расходов на продажу

%

1,105008

1,6811

0,58

5

Уровень постоянных расходов на продажу

%

0,207133

0,595098

0,39

6

Уровень переменных расходов на продажу

%

0,900862

1,087354

0,19

7

Прибыль до налогообложения

тыс.руб

-147

774

921,00

8

Рентабельность расходов на продажу

%

-84,9711

137,9679

222,94

Используя метод сравнения можно выяснить динамику расходов на продажу и установить темп изменения по формуле:

                                                                                                                         (3.2.1)

= 1,8

Расходы на продажу ООО «Квитэк» в целом на протяжении всего периода исследования увеличивались, среднегодовой темп увеличения составил 1,8.

К показателям расходов на продажу относятся предельные и индексные показатели. Предельные показатели определим по формуле:

                                                                                                                         (3.2.2)

= 0,02

Изменение суммы расходов на продажу оценивается индексом, таким образом можно определить индекс суммы расходов, используя формулу (3.2.3).

=3,24,

Рассчитаем индексы уровня расходов на продажу, используя формулу:           (3.2.4)

=1,52

К индексным показателям издержек обращения относится темп изменения уровня расходов на продажу, который рассчитаем по формуле

                                                                                                               (3.2.5)

=1,38

Таким образом, проанализировав расходы на продажу в целом и по статьям, можно сделать вывод, что они не имеют стабильного положения, и их динамика в различные периоды времени различна.

При анализе расходов на продажу ООО «Квитэк» мы использовали показатели абсолютной суммы и уровня расходов по общему уровню и отдельным статьям.

На расходы на продажу оказывают влияние различные объективные и субъективные факторы. Все эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они действуют одновременно как в сторону снижения расходов, так и в сторону их повышения. При этом одни факторы являются специфическими и оказывают влияние на расходы в отдельных подотраслях, торговых системах, звеньях товаропроводящей сети или на отдельные статьи расходов, другие же факторы являются общими и влияют на расходы всех звеньев торговли, на все или многие статьи расходов на продажу. Из них наиболее значимыми являются: изменение объема, состава и структуры оборота розничной торговли; изменение тарифов и ставок за услуги сторонних организаций; изменение уровня розничных цен, цен на материальные ресурсы; изменение времени и скорости товарного обращения; изменение состава и эффективности использования материально-технической базы; изменение производительности труда работников.

Факторы, влияющие на расходы на продажу можно подразделить на вызывающие их повышение и снижение. Факторы, вызывающие повышение связаны, прежде всего, с повышением культуры торговли, с улучшением качества обслуживания населения.

Факторы, вызывающие снижение расходов на продажу, весьма многочисленны и делятся на факторы общеэкономического характера, экономико-организационные факторы и факторы, связанные с техническим прогрессом. К общеэкономическим факторам относятся: совершенствование системы учета и контроля; экономико-организационным факторам: укрупнение или разукрупнение торговых предприятий; совершенствование технологии, компьютеризация относятся к факторам, связанным с техническим процессом.

Рассмотрим каждый фактор и рассчитаем показатели.

Степень реагирования издержек обращения в целом на изменения суммы оборота торговли определяется коэффициентом эластичности издержек обращения от оборота розничной торговли, по формуле (3.2.6).

(3.2.6)

где, - изменение расходов на продажу, %;

- изменение оборота розничной торговли, %.

=1,52

Для определения влияния изменения оборота розничной торговли на уровень расходов на продажу используем формулу (3.2.7).

(3.2.7)

где, - изменение уровня расходов под влиянием изменения оборота розничной торговли, процентных пунктов;

- сумма условно-постоянных расходов базисного периода, руб.;

О1, О0 - оборот розничной торговли отчетного и базисного периода соответственно, руб.;

=-0,11

Таким образом, можно сделать вывод, что под влиянием оборота розничной торговли уровень расходов на продажу уменьшился на 0,11% в 2012 году.

Теперь определим влияние изменения оборота розничной торговли на сумму расходов на продажу, для этого используем формулу (3.2.8)

(3.2.8)

где, - уровень условно-переменных издержек базисного периода, %;

- сумма условно-переменных издержек базисного периода, руб.

=159,59 тыс. руб.

Таким образом, из расчета видно, что под влиянием оборота торговли сумма расходов на продажу увеличилась в 2012 году на 159,59 тыс. руб по сравнению с 2011 годом.

Имея данные о переменных и постоянных издержках, можно выявить причину относительной экономии или перерасхода, влияние товарооборота на затраты.

Проанализируем влияние товарооборота на издержки обращения в ООО «Квитэк» за 2011-2012 гг., для этого рассчитаем показатели, которые приведены в таблице 3.1.5.

                                                                                                  Таблица 3.2.5.

Анализ влияния товарооборота на издержки в ООО «Квитэк» за 2011-2012 гг.

№ п/п

Показатели

ед. изм.

     Период, год

Абсолютная экономия

Темп роста, %

2011

2012

1

Оборот торговли

тыс.руб

15656

33371

17715

213,15

2

Сумма издержек обращения

тыс.руб

173

561

388

324,28

3

Уровень издержек обращения

%

1,11

1,68

0,58

152,13

4

Сумма переменных издержек обращения

тыс.руб

141,04

362,86

221,82

257,28

5

Сумма постоянных издержек обращения

тыс.руб

32,43

198,59

166,16

612,39

6

Сумма издержек, скорректированная по прошлому году

тыс.руб

 

333,056

 

 

7

Уровень издержек, скорректированный по прошлому году

%

 

0,998

 

 

8

Относительный перерасход издержек: по сумме

тыс.руб

 

227,944

 

 

9

- по уровню

%

 

0,683

 

 

10

Влияние изменения товарооборота: по сумме

тыс.руб

 

160,056

 

 

11

- по уровню

%

 

-0,422

 

 

Из таблицы 3.2.5 видно, что сумма издержек, скорректированная по прошлому году к 2011 году составляет 333,056 тыс.руб. (141,04*213,15/100+32,43=333,056), относительный перерасход издержек составляет за 2012 год 227,944 тыс.руб. ( 561-333,056=227,944), скорректированный уровень издержек обращения к товарообороту составляет за 2012 год 0,998%  (333,056/33371*100=0,998), влияние изменения товарооборота составляет за 2012 год 160,056 тыс. руб. (333,056-173=160,056), относительный перерасход затрат по уровню составляет за 2012 год -0,422% (0,683-1,11=-0,422).

Из расчетов следует, что для роста объема продаж допустимо увеличение издержек в 2012 году на 160 тыс. руб.. Но фактически предприятие увеличило издержки обращения в общем объеме на 388 тыс. руб. в 2012 году.

В результате получен перерасход издержек относительно роста товарооборота в сумме 228 тыс.руб. в 2012 году, увеличение уровня затрат в отношении к товарообороту составило в 2012 году 0,68%.

А теперь определим влияние товарооборота на условно-переменные статьи издержек обращения и их относительную экономию либо перерасход.

Сначала находим уровни издержек – отношение их значений по статьям к товарообороту соответствующего периода с умножением на 100. Итоговый уровень затрат определяем по отношению итоговой суммы издержек к товарообороту. Для проведения анализа необходимо найти условные издержки, пересчитанные к отчетному товарообороту по каждой из статей. Для этого используем формулу:

(3.2.1)

где, Ипересч – сумма издержек, пересчитанная к товарообороту, руб.;

Оотч – товарооборот отчетного периода, руб.;

Убаз – уровень соответствующей статьи переменных издержек базисного периода, %.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16011. Конституційне право України 2.27 MB
  Міністерство освіти і науки України Національна юридична академія України імені Ярослава Мудрого КОНСТИТУЦІЙНЕ ПРАВО УКРАЇНИ За редакцією доктора юридичних наук професора академіка Академії правових наук України Ю. М. Тодики доктора юридичних і політичних нау...
16012. Порівняльне правознавство 1.17 MB
  Підручник підготовлений відповідно до програми з порівняльного правознавства для юридичних ВУЗів України. У ньому відбиті досягнення вітчизняної та зарубіжної юридичної науки. Розглянуті особливості порівняльного правознавства як юридичної науки, поняття правової системи та правової сім’ї; викладені класифікації правових систем; наведена характеристика сучасних основних правових сімей
16013. Сравнительное правоведение 2.27 MB
  PAGE 6 Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Издательство НОРМА 1996. 432 с. Сведения об авторе Профессор Ю. А. Тихомиров заслуженный деятель науки Российской Федерации доктор юридических наук работает первым заместителем директора Ин...
16014. Списки и происхождение редакций Русской Правды 137.5 KB
  М.Н.Тихомиров СПИСКИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕРЕДАКЦИЙ РУССКОЙ ПРАВДЫ 1 Русская Правда сохранилась в большом количестве свыше 110 списков XIII–XVIII вв. Все тексты Правды находятся в составе какихлибо сборников или летописей. По своим особенностям списки Правды могут быть разд
16015. Собственность и иные вещные права на земельные участки в РФ 446.5 KB
  Тихомиров М.Ю. Собственность и иные вещные права на земельные участки в РФ Издво Тихомирова М.Ю. 2006 г. Собственность и иные вещные права на земельные участки в РФ Глава I. Правовое регулирование субъекты и объекты прав на землю 1. Регулирование прав на землю ...
16016. Жилое помещение собственность и иные вещные права 291.5 KB
  Тихомиров М.Ю. Жилое помещение: собственность и иные вещные права по новому Жилищному кодексу Российской Федерации Изд. Тихомирова М.Ю. 2005 г. Жилое помещение: собственность и иные вещные права по новому Жилищному кодексу Российской Федерации Глава 1. Жилые
16017. Землі сільськогосподарського призначення права громадян України 3.18 MB
  ЗЕМЛІ СІЛЬСЬКОГОСПОДАРСЬКОГО ПРИЗНАЧЕННЯ: ПРАВА ГРОМАДЯН УКРАЇНИ Науковонавчальний посібник Науковий керівник та відповідальний редактор доктор юридичних наук професор Н. L Титова ББК Х94укр407.25 УДК349.412.4477 Фінансова п...