77648

Бразилия в мировой экономике

Реферат

Мировая экономика и международное право

Широкое использование иностранного ссудного капитала в начале 60-х и 80-х годов приводило к кризису валютно-кредитных отношений. Кризис задолженности 80-х годов резко замедлил экономическое развитие страны.

Русский

2015-02-04

179.5 KB

0 чел.

"Бразилия в мировой экономике" (реферат)

_________________________________________________________________________________________________________________

Новосибирский Государственный Технический Университет

Факультет экономики и бизнеса

III курс, 172 группа

РЕФЕРАТ

ТЕМА: Бразилия в мировой экономике

ДИСЦИПЛИНА: Мировая экономика

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Безденежных М. М.

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

1999г.


С О Д Е Р Ж А Н И Е


Введение

Бразилия — крупнейшая страна Латинской Америки. По размеру территории она уступает только РФ, США, КНР и Канаде, обладает крупными запасами более 30 видов минерального сырья. Население превышает 160 млн. человек, составляя 2,6% населения планеты. Страна производит порядка 2% ВМП. На долю Бразилии приходится 2/3 промышленного потенциала Южной Америки, свыше половины научно-технического потенциала

Объем ВВП Бразилии равен половине валового продукта КНР, но в два раза превышает индийский, в 1,7 раза — российский.

По многим социально-экономическим признакам Бразилия относится к развивающимся странам, но занимает среди них особое место. Обладая большим экономическим потенциалом и довольно высоким уровнем экономического развития, она входит в число новых индустриальных стран.

За последние 50 лет Бразилия достигла среднего уровня развития. Длительное время ее хозяйство демонстрировало относительно высокий динамизм. За 1950—1995 гг. ВВП увеличился в 11,4 раза, составив около 6% в среднем в год. Данные темпы опережали прирост населения, что позволило увеличить производство валового продукта на душу населения примерно в 2,5 раза (табл. 1.).

Таблица 1. Темпы прироста ВВП на душу населения, %

1960-1970     1970-1980      1980-1990        1990-1995

Бразилия

        3,1                2,4            -2,3            0,2

Латинская Америка

       2,8                 3,1                   -0,4            1,3

По показателю ВВП на душу населения страна в 7,8 раза уступает промышленно развитым государствам, несколько ниже по уровню всех латиноамериканских государств, но в 2,3 раза выше всех развивающихся стран.

Экономическое развитие Бразилии значительно отличалось от ряда развивающихся стран. Здесь экономический рост сопровождался быстрым увеличением численности населения. В 1950 г. численность населения составляла 51,9 млн., в 1970г. — 83,1, в 1990г. — 1-50,4, в 1995 г. — 160,2 млн. человек. Это был один из самых высоких темпов роста среди латиноамериканских стран, за исключением Мексики, Перу и Венесуэлы.

Значительные темпы хозяйственного роста обычно обеспечиваются повышением нормы сбережений и капиталовложений. Норма накопления в Бразилии неуклонно возрастала до середины 70-х годов, достигнув 25,5% ВВП (1963 г. — 17,5%). В 80-е годы она резко понизилась и в последнее десятилетие находится на уровне 20%. Обычно уровень накопления на 1,5—2 процентных пункта превышал сбережения. Широкое использование иностранного ссудного капитала в начале 60-х и 80-х годов приводило к кризису валютно-кредитных отношений. Кризис задолженности 80-х годов резко замедлил экономическое развитие страны. В 50—70-е годы Бразилия входила в число 13 развивающихся стран и территорий с самыми высокими темпами роста.

На протяжении 50—70-х годов ускоренная индустриализация в значительной степени обеспечивалась за счет дефицитного финансирования. Вопросы финансовой стабильности рассматривались как вторичные. Предпринимавшиеся антиинфляционные меры, как правило, заканчивались без видимых результатов, а кратковременные периоды замедления роста цен сменялись новым витком. Если в 60-е годы среднегодовые темпы прироста цен составляли простые цифры, то в 70-е — двузначные, в 80-е — трехзначные, а в первой половине 90-х годов — четырехзначные (1987 г. — 366%, 1990 г. — 1585, 1993 г. — 2400%). Для поддержания стабильности в обществе и хозяйстве широко использовался механизм индексации. Большие масштабы эта практика получила в 70-е годы. Почти автоматически происходило выравнивание соотношений цен и заработной платы, налоговых платежей, финансовых и кредитных нормативов. Механизм индексации вводился с целью установления контроля в денежно-кредитной сфере, в финансах, ликвидации «долларизации» хозяйства. Его влияние на инфляционный процесс и достижение поставленных целей оказалось неоднозначным.

Значительные темпы хозяйственного роста обеспечивались достаточно обильными трудовыми ресурсами. Темпы роста экономически активного населения превосходили темпы роста всего населения. Несмотря на долговременные выгоды со стороны предложения, непосредственный эффект быстрого роста рабочей силы усиливал давление на занятость. В частности, любое снижение темпов хозяйственного роста оказывало сильное влияние на наполнение рынка труда.

Основная масса рабочей силы до сих пор не отличается высокой общеобразовательной подготовкой. По показателям расходов на образование Бразилия отстает от ряда латиноамериканских стран. Больше внимание уделялось высшему образованию, часто за счет финансирования начального и среднего образования, что увеличивало общую стоимость образования. Низкие расходы на образование привели к тому, что 20% населения остается неграмотным, среднее образование имеют 39%, а высшее — 12% соответствующих возрастных групп. По этим показателям Бразилия уступает ряду других латиноамериканских стран.

Важной чертой развития Бразилии выступает урбанизация. Численность горожан за 1950-1995 гг. возросла почти в семь раз и превысила 80% населения против 36% в 1950 г. Быстрый рост городского населения за счет выходцев из сельской местности обострил проблему занятости и другие социальные проблемы. Крупнейшие города Рио-де-Жанейро и Сан-Пауло выделяются самой высокой преступностью в мире, которая стала одной из злободневных социальных проблем бразильского общества. Нищета огромных масс населения питает это явление.

Современное хозяйственное развитие непосредственно связано с наращиванием научно-технического потенциала. В эпоху НТП Бразилия вступила с бременем нерешенных проблем, связанных с промышленной революцией, которая в Западной Европе и США завершилась в последней трети XIX в. В современный период организация НИОКР является трудным и рискованным делом. Инвестиции в этой сфере дают отдачу в длительный срок, высока стоимость опытно-экспериментальной базы, большая потребность в высококвалифицированных кадрах.

В 50—60-х годах бразильская экономика почти полностью зависела от закупок технологии за границей. В 70-е годы началось расширение расходов на создание национальной научно-исследовательской базы. Абсолютная сумма затрат на эти цели была небольшой: 1978 г. — 989 млн. долл., что не превышало 0,6% ВВП. За последнее десятилетие Бразилия продвинулась в развитии НИОКР, создала механизм внедрения передовой технологии в экономику.

Развитие научно-исследовательских работ в Бразилии соответствует их уровню в Турции и Мексике. Оно значительно уступает промышленно развитым странам по показателям доли ВВП, выделяемой на НИОКР (0,7%), числу исследователей на тысячу жителей (9,3 на тысячу жителей, а в Швеции — 50, Южной Кореи — 38) и т.д. Результат — 84% патентов зарегистрировано не бразильцами.

Еще в 70-е годы Бразилия превратилась в индустриально-аграрную страну, обладающую значительным комплексом современных отраслей промышленности. Доля обрабатывающей промышленности в конце 80-х годов достигала 30% ВВП. На некоторых направлениях бразильские предприятия (черная металлургия, нефтехимия) приблизились к мировым стандартам. Страна существенно продвинулась в области судостроения, авиастроения. На высоком технологическом уровне осуществляется производство вооружений, в самостоятельную отрасль выделилось изготовление микро- и мини-ЭВМ. Видное место среди отраслей машиностроения занимает станкостроение, которое в состоянии удовлетворять спрос на большинство видов станков. Бразилия входит в число крупных производителей химической промышленности.

Таблица 2. Структура экономики, %

1950

1960

1970

1980

1990

1995

Сельское хозяйство

27,0

22,6

12,4

10,9

11,8

12,2

Горнодобывающая промышленность

-

0,4

0,8

1,1

2,2

1,0

Обрабатывающая промышленность

-

21,8

29,3

33,7

29,0

22,0

Электроэнергетика

-

1,7

2,4

1,9

3,2

2,5

Строительство

-

1,5

5,8

7,3

8,9

8,0

Услуги

50,0

52,0

49,3

47,1

45,2

54,3

Транспорт, связь

7,0

6,4

4,6

5,0

5,3

5,5

Торговля

18,0

15,0

17,5

11,7

8,6

6,7

В горнодобывающей промышленности крупной по мировым масштабам является добыча марганца (10,7%), железной руды, хрома, олова, цинка (2—3% в 1991 г.).

Сельское хозяйство традиционно занимает важное место в хозяйстве страны. В разные периоды сахарный тростник, хлопок, кофе являлись источником промышленного развития. Удельный вес сельского хозяйства во внутреннем производстве понизился до 11—12%, но аграрная сфера играет огромное значение в занятости населения. Там сосредоточено 23% рабочей силы, чуть больше, чем в промышленности. Сельское хозяйство росло достаточно высокими темпами (70-е годы — 4,9%, 80-е годы — 2,8%, 1990—1995 гг. — 2,5% в год). Большие сдвиги произошли в производстве сои, цитрусовых, в птицеводстве, цветоводстве. Производство зерновых достигло 73—80 млн. т, что дало возможность Бразилии отказаться от международной продовольственной помощи. По сбору кукурузы она уступает только США, сои — США и КНР. Более века Бразилия является крупнейшим производителем кофе, и только в последние годы к ней приблизилась Колумбия (2,5—3 млн. т). После Индии она — крупнейший производитель тростникового сахара.

Основное место в производстве занимают плантационные хозяйства экспортного направления. Наряду с ними сохраняются другие архаичные формы поземельных отношений. Безземелье, бедность большой массы сельского населения являются результатом феодальных пережитков. Арендная плата высока,  нередко носит натуральный характер, в глубинных районах сохраняются отработки. Лучшие и удобные земли с колониальных времен сосредоточены в огромных латифундиях. В Бразилии до сих пор остается самым высоким показатель концентрации землевладения: 45% пригодной для обработки земли принадлежит 1% собственников, при этом в крупнейших хозяйствах не используется более 40% земель. Несправедливое распределение земель ведет к острым социальным конфликтам, увеличивается число прямых вооруженных столкновений безземельных сельских жителей с полицией.

Сельское хозяйство сохраняет двойственность социальной структуры. Рыночные отношения с трудом прокладывают себе дорогу. До 40% занятых там не получают денежной оплаты. Правящие режимы предпринимали определенные меры по ослаблению противоречий в аграрных отношениях. Главное внимание уделялось освоению северных (Амазония) и Центрально-Западных районов страны. Результаты проведенных преобразований весьма скромны.

Одной из особенностей хозяйственной жизни Бразилии выступают резкие различия в региональном развитии, особенно между Северо-Востоком и Югом. Юго-Восток сосредоточивает свыше 70% обрабатывающей промышленности. Один штат Сан-Паулу дает 59% всего промышленного производства. В начале 90-х годов уровень оплаты на Севере-Востоке был вдвое ниже, чем на Юге, продолжительность жизни на 10 лет короче, число неграмотных в два раза выше. В этом районе проживает 30% населения страны, но он производит 15% ВВП.

Экономический рост и модернизация в Бразилии не сократили неравенства в распределении личных доходов. Несмотря на общее повышение доходов, различия в их уровнях практически увеличились. 10% самого богатого населения концентрирует в своих руках около 50% доходов, а пятая часть самых бедных жителей обходится только 2%. Число очень бедных с доходом менее 50 долл. в месяц за первую половину 90-х годов, со ставило 13% населения. Считается, что примерно 60% населения живет вне современного хозяйства. Узость внутреннего рынка представляет собой «ахиллесову пяту» бразильской модели развития.

История независимой Бразилии, бывшей португальской колонии, берет начало с 1822 г. До конца 30-х годов XX столетия она развивалась как сырьевой придаток ведущих западных стран. Только в 1940 г. доля обрабатывающей промышленности в национальном доходе достигла 10%. Мировой экономический и финансовый кризис 30-х годов, сопровождавшийся оттоком капитала, во многом подорвал позиции латифундизма. Он вызвал сокращение фонда сбережений и обусловил необходимость мобилизации внутренних ресурсов, что привело к расширению национальной базы промышленного развития. Крах мирового рынка кофе означал, что экспортный сектор не может служить двигателем экономического роста.

Период 30—40-х годов ознаменовался серьезными структурными изменениями в хозяйстве. Однако машинное производство полностью не охватило даже сферу изготовления орудий труда, технический уровень оставался низким. Экономическое развитие основывалось на индустриализации в рамках политики импортзамещения. Укреплялись позиции государства как предпринимателя в отраслях промышленности, в сфере услуг. Все это привело к относительному ослаблению позиций иностранного капитала. Если в 1929 г. под его контролем находилось 23% функционирующего в стране капитала, то в 1950 г.— только 7,5%.

С 50-х годов отмечается новый период в развитии бразильского хозяйства. Тогда начала проводиться целенаправленная политика индустриализации. Роль импортных товаров резко сократилась в результате уменьшения экспортных доходов от кофе. Были введены многочисленные внешнеторговые барьеры, цены на доминировавшие на внутреннем рынке отечественные товары нередко были ниже, чем на американские. Тарифные сборы не только защищали внутренний рынок, но и преследовали цели увеличения государственных доходов. За 1949—1964 гг. доля импортных товаров обрабатывающей промышленности сократилась с 19 до 4,2% внутреннего потребления.

На втором этапе индустриализация охватила производство предметов потребления длительного пользования. Методы крупного машинного производства заняли ведущее место. Произошло укрепление товарно-денежных отношений. Развитию внутреннего рынка способствовала стагнация экспортного сектора. Среднегодовой темп экспорта за 1947—1963 гг. составлял 1,2%. Усилились государственный сектор и внешнеэкономическое регулирование. Была установлена государственная монополия на нефтедобычу и нефтепереработку и транспортировку нефти и нефтепродуктов. Застойное состояние экспортной торговли сдерживало ввоз промышленного оборудования.

Во второй половине 50-х годов усилился приток иностранного капитала. Отчасти это было связано завершением структурной перестройки и послевоенного восстановления хозяйства Западной Европы и Японии. В это время основали свои филиалы и дочерние компании американские и германские автомобильные корпорации. Правящие круги, открыв иностранным предприятиям доступ в прибыльную сферу производства предметов длительного пользования, обеспечивали с помощью государства концентрацию внутренних ресурсов и с привлечением ссудного капитала развивали и инфраструктурные и базовые отрасли. При этом внешнее кредитование давало определенную возможность осуществления национальных интересов.

Темпы экономического роста возросли: 1947—1957 гг. — 6,4%, 1957—1961 гг. — 8,3% в год. Одновременно быстро нарастала внутренняя и внешняя задолженность. Дефицитное финансирование стало характерной чертой бразильского хозяйственного развития.

Очередной этап экономического развития и включения бразильского хозяйства в мирохозяйственные связи начался после военного переворота 1964 г. и установления в стране военной диктатуры. В основу экономической стратегии была положена концепция «национальной безопасности и развития», ставившая целью превращение Бразилии в великую и индустриальную державу к 2000 г. Предусматривалось достижение высоких темпов экономического роста за счет перераспределения национального дохода, повышения нормы накопления при тесном сотрудничестве государства, национального и иностранного капитала. Привлечение иностранного ссудного и предпринимательского капитала шло под лозунгом «прагматичного национализма». Идеологические аспекты были нацелены на мобилизацию единства нации в интересах достижения великой цели.

В обеспечении экономического роста важная роль отводилась государству, на долю которого приходилось свыше 50% всех капиталовложений. Госсектор концентрировался в базовых, инфраструктурных .отраслях и добывающей промышленности. За национальным капиталом оставались традиционные отрасли, а за иностранным — современные и наиболее прибыльные. При этом государство осуществляло контроль за отраслями, занимающими стратегическое положение в хозяйстве страны. Оно контролировало отношения между трудом и капиталом, результатом чего явилось усиление поляризации населения. Разрывы в доходах возросли.

Внешнеэкономическая политика после военного переворота была направлена на стимулирование экспорта и либерализацию импорта. Содействие экспортной торговле включало установление «реалистической» учетной ставки, финансовую и кредитную поддержку, упрощение таможенных процедур. Это способствовало повышению темпов прироста экспорта — свыше 22% в 70-е годы и 38% для обработанных товаров. Экспорт превратился в двигатель экономического роста. Темп прироста ВВП за 1968—1978 гг. превысил 9%. Импортная торговля увеличивалась быстрее экспорта.

В возрастающих масштабах привлекался иностранный капитал. Бразильское правительство стремилось нивелировать последствия нефтяного шока 1974 г. массированным притоком зарубежного ссудного капитала. Увеличение внешних займов было также связано с модернизацией инфраструктурных отраслей, которая требовала больших затрат. Преобладающая часть внешних кредитов была получена крупнейшими государственными компаниями и в меньшей степени филиалами ТНК.

Ключевым элементом хозяйственной жизни этого периода явилось возникновение современного сектора производства средств производства и создание самовоспроизводящегося хозяйственного комплекса. Капиталистическая модернизация охватила сельское хозяйство и сферу услуг. Социальная цена экономического развития 60—70 годов была высокой. Доля заработной платы в ВВП изменилась мало (34,5% в 1970 г., 35,8% в 1980 г.).

Начало следующего этапа экономического развития связано с кризисом внешней задолженности. Общеэкономический и долговой кризис Бразилии приобрел глубокий структурный характер и привел к изменению условий воспроизводства в стране и характера участия в МРТ. Долговой кризис показал сильную зависимость Бразилии от промышленно развитых стран. Практика 80—90-х годов по урегулированию внешней задолженности показала, что даже страна с крупным экономическим потенциалом не смогла поддерживать высокий экономический рост и одновременно обслуживать огромный внешний долг.

80-е годы характеризовались дестабилизацией экономики, падением темпов роста, резким увеличением инфляции, достигшей четырехзначных величин. Эти годы получили название потерянного десятилетия. Семь лет происходило сокращение ВВП на душу населения.

В 90-е годы модель развития экономики вновь была изменена, что определялось снижением роли государства как предпринимателя и внедрением открытой внешнеэкономической стратегии. Частный капитал получил доступ в инфраструктурные и горнодобывающие отрасли. Прошла либерализация внешнеэкономической сферы. Средний тариф был снижен с 52% в 1990 г. до 14% в 1994 г. (1986 г. - свыше 100%). Были  пересмотрены многие другие ограничения импорта. Государственные компании, которые способствовали «экономическому чуду» 60—70-х годов, стали рассматриваться препятствием на пути развития. Многие крупнейшие государственные компании были приватизированы, в том числе горнодобывающий гигант «Компания Вале до Рио Досе» (КВРД). В пользу приватизации государственного сектора оказывалось давление со стороны США и международных финансовых организаций. На первом этапе приватизации приток в казну средств был невелик. В большинстве случаев применялась схема обмена акций предприятий на различные долговые обязательства государства.

Бразилии в 90-е годы не удалось восстановить свои позиции в мировом хозяйстве, ослабленные в предыдущем десятилетии. Низкий уровень национальных сбережений и накоплений, их замедленный рост представляет один из тормозов экономического развития. Либерализация внешнеэкономических связей и усиление иностранной конкуренции, особенно на рынках промышленных потребительских товаров, осложнили положение бразильских производителей. Начался процесс структурной перестройки хозяйства и деиндустриализации. Обрабатывающая промышленность, бывшая в течение длительного времени движущей силой хозяйственного развития, утрачивает эту роль. Происходит сдвиг в сторону добычи и первичной переработки минерального сырья и продовольственных товаров.

Ряд черт хозяйственного механизма, включающего социальную структуру хозяйства, имеет много общего с другими странами Латинской Америки. Это позволяет определять его как латиноамериканскую модель. По процессу развития товарно-денежных отношений и этапам хозяйственного развития Бразилия существенно отличается от классической модели западноевропейских стран. Возникшая под влиянием позднего португальского феодализма, бразильская экономика с самого начала складывалась разнородно, включая колониальное рабство, бывшее фактором первоначального накопления капитала. Здесь возникло крупное плантационное хозяйство, полностью ориентированное на экспорт. Характерной чертой этого хозяйства была монокультурность, которая предопределила его зависимость от мирового рынка и господствующих на нем крупнейших компаний ведущих западных стран.

Сложившаяся в стране структура предпринимательства неоднородна по составу. В частном предпринимательском секторе одни хозяйственные объединения взошли на основе теснейшего сотрудничества с государством или приватизации, другие представляют иностранный капитал. По масштабам производства ведущее положение занимают мелкие предприятия с числом занятых до 100 человек и крупные — соответственно 24,4 и 32,2%. При этом доля мельчайших предприятий с числом занятых до 10 человек сократилась, а число средних (200—499 человек) поднялась с 16% до 21% за 1960—1985 гг. (табл. 3).

Концентрация производства в промышленности на уровне компаний значительно выше, чем на уровне предприятий. Здесь сложились довольно мощные промышленно-финансовые группы, которые можно разделить по национальной принадлежности капитала. В начале 80-х годов удельный вес национальных по капиталу групп был относительно небольшой — 16% среди крупнейших 102. 37% приходилось на иностранные и 47% — на ассоциированные. Усиление позиций «ассоциированных» групп произошло в результате перехода от филиальной организации иностранного капитала к организации совместных предприятий с частным и государственным капиталом. Ассоциированная форма стала преобладающей среди крупнейших предпринимательских групп Бразилии уже к началу 80-х годов.

Таблица 3. Социальная структура бразильской промышленности, добавленная стоимость, %

Предприятия
по численности занятых

1970

1980

1985

1-4

1,8

1,6

1,0

5-19

8,9

6,5

4,9

20-49

10,2

10,4

8,1

50-99

10,7

12,1

10,4

100-199

18,3

22,2

22,0

200-499

15,7

14,9

21,4

500 и более

34,4

27,3

32,2

Характерной чертой бразильского хозяйства является огромный неформальный сектор, который быстро рос с конца 70-х годов. По оценкам к началу 90-х годов в нем было занято свыше 1/3 трудоспособного населения. Рост неформального и теневого секторов связан с огромным относительным перенаселением и превращением отдельных предприятий его в субподрядчиков крупных промышленных компаний.

Разнородность социальной структуры хозяйства вызывала повышение роли государства. Бразильское государство, решая проблемы индустриализации, пыталось преодолеть противоречия между потребностями развития производительных сил и его ограничениями, налагаемыми производственными отношениями, недостаточным накоплением частного капитала. Оно было системообразующим фактором социально-экономического развития. Государство «сверху» насаждало рыночные, капиталистические отношения, подталкивало промышленных объектов, обеспечивая ему всевозможные льготы.

Государство выполняло роль локомотива экономического развития, прямо и косвенно осуществляло финансирование экономики, индикативное планирование. Государственный сектор является одним из самых значительных в Латинской Америке. Государственные предприятия в начале 90-х годов доминировали в базовых отраслях хозяйства, включая сектор коммунальных услуг, нефтехимию, горнодобывающую промышленность (коммунальные услуги — 99%, транспорт, складское хозяйство — 90, добыча полезных ископаемых — 70, металлургия — 65, химия и фармацевтическая промышленность — 54, услуги — 65%). На государственных предприятиях создавалось 27% ВВП (1991 г.). Государственные предприятия занимали ведущее место среди крупнейших компаний. В числе первых ста компаний насчитывалось 59 государственных, которые сосредоточивали 85% суммарных активов. Государственные компании доминировали в кредитной сфере. 108 государственных банков и других кредитных учреждений сосредоточивали более 50% активов кредитно-финансовых учреждений страны. Только на долю «Банку ду Бразил» приходилось более четверти депозитов всех коммерческих банков страны.

Государство принимало активное участие в регулировании отношений между предпринимательским сектором и трудом. Стратегия индустриализации включала социальные компоненты. Были приняты кодексы о труде, создана система корпоративных профсоюзов, установлен минимум заработной платы. Это способствовало налаживанию взаимоотношений между трудом и капиталом.

Одной из характерных черт бразильской экономики является быстрое развитие ее мирохозяйственных связей. Ведущую роль среди них играет внешняя торговля.

На долю Бразилии приходится 0,8% мирового экспорта (1995—1996 гг.). Этот показатель примерно соответствует уровню 70-х годов, но ниже уровня 80-х годов (1%). Бразильская доля в два раза выше показателей Аргентины, но несколько ниже показателей Мексики.

В 70-е годы экспорт развивался высокими темпами — 21,4% в год, во второй половине 80-х годов среднегодовые темпы прироста снизились до 3% в связи со снижением цен на сырьевые товары, в 90-е годы они повысились до 7,1% в год.

Таблица 1.4. Темпы прироста экспорта

1950-1993

1950-1960

1960-1970

1970-1980

1980-1990

1990-1993

Бразилия

10,2

-2,1

7,2

21,8

5,1

7,2

Латинская Америка

8,8

2,4

5,0

20,8

2,1

2,8

Внешняя торговля занимает относительно скромное место в производстве ВВП. На экспорт идет 9—11% валового продукта (14,5% в 1984 г.). По показателям экспортной, импортной квоты Бразилия значительно отличается от многих других развивающихся стран, в частности, у стран Латинской Америки она в 1,5—2 раза выше. Бразильская экономика ориентирована в основном на внутренний рынок.

Институциональная структура внешней торговли отражает олигопольную структуру бразильского хозяйства. Несколько сотен крупнейших компаний получают большую часть экспортных доходов. Роль государства сокращается. Были свернуты программы регулирования экспорта, упразднена государственная монополия на торговлю сахаром, кофе, зерном.

Под воздействием процессов индустриализации и структурных изменений в хозяйстве произошли существенные сдвиги в структуре экспорта. В течение полстолетия Бразилия преодолела его монокультурность. Свыше 75% продаж составляют промышленные изделия. Выделяются две товарные группы — металлы и транспортные средства, на долю каждой из них приходится свыше 10% всего объема экспорта. До сих пор крупные экспортные поступления обеспечивают соя-бобы и кофе — соответственно 7,9 и 3,3%. Наиболее значительные сдвиги произошли в структуре экспорта в 70-е годы, когда вывоз, продукции обрабатывающей промышленности увеличился на 38,1% ежегодно против 15,1% для сырьевых товаров.

Таблица 5. Товарная структура экспорта, %

1970

1980

1990

1993

Продовольствие

63,3

46,3

27,8

25,3

Сельскохозяйственное сырье

11,9

4,0

3,5

3,1

Топливо

0,6

1,8

2,2

1,7

Руды, металлы

10,1

9,4

13,8

10,6

Продукция обрабатывающй промышленности

13,2

37,2

51,5

58,9

Химические товары

1,4

3,6

5,9

6,2

Машины и транспортные средства

3,5

16,9

18,1

20,8

Важность структурных изменений в экспортной торговле определяется увеличением доли машин и инструментов, которая поднялась до 6,6%. По этому показателю Бразилия уступает таким латиноамериканским странам, как Мексика, Чили и Аргентина.

По отдельным товарным группам Бразилия занимает ведущее место в мировом экспорте: кофе — 17%, по объему его поставок на мировой рынок ее догнала Колумбия. По экспорту соя-бобов Бразилия уступает только США. В последние годы страна заняла ведущее место в экспорте апельсинового сока. Длительное время она выступает крупнейшим экспортером железной руды (30%), ферросплавов, обуви, а также стали, кормов, двигателей внутреннего сгорания.

Основу бразильского импорта традиционно составляют машины и оборудование, топливо и потребительские товары. По ряду направлений технологии и оборудования сохраняется полная зависимость от импорта.

Ведущее положение во внешнеторговых связях занимают промышленно развитые страны, но доля их постепенно снижается (56%). Крупнейшим торговым партнером выступают США, на долю которых приходится около 20% внешнеторгового оборота. В свою очередь доля Бразилии в американском импорте в 80-е годы составляла 2,4—1,6%, достигая значительных величин в закупках апельсинового сока (86%), кофе, табака, орехов, железной руды, олова, корда и обуви.

Таблица 6. Географическое направление экспорта, %

1970

1980

1990

1993

Промышленно развитые страны

77,8

59,3

67,8

56,3

ЕС

39,7

30,5

30,8

25,7

Северная Америка

26,2

18,6

25,5

21,9

Япония

5,3

6,1

7,5

6,0

Развивающиеся страны

17,9

32,5

27,8

40,9

ОПЕК

1,3

7,5

5,2

5,2

Латинская Америка

11,7

18,1

12,6

25,2

Африка

1,6

6,0

3,5

2,4

Западная Азия

0,5

4,4

3,1

3,4

Другие страны Азии

4,0

4,0

8,6

9,9

Промышленно развитые страны поглощают большую часть вывозимых машин и оборудования. В середине 90-х годов только на долю США приходилось свыше 40% бразильского экспорта этой группы товаров. Хотя в эти страны направляется большая часть трудоемких изделий, данное положение не соответствует правилу теоремы Хекшера-Олина. Это связано как с региональной концентрацией производства в Бразилии, так и с широкомасштабными поставками дочерних компаний зарубежных ТНК. Экспорт обработанных товаров идет из юго-восточных районов, а сырьевых товаров — из южных штатов.

Большое развитие получила торговля с латиноамериканскими странами, в частности, доля стран ЛААИ составляет 17% внешнеторгового оборота, быстро возрастает значение стран, входящих в группировку Меркосур.

В течение последнего столетия Бразилия является крупным объектом приложения капитала в ссудной и предпринимательской форме со стороны западных стран. Капитал в больших масштабах стал направляться в Бразилию после предоставления массированной экономической помощи ряду стран Восточной Азии и Турции. Его приток усилился после кубинской революции 1958 г. и объявления американской программы «Союз ради прогресса».

Основные потоки ссудного капитала поступили в конце 60-х — начале 80-х годов, что привело к быстрому росту внешней задолженности. Если в 1964 г. ее величина составляла 3 млрд., то в 1975 г. — 22 млрд. долл. Уже в конце 70-х годов она превосходила задолженность любой другой страны (табл. 7).

Таблица 7. Внешний долг Бразилии, млн. $

1987

1992

Всего

123837

121110

Долгосрочный

106200

99247

Краткосрочный

13661

21064

Гарантированный государством долг

91765

86251

Долг к ВВП, %

43,8

31,3

Обслуживание долга к экспорту

41,9

24,4

Просроченный долг ко всему долгу

11,0

17,4

В конце 70-х годов обслуживание долгов превзошло критический уровень, превысив 40% стоимости экспорта товаров и услуг. Если валютно-кредитный кризис начала 60-х годов разрешился отсрочкой выплат долгов со стороны западных кредиторов, то в начале 80-х годов бразильское правительство ради поддержания национального экономического развития частично прекратило обслуживание внешнего долга. Кризис международной задолженности тяжело отразился на экономическом развитии страны: сократилось производство на душу населения, происходил чистый отток капитала из страны. В конце 80-х годов было достигнуто соглашение с кредиторами о рефинансировании основной части задолженности, а в 1992 г. был разработан с МВФ «документ о намерениях», по которому Бразилия получила новые займы в обмен на жесткую программу социально-экономических мер. Навязанный кредиторами вариант долгового урегулирования — рефинансирование преимущественно на коммерческих условиях — консервирует периферийные черты внешнеэкономических связей.

Важное место в системе мирохозяйственных связей Бразилии занимает приток иностранных пряных капиталовложений. С 50-х годов Бразилия проводила в этом отношении благоприятную экономическую политику, в частности, освобождала от налогообложения поступления иностранного капитала в страну, а также перевод дивидендов за границу. Она стала одной из самых привлекательных для иностранного капитала развивающихся стран. Кроме дешевизны рабочей силы, обширного внутреннего рынка, богатых минеральных ресурсов, привлечению иностранных прямых капиталовложений способствовала политическая стабильность. Военные режимы находились у власти до 1987г.

В течение нескольких десятилетий Бразилия входит в число крупнейших десяти стран — реципиентов иностранного капитала. На нее приходится 1,9% мирового объема иностранных прямых инвестиций, 7,1% — в Третьем мире и 22% — в Латинской Америке (1995 г.). Но в связи с крупными размерами национального рынка иностранные прямые капиталовложения по отношению к текущим валовым внутренним инвестициям составляли 2,3% за 1984—1989 гг. и около 2% — в 1990—1994 гг. Это в 1,5 и 3 раза ниже уровня всех стран Латинской Америки.

По разным оценкам, примерно 1/4 добавленной стоимости, производимой бразильской промышленностью, создается на предприятиях с участием иностранного капитала. Около 68% зарубежных капиталовложений сосредоточено в обрабатывающей промышленности, а 25% — в секторе услуг. Иностранный капитал внедрился практически во все звенья кредитной системы. Среди 50 крупнейших банковских групп 12 контролируются или возглавляются иностранными банками. Соотношение сил между национальным и иностранным капиталом меняется в пользу последнего в результате приватизации предприятий и конверсии международных долговых обязательств.

Основная часть прямых капиталовложений (30% в конце 1991 г.) принадлежит американским ТНК, 14,7% — германским, около 10 — японским и 8% — швейцарским. Британский капитал, занимавший ранее видное место в бразильском хозяйстве, сократил свое влияние.

В последние десятилетия существенно изменилась роль Бразилии в сфере движения капитала, она стала его экспортером. Выход бразильского капитала на внешние рынки произошел в середине 70-х годов. Он заполнил свободные промышленные ниши, которые обходил предпринимательский капитал из западных стран. В обрабатывающей промышленности приоритет отдавался нефтеперерабатывающей и строительной отраслям. Зоной инвестиционной деятельности стали прежде всего развивающиеся страны. Зарубежные капиталовложения бразильских компаний относительно невелики, на их долю приходится 0,2% мирового вывоза инвестиций,  3% всех зарубежных капиталовложений стран Третьего мира, но 26% всех латиноамериканских компаний.

Образованию «избыточного» капитала способствовала дуалистичность хозяйства, государственный контроль над базовыми отраслями, что создавало относительную узость внутреннего рынка.

Действенным средством расширения внешних рынков правящие круги Бразилии рассматривают создание региональных экономических объединений. Бразилия принимала активное участие в образовании Ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), учрежденной в 1960 г., и преобразовании ее в Ассоциацию латиноамериканской интеграции (1980 г.). Неудовлетворенность низкими темпами хозяйственного сближения и медленным развитием внутризональной торговли вызвала активизацию отношений с Аргентиной. В марте 1991 г. было подписано соглашение о создании общего рынка Южного Конуса (Меркосур) в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. С января 1995 г. были введены единые внешние тарифы, что превратило Меркосур в таможенный союз. Общие внешние тарифы колеблются от нуля до 20%, предполагается, что в 2000 г. они понизятся до 16%. Соглашение охватывает не только экономическую, но и гуманитарную сферу.

Меркосур становится все более сильным полюсом притяжения для других латиноамериканских государств. В 1996 г. Меркосур заключил с Чили и Боливией соглашения о создании зон свободной торговли.

Союз является важным элементом внешнеэкономической политики Бразилии. Он может играть роль геополитического и экономического противовеса политике США — традиционного гегемона в Западном полушарии. Объединение сосредоточивает

45% населения всей Латинской Америки и более 50% ее промышленного потенциала. Бразилия рассматривает Меркосур как первый шаг к более широкой региональной интеграции, к созданию зоны свободной торговли в Южной Америке. В конце 1993 г. она выдвинула предложение о формировании в течение десяти лет южноамериканской зоны свободной торговли (САФТА).

Участники Меркосур проводят политику «открытого регионализма», примером которой явилось заключение общего соглашения об экономическом сотрудничестве с ЕС в конце 1995 г. Процесс регионального сотрудничества осуществляется в условиях сильного воздействия на него со стороны США. В связи с этим Меркосур намерен вести переговоры, связанные с образованием зоны свободной торговли американского континента, как единая группировка.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.К. Ломакин «Мировая экономика» - М.: Финансы, «ЮНИТИ» 1998 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64700. Пути снижения издержек производства и реализации продукции на примере предприятия ОАО «Хлебокомбинат» г. Обнинск 771.5 KB
  Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что учет затрат – важнейший инструмент управления предприятием. Знание затрат на производство, анализ этих затрат позволяет гибко регулировать производственный процесс.
64701. Совершенствование методики учета затрат и калькулирования себестоимости продукции 123 KB
  Теоретические и методологические основы калькулирования себестоимости продукции. Калькулирование себестоимости продукции роль калькулирования в управлении производством. Принципы калькулирования себестоимости продукции.
64702. Учет нематериальных активов 2.04 MB
  Кроме того, к нематериальным активам могут относиться организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал), а также деловая репутация организации.
64703. РАСХОДЫ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 495 KB
  Целью данной работы является рассмотрение и изучение проблем и возможностей улучшения формирования расходов на финансирование бюджетных инвестиций. Задачи исследования: изучить теоретические основы бюджетных инвестиций; – изучить формы государственного финансирования экономики...
64704. Доходах и расходах государственного бюджета 852.5 KB
  Понятие государственного бюджета понятие расхода и дохода государственного бюджета. Так в практической части данной работе рассматривается влияние доходов государственного бюджета на расходы государственного бюджета.
64706. АНАЛИЗ ДОХОДОВ ОТ ОСНОВНЫХ ОПЕРАЦИЙ БАНКА 487 KB
  Постоянные изменения экономической социальной правовой и культурной среды сохраняющееся недоверие населения к финансовым институтам и особенной банкам вместе с тем усиление конкуренции на российском рынке финансовых услуг приводят к тому что...
64707. Семь основных инструментов контроля качества 1.34 MB
  Обычно цели сбора данных в процессе контроля качества состоят в следующем: контроль и регулирование процесса; анализ отклонений от установленных требований; контроль выхода процесса. Если например возник вопрос о вариации качества изделия в течение дня то необходимо собирать несколько данных.