7765

Теория и практика воспитания детей и учащейся молодежи

Реферат

Педагогика и дидактика

Теория и практика воспитания детей и учащейся молодежи. Теоретические основы воспитания: закономерности, цели, принципы. В условиях социальных преобразований в обществе к человеку предъявляются требования активности, мобильности, готовности жить...

Русский

2013-01-28

135.5 KB

14 чел.

Теория и практика воспитания детей и учащейся молодежи.

1. Теоретические основы воспитания: закономерности, цели, принципы.

В условиях социальных преобразований в обществе к человеку предъявляются требования активности, мобильности, готовности жить в поликультурном и быстро меняющемся мире, ответственности за выбор и принятые решения. Важную роль приобретает личностная позиция растущего человека в освоении им гуманистических и нравственно-правовых норм, действующих в социуме; становлении себя  в качестве субъекта гражданской, профессиональной, семейной сфер собственной жизнедеятельности. Поэтому актуальной выступает смена традиционной парадигмы воспитания, которая характеризуется социальной ориентированностью, безусловной авторитетностью педагога, репродуктивностью при трансляции в воспитательном процессе ценностей и опыта, отождествлением государственных и личностных интересов.

Новая воспитательная парадигма предполагает:

  1.  установку на равенство различных видов социально приемлемого воспитательного опыта (воспитание на народных традициях, светское воспитание, религиозное воспитание);
  2.  направленность педагогических усилий на построение самим воспитанником социально  ценностных ориентаций;
  3.  терпимое отношение к инакомыслию, которое не пропагандирует жестокость, насилие, агрессивность к другим;
  4.  диалогизм культурных позиций, их продуктивную кооперацию;
  5.  освоение педагогами позиции посредника между воспитанником и культурой;
  6.  ориентацию на формирование научного, плюралистического мышления;
  7.  обеспечение прав ребенка и человека;
  8.  предоставление ребенку (учащемуся, студенту) возможности для самоопределения  и ответственного выбора;
  9.  единство индивидуального и коллективного опыта всех участников воспитательного процесса.

Основной идеей новых методик и  технологий воспитания  должно выступать управление инициативой самого воспитанника в процессе педагогического взаимодействия. Со стороны педагога это предполагает как оказание ему помощи и поддержки, так и создание условий для самореализации. Такой подход способствует самоопределению личности, стимулированию к свободному и ответственному поступку.

В соответствии с этой парадигмой основными структурными элементами понятия «воспитание» являются: ценности воспитания, воспитательная среда и воспитательный процесс.

Ценности воспитания – это значимые для человека природные, материальные и нравственно-духовные объекты или явления, выступающие социокультурными образцами жизни, на которые сориентированы воспитательные теории, методики и технологии  педагогической деятельности.

Воспитательная среда – это  такая организация социальной среды, когда все многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несет в себе воспитательные функции. В качестве важнейшей составляющей воспитательной среды выделяется психолого-педагогическая атмосфера – совокупность эмоциональных взаимосвязей воспитателя и воспитанника, возникающих на основе доверия, уважения, сотрудничества и милосердия.

Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. Условием эффективности воспитательного процесса является организация деятельности воспитуемого по приобретению им системы личностно и общественно значимых ценностей, а желаемым для общества результатом – формирование жизненных навыков, положительного отношения к созидательной деятельности, природе, обществу, самому себе.

Воспитание, как любая педагогическая деятельность, строится на соответствующих закономерностях и методологических принципах, предполагает разработку адекватных целей, задач и выполняет конкретные воспитательные функции.

Педагогические закономерности воспитания – это объективные, существенные, устойчивые связи воспитательного процесса, которые отражают взаимосвязи  его структурных компонентов и характеризуют сущность функционирования и развития самого процесса воспитания.

Можно выделить следующие закономерности воспитания:

  1.  Цель, задачи и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, социально-культурными и этническими нормами и традициями.
  2.  Развитие ребенка (школьника,  студента) и формирование его личности происходят  неравномерно, что связано с рассогласованностью  вербальных, сенсорных и двигательных личностных процессов.
  3.  Воспитание ребенка (школьника, студента) как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Другими словами, действенность воспитания определяется степенью собственной активности личности воспитуемого.

Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие – через физические упражнения, нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное – через мыслительную активность, решение творческих задач. При этом важным представляется соблюдение пропорционального соотношения усилий воспитанника и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность воспитанника, затем - снижается при возрастании активности и самостоятельности воспитуемого. Совместно-разделенная деятельность помогает ребенку (ученику, студенту) ощутить себя субъектом деятельности, что является условием свободного творческого развития личности. При этом педагог должен  чувствовать и определять границы меры собственного участия в деятельности воспитанников, косвенно управлять этой деятельностью и предоставлять учащимся полное право на творчество и свободный выбор. Таким образом, эффективность воспитания зависит от оптимальной организации совместной деятельности и общения педагогов, детей и учащихся

4. Содержание деятельности детей (школьников, студентов) в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями личности воспитанника. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность воспитанников. Если не учитывать возрастные изменения потребностей воспитуемой личности, а также ее интересов и возможностей, то процесс воспитания затрудняется и нарушается.

Таким образом, действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, интересов, возможностей личности воспитуемого.

5. Целостность личности предписывает педагогам целостность воспитательных влияний; а также учет объективных и субъективных факторов в воспитательном процессе.

Цель воспитания – формирование умственно, духовно и физически зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Интеллектуально, духовно и физически зрелая творческая личность – личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к самообразованию, свободному и ответственному поведению, с присущими ей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина.

Основными принципами воспитания в современных условиях выступают:

  1.  Принцип научности как опора в воспитательном процессе на психологические и половозрастные особенности детей и учащейся молодежи, использование воспитателем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке;
  2.  Принцип природосообразности, предполагающий в воспитательном процессе не только учет природных задатков индивида, но и психофизиологических возможностей воспитанника и их обусловленность информационными и социальными явлениями;
  3.  Принцип культуросообразности, проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни  общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры. Этот принцип предполагает постоянное профессиональное внимание педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте;
  4.  Принцип ненасилия и толерантности предполагает гуманное отношение и  терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности; отказ от любых форм психологического и физического насилия. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание предполагает проявление педагогом любви к ребенку, умение его понять, помочь, простить его оплошности, защитить.

Педагогическая деятельность должна сопровождаться или венчаться включением воспитанника в ситуацию успеха, которую должен пережить личностно каждый учащийся. Ситуация успеха – это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. Положительное подкрепление – самое общее условие создания ситуации успеха;

  1.  Принцип связи воспитания с жизнью проявляется в учете воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности воспитанников;
  2.  Принцип открытости воспитательных процессов и систем предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью. При этом педагог максимально содействует развитию способности ребенка (школьника, студента) осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Этот принцип исключает жесткий приказ в адрес воспитанников, а предполагает совместный с ними поиск решений.

Кроме того, этот принцип определяет автономность, неповторимость личности каждого воспитанника: принятие воспитанника как данность, признание за  ним права на существование его таким, как он есть, уважение его истории жизни и опыта, которые сформировали его на данный момент именно таким, каков он есть. Границы принятия данности воспитанника существуют и отражены в двух запретах – «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя». Эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.

  1.  Принцип вариативности воспитательной деятельности означает соответствие ее содержания и форм изменяющимся детским (молодежным) потребностям, интересам, возможностям.

2. Задачи и функции воспитательного процесса.

Важнейшими задачами воспитания выступают:

  1.  Нравственное развитие личности, предполагающее осознание учащимися факта сосуществования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и нравственных ценностей; воспитание моральных качеств (совестливости, милосердия, достоинства, любви, добра, трудолюбия, порядочности) и формирование опыта нравственного поведения.
  2.  Формирование патриотизма и гражданственности, основанное на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям. Воспитание у учащейся молодежи гражданского долга, ответственности, мужества, основанных на знаниях гражданского права и обязанностей.
  3.  Формирование трудовых и жизненных навыков означает воспитание у учащихся  творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности; развитие у них умений прогнозировать личные и коллективные трудовые успехи, способности к постоянному самообразованию навыков самообслуживания и безопасного поведения.
  4.  Формирования ответственного поведения, проявляющегося в способности контролировать себя, свои естественные потребности и задатки, проявлять себя в качестве субъекта деятельности, коммуникации, культуры, проявлять самодеятельность и творческие возможности, соблюдать правила и нормы общежития. Формирование ответственного поведения означает развитие умений разрабатывать цели и проект деятельности по их реализации, осуществлять рефлексию, самоконтроль и самооценку достигнутых результатов, решать задачи в новых условиях, продуктивно общаться и разрешать конфликты ненасильственным путем.
  5.  Формирование здорового образа жизни, проявляющегося в отношении к своему здоровью как к жизненной ценности, умениях и навыках вести здоровый образ жизни, укреплять репродуктивное здоровье.
  6.  Развитие эмоциональной сферы личности ребенка,  осуществляемое в первую очередь в интимно-родственных отношениях в семье, основанных на любви, заботе, теплоте, ненасилии.
  7.  Развитие чувства прекрасного средствами природы, искусства, окружающей предметной среды, повышающими активность, результативность, творческий характер деятельности воспитанников и формирующими умения видеть, любить и ценить прекрасное во всех сферах их жизнедеятельности, труде, общении.
  8.  Развитие экологического сознания, предусматривающего создание условии для приобретения учащимися и молодежью соответствующих знаний и практического опыта решения проблем в данной области; формирование ценностных ориентаций экологического характера и привычек экологоцелесообразной деятельности; способность к причинно-следственному анализу ситуаций и явлений в системе «человек – общество – природа» и выбору способов решения экологических задач.

Назначение и роль воспитания проявляются  в его функциях:

1.Функция развития предполагает изменение направленности личности воспитанника, структуры ее потребностей, мотивов поведения, способностей и др.

2.Функция формирования предстает как специально организованный процесс предъявления педагогом ребенку (учащемуся, студенту) социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения для его личностного, гражданского и профессионального роста.

3. Функция социализации заключается в обеспечении усвоения социального опыта и выработки совместно со взрослыми собственных ценностных ориентации в процессе совместной деятельности и общения.

4.Функция индивидуализации предстает как процесс становления «Я-образа», духовного мира личности, реализации ее социальных ролей и отношений на основе ее психического и социального опыта и опыта других людей и предшествующих поколений.

5.Функция психолого-педагогической поддержки проявляется как помощь детям и учащейся молодежи в решении их индивидуальных проблем, связанных с психофизическим и моральным здоровьем, обучением, межличностными отношениями и общением, профессиональным и жизненным самоопределением. Предметом педагогической поддержки выступает процесс совместного с воспитанником определения его собственных актуальных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство в различных сложных ситуациях и самостоятельно достичь желаемых результатов. Психологическая поддержка также направлена на разрешение проблем взрослеющей личности, связанных с кризисными событиями жизни, трудностями социальной адаптации.

6.Гуманитарная функция воспитания заключается в обеспечении прав ребенка, удовлетворении его потребностей в безопасности, эмоциональном комфорте и независимости, сохранении здоровья, определении смысла жизни, предоставлении  личной свободы.

7.Культурообразующая функция воспитания проявляется в сохранении, воспроизводстве и развитии культуры, предполагает ориентацию на воспитание личности как субъекта культуры.

3. Зарубежные концепции воспитания.  Технократическая и гуманистическая педагогики.

В педагогической практике зарубежных стран имеется значительное разнообразие теорий и подходов к воспитанию. Первую группу составляют концепции, в которых воспитание рассматривается как относительно жесткое руководство учащимися, формирование у них  заданных обществом качеств личности. Такой подход соответствует так называемой  авторитарной, технократической педагогике. Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщенное название – гуманистическая школа. Другими словами, воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.

Разработчики технократической, авторитарной педагогики исходят из того, что задачей воспитательного процесса школы и общества является формирование "функционального" человека — исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей. Так, в воспитательных концепциях США эти роли были определены следующим образом: гражданин, работник, семьянин, потребитель. По Скиннеру создателю технократической педагогики, воспитание следует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. Советская педагогика пыталась строить воспитание именно как управляемый и контролируемый процесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технократического подхода на Западе также исходят из того, что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе существует угроза манипулирования личностью, опасность воспитать в итоге человека-функционера, бездумного исполнителя. При этом воспитание понимается как модификация поведения, как выработка "правильных" поведенческих навыков. В основе технократической педагогики лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении.

Формирование навыков поведения необходимо, но нельзя пренебрегать собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями и ценностями, что и детерминирует собственно человеческое поведение. Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в различных социальных ситуациях с помощью "подкрепителей": одобрения или порицания в разных формах. В модификационной методике нет ничего плохого, если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрегает ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе, то это носит антигуманный характер. Крайним выражением технократического подхода является теория и практика психотропного воздействия на учащихся и взрослых. Воспитание с помощью фармакологическиих препаратов противоречит всем нравственным и юридическим нормам.

Модель воспитания в рамках гуманистической школы, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50—60-е гг. в США в трудах таких ученых, как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др.

Главными понятиями гуманистической педагогики являются "самоактуализация человека", "личностный рост", "развивающая помощь". Каждый человек представляет собой уникальную, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к активности, актуализации – развитию собственных природных способностей, поиску своего смысла жизни и жизненного пути. Личность понимается как сложная, автономная система, отличающаяся направленностью на созидательную деятельность, сотрудничество. И обладающая активностью и волей самоактуализация – это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной "хорошей" жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние обозначено у К. Роджерса понятием "полноценно функционирующий человек". В психотерапии и педагогике Роджерса психотерапевт и педагог должны возбудить собственные силы человека по решению его проблем, при этом не разрешать за него трудности, не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение личностью «готовых» знаний как набора фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Важной воспитательной задачей выступают создание условий для развития и саморазвития личности, поиска собственной индивидуальности и полной самоактуализации.

Учение, в котором заинтересован ученик и которое способствует не простому накоплению «готовой» информации, а изменению и развитию ученика, его поведения, его Я-концепции, Роджерс назвал "значимым для человека учением". Он определял следующие условия организации такого процесса учения:

1. Ученики решают в процессе обучения проблемы, интересующие и значимые для них.

2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, т. е. проявляет себя таким человеком, каким он есть, выражая себя свободно.       

3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, каким он есть.

4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.

5. Педагог обеспечивает средства учения учащихся: книги, учебники, дидактические  материалы и др.

Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создавать психологический комфорт и предоставлять ученику свободу, т.е. учение должно быть центрировано на ученике, а не на учебном предмете.

Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побуждать учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов важными эффективными выступают такие приемы в общении с ребенком: Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз.


4. Содержание процесса воспитания.

Основное содержание воспитания определяется потребностями и интересами  растущей личности, общечеловеческими ценностями и базовыми компонентами культуры личности.

Можно выделить несколько основных составляющих культуры личности, в процессе формирования которых реализуется содержание воспитания.

  1.  Нравственно-этическая культура.

Содержание воспитательной работы включает: формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни; усвоение идеи национального самосознания как фактора нравственной культуры народа; формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности; развитие этического мышления, нравственных чувств, мотивов поведения; воспитание высоких моральных качеств: доброты, милосердия, терпимости, вежливости, совестливости, порядочности, достоинства и др.; формирование норм поведения.

Критерии сформированности нравственно-этической культуры:

сформированность ведущих нравственных качеств;

развитость этических норм поведения;

умение понимать человека и сопереживать ему;

точность и обязательность в обещаниях;

доброжелательность по отношению к людям;

проявление чувства солидарности и коллективизма в повседневной жизни;

проявление материальной и духовной щедрости;

соблюдение этикета.

  1.  Национальная культура.

Содержание воспитательной работы включает приобщение детей и учащейся молодежи к ценностям национальной культуры; самоопределение и самореализацию личности; использование воспитательного потенциала календарно-обрядового цикла белорусского народа.

Критерии сформированности национальной культуры:

развитие национального самосознания;

уважение культуры национального большинства;

интерес к языку, истории и культуре Беларуси;

уважение традиций и обычаев, норм и законов жизни людей других национальностей;

наличие преемственности в освоении культурно-исторического опыта и взаимоотношениях со старшими поколениями;

участие в созидательной, преобразующей деятельности на благо национальной культуры.

  1.  Гражданская культура.

Содержание воспитательной работы включает:

формирование ответственности за судьбу отечества;

усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовать их в повседневной жизни; стимулирование политической, экономической, социальной, природоохранительной активности, развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма.

Критерии сформированности гражданской культуры:

наличие знаний о Конституции Республики Беларусь, гражданских правах и обязанностях,  о тенденциях развития гражданского демократического общества;

законопослушность (уважение законов);

готовность к активному участию в управлении  делами как на личностном уровне, так и на социальном (группа, учебное заведение, объединение);

осознание своих прав и обязанностей;

сформированность потребности отстаивать интересы Республики Белларусь.

  1.  Психолого-педагогическая культура.

Содержание воспитательной работы включает: формирование готовности жить и работать в быстро меняющемся мире, формирование навыков и умений эффективной адаптации к меняющимся условиям жизнедеятельности, событиям жизненного пути.

Критерии сформированности психологической культуры:

наличие знаний о психической жизни человека, основных психологических явлениях;

психическая и социальная адаптированность;

стрессовая устойчивость;

способность к саморегуляции и самовоспитанию;

готовность к постоянному самообразованию;

умения сотрудничать и общаться;

социально ориентированная направленность поведения;

развитый уровень самосознания.

  1.  Культура труда.

Содержание воспитательной работы включает: формирование у детей и учащейся молодежи положительной мотивации и готовности к труду; умений и навыков управления собой в процессе трудовой деятельности; творческого отношения к труду. Критерии сформированности культуры труда:

готовность к самостоятельной трудовой жизни;

творческий подход к работе;

умения работать в группе, выполнять исполнительские и управленческие обязанности и  функции в коллективной деятельности;

разрабатывать цели и проекты деятельности по их достижению;

умений рефлексии и оценки процесса труда, его результатов;

качественное и ответственное выполнение работы;

навыки по технике безопасности труда.

  1.  Культура семейных отношений

Содержание воспитательной работы включает: формирование у детей и учащейся молодежи отношения к семье как важнейшей ценности, потребности в укреплении семейно-родственных отношений и поддержании традиций, осознания себя как члена семьи и рода; навыков оказания помощи своим близким, выполнения режима жизнедеятельности семьи, обустройства своего жилья; развитие чувства долга о сохранении чести и достоинства своей семьи; формирование готовности к семейной жизни.

Критерии сформированности культуры семейных отношений:

понимание культуры семейных отношений;

наличие знаний о своей родословной, семейных традициях и реликвиях;

участие в ведении домашнего хозяйства и принятие на себя постоянных обязанностей по дому;

навыков ухода за маленькими детьми; оказание регулярной помощи престарелым, немощным родителям и родственникам;

наличие чувства ответственности за свою семью, ее благосостояние.

  1.  Гендерная культура

Содержание воспитательной работы включает: формирование у учащихся представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины; физиологических, психологических и этических особенностях девочек-девушек, мальчиков-юношей, мужчин и женщин; мужском и женском достоинстве; этическом смысле красоты детства, отрочества, юности, зрелости, старости; подлинной и мнимой красоте человека.

Критерии сформированности гендерной культуры:

усвоение сущности взаимоотношений между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами; стремление к взаимопониманию и заботе друг о друге;

наличие качеств, характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство, рыцарство, благородство, трудолюбие, физическая сила, мужественность, умение преодолевать трудности, готовность прийти на помощь женщине и защитить ее и др.;

наличие качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость к недостаткам близких людей, умение прощать, забота о старых, больных, сиротах, любовь к детям и др.

  1.  Культура здорового образа жизни

Содержание воспитательной работы включает: освоение учащимися понятий «жизнь» и «здоровье» как общечеловеческих ценностей; воспитание у них бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; формирование умений и навыков ведения здорового образа жизни, укрепления собственного репродуктивного здоровья; уяснение значимости физического и умственного труда, физической культуры, спорта, туризма, общения с природой в личностном и профессиональном самосовершенствовании.

Критерии сформированности культуры здорового образа жизни:

отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности;

наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;

сформированность гигиенических навыков и привычек;

наличие физической и умственной активности;

умение противостоять разрушительным для здоровья образу жизни и формам поведения.

  1.  Эстетическая культура

Содержание воспитательной работы включает: формирование и развитие у учащихся и молодежи эстетического идеала, эстетического интереса, эстетического воспитания и эстетического вкуса как основных компонентов эстетического сознания; формирование художественных и искусствоведческих знаний, эстетического отношения к природе и искусству; эстетизацию учебно-воспитательного процесса, окружающей предметной среды, отношений в ученическом коллективе, в семье; развитие и реализацию художественного творческого потенциала детей и учащейся молодежи; развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами; приобщение к мировой и отечественной художественной культуре. Критерии сформированности эстетической культуры:

наличие стремления к общению с искусством и природой;

наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и гармонии;

умение воспринимать искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов;

умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы, или окружающей действительности;

способность художественно-творческого самовыражения;

эстетизация отношений с окружающими людьми;

знание основ народного искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению.

  1.  Экологическая культура

Содержание воспитательной работы включает: усвоение ведущих мировоззренческих идей и формирование ценностных ориентаций экологического характера; усвоение системы научных и эмпирических знаний о природных процессах и явлениях; прогнозирование последствий воздействия человека и общества на окружающую среду и свою жизнедеятельность.

Критерии сформированности экологической культуры:

наличие представлений о взаимодействии в системе «человек – общество – природа», знаний о природе родного края, локальных, региональных и глобальных экологических проблемах;

участие в разнообразных видах деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды;

сформированность ответственности за сохранение природного окружения, определяющего условия жизни людей;

соблюдение норм экологически безопасного поведения.

5. Методы воспитания и гуманистическая технология воспитательного процесса

Педагогическая деятельность, как и любая другая деятельность, может быть организована технологически либо основываться на интуиции, педагогическом чувстве меры и такта. Технологию воспитания можно рассматривать в широком и узком смыслах слова. В широком – это система последовательного развертывания проекта педагогической деятельности и общения, направленных на достижение поставленных воспитательных целей. В узком – это проявление индивидуального мастерства педагога в отборе и реализации им оптимальных средств, форм и методов педагогического воздействия на развитие личности в конкретной ситуации.

Методами, составляющими основу традиционной воспитательной технологии являются убеждение, упражнение, мотивация (поощрение и наказание). Наиболее распространенной классификацией методов воспитания выступает система методов, отражающая единство целевой, содержательной и процессуальной составляющих воспитательного процесса (Г.И. Щукина). В соответствии с этой классификацией выделяются три группы методов воспитания: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности (см. схему 5).

         Схема 5

Однако, как показывают результаты воспитательной практики, в современной социокультурной ситуации необходимо дополнить традиционные методики воспитания методами, приемами и средствами гуманистической технологии. Ее ключевыми звеньями выступают следующие составляющие.

Учет актуальных потребностей детей разного возраста.

Потребности ребенка (ученика, студента) не разделяются на хорошие и плохие, они лишь обеспечивают выживание личности и ее адаптацию. Но существуют социально приемлемые и социально неприемлемые способы удовлетворения потребностей.

Непосредственным «трансформатором» структуры потребностей являются положительные эмоции, сопровождающие успешное удовлетворение этих потребностей. Способами реализации потребностей и формирования социально приемлемого поведения являются: воздействие на эмоционально-познавательную сферу воспитанника (усвоение правовых знаний, формирование нравственных убеждений, изменение системы ценностей и отношений к действительности) и деятельностную сферу (использование социально организованных форм деятельности, способствующих формированию социально-позитивных потребностей).

Позитивное восприятие ребенка (учащегося, студента) педагогом. Смысл позитивного восприятия учащегося заключается в том, чтобы понять и воспринять его внутренний мир, выявить, раскрыть и дать проявиться природным задаткам, верить в его силы и возможности. При этом следует относиться к недостаткам  ребенка как к его достоинствам, которым еще не найдено применение. В этой связи применяются:

  1.  Психолого-терапевтическое и социально-педагогическое воздействие с преобладанием нравственных средств, укрепляющих психофизическое здоровье;
  2.  Создание в воспитательном процессе ситуации «проживания», что предполагает использование педагогом знаний жизненного опыта воспитанника;
  3.  Воспитание без принуждения, психического и физического насилия. (Под насилием понимаются методы воздействия, которые заставляют воспитанника совершать действия и поступки, не соответствующие его совести, что сдерживает развитие сил и потенциала ученика, приводит к отставанию в физическом и нравственном развитии). Ненасилие в процессе воспитания проявляется в ненасилии над мышлением воспитанника, в признании его прав как полноценного человека, в предоставлении ему возможности выбирать, высказывать свою точку зрения, занимать свое место в коллективе, иметь право на собственное мнение, свой путь к истине. Реализация идеи ненасилия включает следующие этические приемы общения: не претендовать на абсолютную истину;  быть готовым к уступкам и милосердию, подвергать критике свое поведение для того, чтобы выяснить, почему собственные поступки вызывают отрицательную реакцию у окружающих; учиться анализировать ситуацию с позиции оппонента; никогда не отождествлять проблему и личность; не требовать от других полного совершенства и не считать себя таковым.

Психолого-педагогическая поддержка учащихся предполагает педагогическую и психологическую помощь в индивидуальном развитии и саморазвитии взрослеющей личности. При этом система поддержки и помощи является основой реализации гуманистических ценностей, основополагающими из которых выступают следующие:

  1.  Принимать ребенка (учащегося, студента) таким, каков он есть, и относиться к нему как к высшей ценности. Это означает, что в организации воспитания следует идти от личности ребенка, учитывать его интересы, потребности, мотивы, возможности.
  2.  Доверять ребенку (учащемуся, студенту) через создание в коллективе благоприятного морального климата и атмосферы доверия.
  3.  Признавать ребенка (учащегося, студента) как соучастника, организатора воспитательного процесса. При этом строго соблюдать социальные и моральные правила воспитанника, быть снисходительным к нему, учитывать его возраст и небогатый жизненный опыт, половые различия учащихся, помогать избавиться воспитаннику от комплексов.
  4.  Поддерживать воспитанника в сложных жизненных ситуациях, что у творческих педагогов  проявляется в том, что они не злоупотребляют плохими отметками, не жалуются родителям на ученика, предлагают ему необходимую «опору», дают ему право на свободный выбор; основой поддержки является подлинно духовный контакт педагога и воспитанника.

Воспитывающие ситуации – один из эффективных методов воспитания без принуждения и насилия, который материализует творчество и свободу всех участников процесса воспитания. Воспитывающие ситуации  в воспитательной практике имеют разную направленность: авансирование доверия, творческий подход, свободный выбор, эмоциональное настроение, товарищеское доверие и т.д. Технологичность их заключается в том, что педагог целенаправленно создает эти воспитывающие ситуации и включает в них учащихся для коррекции поведения в коллективе.

Игра, игровая деятельность – важные формы гуманистической технологии. Творческое начало личности наиболее полно реализуется в игре и игровой деятельности. В их процессе ребенок осваивает социальные роли, приобретает сообразительность, сноровку, смекалку, развивает фантазию. Игра может выступать:

  1.  средством, методом, формой деятельности детей и подростков;
  2.  тренингом в формировании у воспитанников норм поведения; навыков выполнения правил, условий, ограничений в действиях;  в осуществлении выбора и др.
  3.  условием  самореализации и достижения высших показателей в развитии ребенка, которые в ближайшей перспективе становятся его нормой.

Назовем в качестве примеров некоторые современные воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое распространение в массовой практике школ.

  •  Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили имеет особые целевые ориентации: способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств (души и сердца, познавательных сил...). Идеал воспитания – самовоспитание.
    •  Система воспитания в Павлышской школе В.А. Сухомлинского.
    •  Модель трудового воспитания А.А. Католикова по системе коммуны А.С. Макаренко: дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Некоторые концептуальные идеи: труд — основа формирования личности; интерес и внимание к каждому ребенку; у ребенка должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни», соединение обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства; школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия; детское самоуправление и самоконтроль и др.
    •  Школа как воспитательная система В.А. Караковсого.
    •  Авторская модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина) имеет целевые ориентации: формирование нового русского человека – высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию; освоение богатейшего культурного наследия России; пробуждение русского национального самосознания, русского национального характера...
    •  Воспитательная система Международного детского центра «Артек»
    •  Выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности детей в «творческой комнате» (И.П. Волкова).
    •  Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.
    •  Технология личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности      С.Д. Полякова.
    •  Технология педагогической поддержки О.С. Газмана.

Вопросы и задания для самопроверки.

  1.  Определите ведущие идеи новой воспитательной парадигмы. В чем состоят ее отличительные особенности от традиционной концепции воспитания?
  2.  Раскройте смысл основных понятий воспитания: ценности воспитания, воспитательная среда, воспитательный процесс.
  3.  Обоснуйте основные  закономерности процесса воспитания.
  4.  Раскройте сущность основных принципов воспитания в современных условиях.
  5.  Определите задачи и функции процесса воспитания.
  6.  Прокомментируйте таблицу  «Взаимосвязь педагогических закономерностей и принципов общественного воспитания» (по А.И. Кочетову).
  7.  Проведите сравнительный анализ основных зарубежных концепций воспитания.
  8.  Что по Роджерсу означает «значимое для человека учение»? Определите условия реализации такого учения.
  9.  Раскройте содержание процесса воспитания с позиции формирования базовых компонентов культуры личности?
  10.  Дайте характеристику традиционным методам воспитания.
  11.  Назовите основные методы и приемы гумастической технологии воспитания?


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ (по А.И.Кочетову)

Закономерности формирования личности

Закономерности воспитательного процесса

Принципы общественного воспитания

1. Ведущая роль направленности. Наличие «блоков» ведущих качеств

Ведущие направления в воспитании

Принцип гуманистической целеустремленности воспитания

2. Неравномерность и цикличность развития личности

Взаимосвязь воспитания, самовоспитания и перевоспитания в формировании личности

Педагогический оптимизм

3. Детерминизм, взаимодействие объективного и субъективного

Взаимосвязь развития общества и личности

Воспитание личности в коллективе

4. Возрастание роли индивидуальности в общем развитии личности

Соответствие воспитания уровню развития личности

Принцип учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей

5. Единство и целостность формирования личности

Единство и целостность воспитательного процесса

Принцип единства целей, содержания, форм и методов воспитания

6. Единство развития личности и деятельности

Формирование личности и коллектива в деятельности

Связь школы с жизнью

Ведущая идея концепции воспитательного процесса (по А.И.Кочетову): закономерности формирования личности  обуславливают закономерности воспитательного процесса, стратегию (принципы воспитания), тактику (пед. технология) и методику педагогических воздействий (совокупность методов, приемов и средств).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32706. Теория перевода японского языка 318 KB
  Проанализировать семантический и прагматический потенциал пословиц и поговорок, выявить и описать особенности функционирования пословиц и поговорок в японской периодической печати. Изучение пословиц и поговорок в прагматическом аспекте предполагает рассмотрение не только сугубо функциональных особенностей данных выражений
32707. Адреномиметики 127 KB
  действие на 12 и 12 – АР  эффекты СНС сердце:  ЧСС  СВ проводимостьО2. сосуды: суммарно АД  действие двухфазное т. Оказывает более сильное сосудосуживающее действие. Оказывает очень слабое действие на сердце бронхи кишечник обмен веществ.
32708. Антиадренергические средства 85.5 KB
  ПК: 1 гипертонический криз 2 феохромоцитома диагностика лечение характеризуется периодическими гипертоническими кризами 3 нарушение периферического кровообращения эндартерит болезнь Рейно начальные стадии атеросклеротической гангрены 4 острая сердечная недостаточность с застоем в легких 5 лечение вялозаживающих ран трофических язв пролежней отморожений ПбД: головокружение слабость набухание слизистой оболочки носа покраснение и зуд кожи; тошнота понос тахикардия. ПК: различные нарушения мозгового кровообращения ...
32709. Общие анестетики 105 KB
  По мере нарастания концентрации НС в крови последовательно наступают следующие стадии периоды наркоза. III – стадия хирургического наркоза – разлитое торможение захватывающее кору и нижележащие отделы ЦНС в частности спинной мозг но центры продолговатого мозга дыхательный и сосудодвигательный функционируют. В зависимости от выраженности наркоза выделяют уровни: поверхностный наркоз – зрачки нормальные или умеренно сужены фиксированы в центре дыхание глубокое регулярное грудиннобрюшное; скелетная мускулатура расслаблена...
32710. Снотворные средства 71 KB
  Во время сна функционирование гипногенных зон головного мозга структуры таламуса неспецифические медиальные ядра неспецифические ядра гипоталамуса нисходящая РФ повышено а активирующее влияние восходящей части РФ зона бодрствования – понижено. Чередование сна и бодрствования связано с изменением в ЦНС концентрации различных медиаторов ряда гормонов других БАВ пептидсна аминокислоты. Лишение ЦНС сна ведет к губительным последствиям без сна человек может обойтись 10 дней. ГАМК 5НТ пептида дельта сна; миорелаксацией снижением...
32711. Противосудорожные средства 107 KB
  Противосудорожные средства ПСС – лекарственные вещества угнетающие двигательные центры ЦНС и применяемые при различных судорожных состояниях а также для лечения спастичности и паркинсонизма. ПРОТИВОСУДОРОЖНЫЕ СРЕДСТВА Для купирования Средства для лечения симптоматических судорог болезни Паркинсона Средство для лечения...
32712. Тема вина в творчестве Мо Яня на материале произведений «Страна вина», «Вверх ногами» 141.5 KB
  Произвести обзор творчества писателя в целом. Выявить основные литературные приемы писателя. Рассмотреть отношение китайского общества к употреблению алкоголя. Выявить позицию автора к проблеме алкоголизма в Китае через использование писателем темы вина в произведениях «Страна вина» и «Вверх ногами».
32713. ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛГИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ В НЕФТЕПЕРЕРАБОТКЕ 104 KB
  Вначале человек не задумывался о том, что таит в себе интенсивная добыча нефти и газа. Главным было выкачать их как можно больше. Так и поступали. Но вот в начале 40-х гг. текущего столетия появились первые настораживающие симптомы.
32714. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАНКОВСКИХ КРЕДИТОВ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ФОРМ ВОЗВРАТНОСТИ КРЕДИТА 670.5 KB
  Рассмотреть наиболее часто используемые формы обеспечения возвратности кредитов: залог, уступка требований (цессия) и передача права собственности, гарантии и поручительства и др.; на примере ОАО «Сбербанк» получить представление о возможностях банка по возврату кредитов.