7766

Воспитание учащихся в духе ненасилия и мира

Контрольная

Педагогика и дидактика

Воспитание учащихся в духе ненасилия и мира. Сущность концепции культуры мира. Педагогика мира В последние десятилетия обострились глобальные проблемы человечества, связанных с мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографичес...

Русский

2013-01-28

99.5 KB

23 чел.

Воспитание учащихся в духе ненасилия и мира

1. Сущность концепции культуры мира. Педагогика мира

В последние десятилетия обострились глобальные проблемы человечества, связанных с  мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографическими проблемами, охраной здоровья людей, кризисом  культуры  и воспитания. Разрешение этих проблем предполагает  поиск адекватных нравственно-этических  решений утверждение новых общечеловеческих ценностей и отражение их в индивидуальном и коллективном мышлении и поведении людей.

Главная роль в осуществлении этих процессов отводится системе образования. Важнейшей образовательной задачей становится разработка новых педагогических моделей обучения и воспитания, анализ, прогноз и учет тенденций развития  сферы образования, факторов формирования личности в глобальных условиях. В современных концепциях образования появляются новые цели и задачи по разработке и отбору содержания и соответствующих технологий обучения и воспитания, направленных на развитие у обучающегося нового видения мира, миротворческого и глобального мышления, характерными чертами глобального мышления и поведения личности выступают:

  •  постоянное внимание к событиям и проблемам глобального мира, понимание их причин, характера и масштабов;
  •  плюралистическая направленность мировоззрения, широта видения мира, признание равноправными и равноценными разных точек зрения на мир, «образов мира»;
  •  интерес и уважение личности к культурам народов всей планеты, понимание их сходств и различий;
  •  чувство ответственности за происходящие в мире процессы,  сформированность  навыков системного подхода при их изучении;
  •  самостоятельный выбор личностью меры и степени собственного участия в решении локальных и глобальных проблем, умение строить тактику и стратегию местного, общенационального и мирового характера;
  •  критичность мышления, умение извлекать уроки из прошлого, рефлексивное осмысление опыта в контексте общечеловеческих ценностей.

В философской, психолого-педагогической литературе и образовательной практике обосновываются и разрабатываются концепции обучения и воспитания, связанные с решения проблем глобалистики.

Так, в педагогике активно развивается новое направление – педагогика мира, главной задачей которой является формирование у подрастающего поколения глобального мышления и способов миротворческого поведения. Главной целью педагогики мира является воспитание «глобальной» личности, гражданина мира, человека-миротворца, ответственного не только за собственную судьбу, но и за судьбу человечества в целом.

Объектом педагогики мира является культурно-историческая форма участия людей в жизнедеятельности социума с целью переориентации насилия в сотрудничество. В качестве предмета педагогики мира выделяют актуальное состояние и процесс развития идей культуры мира в современном сообществе; способы  и технологии реализации концепции культуры мира на макро-, мезо-, микроуровнях.

Основной категорией педагогики мира является понятие культуры мира. Под культурой мира понимается совокупность этических ценностей и норм, традиций и обычаев, поведения и образа жизни, в которых находят выражениеследующие личностные характеристики:

  •  уважение к человеческой личности, ее достоинствам и правам; признание права каждого на свободу слова, мнений;
  •  отказ от насилия;
  •  приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, солидарности, плюрализма;
  •  понимание личностью различий между людьми в культуре, нравах и обычаях, терпимость к их  убеждениям и верованиям.

Особое место уделяется в педагогике мира формированию кросс-культурной грамотности, которая характеризуется пониманием и принятием различий между людьми в культуре, верованиях; взаимопониманием между народами и между этническими, религиозными и иными группами.

Педагогика мира направлена на формирование у школьников и студентов миротворческого мировоззрения и соответствующих форм поведения, способствующих переориентации конфликтов в сотрудничество; на развитие у них ответственности за судьбу страны и планеты в целом, рефлексивных умений, критичного и системного способов мышления.

Ведущими педагогическими идеями при осуществлении воспитательной работы по формированию у учащихся глобального мышления являются:

  •  идея общности, гармония индивида с Вселенной и человечеством, основанная на экологии природы и человека; установление отношений охранно-созидательного типа между человеком, природой и обществом;
  •  идея необходимости ответственного поведения человека, основанного на общечеловеческих ценностях, в условиях бурного развития мировой системы;
  •  идея изначального равенства людей, независимо от национальной принадлежности, социального статуса, пола, возраста, вероисповедания;
  •  идея милосердия, терпимости и уважения к культурным традициям других народов.

Использование идей педагогики мира в учебно-воспитательном процессе школы и вуза выступает  фактором успешной адаптации учащихся в социуме, их социализации; способствует их самореализации, формированию у них умений продуктивно общаться, сотрудничать и разрешать конфликты ненасильственным путем.

2. Направления и способы формирования у учащихся миротворческого  мировоззрения и поведения

Основными направлениями педагогической деятельности по формированию у учащихся миротворческого  мировоззрения и поведения выступают:

  •  развитие у школьников учебными и внеурочными средствами целостного восприятия окружающего мира и человека как его неотъемлемой части и высшей ценности; чувства личной ответственности за решение глобальных вопросов, касающихся каждого жителя Земли;
  •  включение идей культуры мира в содержание  учебных дисциплин  как условие развития у учащихся  глобального мышления;
  •  воспитание и обучение школьников в духе ненасилия, способствующее установлению гуманистического типа отношений между людьми;
  •  экологическое воспитание школьников, направленное на  формирование у них  охранно-созидательных  отношений в системе «Природа, социум, человек»;
  •  гражданское  образование учащихся, способствующее развитию у них ответственности, гражданственности, патриотизма.

В совместной деятельности детей и взрослых в работе по данным направлениям актуален принцип "Мыслить глобально – действовать локально", утверждающий созидательную позицию во взаимодействии с миром и окружающей средой на фоне общечеловеческих проблем, затрагивающих жизнедеятельность каждого.

Рассмотрим более подробно некоторые направления воспитательной работы в средней школе по реализации педагогики мира.

На пути формирования гражданина мира (в широком смысле) необходимо пробуждение интереса к экологическим вопросам, основанного на умении общаться с природой, понимать закономерности ее развития. Современному школьнику необходимы знания о себе как о природном существе, на каждом этапе образования он должен представлять целостную картину мира и свое место в нем. Центральными при обучении становятся такие категории, как Вселенная, Космос, Планета, Ноосфера, Пространство, Время и др.

В этой связи целесообразным является включение в учебный процесс спецкурсов, факультативов или кружков экологической и валеологической направленности, связанных с охраной окружающей среды, защиты собственного организма. В содержательном отношении решению этих задач в определенной степени может служить и курс обеспечения основ жизнедеятельности.

При этом важным выступает формирование у учащихся реалистичности взглядов на состояние окружающей среды своего регаона в сравнении с другими областями и регаонами страны, мира в целом. Для этого продуктивным является привлечение школьников к исследованиям и оценке состояния родного края, города и его окрестностей; знакомство с экологически неблагоприятными зонами, с последствиями невежественного обращения человека с окружающей средой; организация выездных полевых экологических практикумов и  других активных форм обучения, способствующих накоплению опыта экологической деятельности, освоения современных способов охраны и защиты среды и человека. Интересным и полезным выступает опыт участия школьников, педагогов, родителей в международных, региональных, городских экологических программах, например: межрегиональный проект "Озера Беларуси", в котором участвуют школьники Беларуси; организация белорусско-российских проектов, предполагающих организанию совместных выездных лагерей по обмену опытом экологической работы; совместная с родителями акция "Чистые воды Свислочи", направленная на изучение микрофлоры и состава загрязненной воды, сбор данных по другим рекам республики.

Основными формами экологического воспитания школьников во внеурочное время  могут являться: дидактические игры ("Экология и мы", "Разумный глобализм", "Экологический совет" и др.), встречи со со специалистами (егерями, инспекторами рыбоохраны и др.), проведение турниров знатоков житейских премудростей (народные приметы, лекарственные растения и т.д.), экспедиции в мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, конкурс неоконченного рассказа экологической тематики, пресс бой на темы: «Охрана природы в нашей республике и за рубежом», «Экология и АЭС», «Искусство и природа», проведение разнообразных радиопередач, выставок, олимпиад, организация мониторинга школьниками воды, почвы воздуха, их включение в деятеьность по подкорму животных, попавших в беду, озеленение классов, шкоьных дворов.

Воспитание учащихся в духе ненасилия предполагает формирование у нихпредставлений о равенстве людей как членов единого человеческого сообщества, освоение знаний об экономических, политических, социальных правах и свободах человека, овладение способами продуктивного общения, сотрудничества и диалога на уровне взаимодействия отдельных людей, носителей различных взглядов и концепций, представителей различных национальных групп, культур, стран. При этом актуальным является оказание школьникам помощи в понимании истинных причин разъединения людей в современном мире.

Существенными компонентами психологии ненасилия являются уважение к правам и свободам других людей, осознание и реализация своих прав и обязанностей как гражданина Земли и своей страны, живущего по законам Добра, Красоты, Правды, внутреннее неприятие любых форм насилия и неуважения к человеку; знакомство с приемами социально-психологической защиты личности в ситуациях социальной напряженности и конфликтов, обучение рефлексии собственного поведения и от ношений с другами людьми.

Формами воспитательной работы в данном направлении являются:

  •  изучение документов и программ, разработанных в ООН, которыеопределяют морально-правовую основу педагогики ненасилия;
  •  знакомство с работами выдающихся представителей философии мира и ненасилия, гуманистической психологии, с историей миротворческих идей, движений в мире и нашей стране;
  •  выявление и анализ реальных проблем и ситуаций из жизни школьников и их семей и поиск их решений, с позиции бесконфликтности, компромисса, ненасилия;
  •  участие школьников педагогов, родителей в миротворческой и благотворительной деятельности на уровне класса, семьи, школы, в рамках международных движений и акций;
  •  организация с учащимися, родителями, учителями практикумов по конфликтологии, проблемам коммуникации, проведение различного рода игр, формирующих опыт бесконфликтного, ненасильственного пути решения противоречий;
  •  создание в учебно-воспитательном учреждении психологически комфортной обстановки, эталонной в отношении системы взаимодействия детей и взрослых.

В процессе осуществления воспитательной работы по развитию у школьников миротворческого мировоззрения и поведения важнейшим педагогическим требованием выступает целесообразное сочетание учебной и внеурочной деятельности, направленной на их воспитание в духе ненасилия и мира. Вот почему в содержание учебного материала должны быть включены задачи «глобального» характера, решение которых способствует формированию у учащихся  основ глобального, плюралистического мышления.

Приведем несколько примеров такого рода задач. В учебно-воспитательном процессе московской школы № 825 делается акцент на выработку у учащихся общечеловеческих ценностей посредством учебных задач, которые ставятся и выполняются на каждом уроке. Примером разработки таких задач могут служить следующие междисциплинарные задания:

«За последние 100 лет в результате деятельности человека в атмосферу поступило 360 миллиардов тонн углекислого газа, что привело к увеличению его содержания в атмосфере на 13%. Подсчитайте, на сколько увеличится содержание углекислого газа в атмосфере к 2000 году? К чему это может привести? Какие меры надо принять, чтобы избежать тяжелых последствий?»;

«Человек потребляет в основном речную воду, объем которой в руслах рек составляет всего лишь 12000 км3 и 1840 км3 стока, озер и водохранилищ. Количество сточных вод немногим более 450 км3 в год. Сточная вода, сбрасываемая  в реки и водоемы, портит в 15 раз больший объем чистой естественной воды. Сколько воды будет загрязнено в год? Какой процент вод от общего объема будет загрязнен? К чему это может привести? Предложите меры для улучшения данного положения»;

«Сколько квадратных миль необходимо для того, чтобы собрать в одном штате все население земного шара?»;

«Какое помещение потребуется для того, чтобы разместить в нем все ядерное оружие?».

Для того чтобы решить эти задачи, ученик должен уметь не только производить математические вычисления, но и работать со справочной литературой, вычислительной техникой, географической картой. Определенная вариативность условий этих задач предполагает и множество ответов. Каждый ученик имеет возможность собственным путем получить ответ, который будет включать в себя синтез его знаний умений из разных учебных предметов. Фантастичность идеи (размеры нашей планеты; количество населения или произведенного в мире ядерного оружия) создает в школьников эмоциональный образ, поражает воображение, заставляя их думать о политическом, экономическом или техническом аспектах этой идеи. Включение школьников в решение задач «глобального» характера способствует формированию операционного логического мышления, развитию способности устного счета, а также таких умений активного мышления, как поиск альтернативных решений или проверка достоверности фактов, приобретение актуальной, полезной информации.

Эффективным является использование задач «глобального характера» и на уроках информатики, когда учащиеся могут самостоятельно осуществить не только анализ сложившейся ситуации (например, социально-экономической, экологической и демографической и др.), но и спрогнозировать возможные последствия ее развития. Данные задачи особенно удобно применять при изучении школьниками возможностей табличных процессоров. Общая формулировка задач может быть следующей: «Проанализируйте социально-экономическую, экологическую и демографическую ситуацию в Республике Беларусь, используя данные из статистических ежегодников, сведения из глобальной сети Internet, другую справочную литературу, и спрогнозируйте возможные негативные последствия ее развития. Предложите возможные пути разрешения этих проблем. Конкретными темами проектов могут быть следующие: 1) Права человека и правонарушения в Республике Беларусь; 2) Демографическая ситуация в Республике Беларусь; 3) Проблемы экологической безопасности в Республике Беларусь. В качестве темы проектов может быть выбрана любая другая актуальная тема.

В результате решения школьниками задач «глобального» характера у них формируются научно-исследовательские умения анализировать ситуацию, определять проблемы и задачи исследования; выдвигать гипотезы; разрабатывать проект деятельности и реализовывать его; корректировать деятельность на основе анализа ее результатов. Кроме этого, в процессе решения таких задач у школьников развивается критичное, системное, мышление, рефлексивные умения, умения продуктивно общаться и работать в группе, охранно-созидательное отношение к природе и социуму. Все эти качества составляет основу формирования у учащихся глобального мышления.

Важнейшими социально-педагогическими условиями успешной реализации направлений учебно-воспитательной работы в средней школе по формированию у учащихся миротворческого мышления и поведения выступают: 

  •  обеспечение демократического и гуманистического характера процесса обучения и воспитания в школе;
  •  связь содержания учебных предметов с практикой; разработка на основе межпредметных связей программ по таким учебным предметам, как «Человек, природа, бщество», «Мировая художественная культура», «География», «История», направленных на формирование у учащихся современной картины мира;
  •  разработка и внедрение личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания; реализация принципа равных возможностей для развития каждого школьника, предоставив ему широкий образовательный выбор;
  •  преобразование учебно-воспитательного процесса школы в открытую образовательную систему, в которой активно взаимодействуют школа, семья, социум; при этом  проблемы воспитания и обучения рассматриваются с точки зрения не только индивидуальных, психических, физиологических закономерностей становления личности, но и с позиции законов развития социума в целом;
  •  включение в содержание учебных предметов социально-гуманитарного цикла положений и идей концепции культуры мира, что будет способствовать более успешному овладению  школьниками общечеловеческих ценностей, развитию у них кросс-культурной грамотности;
  •  обеспечение изучения школьниками прав человека; организация просветительской работы с родителями по изучению прав ребенка при взаимодействии с администрацией района, города, различными общественными организациями и клубами.

3. Из опыта работы  школ в рамках Европейского проекта  «Учимся и учим культуре мира»

Генеральной Ассамблеей ООН 2001-2010 годы провозглашены Международным десятилетием культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты. В соответствии с принятой на 53 сессии резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН идеи ненасилия и культуры мира становятся одними из ведущих при организации воспитательной деятельности в учебных заведениях, а педагогика мира является одним из активно развивающихся направлений педагогики.

Проблемы разработки концептуальных основ культуры и педагогики мира, а также их внедрения в образовательную практику были широко освещены в рамках Европейского проекта «Учимся и учим культуре мира». В проекте в 1997-1999 г.г. участвовали ряд школ и внешкольных воспитательных учреждений Беларуси и России, среди них педагогическая гимназия №3 г. Минска, Национальный центр творчества детей и молодежи министерства образования Республики Беларусь, школа – лицей №130 г. Минска, Браславская гимназия, комплекс внешкольной работы «Золак», Академия последипломного образования Республики Беларусь, Детский сад №85, средние школы №292, №459 Санкт Петербурга, средняя школа №321 г. Москвы, Костромской педагогический университет, Центр творчества юных Костромской области и др.

Полезным и  интересным является опыт гимназии № 5 г. Минска по организации учебной и внеурочной деятельности гимназистов, направленной на воспитание у них основ культуры мира, которая осуществляется в рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни». Целью внедрения этой программы в образовательный процесс гимназии выступают поддержание здоровья школьников, более эффективное общее развитие личности учеников посредством их приобщения к самым разнообразным видам социально-значимой работы, научно-исследовательской деятельности на основе их собственного выбора и личностного самоопределения.

Основными направлениями совместной деятельности освобожденных классных воспитателей, учителей-предметников, социальных педагогов, психологов по реализации данной программы являются: санитарно-гигиеническое просвещение учащихся и родителей; нравственно-половое воспитание школьников; создание в школе условий для социально-психологического комфорта и защищенности учащихся; обеспечение безопасной жизнедеятельности детей; физическое оздоровление школьников; формирование мотивов к самооздоровлению. В результате организации учебно-воспитательной деятельности школьников по этим направлениям они получают не только знания о глобальных проблемах, но и умения разрешать многие из них на локальном уровне, например, знания о способах осуществления здорового образа жизни, знания о репродуктивном здоровье, охране и защите природы, умения организации продуктивного, бесконфликтного общения и д.р.

В рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни», реализуемой в гимназии, разработана технология валеологически обоснованного урока, компонентами которого являются: выполнение учителем санитарно-гигиенических требований; создание комфортного микроклимата на уроке; разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута, включающего в себя учет состояния здоровья ученика, степени его утомления и тревожности,  уровня развития интеллектуальных способностей, величину предельной умственной нагрузки на уроке, рациональную организацию труда и отдыха учащегося. Особое внимание уделяется учителями построению в педагогическом процессе развивающей среды, направленной на эффективное развитие личности ученика в соответствии с ее потребностями интересами и возможностями, формирование у школьников не только знаний, умений о репродуктивном здоровье, экологически чистой среде, но и о соответствующих способах осуществления здорового образа жизни, охраны и защиты природы, продуктивного общения и д.р. Например, для гимназистов организован факультатив «Валеология для V-VIII классов», в рамках которого рассматриваются вопросы рационального питания, режима дня, соблюдения правил личной гигиены, влияния экологии и пагубных привычек на здоровье  человека, оздоровление лекарственными растениями.

В рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни» учащимися проводятся научные исследования по проблемам поддержания здоровья и здорового образа жизни, а именно, «Наркомания, как одна из актуальных проблем в мире», «Здоровый образ жизни как фактор экономического развития Республики Беларусь», «Анализ заболеваемости населения г. Минска» и т.д. Результаты этих исследований докладываются и обобщаются  на научно-практических конференциях и олимпиадах школьников, что, как показывает опыт, содействует формированию у гимназистов умений ставить цели исследования, создавать и реализовать проекты деятельности, анализировать результаты и прогнозировать последствия деятельности человека. Данные умения и способы рефлексивного, критического мышления, сформированные эмоциональные установки могут быть использованы школьниками для разрешения любой проблемы, в том числе и социально-личностного характера.

Таким образом, можно утверждать, что включение в учебный процесс идей здорового образа жизни способствует предупреждению вовлечению гимназистов в сферу негативного влияния окружающего социума.

В минской гимназии №5 в рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни» действует орган ученического самоуправления «ШЕДКО», занимающийся организацией спортивно-туристических мероприятий, развлекательных праздничных программ, экологическим просвещением гимназистов, различных дискуссионных клубов, в которых учащиеся осваивают идеи, принципы и ценности здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, благополучной и счастливой семейной жизни, бесконфликтного межличностного общения.

При осуществлении  учебно-воспитательного процесса большая роль отводится эстетическому воспитанию подростков и развитию у них художественного вкуса. Так, в гимназии работает кафедра эстетического воспитания, которая разрабатывает программы по художественно-эстетическому воспитанию школьников и проводит мастерские по изобразительному искусству, лепке, музыке. В гимназии также действует танцевальная, хоровая, театрально-музыкальные студии, спортивно-оздоровительный комплекс (спортивный и тренажерный залы, зал аэробики, стадион, гимнастический городок, волейбольная и баскетбольная площадки и т.д.)

Результаты промежуточных исследований показывают, что около 80% гимназистов  с интересом посещают секции, кружки или спецкурсы на базе гимназии. В результате проводимой воспитательной превентивной работы у учащихся формируется эмоциональная и потребностно-мотивационная сфера, установки на общечеловеческие ценности (гуманизм, семья, здоровье, любовь, труд и т.д.) и личностное саморазвитие; умения рефлексии; критическое мышление, что в свою очередь способствует разрешению учащимися социальных проблем, осуществлению продуктивного и бесконфликтного общения и поведения.

Опыт работы  гимназии №5 г. Минска позволил выделить следующие  организационно-педагогические условия, способствующие осуществлению эффективной воспитательной работы со школьниками:

  •  открытость образовательного процесса, которая предполагает тесное сотрудничество между учителями, учениками, родителями, учреждениями здравоохранения, общественными организациями и учет всех факторов социализации личности подростка;
  •  целесообразное сочетание учебной и внеурочной деятельности, направленной на формирование у учащихся  ценностей и потребностей в сохранении здоровья, самореализации и самосовершенствовании;
  •  включение в учебные планы школы спецкурсов и факультативов по валеологии, а в содержание учебных предметов – принципов здорового образа жизни, репродуктивного  здоровья, охраны и защиты окружающей среды и д.р.;
  •  использование в учебном процессе школы развивающих личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания школьников, которые содействуют деятельностному освоению учащимися принципов здорового образа жизни, формированию у них умений организовывать собственную деятельность как учебную, так и внешкольную, разрешать возникающие проблемы  собственной жизнедеятельности;
  •  оказание своевременной социальной и психолого-педагогической  помощи  и поддержки подростков, попавшим в различные стрессовые ситуации;
  •  осуществление  учителями родителями, психологами, социальными педагогами  диагностической деятельности по выявлению и предотвращению привлечения школьников к наркотической зависимости.

Вопросы и задания для самопроверки

  1.  Какими факторами обусловлено появление различных концепций глобального образования?
  2.  Назовите характерные черты глобального мышления?
  3.  Что такое педагогика и культура мира?
  4.  Какие направления воспитательной и учебной работы по формированию у учащихся культуры мира Вы знаете?
  5.  При каких условиях формирование у школьников культуры мира будет более эффективным?
  6.  Разработайте по своему предмету несколько задач «глобального» характера.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66014. Внутренний долг РФ с 2007-2012 года 55.46 KB
  Структура и динамика государственного внутреннего долга по состоянию на 1 мая 2007 года в части государственных ценных бумаг номинированных в валюте Российской Федерации Виды государственных ценных бумаг млрд.
66015. Внешняя задолженность 28.59 KB
  В случае внешнего государственного долга кредиторами правительства выступают: иностранные государства иностранные юридические лица международные финансовые институты МВФ связанный с ним Парижский клуб Лондонский клуб Всемирный банк.
66016. Международный валютный фонд, МВФ 33.27 KB
  На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения Хартия МВФ. Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс возглавлявший британскую делегацию...
66017. Антикризисная программа Китая 34 KB
  Учитывая что промышленность этой страны в большей части ориентирована на экспорт а мировой и в первую очередь американский спрос с учетом кризиса существенно снизился китайское правительство в своих планах по поддержке экономики сделало ставку...
66018. Бюджетные системы зарубежных стран 31 KB
  Принцип обязательного облечения бюджета в форму акта, принимаемого представительным органом власти, означает требование законодательного оформления бюджета. В большинстве стран бюджет принимается в виде закона
66019. Особые экономические зоны. Свободные экономические зоны РФ, оффшоры 57 KB
  Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания Особые экономические зоны единственным акционером которого является государство. На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности...