7767

Гражданское образование школьников

Контрольная

Педагогика и дидактика

Гражданское образование школьников. Сущность гражданского образования и модели его реализации в учебно-воспитательном процессе школы. Гражданин - это одна из основных социальных ролей человека, которая охватывает широкую сферу социальных отно...

Русский

2013-01-28

92 KB

71 чел.

Гражданское образование школьников

1. Сущность гражданского образования и модели его реализации в учебно-воспитательном процессе школы.

Гражданин – это одна из основных социальных ролей человека, которая охватывает широкую сферу социальных отношений: личность – государство, государственные структуры, личность – общество, общественные институты, личность – другие граждане. Посредством этих отношений личность принимает нравственно-правовые нормы, действует в социуме, осознанно и ответственно реализует свои права, обязанности и свободы в процессе жизнедеятельности. Современная трактовка данного понятия существенно отличается от представлений о сущности гражданина в ХХ веке. Если в советский период акцент делался на подчиненности личных интересов государственным, а вся воспитательно-образовательная деятельность школы строилась с учетом «полезности» личности для общества, то сегодня ставится задача по формированию «человека – гражданина мира без потери национальных корней», способного к самореализации в условиях поликультурного, многонационального и многоконфессионального мира.

Педагогическая деятельность по формированию гражданина охватывает все уровни учебно-воспитательного процесса современной школы и составляет сущность гражданского воспитания школьников, которое осуществляется средствами внеклассной и внешкольной работы и через содержание учебного материала при реализации воспитывающей функции обучения.

В современных условиях гражданское воспитание учащихся как направление воспитательной работы школы дополняется демократическим гражданским образованием (обучением для демократии) – специально организованной урочной деятельностью, направленной на освоение школьником социальной роли гражданина через изучение прав и обязанностей и овладение способами гражданского поведения (гражданскими компетенциями).

Теоретическими основами гражданского образования выступают положения философии, политологии, правоведения, социологии. Гражданское образование рассматривается как условие построения демократического правового государства и фактор повышения социальной стабильности общества, его устойчивого развития.

Именно поэтому гражданское образование все чаще понимается как система или модель школьного образования, имеющая два аспекта:

  1.    учебный предмет – в узком смысле понятия (обучающий аспект),
  2.  в широком значении этого понятия – как надпредметная область деятельности школы, которая способствует воспитанию гражданских ценностей и способов поведения у всех участников образовательного процесса.

Понятие «образование» в данном случае понимается в двух смыслах: как процесс становления гражданина, включающий обучение и воспитание, и как результат этого процесса, представленный совокупностью гражданских качеств личности и гражданских компетенций. Поэтому основными составляющими гражданского образования школьников являются прямое обучение и воспитание, с одной стороны, и получение учащимися опыта демократической жизни, с другой.

Цель и задачи гражданского образования близки идеям и принципам педагогики мира, школы диалога культур, суть которых состоит в формировании у подрастающего поколения миротворческого мышления, ненасильственного стиля поведения, готовности жить и трудиться в поликультурном мире.

Гражданское образование следует отличать от гражданского воспитания, несмотря на то, что они имеют общую цель и носят конкретно-исторический характер. Гражданское воспитание, в первую очередь, направлено на формирование у школьников гражданственности, патриотизма, интернационализма, толерантности, ценностного отношения к глобальным проблемам современности, к явлениям социальной жизни и общественного сознания средствами внеурочной работы.

Гражданское образование – инновационное направление педагогической практики, сущность которого состоит в обучении детей ценностям и нормам жизни в условиях правовой демократии путем формирования у подрастающего поколения гражданской культуры, гражданских качеств личности и гражданских компетенций (См. таблицу 23). Оно реализуется средствами урочной и внеурочной учебной деятельности.

Цели гражданского образования:

  1.  Включение школьников в освоение знаний, умений, необходимых для полноценной гражданской самореализации в демократическом обществе, формирование у них ценностно-целевых личностных установок, становление правовой и коммуникативной культуры, формирование навыков гражданского и политического участия.
  2.  Приобщение к ценностям демократии будущих граждан (достоинство человека, индивидуальность, терпимость, гуманность, свобода).
  3.  Приобретение будущими гражданами опыта демократической жизни.


Таблица 23. Сущность гражданского образования

Гражданское образование направлено на формирование у учащихся:

Гражданской культуры:

Гражданских качеств:

Гражданских компетенций

Сложная личностная характеристика, в структуру которой входят:

  •  когнитивный компонент, который включает в себя 
  1.  знание основных моральных категорий (“добро” -  “зло”, “высокое” – “низкое”, “гуманное” - “бесчеловечное”);
  2.  знания законодательной базы своей страны, основных международных документов в области прав человека;
  •  ценностно-ориентационный компонент, который представляет собой
  1.  совокупность ценностных установок личности и
  2.  способность индивида регулировать собственное поведение в соответствии с общечеловеческими ценностями (земля, отечество, семья, знания, культура, мир, человек) и ценностями демократического общества (достоинство человека, индивидуальность, терпимость, гуманность, свобода);
  •  критическое мышление – способность анализировать, оценивать, обобщать и систематизировать информацию, делать компетентные выводы на основании разнообразных данных;
  •  коммуникативная культура – демократический стиль общения, отказ от авторитаризма, умение доступно и аргументировано представить свои идеи, высказываться перед аудиторией, умение определять авторскую позицию, вести спор, полемику и др.;
  •  социальные умения и навыки по выполнению своих прав и обязанностей, необходимых для участия в общественной жизни и самоуправлении школы, вуза, социума (навыки гражданского или политического участия).
  •  гуманизм,
  •  гражданственность,
  •  патриотизм,
  •  интернационализм,
  •  толерантность,
  •  чувство долга и  ответственности за свои поступки, судьбу страны и всей планеты в целом.

Совокупность умений и навыков, необходимых для жизни в поликультурном мире, который основан на принципах демократии, и стереотипов поведения, связанных с освоением основных социальных ролей (гражданин, семьянин, сосед, ученик, коллега и пр.).

По характеру делятся на две группы:

  •  теоретические с преобладанием знаниевого компонента, когда учащиеся информированы о различных областях общественно-политической жизни, наиболее важных тенденциях социального развития страны и региона проживания;
  •  практические, которые помогут реализовать свои потребности с учетом интересов других людей (например, в ситуации конфликта), выжить в экстремальной ситуации и т.п.


Гражданское образование решает широкий круг задач, к которым относятся:

  •  подготовка подрастающего поколения к выполнению функций гражданина демократического общества – основная задача гражданского образования школьников,
  •  подготовка детей к участию в демократически организованной общественной жизни,
  •  подготовка учащихся к жизни в условиях многонационального, многоконфессионального, поликультурного общества,
  •  подготовка школьников к самостоятельному труду и формирование у них элементарной экономической грамотности,
  •  включение учащихся в органы демократического управления и самоуправления на уровне класса, школы, общественных организаций.

В педагогической практике  существуют четыре равноправные модели реализации гражданского образования:

  1.  гражданское образование преподается как специфический учебный предмет с систематизированным социально-политическим, правовым содержанием («Я и мир», «Социальная практика», «Права человека», «Граждановедение», «Обществознание», «Человек и общество», «Основы правоведения», «Живое право», «Права на каждый день» и др.);
  2.  в странах Западной Европы доминирует междисциплинарный, инструментальный подход – «проникающая» модель гражданского образования, при котором в содержании всех учебных дисциплин растворены материалы по граждановедению;
  3.  программы по воспитанию – специально организованная поисковая и проектная внеурочная деятельность детей, имеющая специфические задачи по формированию у школьников системы гражданских ценностей, личностных качеств и т.д.
  4.  гражданское образование осуществляется в форме средового воспитания, предполагающего создание в школе развивающей среды или особого климата, уклада. Реализация данного институционального подхода предполагает:
  •  превращение школы в открытый социальный институт,
  •  создание внутришкольного правового пространства, регулируемого органами внутреннего самоуправления через систему формальных и неформальных правовых норм и традиций с учетом возможностей их постоянного обновления,
  •  изучение и поддержку общественного мнения всех участников образовательного процесса школы,
  •  создание атмосферы диалога разных групп участников школьной жизни, включая родителей и т.д.

Эффективность гражданского образования учащихся достигается за счет соединения соответствующего содержания с активными методами его освоения (тренинги, ОДИ, деловые игры, дискуссии, мозговой штурм, интерактивные методики и т.д.). Кроме того, в гражданском образовании широко используются методы формирования сознания личности (беседа, диспут, пример, инструктаж, разъяснение и пр.), организации и стимулирования поведения и деятельности школьников (требования, общественное мнение, воспитывающие ситуации, поощрение, наказание).

2.Становление гражданского образования: исторический аспект.

Содержание и формы гражданского образования имеют конкретно-исторический характер. На развитие гражданского образования определяющее влияние оказывает динамика общественно-политической жизни: смена общественно-экономических формаций, политических режимов, правящих партий, форм государственного управления и пр. Своего расцвета гражданское образование достигает в демократическом обществе, когда гражданское образование реализуется в системе (представляет собой блок из нескольких обязательных учебных дисциплин, изучаемых на протяжении всего периода обучения в школе), характеризуется максимальным разнообразием форм и методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В своем становлении гражданское образование прошло несколько этапов.

Еще Аристотель рассматривал воспитание как средство укрепления государства, а в эпоху античности все образование по своей сути было гражданским, т.е. содержание, формы и методы образовательной деятельности в этот период были направлены исключительно на формирование гражданина античного государства. Истоком современного гражданского образования принято считать введение во Франции в конце ХIХ века обязательного учебного предмета гражданское воспитание.

Огромное влияние на становление гражданского образования и воспитания оказали взгляды Георга Кершенштейнера, немецкого педагога, апологета трудовой школы и гражданского воспитания. Он считал, что «школа всей своей организацией, всем своим строем, отношениями учителей к ученикам и учеников между собой <…> должна внушать детям идею гражданского равноправия, мысль о том, что они – будущие граждане собственного государства, имеющие совершенно одинаковые права и обязанности». Цель гражданского воспитания немецкий педагог определял как создание нравственного общежития, путем приучения молодежи служить отчизне, внушением подрастающему поколению чувства долга и стремления содействовать «нравственному улучшению своей общины».

Гуманистические основы современного гражданского образования в российской и отечественной  педагогике были заложены в XIX веке К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым, а затем развивались в начале ХХ века в работах В.П.Вахтерова, К.Н. Вентцеля, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко и др.  

К середине ХХ века в Европе и СССР гражданское образование превратилось в учебные курсы, описывавшие государственно-правительственное устройство, систему выборов и частично правовую систему отдельной страны. Предпосылками для возникновения так называемого нового гражданского образования в конце 50-х годов ХХ века стали следующие явления социального развития:

  •  “взрыв коммуникации” (Ф.Бретон) 40 – 50-х годов ХХ века, связанный с увеличением объема информации,
  •  повышение роли средств массовой информации в регуляции социальных процессов, переход к информационному обществу, в котором перед школой ставится задача не передачи информации, а помощь в ее отборе, понимании и использовании,
  •  движение к «обществу коммуникации» (в терминологии Хабермаса – открытой, рациональной системы, построенной на консенсусе и потому гармоничной), идеи Виннера о «коммуникативной природе» человека,
  •  международное движение за укрепление гражданских прав человека,
  •  укрепление демократии в развитых странах,
  •  переход в 90-х годах к правовому государству на постсоветском пространстве.

Как следствие названных процессов, во второй половине ХХ века гражданское образование появилось сначала в США  (в середине 60-х годов), затем получило распространение в государствах Западной Европы, а с 90-х годов – и в странах бывшего СССР под различными названиями: Англия – гражданское общество (1988), США – “Civitas” (1991), Венгрия – «Хороший гражданин» (1994), Россия – «Граждановедение» (1992) и т.д. В современной мировой педагогической теории и практике гражданское образование (politische Bildung  - в ФГР, education civique – во Франции, civic education – в США и Великобритании) рассматривается как одно из приоритетных направлений. На Европейской конференции по гражданскому образованию, проведенной в Австрии в мае 1994 года, были определены четыре главных содержательных момента: права человека, демократия, развитие и мир.

Таким образом, гражданское образование является не только узким педагогическим явлением – это социокультурный феномен, поскольку его можно рассматривать и как один из способов формирования личности гражданина, и в качестве необходимого условия укрепления демократии и социальной стабильности в обществе.

3. Состояние гражданского образования учащихся в Республике Беларусь.

Социальные причины актуализации гражданского образования в Беларуси:

  •  кризис прежней системы ценностей, смена идеологии, которая потребовала популяризации демократических ценностей и формирования позитивного отношения у старшеклассников к правительству, органам власти, а также повышения интереса учащихся к политическому участию в делах своей страны,
  •  появление различных форм социальной нестабильности (безработица, высокий уровень инфляции), углубившееся в обществе расслоение по материальному признаку,
  •  обновление механизма социальной защиты белорусских граждан,
  •  ослабление роли семьи, а также утрата многими семьями, особенно с низким материальным достатком, общественных ориентаций,
  •  повышенное внимание в учебно-воспитательном процессе школы к правам человека в ущерб вопросу исполнения гражданских обязанностей,
  •  увеличением количества детей с неопределенным социальным статусом (беспризорные, беженцы, иммигранты и т.п.).

Педагогическими условиями реализации гражданского образования в Республике Беларусь являются смена образовательной парадигмы, гуманизация и гуманитаризация образования, внедрение новых развивающих образовательных технологий.

Содержание гражданского образования в школах нашей страны разрабатывается в трех относительно самостоятельных направлениях:

  •  образование в области прав человека (спецкурсы «Права ребенка» (V – IХ классы), «Права человека» (Х – ХI классы)),
  •  обществознание (совокупность правовых, культурологических, политологических, социологических, знаний в учебном предмете «Граждановедение»),
  •  практический курс по формированию навыков социального взаимодействия и социальной коммуникации.

В Беларуси проблемы гражданского образования разрабатываются несколькими образовательными центрами Минска, в Брестском государственном университете, а также в Республиканском институте высшей школы БГУ, существует подобная программа в Гомельской области, работает Городской информационный центр по правам ребенка в г. Барановичи.

В целом, предпринят ряд шагов по развитию гражданского образования. Так, с 1995 г. во всех средних общеобразовательных учреждениях введен 10-часовой курс «Права ребенка», издано 10 учебных пособий и методических рекомендаций для педагогов по данной проблеме. В 1999 году принят и реализуется Национальный план развития образования в области прав человека на 1999 – 2004 гг.

В школах республики гражданское образование осуществляется по так называемой «расчлененной» модели (через цикл обществоведческих дисциплин либо через междисциплинарный модуль, концентрирующий в себе специфический круг проблем). Это означает, что каждая из гуманитарных дисциплин (литература, языки, мировая художественная культура) становится средством формирования гражданина, этот процесс продолжается и во внеклассной работе. Таким образом, гражданское образование в средних учебных заведениях Беларуси осуществляют:

  •  учителя истории и обществоведения (через предмет «Граждановедение»),
  •  учителя-предметники других гуманитарных дисциплин (например, через факультативы по английскому языку или спецкурсы по русской литературе),
  •  классные руководители (через спецкурсы «Права ребенка» и «Права человека», а также через внеклассную работу).

Гражданское образование школьников в Беларуси до сих пор не завершило свое становление, не определены окончательно его границы и цели. Анализ практики и социального запроса позволяет считать первоочередными направлениями в развитии гражданского образования формирование у школьников социальной компетентности и первичной социально-экономической и правовой грамотности, собственной гражданской позиции и умения критически оценивать реальность.

5.Из опыта организации гражданского образования школьников.

Успех реализации различных курсов по граждановедению для школьников зависит от того, насколько атмосфера школьной жизни, сам образовательный процесс, взаимоотношения учителей и учеников, нормы и правила школьной жизни будут демократичными по существу и основываться на правах и обязанностях всех участников образовательного процесса. Именно поэтому наиболее эффективным способом реализации гражданского образования школьников является создание в учебном заведении открытой воспитательной системы – сообщества, построенного на принципах демократии, с развитым общественным мнением и внутришкольным самоуправлением, разрабатывающим собственные законы. Первые опыты реализации институционального подхода в гражданском образовании относятся к концу ХIХ – началу ХХ вв. Наиболее известными являются Бруклинская школа, «справедливое сообщество» Лоуренса Кольберга, отдельные положения чикагской лабораторной школы Дж.Дьюи, коммунарская деятельность А.С.Макаренко.

Ярким примером реализации гражданского образования школьников в отечественной практике в советский период стал опыт В.А.Сухомлинского; в 80 – 90-е годы ХХ века – опыт деятельности учебных заведений нового типа – авторских школ, лицеев, гимназий. Среди авторских российских проектов, успешно работающих по проблемам гражданского образования учащихся, особое место занимают московские школы № 825 (директор В.А.Караковский) и № 734 (директор А.Н.Тубельский).

Формированию гражданина, гражданского видения мира, патриотического сознания, гражданского долга важное место отводил В.А.Сухомлинский в Павлышской школе. Он рассматривал обучение как «активную гражданскую жизнь подрастающего поколения». По мнению В.А.Сухомлинского, источниками воспитания гражданина являются специально организованная воспитательная работа и отношения вокруг ребенка. Становление личности гражданина в Павлышской школе было неразрывно связано с культом Родины и матери. Оно начиналось в начальных классах с рассказов о мире, этических бесед, которые В.А.Сухомлинский называл «уроками гражданского видения мира». На протяжении всего периода обучения в школе использовались самые разные формы воспитания гражданина:

  •  материнское дерево (его должен был посадить и вырастить сам ученик, а первые плоды принести своей матери),
  •  реальные и заочные путешествия по Советскому Союзу,
  •  традиции пионерской дружины,
  •  вечера юных мыслителей,
  •  дискуссии, диспуты («Я часто стремился к тому, чтобы держать класс в состоянии спора»),
  •  изучение биографии великих людей и др.

В дальнейшем многие идеи В.А.Сухомлинского были творчески развиты В.А.Караковским на базе средней школы № 825 г. Москвы. Здесь было создано сообщество, отличительными чертами которого являлись: сотрудничество педагогов и учащихся, активная деятельность органов школьного самоуправления, совместный поиск истины, развитие учащихся через создание воспитывающих ситуаций и разнообразные виды творческой деятельности. С первых дней пребывания в школе ребенок ощущает отношение к себе как к личности, поэтому он не только должен выполнять известные всем обязанности ученика, но и иметь целый ряд прав, защита которых гарантирована. В школе действуют ряд положений, регулирующих деятельность (например, положение о дежурном командире).

В.А.Караковский считал, что главным средством воспитания является разумно организованное сообщество, построенное на признании общечеловеческих ценностей. К их числу относятся земля, отечество, семья, труд, знания, культура, мир, человек. Причем человек признан абсолютной ценностью, мерой всех вещей, целью, средством и результатом воспитания. Это проявляется в заповедях педагогического коллектива: «Школа – твой родной дом», «Говори, что знаешь, делай, что умеешь. При этом помни, что знать и уметь больше – никому не вредно», «Право голоса имеет только настоящий друг детей», «Школьное дело – это и наука, и искусство, и художественная самодеятельность».

В школе отказались от прямого воспитательного и идеологического воздействия на личность школьника, свойственного советской системе воспитания. С первого класса каждый ученик ведет о себе книгу «Кто я?», куда вкладываются стихи, сочинения, рисунки и т.п., которые отражают рост личности, талантов и развитие способностей ребенка. В.А.Караковский систематизировал накопленный в школе арсенал методов, форм и средств гражданского воспитания. Он выделил:

  •  воспитание словом (на первый план при этом выходит личная гражданская убежденность воспитателя),
  •  воспитание делом (активный опыт гражданского поведения, который приобретают ученики, участвуя в школьном самоуправлении),
  •  воспитание примером (работа всей школы по «оживлению» книг из серии «Жизнь замечательных людей», когда каждый класс должен представить по одной персоналии),
  •  воспитание ситуацией, в которой школьник должен совершить гражданский выбор и поступок,
  •  воспитание игрой («Читай-город», тимуровская работа),
  •  воспитание общением (круговые беседы, загадывание желаний и т.п.),
  •  воспитание отношением.

С 1992 г. в Москве на базе школы № 734 существует научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения», которым руководит А.Н.Тубельский. Вся работа школы представляет собой воспитание демократией и направлена на приобретение учащимися опыта жизни в демократическом, открытом, основанном на праве обществе. Особая роль в этом отводится укладу школы и созданию правового пространства. Под демократическим укладом А.Н.Тубельский понимает атмосферу, стиль школьной жизни, партнерский характер взаимоотношений педагогов и учеников, цивилизованные способы разрешения конфликтов и проблем, при которых правила общей жизнедеятельности устанавливаются по общему согласию, а терпимость по отношению к чужим обычаям является нормой поведения. Правовое пространство – своеобразное поле для тренировки личного поведения на основе демократических норм, учителя и ученики постоянно создают ситуации проживания в этом пространстве, в т.ч. неожиданные, в которых нужно найти свой способ поведения и отношения.

Ученики и учителя на равных правах участвуют в создании норм, законов, правил общей жизни, а потому становятся их активными носителями и защитниками. Вся деятельность «школы самоопределения» регулируется конституцией, где определены права и обязанности граждан и функции органов «школы самоопределения». Высшим органом самоуправления признан общий сбор, который решает внутришкольные проблемы и конфликты. Руководящим органом является совет «школы самоопределения», куда входят родители, ученики, сотрудники, студенты, педагоги, директор и один из его заместителей. В школе действуют законы о самоуправлении в классах, о правах и обязанностях граждан школы, о защите чести и достоинства.

Уклад деятельности школы распространяется не только на внеклассную, внеурочную работу, но и на весь учебный процесс. Особенностью содержания учебных занятий по всем предметам, в том числе и по граждановедению, является их вариативный характер, наличие огромного количества курсов по выбору, форму и содержание которых определяет учитель совместно с учениками. Занятия обычно проводятся методом погружения или в форме мастерских. Кроме обязательных предметов, выделяется время для работы над собственным проектом или темой. Для оценки результата обучения в конце года проводится творческий экзамен – защита в присутствии педагогов, родителей, товарищей, приглашенных самим школьником, самостоятельно проведенного исследования.

Аналогичная модель организации школьной жизни использована в российских образовательных проектах «Демократические ценности в образовании» (О.С.Газман, Дж.Чаплин, Фрумин И.Д.), «школа взросления» (Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д.) и др .

Вопросы и задания для самопроверки

  1.  В чем сущность гражданского образования как инновационного направления педагогической практики современных условиях?
  2.  Докажите, что гражданское образование – социокультурный феномен.
  3.  Пользуясь толковыми словарями под редакцией В.Даля, Д.И.Ушакова, С.И.Ожегова, покажите эволюцию представлений о сущности гражданина в ХIХ – ХХ вв.
  4.  Пользуясь законом Республики Беларусь «Об образовании», Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и др. государственными документами докажите, что гражданское образование является приоритетным направлением образовательной политики государства.
  5.  Составьте и заполните таблицу «Модели реализации гражданского образования школьников». (Дайте сравнительную характеристику известных Вам моделей реализации гражданского образования школьников).
  6.  Определите формы и направления деятельности учителя по реализации гражданского образования в начальной, базовой и средней школе. (Групповая работа).
  7.  Покажите взаимосвязь содержания гражданского образования с идеями педагогики мира.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48385. Мотивы апокалипсиса культуры в романе Т.Толстой «Кысь». Черты постмодернистской поэтики в произведении 38.81 KB
  Мотивы апокалипсиса культуры в романе Т.Толстой «Кысь». Черты постмодернистской поэтики в произведении. Татьяна Толстая родилась в очень известной литературной семье. Её дед по отцовской линии Алексей Николаевич Толстой, бабушка по отцовской линии — Наталья Толстая-Крандиевская была известной поэтессой. Прадед с материнской стороны Борис Михайлович Шапиров — военный врач, деятель Красного креста, лейб-медик Николая II, действительный тайный советник
48386. Экономическая оценка инвестиций, введение в проектный анализ 667.23 KB
  Материальные инвестиции - движимое и недвижимо имущество приобретенное или построенное до начала реализационного проекта. инвестиции пакеты акций налоговые льготы налоги Объект применения Материальные в имущество финансовые в финансовое имущество нематериальные в исследования и разработки подготовку кадров и тд Назначение На основание проекта неттоинвестиции на расширение проекта экстенсивные инвестиции реинвестиции на замену модернизацию диверсификацию на обеспечение выживаемости предприятия бруттоинвестиции...
48387. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ 189.57 KB
  Забелин в своих трудах описал правила вскармливания ребенка грудью и показал значение грудного вскармливания для развития здорового ребенка. Была разработана государственная программа улучшения здоровья детей которая содержит следующие приоритетные направления: Улучшение качества жизни ребенка создание условий наиболее полного использования жизненного потенциала физического интеллектуального и эмоционального. Систематическое наблюдение за развитием ребенка. Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка.
48388. Совместное применение нескольких фундаментальных законов 449.75 KB
  Совместное применение нескольких фундаментальных законов Законы сохранения массы импульса энергии используем для построения математической модели описывающей течение сжимаемого газа. Газообразные среды гораздо легче подвергаются сжатию: при перепаде давления в одну атмосферу плотность газа первоначально находившегося при атмосферном давлении уменьшается или увеличивается на величину сопоставимую с начальной его плотностью. Уравнение неразрывности для сжимаемого газа. По оси через грань с координатой в кубик за время поступает масса...
48389. Экономика отрасли 205.02 KB
  Производительность и оплата труда Основные фонды средства труда которые многократно используются в хозяйственном процессе не изменяя свою вещественно-материальную форму. Оборотные фонды предметы труда которые в процессе производства превращаются в готовую продукцию.Сущность классификация и структура ОФ СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ средства труда предметы труда ОПФ оборотные ПФ Характеристика ОПФ Об.
48390. Организация, планирование и управление в строительстве 5.81 MB
  В учебном пособии изложены основы организации строительного производства, проектирования и изысканий в строительстве. Приведены основы планирования строительного производства и управления строительно-монтажных организаций.
48391. Основи мови Паскаль 564.32 KB
  Стандартні визначені ідентифікатори це імена всіх службових процедур, функцій та директив (не плутати з ключовими словами). Перевизначення стандартних ідентифікаторів дозволяється, але треба пам’ятати, якщо у програмі визначена змінна (константа та ін.), ім’я якої співпадає з стандартним, то під час роботи програми їх стандартну дію буде загублено.
48392. ЛИЧНОСТЬ КЕНА КИЗИ В ИСТОРИИ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА. ПОБЛЕМАТИКА РОМАНА «ПОЛЕТ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ» 35.88 KB
  Кизи в литературе постмодернизма; проанализировать смысл названия романа; раскрыть проблематику романа Полет над гнездом кукушки. Кизи в американской литературе постмодернизма. Кен Кизи Пролетая над гнездом кукушки Амфора 2004г.