7767

Гражданское образование школьников

Контрольная

Педагогика и дидактика

Гражданское образование школьников. Сущность гражданского образования и модели его реализации в учебно-воспитательном процессе школы. Гражданин - это одна из основных социальных ролей человека, которая охватывает широкую сферу социальных отно...

Русский

2013-01-28

92 KB

69 чел.

Гражданское образование школьников

1. Сущность гражданского образования и модели его реализации в учебно-воспитательном процессе школы.

Гражданин – это одна из основных социальных ролей человека, которая охватывает широкую сферу социальных отношений: личность – государство, государственные структуры, личность – общество, общественные институты, личность – другие граждане. Посредством этих отношений личность принимает нравственно-правовые нормы, действует в социуме, осознанно и ответственно реализует свои права, обязанности и свободы в процессе жизнедеятельности. Современная трактовка данного понятия существенно отличается от представлений о сущности гражданина в ХХ веке. Если в советский период акцент делался на подчиненности личных интересов государственным, а вся воспитательно-образовательная деятельность школы строилась с учетом «полезности» личности для общества, то сегодня ставится задача по формированию «человека – гражданина мира без потери национальных корней», способного к самореализации в условиях поликультурного, многонационального и многоконфессионального мира.

Педагогическая деятельность по формированию гражданина охватывает все уровни учебно-воспитательного процесса современной школы и составляет сущность гражданского воспитания школьников, которое осуществляется средствами внеклассной и внешкольной работы и через содержание учебного материала при реализации воспитывающей функции обучения.

В современных условиях гражданское воспитание учащихся как направление воспитательной работы школы дополняется демократическим гражданским образованием (обучением для демократии) – специально организованной урочной деятельностью, направленной на освоение школьником социальной роли гражданина через изучение прав и обязанностей и овладение способами гражданского поведения (гражданскими компетенциями).

Теоретическими основами гражданского образования выступают положения философии, политологии, правоведения, социологии. Гражданское образование рассматривается как условие построения демократического правового государства и фактор повышения социальной стабильности общества, его устойчивого развития.

Именно поэтому гражданское образование все чаще понимается как система или модель школьного образования, имеющая два аспекта:

  1.    учебный предмет – в узком смысле понятия (обучающий аспект),
  2.  в широком значении этого понятия – как надпредметная область деятельности школы, которая способствует воспитанию гражданских ценностей и способов поведения у всех участников образовательного процесса.

Понятие «образование» в данном случае понимается в двух смыслах: как процесс становления гражданина, включающий обучение и воспитание, и как результат этого процесса, представленный совокупностью гражданских качеств личности и гражданских компетенций. Поэтому основными составляющими гражданского образования школьников являются прямое обучение и воспитание, с одной стороны, и получение учащимися опыта демократической жизни, с другой.

Цель и задачи гражданского образования близки идеям и принципам педагогики мира, школы диалога культур, суть которых состоит в формировании у подрастающего поколения миротворческого мышления, ненасильственного стиля поведения, готовности жить и трудиться в поликультурном мире.

Гражданское образование следует отличать от гражданского воспитания, несмотря на то, что они имеют общую цель и носят конкретно-исторический характер. Гражданское воспитание, в первую очередь, направлено на формирование у школьников гражданственности, патриотизма, интернационализма, толерантности, ценностного отношения к глобальным проблемам современности, к явлениям социальной жизни и общественного сознания средствами внеурочной работы.

Гражданское образование – инновационное направление педагогической практики, сущность которого состоит в обучении детей ценностям и нормам жизни в условиях правовой демократии путем формирования у подрастающего поколения гражданской культуры, гражданских качеств личности и гражданских компетенций (См. таблицу 23). Оно реализуется средствами урочной и внеурочной учебной деятельности.

Цели гражданского образования:

  1.  Включение школьников в освоение знаний, умений, необходимых для полноценной гражданской самореализации в демократическом обществе, формирование у них ценностно-целевых личностных установок, становление правовой и коммуникативной культуры, формирование навыков гражданского и политического участия.
  2.  Приобщение к ценностям демократии будущих граждан (достоинство человека, индивидуальность, терпимость, гуманность, свобода).
  3.  Приобретение будущими гражданами опыта демократической жизни.


Таблица 23. Сущность гражданского образования

Гражданское образование направлено на формирование у учащихся:

Гражданской культуры:

Гражданских качеств:

Гражданских компетенций

Сложная личностная характеристика, в структуру которой входят:

  •  когнитивный компонент, который включает в себя 
  1.  знание основных моральных категорий (“добро” -  “зло”, “высокое” – “низкое”, “гуманное” - “бесчеловечное”);
  2.  знания законодательной базы своей страны, основных международных документов в области прав человека;
  •  ценностно-ориентационный компонент, который представляет собой
  1.  совокупность ценностных установок личности и
  2.  способность индивида регулировать собственное поведение в соответствии с общечеловеческими ценностями (земля, отечество, семья, знания, культура, мир, человек) и ценностями демократического общества (достоинство человека, индивидуальность, терпимость, гуманность, свобода);
  •  критическое мышление – способность анализировать, оценивать, обобщать и систематизировать информацию, делать компетентные выводы на основании разнообразных данных;
  •  коммуникативная культура – демократический стиль общения, отказ от авторитаризма, умение доступно и аргументировано представить свои идеи, высказываться перед аудиторией, умение определять авторскую позицию, вести спор, полемику и др.;
  •  социальные умения и навыки по выполнению своих прав и обязанностей, необходимых для участия в общественной жизни и самоуправлении школы, вуза, социума (навыки гражданского или политического участия).
  •  гуманизм,
  •  гражданственность,
  •  патриотизм,
  •  интернационализм,
  •  толерантность,
  •  чувство долга и  ответственности за свои поступки, судьбу страны и всей планеты в целом.

Совокупность умений и навыков, необходимых для жизни в поликультурном мире, который основан на принципах демократии, и стереотипов поведения, связанных с освоением основных социальных ролей (гражданин, семьянин, сосед, ученик, коллега и пр.).

По характеру делятся на две группы:

  •  теоретические с преобладанием знаниевого компонента, когда учащиеся информированы о различных областях общественно-политической жизни, наиболее важных тенденциях социального развития страны и региона проживания;
  •  практические, которые помогут реализовать свои потребности с учетом интересов других людей (например, в ситуации конфликта), выжить в экстремальной ситуации и т.п.


Гражданское образование решает широкий круг задач, к которым относятся:

  •  подготовка подрастающего поколения к выполнению функций гражданина демократического общества – основная задача гражданского образования школьников,
  •  подготовка детей к участию в демократически организованной общественной жизни,
  •  подготовка учащихся к жизни в условиях многонационального, многоконфессионального, поликультурного общества,
  •  подготовка школьников к самостоятельному труду и формирование у них элементарной экономической грамотности,
  •  включение учащихся в органы демократического управления и самоуправления на уровне класса, школы, общественных организаций.

В педагогической практике  существуют четыре равноправные модели реализации гражданского образования:

  1.  гражданское образование преподается как специфический учебный предмет с систематизированным социально-политическим, правовым содержанием («Я и мир», «Социальная практика», «Права человека», «Граждановедение», «Обществознание», «Человек и общество», «Основы правоведения», «Живое право», «Права на каждый день» и др.);
  2.  в странах Западной Европы доминирует междисциплинарный, инструментальный подход – «проникающая» модель гражданского образования, при котором в содержании всех учебных дисциплин растворены материалы по граждановедению;
  3.  программы по воспитанию – специально организованная поисковая и проектная внеурочная деятельность детей, имеющая специфические задачи по формированию у школьников системы гражданских ценностей, личностных качеств и т.д.
  4.  гражданское образование осуществляется в форме средового воспитания, предполагающего создание в школе развивающей среды или особого климата, уклада. Реализация данного институционального подхода предполагает:
  •  превращение школы в открытый социальный институт,
  •  создание внутришкольного правового пространства, регулируемого органами внутреннего самоуправления через систему формальных и неформальных правовых норм и традиций с учетом возможностей их постоянного обновления,
  •  изучение и поддержку общественного мнения всех участников образовательного процесса школы,
  •  создание атмосферы диалога разных групп участников школьной жизни, включая родителей и т.д.

Эффективность гражданского образования учащихся достигается за счет соединения соответствующего содержания с активными методами его освоения (тренинги, ОДИ, деловые игры, дискуссии, мозговой штурм, интерактивные методики и т.д.). Кроме того, в гражданском образовании широко используются методы формирования сознания личности (беседа, диспут, пример, инструктаж, разъяснение и пр.), организации и стимулирования поведения и деятельности школьников (требования, общественное мнение, воспитывающие ситуации, поощрение, наказание).

2.Становление гражданского образования: исторический аспект.

Содержание и формы гражданского образования имеют конкретно-исторический характер. На развитие гражданского образования определяющее влияние оказывает динамика общественно-политической жизни: смена общественно-экономических формаций, политических режимов, правящих партий, форм государственного управления и пр. Своего расцвета гражданское образование достигает в демократическом обществе, когда гражданское образование реализуется в системе (представляет собой блок из нескольких обязательных учебных дисциплин, изучаемых на протяжении всего периода обучения в школе), характеризуется максимальным разнообразием форм и методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В своем становлении гражданское образование прошло несколько этапов.

Еще Аристотель рассматривал воспитание как средство укрепления государства, а в эпоху античности все образование по своей сути было гражданским, т.е. содержание, формы и методы образовательной деятельности в этот период были направлены исключительно на формирование гражданина античного государства. Истоком современного гражданского образования принято считать введение во Франции в конце ХIХ века обязательного учебного предмета гражданское воспитание.

Огромное влияние на становление гражданского образования и воспитания оказали взгляды Георга Кершенштейнера, немецкого педагога, апологета трудовой школы и гражданского воспитания. Он считал, что «школа всей своей организацией, всем своим строем, отношениями учителей к ученикам и учеников между собой <…> должна внушать детям идею гражданского равноправия, мысль о том, что они – будущие граждане собственного государства, имеющие совершенно одинаковые права и обязанности». Цель гражданского воспитания немецкий педагог определял как создание нравственного общежития, путем приучения молодежи служить отчизне, внушением подрастающему поколению чувства долга и стремления содействовать «нравственному улучшению своей общины».

Гуманистические основы современного гражданского образования в российской и отечественной  педагогике были заложены в XIX веке К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым, а затем развивались в начале ХХ века в работах В.П.Вахтерова, К.Н. Вентцеля, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко и др.  

К середине ХХ века в Европе и СССР гражданское образование превратилось в учебные курсы, описывавшие государственно-правительственное устройство, систему выборов и частично правовую систему отдельной страны. Предпосылками для возникновения так называемого нового гражданского образования в конце 50-х годов ХХ века стали следующие явления социального развития:

  •  “взрыв коммуникации” (Ф.Бретон) 40 – 50-х годов ХХ века, связанный с увеличением объема информации,
  •  повышение роли средств массовой информации в регуляции социальных процессов, переход к информационному обществу, в котором перед школой ставится задача не передачи информации, а помощь в ее отборе, понимании и использовании,
  •  движение к «обществу коммуникации» (в терминологии Хабермаса – открытой, рациональной системы, построенной на консенсусе и потому гармоничной), идеи Виннера о «коммуникативной природе» человека,
  •  международное движение за укрепление гражданских прав человека,
  •  укрепление демократии в развитых странах,
  •  переход в 90-х годах к правовому государству на постсоветском пространстве.

Как следствие названных процессов, во второй половине ХХ века гражданское образование появилось сначала в США  (в середине 60-х годов), затем получило распространение в государствах Западной Европы, а с 90-х годов – и в странах бывшего СССР под различными названиями: Англия – гражданское общество (1988), США – “Civitas” (1991), Венгрия – «Хороший гражданин» (1994), Россия – «Граждановедение» (1992) и т.д. В современной мировой педагогической теории и практике гражданское образование (politische Bildung  - в ФГР, education civique – во Франции, civic education – в США и Великобритании) рассматривается как одно из приоритетных направлений. На Европейской конференции по гражданскому образованию, проведенной в Австрии в мае 1994 года, были определены четыре главных содержательных момента: права человека, демократия, развитие и мир.

Таким образом, гражданское образование является не только узким педагогическим явлением – это социокультурный феномен, поскольку его можно рассматривать и как один из способов формирования личности гражданина, и в качестве необходимого условия укрепления демократии и социальной стабильности в обществе.

3. Состояние гражданского образования учащихся в Республике Беларусь.

Социальные причины актуализации гражданского образования в Беларуси:

  •  кризис прежней системы ценностей, смена идеологии, которая потребовала популяризации демократических ценностей и формирования позитивного отношения у старшеклассников к правительству, органам власти, а также повышения интереса учащихся к политическому участию в делах своей страны,
  •  появление различных форм социальной нестабильности (безработица, высокий уровень инфляции), углубившееся в обществе расслоение по материальному признаку,
  •  обновление механизма социальной защиты белорусских граждан,
  •  ослабление роли семьи, а также утрата многими семьями, особенно с низким материальным достатком, общественных ориентаций,
  •  повышенное внимание в учебно-воспитательном процессе школы к правам человека в ущерб вопросу исполнения гражданских обязанностей,
  •  увеличением количества детей с неопределенным социальным статусом (беспризорные, беженцы, иммигранты и т.п.).

Педагогическими условиями реализации гражданского образования в Республике Беларусь являются смена образовательной парадигмы, гуманизация и гуманитаризация образования, внедрение новых развивающих образовательных технологий.

Содержание гражданского образования в школах нашей страны разрабатывается в трех относительно самостоятельных направлениях:

  •  образование в области прав человека (спецкурсы «Права ребенка» (V – IХ классы), «Права человека» (Х – ХI классы)),
  •  обществознание (совокупность правовых, культурологических, политологических, социологических, знаний в учебном предмете «Граждановедение»),
  •  практический курс по формированию навыков социального взаимодействия и социальной коммуникации.

В Беларуси проблемы гражданского образования разрабатываются несколькими образовательными центрами Минска, в Брестском государственном университете, а также в Республиканском институте высшей школы БГУ, существует подобная программа в Гомельской области, работает Городской информационный центр по правам ребенка в г. Барановичи.

В целом, предпринят ряд шагов по развитию гражданского образования. Так, с 1995 г. во всех средних общеобразовательных учреждениях введен 10-часовой курс «Права ребенка», издано 10 учебных пособий и методических рекомендаций для педагогов по данной проблеме. В 1999 году принят и реализуется Национальный план развития образования в области прав человека на 1999 – 2004 гг.

В школах республики гражданское образование осуществляется по так называемой «расчлененной» модели (через цикл обществоведческих дисциплин либо через междисциплинарный модуль, концентрирующий в себе специфический круг проблем). Это означает, что каждая из гуманитарных дисциплин (литература, языки, мировая художественная культура) становится средством формирования гражданина, этот процесс продолжается и во внеклассной работе. Таким образом, гражданское образование в средних учебных заведениях Беларуси осуществляют:

  •  учителя истории и обществоведения (через предмет «Граждановедение»),
  •  учителя-предметники других гуманитарных дисциплин (например, через факультативы по английскому языку или спецкурсы по русской литературе),
  •  классные руководители (через спецкурсы «Права ребенка» и «Права человека», а также через внеклассную работу).

Гражданское образование школьников в Беларуси до сих пор не завершило свое становление, не определены окончательно его границы и цели. Анализ практики и социального запроса позволяет считать первоочередными направлениями в развитии гражданского образования формирование у школьников социальной компетентности и первичной социально-экономической и правовой грамотности, собственной гражданской позиции и умения критически оценивать реальность.

5.Из опыта организации гражданского образования школьников.

Успех реализации различных курсов по граждановедению для школьников зависит от того, насколько атмосфера школьной жизни, сам образовательный процесс, взаимоотношения учителей и учеников, нормы и правила школьной жизни будут демократичными по существу и основываться на правах и обязанностях всех участников образовательного процесса. Именно поэтому наиболее эффективным способом реализации гражданского образования школьников является создание в учебном заведении открытой воспитательной системы – сообщества, построенного на принципах демократии, с развитым общественным мнением и внутришкольным самоуправлением, разрабатывающим собственные законы. Первые опыты реализации институционального подхода в гражданском образовании относятся к концу ХIХ – началу ХХ вв. Наиболее известными являются Бруклинская школа, «справедливое сообщество» Лоуренса Кольберга, отдельные положения чикагской лабораторной школы Дж.Дьюи, коммунарская деятельность А.С.Макаренко.

Ярким примером реализации гражданского образования школьников в отечественной практике в советский период стал опыт В.А.Сухомлинского; в 80 – 90-е годы ХХ века – опыт деятельности учебных заведений нового типа – авторских школ, лицеев, гимназий. Среди авторских российских проектов, успешно работающих по проблемам гражданского образования учащихся, особое место занимают московские школы № 825 (директор В.А.Караковский) и № 734 (директор А.Н.Тубельский).

Формированию гражданина, гражданского видения мира, патриотического сознания, гражданского долга важное место отводил В.А.Сухомлинский в Павлышской школе. Он рассматривал обучение как «активную гражданскую жизнь подрастающего поколения». По мнению В.А.Сухомлинского, источниками воспитания гражданина являются специально организованная воспитательная работа и отношения вокруг ребенка. Становление личности гражданина в Павлышской школе было неразрывно связано с культом Родины и матери. Оно начиналось в начальных классах с рассказов о мире, этических бесед, которые В.А.Сухомлинский называл «уроками гражданского видения мира». На протяжении всего периода обучения в школе использовались самые разные формы воспитания гражданина:

  •  материнское дерево (его должен был посадить и вырастить сам ученик, а первые плоды принести своей матери),
  •  реальные и заочные путешествия по Советскому Союзу,
  •  традиции пионерской дружины,
  •  вечера юных мыслителей,
  •  дискуссии, диспуты («Я часто стремился к тому, чтобы держать класс в состоянии спора»),
  •  изучение биографии великих людей и др.

В дальнейшем многие идеи В.А.Сухомлинского были творчески развиты В.А.Караковским на базе средней школы № 825 г. Москвы. Здесь было создано сообщество, отличительными чертами которого являлись: сотрудничество педагогов и учащихся, активная деятельность органов школьного самоуправления, совместный поиск истины, развитие учащихся через создание воспитывающих ситуаций и разнообразные виды творческой деятельности. С первых дней пребывания в школе ребенок ощущает отношение к себе как к личности, поэтому он не только должен выполнять известные всем обязанности ученика, но и иметь целый ряд прав, защита которых гарантирована. В школе действуют ряд положений, регулирующих деятельность (например, положение о дежурном командире).

В.А.Караковский считал, что главным средством воспитания является разумно организованное сообщество, построенное на признании общечеловеческих ценностей. К их числу относятся земля, отечество, семья, труд, знания, культура, мир, человек. Причем человек признан абсолютной ценностью, мерой всех вещей, целью, средством и результатом воспитания. Это проявляется в заповедях педагогического коллектива: «Школа – твой родной дом», «Говори, что знаешь, делай, что умеешь. При этом помни, что знать и уметь больше – никому не вредно», «Право голоса имеет только настоящий друг детей», «Школьное дело – это и наука, и искусство, и художественная самодеятельность».

В школе отказались от прямого воспитательного и идеологического воздействия на личность школьника, свойственного советской системе воспитания. С первого класса каждый ученик ведет о себе книгу «Кто я?», куда вкладываются стихи, сочинения, рисунки и т.п., которые отражают рост личности, талантов и развитие способностей ребенка. В.А.Караковский систематизировал накопленный в школе арсенал методов, форм и средств гражданского воспитания. Он выделил:

  •  воспитание словом (на первый план при этом выходит личная гражданская убежденность воспитателя),
  •  воспитание делом (активный опыт гражданского поведения, который приобретают ученики, участвуя в школьном самоуправлении),
  •  воспитание примером (работа всей школы по «оживлению» книг из серии «Жизнь замечательных людей», когда каждый класс должен представить по одной персоналии),
  •  воспитание ситуацией, в которой школьник должен совершить гражданский выбор и поступок,
  •  воспитание игрой («Читай-город», тимуровская работа),
  •  воспитание общением (круговые беседы, загадывание желаний и т.п.),
  •  воспитание отношением.

С 1992 г. в Москве на базе школы № 734 существует научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения», которым руководит А.Н.Тубельский. Вся работа школы представляет собой воспитание демократией и направлена на приобретение учащимися опыта жизни в демократическом, открытом, основанном на праве обществе. Особая роль в этом отводится укладу школы и созданию правового пространства. Под демократическим укладом А.Н.Тубельский понимает атмосферу, стиль школьной жизни, партнерский характер взаимоотношений педагогов и учеников, цивилизованные способы разрешения конфликтов и проблем, при которых правила общей жизнедеятельности устанавливаются по общему согласию, а терпимость по отношению к чужим обычаям является нормой поведения. Правовое пространство – своеобразное поле для тренировки личного поведения на основе демократических норм, учителя и ученики постоянно создают ситуации проживания в этом пространстве, в т.ч. неожиданные, в которых нужно найти свой способ поведения и отношения.

Ученики и учителя на равных правах участвуют в создании норм, законов, правил общей жизни, а потому становятся их активными носителями и защитниками. Вся деятельность «школы самоопределения» регулируется конституцией, где определены права и обязанности граждан и функции органов «школы самоопределения». Высшим органом самоуправления признан общий сбор, который решает внутришкольные проблемы и конфликты. Руководящим органом является совет «школы самоопределения», куда входят родители, ученики, сотрудники, студенты, педагоги, директор и один из его заместителей. В школе действуют законы о самоуправлении в классах, о правах и обязанностях граждан школы, о защите чести и достоинства.

Уклад деятельности школы распространяется не только на внеклассную, внеурочную работу, но и на весь учебный процесс. Особенностью содержания учебных занятий по всем предметам, в том числе и по граждановедению, является их вариативный характер, наличие огромного количества курсов по выбору, форму и содержание которых определяет учитель совместно с учениками. Занятия обычно проводятся методом погружения или в форме мастерских. Кроме обязательных предметов, выделяется время для работы над собственным проектом или темой. Для оценки результата обучения в конце года проводится творческий экзамен – защита в присутствии педагогов, родителей, товарищей, приглашенных самим школьником, самостоятельно проведенного исследования.

Аналогичная модель организации школьной жизни использована в российских образовательных проектах «Демократические ценности в образовании» (О.С.Газман, Дж.Чаплин, Фрумин И.Д.), «школа взросления» (Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д.) и др .

Вопросы и задания для самопроверки

  1.  В чем сущность гражданского образования как инновационного направления педагогической практики современных условиях?
  2.  Докажите, что гражданское образование – социокультурный феномен.
  3.  Пользуясь толковыми словарями под редакцией В.Даля, Д.И.Ушакова, С.И.Ожегова, покажите эволюцию представлений о сущности гражданина в ХIХ – ХХ вв.
  4.  Пользуясь законом Республики Беларусь «Об образовании», Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и др. государственными документами докажите, что гражданское образование является приоритетным направлением образовательной политики государства.
  5.  Составьте и заполните таблицу «Модели реализации гражданского образования школьников». (Дайте сравнительную характеристику известных Вам моделей реализации гражданского образования школьников).
  6.  Определите формы и направления деятельности учителя по реализации гражданского образования в начальной, базовой и средней школе. (Групповая работа).
  7.  Покажите взаимосвязь содержания гражданского образования с идеями педагогики мира.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63946. Экологические технологии в сфере гостеприимства 223.38 KB
  Цель ВКР: изучить и проанализировать экологические проблемы, связанные с развитие туристской отрасли и сферы гостеприимства. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: проанализировать имеющийся рекреационный потенциал Тюменской области...
63948. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСХОДОВ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ТОННЕЛЬНЫЙ ОТРЯД № 18» 731.5 KB
  Основной целью написания дипломной работы является исследование теоретических и практических аспектов учета расходов на выполнение строительных работ и методов калькулирования себестоимости. Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи: изучить сущность себестоимости и классификацию расходов...
63949. Производство пестицида в форме водно-диспергируемых гранул 458.75 KB
  Цель работы: разработка технологического процесса; составление материального баланса; выбор основного и вспомогательного оборудования; технологический расчет аппаратов; разработка автоматического и аналитического контроля производства; охрана окружающей среды и техника безопасности...
63950. Особливості мотиваційної сфери підлітків 744.59 KB
  Особливості цілепокладання і образу мети в підлітковому віці. Дослідження індивідуального образу мети за допомогою методики Карта казкової країни Зінкевич Євстігнєєвої. Мета цієї роботи: Виявити особливості мотиваційної сфери підлітків і їх індивідуальний образ мети.
63951. Особенности функционирования альтернативной молодежной культуры «ХИП-ХОП» 7.58 MB
  Целью исследования является становление, развитие и современное состояние молодёжной культуры «хип-хоп». Для достижения поставленной цели требуется решить ряд следующих задач: проследить историю становления и развития хип-хопа определить современные направления хип-хопа дать характеристику национальным особенностям хип-хопа...
63952. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ РОССИИ 186.62 KB
  Целью дипломной работы является анализ назначения, установления и выплат трудовых пенсий по инвалидности на территории Российской Федерации. Задачами дипломной работы являются: изучить нормативные документы по действующей пенсионной системе, а также по реформе существующей пенсионной системы...
63953. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО ПЛУТОВСКОГО РОМАНА В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 18 – 19 ВЕКОВ 214 KB
  Цель настоящего исследования состоит во всестороннем исследовании проблем жанровой специфики плутовского романа в гендерном аспекте во французской и английской литературе 18-19 веков.
63954. Широкосмугові бездротові мережі доступу на базі технологій LTE 1.16 MB
  Мобільні телефони першого покоління були розміром трохи менше середньостатистичного валізи і складалися з бази і окремої трубки, яку практично не можна було носити з собою. Зараз важко собі уявити таке диво техніки, яке важило кілька кілограмів...