7769

Педагогика. Краткий терминологический словарь

Другое

Педагогика и дидактика

Краткий терминологический словарь Активные методы обучения - это методы обучения, основанные на самостоятельной творческой деятельности учащихся по разрешению задач и ситуаций. Активные методы обучения повышают степень мотивации и эм...

Русский

2013-01-28

52 KB

88 чел.

Краткий терминологический словарь

Активные методы обучения – это методы обучения, основанные на  самостоятельной творческой деятельности учащихся по разрешению задач и ситуаций. Активные методы обучения повышают степень мотивации и эмоциональности учащихся, обеспечивают постоянное взаимодействие учащихся и педагога в процессе диалоговых и полилоговых форм организации учебного процесса, рефлексию  результатов собственного учения, совместной коллективной деятельности.

Воспитание как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной  жизни и производственному труду.

Воспитание рассматривают в узком смысле  – это целенаправленная педагогическая деятельность, призванная сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Воспитание – целенаправленное формирование личности на основе развития у нее: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.

Гражданское  образование – это направление педагогической практики, обеспечивающее обучение детей, молодежи и взрослых ценностям и нормам жизни в поликультурном мире в условиях правовой демократии с целью формирования у них гражданской культуры, гражданских качеств личности и гражданских компетенций.

Гражданское образование школьников – это специально организованный процесс освоения школьниками социальной роли гражданина через изучение прав и обязанностей и овладение способами гражданского поведения, который осуществляется средствами урочной, внеклассной и внешкольной работы.

Гуманизация – это принцип реформирования системы образования, который означает «очеловечивание» взаимоотношений всех участников образовательного процесса; преобразование учебно-воспитательного процесса учебного заведения на основе признания личности и ученика (студента), и педагога высшей жизненной ценностью; при этом целью оптимизации образовательного процесса выступает развитие гуманной личности, защита ее достоинств, прав и свобод.

Гуманизм – совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей.

Гуманитаризация – это принцип реформирования системы образования, который предполагает увеличение в учебных планах и программах объема социально-гуманитарных дисциплин, включение гуманитарных знаний в содержание учебных предметов естественно-научного цикла, что способствует развитию у обучающихся гуманитарного мышления, формированию у них целостной картины мира.

Демократизация – принцип реформирования системы образования, который обеспечивает образовательный выбор личности в обществе; аналитико-прогностическое управление системой образования на всех уровнях; включение  участников образовательного процесса в управление делами учебных заведений; развитие школьного (вузовского) самоуправления.

Дидактика – отрасль педагогики, изучающая теорию и практику обучения. Дидактика отвечает на вопросы о целях, содержании, способах обучения по всем предметам и на всех уровнях.

Дифференциация – это принцип реформирования системы образования, который реализует индивидуальный подход в обучении и воспитании; предполагает изменение учебных планов и программ, методов и содержания образования, темпов и сроков обучения в соответствии с потребностями, возможностями, интересами обучающихся; создание учебных заведений различных типов, профильных классов, классов поддержки и коррекции и др.

Знания – это понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, категориях, закономерностях, законах, фактах, идеях, символах, гипотезах, теориях, концепциях.

Концепция – совокупность идей, взглядов, принципов, отражающих основные знания ученых о сущности какого-либо явления.

Культура мира – это новое развивающееся направление педагогики – педагогика мира, главной целью которой является воспитание целостной личности, гражданина мира, человека-миротворца, ответственного не только за свою судьбу, но и за судьбу человечества в целом. Культура мира как концепция – это совокупность этических ценностей и норм, традиций и обычаев, поведения и образа жизни, в которых находят выражение следующие личностные характеристики: уважение к человеческой личности, ее достоинствам и правам; отказ от насилия; приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, солидарности, плюрализма. Важнейшей задачей педагогики мира является формирование у обучающихся кросс-культурной грамотности, которая характеризуется пониманием и принятием личностью различий между людьми в культуре, нравах, обычаях и верованиях, взаимопониманием между народами, этническими, религиозными и иными группами.

Личностно-ориентированное образование – не аккумулятивный (простое сложение) процесс обучения и воспитания, а единый процесс развития индивидуальности личности, в котором сама личность становится субъектом собственного становления и созидательной деятельности по отношению к окружающей действительности. Дидактические основы личностно-ориентированного  образования лежат в гуманистической психологии (К.Роджерс, А. Маслоу), развивающем обучении (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

Метод (в переводе с греческого языка означает путь к чему-либо) – способ деятельности, направленной на достижение определённой цели.

Метод обучения – это способ деятельности учителя и учащегося;  совокупность действий и приемов работы учителя и учащихся; путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Методология – это учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в науке; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Существует два уровня методологии: I уровень – практической деятельности; II уровень – науки. В науке признано существование иерархии методологий: общенаучная методология, частно-научная, предметно-тематическая.

Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и способах познания и преобразования педагогической действительности. Основными методологическими принципами являются: системный, личностный, деятельностный, полисубъектный (диалогический), аксиологический, культурологический, антропологический.

Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов, приемов контроля и приемов регулирования. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Образование – в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью; это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.

Образование как система – это специально организованное взаимодействие  культурно-просветительных, образовательно-воспитательных заведений,  учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием информации, знаний и опыта поколений согласно государственным стандартам, учебным планам и программам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего осуществляется управление развитием человека, общества в целом.

Обучение – это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемого или обучаемых (учителя и учащихся, преподавателя и студентов или слушателей), в результате которого обеспечивается развитие ученика (студента, слушателя).

Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения личности к различным сторонам жизнедеятельности.

Парадигма педагогическая – (греч. Paradeigma – пример, образец) – совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем. В практике образования выделяются: знаниевая и культурологическая, технократическая и гуманистическая, социетарная и человеко-ориентированная, педоцентристская и детоцентристская образовательные парадигмы.

Педагогика – 1) это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни; это наука о 2) путях, способах, методах саморазвития личности; 3) способах и технологиях косвенного управления процессом развития личности посредством технолого-прогнозируемых воздействий, направленных на личность.

Педагогическая технология – это проект последовательно осуществляемой педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности обучающегося.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, опытного и менее опытного) в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.

Приём – это деталь метода, то есть частное его проявление.

Принцип дидактический – основные требования к профессиональной деятельности педагога, соблюдение которых обеспечивает качество образования. Определяется следующая система дидактических принципов: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории и практики обучения с жизнью, индивидуализации и дифференциации.

Проблемное обучение – это особый вид взаимодействия педагога и обучаемых, который характеризуется систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

Развивающее обучение – это педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения и направленная на реализацию потенциальных возможностей учащихся («….обучение… идет впереди развития личности»); обеспечивает не только полноценное усвоение учащимися знаний, но и формирование у них способов учебной деятельности; при этом ученик выступает не только как объект обучающих воздействий учителя, но как самоизменяющийся субъект учения.  

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и  качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Содержание образования – это система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения; это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Социализация – усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, его саморазвитие и самореализация в том обществе, в котором он живет.

Способности – такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной и поисковой деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.

Средство обучения – это приспособление, орудие действия, которое помогает учителю учить, а ученику учиться.

Творческая деятельность в учебном процессе обеспечивает рождение новых знаний, умений и отношений; разработку оригинальных способов решения  задач.

Умения – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки.

Урок – основная единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками (чаще всего 45 минут), планом работы и составом учащихся. Структура урока – его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.

Форма организации обучения (организационная форма обучения) – это дидактическое понятие, которое означает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает порядок и режим взаимосвязи участников образовательного процесса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6249. CD и DVD 104 KB
  CD и DVD Что такое СD? Конструкция диска CD-DA (Compact Disk - Digital Audio, компакт-диск - цифровой звук) и способ записи звука на нем описывается стандартом предложивших его фирм Sony и Philips, изданным в 1980 году под названием Red Book...
6250. Генетика популяций. Выполнение закона Харди–Вайнберга в природных популяциях 137.5 KB
  Генетика популяций 1. История понятия популяция. Современное определение популяции. Генетическая структура популяции 2. Закон Харди–Вайнберга - основной закон популяционной генетики 3. Выполнение закона Харди–Вайнберга в природных поп...
6251. От философии Гегеля к марксизму 93.5 KB
  От философии Гегеля к марксизму. Вопрос 1 Философия Л. Фейербаха и К. Маркса: поворот к материализму. Не Бог человека, а человек Бога создал по образу и подобию своему (Л. Фейербах). Философы различным образом объясняли мир, но дело за...
6252. Внешняя политика России в середине - второй половине XVII века 92.5 KB
  Внешняя политика России в середине - второй половине XVII в. 1. Основные задачи и направления внешней политики России в середине - второй половине XVII в. Поражение в Ливонской войне и тяжелые последствия Смутного времени не повлияли на х...
6253. Фармакопейный анализ солей магния и кальция 107.5 KB
  Фармакопейный анализ солей магния и кальция Соединения магния Наиболее широко распространены в природе карбонаты магния. Они содержатся в минералах: доломит (MgCO3 · CaCO3) и магнезит (MgCO3). Магний также входит в состав силикатов, например т...
6254. Генетика человека (антропогенетика) 160 KB
  Генетика человека (антропогенетика) 1. Методы изучения наследственности человека: генеалогические, близнецовые, цитогенетические, биохимические и популяционные 2. Генетические заболевания и наследственные болезни. Значение медико-генетических консул...
6255. Основные принципы иммунотерапии 164.5 KB
  Основные принципы иммунотерапии Система иммунитета имеет ауторегуляторные клетки и механизмы, участвующие в разных фазах иммунной реакции, поэтому тотальное угнетение иммунитета вызывает ряд серьезных осложнений. Нарушение механизмов иммунитета игра...
6256. Сульфаниламидные средства. Синтетические средства разного химического строения 52 KB
  Сульфаниламидные средства. Синтетические средства разного химического строения Спектр действия, применение, побочные эффекты сульфаниламидов. Спектр действия, применение, побочные эффекты производных нитрофурана. Спектр действия, прим...
6257. Иррационализм и позитивизм 101.5 KB
  Иррационализм и позитивизм. Иррационализм А. Шопенгауэра и С. Кьеркегора. Личность, духовность - вот что такое истина. Это мой тезис (С. Кьеркегор). Не удивление, а недоумение и печаль суть начало философии (А. Шопенга...