77742

ФАКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Лекция

Маркетинг и реклама

От наличия и достаточности фактов зависит качество управленческих решений а следовательно и эффективность управления. Исследование управления также невозможно без фактов на которых оно строится. Роль фактов в исследовании заключается в том что они: очерчивают явление позволяют распознавать проблему определяют саму необходимость исследования создают мотивационное поле исследования.

Русский

2015-02-05

42.5 KB

8 чел.

Тема 13

ФАКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Полезно задуматься:

  1.  Что такое факт?
  2.  Какую роль играют факты в проведении исследования?
  3.  Не тождественны ли понятия факта и информации?
  4.  Существует ли "критическая масса" фактов для поиска решения проблемы?
  5.  Как следует проводить систематизацию фактов и какие здесь могут возникнуть трудности?

Понятие факта и его роль в исследовании

Факт (сделанное, совершившееся, существующее) — это событие или явление действительное, реально существующее, все то, что произошло на самом деле и имеет тому убедительное подтверждение, это реальность, которая является очевидной и которую невозможно отрицать.

Факты в деятельности менеджера являются основанием для:

  •  оценок,
  •  распознавания ситуации и проблем,
  •  аргументами для доказательства или опровержения.

От наличия и достаточности фактов зависит качество управленческих решений, а следовательно, и эффективность управления.

Исследование управления также невозможно без фактов, на которых оно строится.

Роль фактов в исследовании заключается в том, что они:

  •  очерчивают явление,
  •  позволяют распознавать проблему,
  •  определяют саму необходимость исследования,
  •  создают мотивационное поле исследования.
  •  ограничивают исследование,
  •  служат материалом его проведения,
  •  позволяют определить направление исследования,
  •  выступают средством доказательства и обоснования,
  •  материалом для обобщения.

Факты и информация

Таким образом:

Факт – образ максимально соответствующий реальному событию, объективное восприятие действительности.

Фактединица логики, первоначальная ступень мышления человека.

Фактособый вид информации, характеризующийся определенным ее восприятием.

Факт -  это информация, подтвержденная информацией о реальности первой.

Факты в исследовательской деятельности:

  •  являются основой доказательства,
  •  помогают определить содержание проблемы,
  •  являются эмпирической основой исследования,
  •  предпосылка качества исследования.

Всю совокупность фактов по критериям отражения статики или динамики явления можно разделить на:

  •  Факты наличия - отражают статическую сторону явления. Они характеризуют реальность явления.
  •  Факты существования - отражают причины явления, за счет чего и почему оно существует, как существует явление, каковы процессы функционирования явления. Они отражают динамику, но динамику постоянства, равновесия, поддержания или сохранения сущности явления.
  •  Факты изменений - отражают совокупность изменений, происходящих с явлением. Это тоже динамика, но иного рода. Это факты возникновения новых свойств, ведущих к появлению нового качества.

Можно также выделить:

Факты связи - характеризуют наличие устойчивых связей явлений или их свойств

Факты взаимодействия - характеризуют импульсивное или ситуационное возникновение связей, их квантовый характер.

В исследовании нередко важную роль играет количественное представление фактов или их содержательное описание.

Количественной формой легче оперировать, но не все факты имеют количественную форму.

Факты можно разделить по сферам деятельности, которые они отражают:

  •  социальную,
  •  экономическую,
  •  организационную,
  •  психологическую и др.

Есть факты первичные и вторичные, которые подтверждают реальность первичных, степень их достоверности.

Большое значение в проведении исследования имеет отделение фактов научных,  от ненаучных (обычных).

Научные факты — это факты:

  •  имеющие научную ценность,
  •  отражающие определенную методологию восприятия действительности,
  •  дающие новое знание или понимание явлений.

В исследовании, как правило, используется множество фактов и очень важно:

  •  определить их состав,
  •  провести отбор фактов,
  •  классифицировать факты.

Классификация фактов позволяет легче заметить:

  •  их подтасовку (специальную подмену одного факта другим),
  •  урезывание фактов,
  •  тенденциозный их подбор по заведомо или случайно ложным целям.

Система фактов. Фактология

Система фактов - целостная совокупность фактов, связанных между собой объективными закономерностями поведения объекта.

Только система фактов позволяет:

  •  дать объяснение явлению,
  •  найти решение проблемы,
  •  построить научную концепцию.

Фактологияэто способ соединения фактов в целостность, позволяющую что-либо открывать, доказывать, обосновывать, распознавать.

Фактология исследования определяется:

  •  методологией отбора и селекции фактов,
  •  организацией сбора фактов,
  •  уровнем познания (состоянием науки),
  •  опытом исследователя,
  •  нравственностью.

Фактологию можно представить в виде комплекса приемов, посредством которых осуществляется:

  •  поиск,
  •  распознавание,
  •  отбор,
  •  получение,
  •  интерпретация (объяснение или толкование),
  •  оперирование фактами.

Фактология и научное обоснование идеи

Качество любого исследования зависит от:

  •  фактов,
  •  их состава,
  •  структуры,
  •  достоверности,
  •  повторяемости,
  •  полноты,
  •  системности,
  •  конкретности,
  •  определенности,
  •  соответствия предмету исследования.

Фактологическое обеспечение исследование представляет собой работу с фактами.

Принципы и методы работы с фактами

  1.  Принцип проверки на объективность.
  2.  Отношение к сущности.

Факты должны быть существенными по отношению к явлению. Это надо учитывать и при поиске, и при отборе фактов.

  1.  Принцип информационной емкости.

Разные факты содержат разный объем информации о явлении. Иногда достаточно одного или нескольких из них, чтобы сделать определенное заключение. Но есть и факты малозначащие для данного объекта исследования, ничего не говорящие, малоинформативные.

  1.  Принцип научной ценности фактов.

Факты должны соответствовать критериям научной методологии исследования, правилам концептуального объяснения явлений.

  1.  Принцип соответствия предмету исследования.

В процессе проведения исследования может возникать много фактов, которые ценны сами по себе, но не всегда имеют прямое отношение к предмету исследования.

  1.  Принцип оценки источника факта.

Когда оценивается достоверность факта, необходимо оценивать и надежность источника его получения.

  1.  Принцип рационального сопоставления, сочетания и соединения фактов.

Каждый факт в отдельности редко ведет к какому-либо выводу, но соединение фактов показывает:

  •  тенденции,
  •  характерные черты,
  •  особенности явления.
  1.  Принцип достаточности фактов для обобщения, анализа или формулирования выводов.

Всегда существует некоторая критическая масса фактов, из которой возникают понимание и выводы, делается открытие или рекомендация.

При исследовании необходимо:

  •  чувствовать и оценивать достаточность фактов,
  •  не торопиться с выводами,
  •  ощущать грань достаточности фактов.
  1.  Принцип научной интерпретации факта.

Научная интерпретация предполагает объяснение с позиций истинности, объективности.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80620. Україна — рідний край. Вступ до розділу 71.5 KB
  Мета: дати дітям загальне уявлення про розташування України на карті; ознайомити з різноманітністю форм земної поверхні України водоймами природними зонами населенням; розвивати вміння та навички пошукової роботи; виховувати дбайливе ставлення до природи.
80621. Повторення та закріплення знань про вивчені букви. Читання в особах тексту «Котик і Півник» 68.5 KB
  Хай радість злітає у небо як птах І добрі слова у всіх нас на устах. Читаємо слова разом. На дошці надруковані слова і звукові схеми у довільному порядку учні зєднають схеми зі словами. Просить вашої допомоги скласти з цих літер різні слова і ви дізнаєтеся де вона живе.
80622. Закріплення букви «Пе». Текст Н. Тарасенко «На пасіці взимку» 38 KB
  Мета: закріпити вивчену букву Пе; розвивати вміння читати слова з буквою Пе; розвивати мовлення і мислення; виховувати бережливе ставлення до природи. Яку букву ми вивчали на попередньому уроці Звуковий аналіз слова півень. Повідомлення теми і мети уроку...
80623. Прямой, обратный счет. Плоские геометрические фигуры 50.5 KB
  Дети берутся за руки и становятся в круг. А теперь поделитесь хорошим настроением со своими друзьями погладьте друг другу ладошки и пожмите руки дети выполняют действие. Дети рассматривают 6 картинок первые буквы слов образуют слово ракета Какое слово получилось...
80624. Зв’язок слів у реченні між собою за змістом 82 KB
  Мета. Вчити учнів зв’язувати слова у реченні, удосконалювати вміння встановлювати межі речень; розвивати навички написання слів у реченні, формувати орфографічну увагу, виховувати уважне ставлення до природи Обладнання.
80625. Симетричні форми. Симетрія у природі. Послідовність дій під час виготовлення простих симетричних форм із паперу. Практична робота: вирізання деталей виробів симетричної форми; створення аплікацій із вирізаних простих симетричних форм «Грибочок» 30.5 KB
  Мета. Вчити дітей виготовляти предметні аплікації, ознайомити із способом симетричного вирізування. Розвивати просторове уявлення, дрібну моторику. Виховувати емоційне ставлення до результатів своєї праці, інтерес до секретів природи. Обладнання: зображення грибів, кольоровий папір, картон, клей, ножиці, шаблони.
80626. Письмо великої букви Ф 34.5 KB
  Мета: навчити учнів писати велику букву Ф окремоі в словах; розвивати вміння аалізувати, зіставляти, узагальнювати; продовжувати ознайомлювати учнів зі скоромовками; виховувати інтерес до вивченння української мови, Бережливе ставлення до природи.
80627. Здравствуй, гостья Зима! 33.5 KB
  Выпал пушистый снег. На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнем. Как в третьей строфе поэт называет снег С чем он его сравнивает Здесь художник использует такое средство художественной выразительности как сравнение когда один объект сравнивается с другим...
80628. Поняття про мову. Українська мова – державна мова України 49.5 KB
  Мета: Розширити уявлення учнів про мову як найважливіший скарб українського народу, про існування різних мов; вчити спостерігати за звучанням, написанням і значенням слів у споріднених мовах. Розвивати усне мовлення учнів, каліграфічні навички письма, поширювати словниковий запас учнів.