77742

ФАКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Лекция

Маркетинг и реклама

От наличия и достаточности фактов зависит качество управленческих решений а следовательно и эффективность управления. Исследование управления также невозможно без фактов на которых оно строится. Роль фактов в исследовании заключается в том что они: очерчивают явление позволяют распознавать проблему определяют саму необходимость исследования создают мотивационное поле исследования.

Русский

2015-02-05

42.5 KB

5 чел.

Тема 13

ФАКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Полезно задуматься:

  1.  Что такое факт?
  2.  Какую роль играют факты в проведении исследования?
  3.  Не тождественны ли понятия факта и информации?
  4.  Существует ли "критическая масса" фактов для поиска решения проблемы?
  5.  Как следует проводить систематизацию фактов и какие здесь могут возникнуть трудности?

Понятие факта и его роль в исследовании

Факт (сделанное, совершившееся, существующее) — это событие или явление действительное, реально существующее, все то, что произошло на самом деле и имеет тому убедительное подтверждение, это реальность, которая является очевидной и которую невозможно отрицать.

Факты в деятельности менеджера являются основанием для:

  •  оценок,
  •  распознавания ситуации и проблем,
  •  аргументами для доказательства или опровержения.

От наличия и достаточности фактов зависит качество управленческих решений, а следовательно, и эффективность управления.

Исследование управления также невозможно без фактов, на которых оно строится.

Роль фактов в исследовании заключается в том, что они:

  •  очерчивают явление,
  •  позволяют распознавать проблему,
  •  определяют саму необходимость исследования,
  •  создают мотивационное поле исследования.
  •  ограничивают исследование,
  •  служат материалом его проведения,
  •  позволяют определить направление исследования,
  •  выступают средством доказательства и обоснования,
  •  материалом для обобщения.

Факты и информация

Таким образом:

Факт – образ максимально соответствующий реальному событию, объективное восприятие действительности.

Фактединица логики, первоначальная ступень мышления человека.

Фактособый вид информации, характеризующийся определенным ее восприятием.

Факт -  это информация, подтвержденная информацией о реальности первой.

Факты в исследовательской деятельности:

  •  являются основой доказательства,
  •  помогают определить содержание проблемы,
  •  являются эмпирической основой исследования,
  •  предпосылка качества исследования.

Всю совокупность фактов по критериям отражения статики или динамики явления можно разделить на:

  •  Факты наличия - отражают статическую сторону явления. Они характеризуют реальность явления.
  •  Факты существования - отражают причины явления, за счет чего и почему оно существует, как существует явление, каковы процессы функционирования явления. Они отражают динамику, но динамику постоянства, равновесия, поддержания или сохранения сущности явления.
  •  Факты изменений - отражают совокупность изменений, происходящих с явлением. Это тоже динамика, но иного рода. Это факты возникновения новых свойств, ведущих к появлению нового качества.

Можно также выделить:

Факты связи - характеризуют наличие устойчивых связей явлений или их свойств

Факты взаимодействия - характеризуют импульсивное или ситуационное возникновение связей, их квантовый характер.

В исследовании нередко важную роль играет количественное представление фактов или их содержательное описание.

Количественной формой легче оперировать, но не все факты имеют количественную форму.

Факты можно разделить по сферам деятельности, которые они отражают:

  •  социальную,
  •  экономическую,
  •  организационную,
  •  психологическую и др.

Есть факты первичные и вторичные, которые подтверждают реальность первичных, степень их достоверности.

Большое значение в проведении исследования имеет отделение фактов научных,  от ненаучных (обычных).

Научные факты — это факты:

  •  имеющие научную ценность,
  •  отражающие определенную методологию восприятия действительности,
  •  дающие новое знание или понимание явлений.

В исследовании, как правило, используется множество фактов и очень важно:

  •  определить их состав,
  •  провести отбор фактов,
  •  классифицировать факты.

Классификация фактов позволяет легче заметить:

  •  их подтасовку (специальную подмену одного факта другим),
  •  урезывание фактов,
  •  тенденциозный их подбор по заведомо или случайно ложным целям.

Система фактов. Фактология

Система фактов - целостная совокупность фактов, связанных между собой объективными закономерностями поведения объекта.

Только система фактов позволяет:

  •  дать объяснение явлению,
  •  найти решение проблемы,
  •  построить научную концепцию.

Фактологияэто способ соединения фактов в целостность, позволяющую что-либо открывать, доказывать, обосновывать, распознавать.

Фактология исследования определяется:

  •  методологией отбора и селекции фактов,
  •  организацией сбора фактов,
  •  уровнем познания (состоянием науки),
  •  опытом исследователя,
  •  нравственностью.

Фактологию можно представить в виде комплекса приемов, посредством которых осуществляется:

  •  поиск,
  •  распознавание,
  •  отбор,
  •  получение,
  •  интерпретация (объяснение или толкование),
  •  оперирование фактами.

Фактология и научное обоснование идеи

Качество любого исследования зависит от:

  •  фактов,
  •  их состава,
  •  структуры,
  •  достоверности,
  •  повторяемости,
  •  полноты,
  •  системности,
  •  конкретности,
  •  определенности,
  •  соответствия предмету исследования.

Фактологическое обеспечение исследование представляет собой работу с фактами.

Принципы и методы работы с фактами

  1.  Принцип проверки на объективность.
  2.  Отношение к сущности.

Факты должны быть существенными по отношению к явлению. Это надо учитывать и при поиске, и при отборе фактов.

  1.  Принцип информационной емкости.

Разные факты содержат разный объем информации о явлении. Иногда достаточно одного или нескольких из них, чтобы сделать определенное заключение. Но есть и факты малозначащие для данного объекта исследования, ничего не говорящие, малоинформативные.

  1.  Принцип научной ценности фактов.

Факты должны соответствовать критериям научной методологии исследования, правилам концептуального объяснения явлений.

  1.  Принцип соответствия предмету исследования.

В процессе проведения исследования может возникать много фактов, которые ценны сами по себе, но не всегда имеют прямое отношение к предмету исследования.

  1.  Принцип оценки источника факта.

Когда оценивается достоверность факта, необходимо оценивать и надежность источника его получения.

  1.  Принцип рационального сопоставления, сочетания и соединения фактов.

Каждый факт в отдельности редко ведет к какому-либо выводу, но соединение фактов показывает:

  •  тенденции,
  •  характерные черты,
  •  особенности явления.
  1.  Принцип достаточности фактов для обобщения, анализа или формулирования выводов.

Всегда существует некоторая критическая масса фактов, из которой возникают понимание и выводы, делается открытие или рекомендация.

При исследовании необходимо:

  •  чувствовать и оценивать достаточность фактов,
  •  не торопиться с выводами,
  •  ощущать грань достаточности фактов.
  1.  Принцип научной интерпретации факта.

Научная интерпретация предполагает объяснение с позиций истинности, объективности.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82417. Психоанализ З. Фрейда. Фрейдизм, неофрейдизм 28.64 KB
  Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания как они проявлялись у здорового человека. Фрейд как психопатолог исследуя характер и причины неврозов натолкнулся на ту область человеческой психики которая раньше никак не изучалась но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека бессознательное. Особое значение Фрейд придает психосексуальному развитию человека влиянию его инстинктивной сексуальнобиологической энергии либидо на жизнь его чувств и поведение. В дальнейшем поведение ребенка а затем юноши и...
82418. Феноменология Э. Гуссерля: идейно-теоретические истоки, основные идеи, понятия, этапы развития 38.34 KB
  Феноменология Гуссерля – широкое в потенции бесконечное поле методологических а также гносеологических онтологических этических эстетических социальнофилософских исследований любой темы философии через возврат к феноменам сознания и их анализу. Результатом исполнения феноменологической редукции является перемещение на исследовательскую почву чистого сознания; 4 чистое сознание есть смоделированное феноменологией сложное единство структурных элементов и сущностных взаимосвязей сознания. Оригинальность и теоретическая значимость...
82419. Особенности восприятия феноменологии Э. Гуссерля в современной зарубежной философии 34.99 KB
  Гуссерля в современной зарубежной философии Возникновение феноменологии как философского течения связано с творчеством Эдмунда Гуссерля 1859 1938. Однако постепенно происходит изменение его научных интересов в пользуфилософии. Гуссерль изложил в следующих работах: Логические исследования 1901 Философия как строгая наука 1911 Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии 1913 Трансцендентальная логика и формальная логика 1921 Картезианские размышления 1931. Особенность философии Э.
82420. Немецкая философия экзистенциализма 29.08 KB
  Основная работа Бытие и время 1927 подчинена трем задачам: 1 выявить фундаментальную структуру здесьбытия как бытиявмире; 2 показать что бытиевмире является временным и историчным; 3 на основе временности здесьбытия осознать необходимую принадлежность времени к смыслу бытия. здесьбытие выступает основой его экзистенциальной онтологии. ставит вопрос о том что есть бытие само по себе и решает его через рассмотрение человеческого бытия поскольку только оно наделено возможностью понимания бытия. Человеческое бытие...
82421. Французская экзистенциальная философия 37.43 KB
  Экзистенциализм — возможно, наиболее популярное (наряду с психоанализом) философское течение нашего времени. Его название происходит от немецкого «existieren» и французского «exister» — существовать, и обращено не к выяснению сущности человека, а к его повседневному бытию
82422. Персонализм 35 KB
  Французский персонализм одно из ведущих философских течений современности; вместе с феноменологией экзистенциализмом и неотомизмом он составил целую эпоху в интеллектуальной жизни Франции первой половины XX в. Датой рождения французского персонализма считается октябрь 1932 г. Основоположник и главный теоретик французского персонализма Эммануэль Мунье 19051950 профессиональный философ католик по вероисповеданию; ему удалось сплотить вокруг Esprit творческую молодежь философов социологов публицистов литераторов литературных и...
82423. Философская герменевтика. Трудности перехода от понимания как способа познания к пониманию как способу существования 30.84 KB
  Хотя история герменевтики может быть прослежена через Средневековье до античности понятие герменевтики в его современном значении восходит к Новому времени. Революционный шаг в становлении герменевтики как самостоятельной дисциплины сделан Шлейермахером принципиально расширившим сферу подлежащих истолкованию текстов: для Шлейермахера – это учение об искусстве понимания письменных документов вообще. Задачу герменевтики составляет прояснение условий делающих возможным уразумение смысла того или иного текста. Важным этапом становления...
82424. Аналитическая философия XX века: основные направления и проблемы 28.31 KB
  Одна из отличительных черт интеллектуальной культуры XX столетия развитие и нарастающее влияние аналитической философии. Главные цели философии анализа выявление структуры мысли прояснение всего смутного невнятного достижение прозрачного соотнесения языка и реальности четкое разграничение значимых и пустых выражений осмысленных и бессмысленных фраз. Внутри аналитической философии выделяют два направления: философию логического анализа и философию лингвистического анализа или лингвистическую философию. Исходные проблемы и понятия...
82425. Структурализм и постструктурализм 31.84 KB
  В античности понятие структуры было синонимом понятия форма. В трудах Структурная антропология 1958 и Структурная антропология два 1973 рекомендует при исследовании культуры обращать внимание не на субъекты но на такие культурные структуры жизни как мифы ритуалы маски правила бракосочетания родственные связи языки как на знаковые структуры и изучать их не диахронно а синхронно увязывая факты в целое....